Научная статья на тему 'Формирование готовности будущих офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации к профессиональной деятельности в чрезвычайных ситуациях при изучении модуля военной подготовки'

Формирование готовности будущих офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации к профессиональной деятельности в чрезвычайных ситуациях при изучении модуля военной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
386
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EMERGENCY SITUATION / PROFESSIONAL READINESS / READINESS DEVELOPMENT / PROFESSIONAL WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ширшов Алексей Геннадьевич

Рассматривается формирование готовности будущих офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации к профессиональной деятельности в чрезвычайных ситуациях как многоэтапное комплексное обучение, которое осуществляется в тесной взаимосвязи военно-профессиональных дисциплин в соответствии с требованиями служебно-боевой деятельности, регламентированными нормативно-правовыми актами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ширшов Алексей Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the development of the readiness of future officers of National Guard Troops of the Russian Federation to professional work in emergency situations as a multiple stage complex learning that is realized in a close interrelation of military and professional disciplines according to the requirements of service and fighting work restricted by regulatory legal acts.

Текст научной работы на тему «Формирование готовности будущих офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации к профессиональной деятельности в чрезвычайных ситуациях при изучении модуля военной подготовки»

Development of innovative technologies in the system of additional education based on higher educational institutions

The article deals with the specificity of innovative technologies in the system of additional education and the development of practice orientedprofessional competencies of the staff in the institutions of different forms of property. The technologies are one of the key factors of highly skilled specialists training by allowing educational services to higher educational institutions according to the changing requirements of the modern labor market.

Key words: additional education, business-education, educational institution, pedagogical technology.

(Статья поступила в редакцию 10.09.2019)

А.Г. ширшов (новосибирск)

формирование готовности будущих офицеров войск национальной гвардии российской федерации к профессиональной деятельности в чрезвычайных ситуациях при изучении модуля военной подготовки

Рассматривается формирование готовности будущих офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации к профессиональной деятельности в чрезвычайных ситуациях как многоэтапное комплексное обучение, которое осуществляется в тесной взаимосвязи военно-профессиональных дисциплин в соответствии с требованиями служебно-боевой деятельности, регламентированными нормативно-правовыми актами.

Ключевые слова: чрезвычайная ситуация, профессиональная готовность, формирование готовности, профессиональная деятельность.

В условиях современного функционирования Российской Федерации значение такого фактора, как готовность офицера войск национальной гвардии российской Федерации к

'КИЕ науки -

профессиональной деятельности в чрезвычайных ситуациях (далее ЧС), значительно возросла. Опыт выполнения служебно-боевых задач (далее СБЗ) в регионах РФ показывает, что для действий по пресечению массовых беспорядков, проведению мероприятий по противодействию терроризму и обеспечению правового режима контртеррористической операции, принятию неотложных мер при чС по спасению граждан, обеспечению общественного порядка при проведении карантинных мероприятий во время эпидемий, связанных с резкими изменениями обстановки, большие группировки войск национальной гвардии РФ передислоцируются из одних регионов в другие на значительные расстояния с различными природными, климатическими условиями, общественно-политической и криминогенной обстановкой. На деле это означает, что будущий офицер войск национальной гвардии РФ при прохождении службы должен быть готов к действиям в повседневных условиях, при осложнении обстановки, режимах чрезвычайного положения, военного положения, правовом режиме контртеррористической операции, военного времени. Выполнение СБЗ в данных условиях связано с возможностью их решения в чС.

В федеральном законе РФ такие ситуации определяются как обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности людей. Изучением ЧС занимались ученые различных направлений, но в их исследованиях нет единства в ее понимании.

М. Аргайл считает: «Если мы хотим понимать какую-либо из этих ситуаций в той или иной степени, чтобы могли предсказать или объяснить последовательность событий в ней, мы нуждаемся в том, чтобы знать больше» [6]. Согласно точке зрения Н.Н. Бруш-линского, В.П. Семикова, ЧС - это реальное проявление опасностей современного мира, которые имеют крупные последствия, оказывающие существенное влияние на экономику, политику, социальную жизнь административно-территориальной единицы, региона, страны [3].

О Ширшов А.Г., 2019

ИЗВЕСТИЯ ВГПУ

Для нас особый интерес представляет трактовка ЧС, предложенная Б.Н. Порфирьевым. Он определяет ее как внешне неожиданную, внезапно возникающую обстановку, характеризующуюся неопределенностью и сложностью принятия решения, остроконфликтно-стью и стрессовым состоянием населения, значительным социально-экономическим и экологическим ущербом, прежде всего человеческими жертвами, и вследствие этого необходимостью крупных людских, материальных и временных затрат на проведение эва-куационно-спасательных работ и ликвидации многообразных негативных последствий [2].

A.A. Ясманов и О.П. Иванов дают собственное определение ЧС. Их трактовка схожа с позицией Б.Н. Порфирьева. Под ЧС ими понимается обстановка, особые обстоятельства, предшествующие широкомасштабному событию с негативными последствиями [5].

Английский ученый В. Маршалл ЧС трактует как комплекс событий, протекание или результат которых приводит к реализации в чрезвычайном районе нормального жизнеобеспечения, функционирования систем управления и связи, а также экологического равновесия, обуславливает необходимость привлечения внешних по отношению к району ЧС сил и средств [4].

Изучая ЧС, Л.И. Василькевич также дает определение, которое заслуживает внимания. Он трактует ее как обстановку на объекте или определенной части территории, которая сложилась в результате происшествия и бедствий природного, экологического, техногенного, социального и иного характера и которая привела либо может привести к значительному ущербу, человеческим жертвам и нарушению условий жизнедеятельности [1]. Чрезвычайная ситуация в нашем исследовании понимается как исключительная обстановка на определенной территории, вызванная угрозами природного, техногенного или социального характера, способными повлечь за собой ущерб природной среде, человеческие и материальные потери.

Решение приоритетных задач в предупреждении и ликвидации ЧС, порожденных природой и обществом, возложено на системы Министерства обороны РФ, Министерства внутренних дел рФ, Федеральной службы войск национальной гвардии РФ, Министерства чрезвычайных ситуаций РФ и Федеральной службы безопасности РФ. Войска национальной гвардии РФ, выполняя СБЗ повседневно-

го характера, должны быть постоянно готовы к действиям при возникновении ЧС.

Эти ситуации существенно изменяют содержание и режим служебно-боевой деятельности (далее СБД) войск национальной гвардии РФ, предопределяют необходимость использования новых форм и способов действий войск национальной гвардии РФ, методов руководства и управления. В данных условиях сдвигаются приоритеты повседневно выполняемых СБЗ, резко повышаются роль и значимость оперативности, единоначалия, концентрируются и задействуются силы и средства для разрешения чС.

Формирование готовности будущих офицеров войск национальной гвардии РФ к профессиональной деятельности в чС является важнейшей составной частью образовательной деятельности подготовки в стенах военных образовательных организаций высшего образования (далее - ВООВО) в современной обстановке, т. к. данная психолого-педагогическая проблема очень тесно связана с приобретением обучающимися в процессе освоения профессиональной образовательной программы знаний, умений, навыков и формированием компетенции определенного уровня и объема, позволяющей вести профессиональную деятельность в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина.

В ВООВО дисциплина «Правоохранительные органы» направлена на формирование у будущих офицеров войск национальной гвардии РФ правовой культуры, понимания места и роли служебно-боевой деятельности войск национальной гвардии по обеспечению безопасности личности, общества и государства посредством изучения действующего законодательства, регулирующего правоохранительную деятельность и устройства органов, ее осуществляющих. Это связано с подготовкой офицера, обладающего знаниями по теории и практике применения подразделений, караулов и войсковых нарядов при выполнении возложенных на них служебно-боевых задач в различных условиях: повседневных, режимов чрезвычайного положения, правового режима контртеррористической операции, военного времени, осложнения обстановки*.

* Рабочая учебная программа изучения дисциплины «Правоохранительные органы» по специальности 40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности» (2018).

Повседневные условия характеризуются отсутствием непосредственных угроз государственной и общественной безопасности РФ. Войска национальной гвардии РФ выполняют законодательно возложенные задачи в соответствии с утвержденными планами.

Режимы чрезвычайного положения, военного положения и правовой режим контртеррористической операции вводятся при наличии обстоятельств, определенных законодательством РФ, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю РФ, суверенитету и территориальной целостности страны и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер.

Военное время наступает с момента объявления войны или фактического начала военных действий против РФ. Ему предшествует период непосредственной угрозы агрессии, который характеризуется созданием предпосылок для ее осуществления.

Осложнение обстановки характеризуется возникновением чС и обстоятельств, неблагоприятное развитие которых может привести к необходимости введения особых правовых режимов. К таким ситуациям (обстоятельствам) относятся:

- деятельность преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, которая может вызвать дестабилизацию социально-политической обстановки;

- перерастание протестных акций в массовые беспорядки и иные противоправные насильственные действия;

- угроза совершения террористического акта;

- противоправные действия в отношении критически важных, особо важных, режимных, важных государственных объектов, объектов органов государственной власти, местного самоуправления и их представителей (должностных лиц), собственных объектов войск национальной гвардии РФ;

- подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований (бандгрупп, диверсионно-разведывательных формирований иностранных государств или наемников);

- побег из-под стражи задержанных лиц, представляющих угрозу безопасности граждан и общественному порядку, а также массовые беспорядки в учреждениях исполнения наказаний;

- нарушение государственной границы;

- эскалация межнациональных, межконфессиональных и региональных конфликтов;

КИЕ НАУКИ -

- ЧС природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварии, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий.

«В период изучения дисциплины "Правоохранительные органы" будущие офицеры войск национальной гвардии РФ овладевают компетенциями, направленными на формирование способности выполнять профессиональные задачи в различных условиях: повседневных, осложнения обстановки, режимов чрезвычайного положения, правового режима контртеррористической операции, военного времени, оказывать первую помощь, обеспечивать личную безопасность и безопасность граждан в процессе решения СБЗ»*.

дисциплина «Правоохранительные органы» применительно к формированию готовности будущих офицеров войск национальной гвардии РФк профессиональной деятельности в ЧС предполагает изучение:

- основ СБДВНГ РФ и управления подразделением при выполнении СБз;

- оснований и условий, а также порядка применения физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники личным составом караулов и войсковых нарядов при выполнении СБз;

- назначения караулов, застав и войсковых нарядов для выполнения СБз при возникновении чрезвычайных обстоятельств (далее ЧО);

- порядка организации и несения боевой службы, а также действия караулов (войсковых нарядов) при возникновении ЧО на охраняемых объектах, баз хранения ресурсов Министерства внутренних дел РФ, специальных грузах, сооружениях на коммуникациях;

- порядка организации и несения службы взводом по обеспечению общественной безопасности при проведении массовых мероприятий;

- действий войсковых нарядов при пресечении массовых беспорядков в населенных пунктах.

* Основная профессиональная образовательная программа Федеральной государственной казенной военной образовательной организации высшего образования войск национальной гвардии Российской Федерации по специальности 40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности», утверждена начальником Новосибирского военного института имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации (2017).

Будущие офицеры войск национальной гвардии РФ получают практику в управлении:

- дежурным подразделением и караулом при самовольном оставлении военнослужащим места несения боевой службы с оружием, проникновении нарушителя на охраняемый объект (с объекта), при нападении на охраняемый объект, военный городок, при пожаре (взрыве, аварии) на охраняемом объекте;

- заставой при осложнении обстановки;

- взводом (дежурным подразделением) при возникновении Чо на охраняемом объекте и вблизи него;

- резервным караулом по охране и обороне специального груза при решении внезапно возникающих задач.

Кроме того, они организуют и выполняют СБз в должности командира патрульной роты по участию в специальной операции по пресечению массовых беспорядков в населенном пункте, решают тактические эпизоды в ходе несения боевой службы заставы при проведении специальной операции и по обеспечению правовых режимов.

В результате обучения по дисциплине «Правоохранительные органы» выпускник по военно-учетной специальности 370300 «Слу-жебно-боевое применение соединений, воинских частей и подразделений войск национальной гвардии РФ» в соответствии с задачами профессиональной деятельности применительно к выполнению СБЗ в ЧС должен*:

• знать:

- назначение караулов, застав, гарнизонов и войсковых нарядов, наряжаемых от подразделений войск национальной гвардии РФ при выполнении СБЗ и тактику их действий в повседневных условиях, условиях осложнения обстановки, режимов чрезвычайного положения, правового режима контртеррористической операции, военного времени;

- цели, задачи и мероприятия инженерного обеспечения служебно-боевого применения воинских частей и подразделений войск национальной гвардии РФ, а также привлекаемые

* Квалификационные требования к военно-профессиональной подготовке выпускников военных образовательных организаций высшего образования войск национальной гвардии Российской Федерации по военно-учетной специальности 370300 «Служебно-боевое применение соединений, воинских частей и подразделений войск национальной гвардии» (утверждены директором Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации - главнокомандующим войсками национальной гвардии Российской Федерации) (2017).

силы и средства для их выполнения в повседневных условиях, при осложнении обстановки, режимов чрезвычайного положения, военного положения, правового режима контртеррористической операции, военного времени;

- особенности выполнения профессиональных задач в условиях ЧС при авариях (разрушениях) радиационно, химически и биологически (далее РХБ) опасных объектах;

- правила и принципы оказания медицинской помощи военнослужащим;

- систему гарантий административных прав и свобод человека и гражданина РФ и механизм их обеспечения, в том числе в условиях чрезвычайного положения и в период вооруженных конфликтов; правовые основания ограничения прав человека в деятельности правоохранительных органов;

• уметь:

- управлять личным составом подразделения при выполнении СБЗ в различных условиях: повседневных, осложнения обстановки, режимов чрезвычайного положения, правового режима контртеррористической операции, военного времени;

- организовывать и проводить работу по соблюдению личным составом требований безопасности, предупреждению гибели и травматизма среди личного состава на боевой службе;

- организовывать мероприятия инженерного обеспечения, производить расчеты для выполнения задач инженерного обеспечения СБД подразделений войск национальной гвардии РФ в повседневных условиях, при осложнении обстановки, режимов чрезвычайного положения, военного положения, правового режима контртеррористической операции, военного времени;

- действовать в условиях аварий (разрушений) на РХБ опасных объектах;

- оказывать первую помощь при ранениях, кровотечениях, отравлениях, ожогах и отморожениях, поражениях электрическим током и травмах, владеть техникой проведения реанимационных мероприятий;

• владеть:

- навыками в руководстве боевой службой личного состава взвода (роты) при выполнении СБЗ в караулах и войсковых нарядов в повседневных условиях, при осложнении обстановки, в условиях режимов чрезвычайного положения, военного положения, правового режима контртеррористической операции, военного времени;

- навыками в оказании первой помощи при неотложных состояниях и проведении реанимационных мероприятий;

- навыками использования индивидуальных средств медицинской защиты военнослужащими при применении противником оружия массового поражения.

Формирование готовности у будущих офицеров войск национальной гвардии РФ к профессиональной деятельности в ЧС представляет собой многоэтапное комплексное обучение, которое осуществляется в тесной взаимосвязи дисциплин образовательной деятельности. Во взаимосвязи и взаимодействии с другими дисциплинами формируется готовность будущих офицеров войск национальной гвардии РФ к перенесению экстремальных физических и психических нагрузок в период профессиональной деятельности, повышает устойчивость обучающихся к воздействию неблагоприятных факторов в различных условиях: повседневных, осложнения обстановки, режимов чрезвычайного положения, военного положения, правового режима контртеррористической операции, военного времени, что реализует выполнение требований государственного образовательного стандарта к уровню подготовки выпускников вузов ВНГ РФ, направленных на формирование готовности к профессиональной деятельности в ЧС.

1. тактика служебно-боевого применения подразделений. Применительно к готовности осуществлять профессиональную деятельность в ЧС будущие офицеры войск национальной гвардии РФ изучают:

- приемы и способы передвижения военнослужащих на поле боя, а также сочетание ведения огня с движением при выполнении

СБз;

- действия в оборонительном бою, при отражении атаки противника, при налете самолетов (вертолетов), артиллерийском (минометном) обстреле;

- порядок выдвижения к объекту атаки по пересеченной местности со стрельбой на ходу, преодоление инженерных заграждений и естественных препятствий, действия при остановке атаки, уничтожение противника огнем и гранатами, в рукопашном бою;

- порядок действий при обнаружении мин-но-взрывных заграждений, встрече с группами противника, при нападении противника из засады, обнаружении очагов пожаров, участков заражений (разрушений), поиск путей обхода;

'КИЕ науКИ -

- порядок ведения обороны и наступления в населенном пункте, северных районах и зимой, лесисто-болотистой местности, горных и пустынных районах.

Актуальность для готовности осуществлять профессиональную деятельность в ЧС заключается в «формировании военно-профессиональных и профессионально-специализированных компетенций, позволяющих будущим офицерам войск национальной гвардии РФ уверенно управлять подразделениями в бою и специальной операции»*.

Прикладной характер заключается в обучении будущих офицеров войск национальной гвардии РФ индивидуальной тактике и тактике действий подразделений войск национальной гвардии РФ при решении служебно-боевых задач, в том числе при ЧС.

2. Инженерное обеспечение СБД войск национальной гвардии. Применительно к готовности осуществлять профессиональную деятельность в ЧС будущие офицеры войск национальной гвардии РФ изучают:

- цели и задачи инженерного обеспечения при выполнении СБз, порядок применения средств инженерного вооружения при их выполнении, особенности выполнения задач инженерного обеспечения при ведении боя, в особых условиях и в населенном пункте, при участии подразделений в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности при проведении массовых мероприятий, при возникновении массовых беспорядков;

- особенности инженерного обеспечения участия воинских частей и подразделений в ликвидации последствий ЧС техногенного и природного характера, охраны важных государственных объектов, баз хранения ресурсов мВд РФ, сооружений на коммуникациях и специальных грузов;

- порядок подготовки и проведения взрывных работ, меры при предосторожности при взрывании, средства взрывания, их характеристики, устройство и применение;

- назначение, тактико-технические характеристики, общее устройство, принцип действия, порядок установки и обезвреживания (уничтожения) противотанковых, противопехотных мин;

* Рабочая учебная программа изучения дисциплины «Тактика служебно-боевого применения подразделений» по специальности 40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности» (2018).

- минно-взрывные устройства, применяемые незаконными вооруженными формированиями при минировании путей движения войск, местности и объектов, способы и вероятные места их установки, демаскирующие признаки, особенности поиска и уничтожения минно-взрывных устройств;

- порядок инженерного оборудования районов расположения воинских частей и подразделений при выполнении СБЗ в отрыве от пунктов постоянной дислокации, инженерное оборудование пунктов временной дислокации и объектов, принимаемых под охрану, мест несения службы подразделениями и войсковыми нарядами при выполнении СБЗ в отрыве от пунктов постоянной дислокации;

- порядок работы должностных лиц в организации, подготовке и управлении инженерно-разведывательным дозором при ведении инженерной разведки в ходе выполнения СБЗ, проверки на минирование участков местности и объектов, порядок уничтожения обнаруженных взрывоопасных предметов;

- особенности инженерного обеспечения участия действий воинских частей и подразделений в специальных операциях по задержанию вооруженных и особо опасных преступников (вооруженных дезертиров), по пресечению массовых беспорядков в населенных пунктах, по разоружению (пресечению деятельности) незаконных вооруженных формирований, по пресечению массовых беспорядков в исправительных учреждениях;

- особенности инженерного обеспечения действий воинских частей и подразделений в пограничных поисках и операциях.

они также проводят практические взрывные работы, получают практику в устройстве минно-взрывных заграждений.

Актуальность для готовности осуществлять профессиональную деятельность в ЧС заключается в «подготовке будущего офицера войск национальной гвардии РФ, который владеет теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями по выполнению задач инженерного обеспечения, способного умело действовать в чрезвычайных ситуациях при выполнении поставленных СБЗ»*.

Прикладной характер заключается в том, что посредством обучения у будущего офицера войск национальной гвардии РФ формиру-

* Рабочая учебная программа изучения дисциплины «Инженерное обеспечение СБД войск национальной гвардии» по специальности 40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности» (2018).

ются знания, умения и навыки в организации инженерного обеспечения, руководства личным составом подразделения в соответствии с их служебно-боевым предназначением в повседневных условиях, условиях осложнения обстановки, режимов чрезвычайного положения, военного положения, правового режима контртеррористической операции, военного времени, умеющего практически организовать и контролировать выполнение задач инженерного обеспечения в ЧС, знающего основы инженерного обеспечения при подготовке и ведении современного боя.

3. Огневая подготовка. Применительно к готовности будущих офицеров войск национальной гвардии РФ осуществлять профессиональную деятельность в ЧС изучают:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- устройство стрелкового оружия, боеприпасов, гранат;

- основы и правила стрельбы из стрелкового оружия и гранатометов, приемы и способы его боевого применения;

- способы переноса огня с одной цели на другую по фронту и в глубину с изменением положений для стрельбы, передвижений с удержанием оружия в различных положениях готовности;

- способы тактического перезаряжания оружия и устранения задержек;

- способы перехода с основного оружия на резервное с изменением положений для стрельбы;

- способы стрельбы из-за укрытий с изменением положений для стрельбы;

- способы ведения огня из нестандартных (неудобных) положений;

- приемы ведения стрельбы в движении;

- задержки при стрельбе из стрелкового оружия и способы их устранения.

Будущие офицеры войск национальной гвардии РФ также:

- выполняют практические стрельбы из стрелкового оружия, гранатометов, вооружения бронетранспортеров и метание боевых гранат;

- совершенствуют тактическую и огневую выучку при выполнении СБЗ в повседневных условиях, при осложнении обстановки, в условиях режимов чрезвычайного положения, военного положения, правового режима контртеррористической операции, военного времени.

Актуальность для готовности осуществлять профессиональную деятельность в ЧС заключается в «психологической, тактической и технической готовности будущего офицера войск национальной гвардии РФ к слаженным

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ нАУКИ

действиям лично, в составе подразделений (войсковых нарядов, элементов боевого порядка (нарядов) при выполнении СБз по предназначению и в особых условия (в условиях ограниченной видимости, городской застройки, на транспорте, горно-лесистой местности, резких изменениях обстановки), его тактической и огневой выучки действовать самостоятельно, в составе подразделений (войсковых нарядов, элементов боевого порядка) при выполнении СБз в различных условиях обстановки, приближенных к реальным боевым действиям (при огневом контакте)»*.

Прикладной характер заключается в том, что посредством обучения у будущего офицера войск национальной гвардии РФ совершенствуются огневое мастерство и умение вести меткий огонь на все дальности и в быстром темпе, поражать цели с первого выстрела, очереди, упреждать противника в открытии огня, широко применять маневр огнем и добиваться наиболее эффективного использования вооружения в зависимости от обстановки и условий стрельбы.

4. Физическая подготовка. Применительно к готовности осуществлять профессиональную деятельность в ЧС будущие офицеры войск национальной гвардии РФ изучают:

- порядок преодоления горизонтальных и вертикальных препятствий;

- технику бега на короткие, средние и длинные дистанции, по пересеченной местности, способам переноски оружия;

- пути и методы воспитания морально-психологических качеств в процессе физической подготовки.

Будущие офицеры войск национальной гвардии РФ также:

- проходят обучение и тренировку приемов и действий, входящих в комплекс боевых приемов, оказания помощи утопающему;

- осваивают способы плавания в обмундировании с индивидуальными спасательными средствами, с оружием;

- совершенствуют навыки в передвижении на лыжах по пересеченной местности.

Актуальность для готовности осуществлять профессиональную деятельность в ЧС заключается в «физической подготовленности будущего офицера войск национальной гвардии РФ для выполнения служебно-боевых (оперативно-служебных, служебных, боевых) задач, должностных (служебных) обязанностей

* Рабочая учебная программа изучения дисциплины «Огневая подготовка» по специальности 40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности» (2018).

в соответствии с их предназначением, развитием, совершенствованием и поддержанием базовых физических качеств будущему офицеру войск национальной гвардии необходимо формировать военно-прикладные, служебно-прикладные и двигательные навыки, а также устойчивые навыки владения боевыми приемами с учетом особенностей выполнения СБЗ, укреплять здоровье и закаливать организм, повышать устойчивость организма к негативным факторам внешней среды и профессиональной деятельности»**.

Прикладной характер состоит в том, что будущий офицер войск национальной гвардии РФ должен быть психически устойчив, г о -т о в к экстремальным физическим и психическим нагрузкам в условиях выполнения СБЗ.

Таким образом, анализ содержания профессиональной подготовки будущих офицеров ВНГ РФ в контексте формирования их готовности к профессиональной деятельности в ЧС показал, что:

- формирование готовности будущих офицеров ВНГ РФ к профессиональной деятельности в ЧС представляет собой функционально значимую, востребованную практикой СБД ВНГ РФ;

- в рамках отдельных дисциплин, в первую очередь военно-профессиональных («Правоохранительные органы», «Тактика служебно-боевого применения подразделений», «Огневая, физическая подготовка» и др.), присутствуют компоненты формирования готовности будущих офицеров ВНГ РФ к действиям в чрезвычайных обстоятельствах.

Исходя из вышеизложенного, мы полагаем, что необходимо осуществить теоретическое обоснование и разработку педагогической методики формирования готовности к профессиональной деятельности в ЧС, которая позволит в рамках существующей системы профессионального образования будущих офицеров войск национальной гвардии РФ решить педагогическую задачу - осуществить подготовку обучающихся в вузах войск национальной гвардии РФ к профессиональной деятельности в ЧС.

Список литературы

1. Василькевич Л.И. Чрезвычайная ситуация: определение и сущность // Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях. 1991. Вып. 6. С. 48-51.

** Рабочая учебная программа изучения дисциплины «Физическая подготовка» по специальности 40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности» (2018).

2. Порфирьев Б.Н. Организация управления в чрезвычайных ситуациях. М.: Наука, 1991.

3. Природные катастрофы России: моногр.: в 6 т. / под общ. ред. В.И. Осипова, С.К. Шойгу. М.: Круг, 2000.

4. Хрестоматия. Психология социальных ситуаций / сост. и общ. ред. Н.В. Гришиной. СПб.: Питер, 2001.

5. Ясманов A.A., Иванов О.П. Природные катастрофы. Генезис, типология понятий, классификация // Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях. 1991. Вып. 6. С. 5-6.

6. Argyle M., Furnham A., Graham J.A. Social

Situations. Cambridge univ. press, 1981. Р. 14-86. * * *

1. Vasil'kevich L.I. Chrezvychajnaya situaciya: opredelenie i sushchnost' // Problemy bezopasnosti pri chrezvychajnyh situaciyah. 1991. Vyp. 6. S. 48-51.

2. Porfir'ev B.N. Organizaciya upravleniya v chrezvychajnyh situaciyah. M.: Nauka, 1991.

3. Prirodnye katastrofy Rossii: monogr.: v 6 t. / pod obshch. red. V.I. Osipova, S.K. Shojgu. M.: Krug, 2000.

4. Hrestomatiya. Psihologiya social'nyh situacij / sost. i obshch. red. N.V. Grishinoj. SPb.: Piter, 2001.

5. Yasmanov A.A., Ivanov O.P. Prirodnye katastrofy. Genezis, tipologiya ponyatij, klassifikaciya // Problemy bezopasnosti pri chrezvychajnyh situaciyah. 1991. Vyp. 6. S. 5-6.

Development of the readiness of future officers of National Guard Troops of the Russian Federation to professional work in emergency situations in the process of studying the model of military training

The article deals with the development of the readiness of future officers of National Guard Troops of the Russian Federation to professional work in emergency situations as a multiple stage complex learning that is realized in a close interrelation of military and professional disciplines according to the requirements of service and fighting work restricted by regulatory legal acts.

Key words: emergency situation, professional readiness, readiness development, professional work.

(Статья поступила в редакцию 23.08.2019)

р.я. АББАСов

(Москва)

определение функций английского глагола would в современных учебных пособиях

В языке есть слова, выполняющие различные функции и называемые полифункциональными. К их числу относится глагол would, выступающий как в роли вспомогательного для образования косвенных наклонений, так и в качестве модального. Это должно находить отражение в пособиях, рассмотрение которых приводит к выводу, что они не способствуют формированию у их читателей полного представления о реальном существовании слова как полифункционального.

Ключевые слова: полифункциональный, вспомогательный, модальный, грамматика, пособия, would.

Изучение функций языковых единиц проводится в рамках функционального подхода к грамматике, согласно которому они способны выполнять в языке определенные назначения для достижения определенной цели [3, с. 565].

Полифункциональность - явление, охватывающее системы разных языков, в том числе английского и русского. Например, в русском языке совпадают по форме, но являются разными частями речи слова напротив (напр.: Я живу напротив аптеки. Аптека находится напротив); английские предлоги up, on, in бытуют в языке наряду с аналогично звучащими наречиями и т. д. В английском языке многие глагольные формы отличаются полифункциональностью [2, с. 15].

При использовании языка во всем его многообразии необходимо учитывать различие в функциях, выполняемых полифункциональными словами. Такие полифункциональные слова, как глагол would, который не только служит для образования форм косвенного наклонения, но также является модальным глаголом, выражающим определенные модальные значения, требуют определения выражаемых ими функций в том или ином случае. Очевидно, что это должно находить отражение в материалах для изучающих английский язык: пособиях по грамматике, словарях и справочниках. Это представляется особенно важным,

О Аббасов Р.Я., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.