Научная статья на тему 'Модель формирования мировоззренческой позиции по противодействию терроризму у военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации в процессе профессионального воспитания'

Модель формирования мировоззренческой позиции по противодействию терроризму у военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации в процессе профессионального воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
148
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
OUTLOOK / WORLD OUTLOOK / TERRORISM / COUNTER-TERRORISM / FORMATION / MODEL / PEDAGOGICAL SUPPORT / EDUCATION / PROFESSIONAL EDUCATION / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ / ТЕРРОРИЗМ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕРРОРИЗМУ / ФОРМИРОВАНИЕ / МОДЕЛЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаврилов Олег Владимирович

Статья посвящена проблеме формирования мировоззренческой позиции по противодействию терроризму у военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях сержантов и рядовых в войсках национальной гвардии РФ. Современный терроризм в работе рассматривается как социокультурное явление, оказывающее огромное влияние на современный мир, общество и мировоззрение человека. Последнее формируется в процессе жизнедеятельности на основании опыта взаимодействия с другими членами социума и окружающей действительностью. Автор раскрывает категорию мировоззренческой позиции личности, вводит понятия «мировоззренческая позиция по противодействию терроризму» и «формирование мировоззренческой позиции по противодействию терроризму» у военнослужащих войск национальной гвардии. Кроме того, разработана модель формирования такой позиции. Военнослужащие являются неотъемлемой частью российского общества, на которой отражаются все негативные процессы, происходящие в стране, это необходимо учитывать должностным лицам при организации профессионального воспитания военнослужащих. По мнению автора, феномен терроризма может оказывать отрицательное воздействие на мировоззренческую позицию по противодействию терроризму, что в конечном счете может повлиять на готовность к выполнению поставленных служебно-боевых задач. В связи с этим обосновывается важность разработки педагогического обеспечения формирования мировоззренческой позиции по противодействию терроризму у военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в войсках национальной гвардии РФ, в процессе профессионального воспитания.The paper discusses the problem of counter-terrorism world outlook formation among military personnel who are serving under contract as sergeants and soldiers in National Guard of the Russian Federation. Modern terrorism in this study is considered as a socio-cultural phenomenon that has a huge impact on the modern world, society and individual’s outlook. The last one is formed in the vital activities, based on the experience of interaction with other members of society and the actual reality. The author reveals the category of the individual’s outlook position, introduces concepts such as the counter-terrorism world outlook and its formation among the military personnel of National Guard. In addition, the author has developed a model for the formation of such a position. The military personnel of the National Guard of the Russian Federation as an integral part of Russian society, which is affected by the negative processes taking place in the country. This should be taken into consideration by all the officials in organizing professional education of soldiers. According to the author, the phenomenon of terrorism may have a negative influence on the philosophical position on counter-terrorism world outlook, which ultimately can affect the readiness of the military to carry out service combat tasks. In this regard, this paper substantiates the need to develop pedagogical support for the formation of a counter-terrorism world outlook in the process of professional education among the military personnel who are doing military service under a contract in the National Guard of the Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гаврилов Олег Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель формирования мировоззренческой позиции по противодействию терроризму у военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации в процессе профессионального воспитания»

УДК 376.1-057.36

Гаврилов Олег Владимирович

преподаватель кафедры психологии служебной деятельности Санкт-Петербургского военного ордена Жукова института войск национальной гвардии Российской Федерации

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ТЕРРОРИЗМУ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

Gavrilov Oleg Vladimirovich

Lecturer, Psychology of Performance Moral and Psychological Support Faculty Department, St. Petersburg Military Order of Zhukov, National Guard Institute of the Russian Federation

MODEL FOR COUNTER-TERRORISM WORLD OUTLOOK FORMATION AMONG THE TROOPS OF NATIONAL GUARD OF THE RUSSIAN FEDERATION IN PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация:

Статья посвящена проблеме формирования мировоззренческой позиции по противодействию терроризму у военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях сержантов и рядовых в войсках национальной гвардии РФ. Современный терроризм в работе рассматривается как социокультурное явление, оказывающее огромное влияние на современный мир, общество и мировоззрение человека. Последнее формируется в процессе жизнедеятельности на основании опыта взаимодействия с другими членами социума и окружающей действительностью. Автор раскрывает категорию мировоззренческой позиции личности, вводит понятия «мировоззренческая позиция по противодействию терроризму» и «формирование мировоззренческой позиции по противодействию терроризму» у военнослужащих войск национальной гвардии. Кроме того, разработана модель формирования такой позиции. Военнослужащие являются неотъемлемой частью российского общества, на которой отражаются все негативные процессы, происходящие в стране, это необходимо учитывать должностным лицам при организации профессионального воспитания военнослужащих. По мнению автора, феномен терроризма может оказывать отрицательное воздействие на мировоззренческую позицию по противодействию терроризму, что в конечном счете может повлиять на готовность к выполнению поставленных слу-жебно-боевых задач. В связи с этим обосновывается важность разработки педагогического обеспечения формирования мировоззренческой позиции по противодействию терроризму у военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в войсках национальной гвардии РФ, в процессе профессионального воспитания.

Ключевые слова:

мировоззрение, мировоззренческая позиция, терроризм, противодействие терроризму, формирование, модель, педагогическое обеспечение, воспитание, профессиональное воспитание.

Summary:

The paper discusses the problem of counter-terrorism world outlook formation among military personnel who are serving under contract as sergeants and soldiers in National Guard of the Russian Federation. Modern terrorism in this study is considered as a socio-cultural phenomenon that has a huge impact on the modern world, society and individual's outlook. The last one is formed in the vital activities, based on the experience of interaction with other members of society and the actual reality. The author reveals the category of the individual's outlook position, introduces concepts such as the counter-terrorism world outlook and its formation among the military personnel of National Guard. In addition, the author has developed a model for the formation of such a position. The military personnel of the National Guard of the Russian Federation as an integral part of Russian society, which is affected by the negative processes taking place in the country. This should be taken into consideration by all the officials in organizing professional education of soldiers. According to the author, the phenomenon of terrorism may have a negative influence on the philosophical position on counter-terrorism world outlook, which ultimately can affect the readiness of the military to carry out service combat tasks. In this regard, this paper substantiates the need to develop pedagogical support for the formation of a counter-terrorism world outlook in the process of professional education among the military personnel who are doing military service under a contract in the National Guard of the Russian Federation.

Keywords:

outlook, world outlook, terrorism, counter-terrorism, formation, model, pedagogical support, education, professional education.

Цивилизация на современном этапе переживает эпоху глобальных противоречий, когда снижается значение национальной культуры и традиций, наблюдается переоценка ценностей. Размываются границы национальных государств, человек становится гражданином мира, при этом утрачивается связь с его историческими, культурными корнями, родной землей, членами рода. Кроме

того, в мире углубляются противоречия на почве национальных, культурных и религиозных различий. В итоге разрушаются мировоззренческие основы не только человека, но и народов.

Особое беспокойство вызывают попытки вовлечения в террористическую деятельность молодого поколения, тех граждан, у которых еще не до конца сформировались ценностные ориентиры, убеждения, взгляды и идеалы. Это молодые люди, наиболее подверженные негативному влиянию со стороны организаций, пропагандирующих радикализм в различных его проявлениях.

Мировоззрение индивида выступает особой целостной формой отражения мира, возникающей в результате взаимодействия с окружающей природой и социальной действительностью. Соответственно, мировоззрение человека менялось на различных исторических отрезках развития цивилизации под воздействием тех или иных факторов. По мнению П.С. Рыбакова, оно было «то созерцательным, то деятельным, то бережно-трепетным, то агрессивно-зловещим, то направленным на сохранение мира, природы, человека, то на их разрушение и уничтожение. Сколько было мировоззрений? Возможно, много, так что всех не перечислишь, не учтешь» [1].

В педагогической литературе мировоззрение рассматривается как «целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества. В основе мировоззрения лежит миропонимание, т. е. совокупность определенных знаний о мире. В мировоззрение входит также мировосприятие, которое выражено в определенных идеалах, моделях и образах реальности, формирующихся в практической жизни, искусстве, литературе, науке, религии» [2, с. 143]. Таким образом, мировоззренческие знания являются не только базой, на которой формируется личность человека, но и результатом его познавательной, исследовательской, эмпирической деятельности.

Одним из глобальных противоречий в развитии современного индивида выступает процесс формирования мировоззренческой позиции личности, базирующейся на общечеловеческих ценностных ориентациях, убеждениях, идеалах и вере, на которые влияют с одной стороны экономические, политические и социокультурные факторы, с другой - условия и среда воспитания и образования.

Терроризм оказывает крайне негативное влияние на все элементы жизнедеятельности государств, подрывает систему власти, веру простых людей в силу государства, его возможности по защите от террористов. В нем остается неизменным запугивание населения через насилие или угрозу его применения. Терроризм на сегодняшний день - это наиболее серьезная, глобальная и неразрешенная проблема, с которой человечество вошло в XXI век.

На данный момент в общемировой науке нет единого мнения относительно дефиниции понятия «терроризм» в связи со сложностью в подходах к его изучению. По мнению У. Лакера, «перегруженный значением по своей природе термин не поддается всем усилиям выработать всеобъемлющее и объективное определение терроризма. Такое определение не существует и не будет найдено в обозримом будущем» [3, р. 170]. Мы, в свою очередь, под терроризмом понимаем многоплановый социокультурный феномен, который носит скрытый и тайный характер, проявляющийся в форме крайне жестокого отношения к населению и органам власти с применением морально-психологического и физического насилия в целях достижения политических, экономических, социальных и религиозных целей. Терроризм будет совершенствоваться и развиваться дальше, пока существует человеческое общество, но насколько сильно он будет влиять на социальную, политическую и экономическую жизнь государств, зависит от тех мер, которые будут приняты международными организациями и ведущими мировыми державами по прекращению его распространения.

Одним из основных направлений деятельности по профилактике терроризма в Российской Федерации, на наш взгляд, должна являться работа с молодежью, которая наиболее сильно подвержена опасности принятия идеологии экстремизма и терроризма. Юношеский максимализм, стремление к самоутверждению, склонность к импульсивности, уязвимость перед влиянием негативной и «фейковой» информации делают молодых людей предрасположенными к негативному воздействию идеологий или даже участию в террористических организациях.

Согласно данным социально-психологических исследований, проведенных в войсках национальной гвардии Российской Федерации (далее - ВНГ РФ) в 2018 г., количество военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях сержантов и рядовых (далее -военнослужащие по контракту), в возрасте от 18 до 25 лет составляет более 30 % от общего числа военнослужащих-контрактников [4]. Эта категория в первую очередь привлекается к выполнению служебно-боевых задач (далее - СБЗ) по противодействию терроризму на основании п. 3, ст. 2 федерального закона «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» [5].

По нашему мнению, профилактика терроризма должна быть организована не только с гражданами, но и с военнослужащими, которые непосредственно выполняют СБЗ по противодействию терроризму. Возникает необходимость формирования у военнослужащих по контракту соответствующей мировоззренческой позиции, которая бы способствовала качественному выполнению подобных задач.

Анализ современной практики показывает, что не у всех военнослужащих по контракту полностью сформированы компоненты мировоззренческой позиции по противодействию терроризму, имеется потребность в дополнительных знаниях о данной проблеме. В войсках недостаточно проработано научно-методическое обеспечение оформления соответствующей мировоззренческой позиции. Результаты констатирующего эксперимента, проведенного нами в 2018 г., свидетельствуют, что около 15 % опрошенных военнослужащих по контракту нуждаются в педагогической поддержке в этом вопросе [6].

В свою очередь, научное исследование позволило прийти к следующим результатам.

- Уточнена категория мировоззренческой позиции личности, под которой понимается индивидуальная и целостная система базовых ценностей, выраженных в нормах, правилах поведения, проявляющаяся в практической деятельности по отношению к миру, другим людям и самому себе.

- Введены два понятия. Мировоззренческая позиция по противодействию терроризму у военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях сержантов и рядовых в ВНГ РФ, - осмысленное, целенаправленное, целостное представление о социокультурных основах общества, выражающееся в определенной системе ценностей, убеждений и идеалов личности и социальной группы, включая миропонимание, проявляющееся в моделях и образах реальности, формирующихся в процессе военно-профессиональной деятельности. Формирование мировоззренческих позиций по противодействию терроризму у военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях сержантов и рядовых в ВНГ РФ, - целенаправленная коррекция структурных компонентов мировоззрения военнослужащих (системы ценностей, убеждений и идеалов) в процессе профессионального воспитания, которая включает МПО и боевую подготовку с использованием комплекса целеориентированных воспитательных мероприятий.

- С опорой на положения и принципы социокультурного и личностно-деятельностного подходов разработана модель формирования мировоззренческой позиции по противодействию терроризму у военнослужащих по контракту ВНГ РФ (рисунок 1). Она представляет собой системную совокупность взаимосвязанных компонентов (целевого, методологического, организационно-технического, содержательного и результативного), обеспечивающих личностное развитие военнослужащего, позволяющих определять моральные ценности, нравственные идеалы, нормы профессиональной этики личности и социальной группы, включая миропонимание, выраженное в образах реальности, возникающих в процессе профессионального воспитания.

Для успешного функционирования модели формирования мировоззренческой позиции по противодействию терроризму у военнослужащих по контракту определено и теоретически обосновано педагогическое обеспечение, реализованное на нормативно-правовой основе, включающей требования к совокупности знаний, умений и личностных качеств, необходимых для успешного выполнения СБЗ, в том числе по противодействию терроризму. В структуру педагогического обеспечения вошли программно-методическое сопровождение профессионального воспитания военнослужащих; формы и методы организации такого воспитания; варианты оценки достижений (критерии: познавательный, мотивационно-ценностный и деятельностный).

По нашему мнению, для разработки мировоззренческой позиции по противодействию терроризму у военнослужащих по контракту в ВНГ РФ необходимо организовать целенаправленное педагогическое воздействие на компоненты структуры мировоззрения личности (ценности, убеждения, идеалы и религиозные чувства) в процессе профессионального воспитания, реализуемом согласно руководящим документам в системе морально-психологического обеспечения и боевой подготовки с использованием комплекса целенаправленных воспитательных мероприятий.

Военные специалисты рассматривают воспитание как «сложное и специфическое социальное явление, направленное на передачу социального, жизненного опыта от поколения к поколению, на подготовку человека к жизни, к выполнению общественных и профессиональных обязанностей» [7, с. 29]. Воспитательная работа предусматривает формирование мировоззренческой позиции у военнослужащих по контракту, т. е. таких идеалов, убеждений и нравственных принципов поведения, которые способствуют качественному выполнению СБЗ, в том числе по противодействию терроризму, и выражаются в идеологической зрелости, сознательности, высокой дисциплинированности, мужестве и готовности к реализации любых поставленных задач.

Специфика проблемы формирования мировоззренческой позиции по противодействию терроризму у военнослужащих по контракту в ВНГ РФ обосновывает необходимость ее рассмотрения в процессе профессионального становления. А.А. Вербицкий [8] и В.Д. Шадриков [9] считают, что именно рефлексивная деятельность выступает важным условием образования социально значимых мотивов профессиональной деятельности в составе мировоззренческой направленности личности. В работе с военнослужащими по контракту в подразделениях воинских частей основные усилия воспитательной работы направляются на формирование и развитие следующих качеств и навыков:

- ответственности при исполнении должностных и специальных обязанностей, требований законов Российской Федерации;

- персональной дисциплинированности и личной примерности в выполнении воинского долга, готовности к реализации СБЗ;

- профессиональных знаний и умений, стремления к постоянному совершенствованию в профессиональной деятельности;

- организаторских способностей, лидерских качеств, методических навыков в сплочении воинских коллективов, требовательности и уважительного отношения к подчиненным.

Целевой компонент

Формирование мировоззренческой позиции по противодействию терроризму у военнослужащих БНГ РФ

Методологический компонент

Научный подход

Л ич ностно-деятел ын остны й Социокультурный

Принципы: самоактуализации, индивидуальности, субъектное™, выбора, доверия и поддержки Принципы: культуросообразности, активное™, взаимопроникновения культуры и социальное™

Организационно-технологический компонент

Должностные лица

(¡З-Э- и Э-О-взаимодействие)

Этап

Диагностический инструментарий

Й

Командир подразделения

Заместитель командира по работе с личным составом

3

Командир взвода и другие лица, отвечающие за воспитание личного состава

Воинский коллектив Военнослужащий

3

констатирующии

формирующий

контрольно-коррекционный

-авторские анкеты: кНормы», «Ценности», «Удовлетворенность военнослужащих полученными знаниями и умениями», по терроризму № 1; - методики: ВПМ-1, СП-Климат-3, определения групповой сплоченности Си шора

Мировоззренческая позиция по противодействию терроризму

Содержательный компонент

Педагогическое обеспечение

■9-а а. с

А

Педагогическая программа

Формы, методы и средства

Варианты оценки достижений (критерии)

теоретическая часть:

теоретический курс «Терроризм как угроза международной Безопасности», рассчитанный на 12ч

практическая часть: включает в себя мероприятия, проводимые в системе МПО, и психолого-педагогический тренинг «Формирование мировоззренческой позиции по противодействию терроризму

у военнослужащих ВНГ РФ»

формы:

1) индивидуальн ые,

2) групповые,

3) коллективные методы формирования

сознания:

1)стимулирования и мотивации,

2) организации деятельности,

3) упражнения и контроля материально-технические

средства: образовательные с редства (презентации по темам теоретического курса) организационные средства: НПБ, инструкция, выставка литературы, ИМЗ с должностными лицами, инструктаж

познавательный:

1) успеваемость военнослужащих по МПП, которая выражается в наличии твердых и аргументированных знаниях в области мировой истории, истории отечества, религии, культуры, социологии, направленных на противодействие терроризму;

2) удовлетворение от полученных знаний после освоенного теоретического курса «Терроризм как угроза мещду народной безопасности», групповых бесед, информирования

и дополнительных мероприятий, предусмотренных педагогической программой

моти в ацион но-цен ностн ы й:

1) мотивация готовности военнослужащих по противодействию терроризму;

2) динамика значимых норн и ценностей у военнослужащих

деятельностиый:

1) состояние воинской дисциплины, выражающееся

в добросовестном и творческом отношеши к выполнению обязанностей в повседневной деятельности и при выполнении СБЗ;

2) групповая сплоченность коллектива;

3) личная и групповая готовность военнослужащих к противодействию терроризму

Результативный компонент

Формирование полноценного, высоконравственного и успешно адаптированного к условиям окружающей действительности военнослужащего - патриота, профессионала, способного грамотно решать поставленные перед ним СБЗ, со сформированной мировоззренческой позицией по противодействию терроризму

Рисунок 1 - Модель формирования мировоззренческой позиции по противодействию

терроризму у военнослужащих ВНГ РФ

Одним из направлений воспитательной работы в ВНГ РФ является профессиональное воспитание, под которым понимается деятельность органов управления (должностных лиц) по формированию и развитию у военнослужащих и сотрудников профессиональных качеств, знаний профессионально-этических норм поведения на службе и в быту, обусловленных требованиями к службе в ВНГ РФ [10]. Сущность подобного воспитания заключается в четко отлаженном, организованном, целенаправленном педагогическом воздействии на военнослужащих по контракту в целях формирования такой мировоззренческой позиции по противодействию терроризму, которая бы обеспечивала выполнение СБЗ на высоком профессиональном уровне.

В процессе профессионального воспитания, по нашему мнению, необходимо также расширять знания военнослужащих в области противодействия терроризму по следующим направлениям:

- социокультурные основы, система ценностей, убеждений и идеалов российского общества;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- ключевые исторические этапы развития и распространения терроризма как социокультурного феномена в мире;

- феномен социокультурной проблемы терроризма в современном обществе и его влияние на развитие страны и мира;

- воздействие религии на человека, общество и государство на современном этапе развития;

- способы и методы манипулирования сознанием граждан, последствия негативного информационно-психологического влияния на военнослужащих, способы защиты от такого воздействия;

- основы служебно-боевой деятельности ВНГ РФ по противодействию терроризму на территории страны;

- основы межрелигиозных и межнациональных взаимоотношений военнослужащих в процессе служебно-боевой деятельности.

Нами была разработана и внедрена в ВНГ РФ педагогическая программа «Формирование мировоззренческой позиции к противодействию терроризму у военнослужащих ВНГ РФ» [11], которая реализуется в воинском подразделении в рамках МПО и состоит из теоретической и практической частей. Программа представляет собой целостную систему организационно-педагогических мероприятий, скоординированных по цели, задачам, содержанию, а также времени, месту и методу их организации и проведения. Система доказала эффективность формирования соответствующей мировоззренческой позиции у военнослужащих.

Исходя из сказанного, считаем, что при грамотном подходе к процессу профессионального воспитания военнослужащих, проходящих воинскую службу по контракту, может быть сформирована мировоззренческая позиция по противодействию терроризму, основой которой выступают сознательность, любовь к профессии, широкий кругозор и высокая профессиональная подготовленность.

Ссылки и примечания:

1. Рыбаков П.С. От мировоззрения к постмировоззрению? // Мировоззренческие основания человеческой деятельности на рубеже XXI в. : материалы научно-практической конференции. Уфа, 1997. С. 3-5.

2. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. М., 2002. С. 143.

3. Lagueur W. New Terrorism. Fanaticism and the Arms of Mass Destruction. Oxford, 1977. 320 p.

4. Обобщенные результаты социально-психологических исследований, проведенных научно-исследовательским отделом по изучению социально-психологических проблем в ВНГ РФ в 2018 г.

5. О войсках национальной гвардии РФ [Электронный ресурс] : федер. закон от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ : в ред. от 6 июля 2016 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». На основании данного закона термин «национальная гвардия» дан со строчной буквы.

6. Гаврилов О.В. Анализ представлений военнослужащих войск национальной гвардии о терроризме // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. 2019. № 3. С. 89-92.

7. Алехин И.А., Колпаков В.Ю., Слепов В.Я. Военная педагогика : учебное пособие / под ред. М. Тарасова. СПб., 2006. 198 с.

8. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М., 1991. 207 с.

9. Шадриков В.Д. Проблема системогинеза в профессиональной деятельности. М., 1982. 185 с.

10. Методические рекомендации по организации и проведению воспитательной работы в войсках национальной гвардии Российской Федерации. М., 2019. 57 с.

11. Гаврилов О.В., Поминова О.Л. Педагогическая программа формирования мировоззренческой позиции к противодействию терроризму у военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации. СПб., 2019. 50 с.

Редактор: Тюлюкова Мария Олеговна Переводчик: Мельников Евгений Вячеславович

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.