УДК 378
Ivlev A.N., postgraduate, Department of Pedagogy and Technology of Vocational Training, Dagestan State Pedagogical
University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
MODERN TRAINING REQUIREMENTS FOR COMMANDERS OF SPECIAL PURPOSE AND INTELLIGENCE UNITS OF INTERIOR MINISTRY TROOPS OF RUSSIA. The article identifies and studies the modern requirements for the education of commanders of special purpose and intelligence units of internal troops of the Russian Interior Ministry. These requirements are: an ability to define the objectives of the forthcoming activities of the military unit; to accurately put and perceive and be fully aware of the task facing the division; to have a clear focus on physical fitness, health and sports; to execute and maintain documentation unit; to be efficient and effective using the technical unit controls; to effectively carry out professional communication with subordinates, superiors; to successfully build communication with other state executive authorities and the public; to have a high level of professional military competence of each soldier.
Key words: modern requirements, commander, special purpose, intelligence unit, officer of internal troops.
А.Н. Ивлев, соискатель каф. педагогики и технологий профессионального образования, ФГБОУ ВО «Дагестанский
государственный педагогический университет», г. Махачкала, Е-mail: [email protected]
СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ КОМАНДИРА СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ И РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ
В статье выявлены и изучены современные требования к подготовке командира специального назначения и разведывательными подразделениями внутренних войск МВД России, такие как: умение определять цели предстоящей деятельности военного подразделения; точно ставить, воспринимать и в полной мере осознавать стоящие перед подразделением задачи; иметь чёткую направленность на физическую подготовку, здоровье и спорт; вовремя оформлять и вести документацию подразделения; оптимально и эффективно пользоваться техническими средствами управления подразделения; результативно осуществлять профессиональную коммуникацию с подчиненными, начальством, успешно строить коммуникации с другими государственными исполнительными органами власти и общественностью; высокий уровень военно-профессиональной компетентности каждого военнослужащего.
Ключевые слова: современные требования, командир, специальное назначение, разведывательное подразделение, офицер внутренних войск.
Повышение уровня профессиональной готовности офицеров внутренних войск МВД России для реализации функций командира специального назначения и разведывательными подразделениями приобретает особую значимость. «Концепция развития системы управления внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации на период до 2025 года» ориентирует на создание нового типа командира внутренних войск МВД России, который нацелен на овладение новейшей системой управления» [1]. Офицер внутренних войск формирует у себя потребность и готовность решать новые образовательно-воспитательные задачи с применением инновационных технологий и методов, создает условия для творчества, креативности и вариативности военного образования, способен активизировать профессиональные инициативы курсантов.
В круг управленческих функций командира подразделения входят не только анализ, планирование, но и контроль работы всего подразделения, проведение мероприятий по подготовке личного состава и населения к всевозможным чрезвычайным ситуациям. Наряду с анализом, контролем и планированием, командир подразделения, исходя из оперативной обстановки, прогнозирует ситуацию по отдельным направлениям деятельности. И благодаря своевременно принятым эффективным управленческим решениям, проведенному комплексу мероприятий, имеющих профилактическую направленность, сотрудникам удаётся значительно стабилизировать обстановку и минимизировать рост преступности.
Среди современных требований особо выделяется требование к ответственности при принятии решений в процессе командования личным составом, особенно в горячих точках, из чего вытекает необходимость обучения офицеров новым методам менеджмента и руководства подчиненными в особых условиях, которые отражают суть и содержание управленческой компетентности офицеров внутренних войск МВД России для реализации штабных функций командира подразделения. Управленческая компетентность - это не только воля и решительность командира, его организаторские способности, но и умение подчинять и подчиняться, высокий личный авторитет, умение создавать и поддерживать здоровый моральный климат в коллективе, исполнительность и дисциплинированность - это не полный перечень требований ФГОС, выдвигаемых перед офицерским составом внутренних войск МВД России.
В перечне требований для исполнения штабных функций офицера внутренних войск МВД России одной из первых называется требование определять цели предстоящей деятельности подразделения. В диссертации «Развитие компетенции целеполагания у курсантов вузов внутренних войск МВД России в процессе самостоятельной работы» С.А. Кодзоков отмечает, что «термин «целеполагание» в научно-педагогической литературе применяется для обозначения системы взаимоотношений в планировании собственной деятельности по выполнению поставленной задачи, согласно логически построенной схеме самим обучающимся курсантом, которая должна быть выполнена в запланированное время в полном объеме и рационально» [2, с. 22 - 24].
Следующее требование к подготовке офицеров внутренних войск МВД России в реализации штабных функций командира подразделения ставится требование точно ставить, воспринимать и в полной мере осознавать стоящие перед подразделением задачи. Как отметил А.М. Боровицкий, «основой территориальной целостности и поддержания правопорядка в государстве для любого цивилизованного общества является хорошо организованные, оснащенные силовые структуры. Российская Федерация не стала исключением и такой силовой структурой внутри страны являются внутренние войска МВД России, фундаментом которых выступают профессионально подготовленные разносторонне образованные офицерские кадры» [3, с. 77 - 79].
Следующее требование к профессиональной подготовке будущего командира подразделения является четкая направленность курсанта на физическую подготовку, здоровье и спорт. Среди множества факторов, определяющих состояние боевой готовности подразделений и частей внутренних войск, не менее важное значение приобретает физическая готовность военнослужащих для решения специфических задач по обеспечению надежной защиты своего государства.
Среди требований к профессиональной подготовке будущего офицера - это его умение в соответствии с поставленными задачами и их решением вовремя оформлять и вести документацию подразделения. В рамках профессиональной подготовки большое внимание уделяется воспитанию у офицера соблюдения культуры рабочего места, включающая умение работать с литературными источниками, работу с документами, умение получать, фиксировать и обрабатывать информацию, анализировать, обобщать и ее хранить, а также вести картотеку.
Еще одно требование к профессиональной подготовке курсанта - это его умение оптимально и эффективно пользоваться техническими средствами управления подразделения. Современный командир подразделения должен быть способен понять и осознать цели и задачи, дать анализ современной обстановке и принять правильное грамотное решение. Следующий шаг - планирование работы по реализации принятых решений и организация его исполнения, далее - осуществить анализ результатов и коррекцию деятельности. То есть, важно готовить специалистов, которые способны квалифицированно управлять подчиненными как в ежедневном процессе, так и в условиях боевой обстановки.
Следующее требование к профессиональной подготовке будущего офицера - это результативно осуществлять профессиональную коммуникацию с подчиненными, начальством, успешно строить коммуникации с другими государственными исполнительными органами власти и общественностью. Возможность результативно осуществлять профессиональную коммуникацию с подчиненными, начальством, успешно строить коммуникации с другими государственными исполнительными органами власти и общественностью, предполагают развитие у курсантов коммуникативной культуры как умение устанавливать с подчиненными и сослуживцами добрые, гуманистические, отношения. Итак, система коммуникативных знаний и сформированных коммуникативных умений и навыков будущего офицера внутренних войск МВД РФ обусловлены спецификой служеб-но-боевой деятельности и выполнения им штабных функций командира подразделения. Выявленные современные требования, предъявляемые к профессиональной подготовке командира подразделения внутренних войск МВД - заключает собирательное качество офицера, называемое воинским мастерством - высокий уровень военно-профессиональной компетентности отдель-
Библиографический список
ного военнослужащего. Военное мастерство эффективно формируется в ходе специально организованного педагогического процесса, способствующего активному и постоянному саморазвитию курсантов. Структуру воинского мастерства включает определённые черты: высокая организованность, взаимообусловленное и упорядоченное взаимодействие военнослужащих, которые делает воинский коллектив единым целым при решении поставленных оперативных задач; единство отработанных действий личного состава воинского подразделения, которое достигается с одной стороны, профессиональной компетентностью и личными качествами военнослужащих, с другой - эффективным менеджментом со стороны командира подразделения; хорошая физическая подготовка - ловкость и умение оперативно реагировать на вызовы в любых условиях обстановки; высокое взаимопонимание всех членов воинского коллектива, которое обеспечивается единством и общностью взглядов в военно-профессиональных вопросах и владение общими согласованными действиями. Сформированное военное мастерство также выражается в боевой слаженности воинского подразделения и каждого его участника.
Таким образом, проведённый анализ современных требований к подготовке офицеров в реализации штабных функций командира подразделения, показал, что именно современная обстановка определяет необходимость постоянно находиться в состоянии боевой готовности офицеров внутренних войск МВД России. В особенности высокие требования предъявляются к формированию управленческой компетентности - умению управлять подразделением в ходе боя, результативно осуществлять профессиональную коммуникацию с подчинёнными, начальством, успешно строить коммуникации с другими государственными исполнительными органами власти и общественностью.
1. Концепция развития системы управления внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации на период до 2025 года.
2. Кодзоков С.А. Развитие компетенции целеполагания у курсантов вузов внутренних войск МВД России в процессе самостоятельной работы. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 2014.
3. Боровицкий А.М. Коммуникативная культура курсанта военного института внутренних войск МВД России как психолого-педагогический феномен. Мир науки, культуры, образования. 2014; 2 (45): 77 - 79.
References
1. Koncepciya razvitiya sistemy upravleniya vnutrennih voTsk Ministerstva vnutrennih del RossiTskoTFederacii na period do 2025 goda.
2. Kodzokov S.A. Razvitie kompetencii celepolaganiya u kursantov vuzov vnutrennih vojsk MVD Rossii v processe samostoyatel'noj raboty. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2014.
3. Borovickij A.M. Kommunikativnaya kul'tura kursanta voennogo instituta vnutrennih vojsk MVD Rossii kak psihologo-pedagogicheskij fenomen. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 2 (45): 77 - 79.
Статья поступила в редакцию 27.04.16
УДК 378
Taran V.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Physical Education, Military Training Center, Southern Federal University (Taganrog, Russia), E-mail: [email protected]
Deberdeev M.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Physical Education, Military Training Center, Southern Federal University (Taganrog, Russia), E-mail: [email protected]
DIAGNOSIS OF A HEALTHY LIFESTYLE: PROBLEMS AND SOLUTIONS. The work includes an analysis of the modern condition in the field of leisure organization, for there is a considerable demand in correct organization of free time in the society. The authors review the main functions of athletic and sanitary animation. In the course of the research the work emphasizes the importance of forcing and using of multi-criterion evaluation and solving of innovative problems in the field of physical education. The society's moral and psychological climate, its physical and moral health depends on the leisure organization. That is why the animation activity of an individual, i.e. his living forces restoration and reproduction by means of physical education and leisure activity as well, become more important. The article also contains technology of quantification of "amount of health" and fields of its application developed by the authors.
Key words: athletic and sanitary animation, healthy lifestyle, healthy methodology, multi-criterion evaluation, complex rate of quality, criteria, amount of health.
В.А. Таран, канд. пед. наук, доц. каф. физического воспитания, Учебный военный центр Южного Федерального Университета, г. Таганрог, E-mail: [email protected]
М.П. Дебердеев, канд. пед. наук, доц. каф. физического воспитания, Учебный военный центр Южного Федерального Университета, г. Таганрог, E-mail: [email protected]
ДИАГНОСТИКА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ
В работе дан анализ современного состояния в области организации досуга, так как в обществе возникла острая потребность в правильной его организации. Рассмотрены основные функции спортивно-оздоровительной анимации и проблемы подготовки специалистов в данной области. В работе подчёркивается актуальность формирования и использования в об-