УДК 355/359+378
Жаксылыков Руслан Фатихович
Кандидат педагогических наук, Главнокомандующий Национальной гвардией Республики Казахстан, [email protected], Республика Казахстан, Астана
ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРА-ПРОФЕССИОНАЛА
Аннотация. Автор анализирует содержание и проблемы военного образования на современном этапе, его сущность и роль в обеспечении подготовки офицера - многопрофильного профессионала. В статье исследованы пути совершенствования методов обучения в военных учебных заведениях за счет резкого улучшения планирования и организации всей системы учебно-воспитательной работы, объединения усилий педагогических коллективов различных силовых структур, более активного и широкого внедрения технических средств обучения, повышения методического уровня всех проводимых занятий с привлечением современных информационных технологий. В свою очередь определен приоритет практической направленности обучения, в результате которого будет обеспечена глубокая интеграция военных и специальных учебных заведений различных силовых структур.
Ключевые слова: военное образование, офицер-профессионал, совершенствование методов обучения, практическая направленность обучения.
На сегодняшний день принципы, формы и методы подготовки военных специалистов требуют переоценки. Процесс подготовки, воспитания и становления кадров очень сложен, требует настойчивости, целеустремленности, терпения, кропотливой работы со слушателями и курсантами [8]. Главными критериями их подготовки должны быть профессионализм, преданность воинскому долгу, высокие морально-нравственные качества защитника Отечества, его способность мыслить, анализировать и делать выводы из явлений, фактов, событий армейской действительности [1; 6].
На развитие системы военного образования Республики Казахстан оказывают влияние такие факторы, как совершенствование нормативно-правовой базы; возрастание темпов научно-технического прогресса; глобализация политики, экономики и культуры; обострение конкурентной борьбы между странами; информатизация мирового сообщества [4].
На основе проведенного анализа качества обучения и воспитания в военных (специальных) учебных заведениях в интересах совершенствования данных процессов, на наш взгляд, следует принять неотложные меры по ряду направлений.
Во-первых, сохранение преподавательских кадров. В последнее время наблюдается тенденция, когда офицер-преподаватель, располагающий большим опытом рабо-
ты, по достижении предельного возраста увольняется в запас. Поэтому возникает необходимость в принятии мер для того, чтобы приостановить утечку подготовленных преподавателей из военных (специальных) учебных заведений.
Во-вторых, совершенствование методов обучения. Следует заметить, что совершенствование методов обучения находится в прямой зависимости от уровня профессиональной подготовленности преподавательского состава. Систематическая учеба самих преподавателей, направленная на повышение их педагогического мастерства, будет являться важным направлением, способствующим улучшению качества учебно-воспитательного процесса в военных (специальных) учебных заведениях.
В-третьих, практическая направленность процесса обучения курсантов (слушателей). Значительная часть выпускников военных учебных заведений силовых структур, по отзывам командиров (начальников), располагает достаточно прочной теоретической подготовкой, в то же время, как показывает практика, встречаются и те, кто испытывает трудности в руководстве воинским коллективом, в организации служебно-боевой и воспитательно-правовой работы, правильной эксплуатации техники и содержания вооружения.
В-четвертых, воспитание будущих воспитателей. По нашему мнению, на этапе про-
фессионального обучения акцент должен ставиться и на процесс воспитания. Воспитание будущих воспитателей - одна из чрезвычайно важных задач профессорско-преподавательского состава, командиров подразделений и всех педагогов.
Анализируя тенденции, закономерности и перспективы развития военно-профессионального образования, доктор военных наук Б. Б. Джакубакынов заостряет внимание на необходимости соблюдения принципа единства процессов обучения и воспитания с целью всестороннего развития личности будущих офицеров [2].
В-пятых, подготовка научно-педагогических кадров. Отметим, что к 2009 г. мы не имели ни одного доктора военных наук и к 2001 смогли подготовить только четырех кандидатов военных наук. Это стоило больших усилий и, справедливости ради, подчеркнем, явилось результатом понимания данной проблемы бывшим руководством Высшего аттестационного комитета. Особенности подготовки и защиты диссертаций по закрытой военной тематике, разработанные в дополнение к действующему Положению, были одобрены Президиумом ВАК (позднее - Комитет по контролю в сфере образования и науки МОН Республики Казахстан).
Выход был найден в том, чтобы использовать потенциал крупных ученых-историков, разработавших научные труды по военной тематике [10]. К сожалению, запрет, наложенный бывшим руководством Министерства образования и науки, приостановил эту работу. Вместе с тем, к 2010 г. в адъюнктурах Национального университета обороны и Военного института КНБ учились многие офицеры. Некоторые из них без отрыва от службы, путем соискательства, готовили кандидатские диссертации.
В-шестых, интеграция с гражданскими вузами. Было бы желательно более активно и эффективно использовать потенциал ведущих гражданских высших учебных заведений в подготовке кадров для силовых структур, таких как психологи, медики, военные переводчики. Здесь положительную роль могут сыграть военные кафедры этих вузов. Нет сомнения в том, что после определенной военной подготовки эти молодые люди смогут стать полноценными квалифи-
цированными специалистами.
Вся работа по подготовке специалистов для силовых структур должна быть в центре внимания Правительства, первых руководителей этих ведомств, а непосредственное руководство и контроль над деятельностью военных учебных заведений должны осуществлять департаменты (главные управления) соответствующих силовых органов как их самостоятельная структура.
В-седьмых, стандартизация образования. Исследования показывают, что первопричиной проявления упомянутых недостатков в системе военного образования являются определенные трудности и некоторые противоречия, возникшие при внедрении государственных общеобязательных стандартов образования (далее - ГОСО) в деятельность военных (специальных) учебных заведений [8]. Жесткие рамки и критерии ГОСО вынудили значительно сократить количество часов, которые были предусмотрены для изучения военно-профессиональных дисциплин, в пользу вводимых общеобразовательных предметов. Это особенно затруднило процесс формирования у обучаемых практических навыков, крайне необходимых будущим офицерам. Где выход из создавшейся ситуации? Вероятно, в поисках ответа на данный вопрос следует учесть исследования и выводы по данной проблеме российских и казахстанских военных ученых и специалистов.
Подчеркивая важность военной (специальной) подготовки курсантов, генерал-майор, профессор, доктор политических наук Б. Ы. Елубаев пишет о том, что под термином «военное образование» следует понимать целенаправленный процесс обучения и воспитания в данной образовательной сфере, осуществляемый в интересах гражданина, общества, государства, его вооруженных сил. Система военного образования в любом государстве должна являться одной из приоритетных образовательных сфер [3].
Акцентируя внимание на особенностях военно-профессионального образования, доктор военных наук Б. Б. Джакубакынов отмечает: «Говоря о военно-профессиональном образовании как об особом типе образования, важно понимать, в чем состоит его отличие от традиционного образования. Военно-профессиональное образование на-
правлено на научение чему-то, в то время как традиционное обучение ориентировано на изучение чего-то. ...Главным является то, какие дополнительные возможности открылись перед курсантом и слушателем в результате того, что он научился чему-то» [2, с. 58].
Одной из основных тенденций профессионального становления будущих офицеров в военных учебных заведениях является многопрофильность, т. е. подготовка военных специалистов, обладающих знаниями, умениями и навыками не только по основной, но и по смежной военной специальности или специализации [4]. Поэтому в основу рассуждения должно быть положено то, что любое высшее военное учебное заведение, в отличие от гражданских учебных заведений, готовит офицера-профессионала не одного профиля, не одной узкой специальности. В этой связи, по нашему мнению, следует также поддержать предложения профессора Б. Ы. Елубаева о «необходимости внесения дополнения в Закон "Об образовании" от 27 июля 2007 г. в части, касающейся военного образования» [3, с. 20].
В-восьмых, профессиональная ориентация. В целом, хотелось бы заметить, что первый этап - процесс профессиональной ориентации - должен, на наш взгляд, начинаться несколько ранее, чем юноша окажется в стенах военного учебного заведения. Она должна начинаться офицерами - работниками местных органов военного управления. Их регулярные выступления должны являться одним из важных направлений деятельности по профессиональной ориентации молодежи. Отбор абитуриентов должен включать анализ показателей по следующим направлениям: здоровье, физическая подготовка, политическая благонадежность, уровень грамотности и оценка морально-нравственных качеств.
Опыт свидетельствует, что невозможно рассматривать систему военного образования изолированно от деятельности войск, где реализуются на практике сформированные в высшем учебном заведении знания, навыки и умения, осуществляется рост профессионализма. Изменяются не только способы и формы, но и сама технология обучения.
Технология обучения воздействует на учебную практику, на создание научно обо-
снованных методов проведения занятий. Если говорить более конкретно, то она решает три проблемы: научное обоснование построения учебного процесса (организационный аспект); применение дидактических материалов и активных методов обучения (психолого-педагогический аспект); использование современных технических средств обучения (учебно-материальный аспект). При этом огромное значение имеет творческий подход к решению таких проблем, как поиск новых методов ведения учебного процесса, создание технической базы учебных занятий. Основа технической базы - компьютерная техника, поэтому технология обучения становится технологией компьютерного обучения [7].
Таким образом, совершенствование военного образования вызывает необходимость резкого улучшения планирования и организации всей системы учебно-воспитательной работы, объединения усилий педагогических коллективов различных силовых структур; более активного и широкого внедрения технических средств обучения, в первую очередь, ЭВМ; повышения методического уровня всех проводимых занятий с привлечением современных информационных технологий. При этом положительный результат будет обеспечен путем глубокой интеграции военных и специальных учебных заведений различных силовых структур.
Библиографический список
1. Выступление Н. А. Назарбаева перед слушателями Военной академии ВС РК, 22 декабря 1998 года // ^азак;стан сарбазы. - 1998. - 24 декабря.
2. Джакубакынов Б. Б. Научные основы управления качеством подготовки офицеров-пограничников: автореф. дис. ... д-ра воен. наук. -Алматы, 2010. - 52 с.
3. Елубаев Б. Ы. Состояние и некоторые направления совершенствования в системе военного образования в Республике Казахстан // Актуальные проблемы и направления развития образования и совершенствования учебного процесса в военном вузе: материалы межведомственной научно-практической конференции (28 мая 2009 г.). - Алматы, 2009. - С. 14.
4. Жаксылыков Р. Ф. Роль и место военного образования и военной науки в строительстве вооруженных сил государства // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - № 4. - С. 108-111.
5. Кусаинов А. К. Развитие образования в Казахстане и Германии. - Алматы: Еылым, 1997. -210 с.
6. Назарбаев Н. А. О задачах обеспечения безопасности страны // Воин Казахстана. - 1999. -21 мая. - С. 1.
7. Потанин С. П. О творческих аспектах управленческой деятельности офицера // Военная мысль. - 1998. - № 6. - С. 41-46.
8. Стамбеков Т. М. Проектирование профессиональных стандартов для системы военно-профессиональной подготовки: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Алматы, 2006. - 24 с.
9. Энциклопедия военной мысли / под ред. Питера Тоураса. - М.: Эксмо, 2002. - 104 с.
10. Argyle M., Furnham F. Graham. Social situations. - Cambrige University press, 1981. -89 p.
Zhaksylykov Ruslan Fatikhovich
Cand. Sci. (Pedag.), Commander-in-chief of National guard of the Republic of Kazakhstan, [email protected], Republic of Kazakhstan, Astana
MILITARY EDUCATION IN ENSURING TRAINING OF THE PROFESSIONAL OFFICER
Abstract. The author analyses maintenance and problems of military education in modern level, its essence and role in guarantee of preparing an officer as multy-profile specialist. In this article ways of perfecting educational methods in military institutes are researched, and priority of practical directivity of education is determined.
Keywords: military education, professional officer, improvement of methods of training, practical orientation of training.
Поступила в редакцию 18.06.2015