Научная статья на тему 'Формирование человеческого капитала в непрерывном образовании'

Формирование человеческого капитала в непрерывном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
191
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / CONTINUING EDUCATION / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / TEACHER / HIGH SCHOOL / HUMAN CAPITAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Блохин Александр Леонидович

Цель данной работы продемонстрировать, что имеет место быть и педагогическая концепция человеческого капитала образования, которая должна включаться в ведущую категорию «человеческий капитал» и связанные с ней вопросы: образовательная услуга, качество образования, мотивация, компетенция, личность, здоровье, социальная культура и др. В своей работе мы выдвигаем соображения, что непрерывное образование является одной из главной составляющей теории человеческого капитала. Теория человеческого капитала это не просто теория в области экономики, это комплексный подход к анализу широкого спектра человеческой деятельности в свете определенного мировоззрения. Непрерывное образование, в таком подходе находится в центре, и является источником научного, экономического развития не только вуза, а региона, и страны в целом. Актуальность статьи заключается рассмотрения роли человеческого капитала не только в экономическом но и педагогическом контексте. В статье мы проводим взаимосвязь между непрерывным образованием и человеческим капиталом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Блохин Александр Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMAN CAPITAL FORMATION IN CONTINUING EDUCATION

The aim of this work is to demonstrate that is the place to be and teaching the concept of human capital is education, which should be included in leading the category of "human capital" and related issues: educational services, quality of education, motivation, competence, personality, health, social culture, etc. In our work, we propose that continuous education is one of the main components of the theory of human capital. The theory of human capital is not just a theory in the field of economics, it is an integrated approach to analyzing a wide range of human activities in the light of a certain worldview. Continuous education, in this approach is at the center, and is the source of scientific, economic development not only of the university, but of the region, and of the country as a whole. The relevance of the article is to consider the role of human capital not only in the economic and pedagogical context. In the article, we carry out the relationship between continuing education and human capital.

Текст научной работы на тему «Формирование человеческого капитала в непрерывном образовании»

Из этого следует, что необходимо уделять внимание и направлять обучение и воспитание на развитие таких качеств как креативность, творчество, новаторство для создания позитивного имиджа как курсантов так и офицеров.

Воспитанием личного состава необходимо заниматься не только органам по работе с личным составом, а всем офицерам. Офицер не умеющий воспитывать личный состав будет малополезен для войск. Курсантам военных институтов как будущим офицерам, для которых работа с личным составом является частью профессии, требуется серьезное знание человеческих качеств, мотивации и поведения. Исходя, из особенностей служба в войсках национальной гвардии предъявляет особые требования к личности офицера, вследствие высокой значимости для общества и государства.

В результате имидж войск зависит от качественной подготовки будущих офицеров, которые составляют душу войск, посредством сохранения многовековых традиций. От качества подготовки будущих офицеров зависит, и готовность войск выполнять различные сложные и опасные задачи по защите Отечества. Обширный опыт демонстрирует, что отношение к войскам общества во многом определяет психологическое состояние офицеров, военнослужащих и соответственно качество выполнения задач мирного и военного времени.

Известно, что имидж формируется с помощью передачи особой информации для разных целевых групп. Средства массовой информации являются мощным источником передачи коммуникации между войсками национальной гвардии и населением страны. От того как будут освещаться мероприятия проведенные войсками, будет зависеть привлекательность имиджа офицерского корпуса и института военной службы. Для этого необходимо органам военного управления пропагандировать положительные примеры выполнения служебных задач, опираться на духовные и материальные составляющие военной организации, учитывая которые СМИ внесут свой вклад в создание положительного имиджа офицеров и в целом войск национальной гвардии. В свою очередь деятельность информационных служб войск национальной гвардии должна быть направлена на формирование модели двусторонней коммуникации со СМИ.

Выводы. Принятие обществом положительного имиджа офицера войск национальной гвардии влияет на изменение в представлениях о военной службе и ее перспективах для современной молодежи. Особенно важно, чтобы в имидже будущих офицеров войск национальной гвардии РФ проявлялись такие качества как справедливость, высокие моральные качества, ценнейшие традиции, достоинства воинского порядка, взаимоотношений и норм, повседневного быта. В основе должны быть базовые характеристики, не подверженные сиюминутным изменениям. Именно особенности коммуникации в военных институтах создают эти определенные условия формирования обобщенного образа военнослужащего и представления о деятельности войск национальной гвардии РФ.

Литература:

1. Алехин И.А. Теория и практика воспитания военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации - М.: Военный университет, 2003. - 377 с.

2. Большой толковый словарь русского языка. - Справочное издание. — СПб.: Норинт, 2000. — 1536 с.

3. Будинайте Г.Л., Корнилова Т.В. Личностные ценности и личностные предпочтения субъекта // Вопросы психологии, 1993. - № 5. - С. 99-105.

4. Военная символика // Новая Российская энциклопедия. Том 4(1): Винчестер — Гамбург. 2007. URL http://enc.znanium.com/read/579252

5. Крутилин Д.С. Имидж офицерского корпуса Российской армии // Научно-аналитический журнал Observer - 2011 - №4 - с. 16-23.

6. Потанин С.П. Социально - психологический тренинг в высшей военной школе. - СПб, ВМА. 2000. - 230 с.

Педагогика

УДК: 378.1

кандидат педагогических наук, доцент Блохин Александр Леонидович

Южный федеральный университет (г. Ростов-на-Дону)

ФОРМИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В НЕПРЕРЫВНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация. Цель данной работы - продемонстрировать, что имеет место быть и педагогическая концепция человеческого капитала образования, которая должна включаться в ведущую категорию «человеческий капитал» и связанные с ней вопросы: образовательная услуга, качество образования, мотивация, компетенция, личность, здоровье, социальная культура и др.

В своей работе мы выдвигаем соображения, что непрерывное образование является одной из главной составляющей теории человеческого капитала. Теория человеческого капитала - это не просто теория в области экономики, это комплексный подход к анализу широкого спектра человеческой деятельности в свете определенного мировоззрения. Непрерывное образование, в таком подходе находится в центре, и является источником научного, экономического развития не только вуза, а региона, и страны в целом. Актуальность статьи заключается рассмотрения роли человеческого капитала не только в экономическом но и педагогическом контексте. В статье мы проводим взаимосвязь между непрерывным образованием и человеческим капиталом.

Ключевые слова: непрерывное образование, повышение квалификации, преподаватель, высшее учебное заведение, человеческий капитал.

Annotation. The aim of this work is to demonstrate that is the place to be and teaching the concept of human capital is education, which should be included in leading the category of "human capital" and related issues: educational services, quality of education, motivation, competence, personality, health, social culture, etc.

In our work, we propose that continuous education is one of the main components of the theory of human capital. The theory of human capital is not just a theory in the field of economics, it is an integrated approach to analyzing a wide range of human activities in the light of a certain worldview. Continuous education, in this approach is at the center, and is the source of scientific, economic development not only of the university, but of the region, and

of the country as a whole. The relevance of the article is to consider the role of human capital not only in the economic and pedagogical context. In the article, we carry out the relationship between continuing education and human capital.

Keywords: continuing education, professional development, teacher, high school, human capital.

Введение. На сегодняшний день доля человеческого капитала преподавателя российского вуза достаточна для осуществления «дорожной карты» в системе высшего образования, имеющей целью сокращение разрыва в уровне успешности, результативности и качества образования от стран ЕС.

Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года по разделу «Образование» предусмотрено обеспечение инновационного характера базового образования, а также создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров. Цель нашей статьи провести анализ непрерывного образования, его влияние и значение на индивида и как следствие формирования в нем человеческого капитала.

Изложение основного материала статьи. О непрерывном образовании преподавателей вуза рассмотрено и представлено в научной и методической литературе большое количество информации. Материал охватывает различные регионы мира и разнообразные методики исследования и апробации. В основе этих изысканий лежит понимание того, что непрерывное образование заключается в формировании человеческого капитала в виде новых знаний и навыков в практике на благо компетентностного роста их студентов.

Непрерывное образование является неотъемлемой частью высшего образования и относится к одному из важных отраслей интеллектуального производства, в которой формируется человеческий капитал общества и представляющий собой сложный процесс, требующий когнитивного и эмоционального участия, способности и готовности к инновациям.

«Непрерывное образование (lifelong learning), согласно международному определению, включает все виды образовательной деятельности, с целью совершенствования знаний, навыков и умений» [1].

Его элементами являются формальное, неформальное и информальное образование, дополнительное образование и обучение, самообразование.

Суть непрерывного образования заключается в процессе роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение всей жизни на основе использования системы государственных и общественных институтов и в соответствии с потребностями личности и общества. Необходимость непрерывного образования обусловлена прогрессом науки и техники, широким применением инновационных технологий. Непрерывное образование перестает быть лишь одним из аспектов образования и переподготовки; оно становится основополагающим принципом образовательной системы и участия в ней человека на протяжении всего непрерывного процесса его учебной деятельности. В ближайшее десятилетие этот принцип должен быть полностью реализован в России.

По мнению Н.С. Семенова: «В основу обеспечения непрерывного образования положены шесть принципов: новые базовые знания и навыки для всех, увеличение инвестиций в человеческие ресурсы, инновационные методики преподавания и учения, новая система оценки полученного образования, развитие наставничества и консультирования, приближение образования к дому используя информационные технологии» [2].

Данные принципы в большей части представлены в сфере образования Европейского союза (ЕС). В ЕС уделяют большое внимание проблемам непрерывного образования «Учение длиною в жизнь», юридической стороне развития цельного образовательного пространства в рамках Болонского процесса, а также сохранению национальной идентичности в рамках единого европейского образовательного пространства.

«Политика и практика определения требований к непрерывному образованию позволяет рассмотреть проблематику этой сферы посредством выявления широкого круга движущих сил ее модернизации» [3].

С начала 1970-х годов понятия «непрерывное образование» и «образование в течение всей жизни» начали активно фигурировать в международных документах, прежде всего ЮНЕСКО и ОЭСР. «В России стихийно возникшие в условиях системной трансформации рыночные институты дополнительного профессионального образования (ДПО) в том или ином виде также постепенно реализуют принцип непрерывности образовательной деятельности в течение всей жизни» [4].

В российских вузах один из основных инструментов непрерывного образования является повышение квалификации. Для анализа системы повышения квалификации, как одного из процессов непрерывного образования, необходимо изучить его смысловой термин.

Повышение квалификации педагогов вуза - это профессиональная программа обучения, разработанная специально для профессорско-преподавательского состава (ППС), с целью совершенствования навыков, повышения теоретических и практических знаний, необходимых для повышения их производительности на рабочем месте и подачи качественного образования.

Повышение квалификации основывается на предположении, что навыки сотрудников работающих в определенном промежутке времени, устаревают или считаются устаревшим из-за развития новых технологии и из-за человеческой склонности забыться. Таким образом, повышение квалификации проводится с целью донесения преподавателям современных тенденций в образовательной сфере.

В начале пути современной России повышение квалификации было отражено в Федеральной целевой программе «О содействии занятости населения Российской Федерации в 1996 - 1997 гг.», в которой среди ключевых направлений действий Правительства обозначено «развитие системы непрерывного образования как наиболее прогрессивного средства поддержки качества рабочей силы» [5].

Повышения квалификации имеет большое значение по следующим причинам:

- улучшить качество образования;

- использование максимального потенциала преподавателя;

- ознакомление с новейшими технологиями и методиками в профессиональном образовании;

- получение новых навыков;

Рассмотрим некоторые признаки, по которым можно определить потребность в повышении квалификации преподавателей:

1. Убеждение, что эффективно учить можно и по-старому.

2. Чувство страха перед отрицательными результатами.

3. Разногласия, конфликты в коллективе.

4. Негативное мнение к инновациям.

5. Неоднократно не в состоянии выполнить поставленные задачи в срок.

6. Равнодушное отношение к образовательным задачам.

Необходимость повышения квалификации некоторые ученые сравнивают с радиоактивным изотопом. Знания, как и радиоактивный изотоп, имеет период полураспада. Со временем наши знания деградируют, когда они не применяется на регулярной основе.

Повышение квалификации как основная составляющая непрерывного образования повышает уверенность в себе, настраивает преподавателя на активные действия, пополняет человеческий капитал, повышает квалификацию, и дает стимул развиваться другим, что в конечном итоге повышает компетентность вуза.

Что бы сохранить тот же объем знаний, необходимо обновлять его время от времени и освежать свои навыки, чтобы оставаться на должном профессиональном уровне. Проанализируем значимость повышения квалификации через проведенное нами исследование.

Нами на кафедре был проведен однодневный семинар «Как быть эффективным преподавателем вуза». Программа семинара предназначалась для организаторов и участников (преподавателей, аспирантов) инновационных процессов в вузе. Программа включала три части, условно названные: «Как быть эффективным», «Как стать инновационным», «Как начать быть креативным». Формы проведения занятий в рамках семинара - коммуникативные (работа в парах, тройках, группах), интерактивные (дискуссия, мозговой штурм, проектирование, деловые игры, тренинг).

До и после семинара преподаватели (в количестве 20 человек) заполнили две анкеты на предмет оценки готовности педагога к участию в инновационной образовательной деятельности с датой последнего прохождения повышения квалификации.

Полученные результаты были проанализированы и сделаны следующие выводы. Стремление к инновационной деятельности повысилась у 70 % респондентов, по сравнению с результатами анкетирования до проведения семинара. Таким образом, суть в том, что повышение квалификации является важным не только что бы повысить свои навыки и т.д., но и в том, что бы дать стимул и уверенность в своем человеческом капитале знаний.

Еще больший эффект для преподавателей в виде оперативного обмена информацией, опытом, инновациями дают также различного рода научные и научно-практические конгрессы, конференции, съезды, симпозиумы. На таких встречах преподаватели обсуждают результаты своих научных исследований, обмениваются опытом практической и методической работы, решают организационные вопросы.

Материалы этих мероприятий часто публикуются в сборниках тезисов, выпускаемых их организаторами до или после конференции. Отдельные выступления публикуются в рецензируемых журналах.

«Разносторонность проводимых конференций позволяет повышать квалификацию, как профессорско-преподавательскому составу, так и научным работникам. Конференции дают возможность выявлять назревшие проблемы, увидеть новые инновации и выработать основные направления повышения квалификации ППС» [6].

«Публикация книг, статей в журналах и сборниках научных трудов, участие в конгрессах, съездах, конференциях, симпозиумах - это основные средства обмена результатами научных исследований и практического опыта в научном сообществе и являются фундаментальной частью непрерывного образования» [7].

Харченко Л.Н., Джахбаров М.А. высказываются о разработке персонифицированной программы обучения в системе повышения квалификации. «При разработке данной программы предлагается использовать компетентностный подход, нацеливающий на формирование актуальных для педагога профессиональных компетенций и на преодоление существующих и возникающих проблем в сфере педагогической деятельности» [8].

Необходимо больше уделять внимания повышению квалификации. Для этого помимо научных и практических конференций необходимо чаще проводить различного рода обучающие семинары, тренинги, курсы по отдельным актуальным направлениям профессионального образования. Участие преподавателей в таких мероприятиях необходимо для углубления их знаний, умений, для расширения практического опыта.

«Преподаватели получают новые возможности для профессионального сотрудничества и роста, в частности, путем совместного участия в научных исследованиях с коллегами, установления долговременных профессиональных контактов. А университеты получают своего рода добавленную стоимость в форме более качественных и привлекательных образовательных программ, умножения академического потенциала вследствие новых возможностей сотрудничества с другими вузами, использования их опыта в самых разных областях и, как итог, - растущую репутацию и конкурентоспособность» [8].

Бондаренко Н.В. отмечает: «Действительно, качество трудовых ресурсов характеризуется как образовательным капиталом (т.е. знаниями, приобретенными во время получения формального профессионального образования), так и навыками/компетенциями, накопленными в течение трудовой карьеры, в ходе обучения на работе и пр.» [9].

Большую роль в повышении квалификации играет мобильность. Проблема для многих преподавателей это передвижение в другой город, чтобы получить качественное образование. Ведь в не каждом вузе небольшого города, а особенно в филиале вуза есть необходимая программа повышения квалификации. Информационные технологии в этом направлении предоставляют большие преимущества получения повышения квалификации при небольших затратах и из любого отдаленного места. «Применяя дистанционное обучение, преподаватели имеют постоянный доступ к непрерывному образованию. Приближение программ повышения квалификации к рабочему месту педагога дает возможность более эффективного накопления человеческого капитала без отрыва от научно-преподавательской деятельности» [10].

Изучая мотивацию повышению квалификации, нами были опрошены сотрудники кафедры. В последствии респонденты предоставили следующие ответы:

1. Повысить свой интеллектуальный и научный потенциал - 50 %.

2. Переаттестация - 30 %;

3. Необходимость - 10 % (Педагогические работники имеют следующие трудовые права и социальные гарантии: 2) право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года) [11].

4. Карьерный рост - 10 %.

Отсюда следует, что наиболее значимой мотивацией повышения квалификации являются повышение интеллектуального и научного потенциала и необходимость перед участием в конкурсе на замещение должности ППС. В связи с этим мы выявили, что больший процент ответов препятствуют накоплению человеческого капитала по причине отрицательной мотивировки.

Дополнительной положительной мотивацией могли бы быть стимулирующие надбавки, карьерный рост и качество предоставляемых услуг по повышению квалификации.

Выводы Для развития человеческого капитала необходима интеграция российской высшей школы в мировое образовательное пространство по решению глобальных задач обеспечения непрерывного образования и повышения квалификации.

«Эффективная система повышения квалификации педагогических кадров должна быть относительно автономной и наиболее гибкой подсистемой непрерывного профессионального образования, поскольку именно в ее рамках может быть преодолен кризис профессиональной компетентности преподавателя и решен вопрос подготовки научно-педагогических кадров к деятельности в условиях модернизации образования» [12].

Литература:

1. Eurostat Statistics in Jocus «Lifelong learning in Europe» 8/2005. http://ec.europa.eu/eurostat/web/products-statistics-in-focus/-/KS-NK-05-008.

2. Семенова Н.С. Правовые основы политики европейского союза в сфере образования. // Право и образование. №6. 2015. С. 27.

3. Заир-бек Е.С. Анализ европейских моделей повышения квалификации учителей как источник развития непрерывного педагогического образования в педагогическом университете // Universum: Вестник Герценовского университета. 2011. №9. С. 36-45.

4. Диденко Д.А. Непрерывное образование и формирование человеческого капитала как факторы российской модернизации // Экономика образования. 2014. №2. С. 61-66.

5. Леонидова Г.В., Устинова К. А. Непрерывное образование как условие формирования человеческого капитала // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2012. №6 (24). С. 124-137.

6. Меха И.В., Цыганова И.В., Новиков С.В. Научно-практические конференции как элемент повышения квалификации педагогических кадров // ОНВ. 2014. №5 (132). С. 183-186.

7. Кембаев Ж. М. Общая внешняя политика и политика безопасности Европейского союза: правовые основы становления и перспективы развития // Журнал российского права. 2007. №6 (126). С. 88-96

8. Джахбаров М.А., Харченко Л.Н. Конструирование персонифицированной программы обучения учителя в системе повышения квалификации. // Успехи современной науки. Том: 2. №: 3. 2017 С. 59-62.

9. Бондаренко Н.В. Непрерывное образование как фактор накопления человеческого капитала // Научные труды: Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. 2015. №13. С. 276-299.

10. Нестеров А.Г. Европейские концепции непрерывного образования в начале XXI века // Научный диалог. 2012. №5. С. 29-37.

11. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». http://ppt.ru/newstext.phtml?id=49980.

12. Копытова Н.Е., Макарова Л. Н. Повышение квалификации преподавателей вуза: состояние и проблемы // Вестник ТГУ. 2012. №. С. 108-117.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Бортник Александра Федоровна

Северо-Восточный федеральный университет (г. Якутск);

студентка Педагогического института Чекурова Анастасия Юрьевна

Северо-Восточный федеральный университет (г. Якутск)

РАЗВИТИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В

ВУЗЕ

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы развития технологических компетенций студентов в процессе обучения в ВУЗе.

Ключевые слова: образование, технологические компетенции.

Annotation. The article deals with the development of technological competencies of students in the process of studying at the university.

Keywords: education, technological competencies.

Введение. В основу педагогической деятельности общеобразовательной школы заложена концепция формирования всесторонне и гармонично развитой творческой личности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Придя на работу в школу, выпускник ВУЗа сталкивается со многими проблемами. Молодой учитель должен понимать: именно он отвечает за то, как реализуется творческий потенциал, которым обладает, в принципе, каждый его ученик, и как будет сформирована психологическая и практическая готовность к активной самостоятельной творческой деятельности, которая ведет к формированию технологической компетентности.

Изложение основного материала статьи. На современном этапе развития образования компетентностный подход стал ответом на появившееся противоречие между необходимостью обеспечения современного качества образования и невозможностью решить эту задачу традиционным путём из-за увеличения объёма информации, подлежащей усвоению. Компетентностный подход акцентирует внимание

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.