Научная статья на тему 'Поликультурный подход этноспорта в подготовке компетентного учителя физической культуры'

Поликультурный подход этноспорта в подготовке компетентного учителя физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
95
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОСПОРТ / MULTICULTURALISM ETHNOSPORT / ТРАДИЦИОННЫЕ ИГРЫ / TRADITIONAL GAMES / ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMPETENCE ETHNOPEDAGOGICAL COMPETENCE / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PHYSICAL CULTURE / БУДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ / FUTURE TEACHER / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ПОЛИКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дауров А.М., Магомедов Р.Р.

Рассматривается поликультурной подход этноспорта как один из компонентов подготовки учителей физической культуры к будущей профессии. Выявлено, что в современном обществе перед педагогической теорией и практикой встала проблема формирования личности, способной успешно функционировать в условиях неоднородной этнической среды, обладающей высоким уровнем этнокультурной, в том числе этнопедагогической компетентностью. Авторы делают вывод о том, что игры и физические упражнения народов нашей страны представляют собой богатый резерв для массового развития физической культуры. Роль этнонациональной физической культуры, которая складывалась веками, имеет как теоретическое, так и практическое значение. Студенты будущие учителя физической культуры пока ещё не готовы к эффективному использованию опыта этнопедагической культуры и традиционных игр в социально-педагогической практике. В статье приводится ряд рекомендаций по использованию потенциала этноспорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLYCULTURAL APPROACH TO ETHNOSPORT IN PREPARATION OF A COMPETENT TEACHER OF PHYSICAL CULTURE

The multicultural approach of ethnosport is considered as one of the components of the training of physical education teachers for the future profession. It was revealed that in modern society the problem of the formation of a personality capable of successfully functioning in the conditions of a heterogeneous ethnic environment possessing a high level of ethnocultural, including ethno-pedagogical competence, arose before the pedagogical theory and practice.

Текст научной работы на тему «Поликультурный подход этноспорта в подготовке компетентного учителя физической культуры»

8. Tolkovyjslovar'russkogo yazyka: Ok. 100000 slov, terminov i frazeologicheskih vyrazhenij. S.I. Ozhegov; Pod redakciej prof. L.I. Skvorcova. 27-e izd., ispr. Moskva, 2013.

9. Voennaya psihologiya ipedagogika. Pod obschej redakciej V.F. Kulakova. Moskva, 1998.

10. Sorokin V.M. Special'naya psihologiya: uchebnoe posobie. Sankt-Peterburg, 2003.

11. Lil'in E.T., Doskin V.A. Detskaya reabilitologiya (izbrannye ocherki). Moskva, 1999.

12. Holostova E.I. Social'naya reabilitaciya. Moskva, 2003.

13. Lavrent'eva Z.I. Antropodinamicheskaya koncepciya reabilitacii: monografiya. Novosibirsk, 2008.

14. Adler A. Ponyat'prirodu cheloveka. Sankt-Peterburg, 1997.

Статья поступила в редакцию 15.06.18

УДК 796 + 378.147

Daurov A.M., senior lecturer, post-graduate student, Stavropol State Pedagogical Institute, Russia, Stavropol, E-mail: daurov-1990@mail.ru

Magomedov R.R., doctor of pedagogical sciences, professor, head of the research laboratory "Adaptive physical culture", Stavropol State Pedagogical Institute, Russia, Stavropol, E-mail: marus-stv@yandex.ru

POLYCULTURAL APPROACH TO ETHNOSPORT IN PREPARATION OF A COMPETENT TEACHER OF PHYSICAL CULTURE. The multicultural approach of ethnosport is considered as one of the components of the training of physical education teachers for the future profession. It was revealed that in modern society the problem of the formation of a personality capable of successfully functioning in the conditions of a heterogeneous ethnic environment possessing a high level of ethnocultural, including ethno-ped-agogical competence, arose before the pedagogical theory and practice. Авторы делают вывод ог том, что игры и физические упражнения народов нашей страны представляют собой богатый резерв для массового развития физической культуры, особенно среди сельского населения. Роль этнонациональной физической культуры, которая складывалась веками, имеет как теоретическое, так и практическое значение. Состав средств этноспорта тесно связан с трудовой и военной практикой, бытовой культурой, психологическим складом народов, географической средой.

Key words: multiculturalism ethnosport, traditional games, competence ethnopedagogical competence, physical culture, future teacher, educational environment.

А.М. Дауров, ст. преп., аспирант, ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», г. Ставрополь, E-mail: daurov-1990@mail.ru

Р.Р. Магомедов, д-р пед. наук, проф., зав. научно-исследовательской лабораторией «Адаптивная физическая культура», ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», г. Ставрополь, E-mail: marus-stv@yandex.ru

ПОЛИКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД ЭТНОСПОРТА В ПОДГОТОВКЕ КОМПЕТЕНТНОГО УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Рассматривается поликультурной подход этноспорта как один из компонентов подготовки учителей физической культуры к будущей профессии. Выявлено, что в современном обществе перед педагогической теорией и практикой встала проблема формирования личности, способной успешно функционировать в условиях неоднородной этнической среды, обладающей высоким уровнем этнокультурной, в том числе этнопедагогической компетентностью. Авторы делают вывод о том, что игры и физические упражнения народов нашей страны представляют собой богатый резерв для массового развития физической культуры. Роль этнонациональной физической культуры, которая складывалась веками, имеет как теоретическое, так и практическое значение. Студенты - будущие учителя физической культуры - пока ещё не готовы к эффективному использованию опыта этнопедагической культуры и традиционных игр в социально-педагогической практике. В статье приводится ряд рекомендаций по использованию потенциала этноспорта.

Ключевые слова: поликультурный подход, этноспорт, традиционные игры, этнопедагогическая компетентность, физическая культура, будущий учитель.

Поликультурный подход этноспорта в подготовке учителя физической культуры - это такое образование, которое даёт одновременное приобретение знаний и соответствующее воспитание личности, передача более точной и совершенной информации в сфере физической культуры и спорта при уважении к группам национальных меньшинств, преодолении предубеждений и поощрении терпимости, улучшении академических достижений студентов, содействии достижению идеалов демократии и плюрализма. Этноспорт и поликультурное образование следует рассматривать как часть педагогических усилий, обеспечивающих культурную и социальную идентификацию личности, открытую иным культурам, национальностям, расам, верованиям. Всё это требует широкого анализа компетентного подхода поликультурного компонента в системе педагогического образования будущего учителя физической культуры.

Достижение нового качества образования невозможно без повышения уровня профессиональной этнопедагогической ком-петености педагогов. Залогом профессионального успеха уже не могут служить полученные один раз в жизни в вузе знания. На первый план выходит способность учителя ориентироваться в огромном информационном поликультурном образовательном поле, умение самостоятельно находить решения и их успешно реализовывать этнопедагогические задачи в сфере физической культуры и спорта. Постановка и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности в этноспорте; взаимодействие пе-

дагогов и учеников; использование намеченных средств и форм педагогического процесса; создание благоприятных условий; осуществление разнообразных мер стимулирования деятельности школьников. Современные методы обучения многогранны и разнообразны. Методы сочетаются и комбинируются в модели обучения, позволяющие активизировать познавательную деятельность учащихся. Для этого используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности -словесные, наглядные и практические методы, репродуктивные и поисковые методы, индуктивные и дедуктивные методы, а также методы этнопедагогической подготовки учителя физической культуры в поликультурном образовательном пространстве.

Последние десятилетия педагоги, социологи и политологи отмечали оживление этнических и межнациональных проблем, рост национального самосознания, обращали внимание общественности на сложные вопросы соотношения общечеловеческих и национальных ценностей в современном обществе. В связи со сложностью межнациональных отношений в России в настоящее время резко выросла потребность в познании собственных корней и истоков.

Вопросы формирования российского общества настойчиво выдвигают на первый план проблемы качественного образования. Чем дальше государство шагает по пути политических, экономических и социальных преобразовании, тем ярче проявляется значимость успехов во многих областях образования [1; 2].

Первостепенной задачей нынешнего образования считается формирование личности студента, способного решать множество задач, связанных с обучением, воспитанием и оздоровлением человека. В нынешнее время, особую роль приобретает разработка эффективных решений профессиональной подготовки учителей физической культуры, способная, более эффективно и рационально организовать учебно-воспитательную работу.

Многочисленные работы показывают, что в современном мире образование должно способствовать тому, что бы, с одной стороны, человек осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в социуме, и, c другой - привить уважение к другим культурам. Решению этой двуединой сложной задачи способствует этнокультурное образование. В условиях многонациональной и многоконфессиональной России формирование компетентного учителя физической культуры готового функционировать в поликультурной среде приобретает важное значение. Приобщение учащихся к этническим и общекультурным ценностям, формирование межнациональных отношений обеспечивается этнокультурным образованием учащихся и в значительной степени зависит от уровня этнокультурной подготовленности учителя. Готовность будущего учителя к профессиональной деятельности в поликультурном пространстве образовательного учреждения выступает своеобразным условием педагогической поддержки развития этнокультурной личности учащегося. Возрождение и сохранение духовных ценностей каждого народа, их использование в этническом и культурном развитии новых поколений обязывает педагога предельно разумно и педагогически целесообразно организовывать учебно-воспитательный процесс в многонациональном регионе.

В обыденной речи и литературе компетентным называют человека, который в силу своей осведомлённости и (или) полномочий имеет право решать что-либо, судить о чем-либо, является специалистом в какой-то области (avec compétence - сделано профессионально). В данной работе мы говорим об этнопедаго-гической компетентности. Под этнопедагогической компетентностью мы понимаем совокупность определённых знаний, умений и навыков о народе, а именно знаний этноспорта и традиционных видов физической активности, которые позволяют сформировать у учащихся такие нравственные ценности, как патриотизм, толерантность, справедливость, взаимоуважение, а так же дают возможность приобщить человека к ценностям других народов и сформировать у них гражданскую ответственность. Следует отметить, что на сегодняшний момент многие учёные (А.В. Кайсарова, Л.А. Агеева, Т.А. Левченко и др.), рассматривают этнопедагогическую компетентность как один из центральных компонентов профессиональной культуры современного педагога, что связано с современной социокультурной ситуацией и с особенностями и противоречиями развития многонационального и поликультурного российского гражданского общества [3; 4; 5].

В эпоху глобализации одним из наиболее значимых вопросов общества является вопрос о сохранении культуры. Культура каждого этноса представляет собой особое уникальное неповторимое синкретичное целое. Она проявляется в языке, традициях, обычаях, труде, физической культуре, в том числе в этнических играх. Прошедший форум (с 17 марта по 08 февраля 2018 г.) в Турции «Возрождение традиционных видов спорта» подтвердил актуальность этнических игр на международном уровне. Чем вызван такой интерес к этническим играм? На чём он основан? На наш взгляд, это обусловлено оживлением процессов этнического самоопределения, ростом национального самосознания и новыми вызовами общества. Под этническими играми в научной литературе принято понимать этноспорт. Этноспорт (народные виды спорта, национальные виды спорта, традиционные виды спорта) - это формы традиционных игр и состязаний, являющихся телесным и духовным выражением адаптации человека к природной и культурной среде, специфической телесной моторики, которая служит механизмом воспроизводства идентичности этнокультурной общности [6].

Этноспорт и традиционные игры - это форма сохранения игрового наследия, представляет собой систему восстановления навыков этнодвигательности, присущих традиционному образу жизни и утраченных в условиях урбанизации [7].

Одной из важнейших поведенческих и педагогических функции, особенно на первых этапах жизни, является игра. Играя, индивид получает не только удовольствие, но и создаёт определённую модель проблемы, ситуации, общества. Моделируя,

проигрывая различные обстоятельства, ребёнок внутренне готовится к решению аналогичных задач в реальной жизни. Именно поэтому один из основных моментов подготовки учителя физической культуры является работа следующих направлений:

1) игровая работа с детьми. Здесь понятия игры определяется в привычном для нас понимании;

2) изучение детьми и обучение детей этноспорту на занятиях по физической культуре. В настоящее время это очень актуально, утеряны многие прекрасные игры этносов народов России.

Роль этнонациональной физической культуры, которая складывалась веками, имеет как теоретическое, так и практическое значение. Состав средств этноспорта тесно связан с трудовой и военной практикой, бытовой культурой, психологическим складом народов, географической средой. Следует отметить, что этнические игры и физические упражнения имеют значительную общность со всеобщей физической культурой, многие упражнения и игры идентичны у многих этносов. «Игры и борьба с быками, метание аркана в цель культивировались почти у всех народов. В тоже время существуют специфические упражнения и игры характерные только для отдельных народов. Так, у народов Кавказа бег в гору и по склону, прыжки в длину с шестом, скольжение на копытах коня после резкой его остановки и т. д. Для коренных жителей севера характерны бег на снежной целине, метание топора, прыжки через нарты и т. д. Игры для каждого народа являются важнейшим компонентом его культуры, истории и философии. Они представляют собой универсальный способ реализации мечты каждого человека о самосовершенствовании -возможности быть смелым, быстрым, ловким, интеллектуально и духовно богатым. И в этом заключается воспитательный, образовательный, оздоровительный и нравственный аспект этноспорта.

На сегодняшний момент в образовании недостаточно используется потенциал этноспорта. Как отмечают многие учёные (А. Кыласов, В.И. Прокопенко, А.Н. Ким-Кимэн и др.) для развития этнических игр необходимы следующие меры:

- в вузах физкультурного профиля на факультетах физической культуры, где это возможно необходимо, создать кафедры по народным и национальным видам спорта;

- создать четкую вертикаль управления по национальным видам спорта народов России, разработка региональных спортивных классификаций и их объединение во Всероссийскую спортивную классификацию;

- создание и в дальнейшем совершенствование правил соревнований по национальным видам спорта:

- проведение всероссийских и регионально научно - практических конференции по развитию национального спорта РФ;

- организация и проведения среди школьников соревнования по национальным видам спорта;

- подготовка научной, научно - методической, учебно-методической и учебной литературы по национальным видам спорта для студентов, обучающихся в вузах физкультурного профиля, и её финансирование [8; 9].

Сказанное заставляет полагать, что в области подготовки будущего учителя физической культуры существуют необходимые предпосылки для использования этноспорта в педагогической деятельности. На сегодняшний день в вузовской системе профессиональной подготовки учителей физической культуры слабо используется воспитательный, образовательный, оздоровительный и развивающий потенциал этноспорта. Студенты - будущие учителя физической культуры - не готовы к эффективному использованию опыта этнопедагической культуры и традиционных игр в социально-педагогической практике.

Историческая память малочисленных этнических групп, как мы видим сегодня, «жива» или оживает, сегодня народы стремятся приобщиться к своему сакральному, в том числе и через традиционные виды двигательной активности, ведущие свое начало от языческих и религиозных праздников. Развитие эт-носпорта находится в поле концепции «Спорт для всех», то есть в области воспитательной, рекреационной и образовательной практики для людей всех возрастов и возможностей. Каждый народ имеет свои национальные традиции и обычаи, отражающие нормы и традиции принятого в данном обществе поведения, передающиеся от поколения к поколению. Будучи представителем своего народа, каждый индивид является носителем огромного комплекса его этнических особенностей. Этноспорт способен оказывать воздействие на каждого человека, а через призму человека соответственно и на все общество в целом.

Библиографический список

1. О стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года. Указ Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666. Available at: http://base.garant.ru/70284810/

2. Стратегия развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 год: разработана на основе положений Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 62/126 от 05.02.2007 г. Available at: http://vmo.rgub.ru/actual/strategy_2025.php

3. Кайсарова А.В. Педагогические условия формирования этнопедагогической компетентности у студентов в процессе обучения в педвузе. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Чебоксары, 2008.

4. Левченко Т.А., Агеева Л.Н. Этнопедагогическая компетентность как фактор культуры межнациональных отношений. Available at: https: //cyberleninka.ru/article/n/etnopedagogicheskaya-kompetentnost-kak-faktor-vospitaniya-kultury-mezhnatsionalnyh-otnosheniy

5. Харитонова Ф.П. Формирование этнопедагогической компетентности студентов в поликультурном образовательном пространстве. Педагогическое образование: вызовыXXI века. Курск: Издательство Курск. гос. ун-та, 2012.

6. Прокопенко В.И. Место и роль национального спорта в жизнедеятельности народов Севера Российской Федерации. Теория и практика физической культуры. 2012; 7: 12 - 16.

7. Магомедов Р.Р., Дауров А.М. Институционализация Этноспорта в профессиональном пространстве. Гуманитарные науки. Науч-но-практическийжурнал. Ялта, 2015; 4 (32): 166 - 168.

8. Кыласов А.В. Этнокультурное многообразие спорта. Наука о спорте: энциклопедия систем жизнеобеспечения. Москва, 2011: 462 - 491.

9. Ким-Кимэн А.Н. Концепция институционализации национальных видов спорта народов России. Institutionalization Concept of National Sports of the Peoples of Russia. Человек, спорт, здоровье. V Международный конгресс, 21-23 апреля 2011 г. Санкт-Петербург.

References

1. O strategii gosudarstvennoj nacional'noj politiki Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda. Ukaz Prezidenta RF ot 19 dekabrya 2012 g. №1666. Available at: http://base.garant.ru/70284810/

2. Strategiya razvitiya molodezhi Rossijskoj Federacii na period do 2025 god: razrabotana na osnove polozhenij Rezolyucii General'noj Assamblei OON 62/126 ot 05.02.2007 g. Available at: http://vmo.rgub.ru/actual/strategy_2025.php

3. Kajsarova A.V. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya 'etnopedagogicheskoj kompetentnosti u studentov v processe obucheniya v pedvuze. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Cheboksary, 2008.

4. Levchenko T.A., Ageeva L.N. 'Etnopedagogicheskaya kompetentnost'kak faktor kul'tury mezhnacional'nyh otnoshenij. Available at: https: // cyberleninka.ru/article/n/etnopedagogicheskaya-kompetentnost-kak-faktor-vospitaniya-kultury-mezhnatsionalnyh-otnosheniy

5. Haritonova F.P. Formirovanie 'etnopedagogicheskoj kompetentnosti studentov v polikul'turnom obrazovatel'nom prostranstve. Pedagogicheskoe obrazovanie: vyzovyXXI veka. Kursk: Izdatel'stvo Kursk. gos. un-ta, 2012.

6. Prokopenko V.I. Mesto i rol' nacional'nogo sporta v zhiznedeyatel'nosti narodov Severa Rossijskoj Federacii. Teoriya ipraktika fizicheskoj kul'tury. 2012; 7: 12 - 16.

7. Magomedov R.R., Daurov A.M. Institucionalizaciya 'Etnosporta v professional'nom prostranstve. Gumanitarnye nauki. Nauchno-prakticheskij zhurnal. Yalta, 2015; 4 (32): 166 - 168.

8. Kylasov A.V. 'Etnokul'turnoe mnogoobrazie sporta. Nauka o sporte: 'enciklopediya sistem zhizneobespecheniya. Moskva, 2011: 462 - 491.

9. Kim-Kim'en A.N. Koncepciya institucionalizacii nacional'nyh vidov sporta narodov Rossii. Institutionalization Concept of National Sports of the Peoples of Russia. Chelovek, sport, zdorov'e. V Mezhdunarodnyj kongress, 21-23 aprelya 2011 g. Sankt-Peterburg.

Статья поступила в редакцию 30.06.18

УДК 378.1

Vinogradova M.V., cand. of Sciences (Pedagogy), sensor lecturer department of mathematics and Informatics, State agrarian

University of Northern Trans-Urals,Tyumen, E-mail: vinmarvlad@yandex.ru

Malchukova N.N., cand. of Sciences (Pedagogy), sensor lecturer department of mathematics and Informatics, State agrarian

University of Northern Trans-Urals,Tyumen, E-mail: Npescova06@yandex.ru

THE VALUE ORIENTATION OF THE FUTURE FARMERS IN THEIR PROFESSIONAL ACTIVITIES (ON THE EXAMPLE OF FSBEI HAU NORTHERN ZAURALYE). Abstract: the article deals with the value orientation of the future of the farmer and their formation through the educational process in the University. The agricultural sector needs a competitive specialist who, along with professional competencies and a broad intellectual base, should have value orientations Because today the agro-industrial complex of Russia demonstrates positive growth dynamics, the volume of grain production increases, the livestock industry becomes attractive for investment in the regions of the Ural Federal district. The beginning agrarian should understand that his work in collective, demands from him not only professional skill, and knowledge of professional ethics, understanding of work in agriculture and the developed system of universal values. It is also important that the graduates of the agricultural University, having formed, value orientations, are motivated to self-development in the rural society.

Key words: value guidelines, agricultural work, human values, agriculture, agricultural University, curator.

М.В. Виноградова, канд. пед. нак, доц. каф. математики и информатики, ФГБОУ ВО ГАУ Северного Зауралья,

г. Тюмень, E-mail: vinmarvlad@yandex.ru

Н.Н. Мальчукова, канд. пед. нак, доц. каф. математики и информатики ФГБОУ ВО ГАУ Северного Зауралья,

г. Тюмень, E-mail: Npescova06@yandex.ru

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ БУДУЩЕГО АГРАРИЯ

В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(НА ПРИМЕРЕ ФГБОУ ВО ГАУ СЕВЕРНОГО ЗАУРАЛЬЯ)

В статье рассматриваются ценностные ориентации будущего агрария и их формирование с помощью воспитательного процесса в ВУЗе. Аграрной сфере нужен конкурентоспособный специалист, который наряду с профессиональными компетенциями и широкой интеллектуальной базой должен обладать ценностными ориентациями. Ведь на сегодняшний день агропромышленный комплекс России демонстрирует положительную динамику роста, наращиваются объёмы производства зерновых культур, животноводческая отрасль становится привлекательной для инвестиций в регионах Уральского Федерального округа. Начинающий аграрий должен понимать, что его работа в коллективе, требует от него не только профессионального мастерства, но и знаний профессиональной этики, понимание труда в сельском хозяйстве и развитой системы общечеловеческих ценностей. Важным является и то, что выпускники аграрного вуза, владея сформированными, ценностными ориентациями, имеют мотивацию к саморазвитию в условиях сельского социума.

Ключевые слова: ценностные ориентиры, аграрный труд, общечеловеческие ценности, сельское хозяйство, аграрный вуз, куратор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.