УДК 355. 233. 237
DOI 10. 23951/2307-6127-2021-4-90-98
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫE КАЧЕСТВА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ГОТОВНОСТЬ К ВЫПОЛНЕНИЮ СЛУЖЕБНО-БОЕВЫХ ЗАДАЧ
И. Н. Новиков
Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации, Пермь
В настоящее время большую роль в освоении военной специальности играет личность каждого военнослужащего. Рассматривается личность военнослужащего с психологической стороны через сущность основных психических свойств, к которым относятся направленность, темперамент, характер и способности. Изучены немаловажные для военнослужащего волевые и эмоциональные качества личности, позитивные и негативные привычки, военно-профессиональная воспитанность военнослужащего, отражающаяся в его дисциплинированности. Раскрыто понятие профессионализма как уровня освоения профессиональной деятельности, соответствующей имеющимся в мире стандартам и объективным требованиям. Определена зависимость успешности служебно-боевой деятельности военнослужащих от их профессионализма. Описана структура военно-профессиональной компетентности, осознание которой каждым военнослужащим способствует раскрытию их творческого потенциала в пользу военной деятельности, мотивирует на успешное выполнение служебно-боевых задач. Приведены результаты проведенного анализа по изучению уровня готовности к выполнению служебно-боевых задач различными категориями военнослужащих. Полученные данные указывают на высокую степень готовности офицеров, принявших участие в эксперименте, к выполнению служеб-но-боевых задач. Военнослужащие по контракту и курсанты, принимавшие участие в эксперименте, показали уровень готовности к выполнению служебно-боевых задач, не выходящий за рамки показателя средних значений. Результат эксперимента подтверждает, что его участники обладают необходимыми профессиональными и личностными качествами, способствующими успешному выполнению стоящих служебно-боевых задач. Показатели готовности военнослужащих по контракту и курсантов, принимавших участие в исследовании, подталкивают к поиску путей повышения эффективности выполнения военнослужащими служебно-боевых задач повседневной деятельности.
Ключевые слова: военнослужащий, Росгвардия, служебно-боевая деятельность, личность, профессионализм, профессиональные качества личности военнослужащего.
Особое значение в воспитании военнослужащего имеет осознанный и индивидуальный подход командиров (начальников) к личности каждого подчиненного. Исследование личностно-психологических качеств военнослужащего является непростой и очень важной задачей непосредственного командира (начальника) военнослужащего, влияющей на эффективность процесса воспитания.
Исследования в области определения уровня готовности к выполнению служебно-бое-вых задач различными категориями военнослужащих позволяют говорить о боеготовности и боеспособности подразделений Росгвардии в целом. Именно личный состав обслуживает вооружение и военную технику, обеспечивает готовность материально-технических средств и практически их использует. Поэтому боевая готовность и боеспособность подразделения зависят от эффективной организации и проведения занятий по боевой, профессиональной, служебной и физической подготовке.
Вся история человечества пронизана различными вооруженными конфликтами, поэтому и в современном мире не теряет своей актуальности наличие у каждого государства профессиональной армии для отстаивания своих интересов и защиты суверенитета. Если цели вооруженных конфликтов остаются неизменными, то военные технологии стремительно развиваются, меняются методы боевых действий. Проследив историю войн, начиная от древнего мира и заканчивая современными контртеррористическими операциями, мы заметим колоссальное различие в применяемой тактике. Сейчас уже отсутствует линия фронта, как например, в прошедших в ХХ в. двух мировых войнах, и армия не наступает на армию. В вооруженном противостоянии принимают участие подготовленные мобильные группировки войск.
В настоящее время количественные показатели войск не дают преимущества в вооруженном конфликте. Результат зависит от технической оснащенности войск и профессиональной подготовленности каждого военнослужащего. С изменением методов проведения боевых действий меняются и требования к профессиональной подготовленности военнослужащих. Большую роль в освоении военной специальности играет личность каждого военнослужащего.
Личность - сложное и многостороннее явление общественной жизни, представляющее из себя звено общественных отношений, продукт общественно-исторического развития [1]. Отношение к понятию «личность» у разных исследователей было и остается различным, как и различны взгляды на термин «личность» в различных областях науки, будь то лингвистика, философия или психология. Обособленным данное понятие является и в религиях, причем, к примеру, в христианстве свое понимание личности, а в буддизме свое. Наиболее общим является определение, данное отечественным исследователем В. Л. Абушенко, который рассматривает личность как отображение социальной природы человека, как субъекта социокультурной жизни, определяя его носителем индивидуального начала, самораскрывающегося в контексте социальных отношений, общения и предметной деятельности [2].
Рассматривая личность военнослужащего, чтобы охарактеризовать его личностные качества, необходимо анализировать его с психологической стороны, что означает рассмотрение характерных черт психики воина. Личностно-психологические качества военнослужащего являются совокупностью сформировавшихся компонентов его личности. Их сущность представлена основными психическими свойствами военнослужащего, к которым относятся: направленность, темперамент, характер и способности [3].
Направленность личности военнослужащего отражает общественные и индивидуальные цели военной службы, моральные суждения, жизненные взгляды, убеждения, интересы, профессиональную подготовленность, нацеленность на ответственное выполнение требований служебно-боевой деятельности, целеустремленность. Все это придает человеческой жизни определенный смысл и является важнейшей составляющей личности [4].
Темперамент воина обуславливает тип его нервной системы и выражается в его физической активности либо пассивности, коммуникабельности, эмоциональности. Выделяют следующие типы нервной системы: холерический, сангвинический, меланхолический и флегматический [5]. Знание темперамента военнослужащего позволяет командирам и органам по работе с личным составом подобрать необходимую стратегию воспитательной работы с целью морально-психологической подготовки военнослужащих к успешному выполнению служебно-боевых задач, а также принятия грамотных и обоснованных решений [6].
Характер военнослужащего проявляется в его силе и влиянии, отношении к выполнению обязанностей военной службы, целенаправленности и принципиальности в вопросах
службы, во взаимоотношениях в воинском коллективе. Характер военнослужащего является отражением всех жизненных влияний и формируется в процессе активного взаимодействия с окружающим миром. Благодаря характеру в воине проявляется способность преодолевать все тяготы и лишения военной службы [7].
Способности воина отображаются в его возможностях по овладению военно-профессиональной и другими видами деятельности. В настоящее время утвердилась точка зрения о необходимости проведения оценки военно-профессиональных способностей по комплексу свойств и качеств человека. При этом следует подчеркнуть, что каждый человек обладает такой системой качеств, которая позволяет ему достигнуть высоких результатов в ряде деятель-ностей. Нужно только найти для него этот вид деятельности. Недаром говорят: «Бесталантных людей нет, есть люди, занимающие не свое место или занимающиеся не своим делом» [8].
Перечисленные психические свойства личности военнослужащего в большей степени выражаются в области его межличностных взаимоотношений. Но они, кроме того, также отображаются и в военно-профессиональной деятельности как личностно-психологиче-ские качества.
Также немаловажными для военнослужащего представляются волевые качества, которые характеризуют его способность управлять своей психикой или поступками, несмотря на возникшие трудности [9]. К таким качествам принадлежат: целенаправленность, умение самостоятельно вырабатывать решения, добросовестность, уверенность, инициативность. Обладая волевыми качествами, военнослужащий способен добиться высоких результатов в служебной деятельности [10].
На служебно-боевую деятельность военнослужащего значительное воздействие оказывают его эмоциональные качества, отображаемые во внутреннем (чувственном) отношении воина к окружающему миру, пробуждая в нем активность к деятельности [11]. К эмоциональным качествам можно отнести: переживания, чувство ответственности за успешное выполнение поставленных задач, возможность контролировать свои эмоции в процессе служебной деятельности [12].
К личностно-психологическим качествам военнослужащего относят и его привычки, которые могут быть как позитивными (исполнительность, профессиональная культура, ответственность за выполнение задач военной службы и т. д.), так и негативными (неопрятность, неорганизованность, сквернословие и т. д.).
Уровень военно-профессиональной воспитанности военнослужащего отражается в дисциплинированности. Дисциплинированность является личностно-психологическим качеством, определяющим, насколько военнослужащий может регулировать собственное поведение в рамках требований общевоинских уставов (знание и соблюдение положений, определенных в общевоинских уставах, добросовестность, порядочность, наличие и характер взысканий и поощрений) [13].
Поэтому исследование личностно-психологических качеств военнослужащего является непростой и очень важной задачей. Военно-профессиональная воспитанность непосредственно оказывает большое влияние на профессионализм военнослужащего.
Профессионализм представляет собой особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную (профессиональную) деятельность в самых разнообразных условиях. В понятии «профессионализм» отображается уровень освоения профессиональной деятельности, соответствующей имеющимся в мире стандартам и объективным требованиям [14]. Профессионализм достигается при наличии соответствующих способностей, стремления регулярно обучаться и самосовершенствоваться, потребности в развитии своих профессиональных навыков и умений [15].
Необходимо отметить, что профессионализм военнослужащего позволяет ему достичь успеха и осознать личные способности, способствует раскрытию творческого потенциала в пользу военной деятельности, избавляет от неуверенности, гарантирует уважительное отношение со стороны товарищей по службе, мотивирует на качественное выполнение стоящих служебно-боевых задач.
Каждый военнослужащий, который стремится стать профессионалом своего дела, должен понимать структуру его военно-профессиональной компетентности.
Элементами структуры военно-профессиональной компетентности являются [16]:
- военно-профессиональные знания (информация о воинской деятельности, необходимая для реализации военнослужащими своих обязанностей) [17];
- профессионально важные навыки и умения (навык - доведенный до автоматизма способ выполнения каких-либо действий, умение - способность к осознанному действию) [18];
- военно-профессиональные позиции (формы проявления субъектности военнослужащего как профессионала) [19];
- профессионально значимые качества (характеристики интеллектуальной и эмоционально-волевой сторон личности военнослужащего, существенно влияющие на его профессиональную деятельность) [20];
- готовность и способность решать служебно-боевые задачи (компоненты структуры военно-профессиональной компетентности, обуславливающие активность, инициативность и творческий подход военнослужащего в достижении более высоких результатов в воинской деятельности) [21].
Оценивая уровень сформированности каждого структурного элемента военно-профессиональной компетентности, можно судить об уровне профессионализма военнослужащего в целом, который проявляет себя в воинской деятельности и находит отражение в результатах такой деятельности. В данном исследовании нас интересует такой элемент структуры военно-профессиональной компетентности, как готовность и способность решать служебно-боевые задачи.
В исследовании использовались метод анализа научной литературы по проблематике исследования, метод анкетирования, метод математической обработки результатов исследования.
Для изучения готовности военнослужащих к выполнению служебной деятельности подходит опросник экспресс-оценки, предложенный А. Ю. Акимовой и М. Д. Созиновой [22]. Данный опросник состоит из 16 вопросов, объединяющих 4 блока характеристик, направленных на оценку мотивационного, познавательного, эмоционального и волевого компонентов. Оценка готовности военнослужащих к служебно-боевой деятельности складывается из оценок за каждый компонент. Среднее значение показателя готовности военнослужащих к служебной деятельности составляет 17,27 балла, стандартное отклонение -1,57, т. е. низкое значение показателя будет менее 15,70, а высокое значение показателя более 18,84. Соответственно, значение показателя менее 15,70 будет указывать на неготовность военнослужащих к выполнению служебно-боевых задач, значение показателя от 15,70 до 18,84 указывает на их готовность, а показатели выше 18,84 говорят о высокой степени готовности к выполнению служебно-боевых задач.
В ходе исследования проведена экспресс-оценка готовности к выполнению служебно-боевых задач различных категорий военнослужащих. В процессе исследования приняли участие 118 человек, из них 18 офицеров, 47 курсантов 2-го курса и 53 военнослужащих по контракту. Результаты данного исследования позволят определить эффективность и изыскать новые подходы в обучении и воспитании личного состава Росгвардии.
Данные, полученные в ходе исследования, приведены в таблице.
Статистические данные показателя готовности военнослужащих к выполнению служебно-боевых задач
Показатель Среднее значение Общее значение
Офицеры Военнослужащие по контракту Курсанты
Мотивационный компонент 4,87 4,26 4,45 4,53
Познавательный компонент 4,83 4,02 4,24 4,36
Эмоциональный компонент 4,91 4,18 4,38 4,49
Волевой компонент 4,83 4,08 4,32 4,41
Готовность к деятельности 19,44 16,54 17,39 17,79
Полученные данные указывают на высокую степень готовности офицеров, принявших участие в эксперименте, к выполнению служебно-боевых задач с общим показателем значения готовности - 19,44. Общий показатель значений готовности военнослужащих по контракту и курсантов, принимавших участие в эксперименте, не выходит за рамки показателя средних значений - 16,54 и 17,39 соответственно. Результат эксперимента подтверждает, что его участники обладают необходимыми профессиональными и личностными качествами, способствующими успешному выполнению стоящих служебно-боевых задач.
В заключение необходимо отметить, что:
Во-первых, чтобы охарактеризовать личность военнослужащего, его личностные качества, следует анализировать его с психологической стороны. Личностно-психологиче-ские качества военнослужащего являются совокупностью сформировавшихся компонентов его личности. Их сущность представлена основными психическими свойствами военнослужащего, к которым относятся: направленность, темперамент, характер и способности.
Во-вторых, успешность служебно-боевой деятельности военнослужащих зависит от их профессионализма. Осознание каждым военнослужащим структуры военно-профессиональной компетентности способствует раскрытию их творческого потенциала в пользу военной деятельности, мотивирует на успешное выполнение служебно-боевых задач.
В-третьих, важным моментом в служебной деятельности военнослужащих является их правильное воспитание в условиях, приближенных к реальности контекстно-ориентированных задач. Развитие необходимых для военной службы профессионально-личностных качеств позволит повысить качество выполнения служебно-боевых задач.
В-четвертых, данные, полученные в результате исследования, указывают на высокую степень готовности офицеров, принявших участие в эксперименте, к выполнению служеб-но-боевых задач, и готовность военнослужащих по контракту и курсантов на уровне показателей средних значений, подтверждая, что успешное выполнение служебно-боевых задач зависит от профессионально-личностных качеств каждого военнослужащего. Данный факт подталкивает к поиску путей повышения эффективности выполнения военнослужащими служебно-боевых задач повседневной деятельности.
Список литературы
1. Philip S. Holzman. Personality. URL: https://www.britannica.com/topic/personality (дата обращения: 01.03.2021).
2. Абушенко В. Л. Личность // Новейший философский словарь / сост. А. А. Грицанов. Минск: Изд. В. М. Скакун, 1998. 896 с.
3. Психология личности: учеб. пособие для вузов / под общ. ред. П. Н. Ермакова, В. А. Лабунской. М.: Эксмо, 2007. С. 20.
4. Алещенко М. В. «Направленность личности» как черта характера военнослужащих // Психология и педагогика: прошлое, настоящее, будущее: сб. ст. Междунар. научно-практ. конф. 2015. С. 8-12.
5. Фомина Н. А., Храмов М. Ю. Особенности темперамента военнослужащих // Актуальные проблемы современных гуманитарных наук: материалы Международной конференции молодых ученых. М., 2016. С. 294-298.
6. Ларешкин С. А. Учет особенностей проявления темперамента военнослужащих в служебной деятельности // Внедрение результатов инновационных разработок: проблемы и перспективы: сб. ст. Междунар. научно-практ. конф. 2016. С. 226-229.
7. Руслов М. А. Формирование характера военнослужащего в условиях профессиональной деятельности // Современные проблемы и перспективные направления инновационного развития науки: сб. ст. Междунар. научно-практ. конф: в 8 ч. 2016. С. 120-122.
8. Колосов С. В., Кудрявцев В. Е. Моральная готовность и психологическая способность военнослужащего к действиям в вооруженных конфликтах: сб. ст. XXXI Междунар. научно-практ. конф. в 4 ч. 2019. С. 115-119.
9. Чиркин В. М. Развитие волевых качеств военнослужащего // Роль инноваций в трансформации современной науки: сб. ст. Междунар. научно-практ. конф.: в 6 ч. 2017. С. 138-140.
10. Минченко В. В. Развитие волевых качеств военнослужащего // Новые информационные технологии в науке: сб. ст. Междунар. научно-практ. конф. 2016. С. 160-162.
11. Дворникова И. Н. Калинина Т. В. Эмоциональная устойчивость как профессионально важное качество военнослужащих // Высшее образование сегодня. 2019. № 12. С. 59-61.
12. Психология и педагогика. Военная психология / под общ. ред. А. Г. Маклакова. СПб.: Питер, 2004. С. 392400.
13. Военная педагогика: учебник для вузов / под ред. О. Ю. Ефремова. СПб.: Питер, 2008. С. 361-372.
14. Daniel W. Porcupile What is PROFESSIONALISM? What does Professionalism mean to you? URL: http://graduate. aubum.edu/wp-content/uploads/2016/08/What-is-PROFESSIONALISM.pdf (дата обращения: 01.03.2021).
15. Косолапова Л. А. Категории «пространство» и «среда»: педагогический контекст // Альманах Пермского военного института войск национальной гвардии. Серия: гуманитарные науки: науч. журн. / под общ. ред. В. Ф. Купавского. Пермь: ПВИ войск национальной гвардии, 2020. № 1 (1). С. 28-33.
16. Кунтурова Н. Б., Селихина Н. В. Особенности исследования профессиональной компетентности офицерских кадров силовых структур // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. 2014. № 1. С. 70-74.
17. Хутчев С. Н. Проблемы формирования военно-профессиональных знаний, умений и навыков выпускников военных образовательных учреждений высшего профессионального образования МВД России // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2009. Т. 9, № 4. С. 117-119.
18. Пашкин С. Б., Минко Н. И., Минко А. Н. Психолого-педагогическая характеристика проверки и оценки знаний, умений и навыков военнослужащих в условиях профессиональной деятельности // Научные проблемы материально-технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации: сб. науч. тр. СПб., 2017. С. 390-401.
19. Набока А. А. Межличностное оценивание психолога ОВД в профессиональном окружении в зависимости от профессиональной позиции // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2017. № 3 (70). С. 72-76.
20. Брель П. Ю. Формирование профессионально значимых качеств военнослужащих к деятельности в экстремальных ситуациях // Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств: материалы XVII Междунар. научно-практ. конф., посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. и празднованию 20-летия образования кафедры физической подготовки. 2015. С. 256-259.
21. Григорьев О. В., Карасев Д. В. Проблемы формирования готовности офицера Росгвардии решать служеб-но-боевые задачи // Заметки ученого. 2020. № 1 (44). С. 80-84.
22. Акимова А. Ю., Созинова М. Д. Опросник экспресс-оценки психологической готовности военнослужащих к выполнению служебной деятельности // Теоретическая и экспериментальная психология. 2019. Т. 12, № 3. С. 6-17.
Новиков Иван Николаевич, адъюнкт адъюнктуры (очного и заочного обучения) факультета (подготовки кадров высшей квалификации и дополнительного профессионального образования), Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации (ул. Гремячий Лог, 1, Пермь, Россия, 614112). E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 30.03.2021
DOI 10. 23951/2307-6127-2021-4-90-98
THE PROFESSIONAL AND PERSONAL QUALITIES OF MILITARY SERVICES AND THEIR INFLUENCE ON THE READINESS TO PERFORM SERVICE AND COMBAT TASKS
I. N. Novikov
Perm Military Institute of the National Guard Troops of the Russian Federation,
Perm, Russian Federation
Currently, the personality of each serviceman plays an important role in the development of a military specialty. The article examines the personality of a serviceman from the psychological point of view through the essence of the main mental properties, which include: focus, temperament, character and abilities. The article considers the strong-willed and emotional qualities of the personality, positive and negative habits, the military-professional education of the soldier, which is reflected in his discipline, which are important for a serviceman.
The concept of «professionalism» is disclosed as the level of mastering a professional activity that meets the existing standards and objective requirements in the world. The dependence of the success of service and combat activities of servicemen on their professionalism has been determined. The article describes the structure of militaryprofessional competence, the realization of which by each serviceman contributes to the disclosure of their creative potential in favor of military activity, motivates them to successfully perform service-combat tasks.
The article presents the results of the analysis to study the level of readiness to perform service and combat missions by various categories of servicemen. The data obtained indicate a high degree of readiness of the officers who took part in the experiment to perform service and combat missions. Contract servicemen and cadets who took part in the experiment showed a level of readiness to perform service and combat missions that did not go beyond the average values. The result of the experiment confirms that its participants have the necessary professional and personal qualities that contribute to the successful fulfillment of the assigned service and combat missions. The readiness indicators of contract servicemen and cadets who took part in the study push us to look for ways to increase the efficiency of servicemen's performance of service and combat tasks in their daily activities.
Keywords: serviceman, Rosgvardia, service and combat activity, personality, professionalism, professional qualities of a soldier's personality.
References
1. Philip S. Holzman. Personality. URL: https://www.britannica.com/topic/personality (accessed 3 January 2021).
2. Abushenko V. L. Lichnost'. Noveyshiy psihologicheskiy slovar' [Personality. The latest philosophical dictionary]. Minsk, Ed. V. M. Skakun Publ., 1998. 896 p. (in Russian).
3. Ermakova P. N., Labunskaya V. A. Psikhologiya lichnosti: uchebnoyeposobiye dlya vuzov [Psychology of personality: textbook for universities]. Moscow, Eksmo Publ., 2007. Pp. 20 (in Russian).
4. Aleshchenko M.V. «Napravlennost' lichnosti» kak cherta kharaktera voennosluzhashchikh ["Personality orientation" as a character trait of servicemen]. Psikhologiya i pedagogika: proshloye, nastoyashcheye, budushcheye. Sbornik statey Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Psychology and pedagogy: past, present, future: collection of articles of the International Scientific and Practical Conference]. 2015. Pp. 8-12 (in Russian).
5. Fomina N. A., Khramov M. Yu. Osobennosti temperamenta voennosluzhashchikh [Features of the temperament of military personnel]. Aktual'nyeproblemy sovremennykh gumanitarnykh nauk. Materialy Mezhdunarodnoy konferentsii molodykh uchyenykh. Rossiyskiy universitet druzhby narodov [Actual problems of modern humanities: materials of the International Conference of Young Scientists]. Moscow, 2016. Pp. 294-298 (in Russian).
6. Laryoshkin S. A. Uchyet osobennostey proyavleniya temperamenta voennosluzhashchikh v sluzhebnoy deyatel'nosti [Taking into account the peculiarities of the manifestation of the temperament of servicemen in service activities]. Vnedreniye rezul'tatov innovatsionnykh razrabotok: problem i perspektivy. Sbornik statey Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Implementation of the results of innovative developments: problems and prospects: collection of articles of the International Scientific and Practical Conference]. 2016. Pp. 226-229 (in Russian).
7. Ruslov M. A. Formirovaniye kharaktera voennosluzhashchego v usloviyakh professional'noy deyatel'nosti [Formation of the character of a serviceman in the conditions of professional activity]. Sovremennyeproblemy ipers-pektivnye napravleniya innovatsionnogo razvitiya nauki. Sbornik statey Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii: v 8 chastyakh [Modern problems and promising directions of innovative development of science: collection of articles of the International Scientific and Practical Conference: in 8 parts]. 2016. Pp. 120-122 (in Russian).
8. Kolosov S. V, Kudryavtsev V. E. Moral'naya gotovnost' i psikhologicheskaya sposobnost' voennosluzhashchego k deystviyam v vooruzhennykh konfliktakh [Moral readiness and psychological ability of a soldier to act in armed conflicts]. Sbornik statey XXXIMezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii: v 4 chastyakh [Collection of articles of the XXXI International Scientific and Practical Conference in 4 parts]. 2019. Pp. 115-119 (in Russian).
9. Chirkin V. M. Razvitiye volevykh kachestv voennosluzhashchego [The development of strong-willed qualities of a serviceman]. Rol' innovatsiy i transformatsii sovremennoy nauki. Sbornik statey Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii: v 6 chastyakh [The Role of Innovation in the Transformation of Modern Science: Collection of Articles of the International Scientific and Practical Conference: in 6 parts]. 2017. Pp. 138-140 (in Russian).
10. Minchenko V V. Razvitiye volevykh kachestv voennosluzhashchego [The development of strong-willed qualities of a serviceman]. Novye informatsionnye tekhnologii v nauke. Sbornik statey Mezhdunarodnoy nauchno-prak-ticheskoy konferentsii [New information technologies in science: collection of articles of the International Scientific and Practical Conference]. 2016. Pp. 160-162 (in Russian).
11. Dvornikova I. N., Kalinina T. V. Emotsional'naya ustoychivost' kak professional'no vazhnoye kachestvo voennosluzhashchikh [Emotional stability as a professionally important quality of servicemen]. Vyssheye obrazovaniye segodnya, 2019, no. 12, pp. 59-61 (in Russian).
12. Maklakov A. G. Psikhologiya ipedagogika. Voennayapsikhologiya [Psychology and pedagogy. Military psychology]. Saint Petersburg, Piter Publ., 2004. Pp. 392-400 (in Russian).
13. Efremov O. Yu. Voyennaya psikhologiya: uchebnik dlya vuzov [Military pedagogy: textbook for universities]. Saint Petersburg, Piter Publ., 2008. Pp. 361-372 (in Russian).
14. Daniel W. Porcupile. What is PROFESSIONALISM? What does Professionalism mean to you? URL: http://gradu-ate.auburn.edu/wp-content/uploads/2016/08/What-is-PR0FESSI0NALISM.pdf (accessed 1 March 2021).
15. Kosolapova L. A. Kategorii «prostranstvo» i «sreda»: pedagogicheskiy kontekst [Categories "space" and "environment": pedagogical context]. Al'manakh Permskogo voennogo instituta voysk natsional'noy gvardii. Seriya: gumanitarnye nauki: nauchniy zhurnal - Almanac of the Perm Military Institute of the National Guard Troops. Series: Humanities: Scientific Journal, 2020, no. 1, pp. 28-33 (in Russian).
16. Kunturova N. B., Selikhina N. V Osobennosti issledovaniya professional'noy kompetentnosti ofitserskikh kadrov silovykh struktur [Features of the study of the professional competence of the officers of power structures]. Aktual'nye problem fizicheskoy i spetsial'noy podgotovki silovykh struktur, 2014, no. 1, pp. 70-74 (in Russian).
17. Khutchev S. N. Problemy formirovaniya voenno-professional'nykh znaniy, umeniy i navykov vypusknikov voen-nykh obrazovatel'nykh uchrezhdeniy vysshego professional'nogo obrazovaniya MVD Rossii [Problems of the formation of military professional knowledge, skills and abilities of graduates of military educational institutions of higher professional education of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. Izvestiya Saratovskogo universiteta.
Novaya seriya. Seriya: Filosofiya. Psikhologiya. Pedagogika - Izvestiya of Saratov University. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2009, vol. 9, no. 4, pp. 117-119 (in Russian).
18. Pashkin S. B., Minko N. I., Minko A. N. Psikhologo-pedagogicheskaya kharakteristika proverki i otsenki znaniy, umeniy i navykov voennosluzhashchikh v usloviyakh professional'noy deyatel'nosti [Psychological and pedagogical characteristics of testing and assessing the knowledge, skills and abilities of military personnel in the conditions of professional activity]. Nauchnye problemy material'no-tekhnicheskogo obespecheniya Vooruzhen-nykh Sil Rossiyskoy Federatsii. Sbornik nauchnykh trudov [Scientific problems of material and technical support of the Armed Forces of the Russian Federation. Collection of scientific papers]. Saint Petersburg, 2017. Pp. 390401 (in Russian).
19. Naboka A. A. Mezhlichnostnoye otsenivaniye psikhologa OVD v professional'nom okruzhenii v zavisimosti ot professional'noy pozitsii [Interpersonal assessment of the ATS psychologist in a professional environment, depending on the professional position]. Psikhologiya vpravookhranitel'nykh organakh - Psychopedagogy in Law Enforcement, 2017, no. 3 (70), pp. 72-76 (in Russian).
20. Brel' P. Yu. Formirovaniye professional'no znachimykh kachestv voennosluzhashchikh k deyatel'nosti v ekstremal'nykh situatsiyakh [Formation of professionally significant qualities of servicemen for activities in extreme situations]. Sovershenstvovaniye professional'noy i fizicheskoy podgotovki kursantov, slushateley obrazovatel'nykh organizatsiy i sotrudnikov silovykh vedomstv. Materialy XVII Mezhdunarodnoy nauchno-prak-ticheskoy konferentsii, posvyashchennoy 70-letiyu Pobedy v Velikoy Otechestvennoy voyne 1941-1945 gg. i praz-dnovaniyu 20-letiya obrazovaniya kafedry fizicheskoy podgotovki [Improving the professional and physical training of cadets, students of educational organizations and employees of law enforcement agencies: materials of the XVII Internationsl scientific and practical conference, dedicated to the 70th anniversary of Victory in the Great Patriotic War of 1941-1945. and the celebration of the 20th anniversary of the formation of the Department of Physical Training]. 2015. Pp. 256-259 (in Russian).
21. Grigor'yev O. V., Karasev D. V. Problemy formirovaniya gotovnosti ofitsera Rosgvardii reshat' sluzhebno-boyevi-ye zadachi [Problems of formation of the readiness of an officer of the Russian Guard to solve service and combat tasks]. Zametki uchenogo, 2020, no. 1 (44), pp. 80-84 (in Russian).
22. Akimova A. Yu., Sozinova M. D. Oprosnik ekspress-otsenki psikhologicheskoy gotovnosti voennosluzhashchikh k vypolneniyu sluzhebnoy deyatel'nosti [Questionnaire for rapid assessment of the psychological readiness of servicemen to perform official activities]. Teoreticheskaya i eksperimental'nayapsikhologiya - Journal of Theoretical and Experimental Psychology, 2019, vol. 12, no. 3, pp. 6-17 (in Russian).
Novikov I. N., Adjunct, Perm Military Institute of the National Guard Troops of the Russian
Federation (ul. Gremyachy Log, 1, Perm, Russian Federation, 614112).
E-mail: [email protected]