Следует иметь в виду, что развитие профессиональных, морально-нравственных качеств офицера при одинаковых внешних условиях во многом зависит от волевых усилий самого офицера. Поэтому стадия перехода сознания выпускника от курсанта к офицеру сложна и ответственна. В течение определенного периода времени у выпускников происходит адаптация к новым условиям службы, формируются управленческие навыки, идет поиск форм и методов общения с подчиненными, апробируются свои способности в служебно-боевой деятельности. На дальнейшее развитие личности офицера оказывает большое влияние офицерский коллектив подразделения. При отсутствии поддержки молодого офицера в его первоначальных шагах профессиональной деятельности со стороны опытных коллег, его знания и навыки, обретенные во время обучения в военном институте, утрачивают первостепенное значение и на первое место выходят навыки адаптации к новым условиям служебно-боевой деятельности. Коллективная поддержка со стороны опытных офицеров в период становления в профессии поможет молодому офицеру проявить индивидуальные возможности и творческий потенциал. Знания и навыки, полученные курсантами в период обучения в военном институте, будут являться базовой основой для развития профессионального сознания при выполнении служебных обязанностей в офицерских должностях.
В развитии профессиональных качеств офицера велика роль самовоспитания. Самовоспитание основывается на двух факторах: во-первых, интерес к избранной профессии и профессиональной деятельности и, во-вторых, позитивное стремление в развитии военной карьеры. Сформулированная для самого себя цель деятельности порождает мотивацию, стимулирование волевых усилий и формирует перспективный план военной карьеры. Осуществление этого плана обеспечивает дальнейшее развитие личности офицера. Но с теоретической точки зрения термин «самовоспитание» имеет критическое осмысление. Так как под воспитанием понимается целенаправленный процесс воздействия воспитателя на воспитуемого с целью формирования у последнего желаемых качеств и характеристик. То есть, изначально предполагается участие в этом процессе не менее двух субъектов, при самовоспитании воспитатель не предусматривается. Волевые усилия обучающегося, для развития полезных физических и интеллектуальных качеств, следует рассматривать как способ приспособления к новым условиям профессиональной деятельности.
На процесс и результаты развития личности офицера оказывают влияние различные факторы одновременно и в комплексе. При разных обстоятельствах одни факторы оказывают решающее значение на формирование личностных качеств, при других их значение не является очевидным. Это постоянно и очевидно подтверждается практикой кадровой работы. Одни выпускники, одного и того же учебного подразделения, достигают высоких воинских должностей, другие ограничиваются малым.
Выводы. В современных условиях недостаточно иметь подготовленного офицера, способного в совершенстве владеть вверенным вооружением и обладающим знаниями в пределах компетенций по занимающей должности, но основополагающим мотивом его профессиональной деятельности должно быть верность Военной присяге и воинскому долгу. Это подтверждается историей и практикой военного строительства Вооруженных Сил СССР, Вооруженных Сил РФ, внутренних войск МВД СССР, внутренних войск МВД РФ и Федеральной службы войск национальной гвардии РФ.
Литература:
1. Дмитриев И.Н., Педагогическая поддержка развития творческого подхода курсантов военных институтов внутренних войск МВД России к решению тактических задач: дисс. ... канд. пед. наук / Дмитриев Иван Николаевич. СПб., 2014.
2. Докладная записка Первому заместителю директора Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации генерал-полковнику С.А.Меликову о результатах социально-психологического исследования по теме: «Психологическая готовность выпускников ВООВО войск национальной гвардии к выполнению служебно-функциональных обязанностей при замещении первичных офицерских должностей» от 2018 г.
3. Ожегов С.И., Словарь русского языка: Ок.53000 слов / С.И.Ожегов; под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова. - 24-е изд. испр.- М.; Издательский дом «ОНИКС 21 ВСК»; Мир и образование, 2004. - 896 с.
Педагогика
УДК: 373.31
кандидат педагогических наук, доцент Дульмухаметова Гульнара Фаридовна
Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Казань); кандидат филологических наук, доцент Сиразиева Зарина Наилевна Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Казань); кандидат философских наук, доцент Беляева Евгения Александровна
Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Казань)
БАРЬЕРЫ ПОЛОВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. Авторами статьи проанализированы барьеры дифференцированного по полу обучения в начальной школе. На этой основе разработана и апробирована педагогическая технология преодоления барьеров половой дифференциации обучения младших школьников, основанная на варьировании методов обучения в зависимости от правополушарного и левополушарного типов мышления учащихся и состоящая из трех поэтапных компонентов (мотивационный - проведение совместного для мальчиков и девочек вводного занятия в начале изучения темы; операционный - выполнение заданий по алгоритму при обязательном повторении, задания частично поискового характера; результативный - обобщение знаний проводится при совместной работе класса).
Ключевые слова: половая дифференциация обучения, младшие школьники, барьеры, технология, гендерный подход.
Annotation. The authors of the article analyze the barriers of sex differentiation in primary school. On this basis, a pedagogical technology has been developed and tested to overcome the barriers to sex differentiation of primary schoolchildren, based on the variation of teaching methods depending on the right-hemispheric and left-hemispheric thinking types of students and consisting of three step-by-step components (motivational - conducting joint study for
boys and girls) topics; operational - tasks performed by an algorithm with mandatory repetition, tasks of a partial search character, resulting in first - knowledge generalization is carried out in co-operation class).
Keywords: sex differentiation, primary schoolchildren, barriers, technology, gender perspective.
Введение. Воспитание и обучение детей в школе во многом зависит от того, как дети того или иного пола воспринимаются учителем, какие роли он приписывает мальчикам и девочкам, а главное - учитывает ли их половые особенности при подаче учебного материала и воспитании. Вся учебно-методическая литература практически бесполая. По этому поводу В.Д. Еремеева и Т.П. Хризман пишут [4]: "Во многих методических пособиях, рекомендациях, учебниках, книгах мы видим неумолимое: "Ребенок в 1 год должен... в 4 года должен... к 7 годам должен..." И приводятся таблицы по возрастам: что должен уметь бесполый ребенок. А вот таблицы таких сравнительно мало существенных для будущей жизни ребенка (да простят нас педиатры) показателей, как рост и вес, составлены отдельно для мальчиков и девочек. Значит, вес тела разный, вес мозга, соответственно, разный, а все то, что является результатом их деятельности (произвольные движения, восприятие и анализ информации, мышление, память и т. д.), одинаковое? Конечно, нет".
В контексте обсуждаемой проблемы интересными представляются результаты исследования А.С. Волович, проведённые в конце 90-х годов ХХ века, согласно которым «среди учащихся выпускных классов, которые в наибольшей степени соответствуют школьным требованиям, подавляющее большинство (85%) составляют девушки. Да и юноши, попавшие в эту категорию, отличались от других скорее традиционно женскими качествами (примерное поведение, усидчивость, исполнительность и т. п.), в то время как качества, характеризующие интеллект или социальную активность, практически не были представлены» [1].
В связи с этим представляется целесообразным и оправданным вспомнить выделенные американским учёным Ю. Бронфенбреннером особенности советской педагогической системы, отличающие ее от принятой в США: «оценка деятельности и личности учащихся по вкладу, внесенному ими в общий результат; использование в качестве методов воздействия публичной критики или похвалы; признание важнейшей обязанностью каждого помочь другим членам коллектива. Таким образом, поощряются, прежде всего, феминные качества: ориентация на других, аффилиативные и экспрессивные тенденции». Видимо, такое различие в возможностях проявления маскулинности изначально обусловлено различной ориентацией воспитания. Если наиболее распространенное представление о целях воспитания в США носит подчеркнуто маскулинный характер — «в американской культуре дети поощряются быть независимыми и самостоятельными», то для Советского Союза эта ориентация скорее феминна: «ребенок должен быть достойным членом коллектива». По сути дела, подобная ситуация сохраняется в российских школах и сегодня [7].
О необходимости внедрения гендерного компонента в школьное образование заявляют и российские учёные: «в современном образовании по-прежнему не учитывается фактор пола, несмотря на то, что психологический образ пола не является индифферентным по отношению к его развитию. Являясь сложным психическим образованием, пол обучаемого своеобразно трансформирует образовательные задачи, влияет на деятельностные и личностные ориентиры, интересы, предпочтения, оценки. Знание специфики становления маскулинности / феминности в тех или иных возрастах позволило бы сделать процесс обучения более адекватным психофизиологической природе обучаемых, избавило бы от усредненных способов воздействия, позволило бы сформировать эталоны женственности и мужественности уже в школьном возрасте» [5].
С учётом обозначенных позиций различных авторов на проблему успешности/неуспешности в обучении, в данном параграфе предпринята попытка описать типичные учебные проблемы и барьеры, которые могут сопутствовать мальчикам и девочкам в процессе обучения в современной школе, в целом, и начальной, в частности.
Мы рассматриваем последствия этой дифференциации в разрезе организации учебно-воспитательного процесса, а также сопутствующие этим проблемам барьеры на пути достижения развивающих, образовательных и воспитательных целей.
Изложение основного материала статьи. Для решения выше перечисленных задач, нами были использованы следующие исследовательские методы: теоретические методы: изучение и системный анализ философской, психолого-педагогической, научной, научно-методической литературы; нормативной и учебной документации, концептуальный анализ диссертационных работ по теме исследования; обобщение, сравнение, моделирование, абстрагирование; эмпирические методы: педагогическое наблюдение, беседы, анкетирование, экспертная оценка; педагогический эксперимент, качественный и количественный анализ результатов исследования; методы статистической обработки и интерпретации эмпирического материала; конкретные способы отбора и анализа содержания обучения: оценки востребованности тематического и лексического содержания иноязычной подготовки.
На первом этапе изучалась философская, психологическая, педагогическая, методическая литература по теме исследования, выявлялось состояние проблемы, факторы, влияющие на развитие успеваемости обучения младших школьников. Проведен констатирующий этап эксперимента. Полученные данные позволили сформулировать гипотезу, определить цель, объект, предмет, задачи исследования. На втором этапе осуществлялась разработка педагогической технологии преодоления барьеров половой дифференциации обучения младших школьников, которая предполагает поэтапную организацию обучения детей в гетерогенном по составу классе: 1) мотивационный этап - проведение совместного для мальчиков и девочек вводного занятия в начале изучения темы, когда учитель дает общее представление о теме всему классу; 2) операционный этап - на уроке освоения материала, построенном по принципу самостоятельной работы учащихся с использованием заданий проблемного характера, коллективного способа обучения, даются дифференцированные задания девочкам (выполнение заданий по алгоритму при обязательном повторении, закреплении каждого шага обучения) и мальчикам (задания частично поискового характера); 3) результативный этап - обобщение знаний проводится при совместной работе класса. Организован и проведен формирующий этап эксперимента по внедрению педагогической технологии и проверке педагогических условий. На третьем этапе анализировались и обобщались итоги теоретико-экспериментального исследования, определялись окончательные результаты, уточнялись выводы.
Научная новизна исследования заключается:
В разработке педагогической технологии преодоления барьеров половой дифференциации обучения младших школьников;
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты дополняют теорию и методику обучения младших школьников, а именно, в:
- раскрытии основных барьеров, у мальчиков в силу физиологических особенностей 1) барьера восприятия и понимания того, что происходит на уроке во время объяснения учителем нового материала. Преодоление этого барьера видится, прежде всего, в том, что учитель на протяжении всего урока должен повторять главное, существенное в содержании урока от 3-х до 7-и раз, на разных этапах в разной форме.
2) Барьер неправильной установки сознания определяет степень выраженности гендерных стереотипов и установок в поведении учителя. Установка — это готовность к действию в соответствии с ситуацией общения. При объяснении нового учебного материала учитель чаще всего применяет словесные методы обучения, но мальчики и девочки по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, по-разному видят, слышат, осязают, а главное - по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. Эти различия связаны с особенностями сенсорной системы, а также источниками и характером познавательной мотивации [6].
При выборе методов и приемов обучения учителю необходимо учитывать и следующее обстоятельство: девочки оценивают и читают слова, «атакуя» их, поэтому для них необходимо использовать фонетический (дискретный) подход («от части к целому»). Мальчики обучаются от целого к части, что объясняет их неуспехи в обучении чтению. Девочки редко имеют большие проблемы на уроках, так как многое происходит вне контекста. В худшем случае, они могут оказаться в ситуации затруднения из-за сочинения на свободную тему, математической задачи в картинках, некоторых видов самостоятельной работы. Они не могут видеть за частями целого, не умеют выводить правила, предпочитают, чтобы правила им показали.
Учителю начальных классов необходимо учитывать и то обстоятельство, что мальчики и девочки делают разные количественные и качественные ошибки. Девочки делают в 2,5 раза больше ошибок при письме: на безударные гласные в корне, пропускают мягкий знак, в 12 раз чаще путают падежные окончания, пишут лишние буквы, заменяют одни согласные другими. Мальчики делают ошибки в словарных словах, в гласных, находящихся под ударением, имена собственные пишут с маленькой буквы, для них характерны пропуски, описки.
Имеется в школе и ещё одна проблема - стереотипные представления учителей о способностях мальчиков и девочек, их компетентности в различных аспектах учебной деятельности и причинах их учебных успехов.
Критерии оценки и контроля знаний в современной школе также являются едиными для всех. Подобная установка, присутствующая в школе, порождает 3) смысловой барьер, который определяется в Большом психологическом словаре под редакцией Б.Г. Мещерякова и В.П. Зинченко как «возникающее между людьми взаимное непонимание, основанное на том, что одно и то же событие при одинаковом значении имеет для них разный смысл» [2].
Особенно часто смысловой барьер возникает между детьми и взрослыми, так как, предъявляя требования к детям, взрослые нередко игнорируют смысл, который это событие имеет для детей. Например, учитель ставит плохую отметку, не учитывая меру усилий, потраченных учеником на выполнение работы. Этим он хочет побудить ученика лучше учиться. Ученик же воспринимает оценку как несправедливую, т. к. для него главный смысл заключается в том, что он старался. В этом случае оценка теряет свою побудительную силу.
Влияние смыслового барьера в контексте половой дифференциации обучения выражается в следующей позиции: для мальчиков важно - что оценивается в их деятельности, а для девочек - кто и как.
4) Барьер феминного влияния школьного образовательного пространства. При организации образовательного пространства современной школы важным является вопрос о влиянии школы на становление мальчика — будущего мужчины и девочки — будущей женщины.
Практическая значимость исследования состоит в том, что идеи и выводы исследования и разработанная на их основе педагогическая технология преодоления барьеров половой дифференциации обучения младших школьников предполагает поэтапную организацию обучения детей в гетерогенном по составу классе: 1) мотивационный этап - проведение совместного для мальчиков и девочек вводного занятия в начале изучения темы, когда учитель дает общее представление о теме всему классу; 2) операционный этап - на уроке освоения материала, построенном по принципу самостоятельной работы учащихся с использованием заданий проблемного характера, коллективного способа обучения, даются дифференцированные задания девочкам (выполнение заданий по алгоритму при обязательном повторении, закреплении каждого шага обучения) и мальчикам (задания частично поискового характера); 3) результативный этап - обобщение знаний проводится при совместной работе класса.
Достоверность результатов исследования обеспечивалась применением комплекса теоретических и практических методов с опорой на современные философские, психолого-педагогические исследования, целенаправленным анализом педагогической практики и имеющегося опыта по созданию условий для обучения мальчиков и девочек, комплексным характером поэтапного эксперимента, применением методов математической обработки.
Выводы. Цель нашего исследования заключалась в выяснении эффективности педагогической технологии преодоления барьеров половой дифференциации обучения младших школьников. С этой целью был проведен педагогический эксперимент, включавший констатирующий, формирующий и контрольный этапы (2010-2015 г.г.). В эксперименте приняли участие 226человек, в том числе: учащихся -106 человек, учителей начальных классов - 4 чел., учителей английского языка - 8 чел., родителей - 106 чел., психологов - 2 чел., на базе МОУ СОШ № 137, МОУ Гимназия №155 г. Казани.
Задачей экспериментального исследования было апробация педагогической технологии преодоления барьеров половой дифференциации обучения в начальной школе и осуществление проверки комплекса педагогических условий половой дифференциации обучения младших школьников.
В ходе исследования были определены способы диагностики учителей, родителей и учащихся. Основными направлениями диагностического исследования стали: способности учителей к осуществлению инновационной деятельности, профессиональные установки и позиции учителей в отношении организации своей деятельности, а также изучение знаний педагогов о сущности дифференциации обучения, организации
деятельности учителя и учащихся на уроке в рамках половой дифференциации обучения; удовлетворенность родителей работой школы; предметно-познавательный интерес учащихся, психологический пол личности, взаимоотношения мальчиков и девочек, гендерная культура учащихся.
На этапе констатирующего эксперимента изучалось отношение учителей к процессу половой дифференциации обучения младших школьников, отношение родителей работой школы, а также изучалось развитие учащихся младшего школьного возраста.
Оценивая полученные результаты констатирующего эксперимента на диагностическом этапе эксперимента, мы пришли к выводу, что педагогический коллектив, в целом, готов работать в экспериментальном режиме, при этом выявилась необходимость вооружения учителей современными социально-гуманитарными знаниями о половой дифференциации обучения младших школьников, её структуре, особенностях и качественных показателях на различных этапах организации учебно-воспитательного процесса. В силу этого, была разработана целевая комплексная программа системной работы с учителями-экспериментаторами, которая потребовала системной работы по: 1) изучению теории; 2) разработке новых образовательных средств; 3) апробации - распространения опыта; 4) внедрению наработанного в методическую копилку учителя (и школы, в целом). В связи с этим была разработана следующая схема работы: 1) лекция, на которой излагалась сущность вопроса, выявлялись педагогические закономерности в личностно ориентированном обучении и воспитании; 2) семинарское занятие в творческой группе учителей, на котором развертывалась дискуссия, вырабатывались концепции работы с учениками и родителями; 3) апробация идей через открытые уроки, деловые игры и т. п.; 4) конкурс лучших идей на заседании творческой группы учителей. Основными формами методической работы в процессе экспериментальной работы явились следующие: теоретическая учеба (организация постоянно действующего теоретического семинара); методическая учеба (открытые уроки, смотры кабинетов и творческих лабораторий учителей, конкурсы, выставки; панорамы методических идей); научно-педагогическая и методическая деятельность (самостоятельные разработки календарно-тематических планов, конспектов уроков, сценариев внеклассных мероприятий; семинары-практикумы); создание по учебным предметам учебно-методических комплексов (УМК) как материальной базы преподавания (УМК включает в себя следующие компоненты: концепция предмета и его место в УВП; структура учебной программы; описание технологий; анализ работы учителей по всем аспектам опытно-экспериментальной работы; апробация полученных результатов в рамках предметно-методических недель и фестиваля уроков, на заседаниях школьных методических объединений, педагогических советах, а также на научно - практических конференциях; диагностика стилей работы учителей.
Литература:
1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. М.: Педагогика, 1980. - Т.1. - 230 с., Т.2. - 288 с.
2. Большой психологический словарь / Под редакцией Б.Г. Мещерякова, В.П.Зинченко. - СПб.: «Прайм-ЕВРОЗНАК, М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. - С. 516.
3. Еремеева В., Козловская Г., Чубарова С., Юрищева Т. Новые здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании детей [Текст] / В. Еремеева, Г. Козловская, С. Чубарова, Т. Юрищева // Развитие личности 2005. - №2. - http://rl-online.ru/articles/
4. Каплунович И.Я. О различиях в математическом мышлении мальчиков и девочек // Педагогика, 2001. -№10. - С. 30 - 35.
5. Мудрик А.В. Социальная педагогика / А.В. Мудрик; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 1999. - 184 с.
6. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и руководителей - М.: ТЦ «Сфера», 2000. - 128 с.
7. Bronfenbrenner U. Toward an experimental ecology of human development. — Amer. Psychol. 1977. - V.32. - P. 513—531.
Педагогика
УДК 378
адъюнкт Дьяков Эдуард Николаевич
Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии РФ (г. Санкт-Петербург); доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры философских и социально-экономических дисциплин Шарухин Анатолий Петрович
Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии РФ (г. Санкт-Петербург)
КОНЦЕПЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ВОЙСК
НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РФ
Аннотация. В статье представлена концепция государственно-патриотического воспитания курсантов военных институтов войск национальной гвардии РФ. Концепция отражает социокультурные, логико-гносеологические и практические аспекты исследуемой проблемы.
Ключевые слова: концепция, воспитание, государственный патриотизм, курсанты.
Annotation. The article presents the concept of state-Patriotic education of cadets of military institutions of the national guard of the Russian Federation. The concept reflects the socio-cultural, logical-epistemological and practical aspects of the problem.
Keywords: concept, education, state patriotism, cadets.
Введение. Изучение взглядов на проблему воспитания военнослужащих рассматривается как необходимое научное основание для проектирования системы государственно-патриотического воспитания курсантов военных институтов войск национальной гвардии РФ. Для решения данной задачи использовался интегральный подход.
Исходя из определения концепции как фундаментальной теоретической схемы или системы, а также как