На вопрос «Сколько детей в Вашей семье посещают занятия?» получены следующие результаты: занятия посещает 1 ребенок в 5 семьях (41,6%), 2 ребенка из 6 семей (50,1%) и 3 ребенка из трех семей (8,3%).
На вопрос «Проранжируйте цели, с которыми ваш ребенок посещает занятия? (наиболее значимая цель отмечается цифрой 1, менее значимый - цифрой 2 и т.д.» были получены результаты: коррекция общего состояния стоит у родителей на первом месте, укрепление здоровья - на втором, на третьем - физическое развитие детей и на последнем месте, чтобы ребенок просто бегал на занятие.
На вопрос: «Как часто болеет Ваш ребенок?» опрашиваемые ответили, что дети болеют 2-4 раза в год. На вопрос: «Удовлетворяет ли Вас отношение педагога к Вашему ребенку?» родители ответили положительно.
На вопрос: «Удовлетворяет ли вас организация занятий?» все родители дали положительный ответ.
На вопрос: «Что бы Вы хотели изменить в деятельности педагога?» были получены ответы, что 83% родителей все устраивает, а 17% попросили быть строже с детьми.
Таким образом, в ходе анкетирования мы установили, что всех родителей устраивает организация занятий и отношение педагога к их ребенку.
Выводы. Обобщая выше сказанное, следует отметить, что полученные, в ходе педагогического эксперимента результаты подтверждают эффективность программы, следовательно, она может быть рекомендована к использованию во внеурочной деятельности детей с нарушением интеллекта.
Литература:
1. Шакурова, Л.Е. Использование оздоровительной аэробики в процессе развития и коррекции физической подготовленности и уровня психомоторики умственно отсталых школьников / Л.Е. Шакурова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2009. № 6. С. 14-16
2. Шакурова, Л.Е. Эффективность применения методики организации и проведения занятий по оздоровительной аэробике для умственно отсталых школьников / Л.Е. Шакурова, З.М. Кузнецова // Теория и практика физической культуры. - 2009. - № 6. - С. 90-91.
Педагогика
УДК 37.015
кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры служебно-боевого применения сил специального назначения факультета (сил специального назначения), подполковник Козлов Вячеслав Александрович
Новосибирский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации (г. Новосибирск)
ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО УЧЕБНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГОГ ЦИКЛА ВОЕННЫХ ИНСТИТУТОВ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ
Аннотация. В данной научной статье речь идет об активных методах обучения, которым автор дает краткое описание и предлагает использовать для достижения дидактических целей в системе образовательной деятельности военных вузах именно учебных дисциплинах военно-профессионального цикла.
Ключевые слова: методы обучения, активные методы обучения, военные вузы, курсанты, будущие офицеры, войска национальной гвардии, военное образование.
Annotation. In hierdie wetenskaplike artikel praat oor die aktiewe onderrig metodes, die skrywer gee 'n kort beskrywing en voorgestel dat museumversamelings die doelwitte van die onderrig stelsel van opvoedkundige aktiwiteite van militere universiteite naamlik vakke militere professionele siklus.
Keywords: Metodes van onderrig, aktiewe leer metodes, militere kolleges, studente, toekomstige beamptes, nasionale Guard troepe, militere onderwys.
Введение. Войска национальной гвардии Российской Федерации в современных условиях осуществляют сложную и специфическую служебно-боевую деятельность. Они выполняют многочисленные задачи по предотвращению и отражению внутренних угроз государства, поддержание режима чрезвычайного положения, противоправной деятельностью экстремистских национально-этнических, религиозных, сепаратистских и террористических движений, противостоят организованной преступности, терроризму, контрабандной и иной противозаконной деятельности.
Формулировка цели статьи. Выполнение выше перечисленных задач требует от офицеров подразделений войск национальной гвардии не только глубоких и разносторонних знаний, навыков и умений, но и личностных качеств, нестандартного мышления, которые бы способствовали выполнению ими специфических, особенных задач в условиях повседневной жизнедеятельности и при осуществлении служебно-боевой деятельности [2].
Готовить офицеров для подразделений войск национальной гвардии предназначены военные вузы войск национальной гвардии (вузы министерства обороны Российской Федерации), которые являются, неким центром военного образования.
Изложение основного материала статьи. В военно-педагогической науке под военным образованием принято понимать процесс и результат усвоения систематизированных военно-профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых военнослужащим для выполнения обязанностей воинской службы, сопровождающийся достижением, обучающимся определенных государством образовательных уровней профессионального образования.
Реализация целей и задач военного образования, т.е. воспитания и обучения в интересах конкретного человека, общества, государства и его вооруженных формирований, должна обеспечивать система военного образования, включающая органы управления военным образованием, содержание военного образования (образовательные программы) и военные образовательные учреждения.
В настоящее время, в соответствии с рассмотренной выше спецификой военного образования и общности решаемых целей и задач с профессиональным образованием система военного образования
является, с одной стороны, подсистемой образовательной системы России, а, с другой стороны, имеет целый ряд своих характерных особенностей. То есть система военного образования включает в себя элементы, аналогичные системе образования России. Исходя из этого, справедливо принять следующую дефиницию.
Система военного образования - это совокупность взаимодействующих, государственных образовательных стандартов профессионального (военно-профессионального) образования, квалификационных требований к выпускникам военно-учебных заведений по военным специальностям и преемственных образовательных программ различного уровня и направленности; сети реализующих их военных образовательных учреждений; органов управления военным образованием; общественных и государственно-общественных объединений (творческих союзов, профессиональных ассоциаций, обществ, научных и методических объединений, советов и другие) [1].
Реализация межпредметных связей идет успешнее при наличии структурно-логической схемы, являющейся частью учебной программы.
Комплексный подход к разработке учебно-программной документации обеспечивает не только целесообразный отбор содержания обучения, но и организационных форм учебного процесса, применение эффективных методов и современных средств обучения.
Формы обучения - это виды учебных занятий, отличающиеся один от другого дидактическими целями, группировкой обучаемых, местом проведения, продолжительностью, содержанием деятельности преподавателя и слушателей. Различные организационные формы обучения обеспечивают активную познавательную деятельность слушателей во фронтальной (совместной деятельности всей учебной группы при решении одной общей задачи), групповой (разделении учебной группы на несколько подгрупп для решения каждой из них своей отличной от других задачи), и индивидуальной (решение конкретным слушателем задачи независимо от других участников занятия) работе.
В военных образовательных организациях высшего образования войск национальной гвардии Российской Федерации применяются следующие виды учебных занятий: лекции, семинары, лабораторные занятия (работы), практические занятия, групповые упражнения и занятия, тактические (тактико-специальные) занятия и учения, командно-штабные учения, военные (военно-специальные) игры, теоретические (научно-практические) конференции, контрольные работы (занятия), самостоятельная работа курсантов, консультации, войсковая стажировка и практика. Кроме того, дополнительно в военно-учебном заведении могут проводиться другие виды учебных занятий, вводимые по решению ученого совета военно-учебного заведения [8].
Каждая из форм обучения обладает своей спецификой, выраженной в построении методов обучения, в зависимости от приемов и способов, что и образуют некий алгоритм решения задачи по передаче знаний, формированию умений и навыков обучаемых, который принято считать методикой.
Если формы обучения выражают организационную сторону учебных занятий, то методы обучения - это способы взаимосвязанной деятельности преподавателя и слушателей, направленные на решение задач образования, воспитания, развития и психологической подготовки обучаемых к профессиональной деятельности.
В современных условиях, в отличие от традиционно сложившейся практики преподавания, когда преподаватель играет более активную, чем обучаемые (лекция, беседа, упражнения по образцу, лабораторные работы по инструкции и др.) широкое распространение получают так называемые «активные» методы обучения ориентированные на самостоятельное добывание знаний слушателями, развитие творческого мышления, формирование практических навыков и умений самостоятельного труда.
Разделять методы обучения на активные и неактивные, неправильно. Ведь используя различные приемы активизации познавательной деятельности, педагог может добиться повышения активности слушателей при применении любого метода.
Выбор методов обучения определяется рядом условий: специфики содержания изучаемого, задач подготовки специалиста, учебного времени, особенностей состава слушателей, средств обучения.
Для повышения эффективности применения методов обучения следует анализировать как результативность каждого метода, так и действенность совокупности методов, оптимального их соотношения.
Что представляют собой активные методы обучения? Обладают ли они качеством универсальности, или дают ожидаемый эффект при определенных условиях? На эти и многие другие вопросы не всегда можно найти однозначный ответ. В современной педагогической науки разделение всех методов обучения на две группы: традиционные (или репродуктивные) и активные методы обучения (далее - АМО) (от лат. асйуш «деятельный») может быть только условным, так как все методы в плане достижения определенных дидактических целей должны нести в себе активность. Трудно назвать методом деятельность преподавателя, не несущей целенаправленной активности. И вместе с тем, обе названные группы отличаются главным образом по своей задаче. Каждая из них играет свою, присущую ей роль в образовательной деятельности.
Традиционные методы направлены, прежде всего, на передачу определенной суммы знаний, формирование навыков практической деятельности. Их результатом выступают знания-описания и навыки без возможности применения в изменяющихся ситуациях. Конечно, и в решении этой задачи необходима активность обучаемых. Но эта активность по своей направленности и содержанию носит преимущественно репродуктивный характер. Закрепление за традиционными методами обучения этой задачи педагогически целесообразно. Восточная поговорка гласит: «Пустой мешок на ногах не стоит». Прежде чем решать задачу развития творческого мышления, необходимо создать для этого предпосылки, одной из которых является овладение учебным материалом на уровне репродуктивного мышления. Лишь после этого можно идти дальше.
АМО в отличие от первой группы направлены преимущественно на развитие у обучаемых самостоятельного творческого мышления и способности квалифицированно решить профессиональные задачи, что в связи с эти АМО обеспечивает активизацию познавательной деятельности творческого характера, тесную связь теории с практикой, овладение диалектическим методом анализа и решения сложных проблем, развитие рефлексивной сферы мышления (самосознание и саморегуляцию мыслительной деятельности), создание атмосферы сотрудничества и сотворчества, развитие необходимых навыков общения.
Ведь теоретический работник в отличие от командира имеет возможности выдвигать необходимое ему количество гипотез и, что важно, как правило, проводить широкий эксперимент с целью его проверки. В практической же деятельности, особенно при ведении боевых действий, проверка гипотез весьма ограничена, а часто вообще невозможна. Поэтому важны знания, опыт командира, расчетливость и критичность ума, которые позволяют тщательно все взвесить. Конечно, выпускник военного вуза не может обладать большим командирским опытом, но командирскими качествами, которые формируются у него в военном учебном заведении, должны присутствовать. Ими являются: тактическое (профессиональное) мышление, командирская воля, умение принимать решение в кратчайшие сроки и в сложной обстановки, ответственности за принятое решение, смелость, инициативность и т.д. [6].
Итак, рассмотрим лишь некоторые методы активного обучения, которые возможно применять преподавателями военно-профессиональных дисциплин для развития вышеперечисленных качеств у будущих офицеров.
Анализ конкретной ситуации (АКС)
Метод АКС заключается в том, что в образовательной деятельности преподавателем создаются конкретные проблемные ситуации, взятые из профессиональной практики. От обучаемых требуется глубокий анализ ситуации и принятие соответствующего оптимального решения в данных условиях. Данный метод преподаватель может использовать на практических занятиях и групповых упражнениях, детально разбирая решения курсантов по вводным на макете местности, либо на тренажёре.
Достоинство метода состоит в том, что в процессе решения конкретной ситуации обучаемые обычно действуют по аналогии с реальной войсковой практикой. Главное же - курсанты не только получают нужные знания, но и учатся применять их на практике.
В зависимости от дидактических целей и особенностей содержания материала в учебном процессе могут найти применение различные виды ситуаций: -ситуация - иллюстрация; -ситуация - оценка; -ситуация - упражнение; -ситуация - проблема.
Такие ситуации рассчитаны на разный уровень сформированности профессионального мышления. Чаще всего способом предъявления ситуаций обучаемым является письменное или устное описание событий с последующим заданием. Вместе с тем диапазон способов предъявления ситуаций курсантам может быть намного шире в зависимости от наличия фонда накопленных материалов и возможностей технических средств обучения. (Возможно, и желательно широкое использование телевидения). Метод «Интеллектуальная разминка» (ИР)
Данный метод можно использовать при проведении любых видов учебных занятий. Его целью является приведение обучаемых в активное «стартовое» состояние за счет актуализации имеющихся знаний, обмена мнениями и выработка общей позиции. ИР идет в быстром темпе экспресс-опроса.
Достоинства метода состоит в том, что каждый обучаемый при «интеллектуальной разминке» постоянно находится в зоне активного опроса и должен быть готов к ответу на все поставленные преподавателем вопросы. Если он и остался, по ряду заданных вопросов не задействован, то и в этом случае он вынужден их быстро осмысливать и готовиться к ответам. Также параллельно вовлечению в активную познавательную деятельность, преподаватель убирает психологический барьер между собой и курсантом что придает ему уверенности в собственных знаниях.
«Сократический метод обучения» (СМ) (сократическая беседа)
Своим названием данный метод обязан древнегреческому философу Сократу, который учил мыслить, вовлекая людей в эвристическую беседу. Он искусно задавал вопросы собеседнику, ставя его в ситуацию постоянных размышлений, доказательства своих мыслей, отходя от скомпрометированных утверждений и поиска истины. Уже первой серией вопросов Сократ старался сбить человека с его понимания явления, ограниченного здравым смыслом, житейским узким мировоззрением.
Учебные занятия, проводимые в форме сократовской беседы, являются гибкими организационными формами совместной творческой деятельности, и они в полной мере отвечают требованиям другого великого философа - И.Канта, который считал, что не мыслям надо учить, а мыслить, не философии должен учиться студент, а философствовать.
Сократический метод обучения способствует выявлению пробелов в занятиях слушателей, повышает интерес к изучаемой дисциплине, способствует активному усвоению знаний, формирует навыки самостоятельной работы, развивает критическое мышление, вооружает эффективными способами и приемами ведения полемики. Данный метод целесообразно применять на семинарских занятиях, где в курсантской аудитории разгорается живая дискуссия, а также как дидактический прием на групповых упражнениях, например при обсуждении принятого курсантом решения, заставляя будущего командира искать нестандартные выходы из сложившейся обстановки, вызывая у него некий азарт и стремление к интеллектуальной победе.
Метод «Мозговой атаки» (МА)
Метод «Мозговой атаки» возник в 30-е годы как способ коллективного продуцирования новых дел. Он способствует развитию динамичности мыслительных процессов, способности абстрагироваться от обыденных условий и существующих ограничений, от привычных взглядов на явления и процессы, формирует умение сосредотачиваться на какой-либо узкой актуальной цели. В общем виде методика «мозговой атаки» состоит из следующих этапов:
- формирование проблемы, которую необходимо решить; обоснование задачи для поиска решения;
- тренировочная сессия-разминка;
- «мозговая атака» - «штурм» поставленной проблемы. Интегрирование идей сразу, с их фиксацией;
- оценка и отбор наилучших идей;
- сообщение о результатах «мозговой атаки». Понятие коллективного решения.
При проведении занятия методом «мозговой атаки» необходимо соблюдать некоторые условия и правила:
- один объект творческого поиска;
- краткость и ясность выражение мысли;
- недопустимость критики;
- без повтора оказания другим;
- без отказа от высказывания;
- стимулирование любой самостоятельной мысли;
- тактическое и доброжелательное ведение МА;
- ведущий - хороший специалист;
- гласность в показе идей, получивших признание.
Данный метод способствует развитию теоретического мышления, умению курсантов работать в коллективе. Он может применяться как на семинарских и практических занятиях по военной педагогике, военной психологии так и на семинарах и практических занятиях по тактическим учебным дисциплинам.
Учебная тематическая дискуссия (УТД)
Применяется при обсуждении сложных теоретических и практических проблем, для обмена опытом, для уточнения несогласованных позиций обучаемых и преподавателя, для выработки единого подхода к исследованию определенного явления и др.
Он улучшает и закрепляет знания, увеличивает объем новой информации, вырабатывает умение спорить, доказывать, защищать и отстаивать свое мнение и прислушиваться к мнениям других. Военно-профессиональные (деловые) игры (ВПИ)
Предназначены для развития творческого мышления, формирования практических навыков и умений, выработки индивидуального стиля общения и поведения при коллективном решении задач. ВПИ - это в определенном смысле реализация элементов профессиональной деятельности выпускника. ВПИ являются мотивацией деловых игр.
В связи с этим их можно классифицировать следующим образом:
а) имитационные игры (деятельность, события);
б) операционные игры (выполнение специфических операций);
в) исполнение ролей (ситуационно-ролевая игра);
г) метод инсценировки (спектакль);
д) блиц-игра.
Данный активный метод обучения находит свое применение на тактических занятиях по военно-профессиональных дисциплинам, полевых выходах, проводимых в форме двухсторонних учений и соревнований между подразделениями курсантов. Профессиональная консультация (ПК)
Это дополнительная помощь в постижении актов профессионального мастерства. Они могут быть:
-методологическая;
-предметно-практическая;
-методическая;
-организационно-техническая; -общенаучная.
К ним представляются следующие требования: -ярко выраженная практическая направленность; -высокий научный уровень советов и рекомендаций; -обязательный учет пожеланий обучаемых; -постоянство и планомерность; -учет и систематизация вопросов; -новизна и актуальность информации.
ПК представляет активный обмен мнениями, информационными фондами и т.д., должна предшествовать другим активным методам обучения.
Данный метод способствует теоретическому развитию курсантов и профессиональной эрудиции, когда педагог по средствам профессионального (командир подразделения, специалист) разъяснения значительно расширяет кругозор курсанта.
Индивидуальные практикумы (ИП)
Самостоятельная аудиторная и внеаудиторная работа обучаемого по заданию преподавателя. Целевое назначение ИП:
- развитие индивидуальных способностей, стиля, учебной деятельности;
- обеспечение глубокого научного интереса;
- вооружение навыками научно-исследовательской работы. Условия успешного осуществления ИП:
- составление фонда упражнений и методических рекомендаций индивидуального развития обучаемых;
- разработка системы индивидуальных заданий, методами их использования в обучении, контроля и отчетности по ним;
- решение организационных вопросов по предоставлению времени обучаемым для выполнения индивидуальных заданий.
Этот метод, возможно, использовать при внеурочной работе с курсантами, такой военно-научная работа, написание курсовых и дипломных работ и т.д. Метод «Круглого стола» (КС)
Этим методом проводятся междисциплинарные занятия, а также учебные встречи «круглым столом». Приглашаются несколько специалистов, между которыми осуществляется обмен мнениями, вызывая активность учащихся.
«Круглый стол» представляет свои требования и к приглашенным специалистам. Они должны быть не только крупными теоретиками, или практиками в своей области, но прежде всего людьми, умеющими изложить как можно больше информации за краткий отрезок времени, а также умеющими анализировать и синтезировать свои мысли в доступной для обучаемых форме.
Современный командир должен обеспечивать высокий уровень боевой подготовки всего личного состава. Командиру важно быть примером в образцовом выполнении служебных обязанностей, уметь обеспечивать привлекательные условия службы и быта всем военнослужащим, не допускать возникновение
неуставных взаимоотношений, поддерживать нормальные взаимоотношения между военнослужащими различных национальностей.
Выводы. Таким образом, для успешного выполнения командиром сложных задач, как в мирное, так и в военное время он должен быть высоко военно-профессионально подготовлен, иметь развитое командирское мышление, сильную волю, уметь привлекать к себе людей и мобилизовать их на выполнение любых сложных задач, быть мастером обучения и воспитания подчиненных [6].
Литература:
1. Военная педагогика. Учебное пособие / Под общей редакцией И.А. Алехина. - М.: ВУ, 2007. - 413 с.
2. Васильев Д.И. Козлов В.А. Методика формирования навыков ведения боя при выполнении боевых задач у курсантов факультета разведывательного по средствам применения тактического симулятора. Научная статья. Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. -Сборник научных трудов: Ялта РИО ГПА, 2017. Вып. 54 - Ч. 5. - 380 с.
3. Дзюбенко О.Л., Коженков А.О. Применение виртуальных симуляторов в обучении курсантов военного ВУЗа // Психология, социология и педагогика. 2012. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2012/07/942.
4. Козлов В.А. Формирование у курсантов вузов внутренних войск Российской Федерации нравственного отношения к сослуживцам: дис. ... канд. пед. наук. М., 2013.
5. Козлов В.А., Лопатько С.В., Титов А.В. Особенности методики обучения подразделений специального назначения. Учебное пособие. Новосибирск: НВИ ВВ имени генерала армии И.К. Яковлева МВД России.), 2014. - 120 с.
6. Шраменко А.Ф. Командир и формирование его личности: Учеб. -методич. Пособие. - М.: Финансисты и статистика, 2005. - 272 с.
7. Федеральный закон об образовании от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 07.06.2013 N 120-ФЗ, от 02.07.2013 N 170-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ от 03.02.2014 N 11-ФЗ.
8. Приказ МВД от 14 января 2013 года № 22 «Об утверждении Положения об организации деятельности военного образовательного учреждения высшего профессионального образования внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации».
Педагогика
УДК: 372.016:811.161.1
кандидат филологических наук, доцент Колычева Галина Юрьевна
Государственное образовательное учреждение высшего образования
Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево); кандидат филологических наук, доцент Шейнова Татьяна Геннадьевна
Государственное образовательное учреждение высшего образования
Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево)
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Аннотация. В данной статье рассматриваются сущностные характеристики познавательных универсальных учебных действий младших школьников; раскрываются возможности уроков русского языка по формированию познавательных универсальных учебных действий средствами заданий творческого характера.
Вниманию учителей начальных классов, методистов, студентов педагогических факультетов представлен комплекс заданий занимательного, творческого характера, использование которых способствует формированию личности, желающей и умеющей самостоятельно получать знания и применять их в будущем, позволяет привить интерес к изучению русского языка, создать условия для духовно-нравственного развития младших школьников.
Ключевые слова: Федеральный государственный стандарт начального общего образования, универсальные учебные действия, познавательные универсальные учебные действия, познавательный интерес, урок русского языка, задания творческого характера.
Аппогагюп. This article discusses the essential characteristics of universal cognitive educational actions of Junior schoolchildren; there are revealed the potentials of the Russian languages on the formation of universal cognitive educational actions by means of creative tasks. For teachers of elementary school, methodologists, students of pedagogical factions to provide the set of tasks of entertaining, creative nature, the use of which contributes to the formation of personality, willing and able to acquire knowledge independently and apply them in the future, allows us to install interest in learning the Russian language conditions for the creation of Russian language, moral and behavior development of Junior schoolchildren.
Keywords: Federal state standard of General primary education, universal educational actions, universal cognitive educational actions, educational interest, the lesson of the Russian language, tasks of a creative nature.
Введение. Изучение русского языка в начальной школе ориентировано на решение таких актуальных задач, как языковое, нравственное, интеллектуальное и речевое развитие учащихся.
В настоящее время согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) главная компетенция ученика - научиться учить себя, а также применять полученные знания в жизни [4].
Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.
В начальных классах изучение русского языка обеспечивает качественно иной уровень владения детьми родным языком, новый уровень их речевой практики, осознание себя носителем русского языка, формирование личностного ценностного отношения к слову.