Вестник ТГПУ (ТБРиБиНеПп). 2018. 3 (192)
ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
УДК: 378.1
00! 10.23951/1609-624Х-2018-3-74-78
РАЗВИТИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
А. Л. Блохин
Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону
Цель статьи - рассмотрение эффективности системы высшего образования, которая является одной из основ в формировании человеческого капитала. Высшее образование трактуется как источник экономического и интеллектуального развития не только региона, но и страны в целом. Рассмотрены разные трактовки понятия «человеческий капитал», определены две проблемы, тормозящие развитие человеческого капитала в сфере высшего образования: не соответствующая требованиям профессиональная подготовка студентов; недостаточность материально-технического оснащения. Выделены методологические положения, определяющие развитие человеческого капитала в психолого-педагогическом аспекте.
Ключевые слова: высшее образование, человеческий капитал, качество, профессиональное образование.
В течение всего времени научным сообществом российских вузов одной из основных критических дискуссий считается вопрос изучения роли высшего образования в формировании человеческого капитала в контексте профессионального образования. Эмпирический анализ данного исследования призывает разделить из теории «человеческий капитал» экономическую составляющую и профессионально-педагогическое образование на отдельные элементы. Именно профессионально-педагогическое направление авторы считают одним из основных составляющих человеческого капитала, рассматривая в высшем образовании его качество как высшую форму образования, как важнейшую ступень научного образования, инновационной деятельности, конкурентоспособности.
Процесс реформирования вузов России, направленный на качество образования и формирование компетенций, проходит согласно дорожной карте Министерства образования РФ. Целью дорожной карты является «обеспечение надежной и актуальной информацией процессов принятия решений руководителей и работников системы образования, а также потребителей образовательных услуг для достижения высокого качества образования через формирование общероссийской системы оценки качества образования» [1].
Рассматривая методическую составляющую качества образования, необходимо считаться с разными возможностями применения современных педагогических методов и образовательных технологий на разных курсах. Необходимо также учесть направление подготовки учащихся и специфику
дисциплины - изучается ли она по выбору, книго-обеспеченность по конкретной дисциплине и т. д.
Анализируя более детально теорию человеческого капитала, авторы увидели, что в ее основе изучаются отношения между образованием, экономикой и социологией. Человеческий капитал представляет собой совокупность индивидуальных знаний, умений и навыков, профессиональных компетенций, личный жизненный опыт и общества в целом и в значительной степени связан с типом образования [2].
Для дальнейшего исследования следует рассмотреть основные подходы к определению «человеческий капитал»:
«Человеческий капитал как запас способностей, знаний и других характеристик, позволяющих получать более высокие доходы в будущем» (Г. Бек-кер, Т. У Шульц);
«Человеческий капитал как запас способностей, знаний, навыков, используемых в деятельности» (Дж. С. Уолш, Л. С. Тороу);
«Человеческий капитал - это сформированный в результате инвестиций и накопленный человеком определенный запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые целесообразно используются» (А. Н. Добрынин, С. А. Дятлов);
«Человеческий капитал - капитал в виде умственных способностей, полученный через формальное обучение или образование либо через практический опыт» (Эдвин Дж. Долан);
«Человеческий капитал - знания и умения, которые люди приобретают посредством образования, профессиональной подготовки или практиче-
ского опыта и которые позволяют им представлять другим людям ценные производственные услуги» (П. Хейне).
Одной из основных ценностей теории человеческого капитала является то, что она помогает научному сообществу провести взаимосвязь между высшим образованием, непрерывным образованием, инвестициями и последующими материальными благами личности, экономическим и социальным развитием страны.
Эмпирические исследования теории человеческого капитала в профессионально-педагогическом контексте свидетельствуют о том, что получение качественного образования положительно соотносится с более высоким уровнем гражданской активности, улучшением социального и физического здоровья. Исследуя значимость качественного образования в вузе, формирования, развития и накопления человеческого капитала, авторы рассматривают следующие проблемы:
- профессиональная подготовка студентов;
- недостаточность материально-технического оснащения.
Пути решения первой проблемы - это повышение качества образования при подготовке бакалавров и магистрантов: формирование элементов компетенций в соответствии с ФГОС ВО и ОП ВО по конкретному направлению подготовки (специальности), развитие социальной культуры, мощный профессорско-преподавательский состав. В современном вузе преподаватель больше исполняет роль консультанта, наставника научной деятельности магистрантов и аспирантов, руководителя направления подготовки студентов, основанную и направленную на самостоятельную работу.
Решение второй проблемы - это вложение материального капитала бизнес-сообщества и правительства в вещественное обеспечение образовательного процесса в вузах.
Методологическими обоснованиями накопления человеческого капитала с точки зрения профессионально-педагогического направления становятся следующие положения:
1. Первоначально теория человеческого капитала основывалась на идее материальных вложений в образование, изучением которой являлась внутренняя структура самого человеческого капитала, а также течения государственного ассемблирования и его инвестиционного развития. В данном подходе образование рассматривается как процесс инвестиций в человека, в его профессиональные компетенции, которые позволяют ему влиять на свое благосостояние.
2. «Повышение образовательного уровня человека формирует дополнительные стимулы к увеличению капитала здоровья, культуры, повышает его
мотивацию заниматься трудовой деятельностью. В свою очередь, без соответствующего здоровья или достаточного уровня мотивации (отказ включиться в процесс производства) образовательная подготовка индивидуума может так и остаться потенциальным ресурсом, а не стать капиталом» [3].
Также повышение образовательного уровня обучающегося в вузе формирует более качественный человеческий капитал, заключающийся:
- в доработке управления системой образования;
- опережающей подготовке интеллектуальных ресурсов;
- непрерывном взаимодействии «образование -фундаментальная наука».
3. Улучшение организации подготовки кадров, исходя из перспектив развития региона, страны и нужд социальной сферы.
Формирование структуры непрерывной подготовки кадров - от подготовки абитуриентов, затем бакалавров, специалистов, магистрантов до повышения квалификации и переподготовки сотрудников - может рассматриваться как стратегическое решение, ориентированное на создание инновационной организации высшего образования.
Процессы реформирования высшего образования, взаимодействия и дополнения различных образовательных систем определяют стратегические приоритеты модернизации системы образования страны и ее позиционирование в глобальном образовательном пространстве. Организация высшего образования и ее качество становятся главными составляющими формирования человеческого капитала. Получение высшего образования в перспективе дает индивиду большую выгоду в плане обретения привлекательной и востребованной профессии, накопления благосостояния.
Рассматривая международный опыт качества вуза по данному исследованию, выявлено, что непрямыми показателями накопления человеческого капитала, дающими возможность выстраивать страны по данному показателю, по мнению исследователей, выступают [4]:
- обладатели научных степеней;
- доля занятых преподавателей в научно-исследовательской работе (НИР);
- «охват различными ступенями образования соответствующих возрастных когорт» [5, 6];
- численность обучающихся (бакалавров, магистрантов);
- расходы на образование и науку и др.
«Накопление человеческого капитала даже с багажом „ненаправленного" образования повышает не только скорость распространения, но и скорость производства материальных и организационных инноваций. Образованные люди - источник и фактор общественного восприятия новых идей» [7].
Вестник ТГПУ (ТБРББиНеПп). 2018. 3 (192)
Профессионально-педагогический аспект повышения качества профессиональной подготовки студентов в вузе направлен на рассмотрение его как результата образовательного процесса, отвечающего запросам личности студента и социального заказа [8].
Из вышесказанного следует, что предоставление качественного образования является важнейшим критерием для оценки человеческого капитала.
Одним из способов проверки качества образования является методология КББЕ (Национальное обследование студенческой вовлеченности) [9]. Профессионально-педагогический подход оценки качества образования основан на оценке уровня культурного и интеллектуального образования. Например, технология наблюдения уровня образовательной культуры заключается в том, чтобы изучить степень культуры каждого студента путем анкетирования.
Также большую значимость имеет позиция, рассматривающая формирование, развитие и накопление человеческого капитала со стороны мотивации обучаемого, направленность мотивации не только на материальные, но и на интеллектуальные богатства, оказывающие большое воздействие на процесс воспроизводственного витка человеческого капитала. Мотивация культурного и интеллектуального развития учащегося в обучении изменяется в его профессиональную мотивацию, определяющуюся как комплекс факторов и процессов, которые, отражаясь в сознании, побуждают и ориентируют индивида на овладение профессиональных компетенций, а также выступают как внутренний движущий фактор развития профессионализма.
Вузы всегда идут навстречу студентам, которые реализовывают свои знания в образовательной и научной сфере, принимают активное участие в семинарах, конференциях, симпозиумах и т. д. Учащиеся, которые преуспевают в образовательной и научной сфере, имеют возможность получать дополнительные стимулирующие стипендии, гранты, а это, несомненно, является движущей силой для каждого учащегося в формировании своих знаний для дальнейшей материализации своего человеческого капитала.
«Развитие образования в России не может больше рассматриваться отдельно от развития науки, только единство науки и образования позволит успешно развиваться этим двум важнейшим сферам общественной жизни» [10]. Для этих целей в рамках управления процессом реализации национального проекта «Образование» запланировано создание сети научно-исследовательских университетов в стратегически важных областях развития науки и технологий. При этом для основательного
поддержания развития фундаментальной науки требуется развитие научных исследований в высшей школе и интеграции их с образованием, что позволит повысить инновационную направленность образования и в то же время улучшит инвестиционный климат в регионе за счет трансферта технологий [11]. Организация обучения в высшей школе является неотъемлемой частью общества, формируясь в логическом становлении студентов как субъектов, сотрудничающих с субъектом обучения - преподавателем, образуя субъект-субъектные отношения, порождающие возникновение третьей системы - высокоинтеллектуального опережающего образования.
В новой образовательной модели, отраженной в современной концепции образования в России, отмечается, что «каждый специалист должен уметь построить взаимоотношения между субъектами делового процесса, принять и реализовать управленческие решения в своей профессиональной деятельности как субъект системы управления, развивая свои профессиональные способности и раскрывая свой творческий потенциал за счет умения гибкого применения технологии системы управления, технологий обучения и воспитания. Решение этих задач становится возможным на основе учета и глубокого понимания становления мотивацион-ного компонента, формирующего субъектную позицию студента» [12]. Следовательно, управление системой образования может быть с профессионально-педагогической точки зрения осмыслено как управление развитием мотивации индивида. Таким образом, исследование целей, методов управления и их реализация трансформируются в педагогическую задачу.
Выводы по теории человеческого капитала, рассматриваемые через призму профессионально-педагогического образования и научно-педагогической литературы: на современном этапе в теории человеческого капитала образовательная педагогика в основном рассматривается в контексте экономики образования, а высшее образование обуславливается уровнем благосостояния индивида.
Авторы рассматривают профессионально-педагогическую составляющую в теории человеческого капитала как комплексный подход к анализу широкого спектра педагогического направления в свете поставленного мировоззрения. Несомненно, высшее образование в этом подходе формирует основу человеческого капитала и является источником развития благосостояния общества. Именно высшее образование зарождает в человеке знания, навыки, умения, способности, компетенции к восприятию современного мира и их периодическому обновлению или непрерывному образованию.
Список литературы
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 295 // Официальный интернет-портал правовой информации. 2014. C. 24-25. URL https:www.pravo.gov.ru (дата обращения: 21.01.2018).
2. Weber S. Human capital depreciation and education level // International Journal of Manpower. 2014. Vol. 35, iss. 5. P. 613-642.
3. Нойманн Ф. Методика экономической оценки человеческого капитала // Государственное управление: трансформационные процессы в современном мире: тез. докл. междунар. науч.-практ. конф. Ч. 2. Минск: Беларусь, 2002.
4. Рогова А. А. Некоторые аспекты формирования человеческого капитала // Молодой ученый. 2009. № 4. С. 217-219. URL: https://moluch. ru/archive/4/310/ (дата обращения: 21.01.2018).
5. Thurow L. Investment in human capital. Belmont: Wadsworth Publishing Company, 1970. P. 1.
6. The Penguin Dictionary of Economics. L., 2004. P. 36.
7. Romer P. Endogeneous technological change // Journal of Political Economy. 1990. Vol. 98.
8. Иванченко И. В. Проблема повышения качества образования в вузе // Молодой ученый. 2016. № 5.1. С. 18-21.
9. NSSE Survey Instruments. URL: http://nsse.iub.edu (дата обращения: 18.01.2018).
10. Болдырев Н. Б. Конкурентоспособность вузов в контексте эффективности сферы образования России // Экономика образования. 2008. № 2. С. 19.
11. Гриненко С. В., Задорожняя Е. К. Развитие образования и науки как основной фактор формирования человеческого капитала // Известия ЮФУ. Технические науки. 2011. № 11. С. 23-27.
12. Литвинова Н. Б., Кучина О. П. Педагогическое управление становлением мотивации студентов к профессиональной деятельности при обучении в вузе // Вестн. ТОГУ. 2011. № 3 (22) C. 239-246.
Блохин Александр Леонидович, кандидат педагогических наук, доцент, Южный федеральный университет (пер. Днепровский, 116, Ростов-на-Дону, Россия, 344065). E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 24.01.2018.
DOI 10.23951/1609-624X-2018-3-74-78
DEVELOPMENT OF HIGHER EDUCATION AS A FACTOR FOR FORMATION OF HUMAN CAPITAL
A. L. Blokhin
South Federal University, Rostov-on-Don, Russian Federation
The purpose of the article is to consider the effectiveness of the higher education system, which is one of the foundations for the formation of human capital in terms of professional and pedagogical education. The theory of human capital is not just a theory in the field of economics or sociology, it is an integrated approach to analyzing a wide range of human activities in the context of a certain belief. Higher education in this approach is at the center and is a source of economic and intellectual development not only of the region, but of the country as a whole. The relevance of the article is to consider the role of human capital not only in the economic, but also in the professional and pedagogical context. In the article, we conduct a professional-pedagogical relationship between higher education and human capital. It is suggested that higher education is one of the main components of the theory of human capital. As a result of the analysis, the authors show what are the main tasks in the system of higher education in the context of human capital. The problem and ways of solving the problem of the role of higher education in the formation of human capital, the basis of which is qualitative education, is also considered.
Key words: higher education, human capital, quality, vocational education.
References
1. Postanovleniye Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 15 aprelya 2014 g. no. 295 [Resolution of the Government of the Russian Federation of April 15, 2014, no. 295] (in Russian). Ofitsial'nyy internet-portalpravovoy informatsii, 2014, рр. 24-25 (in Russian). URL: https://www.pravo.gov. ru (accessed 21 January 2018).
2. Weber S. Human capital depreciation and education level. International Journal of Manpower, 2014, vol. 35, no. 5, pp. 613-642.
3. Noymann F. Metodika ekonomicheskoy otsenki chelovecheskogo kapitala [Method of economic evaluation of human capital]. Gosudarstvennoye upravleniye: transformatsionnyye protsessy v sovremennom mire: tez. dokl. mezhdunar. nauchn.-prakt. konf. [Public administration: transformation processes in the modern world: theses of the reports of the international scientific and practical conference. Part 2.]. Minsk, Belarus' Publ., 2002. vol. 2 (in Russian).
4. Rogova A. A. Nekotoryye aspekty formirovaniya chelovecheskogo kapitala [Some aspects of the formation of human capital]. Molodoy uchenyy, 2009, no. 4, рр. 217-219. URL: https://moluch.ru/archive/4/310/ (in Russian) (accessed 21 January 2018).
EecmHUK ^m (TSPUBulletin). 2018. 3 (192)
5. Thurow L. Investment in human capital. Belmont, Wadsworth Publishing Company, 1970. P.1. 6 The Penguin Dictionary of Economics. L., 2004. P. 36.
7. Romer P. Endogeneous technological change. Journal of Political Economy, 1990, vol. 98.
8. Ivanchenko I. V. Problema povysheniya kachestva obrazovaniya v vuze [The problem of improving the quality of education in the university]. Molodoy uchenyy- Young Scientist, 2016, no. 5.1, pp. 18-21 (in Russian).
9. NSSE Survey Instruments. URL: http://nsse.iub.edu (accessed 18 January 2018).
10. Boldyrev N. B. Konkurentosposobnost' vuzov v kontekste effektivnosti sfery obrazovaniya Rossii [Competitiveness of universities in the context of the effectiveness of the education sphere of Russia]. Ekonomika obrazovaniya - Economics of Education, 2008, no. 2, p. 19 (in Russian).
11. Grinenko S. V., Zadorozhnyaya E. K. Razvitiye obrazovaniya i nauki kak osnovnoy faktor formirovaniya chelovecheskogo kapitala [Development of education and sciences as the major factor of formation of the human capital]. Izvestiya SFU. Technicheskiye nauki - Izvestiya SfedU. Engeneering Sciences, 2011, no. 11, pp. 23-27 (in Russian).
12. Litvinova N. B., Kuchina O. P. Pedagogicheskoye upravleniye stanovleniyem motivatsii studentov k professional'noy deyatel'nosti pri obuchenii v vuze [Pedagogical management of the formation of students' motivation for professional work while studying at a university]. Vestnik TOGU, 2011, no. 3 (22), pp. 239-246 (in Russian).
Blohin A. L., South Federal University (per. Dneprovskiy, 116, Rostov-on-Don, Russian Federation, 344065). Е-mail: [email protected]