Научная статья на тему 'Принципы организации и функционирования анимационной деятельности в системе образования, воспитания и организации досуга детей'

Принципы организации и функционирования анимационной деятельности в системе образования, воспитания и организации досуга детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
343
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Linguistica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АНИМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ / PRINCIPLES OF THE ORGANIZATION AND FUNCTIONING / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATION SYSTEM / ВОСПИТАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА ДЕТЕЙ / EDUCATION AND ORGANIZATION OF LEISURE OF CHILDREN / ГУМАНИЗАЦИЯ / HUMANIZATION / ДЕМОКРАТИЗМ / КУЛЬТУРОСООБРАЗНОСТЬ / ИНТЕРАКТИВНОСТЬ / INTERACTIVITY / ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ / FEEDBACK / НАУЧНОСТЬ / ЦЕЛОСТНОСТЬ / INTEGRITY / ANIMATION ACTIVITY / DEMOCRATISM / CONFORMITY TO CULTURE / SCIENTIFIC CHARACTER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Позднякова Ульяна Сергеевна

Данная статья посвящена исследованию принципов организации и функционирования анимационной деятельности в системе образования, воспитания и организации досуга детей с использованием исторического, типологического, функционального, сравнительного и иных методов исследования. В работе дано авторское определение понятия принципа организации и функционирования анимационной деятельности в системе образования, воспитания и организации досуга детей, проведена их классификация, в частности выделены следующие принципы: 1) гуманизации и демократизма; 2) культуросообразности; 3) интерактивности и обратной связи; 4) научности; 5) целостности, непрерывности и последовательности в осуществлении; 6) открытости и вариативности; 7) индивидуации, индивидуальной обусловленности и развивающего потенциала; 8) рефлексивности и экзистенциального анализа; 9) сочетания развлечения и увлечения (личной активности); 10) сочетания профессионализма и эффективности (результативности) в деятельности аниматоров с уровнем их этичности. Автором проведен анализ каждого из вышеназванных принципов анимационной деятельности с увастием детей, разработаны рекомендации по их совершенствованию и развитию в системе образования, воспитания и организации досуга подрастающего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Позднякова Ульяна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The principles of the organization and functioning of animation activity in an education system, education and the organization of leisure of children

This article is devoted to research of the principles of the organization and functioning of animation activity in an education system, education and the organization of leisure of children with use historical, typological, functional, comparative and other methods of research. In work author''s definition of concept of the principle of the organization and functioning of animation activity in an education system, education and the organization of leisure of children is given, classification is carried out them, in particular the following principles are allocated: 1) humanization and democratism; 2) conformity to culture; 3) interactivity and feedback; 4) scientific character; 5) integrity, continuity and sequences in implementation; 6) openness and variability; 7) individuation, individual conditionality and the developing potential; 8) reflexivity and existential analysis; 9) entertainment and hobby combinations (personal activity); 10) professionalism and efficiency (productivity) combinations in activity of animators with level of their ethics. The author carried out the analysis of each of the above-named principles of animation activity with uvastiy children, recommendations about their improvement and development in an education system, education and the organization of leisure of younger generation are developed.

Текст научной работы на тему «Принципы организации и функционирования анимационной деятельности в системе образования, воспитания и организации досуга детей»

-►

Вопросы психологии

УДК 379.82

У.С. Позднякова

принципы организации и функционирования анимационной деятельности в системе образования,

ВОСПИТАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА ДЕТЕЙ

ПОЗДНЯКОВА Ульяна Сергеевна — преподаватель, аспирант кафедры спортивной режиссуры Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма.

Россия, 350015, г. Краснодар, ул. Буденного, 161

e-mail: niipgergo2009@mail.ru

Аннотация

Статья посвящена исследованию принципов организации и функционирования анимационной деятельности в системе образования, воспитания и организации досуга детей с использованием исторического, типологического, функционального, сравнительного и иных методов исследования. Дано авторское определение этого понятия. Проведена классификация принципов, в частности выделены следующие из них: 1) гуманизации и демократизма; 2) культуросообразности; 3) интерактивности и обратной связи; 4) научности; 5) целостности, непрерывности и последовательности в осуществлении; 6) открытости и вариативности; 7) индивидуации, индивидуальной обусловленности и развивающего потенциала; 8) рефлексивности и экзистенциального анализа; 9) сочетания развлечения и увлечения (личной активности); 10) сочетания профессионализма и эффективности (результативности) в деятельности аниматоров с уровнем их этичности. Проведен анализ каждого из вышеназванных принципов анимационной деятельности с участием детей, разработаны рекомендации по их совершенствованию и развитию в системе образования, воспитания и организации досуга подрастающего поколения.

Ключевые слова

АНИМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ; ОБРАЗОВАНИЕ; ВОСПИТАНИЕ; ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГА.

В основе организации и функционирования анимационной деятельности в системе образования, воспитания и организации досуга детей лежит определенная совокупность принципов — отправных начал, идей, требований и правил поведения, которые, будучи взаимосвязанными и взаимообусловленными,

придают анимации целенаправленность, целостность и единство, являясь необходимым условием ее эффективного осуществления как разновидности психолого-педагогической деятельности человека.

Под принципами в русском языке принято понимать: основные начала, на которых

построено что-нибудь (какая-нибудь научная система, теория, политика, устройство и т. п.); убеждения, точки зрения, правила поведения [1, с. 795]; основные особенности в устройстве [2]. В свою очередь, под принципами организации и функционирования анимационной деятельности в системе образования, воспитания и организации досуга детей следует понимать наиболее важные, ключевые убеждения, точки зрения и идеи, лежащие в основе построения и осуществления анимации, раскрывающие ее сущность как разновидности психолого-педагогической деятельности человека, социально-культурное содержание и назначение, основные цели и задачи.

Представляется, что принципы организации и функционирования анимационной деятельности в системе образования, воспитания и организации досуга детей обладают следующими признаками: 1) отражают наиболее важные и существенные закономерности организации и осуществления анимации как разновидности психолого-педагогической деятельности человека; 2) носят всеобъемлющий характер при регулировании анимационной деятельности в системе образования, воспитания и досуга детей; 3) рассчитаны на длительный характер применения, так как отражают наиболее устойчивые закономерности в организации и функционировании анимации; 4) служат це-леполагающим ориентиром в практической деятельности аниматоров.

Некоторые из данных принципов закреплены в международных правовых документах, действующем законодательстве, определены в отдельных подзаконных актах органов государственной власти и местного самоуправления, программах развития системы образования, воспитания и организации досуга молодежи в нашей стране (такие, например, как гуманизации и демократизма; культуросообразности; научности) [3]. Другие разработаны, исследованы и опробованы на практике в различных образовательных и культурно-воспитательных теориях, школах и направлениях (к ним относятся, например, принципы интерактивности и обратной связи, индивидуации и развивающего потенциала, рефлексивности и экзистенциального анализа) [4, с. 14; 5]. Свое развитие они получают в практической деятельности учреждений, предприятий и организаций, отдельных

специалистов-аниматоров, осуществляющих анимационную деятельность в системе образования, воспитания и организации досуга детей.

К числу основных принципов организации и функционирования анимационной деятельности в системе образования, воспитания и организации досуга детей можно отнести следующие: 1) гуманизации и демократизма; 2) культуросообразности; 3) интерактивности и обратной связи; 4) научности; 5) целостности, непрерывности и последовательности в осуществлении; 6) открытости и вариативности; 7) индивидуации, индивидуальной обусловленности и развивающего потенциала; 8) рефлексивности и экзистенциального анализа; 9) сочетания развлечения и увлечения (личной активности); 10) сочетания профессионализма и эффективности (результативности) в деятельности аниматоров с уровнем их этичности.

Рассмотрим каждый из вышеназванных принципов в их взаимосвязи и взаимообусловленности.

Принцип гуманизации и демократизма является основополагающим принципом организации и функционирования анимационной деятельности в системе образования, воспитания и организации досуга детей. Основы данного принципа, касающиеся поощрения и развития уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии, а также равноправия и самоопределения народов, были закреплены еще в Уставе ООН, являющемся основополагающим документом в формировании национальных правовых систем [6].

Понятие «гуманизм» (нем. Humanismus, фр. humanisme < лат. hömänus — человеческий; человечный, человеколюбивый) [7] означает прежде всего определенную совокупность взглядов, согласно которой человек признается особенной ценностью как личность, обладающая совокупностью прав и интересов (например, правом на счастье, здоровье, свободу, охрану и защиту жизни). Данный принцип в социальной педагогике и психологии предполагает рассмотрение сущности и содержания любой социокультурной деятельности (включая и анимационную) через призму основополагающих прав человека. По образному выражению Т. Б. Башкатовой, гуманизм как регулятивный принцип деятельности есть осознанная гуманность [8].

Представляется, что реализация принципа гуманизма в организации и функционировании анимационной деятельности в системе образования, воспитания и организации досуга детей сводится к следующим требованиям: а) использование анимационных воспитательных, образовательных и досуговых технологий должно осуществляться в интересах самого ребенка, способствуя его развитию и самосовершенствованию как полноценной личности; б) анимационные технологии должны в обязательном порядке содержать воспитательные меры, создающие условия наиболее полного соответствия возможностям и способностям ребенка и не допускающие процессов саморазрушения личности; в) гуманистический характер анимации предполагает как избегание чрезмерной опеки ребенка со стороны взрослых, так и пресечение вседозволенности детей при их самовыражении и самореализации, т. е. анимационные технологии должны представлять собой психологиче-ско-педагогическую модель, обеспечивающую контроль за максимальным самовыражением и самореализацией детей; г) гуманизация анимационной деятельности должна предполагать обеспечение уважения ребенка как личности со стороны аниматора и признания за ним его права быть самим собой; д) гуманизация предполагает обучение и подготовку ребенка к любым (даже жестким) жизненным ситуациям в целях обеспечения наиболее полного и целесообразного развития личности ребенка, его самореализации и воспитания.

Демократизм (от др.-греч. — народовластие, предполагающее использование метода коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса [9]) в организации и функционировании анимационной деятельности в системе образования, воспитания и организации досуга детей, в свою очередь, предполагает, с одной стороны, обеспечение максимального участия детей в проводимых анимационных мероприятиях, а с другой — признание их прав как равноправных соучастников и творцов в анимационной деятельности. Это позволяет повысить социально-культурную активность детей и стимулирует их к творческой деятельности, так как ребенок является, по образному выражению Н.Н. Ярошенко, активным, интенциональным, стремящимся к самоактуализации, творческим существом [10].

Для реализации принципа демократизма в анимационной деятельности необходимо поощрять такие ее формы и методы, которые предполагают активное деятельное участие детей, их сотворчество (совместное с аниматорами), что позволит не только реализовать творческий и культурный потенциал ребенка, но и привить ему в раннем возрасте навыки различных видов социокультурной деятельности, приучить к самооценке ее результатов.

Принцип культуросообразности в организации и функционировании анимации с участием детей предполагает обязательную привязку технологий анимационной деятельности к среде жизнедеятельности детей как объектов анимации. Данный принцип, сформулированный еще А. Дистервегом, означал организацию учебно-воспитательного процесса с учетом определенной внешней (нормы морали, быта, потребления), внутренней (духовная жизнь человека) и общественной (социальные отношения и национальная культура) культуры, в которой рожден и проживает ребенок [11].

Реализация принципа культуросообраз-ности в анимационных технологиях в системе образования, воспитания и организации досуга детей должна включать в себя ряд обязательных требований: а) анимационная деятельность должна преследовать цель по приобщению ребенка к его национальной (народной) культуре и усвоению менталитета, характерного для среды его жизнедеятельности (это позволит ребенку стать активным и полноправным членом гражданского общества, воспитает его в духе патриотизма, любви к Родине, уважения к культуре, традициям своей страны и народа); б) при использовании воспитательных анимационных технологий приоритет должен отдаваться своеобразию родного воспитания, возможностей народной мудрости (национального языка, местных традиций и обычаев, особенностей местности проживания); в) анимационная деятельность должна осуществляться на родном языке ребенка как средстве его социального воспитания (например, в анимационную модель следует включать народные сказки, предания, сказания, иные литературные и культурно-творческие памятники родной среды обитания ребенка); г) культуросообразность в анимации предполагает активный культурный обмен и взаимное обогащение местной культу-

ры и культурных возможностей среды обитания с мировой культурной сокровищницей, ее духовными, культурно-образовательными и культурно-творческими ценностями.

Принцип интерактивности и обратной связи имеет важное значение в анимационной деятельности в системе образования, воспитания и организации досуга детей. Интерактивность (от англ. interaction — взаимодействие) представляет собой понятие, раскрывающее характер и степень взаимодействия между объектами, являющееся принципом организации системы, при котором цель достигается информационным обменом элементов этой системы [12]. Интерактивность в анимации предполагает, что и аниматор, как объект анимационной деятельности, и дети, как ее субъекты, находятся в постоянном информационном взаимодействии. Причем данное взаимодействие носит избирательный и добровольный характер со стороны детей. Аниматор (особенно в групповых занятиях) должен давать ценностные установки, побуждать детей к активному общению в группе между собой и с аниматором, создавая условия для свободного и непринужденного информационного обмена участников анимационного мероприятия с целью раскрытия творческого, образовательного и культурного потенциала детей, их самореализации, создания условий для самообразования, творчества, повышения у ребенка личной самооценки и степени мотивации к конструктивной деятельности при одновременном снятии психофизиологического напряжения, максимальной релаксации.

Важное значение при данном информационном обмене имеет обратная связь между аниматором и детьми, которая предполагает со стороны аниматора постоянный анализ информации, поступающей от ребенка, адаптацию аниматором используемых анимационных технологий в зависимости от степени включенности ребенка в данный процесс, его влеченности, заинтересованности, степени внимания к происходящему (уровня данной обратной связи), его возможностей, способностей (культурно-образовательного и творческого потенциала).

Принцип научности в анимационой деятельности с участием детей предполагает, что данная деятельность должна отвечать ряду обязательных требований: а) соответствовать современным достижениям педагогической и

психологической науки (как сферы человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности [13]), по образному выражению Т.И. Гальпериной [14], гуманитаризировать, психологизировать, культурологизировать, технологизировать предоставляемую информацию, при этом любые упрощения научных положений не должны искажать их научной сущности, так как получаемые в детстве познания окружающей действительности, закономерностей в ее организации и деятельности должны в более взрослом возрасте обогащаться и дополняться, а не отвергаться; б) знакомить детей с наибольшим количеством различных взглядов, концепций, теорий, гипотез, вооружая их в доступной форме современными методами и приемами научного исследования, включая их в процесс самостоятельного исследования проблем и поиска путей их решения (самообразования, творчества, реализации полученных знаний на практике); в) опровергать наиболее расространенные заблуждения, точки зрения, теории, мнения, имеющие лженаучный, необоснованный характер; г) не только давать толкование различным явлениям окружающей действительности, но и различным научным точкам зрения (теориям, концепциям, гипотезам) на них; д) формировать посредством образовательных, культурно-воспитательных, творческих и досуговых технологий у ребенка целостное восприятие окружающего мира и научное мировоззрение.

Принцип целостности, непрерывности и последовательности в осуществлении анимационной деятельности в системе образования, досуга и воспитания детей включает в себя ряд требований.

Прежде всего, все виды анимационной деятельности с участием детей должны быть связаны между собой, отвечать признакам организационного единства, структурной и системной целостности. Как отмечает А.С. Кусков, анимация представляет собой целостный процесс взаимодействия на основе соединения формального руководства и неформального лидерства специалиста, осуществляющего взаимодействие. В результате такого взаимодействия удовлетворяются релаксационно-оздоровительные, культурно-творческие, образовательные потребности и интересы участников данного про-

цесса, создаются условия для формирования социально активной личности, способной к преобразованию окружающей действительности и себя в ней. Данный технологический процесс представляет собой целостную систему, в которой взаимодействуют все компоненты [15]. Действительно, в противном случае формируемое у ребенка мировоззрение не будет носить целостного характера, что сделает его неустойчивым к негативному психофизиологическому воздействию, будет способствовать появлению у него девиантного [16] и делинквентного поведения.

Последовательность в анимационной деятельности, в свою очередь, предполагает включение ребенка в нее поэтапно, путем освоения на каждом этапе новых видов и форм анимационной деятельности, закрепления у ребенка умений и знаний, соответствующих данному этапу, прибретения опыта. Непрерывность анимационной деятельности предполагает, что в процессе ее осуществления аниматор должен стремиться к достижению поставленных целей в максимально короткие сроки с учетом способностей и возможностей детей. По мнению П.Г. Щедровицкого, непрерывность в данном случае означает предоставление каждому своей возможной траектории (пространства) движения, сферы инициативы и ответственности [17, с. 25-26].

Принцип открытости и вариативности анимационной деятельности в системе образования, воспитания и организации досуга детей предполагает, прежде всего, что анимация, как и любая другая психолого-педагогическая деятельность, должна обеспечивать постоянный информационный обмен между самой анимационной деятельностью и внешней культурно-образовательной и творческо-досуговой средой. Как точно отметил В.И. Беляев, открытость образовательной системы означает ее прочную связь с жизнью, возможность адаптировать все новое, что появляется в теории и практике. Можно сказать, что в широком смысле слова она является главным условием существования любой образовательной системы в социально-историческом времени и пространстве [18]. Однако открытость анимационной деятельности означает и обеспечение постоянного контроля со стороны общества и государства за качеством предоставляемых анимационных услуг, недопу-

щением использования технологий, препятствующих развитию ребенка как самостоятельной творческой личности, формированию его мировоззрения.

Вариативность в анимации с участием детей предполагает, с одной стороны, необходимость использования широкой выборки вариантов педагогического, культурно-творческого и до-сугового воздействия на ребенка, а с другой -выбор индивидуального варианта для каждого ребенка в зависимости от уровня его развития, потенциала, включенности в деятельность, особенностей характера и т. д. Так, по мнению М.А. Бодряшкиной, вариативность в образовательном процессе изменяет качественную характеристику образовательной среды. Она становится адаптивной, коммуникативной, технологичной, информативной, рефлексивной, здоровьесберегающей, что создает большие возможности развития всем субъектам образовательного процесса [19, с. 5-6].

Индивидуация, индивидуальная обусловленность и развивающий потенциал как принцип организации и функционирования анимационной деятельности в системе образования, воспитания и организации досуга детей предполагает выделение индивидуальных особенностей каждого ребенка с целью максимально полного развития его культурно-творческих способностей, быстрого овладения знаниями, навыками, опытом.

В основе данного принципа лежит концепция, согласно которой любой человек уникален, у него особый внутренний индивидуальный мир, со своими способностями и возможностями, достоинствами и недостатками. Как отмечает Г.А. Колесникова, в процессе социальной индивидуации вся совокупность иррациональных составляющих личности гармонизируется в единую систему [20] и у человека формируется мировоззрение. В то же время процесс ин-дивидуации означает и постоянную необходимость становления и развития личности самого аниматора, предполагает выявление его предназначения. По мнению Л.В. Тарасова, именно духовные процессы личности придают социокультурным аниматорам наибольшую способность влиять на окружающих, становиться факторами развития других, вести за собой, вовлекая в общественно полезную деятельность. И для развития социокультурного ли-

дерства аниматора ему важно актуализировать процесс индивидуации, в котором личность проходит сложные этапы самоуглубления, самоактуализации и достигает высокого уровня личностного развития, социальной успешности, позволяющей уверенно лидировать в той или иной сфере деятельности [21, с. 20].

Таким образом, в анимационной работе с конкретным ребенком необходимы особый подход, технологии социально-педагогической деятельности, которые смогут максимально раскрыть его индивидуальный социокультурный потенциал в развитии и воспитании.

Реализация принципа индивидуации, индивидуальной обусловленности и развивающего потенциала в анимации с участием детей предполагает выполнение ряда требований: а) необходимо до начала анимационной работы узнать как всю группу детей, так и индивидуальные особенности каждого ребенка (при этом большое значение имеет личный опыт аниматора, его способность при первой же встрече максимально исследовать каждого ребенка и выстроить индивидуальную модель анимационного психолого-педагогического и культурно-досугового воздействия); б) в непосредственно анимационном мероприятии должен присутствовать первый этап, предполагающий взаимную адаптацию детей и аниматора как к друг другу, так и к будущей совместной психолого-педагогической и культурно-досу-говой деятельности; в) процесс осуществления анимационной деятельности должен носить гибкий характер, аниматор должен корректировать свои технологии, опираясь на динамику изменений в общении с детьми, их восприятие происходящего.

Принцип рефлексивности и экзистенциального анализа в анимационной деятельности с детьми предполагает: а) такое построение анимационных мероприятий, при котором обеспечивается осмысление ребенком прожитого опыта анимационной деятельности, его адаптация к меняющимся условиям ее осуществления, а также совершенствование различных видов самой анимационной деятельности (рефлексивный аспект анимации) [5]; б) акцентирование внимания аниматора на индивидуальных особенностях ребенка, его уникальности, разработку для каждого ребенка индивидуальной модели преодоления своих недостатков для бо-

лее полной реализации своего культурно-творческого, образовательного и досугового потенциала (экзистенциальный аспект анимации).

Как справедливо отмечает Л.В. Тарасов, экзистенциальный анализ позволяет рассматривать все события как феномены сознания и осмысливать их не только в причинно-следственной, но и в смысловой перекрестной связи, анализировать экзистенциальные встречи собственной жизни [21].

Внедрение экзистенциального аспекта в анимационную деятельность особенно важно при работе с детьми, имеющими проблемы в психолого-физиологическом развитии (например, с детьми-инвалидами) либо входящими в группу социального риска (с детьми-правонарушителями, преступниками), для оказания помощи данным категориям детей в познании ими самих себя, собственной уникальности и преодолении своих недостатков.

В свою очередь, рефлексия как техника осмысления ребенком своей мыслительной и практической деятельности позволяет расширить возможности ребенка по осознанию окружающей действительности, осмыслению обстоятельств, препятствующих в каждой жизненной ситуации в достижении поставленных целей и задач, что в итоге создает деятельный механизм развития мышления, сознания и деятельности в целом.

Сочетание развлечения и увлечения (личной активности) как принцип организации и функционирования анимационной деятельности в системе образования, воспитания и организации досуга детей предполагает использование в анимационных технологиях привлекательного характера развлекающей составляющей анимации в качестве мотивирующего средства, вовлекающего ребенка в данный вид деятельности, повышающего его личную активность, увлеченность анимационным мероприятием, что повышает его эффективность и результативность.

Как справедливо отмечает В.В. Рогачев, активность возрастает в случае достижения субъектом состояния включенности [22]. Это достигается непосредственным участием детей в анимационных мероприятиях, когда выполняемые ребенком действия, с одной стороны, приводят к удовлетворению его интересов и потребностей, включая потребности в межличностном общении, а с другой — позволяют

ребенку осознавать себя в качестве самостоятельной личности и субъекта межличностных отношений. Участвуя в анимационной деятельности и осознавая ее сходство с иными видами социальной деятельности, ребенок получает навык социальной адаптации в окружающее общество, самовыражения в нем в качестве личности, имеющей свое мировоззрение, позицию по различным аспектам общественной жизни и представляющей определенную социальную значимость.

Принцип сочетания профессионализма и эффективности (результативности) в деятельности аниматоров с уровнем их этичности представляет огромную практическую значимость, так как без достижения специалистами-аниматорами высокого профессионализма и соблюдения ими в своей деятельности соответствующих этических правил поведения невозможно достижение целей и задач анимационной деятельности в целом.

Профессия аниматора как специалиста, осуществляющего социокультурную деятельность, сравнительно молодая, но имеет огромную значимость в связи с тем, что связана непосредственно с педагогико-психологиче-ским и культурно-досуговым воздействием на подрастающее поколение. В настоящее время в отечественной научной и учебной литературе нет единого подхода в понимании профессионализма. Если рассматривать профессионализм через призму понятия «профессия» (лат. professio — официально указанное занятие, специальность, от profiteer — объявляю своим делом) как род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практи-

ческих навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работы [13], то становится очевидным, что при подборе аниматоров важно учитывать их профессиональную подготовленность (компетентность, умение и внутреннюю потребность в реализации своей компетенции при осуществлении анимационной деятельности) и накопленный опыт профессиональной деятельности. Учитывая специфику анимационной деятельности с детьми, недопустимо привлекать к работе специалистов-аниматоров, не имеющих опыта работы с детьми без участия специалистов, имеющих такой опыт, так как первые нуждаются в корректной помощи, поддержке и передаче опыта от вторых.

Огромное значение в работе аниматора наряду с профессионализмом имеет его добросовестное отношение к своему делу как проявление его моральных качеств. Аниматор, работающий с детьми, как никто иной занимающийся анимационной деятельностью связан в ней нормами профессиональной морали и этического долженствования, с одной стороны, и требованиями действующего законодательства, детально регулирующего требования к лицу, осуществляющему педагогическое, психологическое и культурное воздействие на детей, - с другой.

Представляется, что отсутствие в действующем законодательстве формализации профессии аниматора в системе образования, воспитания и организации досуга детей и, как следствие, незакрепленность системных требований к его профессиональному и морально-этическому уровню создают серьезные трудности в достижении эффективности и результативности анимационной деятельности.

список литературы

1. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка. М.: Буколика : РООССА, 2008.

2. ожегов С.И., шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1992.

3. об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12.2012. № 273-Ф3 // Рос. газ. 2012. 31 дек.

4. Плотникова В.С. Подготовка студентов к анимационно-педагогической деятельности в образовательном процессе вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Петрозаводск, 2013.

5. Петрова М.С. Анимационная деятельность как средство социального воспитания студентов вуза: дис. ... канд. пед. наук. Кострома, 2007. 187 с.

6. Устав Организации Объединенных Наций. URL: http://www.un.org/ru/documents/charter/ chapterLshtml.

7. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. М.: Эксмо, 2008. 944 с.

8. Башкатова Т.Б. Гуманизм как регулятивный принцип деятельности социально-гуманитарных организаций в России: дис. ... канд. социол. наук. Иркутск, 2007. 182 с.

9. Сироткин С.В. Демократия. М.: Звенья, 2001.

10. Ярошенко Н.Н. Социально-культурная анимация: учеб. пособие. Изд. 2-е, испр. и доп. М., 2004.

11. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики: учеб. пособие. М., 1998.

12. Электронный ресурс. URL: http://ru. wikipedia.org.

13. Большая советская энциклопедия. В 30 т. М.: Сов. энцикл., 1969-1978.

14. Гальперина Т.И. Содержание и методика анимационной подготовки студентов туристского вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Сходня, 2004.

15. Кусков А.С. Гостиничное дело: учеб. пособие. М.: Дашков и Ко, 2009. 328 с.

16. Моисеева М.Г. Педагогический потенциал социально-культурной анимации в профилактике девиантного поведения детей-сирот: автореф. дис. . канд. пед. наук. Тамбов, 2011. 26 с.

17. Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования (статьи и лекции). Рига, Изд-во пед. центра «Эксперимент», 1993.

18. Беляев В.И. Теоретические основы педагогической концепции С.Т. Шацкого // Педагогика. 1998. № 6. С. 79-80.

19. Бодряшкина М.А. Вариативный образовательный процесс как фактор развития образовательной среды урока: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2011.

20. Колесникова Г.А. Гармонизация иррациональных составляющих личности в процессе социальной индивидуации: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Ростов н/Д, 2005. 25 с.

21. Тарасов Л.В. Социокультурная анимация в XXI веке: концепция развития социально-поддерживающих гражданских инициатив в России: мо-ногр. М.: Русаки, 2012. 223 с.

22. Рогачев В.В. Педагогические условия включения старшеклассников в социальную деятельность: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ярославль, 1994.

U.S. Pozdnyakova

PRINCIPLES OF ORGANIzATION AND FUNCTIONING OF ANIMATION ACTIVITIES IN THE EDUCATION SYSTEM, EDUCATION AND the ORGANIzATION OF children's LEISURE

POZDNYAKOVA Ul'yana S. — Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism.

Budennogo ul., 161, Krasnodar, 350015, Russia

e-mail: niipgergo2009@mail.ru

Abstract

This article is devoted to research of the principles of the organization and functioning of animation activity in an education system, education and the organization of leisure of children with use historical, typological, functional, comparative and other methods of research. In work author's definition of concept of the principle of the organization and functioning of animation activity in an education system, education and the organization of leisure of children is given, classification is carried out them, in particular the following principles are allocated: 1) humanization and democratism; 2) conformity to culture; 3) interactivity and feedback; 4) scientific character; 5) integrity, continuity and sequences in implementation; 6) openness and variability; 7) individuation, individual conditionality and the developing potential; 8) reflexivity and existential analysis; 9) entertainment and hobby combinations (personal activity); 10) professionalism and efficiency (productivity) combinations in activity of animators with level of their ethics. The author carried out the analysis of each of the above-named principles of animation activity with uvastiy children, recommendations about their improvement and development in an education system, education and the organization of leisure of younger generation are developed.

Keywords

ANIMATION ACTIVITIES; PRINCIPLES OF ORGANIZATION AND FUNCTIONING; EDUCATION; ORGANIZATION OF LEISURE.

references

1. Ushakov D.N. Bol'shoj tolkovyj slovar' sovremen-nogo russkogo jazyka. Moscow, Bukolika, ROOSSA Publ., 2008. (In Russ.)

2. Ozhegov S.I., Shvedova N.Ju. Tolkovyj slovar' russkogo jazyka. Moscow, 1992. (In Russ.)

3. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012. № 273-FZ. Rossijskajagazeta, 2012, 31 Dec. (In Russ.)

4. Plotnikova V.S. Podgotovka studentov k anima-cionno-pedagogicheskoj dejatel'nosti v obrazovatel'nom processe vuza. Author's abstr. of cand. Diss. Petrozavodsk, 2013. (In Russ.)

5. Petrova M.S. Animacionnaja dejatel'nost' kak sredstvo social'nogo vospitanija studentov vuza. Cand. Diss. Kostroma, 2007. 187 p. (In Russ.)

6. Ustav Organizacii Obedinennyh Nacij. (In Russ.) Available at: http://www.un.org/ru/documents/charter/ chapter1.shtml.

7. Krysin L.P. Tolkovyj slovar' inojazychnyh slov. Moscow, Jeksmo Publ., 2008. 944 p. (In Russ.)

8. Bashkatova T.B. Gumanizm kak reguljativnyj princip dejatel'nosti social'no-gumanitarnyh organizacij v Rossii. Cand. Diss. Irkutsk, 2007. 182 p. (In Russ.)

9. Sirotkin S.V Demokratija. Moscow, Zven'ja Publ., 2001. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Jaroshenko N.N. Social'no-kul'turnaja anima-cija. Moscow, 2004. (In Russ.)

11. Dzhurinskij A.N. Istorija zarubezhnoj pedagogiki. Moscow, 1998. (In Russ.)

12. Available at: http://ru.wikipedia.org.

13. Bol'shaja sovetskaja jenciklopedija. In 30 vol. Moscow, Sovetskaja jenciklopedija Publ., 1969—1978. (In Russ.)

14. Gal'perina T.I. Soderzhanie i metodika anima-cionnoj podgotovki studentov turistskogo vuza. Author's abstr. of cand. Diss. Shodnja, 2004. (In Russ.)

15. Kuskov A.S. Gostinichnoe delo. Moscow, Dash-kov i Ko Publ., 2009. 328 p. (In Russ.)

16. Moiseeva M.G. Pedagogicheskij potencial soci-al'no-kul'turnoj animacii v profilaktike deviantnogo pove-denija detej-sirot. Author's abstr. of cand. Diss. Tambov, 2011. 26 p. (In Russ.)

17. Shhedrovickij P.G. Ocherki po filosofii obrazo-vanija (stat'i i lekcii). Riga, Ped. centr "Jeksperiment" Publ., 1993. (In Russ.)

18. Beljaev V.I. Teoreticheskie osnovy pedagogi-cheskoj koncepcii S.T. Shackogo. Pedagogika, 1998, no 6, pp. 79-80. (In Russ.)

19. Bodrjashkina M.A. Variativnyj obrazovatel'nyj process kak factor razvitija obrazovatel'noj sredy uroka. Author's abstr. of cand. Diss. Moscow, 2011. (In Russ.)

20. Kolesnikova G.A. Garmonizacija irracional'nyh sostavljajushhih lichnosti v processe social'noj individuacii. Author's abstr. of cand. Diss. Rostov-na-Donu, 2005. 25 p. (In Russ.)

21. Tarasov L.V Sociokul'turnaja animacija v XXI veke. Koncepcija razvitija social'no-podderzhivajushhih grazh-danskih iniciativ v Rossii. Moscow, Rusaki Publ., 2012. 223 p. (In Russ.)

22. Rogachev W Pedagogicheskie uslovija vklju-chenija starsheklassnikov v social'nuju dejatel'nost'. Author's abstr. of cand. Diss. Jaroslavl', 1994. (In Russ.)

© Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.