Научная статья на тему 'Создание войск Национальной гвардии, как модернизированного правового института - принцип исторической обусловленности'

Создание войск Национальной гвардии, как модернизированного правового института - принцип исторической обусловленности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1315
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦГВАРДИЯ / РОСГВАРДИЯ / ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ / ПРАВОЗАЩИТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОТЕНЦИАЛ ПРАВОВЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Юров Николай Николаевич

В статье говорится о необходимости создания Национальной гвардии, которая предназначена для обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Юров Николай Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESTABLISHMENT OF NATIONAL GUARD TROOPS, AS THE MODERNIZED LEGAL INSTITUTION - THE PRINCIPLE OF HISTORICAL CONDITIONALITY

The article speaks about necessity of creation of the National guard, which is designed to provide state and public security, protection of the rights and freedoms of the individual.

Текст научной работы на тему «Создание войск Национальной гвардии, как модернизированного правового института - принцип исторической обусловленности»

10.6. СОЗДАНИЕ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ, КАК МОДЕРНИЗИРОВАННОГО ПРАВОВОГО ИНСТИТУТА -ПРИНЦИП ИСТОРИЧЕСКОЙ ОБУСЛОВЛЕННОСТИ

Юров Николай Николаевич, адъюнкт. Место учебы: Академия управления МВД России. Подразделение: кафедра управления органами внутренних дел в особых условиях. E-mail: yurov.n@inbox.ru

Аннотация: В статье говорится о необходимости создания Национальной гвардии, которая предназначена для обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека.

Ключевые слова: Нацгвардия, Росгвардия, правовой институт, модернизация, правоохранительная, правозащитная деятельность, потенциал правовых преобразований.

THE ESTABLISHMENT OF NATIONAL GUARD TROOPS, AS

THE MODERNIZED LEGAL INSTITUTION - THE PRINCIPLE OF HISTORICAL CONDITIONALITY

Yurov Nikolay Nikolaevich, postgraduate student. Place of study: Academy of management of MIA Russia. Department: management of law - enforcement bodies in special conditions chair. E-mail: yurov.n@inbox.ru

Annotation: the article speaks about necessity of creation of the National guard, which is designed to provide state and public security, protection of the rights and freedoms of the individual.

Keywords: National Guard, Russian Guard, legal institution, modernization, law enforcement, advocacy, the potential of legal transformations.

Конституция Российской Федерации, будучи правовой основой жизни страны, исходит из единства государства и общества как двух взаимосвязанных начал. Исходя из этого, можно констатировать, что конституционность была востребована к жизни определенным типом общества, равно как и государственность, в которой столь важной стала конституционность. В связи с этим в условиях глобализации в начале ХХ1 в, обозначилась тенденция к совершенствованию национально -государственных оснований, конституционных начал с учетом принципа исторического подхода и исторической обусловленности по реализации оптимального и максимально возможного в конкретно - исторической реальности правового и социального государства. От того, как достигается и достигается ли такое оптимальное состояние государства, зависит проведение в жизнь концепции охранительного либерализма, предложенного еще в XlX в. Б.Н. Чичериным1. Суть этой концепции выражена в известной фразе - «Либеральные меры и сильная власть». То есть «либеральные меры, предоставляющие обществу самостоятельную деятельность, обеспечивающие права и личность граждан» и «сильная власть, блюстительница государственного единства, связующая и сдерживающая общество, охраняющая порядок, строго надзирающая за исполнением законов ... разумная сила, которая сумеет отстоять общественные интере-

1 Чичерин Б. Н. Конституционный вопрос в России. М., 1878. С. 30.

сы против напора анархических стихий и против воплей реакционных партий»2.

В современной России идея Б. Чичерина о сочетании либеральных мер и сильной власти звучит очень актуально, поскольку это оказывает существенное влияние не только на результативность функционирования государства. В конечном счете, от этого зависит судьба государства, а значит, судьба народа, политической формой жизни которого, государство и является. Однако в современных условиях понятие «сильная власть» должно быть наполнено новым, отвечающим специфике времени содержанием.

Под «сильной властью», по нашему мнению, следует понимать твердую и последовательную волю главы государства. Кроме того, для России с ее огромной территорией, сложным геополитическим положением, неразвитым гражданским обществом, не безупречно сформированной партийной системой, отсутствием устойчивых демократических и правовых традиций необходимость сильной власти очевидна. Она должна опираться не только на широкую общественную поддержку общества, но и на эффективно действующие силовые структуры.

Статья 60 Конституции Российской Федерации отмечает, что главой государства, его гарантом выступает Президент, т.е., современной России нужна сильная президентская власть, для которой необходима эффективная система сдержек и противовесов, включающая в себя самостоятельный парламент, независимый суд, эффективно функционирующие исполнительные и правоохранительные органы. Только при этих условиях возможна реализация проектов модер-низационных реформ России.

Одной из реформ модернизационной направленности в правоохранительной деятельности стало принятие Федерального закона «О войсках национальной гвардии Российской Федерации»3, инициатором которого выступил Президент Российской Федерации В.В. Путин.

Название «Национальная гвардия» (фр. la Garde Nationale) появилось для милиции (ополчения) сначала во Франции во времена Великой французской революции, где национальная гвардия существовала в 1789 -1827 и 1830 - 1872 годах, т.е. национальная гвардия это название военизированных организаций в отдельных странах, которые первоначально создавались для охраны лидеров государств. Позднее это название стало применяться в некоторых государствах (образованиях) Европы.

В разные периоды времени, во многих государствах Нацгвардия как военное силовое формирование, выполняло различные функции, но первоначально везде создавалась как организация по защите противников предыдущего строя государств (образований, колоний), как замена органов правопорядка. Впоследствии, нацгвардии выполняли самые разнообразные функции - от восстановления правопорядка во время массовых протестов, до помощи в ликвидации природных и техногенных чрезвычайных ситуаций. Позднее, если они не распускались, то становились составной частью вооружённых сил.

Нам представляется, что на современном этапе развития России создание войск Национальной гвардии сопряжено с повышением роли права и эти-

2 Чичерин Б. Н. Воспоминания. М., 1929-1934. Т. 3. С. 24.

3 О войсках национальной гвардии Российской Федерации: Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 226-ФЗ // СЗ РФ.2016. №00 Ст. 00

ческих норм, массовым представлениям о справедливом и должном, а также дальнейшем продвижении правового пути, совершенствованием законодательной работы, правоохранительной и правозащитной деятельности, т. е. создание иформирование Национальной гвардии - это этап в правовой модернизации и силовых структур, и правоохранительной системы.

Правовая модернизация правоохранительных органов, несомненно, связана с социально - нормативной модернизацией общества, как базовой составляющей всей российской модернизации, под которой подразумевается следующее:

во - первых, это борьба за сохранение права и как идеи, и как реально действующей нормативной системы;

во - вторых, это борьба не только за те или иные правовые новеллы системы права, но и борьба с теми, кто право не воспринимает как таковое, применяя «право сильного».

в - третьих, это борьба с организованной преступностью, политическим и религиозным экстремизмом, терроризмом;

в - четвертых, это борьба с дестабилизацией положения, угрозами, которыми чревато современное общество.

В настоящее время правовая модернизация должна быть неразрывно связана не только с целями развития нашей страны и тенденциями глобальных трансформаций мироустройства, но и с массовыми идеалами и смыслами бытия.

Определить и структурировать правильные ориентиры модернизационного реформирования общества и государства - в этом состоит центральная задача социально - нормативной и правовой реформы России в ХХ1 в. А это требует от власти государства продуманной и планомерной работы по формированию стратегического согласия в обществе, направленного на утверждение конституционной законности как правового режима функционирования государства и общества, устойчивой системы правоприменения, гарантирующей признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина.

Основой общественного согласия, фактором социально-правовой стабильности является Конституция Российской Федерации (РФ) которая не только обеспечила вхождение России в мировое правовое пространство, но и четко обозначила демократические приоритеты правового развития страны. Роль Конституции РФ заключается и в том, что она заложила правовые основы для общественного согласия путем закрепления таких объединяющих все общество положений, как принцип приоритета прав человека, правовой характер государства, равенство всех перед законом и т.д., поскольку реальное согласие возможно лишь на подлинно правовой основе. Конституция РФ содержит в своем тексте вполне значимый потенциал правовых преобразований, т.е. она одновременно позволяет и в определенных пределах уточнять и менять условия социального компромисса, и реализовывать правовые изменения, подтягивающие наше общество и государство к уровню мировых достижений в сфере мировых, правовых стандартов развития.

Модернизация современной России происходит на фоне сложных внутригосударственных и социальных коллизий с осложнением внешнеполитических и внешнеэкономических контекстов. В стране растут масштабы и уровни социальной фрустрации и социальной аг-

рессии. А на эти процессы накладываются реалии и внутренних социально - экономических, этнических, межконфессиональных конфликтов, а также агрессивно -конфронтационный характер локальной, территориально - этнической идентичности. Их проявление приобретает не только агрессивный, но и криминальный или субкриминальный характер.

Поскольку Россия многонациональное государство, не претендующая на диктат одной нации, то название «Российская гвардия» основано на ценностных ориентирах Российского государства и отражает конституционно - правовой статус новой государственной военной организации лучшей части войск России. В связи с этим, Указом Президента РФ от 30 сентября 2016г. №510 «О Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации» п.1 определено, что названия «Федеральная служба войск Национальной гвардии Российской Федерации» и «Российская гвардия» - это понятия синонимические.

Войска Национальной гвардии Российской Федерации (далее Росгвардия) - это государственная военная организация, которая предназначена для обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина. Новый федеральный орган исполнительной власти, как правовой институт, будет заниматься борьбой с терроризмом, организованной преступностью, обеспечивать не только правовые режимы чрезвычайного положения, военного положения и контртеррористической операции, но и станет ключевой силой при проведении контртеррористических операций, т.е. основной задачей Росгвардии является защита страны от внешних и внутренних врагов и охрана конституционного порядка, а также прав и свобод граждан России.

В России Росгвардия, как таковая, никогда не существовала. Тем не менее, в августе 1991 г.4 в нашем государстве уже предпринималась попытка образования Росгвардии с целью обеспечения защиты конституционного строя и предоставления обществу гарантий законности и правопорядка. Для разработки концепции будущей структуры была сформирована комиссия из народных депутатов, представителей силовых структур и государственных комитетов под руководством вице - президента А. Руцкого. Разработчики делали упор на параллельное существование нового вида войск с ВС СССР, правоохранительными структурами СССР и РСФСР и другими органами государственной власти. Работа над проектом длилась два месяца, после чего комиссией была представлена общая структура будущей гвардии, которая включала в себя организационные основы, места дислокации, состав штаба управления, спецотделов, бригад и проч. Планировалось, что формирование войск будет осуществляться из оперативных частей внутренних войск МВД РСФСР. На Верховном Совете представленные разработки были одобрены большинством присутствующих. Однако официального утверждения не произошло. Напряжённая обстановка внутри страны и противостояние оппозиций отложили проект по созданию народной гвардии, поскольку организация подобных войск была преждевременной и нецелесообразной.

Следующее упоминание о возможности образования Нацгвардии возникло в 2002 г. Было отмечено,

4 В августе 1991г. на сессии Верховного Совета, депутатом Б. Ельциным, была выдвинута инициатива создания Российской гвардии с целью обеспечения защиты конституционного строя.

что Нацгвардия должна стать правопреемницей внутренних войск МВД. Через 10 лет в 2012 году в средствах массовой информации (СМИ) появилась первое сообщение об обсуждении в Министерстве обороны Концепции создания Нацгвардии, куда будут входить войска МВД, ВДВ, ВВС, ВМФ и МЧС. В обсуждении принимали участие все желающие граждане РФ, большинство из которых поддержало создание Нацгвардии.

Возникновение нового института - войск Национальной гвардии целесообразно и вполне закономерно. Аналогичные войсковые образования существуют более чем в 42 странах мира, и успешно используются не только как правоохранительные органы, но и как помощь МЧС при возникновении стихийных природных катаклизмов. Среди ведущих стран следует назвать США, Португалию, Испанию, Италию и др. Кроме того, принципиальным значением обладает тот факт, что гвардия пребывает в непосредственном подчинении Президента страны, а не главы МВД, как другие направления внутренних войск.

Необходимость создания Росгвардии диктует не только международные контексты, в которых находится Россия, но и национальное развитие российского общества. Нормы, укорененные в обществе и тенденции наблюдаемых изменений в российской реальности, являются серьезным фактором возрастающего и социального раскола, и увеличения числа преступлений экстремисткой и террористической направленности.

К 2012 г. число преступлений экстремисткой и террористической направленности по сравнению с 200б г. возросло в пять раз. При этом в 2015 г. их число по сравнению с 2014 г. (количество случаев возбуждения ненависти, вражды, публичных призывов к осуществлению экстремистской деятельности) выросло на 40%5.

Число террористических преступлений, зарегистрированных в России за первые пять месяцев 2016 г., выросло более чем в полтора раза по сравнению с предыдущим отчетным периодом. В общей сложности правоохранительные органы зафиксировали 1035 преступлений террористического характера (664 за аналогичный период 2015 года)6

В связи с этим борьба с преступлениями экстремистской и террористической направленности это -важнейшее направление вновь созданного военного формирования - Росгвардии. В рамках решения этой ответственной задачи налицо важная сфера приложения усилий, связанная:

- с совершенствованием Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации7;

- развитием правового потенциала и реализации стратегических положений в обеспечении государственной безопасности, поддержании общественного порядка;

- формированием общественного взаимного доверия между людьми, социальными группами, соци-

5 Выступление Генерального прокурора Российской Федерации Ю.Я. Чайки на «Правительственном часе» в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации 08 июня 2016г.//0фициальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

6 Официальный сайт МВД Российской Федерации. http://www.rbc.ru/politics/16/06/2016/

7 Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации от 20 октября 2009 г.// Российская газета - Федеральный вып, 2009. №5022 (198)

альными институтами, между обществом и властью в целом. Полагаем, что только на взаимном доверии к Нацгвардии может базироваться ее эффективная деятельность.

Таким образом, необходимость создания Росгвардии обуславливается:

- эффективностью. Все подразделения собраны в один механизм. У нового подразделения есть главнокомандующий, который будет единолично отчитываться перед Президентом РФ. Деятельность таких силовых структур как ОМОН, СОБР, спецназ МВД не всегда была эффективной вследствие недостаточного их взаимодействия в координации совместных мероприятий по противодействию террористических проявлений. Единое командование, новая форма и появление современных образцов техники, значительно повысят эффективность и оперативность нового ведомства;

- преданностью Президенту. Национальной гвардией будет руководить единственный главнокомандующий, т.е. человек, которому Президент должен полностью доверять. Доверие Президента и преданность руководителя новой армией и ведомства, облеченного огромной властью и необходимостью решать чрезмерно широкий спектр задач, не допустит заговора, государственного переворота и антиконституционного захвата власти (пуча), который был совершён рядом партийных функционеров и руководителей из бывшего ЦК КПСС, правительства СССР, армии и КГБ 18 - 21 августа 1991 г;

- модернизированными силами и средствами. Специальная техника, которая будет в составе Национальной гвардии, а также специально обученный специальный состав сможет максимально повысить эффективность использования своего потенциала на благо страны.

Согласно Указу Президента России о создании Национальной гвардии все силовые структуры МВД РФ - внутренние войска, СОБР, ОМОН, ФГУп «Охрана» МВД, Центр специального назначения сил оперативного реагирования и авиации МВД, а также структуры, которые вели лицензионно - разрешительную работу в части оборота оружия и оказания частных охранных услуг, переходят в состав Нацгвардии.

До 2018 года указанные силы будут находиться в оперативном подчинении главы МВД России и соответствующих руководителей территориальных органов МВД. Однако их использование (порядок оперативного подчинения) и кадровая политика будут осуществляться исключительно по согласованию с директором Федеральной службы войск Национальной гвардии. То есть, в настоящее время руководство МВД и его территориальные органы лимитированы в принятии кадровых и оперативных решений в отношении сотрудников этих силовых структур.

С 2018 г., после проведения организационно -штатных мероприятий (переаттестация сотрудников, на которую отведено полтора года, все оставшиеся после кадровой реструктуризации, ротации, сотрудники будут приняты на военную службу в войска Национальной гвардии с присвоением им соответствующих воинских званий. Это означает, что бывшие сотрудники ОМОН, СОБР, УВО станут военнослужащими и окончательно выйдут из - под юрисдикции «региональной» вертикали МВД РФ, которая радикально отличается от вертикали управления На-цгвардией, выстроенной по армейскому образцу -

войсковая часть - войсковое соединение - округ -главкомат.

Формирование концептуальных, теоретико - правовых положений деятельности Росгвардии в современных условиях находится на начальной стадии научного осмысления при отсутствии практического накопленного опыта. В то же время изучение зарубежного опыта может быть использован с коррективами на специфику социально - экономических и политических условий жизни в современной России.

Список литературы:

1. В августе 1991г. на сессии Верховного Совета, депутатом Б. Ельциным, была выдвинута инициатива создания Российской гвардии с целью обеспечения защиты конституционного строя.

2. Выступление Генерального прокурора Российской Федерации Ю.Я. Чайки на «Правительственном часе» в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации 08 июня 2016г.//0фициальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

3. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)

4. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации от 20 октября 2009 г.// Российская газета - Федеральный вып, 2009. №5022 (198)

5. О войсках национальной гвардии Российской Федерации: Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 226-ФЗ // СЗ РФ.2016. №00 Ст. 00

6. Официальный сайт МВД Российской Федерации. http://www.rbc.ru/politics/16/06/2016/

7. Чичерин Б. Н. Воспоминания. М., 1929 - 1934. Т.3. С. 24.

8. Чичерин Б.Н. Конституционный вопрос в России. М., 1878. С. 30.

Рецензия

Научная статья адъюнкта Юрова Н.Н. на тему: «Создание войск Национальной гвардии, как модернизированного правового института - принцип исторической обусловленности» выполнена на актуальную тему и представляет собой исследование важного в теоретическом и практическом отношении вопроса правового обеспечения деятельности войск Национальной гвардии и ОВД при участии в проведении контртеррористических операций.

Автором выбрана и в целом компетентно проработана насущная и весьма значимая в научном и практическом отношении тема. На основе проведённого исследования и изучения широкого круга литературных источников, в статье рассмотрена и обоснована необходимость создания войск Росгвардии.

Данная научная статья представляет значительный интерес для учёных и практических сотрудников, изучающих проблемы управления органами внутренних дел и войсками Росгвардии при противодействии преступлениям террористической направленности.

В статье представлена авторская позиция по решению некоторых аспектов затронутой темы. Статья не содержит закрытой информации.

Вывод: научная статья адъюнкта Юрова Н.Н. «Создание войск Национальной гвардии, как модернизированного правового института - принцип исторической обусловленности» в полной мере соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода и рекомендуется к опубликованию в журнале «Пробелы в Российском законодательстве».

д.ю.н. профессор, заслуженный юрист РФ, М.П. Ки-реев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.