Научная статья на тему 'Сущность управленческой компетентности будущих офецеров внутренних войск МВД России'

Сущность управленческой компетентности будущих офецеров внутренних войск МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
264
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
COMPETENCE / MANAGERIAL COMPETENCE / FUTURE OFFICERS OF INTERNAL TROOPS OF THE MIA OF RUSSIA / TRAINING FOR THE INTERNAL TROOPS / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / БУДУЩИЕ ОФИЦЕРЫ / ВНУТРЕННИЕ ВОЙСКА МВД РОССИИ / ПОДГОТОВКА ОФИЦЕРОВ ДЛЯ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буряков Вадим Николаевич

В статье, на основе проведенного анализа понятия «управленческая компетентность» автор раскрывает сущность данного феномена применительно к условиям подготовки офицерских кадров для внутренних войск МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Буряков Вадим Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUMMARY MANAGERIAL COMPETENCE OF FUTURE OFFICERS OF INTERIOR MINISTRY TROOPS RUSSIA

In article on the basis of the analysis of the concept of «managerial competence», the author reveals the essence of this phenomena in relation to training officers for the internal troops of the MIA of Russia.

Текст научной работы на тему «Сущность управленческой компетентности будущих офецеров внутренних войск МВД России»

DOI: 10.12731/2218-7405-2015-11-59 УДК 37.032

СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ОФЕЦЕРОВ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ

Буряков В.Н.

В статье, на основе проведенного анализа понятия «управленческая компетентность» автор раскрывает сущность данного феномена применительно к условиям подготовки офицерских кадров для внутренних войск МВД России.

Ключевые слова: компетентность; управленческая компетентность; будущие офицеры; внутренние войска МВД России; подготовка офицеров для внутренних войск.

SUMMARY MANAGERIAL COMPETENCE OF FUTURE OFFICERS OF INTERIOR MINISTRY TROOPS RUSSIA

Buriakov V.N.

In article on the basis of the analysis of the concept of «managerial competence», the author reveals the essence of this phenomena in relation to training officers for the internal troops of the MIA of Russia.

Keywords: competence; managerial competence; future officers of internal troops of the MIA of Russia; training for the internal troops.

Изменение военно-политической обстановки, эскалация напряжения на приграничных территориях, деятельность террористических организаций и незаконных вооружённых формирований, активизация деятельности радикально настроенных оппозиционных элементов внутри государства, сокращение штатной численности силовых структур в условиях экономического кризиса, возрастающие требования, предъявляемые к выпускникам военных вузов - факторы, обуславливающие необходимость вывода системы подготовки офицерских кадров на качественно новый уровень.

Как показывает практика, современные условия служебно-боевой деятельности подразделений внутренних войск требуют от офицеров умения быстро реагировать на возникающие задачи, принимать нестандартные решения, предвидеть последствия принятых решений.

Офицер выпускник военного вуза должен обладать не только достаточной компетентностью для решения профессиональных задач в мирное и военное время, он должен уметь быстро ориентироваться в изменяющейся обстановке и адаптироваться к ней, принимать управленческие решения.

Между тем, изучение теории и практики подготовки будущих офицеров показывает, что формирование управленческой компетентности в ходе образовательной деятельности в военном вузе не всегда проектируется и реализуется; отсутствуют адекватные условия и технологии сопровождения данного процесса, что в значительной степени сказывается на качестве подготовки выпускников военных вузов.

Современная система военного образования переживает период реформирования [7; 13; 14; 15 и др.], главная цель которого состоит в обеспечении с учетом новейших социально-экономических условий стабильного комплектования войск квалифицированными офицерами путем оптимизации организационно-штатной структуры военных вузов, совершенствования организации подготовки, содержания военного образования, его управления и ресурсного обеспечения.

Из анализа нормативно-правовой базы военно-профессионального образования можно заключить следующее [12]:

• офицеру должны быть присущи такие качества и свойства, как высокая нравственность, духовность, чувство любви к своему народу и преданность Отчизне, офицерскому долгу;

• офицер должен быть компетентен в фундаментальных знаниях военного дела, других областей науки, техники и культуры;

• основываясь на фундаментальных знаниях естественнонаучных, военных, военно-инженерных, военно-технических, социально-экономических и гуманитарных наук, офицер должен обладать умениями и навыками профессионального решения военных, военно-специальных задач по профилю служебной деятельности;

• офицера должны отличать высокие морально-боевые, волевые и психофизические качества, физическая выносливостью, привычка к постоянным занятиям физической культурой и спортом, а также твердые практические навыки работы в условиях информатизации общества;

• офицеру должны быть свойственны развитое творческое мышление, инициатива и настойчивость, потребность постоянного обновления и обогащения собственных знаний,

способность решительного и ответственного принятия нестандартных решений и активного проведения их в жизнь в различных условиях обстановки;

• офицера должны характеризовать навыки проведения управленческих, организаторских и воспитательных мероприятий с подразделением;

• умение укреплять и поддерживать воинскую дисциплину и правопорядок, навыки грамотного обучения и воспитания личного состава, способности успешной коммуникации в условиях демократического государства;

• офицер должен уметь поддерживать и обеспечивать постоянную боевую и мобилизационную готовность сил (войск);

• офицера должны отличать активная творческая государственная позиция, умение проведения дискуссий, касающихся различных военных, военно-технических, военно-экономических, правовых и других вопросов, а также высокий уровень общей культуры, знание отечественной и мировой истории, литературы и искусства; владение более чем одним языком.

Нами рассмотрены общие требования, предъявляемые к выпускникам военных вузов, но кроме них имеются специфические требования для каждой специальности и различных уровней образования, согласно которым дипломированные офицерские кадры должны соответствовать профессиональным требованиям, значительно отличающимся друг от друга в зависимости от специальности и вида профессиональной деятельности.

Актуализирует рассматриваемую нами проблему то, что в числе видов профессиональной деятельности специалиста по военно-учетной специальности входит организационно-управленческая деятельность.

В Толковом словаре русского языка С.И. Ожегова компетентность определяется как «осведомленность, авторитетность», а компетенция имеет два значения:

1) Круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен.

2) Круг чьих-нибудь полномочий, прав. Здесь же приведено толкование слова «компетентный», что значит:

а) знающий, осведомленный в какой-нибудь области;

б) обладающий компетенцией [8].

Л.Н. Павлова понятие «компетентность» определяет, как умение активно использовать полученные личные и профессиональные знания и навыки в практической или научной деятельности [9].

Ю.Г. Татур, под компетентностью понимает интегральное свойство личности, характеризующее его стремление и способность (готовность) реализовать свой потенциал (знания, умения, опыт, личностные качества и др.) для успешной деятельности в определенной области [10].

Анализ существующих определений понятия «компетентность» привел нас к пониманию компетентности как целостной интегральной характеристики, совокупности компетенций, основанных на знаниях и приобретенном опыте, которая проявляется в практической деятельности в единстве с личностными качествами.

Управленческая компетентность на наш взгляд, является составной частью профессиональной компетентности офицера. Она представляет собой систему внутренних ресурсов офицера-управленца, необходимых для организации эффективного руководства подчиненным личным составом в любых условиях обстановки.

О.А. Кузнецова [2] в своей работе определяет управленческую компетентность как обладание не только определенными знаниями в области новейших теорий управления, но и практическими умениями и навыками.

Таюрский А.И. дает определение управленческой компетентности как готовности и способности руководителя выделять, точно формулировать, целостно и глубоко анализировать проблемы и находить из большего числа альтернативных подходов к их решению наиболее целесообразный и эффективный относительно конкретной ситуации. [11]

Т.В. Некрасова [6] под управленческой компетенцией понимает совокупность знаний, навыков, опыта, необходимых для управления организацией.

Лебедева Ю.И. [5] под управленческой компетентностью понимает - актуальное проявление в деятельности базовых и специальных компетенций:

• теоретические и практико-ориентированные знания, умения и навыки в области управления;

• осуществление опережающего планирования и моделирования;

• прогнозирования процессов обучения;

• управление собственной деятельностью;

• управление деятельностью учащихся в процессе обучения;

• управлению отбором и реализацией технологий обучения;

• управлению отбором содержания обучения;

• реализации управленческих функций в процессе обучения через совершенствование индивидуальных личностных качеств;

• самостоятельному приобретению новых знаний и умений в области управления;

• совершенствованию профессиональной компетентности на основе осмысления хода и результатов собственной деятельности.

Мы, опираясь на исследования [1; 3; 4 и др.], под управленческой компетентностью понимаем вид профессиональной компетентности, обеспечивающей выполнение офицером управленческих функций при организации повседневной деятельности подразделений и в ходе выполнения служебно-боевых задач.

Подводя итог вышесказанному, можно заключить, что сущность управленческой компетентности будущего офицера гармонично интегрирует профессиональную, педагогическую, психологическую, коммуникативную, правовую, экономическую, человековедческую, организационную, инновационную, аналитическую, стратегическую, интеллектуальную, психофизиологическую и психотерапевтическую составляющие, конкретизирующие и обогащающие ее содержание.

Список литературы

1. Коган Е.Я. Компетентностный подход и новое качество образования / Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию / Под ред. А.В. Великановой [Текст] / Е.Я. Коган. - Самара: Профи, 2001. С. 115.

2. Кузнецова О.А. Формирование управленческой компетентности у студентов специальности «Управление качеством»: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Тольятти, 2007. 220 с. РГБ ОД, 61:07-13/843.

3. Ладенко И.С. Интеллектуальные системы в целевом управлении [Текст] / И.С. Ладенко. Новосибирск, 1987. 195 с.

4. Ларионова Г.А. Компетенции в профессиональной подготовке студентов вуза [Текст] / Г. А. Ларионова: Монография. Челябинск: ЧГА, 2004. 171 с.

5. Лебедева Ю.И. Педагогические условия формирования управленческой компетентности // Молодежь и наука: сборник материалов VIII Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, посвященной 155-летию со дня рождения К.Э. Циолковского [Электронный ресурс] № заказа 7880 / Отв. ред. О.А. Краев. Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2012.

6. Некрасова Т.В. Педагогическая рефлексия в формировании управленческой компетенции менеджера [Текст] / Т.В. Некрасова // Известия УрГУ 2008. № 60. С. 178-182.

7. О стратегии развития России до 2020 года. Выступление Владимира Путина на расширенном заседании Государственного совета // Время новостей. - 11.02.2008. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kremlin.ru/news/3083. - Загл. с экрана.

8. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70 000 слов / С.И. Ожегов; Под ред. Н.Ю. Шведовой. - 21-е изд., перераб. и доп. М.: Рус. яз., 1989. 924 с.

9. Павлова Л.Н. Профессионально-педагогическая компетентность: понятие «управленческая компетентность педагога».

10. Татур Ю.Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования: Материалы ко второму заседанию методологического семинара. Авторская версия. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

11. Таюрский А.И. Факторы, влияющие на формирование управленческой компетентности руководителей образовательных учреждений всех уровней профессионального образования / А.И. Таюрский // Раздел Педагогика. Вестник ТГПУ 2009. Вып. 1 (79).

12. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 030901 Правовое обеспечение национальной безопасности (квалификация (степень) «специалист» // Утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 января 2011 г. № 39.

13. Филофеев О.А. Развитие самообразовательной деятельности курсантов военных высших учебных заведений [Текст]: автореф. дис. ...канд. пед. наук: 13.00.08 / Олег Александрович Филофеев. Москва, 2012. 24 с.

14. Шойгу С.К. Тезисы выступления Министра обороны Российской Федерации генерала армии С.К. Шойгу на международной конференции «Военные и политические аспекты европейской безопасности», 23-24 мая 2014 г. / С.К. Шойгу. - http://mil.ru/konf_evrodefence/ konferencia.htm

15. Юматов В.А. Профессиональная подготовка курсантов вузов внутренних войск МВД России к служебно-боевой деятельности в подразделениях специального назначения [Текст]: дис. .канд. пед. наук: 13.00.08 / Виталий Александрович Юматов. Санкт-Петербург, 2012. 177 с.

References

1. Kogan E.Ja. Kompetentnostnyj podhod i novoe kachestvo obrazovanija / Sovremennye pod-hody k kompetentnostno-orientirovannomu obrazovaniju / Pod red. A.V. Velikanovoj [Tekst] /

E.Ja. Kogan. Samara: Profi, 2001. P. 115.

2. Kuznecova O.A. Formirovanie upravlencheskoj kompetentnosti u studentov special'nosti «Up-ravlenie kachestvom»: dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.08. Tol>jatti, 2007. 220 p. RGB OD, 61:0713/843.

3. Ladenko I.S. Intellektual>nye sistemy v celevom upravlenii [Tekst] / I.S. Ladenko. Novosibirsk, 1987. 195 p.

4. Larionova G.A. Kompetencii v professional>noj podgotovke studentov vuza [Tekst] / G.A. Lari-onova: Monografija. Cheljabinsk: ChGA, 2004. 171 p.

5. Lebedeva Ju.I. Pedagogicheskie uslovija formirovanija upravlencheskoj kompetentnosti // Molo-dezh> i nauka: sbornik materialov VIII Vserossijskoj nauchno-tehnicheskoj konferencii studentov, aspirantov i molodyh uchenyh, posvjashhennoj 155-letiju so dnja rozhdenija K.Je. Ciolkovskogo [Jelektronnyj resurs] № zakaza 7880 / Otv. red. O.A. Kraev. Krasnojarsk: Sib. feder. un-t, 2012.

6. Nekrasova T.V. Pedagogicheskaja refleksija v formirovanii upravlencheskoj kompetencii mene-dzhera [Tekst] / T.V. Nekrasova // Izvestija UrGU. 2008. № 60. P. 178-182.

7. O strategii razvitija Rossii do 2020 goda. Vystuplenie Vladimira Putina na rasshirennom zaseda-nii Gosudarstvennogo soveta // Vremja novostej. - 11.02.2008. [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://kremlin.ru/news/3083. - Zagl. s jekrana.

8. Ozhegov S.I. Slovar> russkogo jazyka: 70 000 slov / S.I. Ozhegov; Pod red. N.Ju. Shvedovoj. -21-e izd., pererab. i dop. M.: Rus. jaz., 1989. 924 p.

9. Pavlova L.N. Professional'no-pedagogicheskaja kompetentnost': ponjatie «upravlencheskaja kompetentnost> pedagoga».

10. Tatur Ju.G. Kompetentnostnyj podhod v opisanii rezul>tatov i proektirovanii standartov vysshego professional>nogo obrazovanija: Materialy ko vtoromu zasedaniju metodologicheskogo seminara. Avtorskaja versija. M.: Issledovatel>skij centr problem kachestva podgotovki specialistov, 2004.

11. Tajurskij A.I. Faktory, vlijajushhie na formirovanie upravlencheskoj kompetentnosti rukovoditelej obrazovatel'nyh uchrezhdenij vseh urovnej professional'nogo obrazovanija / A.I. Tajurskij //Raz-del Pedagogika. Vestnik TGPU. 2009. Vyp. 1 (79).

12. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego professional'nogo obrazovanija po napravleniju podgotovki (special'nosti) 030901 Pravovoe obespechenie nacional>noj bezopas-nosti (kvalifikacija (stepen') «specialist» // utv. prikazom Ministerstva obrazovanija i nauki RF ot 17 janvarja 2011 g. № 39.

13. Filofeev O.A. Razvitie samoobrazovatel>noj dejatel>nosti kursantov voennyh vysshih uchebnyh zavedenij [Tekst]: avtoref. dis. ...kand. ped. nauk: 13.00.08 / Oleg Aleksandrovich Filofeev. -Moskva, 2012. 24 p.

14. Shojgu S.K. Tezisy vystuplenija Ministra oborony Rossijskoj Federacii generala armii S.K. Shojgu na mezhdunarodnoj konferencii «Voennye i politicheskie aspekty evropejskoj bezopasnosti», 2324 maja 2014 g. / S.K. Shojgu. - http://mil.ru/konf_evrodefence/konferencia.htm.

15. Jumatov V.A. Professional'naja podgotovka kursantov vuzov vnutrennih vojsk MVD Rossii k sluzhebno-boevoj dejatel'nosti v podrazdelenijah special'nogo naznachenija [Tekst]: dis. .. .kand. ped. nauk: 13.00.08 / Vitalij Aleksandrovich Jumatov. Sankt-Peterburg, 2012. 177 р.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Буряков Вадим Николаевич, преподаватель кафедры конституционного и административного права

Новосибирский военный институт внутренних войск им. генерала армии И.К. Яковлева МВД России

ул. Ключ-Камышенское плато 6/2, г. Новосибирск, 630114, Россия [email protected]

DATA ABOUT THE AUTHOR

Buriakov Vadim Nikolaevich, lecturer in constitutional and administrative law Novosibirsk military institute of internal armies named after Army General I.K. Yakovlev, Russian Interior Ministry

6/2, Klyuch-Kamyshenskoe plato st., Novosibirsk, 630114, Russia [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.