Научная статья на тему 'Оздоровительная программа подготовки студентов в спортивном клубе на основе рекреационно-анимационных занятий игровыми видами спорта'

Оздоровительная программа подготовки студентов в спортивном клубе на основе рекреационно-анимационных занятий игровыми видами спорта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
556
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ / СПОРТИВНЫЙ КЛУБ / ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / РЕКРЕАЦИОННО-АНИМАЦИОННЫЙ ПОДХОД / STUDENTS / SPORTS GAMES / SPORTS CLUB / HEALTH PROGRAM / RECREATIONAL AND ANIMATION APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Родин Андрей Викторович, Архипова Светлана Анатольевна, Ляшенко Христина Михайловна, Коростелёва Наталия Александровна

Представлена методологическая характеристика рекреационно-анимационного подхода в системе физического воспитания высшего учебного заведения, позволяющая эффективно планировать оздоровительную программу подготовки студентов в спортивном клубе по игровым видам спорта. Рассмотрена типология направлений социальной анимации на основе составляющих здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Родин Андрей Викторович, Архипова Светлана Анатольевна, Ляшенко Христина Михайловна, Коростелёва Наталия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEALTH PROGRAM FOR PREPARATION OF STUDENTS IN A SPORTS CLUB BASED ON RECREATIONAL-ANIMATION LESSONS WITH GAME SPORTS

The methodological characteristics of the recreational-animated approach in the system of physical education of a higher educational institution are presented, which allows to 92 plan effectively the health-improving program of students' training in a sports club in game sports. The typology of the directions of social animation based on the components of health is considered.

Текст научной работы на тему «Оздоровительная программа подготовки студентов в спортивном клубе на основе рекреационно-анимационных занятий игровыми видами спорта»

УДК 796.29:378.172

ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В СПОРТИВНОМ КЛУБЕ НА ОСНОВЕ РЕКРЕАЦИОННО-АНИМАЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ ИГРОВЫМИ ВИДАМИ СПОРТА

А.В. Родин, С.А. Архипова, Х.М. Ляшенко, Н.А. Коростелева

Представлена методологическая характеристика рекреационно-анимационного подхода в системе физического воспитания высшего учебного заведения, позволяющая эффективно планировать оздоровительную программу подготовки студентов в спортивном клубе по игровым видам спорта. Рассмотрена типология направлений социальной анимации на основе составляющих здоровья.

Ключевые слова: студенты, спортивные игры, спортивный клуб, оздоровительная программа, рекреационно-анимационный подход.

Современное общество в новых социально-экономических условиях связано с постоянным поиском новых форм восстановления после профессиональной деятельности в течение дня. Огромный пласт современного общества представляет студенческая молодежь, которая подвержена постоянному воздействию внешних факторов, связанных с образованием усталости, расстройств, потери интереса в связи со спецификой рода деятельности. Особую помощь в преодолении этих трудностей могут сыграть нетрадиционные формы организации работы спортивного клуба по спортивным играм, направленным на рекреационно -анимационное воздействие студентов [1].

Игра по своей сущности представляет вид деятельности, который приносит человеку удовольствие, эмоциональную разрядку, восстановление физических и эмоциональных сил [2].

Прежде всего, следует отметить, что спортивная игра - это специфический вид двигательной деятельности. Она является сознательной деятельностью, направленной на достижение поставленной цели. Спортивные игры занимают ведущее место в системе физического воспитания студенческой молодежи, позволяя на высоком эмоциональном уровне эффективно решать задачи отдыха.

Спортивная игра обладает целым рядом качеств, среди которых важнейшее место занимает высокая эмоциональность играющих. Эмоции в игре имеют сложный характер. Это и удовольствие от мышечной работы в игре от чувства бодрости и энергии, от возможности дружеского общения в коллективной игре, и от достижения поставленной в игре цели [3, 4].

Спортивная игра относится к тем проявлениям игровой деятельности, в которых ярко выражена роль движений. Преимущество спортивных игр перед строго дозированными упражнениями в том, что игра всегда связана с инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность. Важнейший

результат игры - это радость и эмоциональный подъем. Именно благодаря этому замечательному свойству подвижные игры, особенно с элементами соревнования, больше чем другие формы физического воспитания адекватны потребностям организма в движении.

Немаловажно отметить то, что клубы - это места, где люди, являющиеся их членами, могут собираться для светского, профессионального, дружеского и товарищеского общения.

Спортивные клубы - это специально организованные структурные подразделения высших учебных заведений, которые наряду с достижением высоких спортивных результатов по игровым видам спорта предоставляют услуги отдыха и восстановления физических и духовных сил студента.

Управление спортивным клубом в высшем учебном заведении во многом напоминает управление гостиницей. Преподаватели-тренеры занимаются прогнозированием заполняемости, перспективным планированием, составлением программ [5].

Членство в спортивном клубе является добровольной деятельностью с учетом собственных спортивных интересов.

Спортивные клубы дают студентам возможность заниматься спортивными играми.

Как видно из анализа понятий «спортивная игра» и «спортивный клуб», можно предположить, что при эффективной работе спортивного клуба по игровым видам спорта и организации факультативной работы именно вышеупомянутые формы наиболее приемлемы для восстановления физических и духовных сил. В связи с этим необходимо остановиться на анализе понятий «рекреация» и «анимация» в теории и методике физической культуры.

Термин «рекреация» в спортивной науке достаточно нов и имеет свое происхождение от латинского слова (гесгеайо) восстановление: синоним - отдых. Другими словами, это восстановление физических и духовных сил человека, повышение уровня здоровья и работоспособности.

Разнообразные занятия людей в свободное время, направленные на восстановление здоровья и физических сил, всестороннее развитие личности, называются рекреационной деятельностью. В содержании и формах организации рекреационной деятельности особое значение имеет активный отдых.

Важно отметить, что понимание здоровья в данной области знания не ограничилось лишь состоянием организма человека. Сегодня оно рассматривается в более широком смысле и включает социальное, психологическое и биологическое содержание [6-8].

В соответствии с этим и принято выделять такие разновидности рекреации, как социальная, биологическая, психологическая, климато-географическая.

Из всего многообразия признаков рекреации главными, определяющими ее сущность, принято считать следующие: осуществляется в свободное время, носит деятельный характер и построена на

добровольной, самодеятельной основе [9]. Это три важнейших признака рекреации, без них она теряет свое значение. Другие же ее признаки: культурно-аксиологические, познавательные, оздоровительные,

рассматриваются как производные, сопутствующие.

Главной областью исследований теории рекреации студентов служит особая область жизнедеятельности подростков - сфера досуга, которая реализуется в свободное от занятий время с целью восстановления, укрепления физических и духовных сил и всестороннего развития личности в основном с помощью средств физической культуры.

Особенно это относится к внеучебным занятиям физическими упражнениями. В данном случае наиболее перспективным направлением является занятия спортивными играми, построенные по типу организации факультативных занятий в спортивном клубе.

Согласно такому многообразию признаков можно выделить формы организации факультативных занятий в спортивном клубе: рекреационная физическая культура, рекреация спорта, оздоровительная физическая рекреация.

Главная идея предлагаемой концепции физической рекреации по средствам использования спортивных игр в высшем учебном заведении служит органическим системообразующим фактором всей физической культуры, конечный результат которой заключается в создании оптимального физического состояния, обеспечивающего нормальное функционирование человеческого организма. В физической рекреации с помощью средств игровых видов спорта основной акцент делается на познавательную, культурологическую, коммуникативную, развлекательную стороны эволюции подростка.

Физическая рекреация с преимущественным использованием игровых видов спорта - одна из форм рекреации, аспекты которой представлены практически во всех ее видах, и осуществляется она посредством двигательной деятельности с использованием специфических физических упражнений и проявлением нестандартных двигательных навыков в качестве основных средств. Это дает основание относить данную форму рекреации к физической.

В научных исследованиях принято выделять следующие аспекты физической рекреации:

1. Биологический: какое влияние физическая рекреация оказывает на оптимизацию состояния организма человека.

2. Социальный: в какой степени она способствует интеграции людей в некую социальную общность и как в процессе нее происходит обмен социальным опытом.

3. Психологический: какие мотивы лежат в основе рекреационной деятельности и какие психические новообразования возникают у человека в результате этой деятельности.

4. Образовательно-воспитательный: какое влияние физическая рекреация оказывает на формирование личности в ее физическом, интеллектуальном, нравственном и творческом развитии.

5. Культурно-аксиологический: какие культурные ценности усваивает человек в процессе физической рекреационной деятельности и в какой мере она способствует созданию новых личностно-общественных ценностей.

6. Экономический: как организуется физическая рекреация, какие средства используются и кто ее организует (кадры).

Термин анимация сравнительно недавно используется в теории и методике физической культуры и спорта, в основу которого легли латинские слова: anima, animus - дух, душа; animates - жизнь; ашта1ш -одушевление человека. Основой спортивной анимации является построение специальных программ.

В задачу преподавателя-тренера спортивного клуба учебного заведения входит умение организовывать культурный отдых, который является средством нейтрализации негативных сторон повседневной жизни. Духовно-нравственная и материальная эффективность деятельности досуга возможна, когда велика направленность человека на дело, когда имеется высокий уровень мотивации, когда досуговая работа выполняется творчески, что в полной мере реализуется с помощью факультативных занятий в спортивном клубе с использованием игровых видов спорта [10].

Все вышеперечисленное реализуется на основе разработки и применения специальных анимационных программ проведения свободного времени в спортивном клубе вуза с помощью спортивных игр и состязаний, а так же занятий, входящих в сферу духовных интересов студентов.

Анимация - это новое направление в физической культуре, которое призвано «вдохнуть душу» в программу спортивного клуба и тем самым привлечь к ним участников. Следовательно, аниматор - специалист, занимающийся разработкой индивидуальных и коллективных программ проведения досуга, ориентирующий человека в многообразии видов досуга, организующий полноценный досуг.

Программное анимационное воздействие на студента во время его досуга в спортивном клубе решает в комплексе проблему социальной анимации, направленной на становление, развитие, сохранение и восстановление здоровья студента: соматического физического и психического. Именно эти виды здоровья определяют типологию направлений (табл. 1).

Таблица 1

Типология направлений социальной анимации

Вид здоровья Тип анимационной программы

Соматическое Физическое Психическое Физкультурно-оздоровительная Спортивно-оздоровительная Зрелищно-развлекательная

В каждом из вышеперечисленных типах анимационных программ можно использовать различные формы анимационной деятельности на основе применения спортивных игр (табл. 2).

Таблица 2

Типология анимационных занятий с помощью игровых видов спорта

Тип анимационной программы Форма анимационной деятельности

Спортивно-оздоровительная Зрелищно-развлекательная Спортивные соревнования по видам спорта, эстафета, спартакиада. Праздник, конкурс, фестиваль.

Необходимо отметить, что занятия студентов в спортивном клубе игровыми видами спорта носит экономический и социальный эффект:

1. Экономию рабочего времени и снижение затрат на медицинское обслуживание за счет сокращения пребывания в больнице и поликлинике.

2. Сокращение временной нетрудоспособности за счет профилактики заболеваемости.

3. Возрастание объема производительности за счет увеличения объема переносимой нагрузки.

Повышение здоровья возможно лишь при помощи специальных программ, используемых в оздоровительной работе спортивного клуба на основе применения игровых видов спорта, способствующих эффективному всестороннему восстановлению сил. В этой связи понятие рекреация намного шире анимации и представляет собой системообразующее понятие, имеющее свои формы, принципы и задачи, направленные на всесторонний отдых человека с восстановлением прежде всего физических сил, а анимация - это тот инструмент рекреации, при помощи которого происходит процесс непосредственного воздействия средствами спортивных игр на организм студентов и воздействием на духовную составляющую человека.

В заключение необходимо отметить, что в результате онтологического анализа понятий «рекреация» и «анимация» целесообразно рассматривать досуговую деятельность по восстановлению и укреплению физических и духовных сил в контексте рекреационно-анимационного подхода.

Список литературы

1. Губа В.П., Родин А.В. Волейбол в университете: теоретическое и учебно-методическое обеспечение системы подготовки студентов в спортивном клубе: учеб. пособие. М.: Советский спорт, 2009. 164 с.

2. Хейзинга Й. Homo ludens. Человек играющий. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2011. 416 с.

3. Родин А.В. Губа Д.В. Баскетбол в университете: теоретическое и учебно-методическое обеспечение системы подготовки студентов в спортивном клубе: учеб. пособие. М.: Советский спорт, 2009. 168 с.

4. Выдрин В.М., Джумаев А.Д. Физическая рекреация - вид физической культуры // Теория и практика физической культуры. 1989. № 3. С. 2-3.

5. Родин А.В., Артюгин С.В., Поздняк Н.В. Подготовка женских студенческих баскетбольных команд: проблема и пути решения // Интегративные процессы и межпредметные связи в системе образования физической культуры и спорта: матер. Междунар. науч.-практ. конф. М., 2016. С. 229-233.

6. Реховская С.Н. Физическая рекреация как фактор самореализации личности взрослого человека: автореф. дис. ...канд. пед. наук. СПб., 2007. 22 с.

7. Анимационный сервис. Программа учебной дисциплины и методические указания к выполнению контрольной и курсовой работ / сост. И.М. Сидорова. Рыбинск, 2005. 36 с.

8. Калинкин Л.А., Матов В.В. Физкультурно-рекреационная стратегия развития современного общества // Теория и практика физической культуры. 1990. № 1. С. 8-11.

9. Губа В.П., Егоров В.Н., Грязева Е.Д. Технология оценки здоровья студентов государственных вузов центрального федерального округа Российской Федерации // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. Вып. 1. Тула: Изд-во ТулГУ, 2016. С. 29-36.

10. Лихачев О.Е. Концепция здоровьесохраняющих занятий рекреационными спортивными играми // Современный олимпийский и паралимпийский спорт и спорт для всех: матер. Междунар. науч. конгр. М.: Физкультура и спорт, 2008. Т.З. С.137-138.

Родин Андрей Викторович, канд. пед. наук, доц., зав. кафедрой, rodin67@,bk.ru, Россия, Смоленск, Смоленская государственная академия физической культуры и спорта,

Архипова Светлана Анатольевна, канд. пед. наук, доц., Arkhipov777@gmail.com, Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Ляшенко Христина Михайловна, канд. пед. наук, доц., tinalya@rambler.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Коростелёва Наталия Александровна, доц., korosteleva.natalija@yandex.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет

HEALTH PROGRAM FOR PREPARATION OF STUDENTS IN A SPORTS CLUB BASED ON RECREATIONAL-ANIMATION LESSONS WITH GAME SPORTS

A.V. Rodin, S.A. Arkhipova, H.M. Lyashenko, N.A. Korosteleva

The methodological characteristics of the recreational-animated approach in the system of physical education of a higher educational institution are presented, which allows to

plan effectively the health-improving program of students' training in a sports club in game sports. The typology of the directions of social animation based on the components of health is considered.

Key words: students, sports games, sports club, health program, recreational and animation approach.

Rodin Andrey Viktorovich, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, department chair, rodin67@,bk, Russia, Smolensk, Smolensk State Academy of Physical Culture and Sport,

Arkhipova Svetlana Anatolyevna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, Arkhipov777@gmail.com, Russia, Tula, Tula State University,

Lyashenko Hristina Mikhailovna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, tinalya@rambler.ru, Russia, Tula, Tula State University,

Korostelyova Natalia, Alexandrovna, associate professor, korosteleva.natalija@, yandex.ru, Russia, Tula, Tula State University

УДК 796.035

ЗНАЧЕНИЕ ФИТНЕСА В РЕКРЕАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКЕ

БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Е.О. Рыбакова, Т.Н. Шутова

Исследование посвящено разработке путей совершенствования рекреационной подготовки будущих бакалавров по физической культуре, создан механизм обучения оздоровительной аэробике, атлетической гимнастике, детскому фитнесу, «фитнес-классу» в условиях краткосрочного курса обучения. Разработаны содержание занятий, учитывая профиль подготовки (спортивная тренировка, физкультурное образование и др.), модели фитнес-программ для будущего применения в дошкольных, школьных, средних специальных и высших учебных заведениях, спортивных секциях. Показана эффективность фитнеса в повышении физической подготовленности, умении составить индивидуальную программу занятий и питания, решении ситуационных задач, проведении фитнес-занятия, знании видов рекреационной деятельности в будущей профессиональной деятельности бакалавров физической культуры.

Ключевые слова: фитнес, рекреационная подготовка, профессиональные компетенции, фитнес программы, бакалавры физической культуры.

Совершенствование подготовки квалифицированных кадров в сфере физической культуры и спорта является задачей огромной социальной важности. Необходимость усиления профессионального образования будущих бакалавров физической культуры в области рекреации продиктована ее расширением в практике общеобразовательной школы, среднего и высшего профессионального образования; увеличением фитнес-и досуговых центров; применением фитнес-технологий в санаторно-курортном направлении, индустрии туризма, дополнительном образовании и спортивной тренировке [5, 8]. В настоящее время повсеместно проводятся детские досуги спортивной и оздоровительной направленности, групповые рекреационные занятия всех возрастов; секционные занятия по пилатесу,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.