Научная статья на тему 'Процессуальные аспекты понятия "педагогическая реабилитация" в ходе выполнения служебнобоевых задач военнослужащими войск национальной гвардии Российской Федерации'

Процессуальные аспекты понятия "педагогическая реабилитация" в ходе выполнения служебнобоевых задач военнослужащими войск национальной гвардии Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
142
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕАБИЛИТАЦИЯ / REHABILITATION / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / EDUCATIONAL REHABILITATION / ПРОЦЕСС / PROCESS / МЕХАНИЗМЫ РЕАБИЛИТАЦИИ / RECOVERY MECHANISMS / СУБЪЕКТЫ / ENTITIES / ФУНКЦИИ / FUNCTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лопатько С. В.

В статье рассматривается феномен «педагогической реабилитации» как одной из злободневных проблем. Проводится анализ разработанности в современной психолого-педагогической литературе проблемы реабилитации в целом и педагогической реабилитации в частности. Раскрывается явление «процесс», как основной движитель педагогической реабилитации военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации (ВНГ РФ) в ходе выполнения служебно-боевых задач (СБЗ). Определяется структура процесса педагогической реабилитации военнослужащих войск НГ РФ в ходе выполнения СБЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лопатько С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROCEDURAL ASPECTS OF THE CONCEPT OF "PEDAGOGICAL REHABILITATION" IN THE COURSE OF PERFORMING SERVICE-COMBAT TASKS, MILITARY PERSONNEL OF NATIONAL GUARD TROOPS OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article considers the phenomenon of «pedagogical rehabilitation» as one of the topical problems. The analysis of the development in modern psychological and pedagogical literature of the problem of rehabilitation in general and pedagogical rehabilitation in particular. The phenomenon «process» as the main driver of pedagogical rehabilitation of the troops of national guard of the Russian Federation in the course of performance of service and combat tasks is revealed. The structure of the process of pedagogical rehabilitation of troops of the national guard of the Russian Federation in the course of performance of service and combat tasks is determined.

Текст научной работы на тему «Процессуальные аспекты понятия "педагогическая реабилитация" в ходе выполнения служебнобоевых задач военнослужащими войск национальной гвардии Российской Федерации»

педагогической компетентности родителей отвергают 25,5%. Значительная часть родителей затруднилась ответить - 43,5%, возможно, по причине некомпетентности, отсутствия технических средств и др.

Полученные данные опроса указывают на понимание родителями:

- необходимости улучшения воспитательной деятельности в семье и школе;

- недостаточности опоры только на свой жизненный опыт и семейные традиции в воспитании;

- возможности получения информации о воспитании детей на основе разнообразных форм всеобуча, в том числе дистанционной, с привлечением различных специалистов.

Однако не все родители осознают значимость взаимодействия со школой. Некоторая часть респондентов не желает участвовать в различных мероприятиях, организованных образовательными учреждениями, помогающих в семейном воспитании и повышении педагогической культуры родителей.

Выявленные пробелы в психолого-педагогических знаниях родителей обусловливают необходимость обновления содержания взаимодействия родителей и школы, а также непрерывного его наполнения.

Современная ситуация в российском обществе требует создания новой, более эффективной социально-педагогической поддержки семьи, построения отношений между родителями и образовательными организациями разных уровней на принципиально новой технологической платформе. Формирование готовности родителей к повышению своей педагогической культуры

Библиографический список

будет результативнее, если его осуществлять на основе системно-комплексного подхода, включающего реализацию следующих направлений деятельности педагога с семьей:

- диагностическое, направленное на исследование семьи, ее уклада, характера семейного воспитания;

- психолого-педагогическое просвещение родителей;

- активное привлечение родителей к участию в деятельности образовательной организации;

- психолого-педагогическая поддержка семьи, оказание практической помощи родителям и др.

Таким образом, в условиях активно изменяющегося общества, внедрения новых федеральных государственных образовательных стандартов одним из важнейших направлений деятельности школы является организация взаимодействия с родителями обучающихся. Только при условии сотрудничества семьи и школы возможно успешное решение задач воспитания. Новое поколение родителей со своими взглядами на жизнь и пониманием целей семейного воспитания предопределяет трансформацию и оптимизацию традиционных форм педагогического взаимодействия с семьей для организации совместной продуктивной работы. Применение инновационных технологий, рациональное использование традиционного и интерактивного педагогического инструментария, создание на основе образовательно-просветительского взаимодействия среды сотворчества его субъектов будут способствовать формированию готовности родителей к активному сотрудничеству с образовательной организацией и повышению их педагогической культуры.

1. Об образовании в Российской Федерации. № 273-Ф3 от 29 декабря 2012 года с изменениями 2015-2016 года. Available at: http:// zakon-ob-obrazovanii.ru

2. Гаричева Н.Е. Взаимодействие школы, семьи и общественности по предупреждению правонарушений учащихся. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Смоленск, 2012.

3. Кучуб Н.А. Ценностное взаимодействие семьи и школы в преодолении асоциальности поведения подростков. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Оренбург, 2009.

4. Керкис С.С. Проблема взаимодействия семьи и школы в формировании социальной активности подростков. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008; № 76; Ч. 2: 122 - 128.

5. Миняйло И.Н. Формирование культуры взаимодействия семьи и школы. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2009.

6. Скороход О.С. Включение родителей в управление общеобразовательным учреждением. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Бийск, 2009.

7. Большой толковый словарь русского языка. Сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. Санкт-Петербург: Норинт, 2000.

8. Костюкова Т.А., Грибоедова Т.П. Семья и школа: готовность к социально-образовательному партнерству. Вестник ТГПУ. 2008; Выпуск 3 (77): 47 - 50.

References

1. Ob obrazovanii vRossijskoj Federacii. № 273-FZ ot 29 dekabrya 2012 goda s izmeneniyami 2015-2016 goda. Available at: http://zakon-ob-obrazovanii.ru

2. Garicheva N.E. Vzaimodejstvie shkoly, sem'ii obschestvennostipo preduprezhdeniyu pravonarushenij uchaschihsya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Smolensk, 2012.

3. Kuchub N.A. Cennostnoe vzaimodejstvie sem'i i shkoly v preodolenii asocial'nosti povedeniya podrostkov. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Orenburg, 2009.

4. Kerkis S.S. Problema vzaimodejstviya sem'i i shkoly v formirovanii social'noj aktivnosti podrostkov. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. 2008; № 76; Ch. 2: 122 - 128.

5. Minyajlo I.N. Formirovanie kul'tury vzaimodejstviya sem'i i shkoly. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2009.

6. Skorohod O.S. Vklyuchenie roditelej v upravlenie obscheobrazovatel'nym uchrezhdeniem. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Bijsk, 2009.

7. Bol'shoj tolkovyj slovar' russkogo yazyka. Sost. i gl. red. S.A. Kuznecov. Sankt-Peterburg: Norint, 2000.

8. Kostyukova T.A., Griboedova T.P. Sem'ya i shkola: gotovnost' k social'no-obrazovatel'nomu partnerstvu. Vestnik TGPU. 2008; Vypusk 3 (77): 47 - 50.

Статья поступила в редакцию 14.07.18

УДК 378.16

Lopatko S.V., associate of THE Military University of the Russian defense Ministry, Colonel, Moscow, Е-mail: [email protected]

PROCEDURAL ASPECTS OF THE CONCEPT OF «PEDAGOGICAL REHABILITATION» IN THE COURSE OF PERFORMING SERVICE-COMBAT TASKS, MILITARY PERSONNEL OF NATIONAL GUARD TROOPS OF THE RUSSIAN FEDERATION.

The article considers the phenomenon of «pedagogical rehabilitation» as one of the topical problems. The analysis of the development in modern psychological and pedagogical literature of the problem of rehabilitation in general and pedagogical rehabilitation in particular. The phenomenon «process» as the main driver of pedagogical rehabilitation of the troops of national guard of the Russian Federation in the course of performance of service and combat tasks is revealed. The structure of the process of pedagogical rehabilitation of troops of the national guard of the Russian Federation in the course of performance of service and combat tasks is determined.

Key words: rehabilitation, educational rehabilitation, the process, the recovery mechanisms, entities, functions.

С.В. Лопатько, адъюнкт ФГКВОУ ВО «Военный университет» МО РФ, полковник, г. Москва,

Е-mail: [email protected]

ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ» В ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ СЛУЖЕБНО-БОЕВЫХ ЗАДАЧ ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье рассматривается феномен «педагогической реабилитации» как одной из злободневных проблем. Проводится анализ разработанности в современной психолого-педагогической литературе проблемы реабилитации в целом и педагогической реабилитации в частности. Раскрывается явление «процесс», как основной движитель педагогической реабилитации военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации (ВНГ РФ) в ходе выполнения служебно-боевых задач (СБЗ). Определяется структура процесса педагогической реабилитации военнослужащих войск НГ РФ в ходе выполнения СБЗ.

Ключевые слова: реабилитация, педагогическая реабилитация, процесс, механизмы реабилитации, субъекты, функции.

Проблема реабилитации в последнее время привлекает все большее внимание широкого круга врачей, психологов, педагогов, юристов, социологов, общественных деятелей в России и за рубежом: издаются специальные журналы, созываются международные и национальные конгрессы, симпозиумы, конференции. Однако развивающаяся концепция реабилитации не имеет достаточно четких и общепринятых положений, на своем пути встречает немало трудностей, вызывает различные споры, порой противоречивые суждения по поводу терминологии, методов и некоторых принципиальных вопросов. Анализ исследований по проблеме реабилитации (А.В. Гордеева [1], Л.В. Мардахаев [2], Р.В. Овчарова [3], Н.М. Платонова [4], Е.И. Федак [5] и др.) показывает, что термин «реабилитация» определяется чаще всего через такие понятия, как «условие», «комплекс мер», «система», «средство», «технология», реже - как «процесс».

Педагогическую реабилитацию определяют и как педагогическое воздействие (адекватные индивидуальным особенностям ребёнка методы, формы, средства, содержание, деятельность и т. д.) на детей «группы риска», направленное на восстановление дееспособности, личностной активности, веры в свои силы и снятие дезадаптации [6].

З.И. Лаврентьева представляет педагогическую реабилитацию как систематическую комплексную деятельность, направленную на образование, воспитание и социальное становление реабилитируемого [7].

Процессуальный подход в изучении реабилитации направлен не столько на уточнение понятия, сколько на раскрытие его педагогической сущности.

В отличие от системного и комплексного аспектов, процес-суальность, помимо структурных компонентов, позволяет добавить динамические показатели реабилитации: направленность, целостность, дифференцированность.

С.И. Ожегов раскрывает понятие «процесс» как последовательную смену состояний в развитии чего-нибудь [8].

В педагогике понятие «процесс» (педагогический процесс) представляет из себя некую интеграционную систему, включающую в себя: цель, субъект (педагог), объект (обучающийся), взаимодействие между объектом и субъектом (либо субъект-субъектные отношения обучающегося к процессу).

Следовательно, процессуальность - это некое последовательное, поэтапное, завершенное исполнение отдельных задач, поочередно ведущих к цели реабилитации.

Анализ научных источников, посвященных исследованию проблемы реабилитации, позволяет сделать вывод о том, что целями реабилитационного процесса являются:

- предупреждение развития негативных проявлений вследствие пережитого; достижение максимальной полноценности индивида, на которую он способен (годен) [9].

- коррекция или компенсация нарушенных психических функций или состояний [10, с. 120];

- восстановление (компенсация) нарушенных (утраченных) функций, внутренних сил и энергии индивида для активного самовосстановления, позитивного самоизменения и саморазвития;

- восстановление и взращивание способностей реабилитируемого с целью наиболее полной его реализации как человека;

- формирование нравственных убеждений, идеалов, суждений;

- создание условий для более полного включения реабилитируемых в жизнь общества и усиления их социальной активности;

- обучение индивида созданию оптимальных условий среды обитания с учетом своих личностных возможностей [11];

- выработка у объектов реабилитации качеств, помогающих оптимально приспособиться к окружающей среде [12] и совершенствование социальных качеств: социального интеллекта, социальной компетентности, социального интереса.

Исходя из частных целей реабилитационного процесса, становится очевидным, что основной, базовой целью педагогической реабилитации в ходе выполнения войсками НГ РФ СБЗ является развитие реабилитируемого военнослужащего в социуме - воинском коллективе в условиях отрыва от пункта постоянной дислокации.

Исследования по проблеме реабилитации указывают, в основном на линейное толкование процесса педагогической реабилитации, к закономерностям которого относят: последовательность, постепенность, обогащение содержания, переход на каждом этапе на более высокий уровень задач, приближение к цели и постоянное ее усложнение [13]. Процесс педагогической реабилитации в данном случае имеет целостные и двухсторонние отношения (взаимодействие), в котором принимают участие реабилитируемый и специалист по реабилитации.

При выполнении СБЗ, в районе с постоянно меняющейся служебно-боевой обстановкой взаимодействие между субъектами процесса педагогической реабилитации будет иметь принципиальное отличие от линейного. Важным моментом является интеграция реабилитируемого военнослужащего в социальные процессы, вовлечение его в общественную деятельность (служба, быт, досуг и пр.) в пределах возможности. В таких условиях процесс реабилитации становится трехсторонним.

Субъектами процесса педагогической реабилитации военнослужащих войск НГ РФ в ходе выполнения СБЗ выступают: реабилитируемый (нуждающийся в реабилитации военнослужащий) - командир (начальник), специалист (психолог, медицинский работник) - воинский коллектив (боевая группа, караул, войсковой наряд и т. д.)).

Трехсторонний процесс реабилитации являет собой инте-гративное образование, позволяющее сочетать непосредственно реабилитацию нуждающегося в ней военнослужащего, его обучение, воспитание, социальное становление и развитие.

Движущими силами процесса педагогической реабилитации являются противоречия (внутренние и внешние), преодоление которых обеспечивает начало движения.

Внутренними являются противоречия: между чувством неполноценности и чувством превосходства [14]; между возникшими трудностями и способами их преодоления пр.

Внешними выступают противоречия: между осознанием реабилитируемым военнослужащим своего «иного» состояния и отсутствием способов самореализации в воинском социуме; отсутствие взаимопонимания реабилитируемых военнослужащих с другими членами воинского коллектива).

Преодоление возникших противоречий возможно при «запуске» механизмов процесса педагогической реабилитации (компенсации, возвращения, актуализации, векторов реабилитации, реабилитационной активности, взаимодействия, оптимизаци).

Любой процесс представляет собой некое движение вперед в целях развития, достижения цели. Генератором процесса педагогической реабилитации выступают: динамические показатели (направленность, целостность, дифференцированность, энер-гийность) и присущие процессу характеристики:

Таблица 1

Функции процесса педагогической реабилитации военнослужащих войск НГ РФ в ходе выполнения СБЗ

Функция Цель (задача)

Образовательная - формирование у военнослужащих систему знаний, умений и навыков реабилитационной направленности; - развитие саногенного мышления, самостоятельности в решении задач реабилитационного характера; - выработка определенного мировоззрения (валеологической компетентности) и пр.

Воспитательная - формирование у военнослужащих высших качеств личности (патриотизм, героизм и пр.), способствующие выполнению СБЗ в любых условиях обстановки и восстановлению боеспособности военнослужащих и подразделений в минимально допустимые сроки

Развивающая - развитие боевой настороженности, профессионализма; - формирование (повышение) служебно-боевого опыта; - повышение поисковых, творческих умений и навыков (профессионального внимания, профессиональной памяти, инициативности, быстроты, находчивости, сообразительности);

Психологической подготовки - формирование волевых качеств (смелости, стрессоустойчивости, собранности); - повышение психологической устойчивости и готовности к решению задач любой сложности

- пространство: район выполнения СБЗ (непосредственно, при выполнении боевой задачи; в пункте временной дислокации; в лечебном учреждении в период выполнения СБЗ); воинский коллектив (боевая группа, караул, войсковой наряд и пр.);

- время (непосредственно реабилитации - ограничено периодом выполнения СБЗ - до 3 месяцев); включения военнослужащего в процесс реабилитации;

- скорость движения - зависит от внутренних и внешних условий: от реабилитационной активности субъектов процесса; от условий служебно-боевой обстановки;

- вариативность маршрута восстановления - зависит от степени воздействия условий боевой обстановки на психику военнослужащих (дифференциация реабилитируемых по категориям: сильные, устойчивые, неустойчивые, слабые).

Качественные изменения в процессе педагогической реабилитации возможно проследить на различных этапах процесса. Е.И. Федак предлагает рассматривать движение процесса на четырех этапах: подготовительный, начальный, реадаптаци-онный и контрольно-коррекционный этапы. З.И. Лаврентьева утверждает, что изменения в процессе реабилитации более качественны на следующих этапах: контактно-установочный, диагностический, информационно-просветительский, консультативно-проектировочный, формирующий, рефлективный, буферный (сопровождающий) [13, с. 87, 88]. Каждый из этапов характеризуется определёнными целями, субъектами, методическим ин-

Библиографический список

струментарием, временными рамками, содержанием реабилитационной деятельности и прогнозируемыми результатами. Важно отметить, что процесс педагогической реабилитации военнослужащих войск НГ РФ в ходе выполнения СБЗ как составляющая военно-педагогического процесса, реализует четыре функции (табл. 1).

Таким образом, процессуальный подход в исследовании педагогической реабилитации военнослужащих войск НГ РФ при выполнении СБЗ, имеет принципиальное значение.

Процесс педагогической реабилитации имеет четко выраженную структуру с присущими ей целями, задачами, этапами реабилитации, механизмами, характеристиками, функциями, субъектами, средствами реабилитации.

Процессу педагогической реабилитации военнослужащих войск НГ РФ в ходе выполнения СБЗ как сложной системе, присущ ряд специфических особенностей:

- постоянная боевая готовность - организация мероприятий при непосредственном выполнении СБЗ;

- способность оперативного реагирования в условиях неопределенности (непредсказуемости), высокой напряженности служебно-боевой обстановки;

- реабилитационный потенциал коллектива - реабилитация (восстановление) военнослужащего проходит быстрее в социуме (в боевой группе, в карауле, в войсковом наряде и т. д.).

1. Гордеева А.В. Реабилитационная педагогика: учеб пособие для студентов педагогических вузов и колледжей. Москва, 2005.

2. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. Москва, 2005.

3. Овчарова РВ. Справочная книга социального педагога. Москва, 2005.

4. Платонова Н.В. Основы социальной педагогики: учебное пособие. Санкт-Петербург, 1997.

5. Федак Е.И. Педагогическая реабилитация военнослужащих внутренних войск МВД России, выполнявших служебно-боевые задачи. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2004.

6. Калиновская Т.П. Подготовка учителя в системе повышения квалификации к педагогической реабилитационной деятельности. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Тобольск, 1999.

7. Лаврентьева З.И. Педагогическая реабилитация в процессе социального развития подростков. Диссертация ... доктора педагогических наук. Новосибирск, 2009.

8. Толковый словарь русского языка: Ок. 100000 слов, терминов и фразеологических выражений. С.И. Ожегов; Под редакцией проф. Л.И. Скворцова. 27-е изд., испр. Москва, 2013.

9. Военная психология и педагогика. Под общей редакцией В.Ф. Кулакова. Москва, 1998.

10. Сорокин В.М. Специальная психология: учебное пособие. Санкт-Петербург, 2003.

11. Лильин Е.Т., Доскин В.А. Детская реабилитология (избранные очерки). Москва, 1999.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Холостова Е.И. Социальная реабилитация. Москва, 2003.

13. Лаврентьева З.И. Антроподинамическая концепция реабилитации: монография. Новосибирск, 2008.

14. Адлер А. Понять природу человека. Санкт-Петербург, 1997.

References

1. Gordeeva A.V. Reabilitacionnaya pedagogika: ucheb posobie dlya studentov pedagogicheskih vuzov i kolledzhej. Moskva, 2005.

2. Mardahaev L.V. Social'naya pedagogika. Moskva, 2005.

3. Ovcharova R.V. Spravochnaya kniga social'nogo pedagoga. Moskva, 2005.

4. Platonova N.V. Osnovy social'nojpedagogiki: uchebnoe posobie. Sankt-Peterburg, 1997.

5. Fedak E.I. Pedagogicheskaya reabilitaciya voennosluzhaschih vnutrennih vojsk MVD Rossii, vypolnyavshih sluzhebno-boevye zadachi. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2004.

6. Kalinovskaya T.P. Podgotovka uchitelya v sisteme povysheniya kvalifikacii k pedagogicheskoj reabilitacionnoj deyatel'nosti. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Tobol'sk, 1999.

7. Lavrent'eva Z.I. Pedagogicheskaya reabilitaciya v processe social'nogo razvitiya podrostkov. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Novosibirsk, 2009.

8. Tolkovyjslovar'russkogo yazyka: Ok. 100000 slov, terminov i frazeologicheskih vyrazhenij. S.I. Ozhegov; Pod redakciej prof. L.I. Skvorcova. 27-e izd., ispr. Moskva, 2013.

9. Voennaya psihologiya ipedagogika. Pod obschej redakciej V.F. Kulakova. Moskva, 1998.

10. Sorokin V.M. Special'naya psihologiya: uchebnoe posobie. Sankt-Peterburg, 2003.

11. Lil'in E.T., Doskin V.A. Detskaya reabilitologiya (izbrannye ocherki). Moskva, 1999.

12. Holostova E.I. Social'naya reabilitaciya. Moskva, 2003.

13. Lavrent'eva Z.I. Antropodinamicheskaya koncepciya reabilitacii: monografiya. Novosibirsk, 2008.

14. Adler A. Ponyat'prirodu cheloveka. Sankt-Peterburg, 1997.

Статья поступила в редакцию 15.06.18

УДК 796 + 378.147

Daurov A.M., senior lecturer, post-graduate student, Stavropol State Pedagogical Institute, Russia, Stavropol, E-mail: [email protected]

Magomedov R.R., doctor of pedagogical sciences, professor, head of the research laboratory "Adaptive physical culture", Stavropol State Pedagogical Institute, Russia, Stavropol, E-mail: [email protected]

POLYCULTURAL APPROACH TO ETHNOSPORT IN PREPARATION OF A COMPETENT TEACHER OF PHYSICAL CULTURE. The multicultural approach of ethnosport is considered as one of the components of the training of physical education teachers for the future profession. It was revealed that in modern society the problem of the formation of a personality capable of successfully functioning in the conditions of a heterogeneous ethnic environment possessing a high level of ethnocultural, including ethno-ped-agogical competence, arose before the pedagogical theory and practice. Авторы делают вывод ог том, что игры и физические упражнения народов нашей страны представляют собой богатый резерв для массового развития физической культуры, особенно среди сельского населения. Роль этнонациональной физической культуры, которая складывалась веками, имеет как теоретическое, так и практическое значение. Состав средств этноспорта тесно связан с трудовой и военной практикой, бытовой культурой, психологическим складом народов, географической средой.

Key words: multiculturalism ethnosport, traditional games, competence ethnopedagogical competence, physical culture, future teacher, educational environment.

А.М. Дауров, ст. преп., аспирант, ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», г. Ставрополь, E-mail: [email protected]

Р.Р. Магомедов, д-р пед. наук, проф., зав. научно-исследовательской лабораторией «Адаптивная физическая культура», ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», г. Ставрополь, E-mail: [email protected]

ПОЛИКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД ЭТНОСПОРТА В ПОДГОТОВКЕ КОМПЕТЕНТНОГО УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Рассматривается поликультурной подход этноспорта как один из компонентов подготовки учителей физической культуры к будущей профессии. Выявлено, что в современном обществе перед педагогической теорией и практикой встала проблема формирования личности, способной успешно функционировать в условиях неоднородной этнической среды, обладающей высоким уровнем этнокультурной, в том числе этнопедагогической компетентностью. Авторы делают вывод о том, что игры и физические упражнения народов нашей страны представляют собой богатый резерв для массового развития физической культуры. Роль этнонациональной физической культуры, которая складывалась веками, имеет как теоретическое, так и практическое значение. Студенты - будущие учителя физической культуры - пока ещё не готовы к эффективному использованию опыта этнопедагической культуры и традиционных игр в социально-педагогической практике. В статье приводится ряд рекомендаций по использованию потенциала этноспорта.

Ключевые слова: поликультурный подход, этноспорт, традиционные игры, этнопедагогическая компетентность, физическая культура, будущий учитель.

Поликультурный подход этноспорта в подготовке учителя физической культуры - это такое образование, которое даёт одновременное приобретение знаний и соответствующее воспитание личности, передача более точной и совершенной информации в сфере физической культуры и спорта при уважении к группам национальных меньшинств, преодолении предубеждений и поощрении терпимости, улучшении академических достижений студентов, содействии достижению идеалов демократии и плюрализма. Этноспорт и поликультурное образование следует рассматривать как часть педагогических усилий, обеспечивающих культурную и социальную идентификацию личности, открытую иным культурам, национальностям, расам, верованиям. Всё это требует широкого анализа компетентного подхода поликультурного компонента в системе педагогического образования будущего учителя физической культуры.

Достижение нового качества образования невозможно без повышения уровня профессиональной этнопедагогической ком-петености педагогов. Залогом профессионального успеха уже не могут служить полученные один раз в жизни в вузе знания. На первый план выходит способность учителя ориентироваться в огромном информационном поликультурном образовательном поле, умение самостоятельно находить решения и их успешно реализовывать этнопедагогические задачи в сфере физической культуры и спорта. Постановка и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности в этноспорте; взаимодействие пе-

дагогов и учеников; использование намеченных средств и форм педагогического процесса; создание благоприятных условий; осуществление разнообразных мер стимулирования деятельности школьников. Современные методы обучения многогранны и разнообразны. Методы сочетаются и комбинируются в модели обучения, позволяющие активизировать познавательную деятельность учащихся. Для этого используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности -словесные, наглядные и практические методы, репродуктивные и поисковые методы, индуктивные и дедуктивные методы, а также методы этнопедагогической подготовки учителя физической культуры в поликультурном образовательном пространстве.

Последние десятилетия педагоги, социологи и политологи отмечали оживление этнических и межнациональных проблем, рост национального самосознания, обращали внимание общественности на сложные вопросы соотношения общечеловеческих и национальных ценностей в современном обществе. В связи со сложностью межнациональных отношений в России в настоящее время резко выросла потребность в познании собственных корней и истоков.

Вопросы формирования российского общества настойчиво выдвигают на первый план проблемы качественного образования. Чем дальше государство шагает по пути политических, экономических и социальных преобразовании, тем ярче проявляется значимость успехов во многих областях образования [1; 2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.