УДК 371: 379.8
ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
АНИМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ, ВОСПИТАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА ДЕТЕЙ
У. С.Позднякова
Статья посвящена исследованию принципов организации и функционирования анимационной деятельности в системе образования, воспитания и организации досуга детей с использованием исторического, типологического, функционального, сравнительного и иных методов исследования. В работе дано авторское определение понятия принципа организации и функционирования анимационной деятельности в системе образования, воспитания и организации досуга детей. Автором проведен анализ принципов анимационной деятельности с участием детей, проведена их классификация, разработаны рекомендации по их совершенствованию и развитию в системе образования, воспитания и организации досуга подрастающего поколения.
Ключевые слова: анимационная деятельность; принципы организации и функционирования; система образования, воспитания и организации досуга детей.
В основе организации и функционирования анимационной деятельности в системе образования, воспитания и организации досуга детей лежит определенная совокупность принципов - отправных начал, идей, требований и правил поведения - которые, взаимосвязанные и взаимообусловленные, придают анимации целенаправленность, целостность и единство, являясь необходимым условием ее эффективного осуществления как разновидности психолого-педагогической деятельности человека. Под принципами в русском языке принято понимать основные начала, на которых построено что-нибудь (какая-нибудь научная система, теория, политика, устройство и т.п.); убеждения, точки зрения, правила поведения [19]; основные особенности в устройстве [14]. В свою очередь, под принципами организации и функционирования анимационной деятельности в системе образования, воспитания и организации досуга детей следует считать наиболее важные, ключевые убеждения, точки зрения и идеи, лежащие в основе построения и осуществления анимации, раскрывающие ее сущность как разновидности психолого-педагогической деятельности человека, социально-культурное содержание и назначение, основные цели и задачи.
Представляется, что принципы организации и функционирования анимационной деятельности в системе образования, воспитания и организации досуга детей обладают следующими признаками: 1) отражают наиболее важные и существенные закономерности организации и осуществления анимации как разновидности психолого-педагогической деятельности человека; 2) носят всеобъемлющий характер при регулировании анимационной деятельности в системе образования, воспитания и досуга детей; 3) рассчитаны на длительный характер применения, так как отражают наиболее устойчивые закономерности в организации и функционировании анимации; 4) служат целеполагающим ориентиром в практической деятельности аниматоров.
Некоторые из данных принципов закреплены в международных правовых документах, действующем законодательстве, определены в отдельных подзаконных актах органов государственной власти и местного самоуправления, программах развития системы образования, воспитания и организации досуга молодежи в нашей стране Другие разработаны, исследованы и опробованы на практике в различных образовательных и культурно-воспитательных теориях, школах и направлениях. Свое развитие они получают в практической деятельности учреждений, предприятий и организаций, отдельных специалистов-аниматоров, осуществляющих анимационную деятельность в системе образования, воспитания и организации досуга детей. К числу основных принципов организации и функционирования анимационной деятельности в системе образования, воспитания и организации досуга детей можно отнести следующие: 1) гуманизации и демократизма; 2) культуросообразности; 3) интерактивности и обратной связи; 4) научности; 5) целостности, непрерывности и последовательности в осуществлении; 6) открытости и вариативности; 7) индивидуации, индивидуальной обусловленности и развивающего потенциала; 8) рефлексивности и экзистенциального анализа; 9) сочетания развлечения и увлечения (личной активности); 10) сочетания профессионализма и эффективности (результативности) в деятельности аниматоров с уровнем их этичности [13; 15].
Рассмотрим каждый из вышеназванных принципов в их взаимосвязи и взаимообусловленности.
Принцип гуманизации и демократизма является основополагающим принципом организации и функционирования анимационной деятельности в системе образования, воспитания и организации досуга детей. Основы данного принципа, касающиеся поощрения и развития уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии, а также равноправия и самоопределения народов, были закреплены еще в Уставе ООН, являющемся основополагающим документам в формировании национальных правовых систем [18].
Понятие «гуманизм» (нем. Humanismus, фр. humanisme < лат. hümänus человеческий; человечный, человеколюбивый) означает прежде всего определенную совокупность взглядов, согласно которой человек признается особенной ценностью как личность, обладающая совокупностью прав и интересов (например, правом на счастье, здоровье, свободу, охрану и защиту жизни [9]. Данный принцип в социальной педагогике и психологии предполагает рассмотрение сущности и соддержания любой социо-культурной деятельности (включая и анимационную) через призму основополагающих прав человека. По образному выражению Т.Б.Башкатовой, гуманизм, как регулятивный принцип деятельности, есть осознанная гуманность [1].
Представляется, что реализация принципа гуманизма в организации и функционирования анимационной деятельности в системе образования, воспитания и организации досуга детей сводится к следующим требованиям: во-первых, использование анимационных воспитательных, образовательных и досуговых технологий должно осуществляться в интересах самого ребенка, способствуя его развитию и самосовершенствованию как полноценной личности. Во-вторых, анимационные технологии должны в обязательном порядке содержать воспитательные меры, создающие условия наиболее полного соответствия возможностям и способностям ребенка и не допускающие процессов саморазрушения личности. В-третьих,
гуманистический характер анимации предполагает как избегания чрезмерной опеки ребенка со стороны взрослых, так и пресечение вседозволенности детей при их самовыражении и самореализации. То есть анимационные технологии должны представлять собой психологическо-педагогическую модель, обеспечивающую контроль за максимальным самовыражением и самореализацией детей. В-четвертых, гуманизация анимационной деятельности должна предполагать обеспечение уважения ребенка как личности со стороны аниматора и признания за ним его права быть самим собой; в-пятых, гуманизация предполагает обучение и подготовку ребенка к любым (даже жестким) жизненным ситуациям в целях обеспечения наиболее полного и целесообразного развития личности ребенка, его самореализации и воспитания.
Демократизм (от древнегреческого - народовластие, предполагающее использование метода коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса) [6] в организации и функционировании анимационной деятельности в системе образования, воспитания и организации досуга детей, в свою очередь, предполагает, с одной стороны, обеспечение максимального участия детей в проводимых анимационных мероприятиях, а с другой стороны, признание их прав как равноправных соучастников и творцов в анимационной деятельности. Это позволяет повысить социально-культурную активность детей и стимулирует их к творческой деятельности, так как ребенок является, по образному выражению Н.Н.Ярошенко, активным, интенциональным, стремящимся к самоактуализации, творческим существом [21].
Для реализации принципа демократизма в анимационной деятельности необходимо поощрять такие ее формы и методы, которые предполагают активное деятельное участие детей, их сотворчество (совместное с аниматорами), что позволит не только реализовать творческий и культурный потенциал ребенка, но и привить ему в раннем возрасте навыки различных видов социо-культурной деятельности, приучить к самооценке ее результатов.
Принцип культуросообразности в организации и функционировании анимации с участием детей предполагает обязательную привязку технологий анимационной деятельности к среде жизнедеятельности детей как объектов анимации. Данный принцип, сформулированный еще А.Дистервегом, означал организацию учебно-воспитательного процесса с учетом определенной внешней (нормы морали, быта, потребления), внутренней (духовная жизнь человека) и общественной (социальные отношения и национальная культура) культуры, в которой рожден и проживает ребенок [7].
Реализация принципа культуросообразности в анимационных технологиях в системе образования, воспитания и организации досуга детей должна включать в себя ряд обязательных требований: во-первых, анимационная деятельность должна преследовать цель по приобщению ребенка к его национальной (народной) культуре и усвоению менталитета, характерного для среды его жизнедеятельности (это позволит ребенку стать активным и полноправным членом гражданского общества, воспитает его в духе патриотизма, любви к Родине, уважения к культуре, традициям своей страны и народа); во-вторых, при использовании воспитательных анимационных технологий приоритет должен отдаваться своеобразию родного воспитания, возможностей народной мудрости (национального языка, местных традиций и обычаев, особенностей местности проживания); в-третьих, анимационная деятельность должна осуществляться на родном языке ребенка как средстве его социального воспитания (например, в анимационную модель следует включать народные сказки, предания, сказания, иные литературные и культурно-творческие памятники родной среды обитания ребенка); в-четвертых, культуросообразность в анимации предполагает активный культурный обмен и взаимное обогащение местной культуры и культурных возможностей среды обитания с мировой культурной сокровищницей, ее духовными, культурно-образовательными и культурно-творческими ценностями.
Принцип интерактивности и обратной связи имеет важное значение в анимационной деятельности в системе образования, воспитания и организации
досуга детей. Интерактивность (от англ. interaction - «взаимодействие») представляет собой понятие, которое раскрывает характер и степень взаимодействия между объектами, является принципом организации системы, при котором цель достигается информационным обменом элементов этой системы [11]. Интерактивность в анимации предполагает, что и аниматор как объект анимационной деятельности, и дети как ее субъекты, находятся в постоянном информационном взаимодействии. Причем данное взаимодействие носит избирательный и добровольный характер со стороны детей. Аниматор (особенно в групповых занятиях) должен давать ценностные установки, побуждать детей к активному общению в группе между собой и с аниматором, создавая условия для свободного и непринужденного информационного обмена участников анимационного мероприятия с целью раскрытия творческого, образовательного и культурного потенциала детей, их самореализации, создания условий для самообразования, творчества, повышения у ребенка личной самооценки и степени мотивации к конструктивной деятельности при одновременном снятии психофизиологического напряжения, максимальной релаксации. Важное значение при данном информационном обмене имеет обратная связь между аниматором и детьми, которая предполагает со стороны аниматора постоянный анализ информации, поступающей от ребенка, адаптацию аниматором используемых анимационных технологий в зависимости от степени включенности ребенка в данный процесс, его увлеченности, заинтересованности, степени внимания к происходящему (уровня данной обратной связи), его возможностей, способностей (культурно-образовательного и творческого потенциала).
Принцип научности в анимационой деятельности с участием детей предполагает, что данная деятельность должна отвечать ряду обязательных требований: во-первых, соответствовать современным достижениям педагогической и психологической науки (как сферы человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности) [4], по образному
выражению Т.И.Гальпериной, гуманитаризировать, психологизировать, культурологизировать, технологизировать предоставляемую информацию [5], при этом любые упрощения научных положений не должны искажать их научной сущности, так как получаемые в детстве познания окружающей действительности, закономерности в ее организации и деятельности, должны в более взрослом возрасте обогащаться и дополняться, а не отвергаться; во-вторых, знакомить детей с наибольшим количеством различных взглядов, концепций, теорий, гипотез, вооружая их в доступной форме современными методами и приемами научного исследования, включая их в процесс самостоятельного исследования проблем и поиска путей их решения (самообразования, творчества, реализации полученных знаний на практике); в-третьих, опровергать наиболее распространенные заблуждения, точки зрения, теории, мнения, имеющие лженаучный, необоснованный характер; в-четвертых, не только давать толкование различным явлениям окружающей действительности, но и различным научным точкам зрения (теориям, концепциям, гипотезам) на них; в-пятых, формировать посредством образовательных, культурно-воспитательных, творческих и досуговых технологий у ребенка целостное восприятие окружающего мира и научное мировоззрение.
Принцип целостности, непрерывности и последовательности в осуществлении анимационной деятельности в системе образования, досуга и воспитания детей включает в себя ряд требований. Прежде всего, все виды анимационной дятельности с участием детей должны быть связаны между собой, отвечать признакам организационного единства, структурной и системной целостности. Как отмечает А.С.Кусков, анимация представляет собой целостный процесс взаимодействия на основе соединения формального руководства и неформального лидерства специалиста, осуществляющего взаимодействие. В результате такого взаимодействия удовлетворяются релаксационно-оздоровительные, культурно-творческие, образовательные потребности и интересы участников данного процесса, создаются условия для
формирования социально активной личности, способной к преобразованию окружающей действительности и себя в ней. Данный технологический процесс представляет собой целостную систему, в которой взаимодействуют все компоненты [10]. Действительно, в противном случае формируемое у ребенка мировоззрение не будет носить целостного характера, что сделает его неустойчивым к негативному психофизиологическому воздействию, будет способствовать появлению у него девиантного [12] и делинквентного поведения.
Последовательность в анимационной деятельности, в свою очередь, предполагает включение ребенка в нее поэтапно, путем освоения на каждом этапе новых видов и форм анимационной деятельности, закрепления у ребенка умений и знаний, соответствующих данному этапу, прибретения опыта. Непрерывность анимационной деятельности предполагает, что в процессе ее осуществления аниматор должен стремиться к достижению поставленных целей в максимально короткие сроки с учетом способностей и возможностей детей. По мнению П.Г.Щедровицкого, непрерывность в данном случае означает предоставление каждому своей возможной траектории (пространства) движения, сферы инициативы и ответственности [20].
Принцип открытости и вариативности анимационной деятельности в системе образования, воспитания и организации досуга детей предполагает, прежде всего, что анимация, как и любая другая психолого-педагогическая деятельность, должна обеспечивать постоянный информационный обмен между самой анимационной деятельностью и внешней культурно-образовательной и творческо-досуговой средой. Как точно отметил В.И.Беляев, открытость образовательной системы означает «ее прочную связь с жизнью, возможность адаптировать все новое, что появляется в теории и практике. Можно сказать, что в широком смысле слова она является главным условием существования любой образовательной системы в социально-историческом времени и пространстве» [2]. Однако открытость анимационной деятельности означает и обеспечение постоянного контроля со стороны общества и
государства за качеством предоставляемых анимационных услуг, недопущением использования технологий, препятсвующих развитию ребенка как самостоятельной творческой личности, формированию его мировоззрения.
Вариативность в анимации с участием детей предполагает, с одной стороны, необходимость использования широкой выборки вариантов педагогического, культурно-творческого и досугового воздействия на ребенка, а с другой стороны, выбор индивидуального варианта для каждого ребенка в зависимости от уровня его развития, потенциала, включенности в деятельность, особенностей характера и т.д. Так, по мнению М.А.Бодряшкиной, вариативность в образовательном процессе изменяет качественную характеристику образовательной среды. Она становится адаптивной, коммуникативной, технологичной, информативной, рефлексивной, здоровьесберегающей, что создает большие возможности развития всем субъектам образовательного процесса [3].
Индивидуация, индивидуальная обусловленность и развивающий потенциал как принцип организации и функционирования анимационной деятельности в системе образования, воспитания и организации досуга детей предполагает выделение индивидуальных особенностей каждого ребенка с целью максимально полного развития его культурно-творческих способностей, быстрого овладения знаниями, навыками, опытом.
В основе данного принципа лежит концепция, согласно которой любой человек уникален, у него особый внутренний индивидуальный мир, со своими способностями и возможностями, достоинствами и недостатками. Как отмечает Г.А.Колесникова, в процессе социальной индивидуации вся совокупность иррациональных составляющих личности гармонизируется в единую систему [8], и у человека формируется мировоззрение. В то же время процесс индивидуации означает и постоянную необходимость становления и развития личности самого аниматора, предполагающий выявление его предназначения. По мнению Л.В.Тарасова, именно духовные процессы личности придают социокультурным аниматорам наибольшую способность влиять на
окружающих, становиться факторами развития других, вести за собой, вовлекая в общественно полезную деятельность. И для развития социокультурного лидерства аниматора ему важно актуализировать процесс индивидуации, в котором личность проходит сложные этапы самоуглубления, самоактуализации и достигает высокого уровня личностного развития, социальной успешности, позволяющей уверенно лидировать в той или иной сфере деятельности [17].
Таким образом, в анимационной работе с конкретным ребенком необходим особый подход, технологии социально-педагогической деятельности, которые смогут максимально раскрыть его индивидуальный социокультурный потенциал в развитии и воспитании.
Реализация принципа индивидуации, индивидуальной обусловленности и развивающего потенциала в анимации с участием детей предполагает выполнение ряда требований: 1) необходимо до начала анимационной работы узнать как всю группу детей, так и индивидуальные особенности каждого ребенка (при этом большое значение имеет личный опыт аниматора, его способность при первой же встрече максимально исследовать каждого ребенка и выстроить индивидуальную модель анимационного психолого-педагогического и культурно-досугового воздействия); 2) в непосредственно анимационном мероприятии должен присутствовать первый этап, предполагающий взаимную адаптацию детей и аниматора как к друг другу, так и к будущей совместной психолого-педагогической и культурно-досуговой деятельности; 3) процесс осуществления анимационной деятельности должен носить гибкий характер, аниматор должен корректировать свои технологии, опираясь на динамику изменений в общении с детьми, их восприятие происходящего.
Принцип рефлексивности и экзистенциального анализа в анимационной деятельности с детьми предполагает, во-первых, такое построение анимационных мероприятий, при котором обеспечивается осмысление ребенком прожитого опыта анимационной деятельности, его адаптация к меняющимся условиям ее осуществления, а также совершенствование
различных видов самой анимационной деятельности (рефлексивный аспект анимации) [15], во-вторых, акцентирование внимания аниматора на индивидуальных особенностях ребенка, его уникальности, разработку для каждого ребенка индивидуальной модели преодоления своих недостатков для более полной реализации своего культурно-творческого, образовательного и досугового потенциала (экзистенциальный аспект анимации).
Как справедливо отмечает Л.В.Тарасов, экзистенциальный анализ позволяет рассматривать все события как феномены сознания и осмысливать их не только в причинно-следственной, но и в смысловой перекрестной связи, анализировать экзистенциальные встречи собственной жизни [17].
Внедрение экзистенциального аспекта в анимационную деятельность особенно важно при работе с детьми, имеющими проблемы в психолого-физиологическом развитии (например, детьми-инвалидами), либо входящими в группу социального риска (дети-правонарушители, преступники); помощи данным категориям детей в познании ими самих себя, собственной уникальности и преодолении своих недостатков.
В свою очередь, рефлексия как техника осмысления ребенком своей мыслительной и практической деятельности позволяет расширить возможности ребенка по осознанию окружающей действительности, осмыслению обстоятельств, препятствующих в каждой жизненной ситуации в достижении поставленных целей и задач, что в итоге создает деятельный механизм развития мышления, сознания и деятельности в целом.
Сочетание развлечения и увлечения (личной активности) как принцип организации и функционирования анимационной деятельности в системе образования, воспитания и организации досуга детей предполагает использование в анимационных технологиях привлекательного характера развлекающей составляющей анимации в качестве мотивирующего средства, вовлекающего ребенка в данный вид деятельности, повышающего его личную активность, увлеченность анимационным мероприятием, что повышает его эффективность и результативность.
Как справедливо отмечает В.В.Рогачев, активность возрастает в случае достижения субъектом состояния включенности [16]. Это достигается непосредственным участием детей в анимационных мероприятиях, когда выполняемые ребенком действия приводят, с одной стороны, к удовлетворению его интересов и потребностей, включая потребности в межличностном общении, а с другой стороны, позволяют ребенку осознавать себя в качестве самостоятельной личности и субъекта межличностных отношений. Участвуя в анимационной деятельности и осознавая ее сходство с иными видами социальной деятельности, ребенок получает навык социальной адаптации в окружающее общество, самовыражения в нем в качестве личности, имеющей свое мировоззрение, позицию по различным аспектам общественной жизни, и представляющей определенную социальную значимость.
Принцип сочетания профессионализма и эффективности (результативности) в деятельности аниматоров с уровнем их этичности представляет огромную практическую значимость, так как без достижения специалистами-аниматорами высокого профессионализма и соблюдения ими в совей деятельности соответствующих этических правил поведения невозможно достижение целей и задач анимационной деятельности в целом.
Профессия аниматора как специалиста, осуществляющего социокультурную деятельность, сравнительно молодая, но имеет огромную значимость в связи с тем, что связана непосредственно с педагогико-психологическим и культурно-досуговым воздействием на подрастающее поколение. В настоящее время в отечественной научной и учебной литературе нет единого подхода в понимании профессионализма. Если рассматривать профессионализм через призму понятия «профессия» (лат. professio -официально указанное занятие, специальность, от profiteer - объявляю своим делом) как род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретённых в результате специальной подготовки, опыта работы [4], то становится очевидным, что при подборе аниматоров важно учитывать их
профессиональную подготовленность (компетентность, умение и внутреннюю потребность в реализации своей компетенции при осуществлении анимационной деятельности) и накопленный опыт профессиональной деятельности. Учитывая специфику анимационной деятельности с детьми, недопустимо привлекать к работе специалистов-аниматоров, не имеющих опыта работы с детьми без участия специалистов, имеющих такой опыт, так как первые нуждаются в корректной помощи, поддержке и передаче опыта от вторых.
Огромное значение в работе аниматора (наряду с профессионализмом) имеет наличие у него добросовестного отношения к делу, которое он исполняет, что является проявлением его моральных качеств. Аниматор, работающий с детьми, как никто иной, занимающийся анимационной деятельностью, связан в ней нормами профессиональной морали и этического долженствования, с одной стороны, и требованиями действующего законодательства, детально регулирующего требования к лицу, осуществляющему педагогическое, психологическое и культурное воздействие на детей, с другой стороны.
Представляется, что отсутствие в действующем законодательстве формализации профессии аниматора в системе образования, воспитания и организации досуга детей, и, как следствие, не закрепленность системных требований к его профессиональному и морально-этическому уровню, создает серьезные трудности в достижении эффективности и результативности анимационной деятельности.
Источники:
1. Башкатова Т.Б. Гуманизм как регулятивный принцип деятельности социально-гуманитарных организаций в России: Диссертация ... канд. социологических наук. Иркутск: 2007. 182 с.
2. Беляев В.И. Теоретические основы педагогической концепции С.Т.Шацкого // Педагогика. 1998. № 6. С. 79-80.
3. Бодряшкина М.А. Вариативный образовательный процесс как фактор развития образовательной среды урока: Автореф. дис. ... канд. педагогических наук. М. 2011. С. 5-6.
4. Большая советская энциклопедия: В 30 т. М.: «Советская энциклопедия». 1969-1978.
5. Гальперина Т.И. Содержание и методика анимационной подготовки студентов туристского вуза: Автореф. дис. ... канд. педагогических наук. Сходня. 2004.
6. Демократия / Под ред. С.В.Сироткина. М.: Звенья. 2001.
7. Джуринский А.Н.История зарубежной педагогики: Учебное пособие. М. 1998.
8. Колесникова Г.А. Гармонизация иррациональных составляющих личности в процессе социальной индивидуации: Автореф. дис. ... канд.философских наук. Ростов-на-Дону. 2005. 25 с.
9. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. М.: Эксмо. 2008. 944 с. (Библиотека словарей).
10. Кусков А.С. Гостиничное дело. Учебное пособие. М.: Дашков и Ко. 2009. 328 с.
11. Материал из Википедии - свободной энциклопедии. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BA %D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D1%81%D 1 %82%D 1%8C
12. Моисеева М.Г. Педагогический потенциал социально-культурной анимации в профилактике девиантного поведения детей-сирот: Автореф. дис. . канд. педагогических наук. Тамбов. 2011. 26 с
13. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012. № 273-Ф3 // Российская газета. 31.12.2012. № 5976. Ст. 3.
14. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М. 1992.
15. Петрова М.С. Анимационная деятельность как средство социального воспитания студентов вуза: Диссертация ... канд. педагогических наук. Кострома. 2007. 187 с.
16. Рогачев В.В. Педагогические условия включения старшеклассников в социальную деятельность: Автореф. дис. ... канд. педагогических наук. Ярославль. 1994.
17. Тарасов Л.В. Социокультурная анимация в XXI веке: концепция развития социально-поддерживающих гражданских инициатив в России: монография. М.: Русаки. 2012. 223 с.
18. Устав Организации Объединенных Наций. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/charter/chapter 1. shtml.
19. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка. Издательство «Буколика», Издательство «РООССА». 2008. С. 795.
20. Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования (статьи и лекции). Рига: Педагогический центр «Эксперимент»\. 1993.
21. Ярошенко Н.Н. Социально-культурная анимация: Учебное пособие. Изд. 2-е, испр. и доп. Москва. 2004.
References:
1. Bashkatova T.B. Gumanizm kak regulyativny'y princip deyatel'nosti social'no-gumanitarny'h organizaciy v Rossii: Dissertaciya ... kand. sociologicheskih nauk. Irkutsk: 2007. 182 s.
2. Belyaev V.I. Teoreticheskie osnovy' pedagogicheskoy koncepcii S.T.SHackogo // Pedagogika. 1998. № 6. S. 79-80.
3. Bodryashkina M.A. Variativny'y obrazovatel'ny'y process kak faktor razvitiya obrazovatel'noy sredy' uroka: Avtoref. dis. ... kand. pedagogicheskih nauk. M. 2011. S. 5-6.
4. Bol'shaya sovetskaya e'nciklopediya: V 30 t. M.: «Sovetskaya e'nciklopediya». 1969-1978.
5. Gal'perina T.I. Soderjanie i metodika animacionnoy podgotovki studentov turistskogo vuza: Avtoref. dis. ... kand. pedagogicheskih nauk. Shodnya. 2004.
6. Demokratiya / Pod red. S.V.Sirotkina. M.: Zven'ya. 2001.
7. Djurinskiy A.N.Istoriya zarubejnoy pedagogiki: Uchebnoe posobie. M. 1998.
8. Kolesnikova G.A. Garmonizaciya irracional'ny'h sostavlyayusch'ih lichnosti v processe social'noy individuacii: Avtoref. dis. ... kand.filosofskih nauk. Rostov-na-Donu. 2005. 25 s.
9. Kry'sin L.P. Tolkovy'y slovar' inoyazy'chny'h slov. M.: Eksmo. 2008. 944 s. (Biblioteka slovarey).
10. Kuskov A.S. Gostinichnoe delo. Uchebnoe posobie. M.: Dashkov i Ko. 2009. 328 s.
11. Material iz Vikipedii - svobodnoy e'nciklopedii. [Klektronny'y resurs]. Rejim dostupa: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BA %D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D1%81%D 1 %82%D 1%8C
12. Moiseeva M.G. Pedagogicheskiy potencial social'no-kul'turnoy animacii v profilaktike deviantnogo povedeniya detey-sirot: Avtoref. dis. ... kand. pedagogicheskih nauk. Tambov. 2011. 26 s
13. Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federacii: Federal'ny'y zakon ot 29.12.2012. № 273-FZ // Rossiyskaya gazeta. 31.12.2012. № 5976. St. 3.
14. Ojegov S.I., SHvedova N.YU. Tolkovy'y slovar' russkogo yazy'ka. M. 1992.
15. Petrova M.S. Animacionnaya deyatel'nost' kak sredstvo social'nogo vospitaniya studentov vuza: Dissertaciya ... kand. pedagogicheskih nauk. Kostroma. 2007. 187 s.
16. Rogachev V.V. Pedagogicheskie usloviya vklyucheniya starsheklassnikov v social'nuyu deyatel'nost': Avtoref. dis. ... kand. pedagogicheskih nauk. YAroslavl'. 1994.
17. Tarasov L.V. Sociokul'turnaya animaciya v XXI veke: koncepciya razvitiya social'no-podderjivayusch'ih grajdanskih iniciativ v Rossii: monografiya. M.: Rusaki. 2012. 223 s.
18. Ustav Organizacii Ob'edinenny'h Naciy. [E'lektronny'y resurs]. Rejim dostupa: http://www.un.org/ru/documents/charter/chapter 1. shtml.
19. Ushakov D.N. Bol'shoy tolkovy'y slovar' sovremennogo russkogo yazy'ka. Izdatel'stvo «Bukolika», Izdatel'stvo «ROOSSA». 2008. S. 795.
20. SCH'edrovickiy P.G. Ocherki po filosofii obrazovaniya (stat'i i lekcii). Riga: Pedagogicheskiy centr «E'ksperiment»\. 1993.
21. YAroshenko N.N. Social'no-kul'turnaya animaciya: Uchebnoe posobie. Izd. 2-e, ispr. i dop. Moskva. 2004.
Зарегистрирована: 16.01.2014