Научная статья на тему 'Педагогическое сопровождение деятельности командиров подразделений внутренних войск МВД России в воспитании личного состава'

Педагогическое сопровождение деятельности командиров подразделений внутренних войск МВД России в воспитании личного состава Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
260
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМАНДИР ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ / PEDAGOGICAL SUPPORT / MANAGERIAL COMPETENCE / UNIT COMMANDER OF INTERNAL TROOPS OF THERUSSIAN INTERIOR MINISTRY / THE INSTITUTION OF INTERNAL TROOPS OF THE RUSSIAN INTERIOR MINISTRY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карпов Владимир Васильевич, Петровских Сергей Александрович

Рассматриваются особенности педагогического сопровождения деятельности командиров подразделений внутренних войск МВД России в воспитании личного состава. Обосновывается актуальность развития технологий педагогического сопровождения и их влияния на показатели учебной деятельности подчиненных. Предложен технологический компонент осуществления педагогического сопровождения деятельности командиров подразделений внутренних войск МВД России в воспитании личного состава, представленный объединением методов, средств, этапов, а также уровней педагогического сопровождения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карпов Владимир Васильевич, Петровских Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical support of activities of commanders of Russian Interior Ministry units of internal troops in the education of personnel

The peculiarities of pedagogical support of activities of commanders of Russian Interior Ministry units of internal troops in the education of personnel. Substantiates the relevance of the development of technologies and pedagogical support and their effect on learning activities of subordinates. A technological component of the pedagogical support operations unit commanders of internal troops of the Russian Interior Ministry in the education of personnel represented by the union of methods, tools, stages, as well as pedagogical support levels.

Текст научной работы на тему «Педагогическое сопровождение деятельности командиров подразделений внутренних войск МВД России в воспитании личного состава»

УДК 378.6

В.В. Карпов*, С.А. Петровских**

Педагогическое сопровождение деятельности командиров подразделений внутренних войск МВД России в воспитании личного состава

Рассматриваются особенности педагогического сопровождения деятельности командиров подразделений внутренних войск МВД России в воспитании личного состава. Обосновывается актуальность развития технологий педагогического сопровождения и их влияния на показатели учебной деятельности подчиненных. Предложен технологический компонент осуществления педагогического сопровождения деятельности командиров подразделений внутренних войск МВД России в воспитании личного состава, представленный объединением методов, средств, этапов, а также уровней педагогического сопровождения.

Ключевые слова: педагогическое сопровождение, управленческая компетентность, командир подразделения внутренних войск МВД России, образовательная организация внутренних войск МВД России.

V.V. Karpov*, S.A. Petrovskikh**. Pedagogical support of activities of commanders of Russian Interior Ministry units of internal troops in the education of personnel. The peculiarities of pedagogical support of activities of commanders of Russian Interior Ministry units of internal troops in the education of personnel. Substantiates the relevance of the development of technologies and pedagogical support and their effect on learning activities of subordinates. A technological component of the pedagogical support operations unit commanders of internal troops of the Russian Interior Ministry in the education of personnel represented by the union of methods, tools, stages, as well as pedagogical support levels.

Keywords: pedagogical support, managerial competence, unit commander of internal troops of the Russian Interior Ministry, the institution of internal troops of the Russian Interior Ministry.

Задачи осуществления реформирования внутренних войск МВД России, а также системы образования МВД России определяют увеличение требований к качеству подготовки личного состава. Главная задача воспитания личного состава заключается в формировании высоких профессиональных, а также личностных качеств личного состава, недопущение снижения уровня подготовки личного состава внутренних войск МВД России в условиях сокращения численности. Основной резерв для поддержки достаточно высокого уровня подготовки личного состава заключается в повышении качества высокого уровня профессиональной подготовки [3].

Служебная деятельность требует от командиров подразделений внутренних войск МВД России умения самостоятельного принятия управленческих решений, а также умения действовать в достаточно сложных и быстро меняющихся условиях. Специфика профессиональной деятельности личного состава внутренних войск МВД России заключается в том, что большая часть служебных задач осуществляется в мирное время. Помимо высокого профессионализма, на первый план выходят личностные качества, социально-профессиональная адаптированность, мотивированность при выполнении служебного долга. Эти качества должны сочетаться с такими, как командирская воля, решительность, организаторские способности, достаточно высокий личный авторитет, умение командира подчинять, а также формировать и поддерживать здоровый моральный климат в коллективе. Кроме того, в качестве существенного требования к командиру подразделений внутренних войск МВД России предъявляется исполнительность, дисциплинированность, инициативность и творчество командиров.

Анализ воспитательной работы, проводимой с командирами подразделений курсантов образовательных организаций внутренних войск МВД России показал, что офицеров очень редко знакомят с положительными примерами из служебно-боевой деятельности командиров, стремящихся к развитию управленческой компетентности, с примерами успешного служебного продвижений офицеров, их заслугами в деле обучения и воспитания подчиненных, укрепления организованности и воинской дисциплины, повышения боевой готовности воинских частей и подразделений. Как правило, в обзорах освещают негативные факты служебно-боевой деятельности командиров, недостатки в их подготовке, низкий уровень управленческой компетентности.

* Карпов, Владимир Васильевич, доктор педагогических наук, профессор, Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России (СПб ВИВВ МВД России). Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1. Тел.: 8 (812) 744-7051, 744-70-92. E-mail: info@vivv.spb.ru.

** Сергей Александрович Петровских, адъюнкт очного отделения, Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России (СПб ВИВВ МВД России). Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1. Тел.: 8 (812) 744-70-51, 744-70-92. E-mail: info@vivv.spb.ru.

* Karpov, Vladimir Vasiliyevich, Doctor of Pedagogical science, Professor of St. Petersburg's Military Institute of the Russian Interior Ministry (MVD of Russia St. Petersburg VIVV). Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. Ph.: 8 (812) 744-70-51, 744-70-92. E-mail: info@vivv.spb.ru.

** Petrovskikh, Sergey Alexandrovich, full-time associate, St. Petersburg's Military Institute ofthe Russian Interior Ministry (MVD of Russia St. Petersburg VIVV). Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. Ph.: 8 (812) 744-70-51, 744-70-92. E-mail: info@vivv.spb.ru. © Карпов В.В., Петровских С.А., 2016

Карпов В.В., Петровских С.А. Педагогическое сопровождение деятельности командиров...

Вместе с тем педагогическая практика доказала, что подобное воспитывается подобным, всё лучшее формируется на основе положительного опыта. Показ и разъяснение положительного опыта управленческой деятельности офицеров развивают у командиров подразделений курсантов образовательных организаций внутренних войск МВД России мотивы к данному виду деятельности.

А это, в первую очередь, ещё в вузе - использование позитивного примера командиров подразделений курсантов образовательных организаций внутренних войск МВД России, имеющих высокий уровень управленческой компетентности, добившихся успехов в учебно-боевой и воспитательной деятельности. Психике молодых офицеров свойственно следование какому-либо примеру, причём различной направленности. Это свойство приобретает особое значение в условиях военной среды, где требуется неукоснительное выполнение приказов старшего (начальника). Поэтому то, что и как делают командиры подразделений курсантов образовательной организации, имеющие высокий уровень управленческой компетентности, при обучении и воспитании подчиненных, остается у молодых офицеров на уровне сознания и подсознания. Беседы с командирами подразделений курсантов, имеющими небольшой опыт управленческой деятельности, показали, что примеры эффективной управленческой деятельности своих сослуживцев, командиров (начальников) явились в начальный период службы незаменимым подспорьем при разрешении многих ситуаций.

Вместе с тем качество своей деятельности командирами в большей степени определятся самостоятельно, исходя из своей управленческой компетентности и собственного понимания командиром воспитательных установок и позиций, представляемых личному составу, иногда, к сожалению, спорадически. Это не вносит объективности в оценку, делает и оценку, и саму описываемую деятельность замкнутой, лишенной внешней поддержки и оценки. В то же время данные анкетирования командиров-офицеров, проведенного во внутренних войсках МВД России (опрос проводился во внутренних войсках МВД России, подчиненных Московскому региональному командованию, в анкетировании участвовали 60 % командиров взводов, 23 % командиров рот, 17 % командиров батальонов), показывают следующую картину. 70 % командиров взводов отмечают свою потребность в поддержке и сопровождении своей деятельности по управлению вверенным им подразделением, а также в экспертной оценке качества своей деятельности. Среди командиров рот аналогичное мнение высказали 60 % респондентов, среди командиров батальонов - 25 %.

В этой связи представляется достаточно важным информированность вышестоящего командира о компетентности подчиненного командира и вовлеченности его в процесс управления воспитанием личного состава. Это, как показывают теория и практика воспитания личного состава в подразделениях [4], можно достаточно эффективно осуществлять посредством педагогического сопровождения деятельности командиров подразделений внутренних войск МВД России по воспитанию личного состава. Повышение уровня управленческой компетентности позволяет обеспечить эффективность служебной деятельности командира, а также увеличить качество обучения и воспитания личного состава, настроения и дисциплину подчиненных. Повышая уровень управленческой компетентности командира по воспитанию личного состава, возможно улучшить учебный процесс, а также боевую готовность подразделения и морально-психологическое состояние коллектива [5].

Иными словами, осуществление развития управленческой компетентности командиров подразделений внутренних войск МВД России в воспитании личного состава является достаточно существенной и актуальной социально-экономической проблемой. Социальные ожидания предполагают появление нового типа командира, который обладал бы способностью решать новые виды образовательных проблем, формировать условия для осуществления педагогического творчества, а также реализации вариативности образовательных программ, стимулируя тем самым образовательные инициативы личного состава подразделений внутренних войск МВД России.

Для соответствия новым требованиям командиру подразделения внутренних войск требуются постоянное развитие, знания о современном управлении как особом направлении его профессиональной деятельности. Это в значительной степени должно подкрепляться опытом более компетентного вышестоящего командира как участника педагогического сопровождения. Процесс подготовки и воспитания личного состава подразделений внутренних войск МВД России является важнейшим этапом социализации, этапом оказания целенаправленной поддержки и сопровождения развития управленческой компетентности командиров в области подготовки личного состава.

Достаточно близкими к понятию «сопровождение» являются понятия «содействие», «поддержка». Сопровождение означает прохождение с кем-либо части пути. Сопровождение подразумевает обеспечение поддержки естественно развивающихся реакций, а также процессов и состояния личности. Педагогическое сопровождение - деятельность, которая позволяет обеспечить формирование необходимых условий для принятия субъектом развития оптимального решения в различного рода ситуациях жизненного выбора. Каждая программа педагогического сопровождения является технологией разрешения проблем развития. В этой связи можно отметить некоторое смысловое совпадение «сопровождения» и «педагогического сопровождения», что позволяет говорить о технологии педагогического сопровождения деятельности командиров подразделений внутренних войск МВД России по воспитанию личного состава [6].

Педагогическое сопровождение деятельности командиров подразделений внутренних войск МВД России в воспитании личного состава - это теоретическая и практическая поддержка командиров, которая направлена на комплексное профессиональное содействие созданию образовательного пространства, базирующегося на преемственности образовательных этапов, которые были образованы

как собственно содержанием обучения, так и интеграцией инновационных образовательных технологий и процессов. В качестве объекта педагогического сопровождения выступает процесс обеспечения развития деятельности командиров подразделений внутренних войск МВД России по воспитанию личного состава.

Содержание педагогического сопровождения - в актуализации знаний по управлению, которыми овладевает командир в процессе своей деятельности при работе с личным составом. В качестве такого содержания выступают профессиональные компетенции. Профессиональные компетенции представляют собой способ существования знаний, умений, которые способствуют личностной самореализации. Иными словами, профессиональная компетенция является целостным социально-профессиональным качеством, которое позволяет успешно исполнять определённые производственные задачи, а также осуществлять взаимодействие с другими людьми.

Профессиональная компетенция определяется на основе теоретической базы, которая требуется для овладения профессией, подтвержденной учебно-воспитательной практикой, а также государственными образовательными стандартами.

Непрерывность процесса и его пролонгированность являются основными характеристиками педагогического сопровождения деятельности командира подразделений внутренних войск МВД России. В качестве исходных положений для осуществления формирования теории и методики педагогического сопровождения выступает системно-ориентированный подход, который подразумевает выбор и освоение субъектом развития необходимых инноваций. Вследствие наличия выбора возникает множественность вариантов, что порождает определённую проблему в организации педагогического сопровождения деятельности командира. Выбор варианта организации педагогического сопровождения должен определяться ориентационным полем развития. Педагогическое сопровождение является формой помощи субъекту в формировании ориентационного поля развития, за которое субъект несёт ответственность. Главным положением системно-ориентационного подхода является опора на внутренний потенциал развития субъекта. Субъект имеет право самостоятельного выбора, но вместе с этим несёт полную ответственность за свой выбор. Однако признание данного права и его реализация ещё не являются гарантией качественного обеспечения педагогического сопровождения деятельности командиров подразделений внутренних войск МВД России. Для использования права свободного выбора альтернативных вариантов требуется обучить выбору, помочь разобраться в различных проблемных ситуациях при организации воспитательного процесса личного состава, сформировать план решения проблемных ситуаций при организации воспитательного процесса личного состав [1].

Педагогическое сопровождение является взаимодействием сопровождающего и сопровождаемого, которое направлено на решение различных жизненных проблем в развитии сопровождаемого. Применение термина «сопровождение» в настоящем контексте не исключает самостоятельности командира подразделения внутренних войск МВД России в принятии управленческого решения в области организации воспитательного процесса личного состава. Термин «сопровождение» подразумевает обеспечение необходимых условий для принятия субъектом решения, тем самым подчеркивая приоритет личности обеспечивающего. Иными словами, термин «сопровождение» может рассматриваться как «помощь» [6].

Системно-ориентационный подход предполагает осуществление сопровождения через обеспечение взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого и может рассматриваться как оказание поддержки субъекту развития в решении проблем за счёт преобразования ориентационного поля развития. В качестве важного элемента ориентационного поля развития командира выступает чувство социальной ответственности, компетентности, а также опыт служебной деятельности, которые способствуют решению различных профессиональных задач в области организации воспитательного процесса личного состава подразделений внутренних войск МВД России. Базой педагогического сопровождения развития является усиление позитивных факторов и устранение негативных, что даёт возможность осуществлять соотношение педагогического сопровождения с внешними преобразованиями, которые являются достаточно благоприятными для поддержки и подкрепления внутреннего потенциала командира подразделения внутренних войск МВД России.

Субъектом развития является система в образовании, а в качестве объекта педагогического сопровождения выступают как отдельный человек, так и процесс и целая система, например образовательная, педагогическая и социальная. Педагогическое сопровождение воспитательного процесса - это система, которая предоставляет субъекту воспитательного процесса ориентационное поле взаимодействия, в котором производится выбор оптимальных условий для дальнейшего профессионального становления и роста [7; 8].

Так, например, педагогическое сопровождение развития управленческой компетентности командиров подразделений курсантов образовательной организации внутренних войск строится на таком взаимодействии, носит комплексный характер и предполагает координацию и взаимодействие многообразной педагогической деятельности должностных лиц, общественных организаций и воинских коллективов образовательных организаций внутренних войск МВД России. При этом под развитием управленческой компетентности командира подразделения курсантов образовательных организаций внутренних войск МВД России понимается комплексное улучшение приспособленности командира к внешним условиям управления подразделением, выражающееся в последовательном овладении им категориями компетенций (от «знать» до «владеть») и движение в интеллектуально-профессиональной иерархии компетентностей к их творческому уровню [4].

Карпов В.В., Петровских С.А. Педагогическое сопровождение деятельности командиров...

В последнем случае комплексное улучшение приспособленности командира к внешним условиям управления подразделением представляется как выбор технологии педагогического сопровождения, как решение задачи комплексирования различных воспитательных и управленческих технологий в педагогическом сопровождении, что можно распространить на различные спектры педагогического сопровождения. Каждый командир проходит в процессе педагогического сопровождения определённые этапы диагностики, которые служат базой для осуществления постановки целей, выбора и использования методических средств, проведения анализа промежуточных и конечных результатов, а также даёт возможность скорректировать процесс работы. В качестве основных технологий педагогического сопровождения деятельности командиров подразделений внутренних войск МВД России в воспитании личного состава являются: осуществление перехода от личного отчужденного к индивидуальному удовлетворению образовательных запросов, т.е. реализация перехода к личностно-ориентированному обучению; предоставление командирам необходимой информации о приёмах и методах ведения воспитательного процесса личного состава; ориентация на функционирование образовательной системы, её совершенствование и решение прогностических, а также проектировочных задач подчиненными; обеспечение командиров подразделений внутренних войск МВД России консультативной поддержкой по информационно-воспитательным, социально-психологическим, а также прочим вопросам; обеспечение преемственности образовательных технологий и программ в плане реализации образовательного и воспитательного процесса личного состава подразделений внутренних войск МВД России. При этом критериями педагогического сопровождения деятельности командиров могут служить такие, как разнообразие приемов, адекватность содержания, превалирование диалогических методов взаимодействия с личным составом, соответствие результатов целям педагогического сопровождения и др. Реализация целей педагогического сопровождения может осуществляться на методологической междисциплинарной основе с учетом нормативных требований приказов и распоряжений и специфики взаимодействия с командованием.

Для улучшения реализации педагогического сопровождения деятельности командиров подразделений внутренних войск МВД России требуется осуществление стимулирования самостоятельной работы командиров, их творческой деятельности. В целях координации деятельности требуется организация мониторингового сопровождения для обеспечения качества в управлении системой развития управленческой компетентности командиров в области организации воспитательного процесса в отношении личного состава [3].

В качестве результатры педагогического сопровождения деятельности командиров подразделений внутренних войск МВД России предполагаются формирование единого образовательного пространства, управленческая компетентность командиров, увеличение качества воспитательного и образовательного процесса в отношении личного состава. В ходе педагогического сопровождения осуществляется целенаправленное расширение управленческой компетентности командиров в плане организации воспитательного процесса, происходит развитие управленческого мышления, которое основано на научных представлениях о системе управления, происходит развитие потребности в достаточно эффективной деятельности в воспитании личного состава и стимулирование к применению инновационных технологий и программ подготовки. Педагогическое сопровождение деятельности командиров подразделений внутренних войск МВД России позволяет сформировать активную позицию к службе, осуществить развитие опыта в области взаимодействия с различными категориями подчиненных, а также определить направление на самообразовании.

Таким образом, педагогическое сопровождение деятельности командиров подразделений внутренних войск МВД России является многоаспектным взаимодействием, которое направлено на осуществление преобразования неблагоприятных условий развития, как внутренних, так и внешних, реализация поддержки командира в организации воспитательного процесса в отношении личного состава, что актуально в кризисные или переходные периоды служебной деятельности, особенно в условиях реформирования. Развитие управленческой компетентности является следствием педагогического сопровождения деятельности командиров и призвано устранить несоответствие между социальными требованиями к личности командира и его профессиональной деятельности в вопросе обучения и воспитания личного состава.

Таким образом, можно говорить о том, что педагогическое сопровождение командиров подразделений внутренних войск по воспитанию личного состава может являться важным элементом дополнительной подготовки военнослужащих непосредственно в войсках, которая, наряду с перечисленными качествами способна обеспечить реализацию при сопровождении и поддержке деятельности командиров таких педагогических принципов, как доступность, преемственность, дифференциация воспитания и обучения и других. При этом педагогическое сопровождение деятельности командиров по воспитанию личного состава должно быть ориентировано на комплексное применение форм и методов воспитания.

Список литературы

1. Блинников, В. П. Особенности правового воспитания военнослужащих во внутренних войсках МВД России // Молодой ученый. - 2014. - № 1. - С. 490-492.

2. Богданов, А. В. Морально-нравственное воспитание сотрудников полиции: основные проблемы, особенности и пути их решения // Вестник Московского университета МВД России. -2014.- № 11. - С. 183-186.

3. Бялт, В. С. Воспитательная работа по укреплению служебной дисциплины и законности среди личного состава органов внутренних дел: актуальные проблемы и пути решения // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2014. - № 1 (61). - С. 139-144.

4. Карпов, В. В., Зайцев, Н. Н. Развитие управленческой компетентности командиров подразделений посредством педагогического сопровождения их деятельности // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2014. - № 3 (63). - С 16.-169.

5. Кузьмин, А. В. К вопросу о роли руководителя органа внутренних дел в деле воспитания личного состава полиции // Полицейская деятельность. - 2014. - № 4. - С. 358-362.

6. Торопов, В. А. Профессиональная компетентность и личностные качества преподавателя физической подготовки образовательного учреждения МВД России // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2014. - № 17. - С. 335-337.

7. Федак, Е. И. Педагогическая методика обеспечения безопасности службы во внутренних войсках МВД России. - М.: Лаборатория «ОП», 2015. - 250 с.

8. Щеглов, А. В. Профессионально-нравственное воспитание как основа кадровой политики в МВД // Государственная служба и кадры. - 2014. - № 1. - С. 12-17.

УДК 371.1

Н.Б. Кунтурова*, Н.А. Яковлева**

Подход к оцениванию профессиональной компетентности специалистов силовых структур по видам деятельности при организации контроля

формирования профессиональной компетентности

В предлагаемой статье изложены различные подходы к оцениванию профессиональной компетентности специалистов силовых структур по видам деятельности. Рассмотрено использование математических методов оценки для объективного измерения профессиональной компетентности обучающихся за определенный период обучения.

Ключевые слова: уровень профессиональной компетенции, коэффициент профессиональной компетентности, коэффициент временной нагрузки, оценивание, экспертные оценки.

N.B. Kunturova*, N.A. Yakovleva**. The approach to the assessment of professional competence of professionals of power structures by type of activity in the organization of the control of formation of professional competence. This article describes the different approaches to the assessment of professional competence of professionals of power structures by type of activity. We consider the use of mathematical methods of assessment for an objective measurement of professional competence of students for a certain period of training.

Keywords: level of professional competence, professional competence factor, temporary load factor, evaluation, expert evaluation.

При реформировании системы образования Российской Федерации осуществляются поиск и внедрение подходов, позволяющих обеспечивать радикальное повышение профессионализма специалистов силовых структур. Эффективное решение задач, стоящих перед силовыми ведомствами, во многом определяется качеством подготовки офицерских кадров в вузах, а базисным критерием оценки качества образования выступает профессиональная компетентность.

Одним из путей повышения уровня профессиональной компетентности офицера является организация контроля формирования профессиональной компетентности будущих офицеров. При этом качество обучения определяется уровнем достижения этих результатов по отношению к существующим нормам (ФГОС ВО и квалификационные требования). Учебный процесс является управляемым и целенаправленным, если налажены система контроля за его ходом, своевременная проверка и оценка знаний, навыков и умений обучающихся, присутствует обратная связь.

При этом система контроля включает в себя совокупность организационных и методических приемов получения и анализа количественно-качественных показателей, характеризующих результативность учебного процесса.

* Кунтурова Надежда Борисовна, доктор педагогических наук, профессор 111 кафедры Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского. 197198, Санкт-Петербург, ул. Ждановская, д. 13. Тел.8-(812) 347-96-31, e-mail: giz26@rambler.ru.

** Яковлева Наталья Александровна, кандидат психологических наук, начальник кафедры математики и информатики Санкт-Петербургского университета МВД России. 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел. 8-(812)-744-13-13, e-mail: kumirova@mail.ru.

* Kunturova, Nadezhda Borisovna, doctor of pedagogical sciences, professor of the Department 111 Military Space Academy named after AF Mozhaiskogo. 197198, St. Petersburg, Zhdanovskaya, str.,. 13. Ph.: 8 (812) 347-96-31. E-mail: giz26@rambler.ru.

** Yakovleva, Natalia Alexandrovna, PhD, Head of the Department of Mathematics and Informatics, University of St. Petersburg the Russian Interior Ministry. Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. Ph. 8 (812) 744-13-13/ E-mail: kumirova@mail.ru. © Кунтурова Н.Б., Яковлева Н.А., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.