ЛИТЕРАТУРА
1. Белов, М.С. Особенности проведения повторных ударов в поединках у спортсменов высокой квалификации при взаимообмене ударами с противником в киокусинкай каратэ / М.С. Белов // Материалы XVI международной научно-практической конференции «Интеграция науки и практики в единоборствах». - М. : [б.и.], 2017. - С. 145-148.
2. Еганов, В.А. Классификация, терминология и методика тренировки оборонительных тактико-технических действий в каратэ киокусинкай : учебное пособие / А. В. Еганов, С. В. Олин ; Челябинская областная общественная организация «Спортивная федерация каратэ «Кёкусинкай». -Челябинск : [б.и.], 2011. - 46 с.
3. Малков, О.Б. Тактический анализ проведения ударных действия в соревновательном поединке в кекусинкай карате / О.Б. Малков, С.А. Шоршоров // Тактика спортивных единоборств : сб. науч.-метод. ст. - М. : [б.и.], 2002. - Вып. 2. - С. 72-77.
4. Саенко, В.Г. Направленность ударной техники у спортсменов высокой квалификации в поединках киокушинкай каратэ / В.Г. Саенко // Олимпийский спорт и спорт для всех : материалы XVIII междунар. науч. конгресса. Т. 2. - Алматы, 2014. - С. 419-422.
5. Сивицкий, В.Г. Диагностика тактических умений спортсмена методом имитации типичных соревновательных ситуаций (на примере фехтования) : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Сивицкий Владимир Геннадьевич ; Рос. гос. акад. физ. культуры. - М., 1995. - 24 с.
REFERENCES
1. Belov, M.S. (2017), "Features repeated blows in the fights of elite athletes in the exchange of blows with his opponent on Kyokushin karate", Proceedings ofthe XVI international scientific and practical conference "Integration of science and practice in martial arts", Moscow, pp. 145-148.
2. Eganov, V.A. and Olin, V.S. (2011), Classification, terminology and methods of training in defensive tactical and technical actions in Kyokushin karate: textbook, Chelyabinsk regional public organization "Sports Federation of Kyokushin karate", Chelyabinsk.
3. Malkov, O.B. and Shorshorov, S.A. (2002), "Tactical analysis of the shock action in the competitive match Kyokushin karate", Tactics of combat sports, collection articles, Issue 2, Moscow, pp. 72-77.
4. Saenko, V.G. (2014), "Orientation of shock technique at elite athletes in Kyokushin karate", Olympic sport and sport for all: Mat. XXIII. Science. Congress, Almaty, Kazakhstan, Vol. 2, pp. 419-422.
5. Sivitsky, V.G. (1995), Diagnostics of tactical abilities of sportsmen by a method of imitation of typical competitive situations (by the example of fencing), dissertation, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 18.02.2018
УДК 378.1
АКЦЕССИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В НАУЧНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
ВУЗА
Александр Леонидович Блохин, кандидат педагогических наук, доцент, Академия психологии и педагогики Южного федерального университета,
Ростов-на-Дону
Аннотация
В своей работе мы выдвигаем соображения, что высшее образование является одной из главной составляющей теории человеческого капитала. Теория человеческого капитала - это не просто теория в области экономики, это комплексный подход к анализу широкого спектра человеческой деятельности в свете определенного мировоззрения. Высшее образование, в таком подходе находится в центре, и является источником экономического развития не только региона, но и страны в целом. Актуальность статьи заключается рассмотрения роли человеческого капитала не только в экономическом, но и педагогическом контексте. В заключении автором по проведенному исследованию делаются выводы: важнейшую роль в акцессии человеческого капитала в научном пространстве вуза выполняет студент, являющимся источником экономического развития.
Ключевые слова: акцессия; человеческий капитал; высшее образование; студент; исследование.
ACCESSION OF HUMAN CAPITAL IN SCIENTIFIC ENVIRONMENT OF THE
UNIVERSITY
Alexander Leonidovich Blokhin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Southern Federal University, Academy of psychology and pedagogy, Rostov-on-Don
Annotation
In our work we suggest that higher education is one of the main components of the theory of human capital. The theory of human capital is not just a theory in the field of economics; it is a comprehensive approach to the analysis of a wide range of human activities in the light of a certain worldview. Higher education in this approach is in the center, and it is a source of the economic development not only in the region but also in the country as a whole. The relevance of the article is to consider the role of human capital not only in the economic but also in the pedagogical context. Finally, the author draws conclusions from the research: the most important role in the process of human capital in the scientific space of the University is played by the student, who is the source of economic development.
Keywords: recession, human capital, higher education, student, research.
Термин «человеческий капитал» имеет далекие исторические корни, но получил широкое распространение благодаря научным трудам ученого Чикагского университета Т. Шульца и его последователя Г. Беккера.
Основное понятие «человеческий капитал» рассматривается как индивидуальный набор знаний, талантов, опыта и навыков, оно включает в себя такие виды деятельности, как образование, здравоохранение и профессиональная подготовка.
В монографии А.И. Добрынина, С.А. Дятлова, Е.Д. Цыреновой [1] показано, что основные положения, прописанные в теории человеческого капитала, взбудоражили мировую научную мысль. У истоков ее создания стояли выдающиеся личности: Платон, Аристотель, А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс.
Большую работу по изучению научных подходов к концепции человеческого капитала провел ведущий ученый кембриджской школы А. Маршалл [5, с. 35].
Г. Хмелева в своих трудах отмечает: «А. Маршалл, один из первых вводит в экономический оборот понятие образование, и предлагает рассматривать его как "национальную инвестицию". Все средства, в течение многих лет затрачиваемые на обеспечение массам доступа к более высоким ступеням образования, с лихвой окупаются, если они приведут к появлению еще одного Ньютона или Дарвина, Бетховена» [8, с. 294].
Капелюшников Р.И. пишет, что «Идея человеческого капитала ... была встречена в штыки педагогической общественностью, усмотревшей в ней умаление культурной ценности образования и низведение человека до уровня машины» [3, с. 18].
Д.И. Менделеев в своей книге «Заветные мысли» аргументирует: «Образование есть благоприобретенный капитал, отвечающий затрате времени и труда и накоплению людской мудрости .... Истинно образованный человек найдет себе место только тогда, когда в нем с его самостоятельными суждениями будут нуждаться правительство или образованное общество, иначе он лишний» [6].
Нойманн Ф. в своих трудах рассматривает образование уже как независимый элемент человеческого капитала и к его основным компонентам относит сочетание следующих компонентов: культурно-этнические особенности; общее и среднее профессиональное образование; высшее образование; ключевые компетенции [7].
Акцессия человеческого капитала в высшее образование это приоритетное направление современной образовательной практики, особенно профессионального образования. Именно в этом направлении должны идти реформирование и модернизация образования, особенно с учетом необходимости выполнения задач, сформулированных в национальных проектах «Образование» и «Здравоохранение» [2].
Термин акцессия рассматривается нами в педагогическом контексте как общая идея присоединения или добавления. Он может относиться не только к юридическому термину, как описано в Большом юридическом словаре, но также данный термин используется в
экономике, бизнесе, дипломатии, управлении государством, социологии и даже в папстве. Например, студент, преподаватель и государство в процессе обучения вступают в определенные правовые отношения, то, что происходит со студентом в вузе - сплошь право и нормативы.
Ю. Кармазина в своей статье о человеческом капитале отмечает: «Наиболее важной функцией вуза является развитие общего культурного капитала, закладывающего универсальную основу для дальнейшей профессиональной деятельности и последующего развития. На макроуровне высокообразованная рабочая сила представляет собой человеческий потенциал страны» [4].
Таким образом, акцессия человеческого капитала в научном пространстве вуза рассматривается нами как самая фундаментальная связь между наукой, исследованиями и инновациями, в которой немаловажную роль играет студент. Интеграция этих трех компонентов представляет концепция национальной инновационной системы, которая позволит вузам успешно наладить собственное конкурентное преимущество в мировом пространстве.
ЛИТЕРАТУРА
1. Добрынин, А.И. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования / А.И. Добрынин, С.А. Дятлов, Е. Д. Цыренова. - СПб. : Наука, 1999. - 309 с.
2. Зыков, М Б. Трудовое воспитание в процессе формирования и развития человеческого капитала / М.Б. Зыков // Сборники конференций. № 41. - Пенза-Улан-Уде : НИЦ Социосфера, 2011.
- С. 62 -66.
3. Капелюшников, Р.И. Экономический подход Гэри Беккера к человеческому поведению [Электронный ресурс] / Р.И. Капелюшников // США: экономика, политика, идеология. - 1993. - № 1. - URL : http://www.libertarium.ru/68397 (дата обращения : 01.01.2018).
4. Кармазина, Ю. А. Образование как инвестиции в человеческий капитал // Молодой ученый. - 2014. - № 7. - С. 349-351.
5. Маршалл, А. Принципы экономической науки / А. Маршалл. - М. : Прогресс, 1993. - 594 с.
6. Менделеев, Д.И. Заветные мысли : полное издание / Д.И. Менделеев. - М. : Мысль, 1995.
- 413 с.
7. Нойманн, Ф. Методика экономической оценки человеческого капитала / Ф. Нойманн // Государственное управление: трансформационные процессы в современном мире : тез. докл. междунар. научн.-практ. конф. / Академия управления при Президенте Республики Беларусь. -Минск, 2002. - Ч. 2. - С. 10-11.
8. Хмелева, Г.А. Человеческий капитал как условие формирования инновационной экономики региона : монография / Г.А. Хмелева ; Самарский гос. мед. ун-т. - Самара : [б.и.], 2012. -168 с.
REFERENCES
1. Dobrynin, A.I., Dyatlov, S.A. and Tsyrenova, E.D. (1999), Human capital in transitive economy: formation, evaluation, efficiency, Science, St. Petersburg.
2. Zykov, M.B. (2011), "Labor education in the process of formation and development of human capital", Conference proceedings of nits. Sociosphere, No. 41, Penza, pp. 62-66.
3. Kapelyushnikov, R.I. (1993), "Economic approach of Gary Becker to human behavior", USA: economy, politics, ideology, No. 11, available at: http://www.libertarium.ru/68397.
4. Karmazina, Yu.A. (2014), "Education as an investment in human capital", Young scientist, No. 7, pp. 349-351
5. Marshall, A. (1993), Principles of economic science, Progress, Moscow.
6. Mendeleev, D.I. (1995), Treasured thoughts: Complete edition (for the first time since 1905), Thought, Moscow.
7. Neumann, F. (2002), "Methodology of economic evaluation of human capital", Public administration: transformation processes in the modern world: collection of international. scientific.- practice. Conf. Academy of management under the President of the Republic of Belarus, Minsk, Part 2, pp. 10-11
8. Khmeleva, G.A. (2012), Human capital as a condition for the formation of innovation economy of the region: monograph, SAGMU, Samara.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 15.02.2018
УДК 796.01:159.9
ИССЛЕДОВАНИЕ НЕВЕРБАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ СПОРТСМЕНОВ В
ИГРОВЫХ ВИДАХ СПОРТА
Лариса Владимировна Бянкина, кандидат педагогических наук, доцент, Екатерина Аркадьевна Шпак, студентка, Иван Олегович Новиков, магистрант, Дальневосточная государственная академия физической культуры (ДВГАФК),
Хабаровск
Аннотация
Современное образование, в том числе и в области физической культуры и спорта, предъявляет к личности обучающегося обновленные требования, выражающиеся в перечне компетенций, подлежащих формированию в процессе его получения. Стремительное развитие науки и техники в двадцатом веке востребовало опережающую функцию образования, проявляющуюся в готовности человека действовать в нестандартных ситуациях, то есть в развитии его творческого потенциала. Развитие творческого мышления в федеральных стандартах по спортивной подготовке прописано для игровых видов спорта, поэтому тестирование креативности и последующее ее развитие представляет интерес как с практической, так и с методической точки зрения. В статье описывается применение теста «Диагностика невербальной креативности» Воронина А.Н. для определения творческого мышления спортсменов в игровых видах спорта.
Ключевые слова: творческое мышление, креативность, игровые виды спорта.
STUDY OF ATHLETES' NON-VERBAL CREATIVITY IN TEAM SPORTS
Larisa Vladimirovna Byankina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Ekaterina Arkadievna Shpak, the student, Ivan Olegovich Novikov, the master student, Far Eastern State Academy of Physical Culture, Khabarovsk
Annotation
Modern education, including the field of physical culture and sport makes to a student's individuality the updated requirements, as expressed in the list of competences, being formed in the process of getting it. The rapid development of science and technology in the twentieth century, claimed the priority function for the education, which is manifested in a person's willingness to act in unusual situations, namely in the development of his creative potential. The development of creative thinking was prescribed for team sports in the Federal standards of sports training, therefore, the creativity testing and its subsequent development is of interest both from the practical and methodological point of view. The article describes the application of the test "Diagnostics of non-verbal creativity" by Voronin A.N. to determine athletes' creative thinking in team sports.
Keywords: creative thinking, creativity, team sports.
ВВЕДЕНИЕ
Развитие творческого мышления, креативности, нестандартного мышления, готовности действовать в нестандартных ситуациях на сегодня является одним из требований, прописанными в федеральных государственных образовательных стандартах, федеральных требованиях к предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта и федеральных стандартах спортивной подготовки по игровым видам спорта.
В современной психологической науке разработан достаточно обширный инструментарий по диагностике креативных способностей, главным образом базирующийся на батарее тестов Торренса [5]. В данной батарее представлены 12 тестов, определяющие словесное творческое мышление, изобразительное творческое мышление и словесно-звуковое