Научная статья на тему 'Многофакторный анализ в исследовании педагогического сопровождения реабилитации военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации в ходе выполнения служебно-боевых задач'

Многофакторный анализ в исследовании педагогического сопровождения реабилитации военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации в ходе выполнения служебно-боевых задач Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
213
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / PEDAGOGICAL SUPPORT / ПРОЦЕСС / PROCESS / ФАКТОРЫ / FACTORS / РЕАБИЛИТАЦИЯ / REHABILITATION / ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ ВНГ / SOLDIERS VNG / РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / АНАЛИЗ / ANALYSIS / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / ХАРАКТЕРИСТИКА / CHARACTERISTICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лопатько Сергей Вячеславович, Федак Евгений Иосифович

В статье рассматриваются определенные зависимости процесса педагогического сопровождения реабилитации военнослужащих войск национальной гвардии (ВНГ) Российской Федерации в ходе выполнения служебно-боевых задач (СБЗ) от различных факторов. Раскрываются межпредметные связи педагогического сопровождения реабилитации военнослужащих с другими науками. Обосновывается взаимосвязь педагогического сопровождения военнослужащего с социализацией его личности. Проводится анализ разработанности проблемы педагогического сопровождения в современной педагогической литературе: отечественной и зарубежной. Раскрываются основные характеристики педагогического сопровождения реабилитации военнослужащих. Определяются условия внедрения теоретических основ в практику войск национальной гвардии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лопатько Сергей Вячеславович, Федак Евгений Иосифович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Megafactory Analysis in the Study of Pedagogical Support of the Rehabilitation of the Military Personnel of National Guard Troops of the Russian Federation in the Course of Performing the Service and Combat Missions

The article discusses certain dependence of the process of pedagogical support of the rehabilitation of the military personnel of national guard troops of the Russian Federation in the course of performing service and combat missions to various factors. Reveals the interdisciplinary connections of pedagogical support for military rehabilitation with other Sciences. Substantiates the relationship of pedagogical support socialization of the soldier with his personality. The analysis of the problem elaboration of pedagogical support in modern pedagogical literature: domestic and foreign. Describes the basic characteristics of pedagogical support of the rehabilitation of the military personnel. Defines the conditions of implementation of theoretical principles in the practice of national guard troops.

Текст научной работы на тему «Многофакторный анализ в исследовании педагогического сопровождения реабилитации военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации в ходе выполнения служебно-боевых задач»

УДК 355/359+159.923

Лопатько Сергей Вячеславович

Адъюнкт кафедры педагогики, Военный университет МО РФ, [email protected], Москва

Федак Евгений Иосифович

Кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики, Военный университет МО РФ, [email protected], Москва

МНОГОФАКТОРЫЙ АНАЛИЗ В ИССЛЕДОВАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕАБИЛИТАЦИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ СЛУЖЕБНО-БОЕВЫХ ЗАДАЧ

Аннотация. В статье рассматриваются определенные зависимости процесса педагогического сопровождения реабилитации военнослужащих войск национальной гвардии (ВНГ) Российской Федерации в ходе выполнения служебно-боевых задач (СБЗ) от различных факторов. Раскрываются межпредметные связи педагогического сопровождения реабилитации военнослужащих с другими науками. Обосновывается взаимосвязь педагогического сопровождения военнослужащего с социализацией его личности. Проводится анализ разработанности проблемы педагогического сопровождения в современной педагогической литературе: отечественной и зарубежной. Раскрываются основные характеристики педагогического сопровождения реабилитации военнослужащих. Определяются условия внедрения теоретических основ в практику войск национальной гвардии.

Ключевые слова: педагогическое сопровождение, процесс, факторы, реабилитация, военнослужащие ВНГ, развитие, личность, анализ, социализация, характеристика.

Актуализация проблемы. Выполнение задач боевого характера - сложный, неоднозначный и опасный процесс, в ходе которого военнослужащие ВНГ сталкиваются с рядом специфических проблем, оказывающих влияние на их дальнейшую службу, жизнь после окончания контракта и даже на изменение мировоззрения. В противоречивых условиях при выполнении СБЗ важная роль отводится педагогическому сопровождению - оказанию своего рода определенной помощи нуждающимся в ней военнослужащим со стороны командиров (начальников), сослуживцев, имеющих боевой опыт, воинского коллектива и т. п.

Многофакторность процесса педагогического сопровождения реабилитации военнослужащих ВНГ в ходе выполнения СБЗ обусловлена погружением военнослужащих в различные социальные среды (войска ВНГ в целом; воинская часть с ее особенностями и спецификой выполняемых задачи; подразделение, экипаж, расчет, микрогруппа и др.).

Педагогике в силу общественной значимости присуща определенная взаимосвязь с другими науками, оказывающими влияние на становление и развитие ее конструктов. Человек от природы наделен постоянной

потребностью в развитии и, являясь существом общественным, он испытывает еще и потребность в общении. Индивид, развиваясь вне социума, испытывает определенные затруднения.

Очевидна взаимосвязь педагогики с социологией, которая также решает вопросы, связанные с образованием, поиском основных направлений развития различных групп или слоев населения.

Цель статьи - провести анализ разработанности проблемы педагогического сопровождения в современной педагогической литературе и обозначить основные характеристики педагогического сопровождения реабилитации военнослужащих ВНГ.

Теоретический анализ проблемы. Развитие человека в обществе связано с понятием «социализация», широко используемым в педагогике и которому придан междисциплинарный статус. Однако его содержание нестабильно и неоднозначно.

Сущность социализации личности военнослужащего заключается в сочетании его приспособления и обособления в воинском коллективе [7, с. 6].

Г. М. Андреева предлагает понимать социализацию как двухсторонний процесс,

включающий в себя усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей и процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду [3].

Е. И. Федак, исследуя проблему педагогической реабилитации военнослужащих, относит ее к процессу социально-педагогического характера [14, с. 7].

Военнослужащие ВНГ, в силу специфики воинской службы и профессиональной деятельности, в процессе выполнения СБЗ сталкиваются с периодами адаптации (приспособления); автономизации, индивидуализации (период обособления) в воинской (боевой) среде, воинском коллективе (боевой группе). Практика показывает, что более динамично социализация личности военнослужащего

протекает в воинских коллективах при выполнении СБЗ.

Социализация военнослужащих ВНГ имеет ряд особенностей на различных этапах, которые в самом общем виде можно соотнести с возрастной периодизацией жизни человека.

Существуют различные подходы к периодизации стадий или этапов социализации.

В первом выделяется 3 стадии: до-трудовая - период детства и обучения, трудовая - период зрелости, послетрудо-вая - период старения [3]. Представители второго подхода этапы социализации соотносят с возрастной периодизацией жизни человека [8, с. 6]. Третий предусматривает три стадии развития личности в процессе социализации: адаптацию, индивидуализацию и интеграцию [10]. Для исследования интерес представляют первые два подхода (табл. 1).

Таблица 1

Сопоставление научных подходов в исследовании факторов социализации (по А. В. Мудрику и Г. М. Андреевой) с периодизацией воинской службы в ВНГ

Этапы социализации Период Срок Стадии социализации

(по А. В. Мудрику) жизни (количество лет) (по Г. М. Андреевой)

Младенчество от рождения до 1 года 1

Раннее детство 1-3 года 2

Дошкольное детство 3-6 лет 3 17 Дотрудовая (допризывной период)

Младший школьный возраст 6-10 лет 4

Младший подростковый 10-12 лет 2

Старший подростковый 12-14 лет 2

Ранний юношеский возраст 15-17 лет 3

Юношеский возраст 18-23 года 5

Молодость 23-30 лет 7 37 Трудовая (период прохождения службы)

Ранняя зрелость 30-40 лет 10

Поздняя зрелость 40-55 лет 15

Пожилой возраст 55-65 лет 10

Старость 65-70 лет 5 15 и более Послетрудовая

Долгожительство свыше 70 лет - (пенсионный период)

Подобный анализ свидетельствует о том, что служебные отношения связывают военнослужащего ВНГ на протяжении многих лет: военнослужащего по контракту - до 27 лет, офицера - до 37 лет и более.

По данным Росстата за период 20122017 гг. средняя продолжительность жизни

мужского населения в России составляет 74 года, следовательно, офицер служит в течение половины (50 %) своей жизни, а военнослужащий по контракту - в течение одной трети (36 %) своей жизни.

Таким образом, целесообразно предположить, что существенное развитие личности

военнослужащего ВНГ будет зависеть от степени наполнения его трудовой стадии -в период служебных отношений.

Социализация военнослужащих протекает в различных условиях, более или менее активно влияющих на их развитие. Эти ус-

ловия принято называть факторами социализации [8, с. 6, 7].

Интерпретация факторов, воздействующих на социализацию военнослужащих ВНГ, приведена в таблице 2.

Таблица 2

Сопоставление факторов социализации общего характера со специфическими факторами социализации в ВНГ

Группы факторов Факторы социализации (по Мудрику) Факторы социализации (применительно к ВНГ)

Макрофакторы Влияют на социализацию всех живущих в определенных странах (в определенной государственной структуре)

Страна, этнос, общество, государство Собственно войска НГ

Мезофакторы Условия социализации больших групп людей, выделяемых по определенным признакам

- по местности и типу поселения, в которых они живут; - по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации; - по принадлежности к тем или иным субкультурам - пункт постоянной (временной) дислокации, полк, батальон, рота; - средства массовой информации, интернет; - силы специального назначения, части по охране ВГО и т. д.

Микрофакторы Непосредственно влияют на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют

- семья, соседи, сверстники; - воспитательные организации; - государственные, общественные, религиозные организации - взвод (отделение, расчет, экипаж), сослуживцы; - органы по работе с личным составом; - представители религиозных конфессий и др.

Характер развития каждого военнослужащего ВНГ - его личности, при одинаковых педагогических условиях главным образом зависит от ее собственных усилий, которые она проявляет в служебно-боевой деятельности.

Отечественная педагогика исходит из того, что гармоничное развитие личности возможно в условиях коллективной деятельности. При определенных условиях воинский коллектив нивелирует личность военнослужащего. С другой стороны, военнослужащий может проявлять свою индивидуальность и развивать ее только в воинском коллективе, с присущими ему общественным мнением, традициями, обычаями; кроме того, в коллективе синтезируется положительный боевой опыт, а также особо значимые умения и навыки боевого поведения, необходимые для успешного выполнения СБЗ.

Развитие личности военнослужащих -

участников СБЗ, их способность к своевременной реабилитации находятся в тесной взаимосвязи с практическими возможностями командиров (начальников), всей боевой группы по педагогическому сопровождению подчиненных и сослуживцев в различных условиях обстановки.

В рамках исследования важная роль отводится некой непрерывной (заранее спланированной) деятельности, направленной на предотвращение трудностей, возникших у военнослужащих в ходе выполнения СБЗ -«педагогическому сопровождению».

Поскольку сопровождение - процесс, сопутствующий иному процессу - основному, то возникает необходимость оценки его результативности исходя из того, какое влияние он оказывает на основной процесс, как он его меняет: увеличивает ли скорость протекания, углубляет или упрощает деятельность субъектов и т. д. [15].

Соответственно, основными показателя-

ми педагогического сопровождения реабилитации военнослужащих ВНГ, по нашему мнению, должны стать: ускорение процесса реабилитации (сокращение сроков достижения целей реабилитации); увеличение его масштабности либо снижение энергозатрат и др.

Процессуальность же «сопровождения» как педагогического явления означает последовательность, этапность, завершенность исполнения отдельных задач (в рамках общей СБЗ), поочередно ведущих к цели. Реабилитация как процесс, отмечает З. И. Лаврентьева, обладает такими характеристиками, как время, пространство, скорость движения, направленность и вариативность маршрута восстановления [6].

Процесс реабилитации не является строго направленным вектором воздействия субъекта (командира, начальника) на сознание объекта (подчиненного) и может представлять собой форму педагогической деятельности, ориентированную на развитие индивидуальности [13].

В процессе реабилитации военнослужащих ВНГ, особенно в период выполнения СБЗ, эффективное педагогическое сопровождение личности (боевой группы, караула и др.) приобретает первостепенное значение.

Педагогическое сопровождение, по мнению Е. А. Александровой, характеризуется не столько уменьшением степени вмешательства воспитателя в процесс образования, сколько умением самого воспитанника решать свои учебные и личностные проблемы [2].

Интересна трактовка педагогического сопровождения В. А. Айрапетова, представляющего его как «форму партнерского взаимодействия, в процессе которого согласуются смыслы деятельности и создаются условия для индивидуального принятия решений» [1].

С точки зрения В. А. Сластенина, педагогическое сопровождение есть процесс заинтересованного наблюдения, консультирования, личностного участия, поощрения максимальной самостоятельности ученика в проблемной ситуации при минимальном участии педагога [9].

Ряд исследователей вопросов педагогического сопровождения определяет его как форму педагогической деятельности, направленную на создание условий для личностного развития и самостоятельности

воспитанников в различных ситуациях жизненного выбора [5; 12].

Педагогическое сопровождение предполагает взаимосвязь с другими науками: медициной, психологией, валеологией, социологией и др. К примеру, как один из видов педагогического сопровождения в исследованиях представлено валеолого-педагоги-ческое сопровождение, которое, по мнению его авторов, есть педагогическая деятельность, включающая в себя всех участников образовательного процесса, осуществляющих системы взаимосвязанных мероприятий по повышению компетенции педагогов, учащихся и их родителей в области сохранения здоровья [4].

Интересен опыт исследования вопросов сопровождения в зарубежных странах, где специалист, обладающий более высокой квалификацией - супервизор (от англ. supervision - надзор, контроль, наблюдение), сопровождает, направляет специалиста, оказывает ему помощь в трудных ситуациях профессиональной деятельности [16; 17].

Отдельно следует выделить исследования педагогического сопровождения с позиции педагогической адаптации.

Адаптация военнослужащих, выполняющих СБЗ, к так называемой самостоятельной реабилитации представляет собой перестройку их мотивационной, познавательной, эмоционально-волевой сфер при переходе к систематическому организованному процессу восстановления - реабилитации. Чрезвычайно важная роль здесь отводится субъекту (командиру и т. п.) в процессе приспособления военнослужащих к новым условиям (в период и после воздействия боевых факторов при выполнении СБЗ). Педагогическое сопровождение в данном случае рассматривается как деятельность, обеспечивающая создание условий для успешной адаптации человека к условиям его жизнедеятельности [11].

Аналитический обзор педагогической научной литературы указывает на то, что проблема педагогического сопровождения в последние годы является актуальной. Очевидна многогранность явления педагогического сопровождения, изучаемого на уровне межпредметных связей педагогики с социологией, психологией, валеологией, медициной и др.

Педагогическое сопровождение как интеграционная часть педагогики должно ориентироваться на компоненты педагогического процесса, т. е., выполняя свою профессиональную функцию, педагог сопровождает не саму личность, а те значимые для нее процессы становления, которые необходимо контролировать и поддерживать. Поэтому корректнее говорить не о сопровождении какой-то отдельной личности (коллектива), а о сопровождении ее воспитания, обучения, развития, адаптации, военно-профессиональной деятельности, самореализации и т. д. [15].

Следовательно, педагогическое сопровождение может применяться только к реабилитационному процессу, а не к самим людям. Анализ конструктов педагогического сопровождения с позиций современных исследователей позволяет выделить его основные характеристики. Педагогическое сопровождение проявляет активность, оказы-

Зависимость протекания процесса реабилитации военнослужащих ВНГ в

вающую влияние на процесс реабилитации; носит управленческий характер и обеспечивает развертывание процесса реабилитации; обладает индивидуальностью, насыщенностью и адресностью, в соответствии с обстановкой и особенностями выполняемых задач; функционирует в специально созданной среде, оптимизирующей существование процесса реабилитации; обладает непрерывностью при реализации, имеет начало и конец; опирается на результаты мониторинга, которые предопределяют действия командира (начальника) по сопровождению: в первую очередь диагностике подвергаются военнослужащие с признаками посттравматических реакций [7, с. 35].

Становится очевидным, что качество процесса педагогического сопровождения реабилитации военнослужащих ВНГ в ходе СБЗ напрямую зависит от факторов социализации (табл. 3).

Таблица 3

педагогического сопровождения ходе СБЗ от факторов социализации

Группы Факторы Субъекты педагогического сопровождения

факторов социализации социализации (применительно к ВНГ) агенты первичной социализации агенты вторичной социализации

Макрофакторы Собственно войска НГ ЗГК ВНГ по РЛС

Мезофакторы - пункт постоянной (временной) дислокации, полк, батальон, рота; - СМИ, интернет; собрание офицеров, совет сержантов, актив подразделения журнал «На боевом посту», газета «Ситуация», официальный сайт Росгвардии, консультации по Scype и т. д. Совет Краповых беретов воинской части и др.

- силы специального назначения, части по охране ВГО и т. д.

Микрофакторы - семья; - взвод (отделение, расчет, экипаж), караул, сослуживцы и др. - органы по работе с личным составом; - представители религиозных конфессий и др. семья (опосредованно) командир взвода, (расчета, экипажа), начальник караула, сослуживцы, наставники ЗКР по РЛС ЗКЧ по РЛС, психолог части священнослужители (военные священники)

Выводы. Таким образом, результативность педагогического сопровождения реабилитации военнослужащих ВНГ будет напрямую зависеть от сильного окружения военнослужащего - устойчивых микрофакторов, от профессионализма, компетентности и авторитета агентов его первичной социализации.

Важно отметить, что педагогическое сопровождение имеет управленческий, адресный, действенный, комплексный и непрерывный характер; предполагает осуществление систематизированного педагогического влияния на основные компоненты сопровождаемого процесса - реабилитации военнослужащих в ходе СБЗ.

Проведенный теоретический анализ дает основания для рассмотрения педагогического

сопровождения реабилитации как разновидности многомерного процесса, состоящего из нескольких взаимосвязанных и взаимозависимых процессов, т. е. это процесс:

- в котором происходит сосредоточение на позитивных сторонах и преимуществах военнослужащего с целью укрепления его самооценки;

- формирующий и укрепляющий веру военнослужащего в себя и свои возможности;

- помогающий адаптации военнослужащего и поддерживающий при отсутствии успеха (в неудачах);

- способствующий избеганию ошибок;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- обеспечивающий восстановление оптимального психологического состояния военнослужащего с целью полного или частичного разрешения проблемной ситуации.

Библиографический список

1. Айрапетов В. А. Педагогическое сопро- № 11. - С. 33-37 вождение духовного становления старшеклассников в процессе их приобщения к русской художественной культуре: дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2005. - 241 с.

2. Александрова Е. А. Виды педагогической поддержки и сопровождения индивидуального образования // Институт системных исследований и координации социальных процессов [Электронный ресурс]. - URL: http://isiksp.ru/library/ aleksandrova_ea/aleks-000001.html (дата обращения: 05.05.2017).

3. Андреева Г. М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений. - М.: Аспект-Пресс, 2001. - 290 с.

4. Власова О. А. Валеолого-педагогическое сопровождение учащихся с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью: дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2013. - 351 с.

5. Исакова Е. К., Лазаренко Д. В. К определению понятия педагогическое сопровождение [Электронный ресурс]. - URL: http://www. rusnauka.com/9_NND_2012/Pedagogica/2_105510. doc.htm (дата обращения: 05.05.2017).

6. Лаврентьева З. И. Реабилитация как педагогический процесс // Ученые записки РГСУ. -2009. - № 1. - С. 66-69.

7. Лопатько С. В. Сравнительный анализ реабилитации военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации в экстремальном и постэкстремальном периодах // XI Международная научно-практическая конференция. - Вольск: Изд-во ВА МТО, 2017. - Ч. 9. -

8. Мудрик А. В. Социальная педагогика: учеб. для студ. пед. вузов. - М.: Академия, 2000. - 200 с.

9. Педагогическая поддержка ребенка в образовании: учеб. пособие для студ. высш. уч. за-вед. - М.: Академия, 2006. - 288 с.

10. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям. - М.: Академия, 2000. - 512 с.

11. Сергеева О. А. Система педагогического сопровождения эмоционально-чувственной сферы старшеклассников: дис. ... д-ра пед. наук. -М., 2013. - 310 с.

12. Сильченкова С. В. Формы и направления педагогического сопровождения [Электронный ресурс] // Современные научные исследования и инновации. - 2013. - № 10. - URL: http://web. snauka.ru/issues/2013/10/27827 (дата обращения: 05.05.2017).

13. Соколова Е. А. Педагогическое сопровождение и педагогическая поддержка: взаимосвязь и различия [Электронный ресурс]. - URL: http:// conference.osu.ru/assets/files/conf_info/conf8/s21. pdf (дата обращения: 05.05.2017).

14. ФедакЕ. И. Педагогическая реабилитация военнослужащих внутренних войск МВД России, выполнявших служебно-боевые задачи: дис. . канд. пед. наук. - М., 2004. - 227 с.

15. Яковлева Н. О. Сопровождение как педагогическая деятельность // Вестник ЮУрГУ -2012. - № 4. - С. 46-48.

16. Hawkins P., Shohet R. Supervision in

_ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ_

the helping professions: an individual, group and 17. Payne M. Modern social work theory (3rd organizational approach. - Philadelphia, 2002. - 230 p. ed.). - Chicago: Lyceum Books, 2005. - 366 p.

Поступила в редакцию 18.05.2017

Lopatko Sergey Vyacheslavovich

Adjunct of Department of Pedagogy, Military University Ministry of defense of the Russian Federation, [email protected], Moscow

Fedak Eugene Iosifovich

Cand. Sci. (Pedag.), Associate Professor, Prof. of the Department of Pedagogy, Military University Ministry of defense of the Russian Federation, [email protected], Moscow

MEGAFACTORY ANALYSIS IN THE STUDY OF PEDAGOGICAL SUPPORT OF THE REHABILITATION OF THE MILITARY PERSONNEL OF NATIONAL GUARD TROOPS OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE COURSE OF PERFORMINGTHE SERVICE AND COMBAT MISSIONS

Abstract. The article discusses certain dependence of the process of pedagogical support of the rehabilitation of the military personnel of national guard troops of the Russian Federation in the course of performing service and combat missions to various factors. Reveals the interdisciplinary connections of pedagogical support for military rehabilitation with other Sciences. Substantiates the relationship of pedagogical support socialization of the soldier with his personality. The analysis of the problem elaboration of pedagogical support in modern pedagogical literature: domestic and foreign. Describes the basic characteristics of pedagogical support of the rehabilitation of the military personnel. Defines the conditions of implementation of theoretical principles in the practice of national guard troops.

Keywords: pedagogical support, process, factors, rehabilitation, soldiers VNG, development, personality, analysis, socialization, characteristics.

References

1. Airapetov, V. A., 2005. Pedagogical support of the spiritual formation of senior pupils in the process of their familiarization with the Russian culture. Cand. Sci. (Pedag.). Saint Petersburg, 241 p. (In Russ.).

2. Aleksandrova, E. A. The Types of pedagogical support and support of individual education. Institute for system studies and coordination of social processes. Available at: http://isiksp.ru/library/alek-sandrova_ea/aleks-000001.html (Accessed 05 May 2017) (In Russ.).

3. Andreeva, G. M., 2001. Social psychology. Moscow: Aspect-Press Publ., 290 p. (In Russ.).

4. Vlasova, O. A., 2013. Paleologo-pedagogical support of students with attention deficit and hyper-activity. Dr. Sci. (Pedag.). Moscow, 351 p. (In Russ.).

5. Isakova, E. K., Lazarenko, V. D. To the definition of pedagogical support. Available at: http://www. rusnauka.com/9_NND_2012/Pedagogica/2_105510. doc.htm (Accessed 05 May 2017) (In Russ.).

6. Lavrenteva, Z. I., 2009. Rehabilitation as a pedagogical process. Scientific notes of RSSU, № 1, pp. 66-69. (In Russ.)

7. Lopatko, S. V., 2017. A comparative analy-

sis of the rehabilitation of the military personnel of national guard troops of the Russian Federation in extreme and postextubation periods. XI international scientific-practical conference. Volsk: VA MTO Publ., 9, № 11, pp. 33-37. (In Russ.)

8. Mudrik, A. V., 2000. Social pedagogy. Moscow: Academia Publ., 200 p. (In Russ.)

9. Slastenin, V. A., Kolesnikova, I. A., ed., 2006. Pedagogical support of the child in education. Moscow: Academia Publ., 288 p. (In Russ.)

10. Petrovsky, A. V., Yaroshevsky, M. G., 2000. Psychology. Moscow: Academia Publ., 512 p. (In Russ.)

11. Sergeeva, O. A., 2013. The system of pedagogical support of emotional-sensual sphere of the students. Dr. Sci. (Pedag.). Moscow, 310 p. (In Russ.)

12. Silchenkova, S. V., 2013. Forms and directions of pedagogical support. Modern scientific researches and innovations, 10. Available at: http:// web.snauka.ru/issues/2013/10/27827 (Accessed 05 May 2017) (In Russ.).

13. Sokolova, E. A. Pedagogical accompaniment and pedagogical support: the relationship and differences. Available at: http:// conference.osu.ru/assets/

files/conf_info/conf8/s21.pdf (Accessed 05 May 2017) (In Russ.)

14. Fedak, E. I., 2004. Pedagogical rehabilitation of servicemen of the interior troops of the MIA of Russia, carrying out combat missions. Cand. Sci. (Pedag.). Moscow, 227 p. (In Russ.)

15. Yakovleva, N. O., 2012. Professional peda-

gogical activity. Bulletin of the SUSU, 4, pp. 46-48. (In Russ.)

16. Hawkins, P., Shohet, R., 2002. Supervision in the helping professions: an individual, group and organizational approach. Philadelphia, 230 p.

17. Payne, M., 2005. Modern social work theory. Chicago. Lyceum Books Publ., 366 p.

Submitted 18.05.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.