Педагогика
УДК:378
доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ Бережнова Людмила Николаевна
Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии (г. Санкт-Петербург); младший научный сотрудник научно-исследовательского отдела по исследованию социально-психологических проблем войск национальной гвардии Маклачков Егор Александрович
Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии (г. Санкт-Петербург)
ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАЦИИ В ВОЕННЫХ ИНСТИТУТАХ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА БУДУЩЕГО
ОФИЦЕРА
Аннотация. В статье рассматриваются особенности коммуникативного взаимодействия курсантов в военных институтах и роль этого взаимодействия в формировании имиджа будущего офицера как обобщенного образа военнослужащего войск национальной гвардии.
Ключевые слова: имидж, коммуникативное взаимодействие, офицеры, военнослужащие.
Annotation. In the article features of communicative interaction of cadets in military institutes and a role of this interaction in formation of image of the future officer as the generalized image of the soldier of armies of national guard are considered.
Keywords: image, communication, officers, military personnel.
Введение. Становление имиджа будущего офицера войск национальной гвардии происходит в особой среде военнослужащих. Именно окружение и следование положительному примеру становится условием формирования социального, культурного, психологического, информационно-коммуникативного и символического образа будущего офицера. Важность особенностей коммуникативного взаимодействия в военных институтах войск национальной гвардии, обусловлена спецификой характера обучения и сложностью выполнения поставленных служебных задач.
Изложение основного материала статьи. Направленно сконструированный положительный имидж офицеров национальной гвардии РФ способствует созданию представления и определенного позитивного отношения социума к войскам национальной гвардии.
Для исследования особенностей формирования имиджа будущего офицера необходимо определение понятия «имидж» (англ. image - образ, изображение) - образ, мнение, представление, сложившиеся в обществе (или целенаправленно созданные) о каком-либо человеке, организации, товаре [2, С. 389]. В словаре иностранных слов имидж - целенаправленно формируемый (средствами массовой информации, литературой и др.) образ какого-либо лица, предмета, явления, призванный оказать на кого-либо эмоциональное и психологическое воздействие. Термин «имидж» впервые возник в американской литературе в 30-е годы XX века и использовался для определенных образов - представлений, применяемыми различными общественными институтами, создающими необходимое восприятие в массовом сознании людей. В отличии от смежных понятий имидж формируется только в соответствии с определённой целью.
В соответствии с Указом Президента РФ от 31.12.2015 №683 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации», Указ Президента РФ от 05.04.2016 N 157 (ред. от 15.05.2018) "Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации", Посланием Президента РФ Федеральному Собранию от 01 марта 2017 года, Федеральным законом от 03.07.2016 N 226-ФЗ (ред. от 05.12.2017) "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" иными нормативными актами основными национальными интересами нашего государства являются укрепление обороны страны, обеспечение незыблемости конституционного строя, суверенитета, независимости, государственной и территориальной целостности Российской Федерации. Поэтому в целях обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина возникает острая необходимость в создании позитивного имиджа будущего офицера национальной гвардии РФ как хранителя ценностей страны.
Подготовка кадров для войск национальной гвардии осуществляется в военных образовательных организациях высшего образования Вооруженных Сил Российской Федерации и образовательных организациях высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. Реализуют учебную и воспитательную деятельность по созданию имиджа офицеров войск национальной гвардии РФ военные институты и университеты, согласно процессам, происходящим на уровне заданной идеологии и политики государства. Процесс обучения осуществляется через коммуникативное воздействие. Коммуникации в военном вузе являются элементом взаимодействия командного, профессорско-преподавательского состава и самих курсантов военного института как в общении между собой, так и при сотрудничестве с другими вузами, воинскими частями. Составляющая коммуникации считается эффективной при наличии определенной корпоративной культуры, имиджа командования и профессорско-преподавательского состава. Коммуникационное взаимодействие имеет следующую направленность:
- сотрудничество с воинскими частями для продуктивного распределения выпускников институтов;
- организацию взаимодействия с использованием средств массовой информации для предоставления достоверной информации об образовательной и научной деятельности военного института;
- осуществление взаимоотношений курсантов с командованием и офицерами, преподавателями, другими вузами, а так же патриотическими и общественными организациями с целью поддержания взаимовыгодного сотрудничества;
- осуществление согласованных мероприятий, с различными общественными, государственными, и другими организациями по единым проблемным вопросам.
К моменту поступления в военный институт характер молодого курсанта имеет свойство динамичного развития, меняются убеждения, направленность личности, стереотипы взаимоотношений, что учитывается в системе воспитательной работы с военнослужащими [3, С. 99-105]. В целом этому возрасту характерны следующие противоречия:
- большое количество интересов, любознательность, чувство нового, желание проявить себя и в то же время проявление лени и пессимизма;
- склонность к исключительности и самобытности суждений и действий, на фоне привязанности к коллективному мнению;
- самоутверждение как потребность, при недостаточном запасе форм, методов и средств выражения личности, отсутствия жизненного опыта;
- юношеский максимализм, характеризующийся в стремлении к определенности, четкости в высказываниях, оценках и отношениях;
- сформированность к 18-20 годам в большей части собственных жизненных ориентиров.
Данные противоречия могут отражать как положительную, так и отрицательную направленность. Сформированные привычки часто становятся началом целенаправленных действий и поступков, отношения молодого человека к жизни, обществу, профессиональной деятельности и самому себе [3, С. 99-105]. И именно на этом этапе необходимо следует учитывать не только индивидуальные и возрастные особенности личности курсантов, но и социально-психологические процессы, происходящие в воинском коллективе, формы общения, влияющие на развитие личности, формирование войскового товарищества как неотъемлемой части имиджа. Войсковое товарищество демонстрирует мнение коллектива, готовность к взаимопомощи, общие цели, интересы и ценности.
Создание имиджа будущего офицера происходит в результате взаимодействия курсантов с преподавателями и офицерами в определенных условиях в военном институте. Обучение и воспитание должны являться неразделимыми составными частями целостного педагогического процесса. Задачами образовательного процесса в рамках направленности формирования имиджа будущего офицера в военном вузе можно назвать следующие этические категории:
- формирование идеологии у курсантов, состоящей из патриотизма, профессионализма, нравственности;
- развитие моральных качеств и направленности на службу, добросовестности при выполнении служебных задач;
- системное развитие личности каждого курсанта как будущего офицера.
Всё это составляет процесс нравственного воспитания, предполагает формирование моральных потребностей личности, направленных на нравственное самосовершенствование, стремление к моральному идеалу и высоконравственному поведению как устойчивой черте характера, желание служить Родине и выполнять долг воинской службы.
Одной из важных этических категорий можно назвать патриотизм, он является одной из важных переходящих традиций общества, оказывающей воздействие на многие сферы жизнедеятельности; иллюстрирует позицию личности к деятельности на благо Отечества; выражается в готовности к защите интересов Отечества, что происходит с помощью таких элементов как воинский долг, дисциплинированность и войсковое товарищество.
Для оценки воинского долга необходимо мнение общества, передаваемое посредством коммуникации как требование защиты Отечества и государства, однако выполнение воинского долга не возможно без такого качества как дисциплинированность. Дисциплинированность характеризуется осознанной способностью личности, преобразованной в привычку по соблюдению уставных правил взаимоотношений и норм поведения. Достигается при помощи глубоких знаний своих служебных обязанностей, требований законов, уставов и волевого усилия, выраженного в расширении знаний о воинской дисциплине и службе. Главным выражением дисциплины будет являться самодисциплина, что формулируется в способности личности управлять своими действиями и поступками и самостоятельно их оценивать.
При рассмотрении коммуникативного взаимодействия курсантов внутри коллектива разделяют уставные, формальные и неформальные отношения. Необходимо выделить отдельно вид взаимоотношений в воинском коллективе, как авторитет, выражающийся в психологическом влиянии одного человека или группы на личность, например командира на подчиненных или коллектива на личность [5, С. 16-23].
Авторитет в воинском коллективе как субъект педагогического воздействия состоит из нескольких взаимосвязанных частей: должности и воинского звания, личности и воинских уставов. И каждая из этих частей играет важную роль в определении имиджа будущих офицеров стремящихся к авторитету данного командира или коллектива.
Рассматривая место офицеров в войсках, следует отметить высокое значение и большую ответственность не только за процесс воспитания подчиненных, но и за процесс отображения идеала службы к которому необходимо стремиться.
Важными функциями коммуникации как средства совершенствования положительного имиджа будущих офицеров являются:
- постановка правильно разработанных целей и задач по качественной передаче информации между субъектами;
- создание необходимых условий для достижения эффективности.
Офицер одновременно является субъектом общения и активным участником формирования не только своего имиджа, но и имиджа подразделения, воинской части, что впоследствии создает целостный образ войск. Офицер осуществляет воспитание, направленное на изменение поведения курсантов и отношений между ними. Такие отношения имеют не только субъект-объектную, но и субъект-субъектную направленность. Таким образом, организация педагогической среды является важнейшим условием успешности и реализации формирования имиджа у курсантов.
Важным элементом в системе формирования имиджа будущих офицеров является творческий потенциал курсантов как будущих офицеров, в котором выделяются следующие компоненты:
- уровень интеллекта, с помощью которого развиваются креативные качества, обеспечивается понимание ценностей военной службы как инструмента по формированию имиджа;
- творческие способности, проявляющиеся в личных, профессиональных качествах, мобильность и избирательность;
- новаторство как поиск новых оптимальных решений, освоение инноваций в обучении и воспитании;
- независимость и нестандартность действий, обеспечивающих овладение индивидуальным стилем решения воспитательных задач;
- положительная эмоциональная активность в педагогическом процессе.
Из этого следует, что необходимо уделять внимание и направлять обучение и воспитание на развитие таких качеств как креативность, творчество, новаторство для создания позитивного имиджа как курсантов так и офицеров.
Воспитанием личного состава необходимо заниматься не только органам по работе с личным составом, а всем офицерам. Офицер не умеющий воспитывать личный состав будет малополезен для войск. Курсантам военных институтов как будущим офицерам, для которых работа с личным составом является частью профессии, требуется серьезное знание человеческих качеств, мотивации и поведения. Исходя, из особенностей служба в войсках национальной гвардии предъявляет особые требования к личности офицера, вследствие высокой значимости для общества и государства.
В результате имидж войск зависит от качественной подготовки будущих офицеров, которые составляют душу войск, посредством сохранения многовековых традиций. От качества подготовки будущих офицеров зависит, и готовность войск выполнять различные сложные и опасные задачи по защите Отечества. Обширный опыт демонстрирует, что отношение к войскам общества во многом определяет психологическое состояние офицеров, военнослужащих и соответственно качество выполнения задач мирного и военного времени.
Известно, что имидж формируется с помощью передачи особой информации для разных целевых групп. Средства массовой информации являются мощным источником передачи коммуникации между войсками национальной гвардии и населением страны. От того как будут освещаться мероприятия проведенные войсками, будет зависеть привлекательность имиджа офицерского корпуса и института военной службы. Для этого необходимо органам военного управления пропагандировать положительные примеры выполнения служебных задач, опираться на духовные и материальные составляющие военной организации, учитывая которые СМИ внесут свой вклад в создание положительного имиджа офицеров и в целом войск национальной гвардии. В свою очередь деятельность информационных служб войск национальной гвардии должна быть направлена на формирование модели двусторонней коммуникации со СМИ.
Выводы. Принятие обществом положительного имиджа офицера войск национальной гвардии влияет на изменение в представлениях о военной службе и ее перспективах для современной молодежи. Особенно важно, чтобы в имидже будущих офицеров войск национальной гвардии РФ проявлялись такие качества как справедливость, высокие моральные качества, ценнейшие традиции, достоинства воинского порядка, взаимоотношений и норм, повседневного быта. В основе должны быть базовые характеристики, не подверженные сиюминутным изменениям. Именно особенности коммуникации в военных институтах создают эти определенные условия формирования обобщенного образа военнослужащего и представления о деятельности войск национальной гвардии РФ.
Литература:
1. Алехин И.А. Теория и практика воспитания военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации - М.: Военный университет, 2003. - 377 с.
2. Большой толковый словарь русского языка. - Справочное издание. — СПб.: Норинт, 2000. — 1536 с.
3. Будинайте Г.Л., Корнилова Т.В. Личностные ценности и личностные предпочтения субъекта // Вопросы психологии, 1993. - № 5. - С. 99-105.
4. Военная символика // Новая Российская энциклопедия. Том 4(1): Винчестер — Гамбург. 2007. URL http://enc.znanium.com/read/579252
5. Крутилин Д.С. Имидж офицерского корпуса Российской армии // Научно-аналитический журнал Observer - 2011 - №4 - с. 16-23.
6. Потанин С.П. Социально - психологический тренинг в высшей военной школе. - СПб, ВМА. 2000. - 230 с.
Педагогика
УДК: 378.1
кандидат педагогических наук, доцент Блохин Александр Леонидович
Южный федеральный университет (г. Ростов-на-Дону)
ФОРМИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В НЕПРЕРЫВНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Аннотация. Цель данной работы - продемонстрировать, что имеет место быть и педагогическая концепция человеческого капитала образования, которая должна включаться в ведущую категорию «человеческий капитал» и связанные с ней вопросы: образовательная услуга, качество образования, мотивация, компетенция, личность, здоровье, социальная культура и др.
В своей работе мы выдвигаем соображения, что непрерывное образование является одной из главной составляющей теории человеческого капитала. Теория человеческого капитала - это не просто теория в области экономики, это комплексный подход к анализу широкого спектра человеческой деятельности в свете определенного мировоззрения. Непрерывное образование, в таком подходе находится в центре, и является источником научного, экономического развития не только вуза, а региона, и страны в целом. Актуальность статьи заключается рассмотрения роли человеческого капитала не только в экономическом но и педагогическом контексте. В статье мы проводим взаимосвязь между непрерывным образованием и человеческим капиталом.
Ключевые слова: непрерывное образование, повышение квалификации, преподаватель, высшее учебное заведение, человеческий капитал.
Annotation. The aim of this work is to demonstrate that is the place to be and teaching the concept of human capital is education, which should be included in leading the category of "human capital" and related issues: educational services, quality of education, motivation, competence, personality, health, social culture, etc.
In our work, we propose that continuous education is one of the main components of the theory of human capital. The theory of human capital is not just a theory in the field of economics, it is an integrated approach to analyzing a wide range of human activities in the light of a certain worldview. Continuous education, in this approach is at the center, and is the source of scientific, economic development not only of the university, but of the region, and