Юридические науки
УДК 34
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ
ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ
П.В. Сабанин, Главное управление Росгвардии по г. Москве (Москва, Россия), e-mail: [email protected]
Аннотация. В данной работе рассмотрены основные проблемы и перспективы противодействия терроризму в деятельности Федеральной службы войск национальной гвардии РФ.
Ключевые слова: Противодействие терроризму, национальная гвардия, антитеррористическая деятельность.
FEDERAL SERVICE OF TROOPS OF NATIONAL GUARDS OF THE RUSSIAN FEDERATION: PROBLEMS AND PERSPECTIVES OF ACTIVITIES IN FIELD OF COUNTERING TERRORISM
Abstract. In this paper, the main problems and perspectives of countering terrorism in the activities of the Federal Service of Troops of the National Guard of the Russian Federation are considered.
Keywords: counteraction to terrorism, national guard, antiterrorist activity.
Современная международная обстановка, миграционная политика отдельных держав, нахождение военного контингента на территории Сирийской арабской республики подтверждают, что терроризм и его проявления являются актуальной проблемой, требующей постоянного внимания [2]. В России одной из силовых структур, в чью компетенцию входят обязанности по противодействию терроризму, стала Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации [5].
Указанная деятельность содержит в себе и стратегические, и тактические компоненты. Профилактикой террористических проявлений в данном вопросе считается «осуществление контрольных функций за выполнением собственников объектов мероприятий, направленных на их антитеррористическую защищенность». Данная работа направлена не только на охраняемые объекты, которые войска национальной гвардии Российской Федерации осуществляют на договорной основе, но и на объекты топливно-энергетического комплекса (далее -объекты ТЭК). В соответствии с Федеральным законом от 22.06.2016 № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» [5] и Указом президента Российской Федерации от 30.09.2016 № 510 «О Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации» [4] контроль (надзор) за обеспечением безопасности объектов ТЭК возложен на войска национальной гвардии Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» требования обеспечения безопасности объектов ТЭК обязательны для исполнения, поскольку их соблюдение обеспечивает инженерно-техническую безопасность объектов топливно-энергетического комплекса, антитеррори-
стическую защищенность объектов ТЭК, а также комплексной защиты от актов незаконного вмешательства.
Практика показывает, что контроль (надзор) за обеспечением безопасности объектов ТЭК выполняется не в рамках Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ [3], а определен постановлением Правительства Российской Федерации от 20.10.2016 № 1067 «Правила
Ж V /—' V V V |—V V V А
осуществления Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации и ее территориальными органами федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» (далее - Правила). В соответствии с Правилами мероприятия по государственному контролю (надзору) включают в себя действия должностного лица, либо лиц органа государственного контроля (надзора) по рассмотрению документов субъекта ТЭК, проверке объектов топливно-энергетического комплекса на предмет соответствия их состояния требованиям обеспечения безопасности объектов ТЭК и антитеррористической защищенности объектов ТЭК в соответствии с Федеральным законом "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" [6]. Сотрудниками войск территориального органа Росгвардии государственный контроль (надзор) осуществляется путем проведения документарных и выездных проверок, которые могут носить плановый и внеплановый характер, продолжительностью не более 20 рабочих дней, за исключением случаев указанных в Правилах.
В соответствии с пунктом 19.8 Устава Федерального государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по г. Москве», утвержденный приказом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 30.09.2016 г. № 278, подразделения вневедомственной охраны вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации (далее - ВО ВНГ) имеют право принимать участие в установленном нормативно-правовыми актами Росгвардии порядке в осуществлении федерального государственного контроля за обеспечением безопасности объектов ТЭК.
Рассматривая возможность участия сотрудников ВО ВНГ в деятельности, направленной на осуществление федерального государственного контроля за обеспечением безопасности объектов ТЭК можно отметить, что их участие возможно только в качестве экспертов в области обеспечения инженерно-технической защищенности объектов. Это обусловлено тем, что, в г. Москва большое количество объектов ТЭК находится под охраной подразделений ВО ВНГ РФ. Подразделения ВО ВНГ РФ, с целью выполнения своей функции должны вступать с собственников объекта ТЭК в договорные отношения, регулируемые ГК РФ. При заключении административного договора должны быть четко определены критерии установленных требований инженерно-технической укрепленности объекта, сроки выполнения необходимых мероприятий, права и ответственность сторон, урегулирование споров. Условия договора обязательны для исполнения обеими сторонами. В такой ситуации сотрудник ВО ВНГ РФ является в определенным смысле «заложником» договора. Его привлечение в качестве должностного лица, осуществляющего в федеральный государственный контроль за обеспечением безопасности объектов ТЭК, находящихся под охраной ВО ВНГ РФ, является нарушением договорных отношений. Это подтверждается пунктами 7.2 и 7.3 типового договора на охранные услуги размещенного на официальном сайте ФГКУ «УВО ВНГ России по городу Москве» [1] порядок урегулирования споров и разногласий разрешается направлением претензии или передачей спора на разрешение в Арбитражный суд города Москвы.
В соответствии с п 53 Правил осуществления федерального государственного контроля за обеспечением безопасности объектов ТЭК по результатам проверки (в случае выявления нарушения требований обеспечения безопасности объектов ТЭК) должны осуществляться следующие процессуальные действия (за исключением указанных в Правилах случаев):
1) выдача обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений в обеспечении безопасности объектов ТЭК;
2) составление протоколов об административных правонарушениях в порядке и по основаниям, предусмотренным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
3) контроль за устранением выявленных нарушений в обеспечении безопасности объектов ТЭК, их предупреждению и предотвращению.
Указанные выше меры административного воздействия по своей сущности выходят за рамки договорных отношений, и по формальным признакам не могут принуждать к выполнению каких-либо дополнительных работ или обязанностей, не установленных договором.
На примере Устава ФГКУ «УВО ВНГ России по Свердловской области», утвержденный приказом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 30.09.2016 г. № 268 (далее - Устав), рассмотрим вопрос об осуществлении экспертной деятельности. В соответствии с пунктами 19.29 и 19.29.4 Устава она регламентирована только в отношении охраняемых объектов, что полностью соответствует полномочиям Росгвардии (пункт 27 Положения о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 30.09.2016 № 510).
Анализ подзаконных актов показал противоречия в полномочиях сотрудников ВО ВНГ. В соответствии с пунктом 26 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, утвержденными постановление Правительства РФ от 25 марта 2015 г. № 272 (далее - Требования) контроль за их выполнением возложен на территориальные органы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации. В соответствии с пунктом 35 Требований должностное лицо территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, проводящее проверку имеет право выдавать, руководителю объекта предписание об устранении выявленных недостатков. Пункт 19.14 Устава указывает, что сотрудники ВО ВНГ осуществляют выдачу руководителям и должностным лицам объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительства Российской Федерации, предписания о соблюдение установленных требований инженерно-технической защищенности. Данные полномочия не реализуют всех функций контроля антитеррористической защищенности объекта, например, в соответствии с Требованиями, по мимо инженерно-техническим средствам охраны, она достигается путем проведения мероприятий по защите информации (следовательно, должностное лицо осуществляющее проверку должно проверить и эту позицию). В соответствии с пунктом 19.19 Устава, ВО ВНГ имеет право участвовать в осуществлении мероприятий по контролю за выполнением требований к антитеррористической защищенности объектов, который проводит
V ^ V V V I—\ V V А
территориальный орган Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации. Сотрудники ВО ВНГ могут оказывать практическую помощь должностному лицу территориального органа осуществлять проверку, но осуществлять ее самостоятельно нет.
Соответственно, представитель ВО ВНГ не вправе выписывать предписание об устранении выявленных недостатков, поскольку это является нарушением условий заключенного административного договора
Согласно перечисленным выше фактам можно отметить, что переход подразделений вневедомственной охраны из структуры МВД России в войска национальной гвардии Российской Федерации в уставные документы подразделений ВО ВНГ на региональном уровне были включены полномочия, которые сотрудники ВО ВНГ не могут осуществлять без нарушения требований нормативно-правовых актов. В документы, регламентирующие настоящую деятельность ВО ВНГ, были перенесены основания и требования, которые были актуальными для вневедомственной охраны МВД РФ, что негативно влияет на осуществление должностных обязанностей сотрудников ВО ВНГ. Для устранения данных противоречий, сотрудникам ВО ВНГ необходимо четкое разграничение обязанностей, которые непосредственно связаны с охраной имущества физических и юридических лиц на договорной основе, объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, в соответствии с Перечнем, утвержденным Правительством РФ, участие в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности с обязанностями, которые могут быть выполнены в полном объеме только территориальным органом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации. На наш взгляд, экономические затраты на данные мероприятия минимальны, поскольку в штате подразделений ВО ВНГ уже имеются структурные подразделения, которые занимаются по сути указанными направлениями деятельности.
В заключении необходимо подчеркнуть, что для качественного выполнения своих профессиональных функций, сотрудники территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации должны быть более информированы об актуальных изменениях законодательства [2], поскольку своевременное правовое обеспечение, позволит более оперативно и объективно применять в практической деятельности нормы правоприменительных актов, регулирующих сферу деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации.
Литература:
1. Главное управление МВД России по г. Москве. URL: https://77.xn--b1aew.xn--p1ai/
2. Лакомова А.А., Хусяинов Т.М. Значение правового просвещения в современной России // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2016. № 2. С. 15-21.
3. Сабанин П.В. Проблемы государственного контроля за состоянием инженерно-технической укрепленности объектов // Наука. Мысль. 2016. № 9. С. 132-136.
4. Указ президента Российской Федерации от 30.09.2016 № 510 «О Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации» // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс».
5. Федеральный закон от 03.07.2016 № 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс».
6. Федеральный закон от 21.07.2011 № 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" // Российская газета - Федеральный выпуск. 2011. №5537 (161). URL: https://rg.ru/2011/07/26/tek-dok.html
References:
1. Glavnoe upravlenie MVD Rossii po g. Moskve. URL: https://77.xn--b1aew.xn--p1ai/
2. Lakomova A.A., Khusyainov T.M. Znachenie pravovogo prosveshcheniya v sovremennoi Rossii // Vestnik po pedagogike i psikhologii Yuzhnoi Sibiri. 2016. № 2. S. 15-21.
3. Sabanin P.V. Problemy gosudarstvennogo kontrolya za sostoyaniem inzhenerno-tekhnicheskoi ukreplennosti ob"ektov // Nauka. Mysl'. 2016. № 9. S. 132-136.
4. Ukaz prezidenta Rossiiskoi Federatsii ot 30.09.2016 № 510 «O Federal'noi sluzhbe voisk natsional'noi gvardii Rossiiskoi Federatsii» // Spravochno-pravovaya sistema «Konsul'tant-Plyus».
5. Federal'nyi zakon ot 03.07.2016 № 226-FZ "O voiskakh natsional'noi gvardii Rossiiskoi Federatsii" // Spravochno-pravovaya sistema «Konsul'tant-Plyus».
6. Federal'nyi zakon ot 21.07.2011 № 256-FZ "O bezopasnosti ob"ektov toplivno-energeticheskogo kompleksa" // Rossiiskaya gazeta - Federal'nyi vypusk. 2011. №5537 (161). URL: https://rg.ru/2011/07/26/tek-dok.html
— • — Сведения об авторе
Павел Валерьевич Сабанин, инспектор, Главное управление Росгвардии по г. Москве; студент магистратуры Московского финансово-юридического университета (Москва, Россия).