Научная статья на тему 'Правовое воспитание курсантов войск национальной гвардии как составляющая по противодействию терроризму'

Правовое воспитание курсантов войск национальной гвардии как составляющая по противодействию терроризму Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
163
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО / CONSTITUTIONAL STATE / ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / LEGAL EDUCATION / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / LEGAL CULTURE / ПРАВОСОЗНАНИЕ / SENSE OF JUSTICE / ТЕРРОРИЗМ / TERRORISM / СRIME CONDITION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Голоднов Сергей Петрович, Федосеева Ирина Александровна

Рассмотрен вопрос о правовом воспитании курсантов войск национальной гвардии РФ по противодействию терроризму в свете образования нового федерального органа исполнительной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Голоднов Сергей Петрович, Федосеева Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL EDUCATION OF CADETS OF THE TROOPS OF THE NATIONAL GUARD AS A COMPONENT OF COUNTERING TERRORISM

The paper addressed the issue of updating the legal education of cadets of the Russian Federation of the National Guard troops as Preparation for counter-terrorism in the light of the formation of a new federal executive body.

Текст научной работы на тему «Правовое воспитание курсантов войск национальной гвардии как составляющая по противодействию терроризму»

как анализ результатов проведённой диагностики позволяет, во-первых, отследить динамику формирования профессиональных компетенций будущего бакалавра; во-вторых, определить эффективность процесса формирования профессиональных компетенций будущего бакалавра; в-третьих, скорректировать данный процесс с целью повышения его эффективности.

Литература:

1. Гиннэ С.В. К вопросу о формировании профессиональных компетенций будущего бакалавра / С.В. Гиннэ // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Сб. статей: - Ялта: РИО ГПА, 2016. - Вып. 52. - Ч. 5. - С. 157-164.

2. Гиннэ С.В. О формировании профессиональных компетенций будущего бакалавра / С.В. Гиннэ // Международный научно-исследовательский журнал. Часть 4. - Екатеринбург: ООО «Импекс», 2016. - № 05 (47). - С. 16-18.

3. Гиннэ С.В. Профессиональные компетенции будущего бакалавра: критерии и уровни сформированности / С.В. Гиннэ // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Сборник научных трудов: - Ялта : РИО ГПА, 2017. - Вып. 55. - Ч. 8. - С. 136 - 142.

Педагогика

УДК: 378.01

адъюнкт адъюнктуры очного и заочного обучения Голоднов Сергей Петрович

Новосибирский военный институт имени генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации (г. Новосибирск); доктор педагогических наук, профессор Федосеева Ирина Александровна

Новосибирский военный институт имени генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации (г. Новосибирск)

ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ КУРСАНТОВ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ТЕРРОРИЗМУ

Аннотация. Рассмотрен вопрос о правовом воспитании курсантов войск национальной гвардии РФ по противодействию терроризму в свете образования нового федерального органа исполнительной власти.

Ключевые слова: правовое государство, правовое воспитание, правовая культура, правосознание, терроризм.

Annotation. The paper addressed the issue of updating the legal education of cadets of the Russian Federation of the National Guard troops as Preparation for counter-terrorism in the light of the formation of a new federal executive body.

Keywords: constitutional state, legal education, legal culture, sense of justice, aime condition, terrorism.

Введение. Объективные изменения, происходящие в последние годы в нашем обществе, возникновение новой (социальной, экономической, технической, информационной и др.) реальности, не могли не повлиять на воззрения о профессиональной деятельности и профессионализме. В сложившейся ситуации, характеризующейся попытками преодоления кризисных явлений в обществе, задача подготовки профессионалов приобрело особую актуальность.

Формулировка цели статьи. Конституция определяет Российскую Федерацию как правовое государство. В условиях правового государства возрастает роль закона в системе социальных регуляторов, происходит усиление правовых начал в поведении людей, в жизни общества и государства. Недостаточный уровень правовой культуры и правосознания граждан, правовой нигилизм являются серьезной проблемой обеспечения реализации принципов верховенства права. Человек, не обладающий необходимым уровнем правовой культуры и правосознанием, легко может встать на путь правонарушений, только уважение к законам и правовая убежденность предполагает правомерное поведение, а правовой нигилизм всегда подталкивает к беззаконию [2]. Человек, не обладающий необходимым уровнем правовой культуры и правосознанием, легко может встать на путь правонарушений, о чем свидетельствуют совершаемые преступления экстремистской направленности и террористического характера.

Изложение основного материала статьи. В соответствии с Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности», к экстремистской деятельности (экстремизму) относятся: насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность; возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии, а также иные действия, перечень которых определен в статье 1 указанного Федерального закона [7].

Экстремизм - это приверженность отдельных людей или групп к крайним взглядам и поступкам, которые непосредственно направлены против законных политических прав и свобод граждан, являются угрозой для гражданского мира, национального согласия и духовной, религиозной терпимости в обществе и государстве. Экстремистские взгляды и действия - это прямой путь к нарушению закона.

В момент значительных потрясений и переломов, периодически возникающих в процессе развития любого общества и связанных с деформациями условий и образа жизни людей, внезапно образующимся вакуумом ценностей, изменением материальных показателей, неясностью жизненных перспектив и неизбежным обострением противоречий, экстремизм становится одной из наиболее опасных негативных характеристик социально-политического процесса.

Современный экстремизм приобретает новые контуры, характеризуется такими чертами, как рост масштабности, способствующий наращиванию потенциала и превращению экстремистских группировок во влиятельные структуры политической жизни страны; усиление жесткости действий экстремистов; многообразие форм деятельности; использование последних достижений науки и техники; стремление

добиться широкого общественного резонанса и, как следствие, критическая дестабилизации политической ситуации в стране. В сравнении с прошлым веком, экстремизм стал одним из самых обсуждаемых тем на саммитах, встречах, конференциях на уровне глав государств, политических деятелей и религиозных лидеров.

Основными факторами, оказывающими влияние на возникновение экстремизма в молодежной среде, являются:

низкий уровень правового и духовного образования населения России и стран СНГ как в обществе, так и в семьях;

значительный процент населения России и стран СНГ, имеющих низкий уровень жизни;

миссионерская, пропагандистская деятельность отдельных мусульман среди молодежи;

увеличение количества мигрантов на территории России, выходцев из больших социальных групп, традиционно исповедующих ислам. В числе таких мигрантов часто оказываются лица, которые преследовались у себя на родине за участие в экстремистских религиозных организациях;

негативный опыт взаимодействия с представителями иных наций или конфессий, а также некомпетентность в отношении традиций и обычаев других народов;

педагогические просчеты в воспитании [8].

Необходимо отметить, что крайней формой экстремизма является терроризм.

Он относится к числу общемировых социальных проблем и является жестокой, труднопредсказуемой чрезвычайной ситуацией социального характера.

Терроризм - это насилие или угроза его применения в отношении физических лиц или организаций, а также уничтожение (повреждение) или угроза уничтожения (повреждения) имущества и других материальных объектов, создающие опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, осуществляемые в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения, или оказания воздействия на принятие органами власти решений, выгодных террористам, или удовлетворения их неправомерных имущественных и (или) иных интересов; посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность; нападение на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующихся международной защитой, а равно на служебные помещения либо транспортные средства лиц, пользующихся международной защитой, если это деяние совершено в целях провокации войны или осложнения международных отношений [9].

Терроризм проявляется в различных формах - от угроз по телефону до взрывов в воздухе авиалайнеров с пассажирами на борту. Он влечет разрушение материальных и духовных ценностей, сеет вражду между государствами, провоцирует войны, недоверие и ненависть между социальными и национальными группами.

Проблема терроризма с каждым годом принимает все более опасные масштабы. По всему миру угрожающе растет количество террористических актов. Чудовищные по своей сущности террористические акты над Северным Синаем в Египте 31 октября 2015 года, в центре Парижа 14 ноября 2015 года, серия террористических актов в Багдаде 11 января 2016 года и Стамбуле 12 января 2016 года, в Анкаре 17 февраля 2016 года еще раз продемонстрировали циничность и жестокость международного терроризма. Тем более, что жертвами этих акций является мирное население, включая иностранных граждан. Активизации террористических акций в настоящее ^время способствуют серьезные потрясения, связанные с незатухающими конфликтами в Сирии, Йемене, Ливии, Ираке. Международные группировки ИГИЛ, Джабхат ан-Нусры, Имарат Кавказ и другие пытаются захватить контроль над обширными территориями, дестабилизируют обстановку, в том числе и на территории Российской Федерации.

Россия одной из первых столкнулась с терроризмом в его современных, самых опасных формах, это захват в октября 2002 года группой вооруженных боевиков в заложники зрителей мюзикла «Норд-Ост» в здании Дома культуры «Московский подшипник» в городе Москва, зверское террористическое преступление в школе города Беслан Северной Осетии в сентябре 2004 года, в результате гибель сотен невинных людей, включая беззащитных детей, подтверждает то, что современный терроризм вышел за рамки нравственности и человечности, представляет собой новое измерение угрозы человеческой цивилизации.

В целях «соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина», обеспечения общественной безопасности граждан Российской Федерации, Президентом Российской Федерации еще в 2006 году было принято решение о формировании новой системы противодействия терроризму. Данный посыл Президента России был реализован при создании Национального антитеррористического Комитета, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15.02.2006 года № 116 «О мерах по противодействию терроризма», а также при принятии Федерального закона от 06.03.2006 года № 35 «О противодействии терроризму».

Основополагающими документами стратегического планирования, которые определяют политику в сфере обеспечения общественной безопасности, являются: Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года, Концепция общественной безопасности Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации 14.11.2013 года № Пр-2685 и Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2015 года № 683.

Россия активно участвует в предпринимаемых мировым сообществом усилиях по борьбе с международным терроризмом, вносит весомый вклад в создание и укрепление международной антитеррористической коалиции.

Актуальность решения вопросов противодействия терроризму подчеркивает инициатива Президента Российской Федерации по формированию широкого антитеррористического фронта на международной правовой основе и под эгидой ООН, озвученная 25 февраля 2016 года Министром иностранных дел Российской Федерации С.В. Лавровым на открытии V конференции Ближневосточного диалога Международного дискуссионного клуба «Валдай».

5 апреля 2016 года Президентом России В. Путиным было объявлено о создании на базе внутренних войск МВД России Национальной гвардии.

Войска национальной гвардии России являются новой государственной военной организацией, предназначенной для обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод

человека и гражданина. Вновь созданный федеральный орган исполнительной власти занимается борьбой с терроризмом, организованной преступностью, обеспечивает правовые режимы чрезвычайного положения и контртеррористической операции, охраняет государственные объекты и специальные грузы, содействует ФСБ в охране государственной границы. Ему также поручено контролировать частную охранную деятельность и оборот оружия. Президент России заявил, что Национальная гвардия создается, чтобы улучшить работу по всем вышеуказанным направлениям.

Процесс реформирования социальной структуры, экономического уклада, политической системы общества, а также новизна задач, решаемых войсками национальной гвардии России, повышает требования к профессиональному мастерству военнослужащих, ставив перед военными учебными заведениями вопрос о совершенствовании подготовки будущих офицеров. Перед выпускниками военных учебных заведений ставятся сложные задачи по обеспечению государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина, борьбе с терроризмом и преступностью, контролю за оборотом оружия и охранной деятельностью. Выполнение этих задач предполагает высокий уровень их подготовленности. Обществу не безразлично в чьих руках оно находится, соответственно, наблюдается прямая зависимость между правовым воспитанием и военной профессией. Общество и государство не может и не должно терпеть невежд и дилетантов на должностях, которые связаны с вопросами укрепления правопорядка, законности, охраной и защитой прав и свобод граждан, общества и государства.

Именно правовому воспитанию принадлежит важное место в реализации этих задач, которое занимает достойное место в образовательной политике.

Существует множество подходов к рассмотрению понятия «правовое воспитание». По мнению

A.В. Малько, под правовым воспитанием понимается «целенаправленная деятельность государственных органов и общественности по формированию у граждан и должностных лиц правосознания и правовой культуры» [4]. Согласно мнения В.Н. Хропанюк, правовое воспитание может пониматься в двух ипостасях. Так, правовое воспитание в широком смысле (правовое формирование личности) - это весь многогранный процесс формирования правовой культуры и правового сознания под влиянием самых различных факторов. Правовое воспитание в узком смысле - это целенаправленный, управляемый и преднамеренный процесс воздействия на сознание обучаемых с целью формирования высокого уровня правосознания и правовой культуры [11]. Мелехин А.В. дает следующее определение понятию правовое воспитание - это процесс целеустремленного и систематического воздействия на сознание и культуру поведения членов общества, осуществляемый для достижения необходимого уровня правовых знаний, выработки глубокого уважения к закону и привычки точного соблюдения его требований на основе личного убеждения. Оно способствует укреплению законности и правопорядка в обществе. Семитко А.П., Русинов Р.К., Баранов В.М., Сальников

B.П. придерживаются следующего определения правового воспитания - это целенаправленная деятельность по трансляции (передаче) правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому. Правовое воспитание имеет целью развитие правового сознания человека и правовой культуры общества в целом. С учетом специфики военного учебного заведения, как отмечают Н.В. Даничев, А.Н. Кононов, И.А. Нестеренко, под правовым воспитанием военнослужащих понимается целенаправленное, систематическое воздействие на личность военнослужащего в интересах формирования прочных правовых знаний, осознанных правовых убеждений и устойчивых навыков законопослушного поведения. Целью такого воздействия является формирование у военнослужащих высокого правосознания и правовой культуры.

Следует отметить, что в большинстве определений правовое воспитание, это целеустремленное и систематическое воздействие, вектор которого направлен на правосознание и правовую культуру. Это означает, что этот процесс всегда целенаправленный и от того как он организован зависит развитие правосознания и правовой культуры человека и общества в целом.

Рассмотрим подробнее вышеуказанные понятия.

Справедливости ради отметим, что понятие правосознание носит полемический характер. Существуют различные точки зрения определений понятия правосознания. Так, согласно Толкового словаря

C.И. Ожегова, правосознание - это совокупность взглядов на действующее право, на существующие правовые нормы [6]. Большой юридический словарь дает определение понятию правосознание несколько с иного взгляда - это исторически сложившаяся в конкретном обществе система взглядов, идей, теорий, оценок, чувств, эмоций, отражающих субъективно-психологическое отношение людей к действующему и желаемому (идеальному) праву и практике его реализации [1]. По мнению А.Н. Головистиковой и Ю.А. Дмитриева, правосознание представляет собой совокупность взглядов, идей, представлений, чувств, людей, их объединений, всего общества в целом относительно права и правовых явлений. Это познавательно-оценочное отношение людей к прошлому и действующему законодательству, идеи о его дальнейшем совершенствовании, о законности, правосудии [2]. Исходя из вышеуказанных определений, мы приходим к выводу, что основу правосознания составляет как субъективно - психологическое отношение граждан, так и общества в целом к действующему и желаемому (идеальному) праву, отражающая правовую действительность в форме юридических знаний, оценочных отношений к праву и практике его применения, правовых установок и ценностных ориентаций, регулирующих человеческое поведение в юридически значимых ситуациях.

Феномен правосознания занимал умы многих отечественных мыслителей. Весомый вклад в его познание внес известный русский философ И.А. Ильин. В труде «О сущности правосознания» он подверг глубокому исследованию особенности и специфику формирования правосознания граждан в условиях военной организации. «Армия как элемент государственного бытия есть организованное множество людей, систематически воспитывающих себя к победе и ради нее — к смерти, к убиению во имя государственной цели... Поэтому служение в армии должно быть проникнуто живым вдохновением государственности. Воин есть гражданин, принявший на себя сосредоточенное бремя гражданского звания и бытия: ибо он является живым воплощением государственной силы, живым орудием государственной воли, органом, связавшим свое дело с вопросом о личной жизни и смерти» [3].

Именно поэтому одной из наиболее актуальной в рамках повышения качества военной службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации и в целях обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина является проблема формирования правового сознания военнослужащих, которая может быть разрешена в процессе правового воспитания.

Правосознание дает представление о духовных ценностях индивида и общества, но только с субъективной стороны, с той, которая выражается в чувствах, представлениях, идеях, а не в материализованном виде. Поэтому более глубоким и плодотворным в уяснении механизма правового воздействия на общественные отношения является освоение такой категории, как правовая культура.

К проблеме формирования правовой культуры обращались многие юристы-мыслители, среди них К.Д. Кавелин, Р.Ф. Иеринг, С.А Муромцев, М.М. Ковалевский, Л.И. Петражицкий, Б.А. Кистяковский и другие.

Согласно Большого юридического словаря, правовая культура личности - это знание и понимание права, а также действия в соответствии с ним. Правовая культура личности означает правовую образованность человека, включая правосознание, умение и навыки пользоваться правом, подчинение своего поведения требованиям юридических норм [1]. По мнению В.И. Червонюка, правовая культура личности - это свойство человека, которое характеризуется уважительным отношением к праву, достаточным объемом правовой информированности о содержании правовых норм, обеспечивающих правомерный характер его действий во всех жизненных ситуациях. Правовая культура личности отражает степень и характер правового развития личности, культуру ее правового поведения, образ жизнедеятельности в правовой сфере [12]. Это означает, что правовая культура акцентирована на глубоких и устойчивых правовых представлениях, убеждениях и чувствах, навыках и привычек правомерного поведения. Уровень развития правовой культуры в обществе является показателем становления правовой государственности. Правовое государство невозможно без высокого уровня правовой культуры общества.

Правовая культура военнослужащих обладает некоторой спецификой, обусловленной характером военной службы, особенностями воинского уклада, службы и жизни, всей системой жизнедеятельности в целом.

К таким особенностям относятся:

особая социальная функция войск национальной гвардии России;

выполнение воинского долга в сложной обстановке, не редко, а порой и зачастую, связанной с риском для жизни;

специфической организацией и профессиональной структурой войск национальной гвардии России;

строгое распределение бюджета времени, обусловленное интересами постоянной боевой готовности частей;

детальная регламентация воинского труда и быта;

императивность, обязательный характер воинской дисциплины и другие.

Как показывает практика, успешное решение служебно-боевых задач офицеров войск национальной гвардии РФ зачастую зависит от уровня их правовой культуры, формирование которой интенсивно происходит в период обучения в военном вузе.

Выводы. Таким образом, значительное влияние на результаты выполнения военнослужащими своих функциональных обязанностей, связанных с обеспечением безопасности общества, охраной правопорядка и поддержанием законности, оказывает наличие высокой правовой культуры и правосознания.

Для формирования правовой культуры и правосознания большое значение имеет правовое воспитание, которое всегда являлось предметом пристального внимания как ученых, так и практиков. Сегодня эта задача стоит как никогда остро. В настоящее время воспитательная работа проходит в условиях, когда в обществе продолжается политическое противостояние, нарастает имущественное расслоение населения, возрастает социальная напряженность, национализм, религиозный фанатизм, терроризм, которые оказывают все более мощное влияние на человечество. Более того, все это усугубляется подменой понятий духовно-нравственных ценностей.

Значительное влияние на формирование правовой культуры и правосознания курсантов оказывает социальная среда.

Специализированные учебные заведения являются той средой, где осуществляется формирование взглядов, стиля поведения, образа жизни, предпочтений [5].

Курсантская среда имеет свои эталоны поведения, образа жизни, свои предпочтения и симпатии; в значительной степени формирует не только стиль поведения, но и социальные, психологические и моральные свойства личности, оценку событий, влияет на мировоззрение. Именно поэтому воздействие на молодых людей через явления, происходящие в подразделениях, составляют важную задачу воспитания в системе военных вузов.

Целью правового воспитания будущих офицеров, формулируемой на основе государственного заказа, является формирование гармонически развитой, общественно активной личности, с глубокими и устойчивыми правовыми представлениями, убеждениями и чувствами, привитой высокой правовой культурой, навыками и привычками правомерного поведения.

Таким образом, в современных условиях правовое воспитание курсантов военных вузов приобретает особую значимость, является одним из важнейших условий поддержания высокой готовности войск национальной гвардии РФ и успешного выполнения ими служебно - боевых задач, и как следствие, стабильность законности и правопорядка в государстве.

Литература:

1. Большой юридический словарь. - М.: Проспект. А.В. Малько. 2009

2. Головистикова, А.Н., Дмитриев, Ю.А. Проблемы теории государства и права: Учебник. - М.: ЭКСМО. 2005.С. 649

3. Ильин И.А. О сущности правосознания. — М., 1994.

4. Малько, А.В. Теория государства и права: учебник. — М.: Юристъ, 2001. - С. 304

5. Катаргин, М.Б. Особенности воспитания в кадетских корпусах сибирского региона / М.Б. Катаргин / Проблемы современного педагогического образования. 2016. - № 53 - 3. - С. 215-222.

6. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.

7. Федер. закон от 25 июля 2002 г. №114-ФЗ О противодействии экстремистской деятельности / СПС «КонсультантПлюс».

8. Федосеева И.А., Туркин Е.В. Смыслы и ценности российского государства как базис противодействия религиозному экстремизму // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 53-11. С. 158-166.

9. Федер. закон от 25 июля 1998 г. №130-ФЗ О борьбе с терроризмом / СПС «КонсультантПлюс».

10. Федосеева И.А. Особенности формирования русского характера // Alma mater № 8.-2015. С. 91-96.

11. Хропанюк, В.Н. Теория государства и права: Хрестоматия / В.Н. Хропанюк. - М.: Изд-во «Эинтерстиль», 1998. С. 944

12. Элементарные начала общей теории права / Под общей ред. д-ра юрид. наук, проф. В. И. Червонюка. - М.: КолосС. 2003.

Педагогика

УДК:378.2

доктор педагогических наук, профессор Горбачёва Диана Александровна

Краснодарский государственный институт культуры (г. Краснодар); кандидат педагогических наук,

исполняющий обязанности доцента Тургинбаева Лариса Владимировна

Южно-Казахстанский государственный педагогический университет (г. Шымкент)

ЭЛЕКТРОННАЯ ЛИНГВОДИДАКТИКА: ОБУЧЕНИЕ ИНОЯЗЫЧНОМУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБЩЕНИЮ РОССИЙСКИХ И КАЗАХСТАНСКИХ СТУДЕНТОВ

Аннотация. В условиях глобализации экономики и развития современных информационно-коммуникационных технологий перед высшей школой России и Казахстана ставится задача подготовки высококвалифицированных специалистов - конкурентоспособных на мировом рынке труда. В этой связи, в статье рассматривается проблема эффективности применения проектной технологии общения (ПТО) как средства формирования навыков иноязычного профессионального общения студентов неязыковых специальностей на занятиях по иностранному языку (ИЯ), а также как способ интеграции принципов электронной лингводидактики в процесс обучения ИЯ в вузе. Цель статьи - проанализировать эффективность применения ПТО в процессе формирования навыков иноязычного профессионального общения студентов неязыкового вуза в контексте электронной лингводидактики. Методологической основой исследования стали идеи гуманистической педагогики; концепции компетентностного подхода в образовании, интерактивного и личностно-деятельностного подходов в обучении ИЯ; моделирование, педагогический эксперимент. Путем экспериментального обучения определено, что разработанная ПТО положительно влияет на совершенствование навыков иноязычного профессионального общения студентов неязыковых специальностей при соблюдении следующих условий: реализации принципов электронной лингводидактики, приобретения ИЯ статуса профессионально-направленного, если в основе проектной технологии общения лежит электронный учебный проект как средство обучения, а также «полицелевой» направленностью занятия. Апробация проектной технологии общения в образовательном пространстве неязыкового вуза подтверждает ее эффективность как средства формирования навыков иноязычного профессионального общения студентов, а также позволяет интегрировать принципы электронной лингводидактики в образовательный процесс вуза, что повышает качество и обеспечивает его инновационную составляющую.

Ключевые слова: электронная лингводидактика, проектная технология обучения, иноязычное профессиональное общение, электронный учебный проект, иностранный язык для специальных целей, профессионально-ориентированное обучение, неязыковой вуз.

Annotation. In conditions of economy globalization and modern information and communication technologies development Russian and Kazakhstani higher educational institutions aim at training highly qualified specialists competitive in the world labor market. In this connection, the article deals with the problem of project technology efficiency use as a means to enhance foreign language professionally-oriented communicative skills with non-linguistic students, as well as a way to integrate the principles of electronic linguadidactics into the process of Foreign language teaching in higher school. The main target of the article is to examine the project technology efficiency in developing foreign language professionally-oriented communicative skills with non-linguistic students in the framework of electronic linguadidactics. Methodological bases for the study: some ideas of humanistic pedagogy; concepts of competency building approach in education, interactive and person and activity-oriented approaches in FLT; modeling, pedagogical experimental training. By means of the experimental training it is determined that the developed project technology exerts a very positive influence on the perfecting foreign language professionally-oriented communicative skills with non-linguistic students provided that the following items are taken into account: the set of principles of electronic linguadidactics are implemented; Language for Specific Purposes is used in professionally-oriented study; electronic educational project is used as a fundamental tool to perform project-oriented training; each practical class is multiobjective. Approbation of project technology in non-linguistic higher educational institution proves its efficiency as a means to enhance students' foreign language professionally-oriented communicative skills, as well as allow to integrate the principles of electronic linguadidactics into the educational process of higher school theredy increasing its quality and ensuring its innovative component.

Keywords: project technology, electronic linguadidactics, foreign language professionally-oriented communication, an electronic educational project, Language for Specific Purposes, professionally-oriented study, a non-linguistic higher educational institution.

Введение. Основная цель профессионального образования в России и Казахстане заключается в подготовке высококвалифицированных специалистов, владеющих технологией творческого труда, тактикой принятия решений, методами работы в команде, способных переключаться с одного вида деятельности на другой и с обширными коммуникативными навыками. Более того, профессиональную компетентность выпускника, как российского так и казахстанского вузов, определяет не только объем специальных знаний, но и в большей, чем прежде, мере уровень владения иностранным языком (ИЯ), достаточный для успешного функционирования в ситуациях профессионального иноязычного общения. Поэтому проблема обучения ИЯ как языку профессионального общения (ПО) в рамках высшей школы очень актуальна.

В неязыковом вузе, где студенты приобретают знания, умения и навыки своей будущей профессиональной деятельности, обучение ИЯ имеет свою специфику. Иностранный язык приобретает статус профессионально-направленного, т.е. для специальных целей (ИЯСЦ) (в английской терминологии -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.