деятельности учителя и учащихся на уроке в рамках половой дифференциации обучения; удовлетворенность родителей работой школы; предметно-познавательный интерес учащихся, психологический пол личности, взаимоотношения мальчиков и девочек, гендерная культура учащихся.
На этапе констатирующего эксперимента изучалось отношение учителей к процессу половой дифференциации обучения младших школьников, отношение родителей работой школы, а также изучалось развитие учащихся младшего школьного возраста.
Оценивая полученные результаты констатирующего эксперимента на диагностическом этапе эксперимента, мы пришли к выводу, что педагогический коллектив, в целом, готов работать в экспериментальном режиме, при этом выявилась необходимость вооружения учителей современными социально-гуманитарными знаниями о половой дифференциации обучения младших школьников, её структуре, особенностях и качественных показателях на различных этапах организации учебно-воспитательного процесса. В силу этого, была разработана целевая комплексная программа системной работы с учителями-экспериментаторами, которая потребовала системной работы по: 1) изучению теории; 2) разработке новых образовательных средств; 3) апробации - распространения опыта; 4) внедрению наработанного в методическую копилку учителя (и школы, в целом). В связи с этим была разработана следующая схема работы: 1) лекция, на которой излагалась сущность вопроса, выявлялись педагогические закономерности в личностно ориентированном обучении и воспитании; 2) семинарское занятие в творческой группе учителей, на котором развертывалась дискуссия, вырабатывались концепции работы с учениками и родителями; 3) апробация идей через открытые уроки, деловые игры и т. п.; 4) конкурс лучших идей на заседании творческой группы учителей. Основными формами методической работы в процессе экспериментальной работы явились следующие: теоретическая учеба (организация постоянно действующего теоретического семинара); методическая учеба (открытые уроки, смотры кабинетов и творческих лабораторий учителей, конкурсы, выставки; панорамы методических идей); научно-педагогическая и методическая деятельность (самостоятельные разработки календарно-тематических планов, конспектов уроков, сценариев внеклассных мероприятий; семинары-практикумы); создание по учебным предметам учебно-методических комплексов (УМК) как материальной базы преподавания (УМК включает в себя следующие компоненты: концепция предмета и его место в УВП; структура учебной программы; описание технологий; анализ работы учителей по всем аспектам опытно-экспериментальной работы; апробация полученных результатов в рамках предметно-методических недель и фестиваля уроков, на заседаниях школьных методических объединений, педагогических советах, а также на научно - практических конференциях; диагностика стилей работы учителей.
Литература:
1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. М.: Педагогика, 1980. - Т.1. - 230 с., Т.2. - 288 с.
2. Большой психологический словарь / Под редакцией Б.Г. Мещерякова, В.П.Зинченко. - СПб.: «Прайм-ЕВРОЗНАК, М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. - С. 516.
3. Еремеева В., Козловская Г., Чубарова С., Юрищева Т. Новые здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании детей [Текст] / В. Еремеева, Г. Козловская, С. Чубарова, Т. Юрищева // Развитие личности 2005. - №2. - http://rl-online.ru/articles/
4. Каплунович И.Я. О различиях в математическом мышлении мальчиков и девочек // Педагогика, 2001. -№10. - С. 30 - 35.
5. Мудрик А.В. Социальная педагогика / А.В. Мудрик; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 1999. - 184 с.
6. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и руководителей - М.: ТЦ «Сфера», 2000. - 128 с.
7. Bronfenbrenner U. Toward an experimental ecology of human development. — Amer. Psychol. 1977. - V.32. - P. 513—531.
Педагогика
УДК 378
адъюнкт Дьяков Эдуард Николаевич
Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии РФ (г. Санкт-Петербург); доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры философских и социально-экономических дисциплин Шарухин Анатолий Петрович
Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии РФ (г. Санкт-Петербург)
КОНЦЕПЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ВОЙСК
НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РФ
Аннотация. В статье представлена концепция государственно-патриотического воспитания курсантов военных институтов войск национальной гвардии РФ. Концепция отражает социокультурные, логико-гносеологические и практические аспекты исследуемой проблемы.
Ключевые слова: концепция, воспитание, государственный патриотизм, курсанты.
Annotation. The article presents the concept of state-Patriotic education of cadets of military institutions of the national guard of the Russian Federation. The concept reflects the socio-cultural, logical-epistemological and practical aspects of the problem.
Keywords: concept, education, state patriotism, cadets.
Введение. Изучение взглядов на проблему воспитания военнослужащих рассматривается как необходимое научное основание для проектирования системы государственно-патриотического воспитания курсантов военных институтов войск национальной гвардии РФ. Для решения данной задачи использовался интегральный подход.
Исходя из определения концепции как фундаментальной теоретической схемы или системы, а также как
основного содержания научной теории [1], в исследовании под концепцией понимался: комплекс взглядов на постановку проблемы и методологическое обоснование ее решения; трактовка основных положений, касающихся сущности государственно-патриотического воспитания, его структуры, характеристики основных компонентов; точка зрения на организационно-технологический аспект ее решения. Содержание концепции как формы интеграции научного знания отражает его социокультурные, логико-гносеологические и практические аспекты по выбранной для исследования проблеме [2; 3].
Формулировка цели статьи и задач. Целью статьи является обоснование концепции государственно-патриотического воспитания курсантов военных образовательных организаций высшего образования войск национальной гвардии РФ.
Изложение основного материала статьи. Концепция государственно-патриотического воспитания курсантов военных институтов войск национальной гвардии РФ имеет свою структуру: методологические основания, концептуально-теоретическую и технологическо-рекомендательную часть.
Говоря о методологических основаниях, необходимо отметить следующее.
Воспитание государственного патриотизма у курсантов военных образовательных организаций войск национальной гвардии относится к профессионально-этическим проблемам, связанным с формулированием норм и принципов нравственного поведения военнослужащих/сотрудников Росгвардии и выработкой предложений по формированию у них способности к самостоятельной нравственной ориентации и нравственным действиям на основе этих нравственных требований.
Не является секретом, что решение войсками национальной гвардии задач связано с осуществлением легального и легитимного насилия против людей, пытающихся подорвать основы безопасности личности, общества и государства, т.е., с покушением на их свободу, физическую и психическую неприкосновенность. При этом слово «насилие» имеет четко выраженные негативные коннотации. Поэтому многие люди расценивают насилие как зло, а противники российской власти пытаются подменить существо дела, «выпячивая» на первый план негативный аспект насилия и замалчивая позитивную сторону - обеспечение безопасности личности, общества и государства. Эти попытки становятся все более активными и изощренными. Однако, действия сегодняшнего курсанта - будущего офицера Росгвардии нравственно оправданы.
Когда курсант (будущий офицер), выполняя обоснованный приказ, проявляет насилие, то действует не из прихоти, а во имя блага других людей, несет им добро, борясь со злом. Курсант сознательно принял присягу, в которой поклялся, что любит свою Родину, свой народ и готов, защищая их, проявлять мужество, самоотверженность и, если будет необходимо, то отдать за них жизнь. В этой любви, преданности и готовности к самопожертвованию проявляется его патриотизм по отношению к своему народу, к Родине.
Другой характерной статусной чертой курсанта (будущего офицера) является то, что он выступает государственным служащим. Находясь на службе у государства, обеспечивая безопасность личности, общества и государства, он включен в жесткую иерархическую цепь государственного управления, которая берет начало от избранного народом высшего должностного лица государства - Президента Российской Федерации, являющегося одновременно Верховным Главнокомандующим Вооруженных сил страны. Успешное выполнение возложенных на войска национальной гвардии задач зависит, прежде всего, от строгости управленческой дисциплины, которая требует от курсанта (будущего офицера) беспрекословного, точного и в срок выполнения приказа вышестоящего командования (которое, как и он, занято решением той же задачи - обеспечением безопасности личности, общества и государства), а также сформированности в сознании приоритета служебно-должностных (государственных) интересов над личными, над интересами групп, слоев, классов и других общностей. Это единство моральных и организационных основ управления в войсках национальной гвардии, слаженность действий, взаимовыручка и поддержка командирами/начальниками своих подчиненных не дают права курсанту, как будущему офицеру, безответственно относиться к освоению и выполнению своего профессионального долга. К тому же, если эта ответственность подкрепляется большим служебным и учебным старанием и мастерством, а также любовью к избранной профессии (государственной службе), уважением к командирам/начальникам (выступающими для него старшими товарищами), через любовь к народу - уважением/любовью к Президенту, то, по сути, речь идет о таком понятии, как «государственный патриотизм», который должен быть сформирован у каждого курсанта на базе любви к Родине.
Таким образом, под государственным патриотизмом курсанта военно-образовательного учреждения войск национальной гвардии понимается моральное качество его личности, суть которого состоит в мотивационной, физической, компетентностной и саморегуляционной готовности проявлять ответственность и дисциплинированность, эффективно осваивать профессиональную образовательную программу, используя все возможности для подготовки себя к честному, мужественному и умелому служению своему Отечеству.
Ядро этого сложного и многоуровневого феномена составляет нравственная зрелость будущего офицера, включающая: любовь к Родине; верность воинскому долгу; честь; ответственность; мужество, коллективизм (выраженный в братско-дружеском отношении к товарищам); готовность беспрекословно, точно и в срок выполнить поставленный приказ.
На фундаменте нравственности выстраиваются служебно-статусные отношения, содержание которых связано с отношением к государству, его истории, проводимой политике, руководящим органам (уважения, гордости, лояльности); к войскам национальной гвардии как инструменту государства, к соединению/части, их истории, решаемым задачам, к командирам/начальникам (уважения, гордости, направленности на сохранение и приумножение традиций).
Следующий уровень - профессиональный - предстает как результат влияния предыдущих уровней и выражается в отношении к дальнейшему развитию и проявлению профессионализма (нацеленность на достижение высоких результатов в учебной, служебно-боевой, внутриколлективной, хозяйственно-бытовой и культурно-досуговой деятельности; умение на высоком уровне мастерства решать поставленные задачи, проявление инициативы и творческого подхода к делу, дисциплинированность; постоянное стремление к личностному и профессиональному саморазвитию).
Еще один уровень связан с саморегуляцией, способностью к самоконтролю мотивационных, эмоционально-чувственных, интеллектуальных состояний в различных ситуациях учебной, служебно-боевой, внутриколлективной, хозяйственно-бытовой и культурно-досуговой деятельности и профессионального общения.
Вся эта сложная структура обеспечивает морально-психологическую готовность офицера беспрекословно, точно и в срок выполнить приказ, поставленный вышестоящими начальниками.
Будучи системным качеством, государственный патриотизм структурно входит в систему других качеств, неразрывно связанных между собой и образующих личностный образ курсанта. Как показывает изучение литературных источников [51, к таким качествам военнослужащего, с которыми связан государственный патриотизм, относятся: нравственная зрелость (воинский долг, честь, ответственность, мужество); профессиональная надежность (высокая компетентность, инициативность и творческий подход к решению поставленных задач); законопослушность (дисциплинированность); культурно-эстетическая развитость (обладание общей культурой и видение красоты в выполнении долга и соблюдении чести); военно-экономическая культура (бережное отношение к оружию, технике, спецсредствам и другому имуществу); военно-экологическая культура (бережное отношение к природной среде). Исходя из этого, необходимо сделать вывод, что государственный патриотизм формируется неразрывно от других качеств в целостной системе воспитания курсантов военных образовательных организаций войск национальной гвардии РФ. Вместе с тем, он имеет свое предметное поле, что позволяет выделить в целостной системе воспитания будущих офицеров такое направление, как государственно-патриотическое воспитание.
Определение государственно-патриотического воспитания может быть дано с учетом ответа на вопрос: каков психологический механизм формирования личности и ее качеств? Ответ дан в работе А.Н. Леонтьева «Деятельность. Сознание. Личность» [11: личность формируется в личностно-значимой деятельности, насыщенной ценностно-смысловым содержанием. Следовательно, учебная, служебная, хозяйственно-бытовая, культурно-досуговая и внутриколлективная деятельности курсанта должны быть организованы как личностно-значимые и насыщены такими моральными, правовыми, экономическими, межличностными отношениями и обстоятельствами, которые требовали бы от них непрерывного проявления государственного патриотизма, личностного и профессионального развития и способствовали накоплению опыта патриотического поведения.
Переход к концептуально-теоретической части может быть начат с определения государственно-патриотического воспитания курсантов военных образовательных организаций войск национальной гвардии РФ, под которым следует понимать целесообразно организованную учебную, служебную, хозяйственно-бытовую, культурно-досуговую и внутриколлективную деятельности будущих выпускников, в процессе которых они вступают в систему профессионально-этических, служебно-правовых, военно-экономических и межличностных отношений и обстоятельств, требующих от них непрерывного проявления государственного патриотизма, разностороннего личностного и профессионального развития и способствующих накоплению опыта патриотического поведения при решении учебных, служебно-боевых и других задач.
Государственно-патриотическое воспитание курсантов представляет собой систему и процесс ее функционирования и развития. Его структура включает в себя следующие компоненты: целевой блок, содержательный блок, субъектно-личностный блок, средовой блок, технологический блок, управленческий блок, блок результатов.
Достижение цели - сформированности государственного патриотизма - предполагает решение задач обеспечения мотивационной, компетентностной, физической и саморегуляционной готовности стать офицером-патриотом.
Компонент содержания состоит из: а) тематической информации, связанной с государственным патриотизмом (дефиниции, структуры, тематики занятий и воспитательных мероприятий патриотической направленности); б) комплекса интеллектуальных процессов, действий, поступков, эмоционально-чувственных переживаний и проявляемых волевых усилий, которые выступают внутренним психологическим содержанием формируемого качества курсанта.
В субъектно-личностный компонент включаются: а) курсанты, осуществляющие различные виды деятельности и вступающие в отношения и обстоятельства, наполненные ценностно-патриотическим содержанием; б) командиры (начальники), профессорско-преподавательский состав, выступающие организаторами патриотическо-направленной деятельности курсантов.
Концепция учитывает следующие методологические подходы:
1. Под результативностью понимается результат как степень достижения цели. Иными словами существует взаимосвязь и соотношение между результатом и поставленной целью. Любой результат выражается в конкретном продукте. Конкретный результат, который планирует военная образовательная организация высшего образования в соответствии с изначально поставленной целью, позволяет судить об эффективности деятельности по воспитанию государственного патриотизма у курсантов. При этом цель выступает идеальным образом результат, к которому стремится система. Существует прямая взаимосвязь между результатом и идеальным представлением о нем при явном отсутствии тождества между ними. Поэтому соотнесение полученных и запланированных результатов может составить основу для оценки динамики изменений в государственно-патриотическом воспитании курсантов. Выраженной в процентах оно характеризует государственно-патриотическое воспитание с позиций результативности. А соотнесение целей потребностям практики и охват ее различных аспектов (службы, учебной деятельности, быта, досуга и сферы внутриколлективных отношений) позволит дать характеристику государственно-патриотического воспитания в контексте целеполагания. Полученный после государственно-патриотического воспитания результат будет проявляться в государственном патриотизме как качестве личности курсанта, которое включает в себя: мотивы, потребности, мировоззрение, установки, эмоции и чувства, поведение. В проводимом исследовании подчеркивается, что повышение результативности обеспечивается за счет профессионализма преподавателей, главным фактором которого выступает качество проводимых занятий.
2. Эффективность предполагает соотнесение ресурсных затрат по отношению к поставленной цели. На использование ресурсов влияет качество и организация процесса. Повышение эффективности обеспечивается за счет качества проводимых воспитательных мероприятий, качества организованных взаимоотношений между командирами и курсантами, преподавателями и курсантами, в коллективе курсантов и качество служебной, бытовой, досуговой деятельности курсантов.
Результаты государственно-патриотического воспитания проявляются в службе, учебной деятельности, быте, досуге и сфере внутриколлективных отношений. На процесс этой деятельности влияет большое количество факторов, поэтому оценка полученных результатов и определение их соответствия поставленным целям будет недостаточным основанием для оценки эффективности государственно-патриотического
воспитания курсантов. Решение этой проблемы определяет потребность в разработке критерия для оценки эффективности данного процесса. В качестве такого критерия предлагается рассматривать процессуально-качественный критерий.
Анализ особенностей, характеризующих качество государственно-патриотического воспитания курсантов в военных институтах войск национальной гвардии РФ, показывает, что данная деятельность должна быть ориентирована на постановку целей этой деятельности, анализ текущей педагогической ситуации, диагностики причин поведения курсантов, не соответствующих требованиям государственного патриотизма, обоснованием замысла действий, оптимизацию содержания, форм и методов государственно-патриотического воспитания и др.
Таким образом, эффективность следует рассматривать как соотнесение качества организации воспитательного процесса с полученным результатом, то есть через качество достигается результативность.
Целью государственно-патриотического воспитания выступает система отношений будущего выпускника, объединенных единым понятием «государственный патриотизм».
В содержательном плане при построении концепции учитывалось:
1. Тематическое содержание целевой программы государственно-патриотического воспитания курсантов военных институтов войск национальной гвардии, посвященных военно-гуманитарным, военно-техническим, тактическим и другим вопросам.
2. Тематическое содержание специальных воспитательных мероприятий нравственного, государственно-патриотического, воинского, правового, общекультурного, военно-экономического, военно-экологического характера.
3. Содержание повседневных вопросов бытового обеспечения военнослужащих, культуры взаимоотношений и других вопросов, связанных со справедливостью, заботой о подчиненных, развитием дружбы и войскового товарищества, проявлением организованности, смекалки, выносливости, выдержки и т.д.
В субъектно-личностном и средовом плане учитывалось, что проектирование военно-культурной среды и повышения педагогической культуры профессорско-преподавательского состава и офицеров разрабатываются, исходя из теории личности, положений о структуре качества личности, и понимания государственного патриотизма как качества личности курсанта, состоящего из мотивов, потребностей, мировоззрения, установок, эмоций и чувств, кругозора, способности осмысливать информацию и правильные выводы, умений-навыков-компетенций, проявляющихся в поведении курсантов. Под повышением педагогической культуры профессорско-преподавательского состава и офицеров понимается обеспечение роста мастерства преподавателей и командиров курсантских подразделений в вопросе организации и осуществления педагогической деятельности по государственно-патриотическому воспитанию курсантов.
При построении концепции государственно-патриотического воспитания курсантов в методологическом плане учитывалось, что военнослужащий/сотрудник ВНГ - это био-социо-духовно-космический феномен, способный к познанию и преобразованию окружающей действительности; личность военнослужащего - это интегральное понятие, объединяющее общечеловеческие, социально-типическое и индивидуально неповторимое; воспитание военнослужащих целесообразно организованная с педагогических позиций воинская деятельность солдат, сержантов, офицеров и профессорско-преподавательского состава, в ходе которой они вступают в систему специально созданных отношений, взаимодействий и обстоятельств, обеспечивающих их творческую самореализацию, непрерывное личностное и военно-профессиональное развитие, накопление общественно одобряемого жизненного и военно-профессионального опыта, формирование свойств и качеств, необходимых для безусловного и безупречного выполнения своего воинского долга.
В управленческом плане учитывалось, что формирование государственного патриотизма как качества личности у курсантов требует опоры на нормативные требования по морально-психологическому обеспечению и ФГОСы высшего военного образования по воинским специальностям войск национальной гвардии РФ, устанавливающие компетенции и регламентирующие учебную и воспитательную работу с личным составом войск национальной гвардии.
Учитывалось, что целью управления системой государственно-патриотического воспитания курсантов военных институтов является эффективное функционирование и развитие педагогической системы.
Для этого подбирались способы управления педагогической системой государственно-патриотического воспитания (сбор и анализ информации; принятие решения; планирование учебно-воспитательного процесса; постановка задач; оказание помощи в их решении; контроль и корректировка).
В плане получения конечных результатов цель государственно-патриотического воспитания курсантов военных институтов войск национальной гвардии РФ как соблюдение курсантами дисциплины и требований военных институтов войск национальной гвардии РФ (диагностика и формирование у них потребности в успешной службе, учебной деятельности, бытовой сфере, досуговой сфере и внутриколлективной сфере, образующих военно-культурную среду военного института) и формирование у них государственного патриотизма как качества личности (формирование готовности к добросовестному, безупречному выполнению обязанностей в сферах службы, учебной деятельности, быта, досуга и сферы внутриколлективных отношений, образующих военно-культурную среду военного института). Если соблюдение курсантами дисциплины и требований обеспечивается усвоением нормативных требований наставления по морально-психологическому обеспечению и основных компетенций в военных институтах, то формирование государственного патриотизма достигается в процессе экспериментальной работы. При этом важным является совпадение начальной и конечной целей такого государственно-патриотического воспитания курсантов.
Выводы. Совокупность вышеназванных положений определяют предлагаемую нами исходную концепцию, необходимую для реализации государственно-патриотического воспитания курсантов в военном институте войск национальной гвардии РФ.
Литература:
1. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975. - 352 с.
2. Мокий М.С. Методология научных исследований [Текст] / Мокий М.С. [и др.] / Учебное пособие. -М.: Юрайт, 2015. - 255 с.
3. Рыжко В.А. Концепция как форма научного знания [Текст] / В.А. Рыжко / Автореферат дисс. ... доктора философских наук: 09.00.01. - Киев: Ин-т философии, 1989. - 306 с.
4. Рыжко В.А. Научные концепции: социокультурный, логико-гносеологический и практический аспекты [Текст] / В.А. Рыжко / Монография. - Киев: Наукова думка, 1985. - 182 с.
5. Шарухин А.П. Военная педагогика: учебник. - СПб.: Издательство «Питер», 2017. - 576 с.
Педагогика
УДК: 378.14
преподаватель Есин Роман Витальевич
Сибирский федеральный университет (г. Красноярск);
кандидат технических наук, доцент Вайнштейн Юлия Владимировна
Сибирский федеральный университет (г. Красноярск)
МЕТОДИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ НА ОСНОВЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ В ЭЛЕКТРОННОЙ СРЕДЕ
Аннотация. Статья посвящена разработке методической модели формирования математической компетентности в электронной среде через индивидуальную образовательную траекторию для бакалавров информационно-технологических направлений подготовки. Представленная в работе методическая модель отражает процесс построения целостной системы персонализации обучения в электронной среде через функциональные связи между ее компонентами. На основе предложенной в работе модели в дальнейшем предлагается построить результативную методику формирования математической компетентности в электронной среде и в качестве средства ее реализации создать электронный обучающий курс по математике.
Ключевые слова: математическая компетентность, обучение математике, электронное обучение, электронная среда.
Annotation. The article is devoted to the development of the methodical model for the formation of mathematical competence in the electronic environment through an individual educational trajectory for bachelors of information technology. The methodical model is presented in the paper reflects the process of building an integrated personalization system of e-learning through functional connections between its components. Based on the proposed model is offered in the build productive method of formation of mathematical competence in an electronic environment. The implementation of the methodology is proposed to be organized on the basis of the development of an e-learning course in mathematics.
Keywords: mathematical competence, math training, e-learning, electronic environment.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта №18-013-00654
Введение. В современных условиях развития информационно-коммуникационных технологий необходимо развивать обучение, ориентированное на индивидуализацию и электронные образовательные технологии [1]. В связи с этим возникает необходимость создания новых подходов к проектированию электронных обучающих курсов с учетом индивидуальных характеристик при изучении математических дисциплин, которые будут способствовать формированию математической компетентности в электронной среде.
Исследованиями вопросов формирования математической компетентности посвящены работы О.В. Аверина, Э.Х. Башкаева, Е.Ю. Белянина, Л.В. Васяк, А.А. Виландеберк, Б.В. Гнеденко, О.В. Долженко, Р.И. Остапенко, В.В. Поладова, С.А. Татьяненко, М.А. Худякова, Н.Л. Шубина и др. Структурированием математической компетентности занимаются педагоги и психологи (И. А. Зимняя, А.В, Багачук, Н.А. Кириллова, М.Б, Шашкина, В.А. Шершнева, Л.В. Шкерина и др.). Проведенный анализ [2-4], а также практика обучения математике в вузе показали, что в настоящее время остаются слабо изученными возможности применения электронной среды для формирования математической компетентности будущих бакалавров. В этих условиях возникает необходимость разработки научно обоснованной методики формирования математической компетентности в процессе обучения математике в электронной среде, учитывающей индивидуальные характеристики студентов и соответствующей нормативным требованиям к подготовке бакалавра информационно-технологических направлений.
Целью исследования является разработка методической модели формирования математической компетентности бакалавров информационно-технологических направлений подготовки в электронной среде на основе индивидуальной образовательной траектории.
Изложение основного материала статьи. Представленная в работе методическая модель формирования математической компетентности бакалавров информационно-технологических направлений подготовки отражает процесс построения целостной системы персонализации обучения в электронной среде через функциональные связи между ее компонентами. Данная модель представлена совокупностью взаимосвязанных и взаимообусловленных блоков: целевого, концептуального, технологического, рефлексивно-оценочного и результативного блоков.
Целевой блок модели формирования математической компетентности в электронной среде представлен требованиями федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования Российской Федерации, требованиями профессиональных и международных стандартов в области повышения качества инженерного образования, а также требованиями работодателя. Цель выступает системообразующим компонентом данного блока и определяет содержание и результаты обучения, способы его оценки и применяемые технологии. Цель реализуется через компоненты остальных блоков модели и организуется на основе технологии обратного педагогического дизайна (Backward design) исходя из формируемой математической компетентности [5].
Концептуальный блок раскрывает методологические основы формирования математической компетентности в процессе обучения математике на основе реализации индивидуальной образовательной траектории в электронном обучающем курсе. Он опирается на комплекс методологических подходов, обеспечивающих достижение заданной цели и на дидактические принципы формирования математической