УДК 37.035.7:17 ББК 74.005 Ш 56
А.З. Шидов
Аспирант кафедры теории, истории педагогики и образовательной практики Армавирского государственного педагогического университета; Е-mail: [email protected]
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ-КОНТРАКТНИКОВ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И СРЕДА ВОСПИТАНИЯ
(Рецензирована)
Аннотация. Проводится анализ проблем, связанных с воспитанием военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в должностях солдат и сержантов, имеющих социально-психологический и мотивационный характер. Актуальность темы обусловлена современными реформами, связанными с переходом армии на контрактную основу и значительным увеличением доли военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в должностях солдат и сержантов, в воинских коллективах. Напряженная служебно-боевая деятельность, сложность задач, стоящих перед армией, необходимость постоянного освоения новейших образцов вооружения и военной техники приводят к снижению морально-психологической готовности военнослужащего-контрактника к военной службе и, как следствие, к увольнению из рядов Вооруженных сил. По мнению автора, основной причиной проблем является недостаточный уровень духовно-нравственного развития данной категории военнослужащих. С целью решения данных проблем, автором проводится исследование условий, в которых военнослужащие-контрактники осуществляют служебно-боевую деятельность. Вводится понятие «армейская среда», которое объединяет профессиональную подготовку и духовно-нравственное воспитание военнослужащих-контрактников в единое воспитательное пространство. Автором выявляется и раскрывается ряд педагогических условий, способствующих развитию духовно-нравственной сферы военнослужащих-контрактников. Этими условиями являются воспитание в процессе служебно-боевой деятельности, воспитание через единство армейской среды, культурное воспитание в армейской среде, воспитание через соблюдение традиций в армейской среде, воспитание через пропаганду семейных ценностей в армейской среде. Выводы, сделанные автором, позволяют выработать новые рекомендации по совершенствованию работы должностных лиц подразделения по воспитанию военнослужащих-контрактников.
Ключевые слова: армейская среда, духовно-нравственное развитие, воинский коллектив, военнослужащий, российская армия.
A.Z. Shidov
Post-graduate student of the Department of the Theory and History of Pedagogy and Educational Practice, Armavir State Pedagogical University; E-mail: [email protected]
SPIRITUAL AND MORAL DEVELOPMENT OF MILITARY SERVICERS-CONTRACTORS: PEDAGOGICAL CONDITIONS AND ENVIRONMENT
Abstract. The article analyzes the problems associated with the upbringing of military personnel serving under the contract on the posts of soldiers and sergeants
of a socio-psychological and motivational nature. The relevance of the topic is due to modern reforms related to the transition of the army to a contractual basis and a significant increase in the share of military personnel serving under the contract on the posts of soldiers and sergeants in military collectives. Intensive military-combat activity, the complexity of the tasks facing the army, the need for the constant development of the latest types of weapons and military equipment lead to a decrease in the moral and psychological readiness of a contract soldier for military service and, as a result, to dismissal from the Armed Forces. According to the author, the main cause of the problems is the insufficient level of spiritual and moral development of this category of military personnel. In order to solve these problems, the author conducts a study of the conditions in which military contract soldiers carry out military service activities. The concept of "army environment" is introduced, which combines professional training and spiritual and moral education of contract servicemen into a single educational space. The author identifies and reveals a number of pedagogical conditions that contribute to the development of the spiritual and moral sphere of contract servicemen. These conditions are: education in the process of military service activities, education through the unity of the army environment, cultural education in the army environment, education through the observance of traditions in the army environment, education through the promotion of family values in the army environment. The conclusions made by the author allow us to develop new recommendations for improving the work of the officials of the unit on the education of contracted military personnel.
Keywords: military environment, spiritual and moral development, military unit, serviceman, Russian army.
Повышенное внимание к проблеме духовно-нравственного воспитания военнослужащих обусловлено возросшей сложностью решаемых задач, связанных с реформированием Вооруженных сил России и происходящими вследствие этого процессами в духовной сфере личности военнослужащего. На современном этапе выделяется такая категория, как военнослужащие, проходящие военную службу по контракту в должностях солдат и сержантов, или военнослужащие-контрактники. Данная категория отличается ограниченностью мотивов, материальными рамками и недостаточностью стимулов к военной службе. При этом состояние духовно-нравственной сферы данной категории военнослужащих играет все более заметную роль в формировании здорового климата в воинском коллективе.
На сегодняшний день ведущее место в служебно-боевой деятельности военнослужащего-контрактника занимает боевая подготовка и развитие военно-профессиональных качеств защитника Отечества. При
этом для сохранения жизни подчиненных и сослуживцев, выполнения приказов и поставленных задач порой необходимы не только профессиональная компетентность, но и гуманизм, взаимовыручка, бескомпромиссность [1]. По мнению автора, данное состояние дел ограничивает развитие духовно-нравственной сферы военнослужащего и не позволяет в полной мере реализовать богатый воспитательный потенциал воинского коллектива.
В связи с данными обстоятельствами актуальность темы исследования обусловлена необходимостью создания таких педагогических условий, которые будут способствовать развитию не только военно-профессиональных качеств личности военнослужащего, но и его духовно-нравственному росту. Целью данной статьи является выявление условий духовно-нравственного развития военнослужащих, способствующих формированию у них положительных духовных и нравственных качеств, общечеловеческих ценностей и идеалов, ориентации на
позитивное отношение к другим людям и к окружающему миру, развитию общей культуры личности.
Анализ научной литературы, основанный на изучении научных публикаций по теме исследования последних 15 лет, позволяет сделать вывод о возрастании интереса со стороны ученых к проблемам духовно-нравственного развития военнослужащих. Причинами возросшего интереса являются «кризис духовности и самоидентификации» [1], «дегуманизация личности и утрата нравственных ориентиров» [2], «возросшая роль духовного фактора в современном мире» [3] и другие.
Большое количество работ в данной области посвящено исследованию религиозных аспектов духовно-нравственного развития военнослужащих (В.И. Пашков, Н.П. Скрынников и др.), историко-педа-гогическому анализу наследия великих полководцев (Е.С. Герман, Г.А. Гужва и др.), возрождению воинских традиций (Е.А. Мироненко, В.И. Пашков и др.). Однако вопросы духовного и нравственного воспитания рассматриваются, как правило, через призму личностного развития, изолированно от среды воспитания, деятельности и коллектива военнослужащих.
Стержнем духовно-нравственного воспитания является интериори-зация, то есть перевод моральных требований общества, нравственных принципов во внутренние установки, личные убеждения каждого военнослужащего. С учетом этого система воспитания для эффективного духовно-нравственного развития личности должна охватывать все стороны жизнедеятельности объединяя ее в единое воспитательное пространство [4]. Для достижения этой цели автором предлагается использовать новое понятие - армейскую среду, которая образует воспитательное пространство. Армейская среда - это коллектив военнослужащих, объединенных единой целью, в котором созданы
необходимые педагогические условия для профессионального и духовно-нравственного развития личности военнослужащего.
Условие - это философская категория, которая выражает отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых он существовать не может [5]. При этом педагогические условия связываются с овладением ценностями, знаниями, навыками [6]. В данном исследовании под педагогическими условиями будут пониматься целенаправленно создаваемые обстоятельства, которые способствуют решению задач духовно-нравственного развития. Исходя из психолого-педагогических особенностей военнослужащих-контрактников к педагогическим условиям духовно-нравственного развития данной категории военнослужащих в армейской среде можно отнести:
1. Воспитание в процессе служеб-но-боевой деятельности. Активное участие военнослужащего в повседневной жизнедеятельности подразделения способствует развитию его мировоззрения и дает творческий импульс для духовно-нравственного развития. Реализуются созидательные и преобразующие стремления, которые ускоряют процесс его профессионального роста и духовно-нравственного развития. Для создания таких условий необходимо формирование у военнослужащих стремления трудиться во благо коллектива, ведь трудясь и вкладывая свои силы в коллектив, воспитанник осознает и усваивает ценности и моральные принципы.
Успешное выполнение поставленных задач в таких условиях будет способствовать не только росту профессионализма военнослужащего, но и развитию его духовно-нравственных качеств, которые проявляются в условиях особой значимости происходящих событий, понимания личной причастности к ним и к достижению успеха в решении стоящих задач по защите Отечества. Данные обстоятельства
способны вызывать у воина чувство собственной ответственности за защиту своей страны. При этом необходимо учитывать, что эффект духовно-нравственного развития от служебно-трудовой деятельности будет достигнут лишь в том случае, если командир не просто прикажет, но и сформирует у подчиненных понимание необходимости и важности выполнения задач. Немаловажное значение здесь имеет принцип «согласования целей субъекта и объекта воспитания» [7].
2. Воспитание через единство армейской среды. Важным условием духовно-нравственного развития личности военнослужащего-контрактника является совместная с коллективом воинская деятельность. Изменить условия жизни, подчинив их во благо не только себе, но и людям, может не каждый человек, а лишь духовно богатая личность [8]. Являясь частью воинского коллектива, военнослужащий должен думать и заботиться о своих сослуживцах, осознавать долг перед другими членами коллектива. В своей служебной деятельности он должен проявлять такие качества, как взаимовыручка, взаимопомощь, уважение, тактичность. Военнослужащие в условиях правильной организации служебно-боевой деятельности сплачиваются, устанавливается психологический контакт, незримые связи между военнослужащими, происходит сближение на личном уровне.
Благотворное влияние воинского коллектива на духовно-нравственное развитие проявляется через осознание ответственности и долга перед обществом и коллективом. Необходимо добиться такого понимания, когда военнослужащие стремятся не только к индивидуальным достижениям по службе и профессиональному росту, но и к успеху подразделения в целом. Специфика воинской деятельности сопряжена с необходимостью самопожертвования, готовностью отдать жизнь
за свое дело. В таких условиях индивидуальные ценности военнослужащих отходят на второй план, уступая место коллективным интересам. При этом осознание единства воинского коллектива и товарищества приводит к духовному и нравственному росту личности военнослужащего. Атмосфера взаимного доверия, правдивости и откровения, направленность на решение общих, стоящих перед воинским коллективом задач, формируют у военнослужащих развитие товарищества.
3. Культурное воспитание в армейской среде. Военнослужащие по контракту, различные по своему возрасту, образованию, социальному опыту, имеют различную степень культурного развития. При этом духовно-нравственное развитие требует от военнослужащих наличия высокой степени общей культуры. Об этом пишет в своем исследовании И.В Манерко: «Наряду с воинским мастерством общая культура личности позволяет воину в более короткие сроки осваивать боевую технику и современное оружие, с большей результативностью реализовывать потенциал интеллектуальных, эмоциональных и физических сил» [1]. Приобщение к культуре способствует формированию высоких духовных идеалов и нравственных ценностей у военнослужащих. В данных обстоятельствах необходимо создать такие условия, когда военнослужащие сами будут стремиться к разностороннему развитию.
Основными проявлениями культуры являются традиции, символы, герои и ценности [9]. Факторами, способствующими развитию общей культуры личности военнослужащего, могут стать литература, музыка, живопись. При этом сам командир подразделения должен являться образцом высокой степени развития общей культуры, много читать, интересоваться живописью, музыкой.
Литература - как одна из важнейших составляющих духовно-нравственного развития - требует
формирования интереса военнослужащего к чтению. В данном направлении командир подразделения должен проводить работу по вовлечению всех военнослужащих к неформальному общению о прочитанных произведениях, делиться своими знаниями, уметь интересной беседой заинтересовать подчиненных к прочтению определенных произведений. В таких условиях чтение книг будет способствовать формированию у военнослужащих способности смотреть на себя, свою служебную деятельность глазами духовно развитых героев произведений.
Также большое значение для духовно-нравственного развития личности военнослужащего имеют произведения искусства: музыка, живопись. Музыка, по мнению В.А. Сухомлинского, «могучая сила, воздействующая на сердце, облагораживающая чувства» [10]. Кроме того, военнослужащие-контрактники должны видеть в своем командире духовно-нравственный идеал и образец для подражания, который заключается в стремлении иметь высокий уровень культурного развития, разбираться в литературе, искусстве, музыке, живописи.
4. Воспитание через соблюдение традиций в армейской среде. Одним из важнейших условий духовно-нравственного развития является соблюдение воинских традиций. Их внедрение в повседневную жизнедеятельность военнослужащих имеет большое воспитательное значение для каждого воина, обогащает его полезной информацией и бесценным опытом. Именно через воинские традиции происходит передача духовно-нравственных ценностей предыдущих поколений.
Уникальность и значимость традиций для военнослужащих заключается в том, что они хранят в себе весь богатейший опыт великих сражений, славных побед, мужество и самоотверженность воинов, героизм и бесстрашие перед лицом смерти [11]. Воспитательный эффект
оказывает не только соблюдение воинских традиций в армейской среде, но и процесс изучения истории их зарождения и особенностей реализации. Работа командира подразделения в данном направлении должна способствовать изучению наиболее значимых воинских традиций и последовательному внедрению их в повседневную жизнедеятельность, а также вовлечению военнослужащих-контрактников в мероприятия военно-патриотического характера.
5. Воспитание через пропаганду семейных ценностей в армейской среде. Большой потенциал для духовно-нравственного развития имеет социальный институт семьи, который на сегодняшний день используется должностными лицами не в полной мере для решения задач воспитания. Во-первых, обеспеченность семьи и их социальная защищенность являются отличным стимулом для военнослужащего-контрактника. В данном направлении должен проводиться непрерывный мониторинг социально-бытовой обстановки в семьях военнослужащих с оказанием помощи в решении возникающих проблем. Во-вторых, укрепление семейных основ, формирование позитивного образа семьи, наряду с положительным воздействием на мотивацию к военной службе, приводит к развитию духовно-нравственной сферы личности военнослужащего. Работа в данном направлении должна быть основана на пропаганде семейных ценностей, порядочности, заботливого отношения к членам своей семьи.
Таким образом, в ходе исследования выявлено, что духовно-нравственный потенциал воинского коллектива используется на сегодняшний день не в полном объеме. При этом армейская среда может стать тем воспитательным пространством, которое обеспечит гармоничное духовно-нравственное развитие военнослужащих-контрактников и приведет к формированию духовно богатой, высоконравственной личности. Для
решения данной задачи необходима реализация выявленных в работе педагогических условий духовно-нравственного развития военнослужащих-контрактников в армейской среде, к которым относятся воспитание в процессе служебно-боевой деятельности, воспитание через единство армейской среды, культурное воспитание в армейской среде, воспитание через соблюдение традиций в армейской среде, воспитание через пропаганду семейных ценностей в армейской среде.
Определение педагогических условий духовно-нравственного развития военнослужащих в армейской среде позволяет выработать новые рекомендации по совершенствованию работы командиров и должностных лиц подразделений по воспитанию военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. Анализ результатов подобной деятельности позволит реализовать эффективную систему духовно-нравственного развития военнослужащих-контрактников.
Примечания:
1. Манерко И.В. Духовно-нравственные качества личности военнослужащего российской армии: сущность и содержание // Вестник военного университета. 2009. № 3 (19). С. 50-57.
2. Беличенко С.Н. Совершенствование деятельности должностных лиц подразделения по духовно-нравственному воспитанию военнослужащих // Студенческий научный форум: материалы IV Междунар. студенческой науч. конф. URL: https://scienceforum.ru/2012/article/2012002052 (дата обращения: 26.08.2019 г.).
3. Пашков В.И. Принцип христоцентричности - как основной принцип духовно-нравственного воспитания военнослужащих // Вестник Московского университета МВД России. 2009. № 2. С. 22-24.
4. Mirabile R.J. Everything you wanted to know about competency modeling // Training and development. 1998. P. 73-77.
5. Фролов И.Т. Философский словарь. 7-е изд., перераб. и доп. М.: Республика. 2001. 719 с.
6. Петросян А.Р., Никоноров Д.А. Педагогические условия формирования профессионально-педагогической компетентности преподавателей военных вузов // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3, Педагогика и психология. 2019. Вып. 1 (233). С. 49-54.
7. Ulrich R. Soziale Kompetenz. Munchen: Pfeiffer, 2011. S. 469-482.
8. Акатов Л.И. Формирование духовно-нравственной сферы как основа личностного становления человека // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 1 (33). С. 211-220.
9. Hofstede G. Cultures and Organizations. N. Y., 1997. 456 р.
10. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: в 3 т. Т. 3. М.: Педагогика, 1981. 640 с.
11. Пашков В.И. Ценность традиции для военнослужащих // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 3. С. 248-250.
References:
1. Manerko I.V. Spiritual and moral qualities of the personality of a serviceman of the Russian Army: essence and content // Bulletin of the Military University. 2009. No. 3 (19). P. 50-57.
2. Belichenko S.N. Improvement of the activities of officials of the unit on the spiritual and moral education of military personnel // Student Scientific Forum: Proceedings of the IV Intern. Student Scient. Conf. URL: https://scienceforum.ru/2012/ article/2012002052 (access date: 26.08.2019).
3. Pashkov V.I. The principle of Christocentricity as the main principle of the spiritual and moral education of military personnel // Bulletin of Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2009. No. 2. P. 22-24.
4. Mirabile R.J. Everything you wanted to know about competency modeling // Training and development. 1998. P. 73-77.
5. Frolov I.T. Philosophical Dictionary. 7th ed., revised and enlarged. M.: Respub-lika. 2001.719 pp.
6. Petrosyan A.R., Nikonorov D.A. Pedagogical conditions for the formation of professional and pedagogical competence of teachers of military higher educational institutions // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. 3. Pedagogy and Psychology. 2019. Iss. 1 (233). P. 49-54.
7. Ulrich R. Soziale Kompetenz. Munchen: Pfeiffer, 2011. S. 469-482.
8. Akatov L.I. Formation of the spiritual and moral sphere as the basis of person's personal development // Scientific Notes. Electronic Scientific Journal of Kursk State University. 2015. No. 1 (33). P. 211-220.
9. Hofstede G. Cultures and Organizations. N. Y., 1997. 456 p.
10. Sukhomlinsky V.A. Selected pedagogical works: in 3 vols. Vol. 3. M.: Pedagogy, 1981. 640 pp.
11. Pashkov V.I. The value of tradition for military personnel // Bulletin of Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2015. No. 3. P. 248-250.