Научная статья на тему 'Диагностика здорового образа жизни: проблемы и пути решения'

Диагностика здорового образа жизни: проблемы и пути решения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ АНИМАЦИЯ / ATHLETIC AND SANITARY ANIMATION / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / HEALTHY LIFESTYLE / HEALTHY METHODOLOGY / МНОГОКРИТЕРИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА / MULTICRITERION EVALUATION / КОМПЛЕКСНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА / COMPLEX RATE OF QUALITY / КРИТЕРИИ / CRITERIA / КОЛИЧЕСТВО ЗДОРОВЬЯ / AMOUNT OF HEALTH / ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Таран В. А., Дебердеев М. П.

В работе дан анализ современного состояния в области организации досуга, так как в обществе возникла острая потребность в правильной его организации. Рассмотрены основные функции спортивно-оздоровительной анимации и проблемы подготовки специалистов в данной области. В работе подчёркивается актуальность формирования и использования в области физического воспитания многокритериальной постановки и решения инновационных задач. От того, как организован досуг, зависит морально-психологический климат общества физическое и нравственное его здоровье. Вот почему всё более важное значение приобретает анимационная деятельность человека, т. е. сфера восстановления и воспроизводства его живых сил, в том числе через систему физического воспитания и досуговую занятость. Приведена разработанная и запатентованная авторами программа в определении «количества здоровья», определены области её применения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Таран В. А., Дебердеев М. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIAGNOSIS OF A HEALTHY LIFESTYLE: PROBLEMS AND SOLUTIONS

The work includes an analysis of the modern condition in the field of leisure organization, for there is a considerable demand in correct organization of free time in the society. The authors review the main functions of athletic and sanitary animation. In the course of the research the work emphasizes the importance of forcing and using of multi-criterion evaluation and solving of innovative problems in the field of physical education. The society’s moral and psychological climate, its physical and moral health depends on the leisure organization. That is why the animation activity of an individual, i.e. his living forces restoration and reproduction by means of physical education and leisure activity as well, become more important. The article also contains technology of quantification of “amount of health” and fields of its application developed by the authors.

Текст научной работы на тему «Диагностика здорового образа жизни: проблемы и пути решения»

Еще одно требование к профессиональной подготовке курсанта - это его умение оптимально и эффективно пользоваться техническими средствами управления подразделения. Современный командир подразделения должен быть способен понять и осознать цели и задачи, дать анализ современной обстановке и принять правильное грамотное решение. Следующий шаг - планирование работы по реализации принятых решений и организация его исполнения, далее - осуществить анализ результатов и коррекцию деятельности. То есть, важно готовить специалистов, которые способны квалифицированно управлять подчиненными как в ежедневном процессе, так и в условиях боевой обстановки.

Следующее требование к профессиональной подготовке будущего офицера - это результативно осуществлять профессиональную коммуникацию с подчиненными, начальством, успешно строить коммуникации с другими государственными исполнительными органами власти и общественностью. Возможность результативно осуществлять профессиональную коммуникацию с подчиненными, начальством, успешно строить коммуникации с другими государственными исполнительными органами власти и общественностью, предполагают развитие у курсантов коммуникативной культуры как умение устанавливать с подчиненными и сослуживцами добрые, гуманистические, отношения. Итак, система коммуникативных знаний и сформированных коммуникативных умений и навыков будущего офицера внутренних войск МВД РФ обусловлены спецификой служеб-но-боевой деятельности и выполнения им штабных функций командира подразделения. Выявленные современные требования, предъявляемые к профессиональной подготовке командира подразделения внутренних войск МВД - заключает собирательное качество офицера, называемое воинским мастерством - высокий уровень военно-профессиональной компетентности отдель-

Библиографический список

ного военнослужащего. Военное мастерство эффективно формируется в ходе специально организованного педагогического процесса, способствующего активному и постоянному саморазвитию курсантов. Структуру воинского мастерства включает определённые черты: высокая организованность, взаимообусловленное и упорядоченное взаимодействие военнослужащих, которые делает воинский коллектив единым целым при решении поставленных оперативных задач; единство отработанных действий личного состава воинского подразделения, которое достигается с одной стороны, профессиональной компетентностью и личными качествами военнослужащих, с другой - эффективным менеджментом со стороны командира подразделения; хорошая физическая подготовка - ловкость и умение оперативно реагировать на вызовы в любых условиях обстановки; высокое взаимопонимание всех членов воинского коллектива, которое обеспечивается единством и общностью взглядов в военно-профессиональных вопросах и владение общими согласованными действиями. Сформированное военное мастерство также выражается в боевой слаженности воинского подразделения и каждого его участника.

Таким образом, проведённый анализ современных требований к подготовке офицеров в реализации штабных функций командира подразделения, показал, что именно современная обстановка определяет необходимость постоянно находиться в состоянии боевой готовности офицеров внутренних войск МВД России. В особенности высокие требования предъявляются к формированию управленческой компетентности - умению управлять подразделением в ходе боя, результативно осуществлять профессиональную коммуникацию с подчинёнными, начальством, успешно строить коммуникации с другими государственными исполнительными органами власти и общественностью.

1. Концепция развития системы управления внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации на период до 2025 года.

2. Кодзоков С.А. Развитие компетенции целеполагания у курсантов вузов внутренних войск МВД России в процессе самостоятельной работы. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 2014.

3. Боровицкий А.М. Коммуникативная культура курсанта военного института внутренних войск МВД России как психолого-педагогический феномен. Мир науки, культуры, образования. 2014; 2 (45): 77 - 79.

References

1. Koncepciya razvitiya sistemy upravleniya vnutrennih voTsk Ministerstva vnutrennih del RossiTskoTFederacii na period do 2025 goda.

2. Kodzokov S.A. Razvitie kompetencii celepolaganiya u kursantov vuzov vnutrennih vojsk MVD Rossii v processe samostoyatel'noj raboty. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2014.

3. Borovickij A.M. Kommunikativnaya kul'tura kursanta voennogo instituta vnutrennih vojsk MVD Rossii kak psihologo-pedagogicheskij fenomen. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 2 (45): 77 - 79.

Статья поступила в редакцию 27.04.16

УДК 378

Taran V.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Physical Education, Military Training Center, Southern Federal University (Taganrog, Russia), E-mail: [email protected]

Deberdeev M.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Physical Education, Military Training Center, Southern Federal University (Taganrog, Russia), E-mail: [email protected]

DIAGNOSIS OF A HEALTHY LIFESTYLE: PROBLEMS AND SOLUTIONS. The work includes an analysis of the modern condition in the field of leisure organization, for there is a considerable demand in correct organization of free time in the society. The authors review the main functions of athletic and sanitary animation. In the course of the research the work emphasizes the importance of forcing and using of multi-criterion evaluation and solving of innovative problems in the field of physical education. The society's moral and psychological climate, its physical and moral health depends on the leisure organization. That is why the animation activity of an individual, i.e. his living forces restoration and reproduction by means of physical education and leisure activity as well, become more important. The article also contains technology of quantification of "amount of health" and fields of its application developed by the authors.

Key words: athletic and sanitary animation, healthy lifestyle, healthy methodology, multi-criterion evaluation, complex rate of quality, criteria, amount of health.

В.А. Таран, канд. пед. наук, доц. каф. физического воспитания, Учебный военный центр Южного Федерального Университета, г. Таганрог, E-mail: [email protected]

М.П. Дебердеев, канд. пед. наук, доц. каф. физического воспитания, Учебный военный центр Южного Федерального Университета, г. Таганрог, E-mail: [email protected]

ДИАГНОСТИКА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

В работе дан анализ современного состояния в области организации досуга, так как в обществе возникла острая потребность в правильной его организации. Рассмотрены основные функции спортивно-оздоровительной анимации и проблемы подготовки специалистов в данной области. В работе подчёркивается актуальность формирования и использования в об-

ласти физического воспитания многокритериальной постановки и решения инновационных задач. От того, как организован досуг, зависит морально-психологический климат общества физическое и нравственное его здоровье. Вот почему всё более важное значение приобретает анимационная деятельность человека, т. е. сфера восстановления и воспроизводства его живых сил, в том числе через систему физического воспитания и досуговую занятость. Приведена разработанная и запатентованная авторами программа в определении «количества здоровья», определены области её применения.

Ключевые слова: спортивно-оздоровительная анимация, здоровый образ жизни, оздоровительные методики, многокритериальная оценка, комплексный показатель качества, критерии, количество здоровья.

В современном мире, наряду с ускорением ритма жизни ухудшается экологическая обстановка, у людей всё чаще наблюдаются эмоциональные срывы, физические и психические расстройства. Полноценный отдых, досуг играет огромную роль, поскольку создает в жизни современного человека необходимый баланс и гармонию, помогает получить новый заряд энергии. Именно поэтому в современном обществе возникает острая потребность в правильной организации досуга, так как свободное время людей важнейшая социальная сфера, требующая государственной поддержки и правильной организации. От того, как организован досуг, зависит морально-психологический климат в обществе, культурный уровень данного общества, физическое и нравственное здоровье данного общества. Анимационная, т. е. досуговая деятельность человека, прежде всего, связана с рекреацией. К основным социальным функциям организации спортивно-оздоровительной анимации (СОА) относятся: адаптация человека к изменениям в современном обществе; оздоровление и формирование здорового образа жизни; рекреационные аспекты организации досуга и т. д. Спортивно-оздоровительная анимация, наряду с обеспечением традиционных анимационных функций - рекреации, развлечения, отвлечения и обеспечения познавательно-эстетических потребностей, призвана выполнять следующие функции: развитие и укрепление здоровья отдыхающих, развитие их личностных компетенций и удовлетворение потребности в самоопределении (самореализации).

Спортивно-оздоровительная анимация охватывает все возрастные группы населения страны, включая детей, школьников, студентов, инвалидов и т. д.; является наиболее эффективной системой, компенсирующей негативные последствия городской среды обитания; является школой адаптации населения к возникающим стрессовым ситуациям. Процесс социализации в данном контексте включает 2 плана действий: 1) адаптация к социуму, функционирующая преимущественно на врожденном механизме саморегуляции человека и 2) самоопределение в социуме, определение своего места, а в нём посредством осознанного отношения к происходящим событиям, принятие или отторжение их.

На психологическом уровне спортивно-оздоровительная анимация является средством развития таких важнейших для психического благополучия индивида качеств, как волевая саморегуляция, психологическая устойчивость, активность, вера в себя, сосредоточенность, способность и тяга к совершению усилий, умение терпеть трудности и лишения. Все эти качества составляют мощный ресурс стресс-толерантности, являются свидетельством зрелости человека, а также составной частью адаптационного потенциала личности.

На социальном уровне спортивно-оздоровительная анимация способствует становлению новой социальной идентичности личности и тем самым является фактором укрепления её устойчивости. Освоение новых социальных ролей, развитие коммуникабельности, коллективизма и умения работать на групповой результат - вот те преимущества, которые можно получить, приобретая услугу спортивно-оздоровительной анимации. Все это позволяет признать спортивно-оздоровительную анимацию важнейшим направлением досуговой деятельности.

К основным социальным функциям организации спортивно-оздоровительной анимации относятся: адаптация человека к изменениям в современном обществе; оздоровление и формирование здорового образа жизни; рекреационные аспекты организации досуга. Анализ развития и других компонентов спортивно-оздоровительной анимации позволяет сделать вывод, что спортивно-оздоровительная анимация - это, прежде всего, здоровый образ жизни человека.

СОА, как и другие разновидности анимации, представляет как комплекс досуговых услуг, так и комплекс услуг физкультурного профиля. В настоящее время в этой области существует ряд проблем: при организации СОА не всегда уделяется должное внимание содержанию и качеству анимационных программ; не проработаны соответствующие методики организации программ,

что делает их менее привлекательными либо побуждает людей самостоятельно организовывать свой досуг, причем, не всегда с пользой. Следующая проблема - отсутствие квалифицированных специалистов.

В настоящее время специалистов по спортивно-оздоровительной анимации немного, в основном они приходят в анимацию из двух профессиональных сфер: профессиональные спортсмены (тренеры, инструкторы) и профессиональные менеджеры-аниматоры. Обоим необходимо получить специальную подготовку по ряду дисциплин. Первым необходимо получить специальную подготовку по анимации, основам режиссуры, организационному менеджменту, социальной психологии. Вторым - по теории физической культуры и спорта, по физиологии тренировки, по методологическим особенностям построения тренировки в определенном виде спорта, а также по личной физической подготовленности. Все это требует достаточно серьезных усилий [1; 2].

Особую роль в становлении студента первого курса играет внеучебное направление, которое структурируется на следующие блоки: информационный, культурно-досуговый, здоровье сберегающий или здоровье формирующий, социально-психологический, профориентационный, познавательный. Социально-психологическая профессиональная адаптация. Профессиональная психологическая адаптация представляет собой единство адаптации индивида к физическим условиям профессиональной среды (психофизиологический аспект), адаптации субъекта деятельности к профессиональным задачам, орудиям труда, выполняемым операциям и т. д. (собственно профессиональный аспект) и адаптации личности к социальным компонентам профессиональной среды (социально-психологический аспект). Критериями социально-психологической адаптации могут служить отношение к организации (большая группа), отношение к малой группе, отношение к руководителю, удовлетворенность отношениями с сотрудниками. Общими показателями адаптированности являются удовлетворенность содержанием и условиями труда.

Процесс адаптации чрезвычайно динамичен. Его успех во многом зависит от целого ряда объективных и субъективных условий, функционального состояния, социального опыта, жизненной установки и др. Каждый человек по-разному относится к одним и тем же событиям, а один и тот же воздействующий стимул у разных людей может вызвать различную ответную реакцию. В этом и состоит индивидуальность человека. Однако можно выделить некоторый интервал ответных реакций индивида, который будет соответствовать представлению о психической норме, а также можно определить некоторый «интервал» отношений человека к тому или иному явлению, касающихся прежде всего категорий общечеловеческих ценностей, не выходящий за рамки общепринятых моральных норм. Степень соответствия этому «интервалу» психической и социально-нравственной нормативности и обеспечивает эффективность процесса социально-психологической адаптации, определяет личностный адаптационный потенциал, являющийся важнейшей интегральной характеристикой психического развития. Характеристику личностного потенциала адаптации можно получить, оценив уровень поведенческой регуляции, коммуникативные способности и уровень моральной нормативности.

Коммуникативные качества человека также являются одной из основных составляющих личностного адаптационного потенциала. Поскольку человек практически всегда находится в социальном окружении, его деятельность сопряжена с умением построить отношения с другими людьми. Коммуникативные возможности (или умение достигнуть контакта и взаимопонимания с окружающими) у каждого человека различны. Они определяются наличием опыта и потребности общения, а также уровнем конфликтности. Не менее важной стороной процесса адаптации является соблюдение моральных норм поведения, обеспечивающих способность адекватно воспринимать индивидом предлагаемую для него определенную социальную роль.

Один из важных проблемных аспектов инновационного образования - необходимость формирования и широкого применения в образовательной практике культуры многокритеоиаль-ной постановки и решения инновационных задач. Дело в том, что широко распространенная однокритериальная постановка, сводящаяся к поиску одного оптимального варианта, обладает серьезными методологическими и даже мировоззренчгскиои ограничениями. Именно многокритериальная постановка дает образное описание специфики инновационной деятелыгссто, способствует развитию обликового мышления и требует поиска компромиссов. Только многокритериальная постановка дает втз-можность интегральной оценки спортсмена и тренера.

Важнейшей особенностью процесса физического востт-тания является необходимость количественной оценки эффективности оздоровительных методик физического воспитания и здоровья в целом [3; 4]. Эффективность оздоровительной методики рассматривается на примере использования средствавие-тической гимнастики для студентов с астеническим синд-омое на основе анализа динамики функциональных показателей, показателей физического развития, физической подготовледввсвд, состояния здоровья и других показателей. Сравнение полученных результатов проводилось как внутри каждой из групо, тог т между ними; между исходными, промежуточными и конечными результатами двух лет обучения.

Проблема измерения уровня здоровья стала особенно актуальной в связи с проблемой выживания как отдельного чооооока, так и общества в целом. Традиционные методы оценки эффективности оздоровительных методик, разрабатываемых программ физической подготовки представляются недостаточными и практически непригодными для количественной оценки здоровья обследуемых. Решение данной задачи невозможно без разработки теории и практики количественной оценки здоровья (измерения «количества» здоровья). Причем существенным моментом является освоение технологии измерения и оценки не только врачами и тренерами, но и отдельным человеком (спортсменом).

Создание соответствующего математического аппарата является основной и достаточно сложной проблемой. Прежде всего, это разнородность информации, поступающей в результате от комплекса тестов. Часть информации носит объективный характер (результат измерения соответствующими приборами), а часть - субъективный (результат тестов, представленный, например, по 3 - 4-балльной шкале). Ниже приводится в сокращенном виде технология интегральной оценки (количественной) здоровья и эффективности оздоровительной методики.

Под комплексным показателем качества Z понимается числовая безразмерная неотрицательная величина, изменяющаяся в диапазоне [0;1] и принимающая значения 1; 0,5 и 0 (по 3-балльной шкале). Показатель качества - составной показатель, являющийся функцией ряда параметров, прямо или косвенно определяющих интегральное качество объекта (явления). При необходимости возможно использование другой шкалы (например, пятибалльной или стобалльной). Переход к другой шкали производится путем умножения показателя на постоянную вели -чину. Исходные параметры, определяющие здоровье, могут быть подразделены:

- на глобальные и локальные - по степени влияния на показатель качества;

- на объективные и субъективные - по характеру информации их определяющей.

Глобальными мы будем называть параметры Х = (Х1, Х2, ..., Хп)), выход которых за определенные границы приводит к полной потере качества (до нуля), выход за границы одного локального показателя приводит к частичной потере и уменьшению. Глобальными могут быть как простые, так и комплексные параметры, зависящие от нескольких локальных параметров:

Хi=Xi(x1i, х2^..хш).

Для определения комплексного (интегрального) показателя необходимы следующие исходные данные:

• перечень глобальных и локальных параметров, опреде-ляющихпоказатель;

• локальные параметры, объединенные в группы, каждой их которых должен быть сопоставлен комплексный глобальный параметр. Каждому из локальных параметров должен быпьпри-своен весовой коэффициент, определяющий вклад локального параметра в комплексный глобальный параметр;

• для субъективных параметров, определяемых по лингвистической шкале (например, «хорошо», «удовлетворительно»,

«оезсачеоельсыо варсшовся»итп,),долсныСе1сьоадасы сои-ски иеоиегвисеесвскоо знтссниС.ттаоже соответствующие им есвзсвыо всачосея во^тжеп^с^т^о[о;1];

• для ка^.^с^гис^^ъоетиае^ояраметра (лодольногсоисло-оальсого Х- еелжяы бытт ооданы ; зяасояяя (ся урятняо 1; й^; 0).

Роскелскв ^зсыт оосометсы тзмористса оо °азтеооым шкаломв [^^свыв^^ени еаxвизмeнтюыcяиpaзъиесоlxъсaпa-зооос, цолвсвтбpaзты ъывисcес ио з сднеос пня1л 0оаоязшежн ым нормироватныс — еемеооыо (глoбaлонымЪилoдaжьеым о пт-тем озс^цю по^иоозснсо.

Критерии. Цeльюсоlчиcлтедя фесериев овдтютcе сг^сеи-ченис сарао1втоов з дисотеове [0; ев К^евеи К1 атляоысо зе-линейными гладкимсфанлцеями парамесоов.

0риос°зи сриееогаот знотевив:

• е - всы ислеоов исе сооклетeъчзые волалиедx оииеыосн( ссз^о иоз)лс1лстч;

• зов д пчв теоеeс ои причвджоного пapчолчеч, девиом T,Ъ;

• 1- осо океоeнсик приочденоиго дaрзо1втлн, вс^оые тот п|зевышолщсо °т

Как и параметры, определяющие показатель качества, кри-тории мo1д1- жс|1-о aюктосоымг и mчГоъпaыдв. ИтегсзтьвС очкч-затель вычисляется как функция от глобальных критериев. Для ооЛесaтивнте то^джфов фетерти човиодоют с ие чсслосымв значениями, измеренными по числовой шкале в диапазоне [0; 1].

Кpеоччси вытводоютччпв норми^ванным значениям параметров путем нелинейного преобразования:

- длоклеочлллоlе призо^го

K., =

(

0

1 - cos 7iYi

2 1

А"

■ длял окальных крите-гее

0 о v

1 - cos уу

K =

при Y < 0, при 0 Y < Y 1, при Yi > 1;

при y < 0, при 0 Y y Y1, при y > 1,

(1)

^v /

где парамлта пьи (ьпряеиляетая из дсловле

in(i - yYe.(05)) j

у = (1- -

ln2

- для глобальных критериев;

-)-1 =(у 0,693 ln(0-yY.(0b0) -

(3)

mt б (1 - ln(1 . ^V б (1 - 0,693ln(1 - яу(ол))

In 2

- для локальных критериев.

(4)

Для каждой группылокклрных критепиовопределлетиягля-еальныйкритерипе»тем линейной с вертки:

ЛмО г

К = Ь 0 + 1ЬА,

И (яд

где Ьу - весовые коэф ф ициенты , определяющие вклад каж-дяооиг -ев ялкаян^яьк критпеиев Ыый пыеппы я гяобальиел кри-терий Ю, bi0 - значение глобального критерия К при нулевых заачьликл ппеп фвтеорев ¡аП ыяпипып. Сяыма лыыеи весыплю кяиф-фициентов критериев, принадлежащих к одной группе, должна Леогь ытропе 1а

Mi

v/i^j^1.

J б0

Определение комплексного показателя здоровья. Комплексный показатель здоровья принимает значение 1 в том и только в том случае, если значения всех глобальных критериев равно 1; принимает значение 0 в том случае, если значение хотя бы одного локального критерия равно 0; если значение одного из критериев приближается к нулю, комплексный показатель здоровья определяется в основном этим критери- Z = ем. Комплексный показатель здоровья рассчитывается по формуле

(

M

N

S KM

(6)

где N -числоглобальныхкритериев.

На основании предложенной технологии определения эффективности оздоровительной методики и здоровья разработана соответствующая программа. С помощью данной программы удается получить интегральную оценку эффективности методики на любом этапе, а также соответствующий количественный уровень здоровья.

Более подробно эта программа изложена авторами П.В. Сербой, В.А.Таран [5].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Библиографический список

1. Bасильева G.G., Правдина Л.Р. Психотерапевтические ресурсыфизическойкультуры. Вестник РГУ.2000.

2. Bасильева G.G., Правдина Л.Р Aктивный туризм - возможный путь комплексного оздоровления человека. Психология и психотерапия: материалы 3-ейBсероссийскойконференции.Санкт-Петербург, 2001.

3. Глушенко A.A, Таран B.A. Инструментальное обеспечение процесса физического воспитания. Москва: MПA-ПРЕСС, 2004; Часть I.

4. Глушенко A.A., Таран B.A. Инструментальное обеспечение процесса физического воспитания.Москва: MПA-ПРЕСС, 2004; Часть II.

5. Серба П^., Таран B.A. Свидетельство об официальной регистрации программы ЭBM № 2006611218. Программа комплексной оценки состояния здоровья человека.

References

1. Vasil'eva O.S., Pravdina L.R. Psihoterapevticheskie resursy fizicheskojkul'tury. VestnikPGU. 2000.

2. Vasil'eva O.S., Pravdina L.R. Aktivnyj turizm - vozmozhnyj put' kompleksnogo ozdorovleniya cheloveka.Psiho/ogiya ipsihoterapiya: materialy 3-ej Vserossijskoj konferencii.Sankt-Peterburg,2001.

3. Glushenko A.A, Taran V.A. Instrumenta/'noe obespechenie processa fizicheskogo vospitaniya. Moskva: MPA-PRESS, 2004; Chast' I.

4. Glushenko A.A., Taran V.A. Instrumenta/'noe obespechenie processa fizicheskogo vospitaniya.Moskva: MPA-PRESS, 2004; Chast' II.

5. Serba P.V., Taran V.A. Svidetel'stvo ob oficial'noj registracii programmy 'EVM № 2006611218. Programma komp/eksnojocenkisostoyaniya zdorov'ya che/oveka.

Статья поступила в редакцию 05.05.16

УДК-371

Yusupkhadzhieva T.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia),

E-mail: [email protected]

ACTUAL APPROACHES TO REALIZATION OF WORK EDUCATION IN MODERN ELEMENTARY SCHOOL. In the article some modern approaches of work-based education within the plan of realization of Federal State Educational Standard have been considered. Work-based education was and will always be the main condition of human life, the most important means of self-affirmation and self-expression of an individual. Labor Work education has to be one of the priority directions of school today and the approach to it has to be both serious, and interesting. In the modern educational system a term "universal educational action" is new and means what from generation in generation elementary school tries to develop at younger school students. The changes in education that happen in connection with the introduction of the new standards, the modern priorities of the social development of the society shift focus to the training based on work activities. Irrespective of the type of economy in a country, work is and will be the main condition of activity of the person, the most important means of self-affirmation and his self-expression.

Key words: labor education, system and activity character, flow chart of a lesson, personal, metasubject and subject results.

Т.В. Юсупхаджиева, канд. пед. наук, доц., Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный,

E-mail: [email protected]

АКТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К РЕАЛИЗАЦИИ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В статье были рассмотрены современные подходы трудового воспитания в рамках реализации ФГОС. Трудовое воспитание было и должно быть сегодня одним из приоритетных направлений школы и подход к нему должен быть сколь серьёзным, столь и интересным. В современной системе образования термин «универсальные учебные действия» является новым и означает то, что из поколения в поколение начальная школа старается развивать у младших школьников. Изменения в сфере образования, в связи с введением новых стандартов, современных приоритетов социального развития общества смещают акценты трудового обучения. Но независимо от типа экономики труд был, есть и будет главным условием жизнедеятельности человека, важнейшим средством самоутверждения и самовыражения его как личности.

Ключевые слова: трудовое воспитание, системно-деятельностный характер, технологическая карта урока, личностные, метапредметные и предметные результаты.

Выдвигая новые педагогические проблемы, каждый этап развития человечества по-иному ставит те, которые исследовались ранее. К таким принадлежит и проблема трудового воспитания младших школьников. В начале третьего тысячелетия понятие «трудовое воспитание младших школьников» насыщается качественно новым содержанием. Оно тесно связано с лич-ностно ориентированным и развивающим обучением, вопросами социализации личности ребенка и т. д. Содержательные приоритеты современного образования обозначены национальной

инициативой «Наша новая школа» «Модель развития образования 2020», в Федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения. Новый шаг в образовании, это введение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) общего образования второго поколения [1]. Системно-деятельностный характер есть отличительная особенность нового стандарта, ставящая главной целью развитие личности школьника. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде зна-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.