Научная статья на тему 'Историко-педагогическое исследование проблемы патриотического воспитания военнослужащих-контрактников'

Историко-педагогическое исследование проблемы патриотического воспитания военнослужащих-контрактников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
147
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PATRIOTIC EDUCATION / ВОЕННОСЛУЖАЩИЙ / ПРОХОДЯЩИЙ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ ПО КОНТРАКТУ / A SOLDIER PASSING MILITARY SERVICE UNDER THE CONTRACT / ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ARMED FORCES OF THE RUSSIAN FEDERATION / ВОИН / WARRIOR / ПРОФЕССИОНАЛ / PROFESSIONAL / ПАТРИОТ / PATRIOT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Валенцов Виктор Владимирович

Статья посвящена обсуждению проблемы патриотического воспитания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных силах Российской Федерации на протяжении всего периода существования армии. Рассмотрено влияние внешних факторов на процесс патриотического воспитания в армии. В исследовании использованы материалы исторических документов трудов великих русских военачальников, государственных и военных деятелей. Проанализированы различные подходы к рассмотрению указанной проблемы на протяжении исторического развития и становления Вооруженных сил.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Валенцов Виктор Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Historical and Pedagogical Investigation of Problem of Patriotic Upbringing of Contract Servicemen

Article is devoted to discussion of a problem of patriotic education of the military personnel passing military service under the contract in the Armed Forces of the Russian Federation throughout the entire period of existence of army. Influence of external factors on process of patriotic education in army is considered. The study draws upon the historical documents and works of the great Russian military leaders, statesmen and military figures. Various approaches to consideration of the specified problem throughout historical development and formation of Armed Forces analyzed.

Текст научной работы на тему «Историко-педагогическое исследование проблемы патриотического воспитания военнослужащих-контрактников»

гической культуры. Проанализированы такие активные методы обучения будущих офицеров, как метод проектов, групповые обсуждения, мозговой штурм, деловые игры, ролевые игры, баскет-метод, тренинги, обучение с использованием компьютерных обучающих программ, анализ практических ситуаций, метод интерактивного взаимодействия, кейс-метод. В соответствии с теорией когнитивного развития личности выделено пять этапов формирования умственных действий.

Ключевые слова: проектно-технологи-ческая культура, методы обучения, формы обучения, средства обучения, курсант, педагогика.

SUMMARY

The article defines methods and forms of active training of military personnel as well as the idea of the need to develop a design and technological culture of future officers. Such active methods of training future officers as project method, group discussion, brain storming, business games, role-playing, the basket-method, training, training using computer-based training programs, analysis of practical situations, the method of interactive communication, case study are analyzed. In accordance with theory of cognitive development of personality five stages of the formation of mental actions are identified.

Key words: project-technological culture, learning methods, forms of learning, means of education, student, education.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ахметшина Р. М., Кирюхина Л. Н. Технологии формирования профессиональных и общих компетенций. Образовательные технологии практико-ориентированного обучения: метод. рекомендации. - Казань: ИРО РТ, 2015. - 104 с.

2. Ефремов О. Ю. Военная педагогика: учебник для вузов / под ред. О. Ю. Ефремова. -СПб.: Питер,2015. - 640 с.

3. Игнатьева В. Л. Учебная деятельность с точки зрения теории деятельности // Вестник МГЛУ. - 2012. - № 16 (649). - С. 63-71.

4. Петронюк И. С. Психолого-педагогические подходы к проблеме учебного познания // МНКО. - 2013. - № 2 (39). - С. 40-42.

5. Погожина И. Н. Деятельностный групповой тренинг - новый способ формирования сложных коммуникативных умений, разработанный на основе метода П. Я. Гальперина // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. - 2012. - № 4. -С. 123-132.

6. Рыжова Г. А. Развивающие возможности использования активных методов обучения в военном вузе // Теория и практика общественного развития. - 2013. - № 2. -С. 122-125.

7. Уварина Н. В. Ядро педагогической концепции: закономерности, принципы актуализации творческого потенциала личности учащихся в образовательном процессе // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. - 2012. - № 4 (263). - С. 34-37.

В. В. Валенцов

УДК 37.012.2

ИСТОРИКО-

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ

ПАТРИОТИЧЕСКОГО

ВОСПИТАНИЯ

ВОЕННОСЛУЖАЩИХ-

КОНТРАКТНИКОВ

а протяжении многовековой истории развития нашего государства армейская служба являлась специфическим видом деятельности, а военнослужащий всегда притягивал внимание общества. Изменившаяся внешнеполитическая ситуация последних лет, новые

20///.3

приоритеты в сфере национальной безопасности поставили перед Вооруженными силами Российской Федерации новые задачи, для выполнения которых необходим профессиональный, патриотически воспитанный и физически крепкий личный состав, способный выполнять любые поставленные задачи, направленные на защиту отечества. Военнослужащий по контракту - это гражданин, который осознанно решил стать профессиональным защитником своей родины [1].

Цель исследования заключается в углубленном изучении процесса патриотического воспитания военнослужащих-контрактников на протяжении всего пути становления и развития Вооруженных сил Российской Федерации.

Поставленная цель предусматривает решение следующих задач:

- обосновать положения сущности и содержания патриотического воспитания военнослужащих-контрактников;

- провести исследование процесса патриотического воспитания военнослужащих-контрактников.

В первый раз в армейских рядах тезис «патриотизм» закрепляется законодательно в «Уставе ратных, пушечных и других дел» (1877 г.). Именно этот факт и определяет отправную точку исследуемой проблемы. Для более качественного и углубленного изучения проблемы необходимо разделить временную ленту рассматриваемой проблемы на несколько периодов.

I период «Патриотическое воспитание в регулярной Русской армии от Петра I до военной реформы Милютина (XVII -первая половина XIX вв.)»

Расцвет патриотизма приходится на времена правления Петра I. Патриотизм державный объявляется выше всех ценностей и добродетелей. Самоотверженное служение Отечеству, участие в государственной жизни объявляется самым важным достоинством, о котором говорится в «Табеле о рангах», ведь именно эти качества являлись непременным условием получения чинов, наград, званий.

Основной составляющей в военной сфере для Петра I становятся люди. Он обязыва-

ет командиров и начальников приучать личный состав к преодолению сложностей военной службы: «...солдату утопать в роскоши не подлежит» [2, с. 38-39]. Этот принцип отношения к военным закрепляется в Уставе и требует его неукоснительного соблюдения.

Основные положения обучения и воспитания русских военнослужащих изложены П. А. Румянцевым-Задунайским в таких документах, как «Инструкция...» (1761 г.), «Обряд службы» (1770 г.), а также в его приказах.

Деятельность А. В. Суворова способствует дальнейшему развитию практики и теории в воспитании военнослужащих, итогом которой становится книга «Наука побеждать», по праву являющаяся памятником русской военной мысли. В произведении разъясняются взгляды на обучение военнослужащих, тактику боя и другие вопросы жизнедеятельности армии.

Фельдмаршал М. И. Кутузов, великий русский полководец, нашел яркое применение своим взглядам на патриотическое воспитание военнослужащих в ходе Отечественной войны 1812 г.; он полагал, что воинская дисциплина основывается на понимании важности служения отечеству, а не на наказании.

После проведенного анализа данный период в Российской армии можно назвать плацдармом для создания боеспособного, готового выполнять любые задачи, связанные с защитой отечества, профессионального корпуса младших командиров. Каждый из них имел серьезный статус, полномочия, льготы, и они были настоящими помощниками офицеров, учителями и руководителями военнослужащего основой армии.

II период «Патриотическое воспитание в Вооруженных Силах России (вторая половина XIX в. - 1917 г.)»

Началом второго периода является поражение России в ходе Крымской войны 18531856 гг. Данное событие стало большим импульсом для российских педагогов и психологов, им удалось впервые не только сформулировать новые критерии воспитания русских детей, но и заложить в систему воспитания фундамент нравственного и духовного

формирования личности на основе национальной русской культуры и православных традиций. Так, система воспитания и образования окончательно перешла во второй половине XIX в. на патриотический фундамент, основанием которого стали национальная культура и нравственно-духовное развитие личности [3].

Патриотизм личного состава проявляется во всех битвах и сражениях, о чем военный теоретик Российской империи генерал от инфантерии М. И. Драгомиров высказывался следующим образом: «Для достижения решимости пожертвовать собою необходима преданность Родине до самопожертвования. Русский народ, из среды которого взята главная масса нашей армии, издревле отличается преданностью к России» [4, с. 181].

В улучшении патриотического воспитания военнослужащих нельзя не отметить огромный вклад церкви, которая являлась не только воспитателем патриотизма и нравственности; она также вела большую работу по сохранению боевых знамен православных частей, оружия и доспехов военачальников, покрывших себя славой в сражениях. Соборы и церкви, причисленные к военному ведомству, являлись центром патриотического воспитания военнослужащих русской армии [5, с. 9].

Большое место в организации патриотического воспитания военнослужащих Российской армии отводилось воинским ритуалам. Во время принятия присяги в торжественной обстановке у развернутого знамени части и корабля военнослужащие клялись не только защищать отечество «телом и кровью, но и служить царю государю, верою и правдою, защищать интересы царя, если будет действие вражеское и предосудительное против персоны его величества, или его войск, так же его государства, людей или интересу государства» [6, с. 17-18]. В системе патриотического воспитания играли огромную роль верность боевому знамени, верность воинскому долгу и верность священным воинским реликвиям.

Ситуация, сложившаяся в России после поражения в Русско-японской войне 1904-

1905 гг., в условиях развития революционно-демократического движения обесценила понятие патриотизма настолько, что оно приобрело неприличный оттенок. Публицист М. О. Меньшиков пишет о том, что называться патриотом считалось «признаком глупости и лицемерия, только глупцы и лицемеры в состоянии были не замечать глубокого опустошения, внесенного в чувство любви к Родине» [7, с. 71].

Для поднятия патриотического духа среди военнослужащих и изоляции их от влияния оппозиционных сил в послевоенный период Николай II проводит оптимизацию боевой и морально-психологической подготовки. Самым позорным явлением в армии считается трусость и измена. Смыть этот позор можно лишь ценой собственной жизни, а иногда он оставался несмываемым пятном в биографии военнослужащего и его потомков.

Начиная со второй половины XIX в. Российская армия участвовала в большом количестве вооруженных конфликтов, что непременно нашло свое отражение в патриотическом воспитании военнослужащих.

III период «Патриотическое воспитание в Вооруженных силах Советского государства (1917-1991 гг.)»

В 1917 г. после прихода большевиков к власти Советская власть создает систему патриотического воспитания сержантского состава, в основу которой ложится накопленный опыт патриотического воспитания. Плодотворные результаты созданной системы ярко отслеживаются в проявлении героизма и совершении подвигов советским солдатом в войнах и военных конфликтах.

С момента основания Красной Армии В. И. Ленин обращает внимание на проблему патриотического воспитания военнослужащих, о чем свидетельствует его четкая позиция: «Там, где наиболее заботливо проводится политработа в войсках, там тверже их дух и крепче дисциплина» [8, с. 5].

Тема патриотического воспитания находит свое отражение в работах Г. Линдова, который публикует работы об организации патриотического воспитания военнослужащих

20///.3

и в целом соединений Красной Армии. Это издание заслуженно является одним из самых популярных среди политработников на протяжении всей Гражданской войны на всех ее фронтах [9].

На страницах журнала «Война и революция» М. В. Фрунзе выразил основную сущность в работе по патриотическому воспитанию красноармейцев, особо подчеркнув, что «Союз Советских Республик есть Союз трудящихся разных национальностей. Красная Армия, являющаяся его отражением <...> это тоже союз, но союз боевой, в который трудящиеся всех наших республик посылают своих сыновей учиться военному делу и рука об руку, единой дружной стеной стоять на страже советской земли» [10, с. 250].

В связи с ухудшением международной обстановки и появлением реальной угрозы мировой войны правительство СССР 1 сентября 1939 г. принимает закон о всеобщей воинской обязанности, в котором говорится, что все мужчины, являющиеся гражданами СССР, обязаны проходить военную службу в составе ВС СССР.

В период Великой Отечественной войны изучение деятельности государственных органов и общественных организаций по патриотическому воспитанию военнослужащих основывалось на решениях Государственного комитета обороны (ГКО), Ставки Верховного Главнокомандования (ВГК), Центрального комитета ВКП(б) и Советского правительства. За годы войны только на заседаниях Оргбюро и Секретариата ЦК ВКП(б) было рассмотрено свыше 90 вопросов, связанных с идеологической работой [11, с. 405]. Большинство предложений по совершенствованию работы процесса патриотического воспитания советского солдата содержались в постановлениях Государственного комитета обороны, в Указах Президиума Верховного Совета СССР, в приказах и директивах Главных политических управлений РККА и ВМФ, военных советов и политорганов фронтов и армий [12, с. 96].

Главным политическим управлением Красной Армии осуществляется анализ идеологи-

ческой работы в войсках. Результатами проведенной работы является выпуск тематических сборников, информационных бюллетеней, которые содержали конкретный материал о наиболее эффективных формах и методах патриотического воспитания воинов [13]. После окончания Великой Отечественной войны на эффективность патриотического воспитания советских военнослужащих накладывается негативный отпечаток на фоне проводимой реорганизации Вооруженных сил. Учитывая сложившуюся обстановку, каждый военнослужащий понимает, что воинский долг обязывает быть преданным социалистической родине, Коммунистической партии и советскому правительству. В основе преданности советских воинов своему народу, своей родине лежит их высокая политическая сознательность, благотворное чувство советского патриотизма [14].

Главным политическим управлением Советской Армии и Военно-Морского Флота производится большой объем работы по формированию, обобщению и внедрению боевых традиций в новые виды войск [15]. Особенностью патриотического воспитания военнослужащих второй половины ХХ в. является зависимость от вида и рода войск, а также округа и флота.

Нельзя не сказать, что одним из основных направлений развития патриотического воспитания становится деятельность государственных органов и общественных организаций по воспитанию военнослужащих в духе дружбы и братства народов СССР [16].

IV период «Патриотическое воспитание в Вооруженных силах Российской Федерации (с 1991 г. по настоящее время)»

Развернутая политическая борьба между различными политическими силами за власть, сложившаяся после распада СССР, не позволяла руководству государства и военного ведомства сформулировать цели и направления работы по патриотическому воспитанию. Только спустя чуть более пяти месяцев подписывается Указ Президента Российской Федерации о создании Вооруженных Сил России, учитывая преемственность лучших боевых и героических традиций Российской армии [17].

На основании проведенного анализа приказов и директив, изданных в МО РФ, можно сделать вывод, что начиная с 1993 г. руководство военного ведомства осознает значимость выработки новых направлений развития патриотического воспитания военнослужащих. Тогда же создается нормативно-правовая база для проведения патриотической работы в ВС.

В 1994 г. между Министерством обороны РФ и Патриархом Московским и Всея Руси Алексеем II подписывается совместное соглашение о сотрудничестве. На основании документа в воинских частях и происходит организация взаимодействия с представителями Русской Православной Церкви. Это событие определило основные направления работы по патриотическому воспитанию, возрождению славных традиций российского воинства, а также явилось положительным импульсом в улучшении морально-психологического состояния личного состава и духовно-нравственного климата в воинских коллективах.

Начиная с 1995 г. для улучшения патриотического воспитания военнослужащих производятся мероприятия по увековечению памяти воинов, отдавших свою жизнь в борьбе за свободу и независимость отечества, погибших при исполнении воинского долга в мирное время, а также устанавливаются дни воинской славы России [18; 19].

В начале 2000 г. Советом безопасности утверждается новая российская военная доктрина. Появление доктрины объясняется возникшими угрозами, с которыми столкнулась РФ и на которые необходимо адекватно реагировать. В результате проведения реформ в Вооруженных силах возникает задача постепенного перехода на контрактный принцип комплектования войск. В целях своевременной и качественной реализации указаний Президента РФ в Министерстве обороны РФ разработаны основные подходы к комплектованию войск (сил) военнослужащими по контракту. С 1 августа 2012 г. созданы пункты отбора на военную службу по контракту, основной задачей которых является проведение

качественного отбора кандидатов для поступления на военную службу по контракту в Вооруженные силы, а также для проведения агитационной и информационно-разъяснительной работы с населением по вопросам прохождения военной службы по контракту в частях и подразделениях МО РФ и льготах, применяемых к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.

Проведенный анализ показывает позитивные тенденции преобразования в Вооруженных силах, о чем свидетельствует фактор морального и финансового стимулирования; методика воспитания опирается на формы и методы, разработанные в военной педагогике; возрастает уровень компетентности в соответствии с функциональными обязанностями; усиливается компьютеризация и наглядность процесса военно-патриотического воспитания.

В сложившейся обстановке для успешного выполнения личным составом поставленных задач необходимо проведение грамотной планомерной работы по патриотическому воспитанию военнослужащих. Ведь именно эта работа является основным духовно-мобилизующим ресурсом, выражающимся в добросовестном исполнении возложенных обязанностей каждым военнослужащим-контрактником в любых условиях.

На протяжении многих лет наше государство сталкивалось с реальными угрозами военного столкновения, и дальнейшее развитие и существование его было бы невозможным без боеспособных Вооруженных сил, и в том числе крепкого духом личного состава. Любовь и преданность своей стране, верность военной присяге и боевому знамени, самоотверженность и самопожертвование в бою -все это является святыми словами для каждого военнослужащего Вооруженных сил Российской Федерации.

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена обсуждению проблемы патриотического воспитания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных силах Российской Федерации на протяжении всего периода суще-

20///.3

ствования армии. Рассмотрено влияние внешних факторов на процесс патриотического воспитания в армии. В исследовании использованы материалы исторических документов и трудов великих русских военачальников, государственных и военных деятелей. Проанализированы различные подходы к рассмотрению указанной проблемы на протяжении исторического развития и становления Вооруженных сил.

Ключевые слова: патриотическое воспитание; военнослужащий, проходящий военную службу по контракту; Вооруженные силы Российской Федерации; воин; профессионал; патриот.

SUMMARY

Article is devoted to discussion of a problem of patriotic education of the military personnel passing military service under the contract in the Armed Forces of the Russian Federation throughout the entire period of existence of army. Influence of external factors on process of patriotic education in army is considered. The study draws upon the historical documents and works of the great Russian military leaders, statesmen and military figures. Various approaches to consideration of the specified problem throughout historical development and formation of Armed Forces analyzed.

Key words: patriotic education; a soldier passing military service under the contract; the Armed Forces of the Russian Federation; a warrior; a professional; a patriot.

ЛИТЕРАТУРА

1. Задачи Вооруженных Сил Российской Федерации [Электронный ресурс]. - URL: http://structure.mil.ru/mission/tasks.htm.

2. Письма и бумаги императора Петра Великого. - СПБ., 1887. - Т. 4. - Ч. I. - 556 с.

3. Значение патриотического воспитания в истории России [Электронный ресурс]. -URL: http://www.chitalnya.ru/work/1641095.

4. Драгомиров М. И. Избранные труды. -686 с.

5. Павлов А. В. Война. Армия. Религия. -М.: Воениздат, 1988. - 158 с.

6. Серых В. Д. Воинские ритуалы. - М.: Воениздат, 1986. - 160 с.

7. Меньшиков М. О. Выше свободы. -374 с.

8. Ленин В. И. Все на борьбу с Деникиным: полн. собр. соч. - Т. 39. - 132 с.

9. Линдов Г. Д. О политической работе и политических работниках. - Самара, 1918.

10. Фрунзе М. В. Избранные произведения. - М.: Воениздат, 1977. - 250 с.

11. История Коммунистической партии Советского Союза. - Т. 5. - Кн. 1. - 724 с.

12. Вопросы истории КПСС. - 1984. -№ 5. - С. 96.

13. Агитатор полка: В помощь агитатору и пропагандисту Красной Армии. - М., 1945. - Вып. 1-8.

14. Кузнецов Н. П. Воспитание у солдат и сержантов Советской Армии верности воинскому долгу в современных условиях: дис. ... канд. ист. наук. - М.: ВПА, 1960.

15. Бельков О. А. Некоторые проблемы патриотического и интернационального воспитания трудящихся. М., 1985.

16. Военные вопросы в решениях КПСС. -2-е изд., доп. - М.: ВПА, 1989.

17. О создании Вооруженных Сил Российской Федерации: указ Президента РФ от 07 мая 1992 г. № 466.

18. О мерах по укреплению взаимодействия ВС РФ с организациями ветеранов армии и флота: директива Министра обороны РФ от 12 мая 2009 г. № Д-44.

19. О дальнейшем совершенствовании военно-патриотической работы среди допризывной и призывной молодежи: директива Министра обороны РФ от 8 июня 1993 г. № Д-59.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.