Научная статья на тему 'Выявление значимых духовно-нравственных качеств военнослужащих-контрактников'

Выявление значимых духовно-нравственных качеств военнослужащих-контрактников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
234
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воспитание / военнослужащие-контрактники / духовно-нравственные качества / классификация. / education / contract servicemen / moral and spiritual qualities / classification.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А. З. Шидов

В данной статье рассмотрена проблема развития системы духовно-нравственного воспитания военнослужащих-контрактников в армейской среде, актуальность которой вызвана ростом доли военнослужащих-контрактников в воинских коллективах. Целью работы является определение понятия духовно-нравственные качества военнослужащих-контрактников, выявление его структуры и содержания. Для достижения поставленной цели автор использует эмпирические методы исследования (анкетирование, опрос, групповые беседы) в совокупности с общелогическими методами анализа и обобщения полученных результатов. В работе выявляются общественно значимые, личностно значимые, военно-профессиональные и духовно-нравственные качества. На основе экспертной оценки определяются, какие из данных духовно-нравственных качеств являются наиболее значимыми для личности военнослужащего-контрактника. Полученные результаты являются целевыми ориентирами для разработки педагогических программ развития выявленных духовно-нравственных качеств военнослужащих-контрактников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDENTIFICATION OF SIGNIFICANT MORAL AND SPIRITUAL QUALITIES OF CONTRACT SERVICEMEN

The article considers a problem of development in the system of moral and spiritual education of contract servicemen. The relevance of this problem is caused by the increase of the number of contract servicemen in the army. The task of this paper is to give a definition of the concept of spiritual and moral qualities of contract servicemen and to identify its structure and content. To archive the research goals, the author uses empirical research methods (questionnaires, surveys, group discussions) along with the general logical methods of analysis and generalizations. The research identifies the moral and spiritual qualities that have social significance, personal significance and professional significance for military personnel. Using experts’ assessment, it is determined which of these moral and spiritual qualities are the most important for the personality of a contract serviceman. The research results are the targets for the creation of pedagogical programs for the development of the revealed spiritual and moral qualities of contract servicemen.

Текст научной работы на тему «Выявление значимых духовно-нравственных качеств военнослужащих-контрактников»

11. Krivoschekova E.I. Osnovy patrioticheskogo vospitaniya. Available at: https://videouroki.net/razrabotki/

12. Lesnyak V.I. Pedagogicheskaya sistema geroiko-patrioticheskogo vospitaniya lichnosti v usloviyah stanovleniya grazhdanskogo obschestva. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Magnitogorsk, 2006.

13. Nagornyak A.V. Soderzhatel'no-organizacionnaya harakteristika patrioticheskogo vospitaniya molodezhi v sovremennyh usloviyah. Vestnik Shadrinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2016; № 6: 100 - 103.

14. Osokin G.E. Geroiko-patrioticheskoe vospitanie molodezhi kak faktor protivodejstviya radikal'nym ideologiyam. Kazanskijpedagogicheskijzhurnal. 2017; № 2: 179 - 184.

15. Lutovinov V.I. Patrioticheskoe vospitanie molodezhi: koncepciya, programma, organizacionno-metodicheskie osnovy. Moskva: APK i PRO, 2001.

Статья поступила в редакцию 25.02.20

УДК 37.035.7

Shidov A.Z, postgraduate, Department of Theory, History of Pedagogy and Educational Practice, Armavir State Pedagogical University (Armavir, Russia),

E-mail: shidik@mail.ru

IDENTIFICATION OF SIGNIFICANT MORAL AND SPIRITUAL QUALITIES OF CONTRACT SERVICEMEN. The article considers a problem of development in the system of moral and spiritual education of contract servicemen. The relevance of this problem is caused by the increase of the number of contract servicemen in the army. The task of this paper is to give a definition of the concept of spiritual and moral qualities of contract servicemen and to identify its structure and content. To archive the research goals, the author uses empirical research methods (questionnaires, surveys, group discussions) along with the general logical methods of analysis and generalizations. The research identifies the moral and spiritual qualities that have social significance, personal significance and professional significance for military personnel. Using experts' assessment, it is determined which of these moral and spiritual qualities are the most important for the personality of a contract serviceman. The research results are the targets for the creation of pedagogical programs for the development of the revealed spiritual and moral qualities of contract servicemen.

Key words: education, contract servicemen, moral and spiritual qualities, classification.

А.З. Шидов, аспирант, ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет», г. Армавир, E-mail: shidik@mail.ru

ВЫЯВЛЕНИЕ ЗНАЧИМЫХ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ-КОНТРАКТНИКОВ

В данной статье рассмотрена проблема развития системы духовно-нравственного воспитания военнослужащих-контрактников в армейской среде, актуальность которой вызвана ростом доли военнослужащих-контрактников в воинских коллективах. Целью работы является определение понятия духовно-нравственные качества военнослужащих-контрактников, выявление его структуры и содержания. Для достижения поставленной цели автор использует эмпирические методы исследования (анкетирование, опрос, групповые беседы) в совокупности с общелогическими методами анализа и обобщения полученных результатов. В работе выявляются общественно значимые, личностно значимые, военно-профессиональные и духовно-нравственные качества. На основе экспертной оценки определяются, какие из данных духовно-нравственных качеств являются наиболее значимыми для личности военнослужащего-контрактника. Полученные результаты являются целевыми ориентирами для разработки педагогических программ развития выявленных духовно-нравственных качеств военнослужащих-контрактников.

Ключевые слова: воспитание, военнослужащие-контрактники, духовно-нравственные качества, классификация.

В современных условиях выполнение задач, стоящих перед Вооруженными Силами России, требует от военнослужащих наличия не только военно-специальных знаний и навыков, но и высокого уровня развития гуманности, нравственности, общей культуры личности. Решение данной задачи предполагает исследование глубинных психологических процессов, происходящих в сознании военнослужащего, в том числе в духовно-нравственной сфере. Обращение к духовно-нравственной составляющей вызвано особенностями воинской деятельности и решающей, первостепенной ролью, которую играет нравственно-гуманистический аспект в военной профессии, что подтверждается многими отечественными учеными (Савинкин А.Е., Колесников А.А., Манерко И.В. и др.) [1].

Исследование исторического опыта показывает, что решающим фактором успеха многих полководцев и военных деятелей является наличие твердых идеологических убеждений и гуманистического мировоззрения. В связи с этим исследование проблем духовно-нравственного воспитания личности военнослужащего является важным звеном строительства современных вооруженных сил.

Необходимость исследования вопросов развития духовно-нравственной сферы военнослужащих также обусловлена наличием проблем в современном российском обществе, связанных с утратой духовно-нравственных ценностей и ориентиров. Многие ученые сегодня заявляют о наличии «кризиса духовности» [2], «деформации нравственных основ» личности [3], «утрате идеологических ценностей» [4], «периоде распада духовности» [5] и других проблемах духовно-нравственной сферы современного общества. Данные обстоятельства еще больше актуализируют проблему исследования вопросов духовно-нравственного воспитания военнослужащих.

Основой духовно-нравственного воспитания являются духовно-нравственные качества. Анализ современной научно-педагогической литературы показал большое внимание ученых-исследователей к вопросам духовно-нравственного воспитания различных категорий граждан и военнослужащих. По мнению ряда ученых (Соловьев В.С., Карсавин Л.П и др.), духовно-нравственные качества личности являются идентификационным признаком, который имеет решающее значение в саморегуляции поведения личности и жизнедеятельности индивида [6].

Буева Л.П. и Пусейнов А.А., рассматривая духовно-нравственные качества в рамках нравственно-этического подхода, представляют их в виде совокупности этических идеалов и моральных норм, определяющих ориентацию личности в процессе жизнедеятельности. Братусь Б.С., Шадриков В.В. придерживаются ценностно-гуманистического подхода, в котором подчеркивается гуманистическая

ориентация поведения как основа ценностного отношения к миру. Представители религиозного подхода (Златоуст И., Задонский Т.) считают степень развития в иерархической системе духовно-нравственного восхождения верующего человека основной характеристикой личности [7]. Проведенный анализ психолого-педагогической литературы позволяет судить об отсутствии целенаправленных исследований духовно-нравственного воспитания такой категории военнослужащих, как военнослужащие, проходящие военную службу по контракту или военнослужащие-контрактники.

Основываясь на взглядах современных ученых (Буева Л.П., Пусейнов А.А., Шадриков В.В., Братусь Б.С., и др.), под духовно-нравственными качествами военнослужащих-контрактников в исследовании будут подразумеваться общественно значимые ценности и ориентации, определяющие поведение военнослужащего и позволяющие ему в полной мере реализовать свой внутренний потенциал.

Классификацию духовно-нравственных качеств военнослужащих в современных условиях, основанных на функциональном предназначении, провела в своем диссертационном исследовании Манерко И.В., разделив их на следующие группы [8]:

а) общесоциальные (по отношению к обществу и государству);

б) военно-профессиональные (по отношению к военной службе);

в) межличностные (по отношению к воинскому коллективу, семье, родным, товарищам, сослуживцам и подчиненным);

г) внутриличностные (по отношению к самому себе).

При этом для проведения педагогических исследований и экспериментов по воспитанию духовно-нравственных качеств этого явно недостаточно. Для разработки целевых педагогических программ духовно-нравственного воспитания военнослужащих-контрактников необходимо развитие концептуальных оснований духовно-нравственных качеств, а также их обобщение, градация и классификация.

Для решения данных задач необходимо сначала определить, какие именно духовно-нравственные качества из всего их многообразия представляют интерес с точки зрения воспитания военнослужащих-контрактников. При этом мало выявить перечень духовно-нравственных качеств, необходимо провести их классификацию и структурирование.

С этой целью была сформирована экспертная группа, состоящая из командиров (начальников) (2 человека), заместителей командиров части (8

Таблица 1

Духовно-нравственные качества военнослужащих-контрактников

Общественно значимые духовно-нравственные качества: Личностно значимые духовно-нравственные качества: Военно-профессиональные духовно-нравственные качества:

- доброта - трудолюбие - героизм

- порядочность - общая культура личности - мужество

- патриотизм - принципиальность - смелость

- гражданственность - скромность - дисциплинированность

- взаимовыручка - достоинство личности - товарищество

- благородство - честолюбие - верность присяге и воинскому долгу

- великодушие - самообладание - инициативность

- гуманность - тактичность - целеустремленность

- справедливость - самостоятельность - решительность

- вера в Бога - стремление к самосовершенствованию - храбрость

- любовь к семье - честность - выносливость

- совесть - бесстрашие перед лицом врага

- сила воли

- воинская честь

- профессиональная компетентность

человек), командиров подразделений (24 человека) двух воинских частей Армавирского гарнизона. Общее количество экспертов составило 34 человека. Им был предложен список, включающий 40 духовно-нравственных качеств, которые необходимо было распределить по трем колонкам. В первую колонку нужно было вписать те качества, которые, по мнению экспертов, являются общечеловеческими, наиболее важными для общества и для других людей, которыми должен обладать каждый человек. Во вторую колонку предлагалось вписать те качества, которые, по мнению экспертов, имеют большое значение для каждой отдельно взятой личности как члена общества, учитывающие его индивидуальные ценностные ориентации и стремления. В третью колонку предлагалось включить те качества, которыми, по их мнению, должен обладать военнослужащий, как защитник народа и своего Отечества. Также предлагалось по своему усмотрению добавить те качества, которые не включены в список, однако, по мнению экспертов, имеют большое значение в жизни и деятельности военнослужащего контрактника.

Результаты распределились следующим образом (табл. 1).

Для определения важности того или иного духовно-нравственного качества в личности военнослужащего-контрактника экспертной группой была проведена работа по градации духовно-нравственных качеств. С этой целью им предложена анкета, в которой напротив названия каждого духовно-нравственного качества необходимо поставить его значение в жизни военнослужащего-контрактника по шкале от 0 до 10.

В результате математических расчетов в каждой группе были выявлены по 5 наиболее значимых духовно-нравственных качеств (табл. 2).

2. Личностно значимые духовно-нравственные качества (имеющие важное значение для каждой отдельно взятой личности как члена общества, учитывающие его индивидуальные ценностные ориентации и стремления).

3. Военно-профессиональные духовно-нравственные качества (присущие военнослужащему как защитнику народа и своего Отечества).

При этом наиболее значимыми для личности военнослужащего-контрактника являются:

Среди общественно значимых духовно-нравственных качеств:

1) патриотизм;

2) гражданственность;

3) гуманность;

4) справедливость;

5) совесть.

Среди личностно значимых духовно-нравственных качеств:

1) общая культура личности;

2) достоинство личности;

3) тактичность;

4) стремление к самосовершенствованию;

5) честность.

Среди военно-профессиональных духовно-нравственных качеств:

1) дисциплинированность;

2) верность присяге и воинскому долгу;

3) сила воли;

4) воинская честь;

5) профессиональная компетентность.

Таблица 2

Наиболее значимые духовно-нравственные качества военнослужащих-контрактников

Общественно значимые духовно-нравственные качества Личностно значимые духовно-нравственные качества Военно-профессиональные духовно-нравственные качества

1. Патриотизм 1. Общая культура личности 1. Дисциплинированность

2. Гражданственность 2. Достоинство личности 2. Верность присяге и воинскому долгу

3. Гуманность 3. Тактичность 3. Сила воли

4. Справедливость 4. Стремление к самосовершенствованию 4. Воинская честь

5. Совесть 5. Честность 5. Профессиональная компетентность

Полученные в результате эксперимента духовно-нравственные качества военнослужащих-контрактников могут являться целевыми воспитательными ориентирами при организации воспитательной работы с военнослужащими-контрактниками. Выявленные в исследовании определения духовно-нравственных качеств военнослужащих-контрактников позволят направить их деятельность в общественно значимое русло и стимулировать к дальнейшему саморазвитию и самовоспитанию.

Таким образом, в результате проведенного исследования определено понятие духовно-нравственные качества военнослужащего-контрактника, выявлена его структура, которая включает:

1. Общественно значимые духовно-нравственные качества (общечеловеческие, наиболее важные для общества и для других людей, которыми должен обладать каждый человек).

Библиографический список

Полученные результаты представляют собой конкретный набор духовно-нравственных качеств личности военнослужащего-контрактника и являются целевыми ориентирами для проведения педагогической работы по духовно-нравственному воспитанию. Для решения задачи создания эффективной системы воспитания военнослужащих-контрактников необходимо провести разработку современной методики развития выявленных духовно-нравственных качеств в условиях армейской среды.

Практическая значимость проведенного исследования заключается в выявлении в ходе эксперимента духовно-нравственных качеств, которые позволяют решить актуальную задачу современной педагогики по духовно-нравственному воспитанию военнослужащих-контрактников. Перспектива дальнейшего исследования видится в разработке педагогической методики воспитания выявленных духовно-нравственных качеств в армейской среде.

1. Императивы русской военной мысли. Российский военный сборник. Под редакцией А.Е. Савинкина. Москва: Военный университет:, Русский путь, 2002; Выпуск 19: 224 - 281.

2. Манерко И.В. Духовно-нравственные качества военнослужащего в социокультурном пространстве современной России: особенности и детерминация. Пространство и Время. 2011; № 1: 88 - 92.

3. Акатов Л.И. Формирование духовно-нравственной сферы как основа личностного становления человека. Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015; № 1: 211 - 220.

4. Пономаренко А.А. Патриотизм как ценность духовно-нравственного воспитания военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов. 300 лет на страже закона и правопорядка: материалы Всероссийской научно-практической конференции, 19 - 20 апреля, Хабаровск: ТОГУ 2018: 213 - 217.

5. Скрынников Н.П. Военное духовенство и духовно-нравственное воспитание военнослужащих: современный аспект. Вестник современных исследований. 2019; № 2-6 (29): 104 - 110.

6. Манерко И.В. Духовно-нравственные качества личности военнослужащего российской армии: сущность и основное содержание. Армия и общество. 2009; № 3: 50 - 57.

7. Сопова Н.В. Формирование духовно-нравственных качеств личности старшеклассника на основе ценностной проблемной ситуации. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Воронеж, 2009.

8. Манерко И.В. Духовно-нравственные качества личности военнослужащего современной Российской армии: сущность, особенности и направления развития: со-циально-философскийанализ. Диссертация ... кандидата философских наук. Москва, 2011.

References

1. Imperativyrusskoj voennojmysli. Rossijskij voennyj sbornik. Pod redakciej A.E. Savinkina. Moskva: Voennyj universitet, Russkij put', 2002; Vypusk 19: 224 - 281.

2. Manerko I.V. Duhovno-nravstvennye kachestva voennosluzhaschego v sociokul'turnom prostranstve sovremennoj Rossii: osobennosti i determinaciya. Prostranstvo i Vremya. 2011; № 1: 88 - 92.

3. Akatov L.I. Formirovanie duhovno-nravstvennoj sfery kak osnova lichnostnogo stanovleniya cheloveka. Uchenyezapiski. 'Elektronnyj nauchnyj zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta. 2015; № 1: 211 - 220.

4. Ponomarenko A.A. Patriotizm kak cennost' duhovno-nravstvennogo vospitaniya voennosluzhaschih i sotrudnikov pravoohranitel'nyh organov. 300 let na strazhe zakona i pravoporyadka: materialy Vserossijskoj nauchno-prakiicheskoj konferencii, 19 - 20 aprelya, Habarovsk: TOGU, 2018: 213 - 217.

5. Skrynnikov N.P. Voennoe duhovenstvo i duhovno-nravstvennoe vospitanie voennosluzhaschih: sovremennyj aspekt. Vestnik sovremennyh issledovanij. 2019; № 2-6 (29): 104 - 110.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Manerko I.V. Duhovno-nravstvennye kachestva lichnosti voennosluzhaschego rossijskoj armii: suschnost' i osnovnoe soderzhanie. Armiya iobschestvo. 2009; № 3: 50 - 57.

7. Sopova N.V. Formirovanie duhovno-nravstvennyh kachestv lichnosti starsheklassnika na osnove cennostnoj problemnoj situacii. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Voronezh, 2009.

8. Manerko I.V. Duhovno-nravstvennye kachestva lichnosti voennosluzhaschego sovremennoj Rossijskoj armii: suschnost', osobennosti i napravleniya razvitiya: social'no-filosofskij analiz. Dissertaciya ... kandidata filosofskih nauk. Moskva, 2011.

Статья поступила в редакцию 16.02.20

УДК 373

Zakharova V.S., postgraduate, Department of Preschool and Elementary General Education, Ulyanovsk Pedagogical University n.a. I.N. Ulyanov

(Ulyanovsk, Russia), E-mail: vic2488z@gmail.com

TECHNOLOGY OF INTEGRATION OF MOTOR AND COGNITIVE ACTIVITIES IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF PRESCHOOL ORGANIZATION. The

article considers the problem of integration of motor activity and the development of cognitive processes. An example of such integration is the technology of the motor-didactic game, which is considered through a set of sequential actions of the teacher. These actions are associated with the organization of motor-mental activity of the child, the creation of educational space, the space of interaction. based on initial methodological positions, focused on increasing the level of physical and mental development of preschool children associated with the development of memory and attention. The methodological basis of the developed model is the activity approach. The work proposes description of the sequence of stages of the implementation of this technology with the definition of the purpose and sequence of the educator.

Key words: physical activity, cognitive abilities, preschool child, technology.

В.С. Захарова, аспирант, ФГБОУВО «УлГПУ имени И.Н. Ульянова», г. Ульяновск, E-mail: vic2488z@gmail.com

ТЕХНОЛОГИЯ ИНТЕГРАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В статье рассматривается проблема интеграции двигательной деятельности и развития познавательных процессов. Примером такой интеграции определяется технология двигательно-дидактической игры, которая рассматривается через совокупность последовательных действий педагога. Эти действия связаны с организацией двигательно-умственной активности ребенка, созданием образовательного пространства, пространства взаимодействия, опирающихся на исходные методологические позиции, ориентированных на повышение уровня физического и умственного развития детей дошкольного возраста, связанного с развитием памяти и внимания. Методологической основой разработанной модели является деятельностный подход. Предлагается описание последовательности этапов реализации данной технологии с определением цели и порядка деятельности воспитателя.

Ключевые слова: двигательная деятельность, когнитивные способности, ребенок дошкольного возраста, технология.

Актуальная задача современного дошкольного образования - создание условий для успешного личностного и социального развития формирующейся личности. Эти условия характеризуются и интеграцией основных направлений развития ребенка, которые выделены в Федеральном государственном образовательном стандарте.

Интеграция обеспечивается конструированием содержания деятельности, характером применяемых подходов, способами реализации образовательных задач. В исследовании нами обращено особое внимание на интеграцию двигательной деятельности и развития когнитивной сферы личности. Исследования, в которых изучалось влияние двигательной активности на познавательную сферу, связаны с работами в области медицины. В них отмечается положительное влияние физической нагрузки на психомоторное развитие и укрепление здоровья. Многие исследования содержат противоречивые оценки. В зарубежных исследованиях влияние физической активности на развитие когнитивных способностей рассматривают в связи с повышением уровня белка, кодируемого геном BDNR Нейротрофин стимулирует и поддерживает развитие нейронов. В головном мозге он активен в гиппокампе, коре и в переднем мозге - тех областях, которые отвечают за обучение и память [1 - 4]. Результаты научных исследований в нашей

стране в большей степени отражают влияние физических упражнений на развитие внимания, мышления [5, 6]. Развитие познавательных процессов происходит в процессе познания способов выполнения движений, возможностей своего тела, сенсорного развития при использовании спортивного оборудования. Двигательные действия опосредованно и непосредственно влияют на развитие познавательных процессов. Непосредственное влияние характеризуется развитием психических процессов, умственных действий (равнение, анализ, обобщение) при выполнении физических упражнений. Опосредованное влияние на развитие познавательных процессов характеризуется общим укреплением организма, физическим развитием, повышением функциональных возможностей центральной нервной системы, что влияет на умственную работоспособность и повышение качества познавательных психических процессов [7]. Ребенок дошкольного возраста решает задачу (умственную, двигательную), если присутствует игровой образ и игровой сюжет. В связи с этим нами выделена двигательно-дидактическая игра в качестве интегрированного средства развития ребенка. Технология двига-тельно-дидактической игры - это совокупность последовательных действий педагога, связанных с организацией двигательно-умственной активности ребенка, созданием образовательного пространства, пространства взаимодействия; опи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.