Научная статья на тему 'Педагогические факторы, влияющие на формирование личности офицера войск национальной гвардии РФ'

Педагогические факторы, влияющие на формирование личности офицера войск национальной гвардии РФ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
606
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / ЛИЧНОСТЬ ОФИЦЕРА / НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ / ВОСПИТАНИЕ / СРЕДА ВОИНСКОГО КОЛЛЕКТИВА / PEDAGOGICAL FACTORS / THE IDENTITY OF THE OFFICER / HEREDITY / UPBRINGING / ENVIRONMENT OF THE MILITARY COLLECTIVE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дмитриев Николай Михайлович, Дмитриев Иван Николаевич

В статье анализируются условия развития личности офицера войск национальной гвардии РФ в период обучения в военном образовательном учреждении и становления в должности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дмитриев Николай Михайлович, Дмитриев Иван Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL FACTORS INFLUENCING THE ESTABLISHMENT OF PERSONALITY OF OFFICER OF THE RUSSIAN FEDERATION NATIONAL GUARD TROOPS

The article analyzes the conditions for the development of the personality of officer of the National Guard troops of the Russian Federation in the period of study at military educational institutions and establishment of office.

Текст научной работы на тему «Педагогические факторы, влияющие на формирование личности офицера войск национальной гвардии РФ»

Педагогика

УДК: 378

доцент Дмитриев Николай Михайлович

Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новосибирский военный институт имени генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации» (г. Новосибирск); кандидат педагогических наук Дмитриев Иван Николаевич Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новосибирский военный институт имени генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации» (г. Новосибирск)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ОФИЦЕРА

ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РФ

Аннотация. В статье анализируются условия развития личности офицера войск национальной гвардии РФ в период обучения в военном образовательном учреждении и становления в должности.

Ключевые слова: педагогические факторы, личность офицера, наследственность, воспитание, среда воинского коллектива.

Annotation. The article analyzes the conditions for the development of the personality of officer of the National Guard troops of the Russian Federation in the period of study at military educational institutions and establishment of office.

Keywords: pedagogical factors, the identity of the officer, heredity, upbringing, environment of the military collective.

Введение. Вся история внутренних войск МВД России и практика служебно-боевой деятельности войск национальной гвардии РФ объективно приводит к необходимости целенаправленной и непрерывной работы по воспитанию военнослужащих. Поведение военнослужащих детерминировано структурой профессиональной и морально-нравственной готовности к исполнению своих обязанностей по обеспечению государственной и общественной безопасности и достигается эффективной организацией, планированием и обеспечением целостной системы обучения и воспитания.

В период перестройки учебных программ подготовки офицерских кадров под новые задачи и структуру подразделений и частей войск национальной гвардии требует переосмысление продуктивных процессов организации образовательной деятельности военных институтов войск национальной гвардии Российской Федерации. На формирование профессиональных компетенций выпускников военное образовательная организация высшего образования оказывает влияние не только содержание учебных занятий, но и та среда, в которой они живут и обучаются.

Изложение основного материала статьи. Курсанты военных институтов войск национальной гвардии Российской Федерации в течение всего срока обучения находятся в общей, одинаковой для всех образовательной среде, которая однообразно воздействует на формирование необходимых военно-профессиональных качеств. И тем не менее по итогам государственных испытаний по окончании обучения каждый из них имеет разные результаты. Безусловно, важную роль здесь играют индивидуальные личностные качества курсантов: наследственность, мотивация, способности, направленность, интересы. Существующие общие методы обучения и воспитания курсантов призваны сформировать у выпускников единое понимание своего профессионального предназначения, устойчивое морально-психологическое состояние, уверенность в общественной полезности будущей деятельности по обеспечению безопасности и обороны страны. Формирование и поддержание необходимых профессиональных, морально-нравственных качеств обучающихся носит комплексный характер, организуется и осуществляется органами управления военных образовательных организаций высшего образования войск национальной гвардии РФ, командирами учебных подразделений, педагогическими работниками. И хотя эта работа имеет плановые, целеустремленные и непрерывные организационные принципы, это не исключает воздействие на сознание курсантов внешних факторов, обуславливающих влияние среды на формирование личности.

На формирование личности офицера войск национальной гвардии оказывают влияние внешние и внутренние, социальные и биологические факторы. Фактор - движущая сила, причина какого-либо процесса, явления [31.

К внутренним факторам относятся такие психические состояния курсантов, которые были ими наследуемы или обретены на начальной стадии формирования личности. Наследственность определяет качества и особенности развития физиологии и психики человека, которые запрограммированы генами его родителей. Из всех необходимых и полезных интеллектуальных качеств наследуются от родителей только задатки. Задатками являются физиологические особенности организма, которые составляют основу для предрасположенности к той или иной деятельности. Способности развиваются на основе задатков и проявляются в быстроте и надежности овладения способами и приемами деятельности в процессе неоднократных повторений или в результате воспитания. Задатки являются важным, но недостаточным условием развития личности, они могут быть реализованы при благоприятных условиях, при отсутствии таких условий задатки будут не востребованы. Наличие интеллектуального неравенства людей предопределяется биологической наследственностью. Но современная педагогика акцентирует внимание не на различиях интеллектуального развития, а на создании условий развития имеющихся способностей обучающихся.

Помимо наследственности основным фактором, оказывающим существенное значение на формирование и развитие личности является среда, в которой существует человек. Прежняя среда, являющейся социальной основой формирования личности (будующего абитуриента), существенным образом отличается от воинской среды системой общения, уставным порядком, статусным положением. Среда и воспитание являются социальными факторами, влияющими на формирование личности офицера, тогда как наследственность является биологическим фактором, выходящим за пределы педагогического воздействия. Какие из факторов

наиболее приоритетны при развитии личности, современная наука твердого ответа дать не может. Если биологические факторы практически изменить не возможно, то их влияние является существенным при формировании личностных качеств курсантов под воздействием среды воинского коллектива.

Специфической социальной средой является организация жизнедеятельности воинского коллектива. Она обусловлена историческим развитием вооруженных сил того или иного государства, особенностями служебно-боевых задач, выполняемых конкретной воинской частью, и состоянием уставного порядка и воинской дисциплины в части. Окружающую среду один человек изменить не может, он вынужден к ней адаптироваться и приспосабливаться. Именно этим обусловлены его поступки в той или иной среде. Привыкнув к способу действий в одних условиях, в дальнейшем подобное поведение перерастает из практики в убеждения. Строго регламентированные отношения в воинских коллективах накладывают отпечаток на характер самих военнослужащих. Это выражается в выработке или усилении черт характера, которые необходимы или полезны для общения в воинской среде.

Другим фактором, являющимся актуальным для развития личности, является общение, которое представляет собой передачу информации между людьми, определение статуса друг друга, способ взаимодействия. Общение бывает различным по форме и зависит от условий, установленных нормами права или традициями. Общение в курсантской среде является раскрепощенным, эмоциональным, доверительным. Структура взаимоотношений между курсантами, преподавателями или командирами регламентировано нормами Устава внутренней службы ВС РФ и жестко структурировано.

Курсанты, обучающиеся в военном институте, принадлежат к различным этническим группам, отличающимся друг от друга обычаями и традициями, что может оказывать существенное влияние на взаимоотношения внутри учебных групп. Национальные чувства выполняют функцию, регулирующую психическую активность обучающихся в зависимости от приемлемости или отрицания стереотипа поведения окружающих людей. Этноцентрическая национальная индентичность может быть ориентирована личностью только на свою этническую общность, пренебрегая интересами военнослужащих других национальностей. Национальные традиции, прочно укоренившиеся в повседневной жизни абитуриентов и являющиеся стереотипом их поведения, не всегда коррелируют с требованиями норм Общевоинских уставов ВС РФ. При воспитательном воздействии на таких курсантов следует учитывать стереотипы их поведения, но настойчиво объяснять, что взаимоотношения в воинских коллективах должны строиться строго на уставных требованиях без исключения к кому-либо.

Существенное воздействие на мировоззрение курсантов проявляется в приверженности курсантов к той или иной религии и вероисповедания родителей в большей степени, чем их религиозность. В период обучения курсантов в военных институтах не уделяется значимого внимания религиозному воспитанию, это выполняет положительную и отрицательную роль. Положительную на том основании, что уравнивает курсантов с различными религиозными взглядами едиными уставными нормами и этим их объединяет, формирует у них установку приоритета общечеловеческих ценностей перед конфессиональными. При этом, отсутствие знаний в вопросах истории религии и культуры взаимоотношений между представителями различных конфессий является недостатком компетентности в организации воспитательной работы среди подчиненных.

Важным фактором, который оказывает существенное влияние на развитие личности, является воспитание. Под воспитанием понимается целенаправленный процесс формирования необходимых морально-нравственных, волевых качеств личности, необходимых для ее социализации или определенного вида профессиональной деятельности [1]. В войсках национальной гвардии РФ воспитание организуется во всех структурных подразделениях, со всеми категориями военнослужащих, на основе общих планов и непрерывно на всех этапах выполнения служебно-боевых задач. Это предполагает широкий охват мероприятиями воспитательного характера наибольшего количества военнослужащих, участие всех должностных лиц в этих мероприятиях и их личную ответственность за эффективность воспитания подчиненных. Основная цель воспитания военнослужащих - обеспечение нормального процесса функционирования воинского подразделения, поддержание устойчивого воинского порядка, укрепление воинской дисциплины, формирование готовности военнослужащих к выполнению служебно-боевых задач.

Развитие личности возможно только в процессе учебной или практической деятельности. Военные институты войск национальной гвардии РФ ориентированы на подготовку курсантов к профессиональной деятельности в целом, а не в конкретной должности. Офицер войск национальной гвардии РФ может обрести профессиональные качества только в период исполнения своих обязанностей по должности. Невозможно научить военнослужащего выполнять на перекладине подъем переворотом исключительно теоретическим способом. Основная функция офицерского состава управленческая и подразумевает координацию совместной деятельности больших групп людей, объединенных по профессиональному признаку. Курсанты имеют возможность получить навыки управления воинскими коллективами в период войсковой практики, но время, отведенное на войсковую практику, их статус обучающихся не позволяют в полной мере сформировать устойчивые командирские навыки. Объективные законы дидактики и развития психики личности, которые императивно определяют стадии и этапы развития необходимых качеств обучающихся, позволяют в стенах военного института сформировать у курсантов мотивацию к выполнению обязанностей военной службы при наличии необходимого уровня профессиональных знаний. Поэтому в период обучения в военном институте воспитать курсантов с устойчивыми навыками управления подразделениями невозможно и только в воинских частях в процессе практической деятельности выпускник обретет сознание офицера и необходимые способности. Существующая практика привития курсантам командирских навыков, при организации мероприятий распорядка дня учебного подразделения, позволяет лишь ознакомиться с технологией управленческой деятельности в учебных условиях, но не может заменить практику работы управления воинским подразделением в войсках.

В процессе социально-психологического исследования было определено, что по мнению педагогических работников значительная часть курсантов не имеют практических навыков принимать ответственные самостоятельные решения (СВКИ - 62,8%, НВИ - 51,2%, СПВИ - 36,3%, ПВИ - 10,8%). Командиры курсантских подразделений отметили недостаточную сформированность необходимых практических навыков курсантов в постановке задач подчиненным (СПВИ - 50,0%, НВИ - 40,7%, СВКИ - 39,1%, ПВИ - 5,8%) [2].

Следует иметь в виду, что развитие профессиональных, морально-нравственных качеств офицера при одинаковых внешних условиях во многом зависит от волевых усилий самого офицера. Поэтому стадия перехода сознания выпускника от курсанта к офицеру сложна и ответственна. В течение определенного периода времени у выпускников происходит адаптация к новым условиям службы, формируются управленческие навыки, идет поиск форм и методов общения с подчиненными, апробируются свои способности в служебно-боевой деятельности. На дальнейшее развитие личности офицера оказывает большое влияние офицерский коллектив подразделения. При отсутствии поддержки молодого офицера в его первоначальных шагах профессиональной деятельности со стороны опытных коллег, его знания и навыки, обретенные во время обучения в военном институте, утрачивают первостепенное значение и на первое место выходят навыки адаптации к новым условиям служебно-боевой деятельности. Коллективная поддержка со стороны опытных офицеров в период становления в профессии поможет молодому офицеру проявить индивидуальные возможности и творческий потенциал. Знания и навыки, полученные курсантами в период обучения в военном институте, будут являться базовой основой для развития профессионального сознания при выполнении служебных обязанностей в офицерских должностях.

В развитии профессиональных качеств офицера велика роль самовоспитания. Самовоспитание основывается на двух факторах: во-первых, интерес к избранной профессии и профессиональной деятельности и, во-вторых, позитивное стремление в развитии военной карьеры. Сформулированная для самого себя цель деятельности порождает мотивацию, стимулирование волевых усилий и формирует перспективный план военной карьеры. Осуществление этого плана обеспечивает дальнейшее развитие личности офицера. Но с теоретической точки зрения термин «самовоспитание» имеет критическое осмысление. Так как под воспитанием понимается целенаправленный процесс воздействия воспитателя на воспитуемого с целью формирования у последнего желаемых качеств и характеристик. То есть, изначально предполагается участие в этом процессе не менее двух субъектов, при самовоспитании воспитатель не предусматривается. Волевые усилия обучающегося, для развития полезных физических и интеллектуальных качеств, следует рассматривать как способ приспособления к новым условиям профессиональной деятельности.

На процесс и результаты развития личности офицера оказывают влияние различные факторы одновременно и в комплексе. При разных обстоятельствах одни факторы оказывают решающее значение на формирование личностных качеств, при других их значение не является очевидным. Это постоянно и очевидно подтверждается практикой кадровой работы. Одни выпускники, одного и того же учебного подразделения, достигают высоких воинских должностей, другие ограничиваются малым.

Выводы. В современных условиях недостаточно иметь подготовленного офицера, способного в совершенстве владеть вверенным вооружением и обладающим знаниями в пределах компетенций по занимающей должности, но основополагающим мотивом его профессиональной деятельности должно быть верность Военной присяге и воинскому долгу. Это подтверждается историей и практикой военного строительства Вооруженных Сил СССР, Вооруженных Сил РФ, внутренних войск МВД СССР, внутренних войск МВД РФ и Федеральной службы войск национальной гвардии РФ.

Литература:

1. Дмитриев И.Н., Педагогическая поддержка развития творческого подхода курсантов военных институтов внутренних войск МВД России к решению тактических задач: дисс. ... канд. пед. наук / Дмитриев Иван Николаевич. СПб., 2014.

2. Докладная записка Первому заместителю директора Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации генерал-полковнику С.А.Меликову о результатах социально-психологического исследования по теме: «Психологическая готовность выпускников ВООВО войск национальной гвардии к выполнению служебно-функциональных обязанностей при замещении первичных офицерских должностей» от 2018 г.

3. Ожегов С.И., Словарь русского языка: Ок.53000 слов / С.И.Ожегов; под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова. - 24-е изд. испр.- М.; Издательский дом «ОНИКС 21 ВСК»; Мир и образование, 2004. - 896 с.

Педагогика

УДК: 373.31

кандидат педагогических наук, доцент Дульмухаметова Гульнара Фаридовна

Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Казань); кандидат филологических наук, доцент Сиразиева Зарина Наилевна Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Казань); кандидат философских наук, доцент Беляева Евгения Александровна

Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Казань)

БАРЬЕРЫ ПОЛОВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. Авторами статьи проанализированы барьеры дифференцированного по полу обучения в начальной школе. На этой основе разработана и апробирована педагогическая технология преодоления барьеров половой дифференциации обучения младших школьников, основанная на варьировании методов обучения в зависимости от правополушарного и левополушарного типов мышления учащихся и состоящая из трех поэтапных компонентов (мотивационный - проведение совместного для мальчиков и девочек вводного занятия в начале изучения темы; операционный - выполнение заданий по алгоритму при обязательном повторении, задания частично поискового характера; результативный - обобщение знаний проводится при совместной работе класса).

Ключевые слова: половая дифференциация обучения, младшие школьники, барьеры, технология, гендерный подход.

Annotation. The authors of the article analyze the barriers of sex differentiation in primary school. On this basis, a pedagogical technology has been developed and tested to overcome the barriers to sex differentiation of primary schoolchildren, based on the variation of teaching methods depending on the right-hemispheric and left-hemispheric thinking types of students and consisting of three step-by-step components (motivational - conducting joint study for

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.