Научная статья на тему 'Личный пример офицера как педагогическое условие и метод воспитания военнослужащих'

Личный пример офицера как педагогическое условие и метод воспитания военнослужащих Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1875
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
AN OFFICER''S PERSONAL EXAMPLE / ЛИЧНЫЙ ПРИМЕР ОФИЦЕРА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ / МЕТОД / ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ-КОНТРАКТНИКИ / ИМИТАЦИЯ / ПОДРАЖАНИЕ / ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ / ИДЕНТИФИКАЦИЯ / PEDAGOGICAL CONDITION / METHOD / CONTRACT SERVICEMEN / IMITATION / INTERIORIZATION / IDENTIFICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Губин В. А., Егоров Д. А.

Обосновывается влияние личного примера офицера на воспитание военнослужащих-контрактников частей внутренних войск МВД России, выступающего как педагогическое условие и метод воспитания. Рассматриваются понятия «педагогическое условие», «метод» и «пример». Выявлены психолого-педагогические характеристики офицера, определяющие его примерность для военнослужащих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Губин В. А., Егоров Д. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AN OFFICER''S PERSONAL EXAMPLE AS A PEDAGOGICAL CONDITION AND METHOD OF UPBRINGING OF CONTRACT MILITARY SERVICEMEN

The article deals with the influence of an officer''s personal example on the upbringing of contract servicemen in the units of the Russian Interior Ministry Forces. The meaning of the terms “pedagogical condition”, “method” and “example”, as well as the psycho-pedagogical characteristics of an officer''s personal example for the servicemen are also considered in the article.

Текст научной работы на тему «Личный пример офицера как педагогическое условие и метод воспитания военнослужащих»

3. Knyazeva, E.N. Osnovanie sinergetiki. Chelovek, konstruiruyuthiyj sebya i svoyo buduthee / E.N. Knyazeva, S.P. Kurdyumov. - M., 2007.

4. Eremenko, O.R. Problemih i perspektivih magisterskoyj podgotovki // Socializaciya lichnosti: sb. nauch. trudov. - Kiev, 2003. - T. KhKhl. Pedagogicheskie nauki.

5. Ostrovskiyj, K.S. Podgotovka specialistov v Ukraine: problemih i perspektivih na poroge tretjego tihsyacheletiya. - Khmeljnickiyj, 2002.

6. Knyazeva, E.N. Osnovanie sinergetiki. Rezhimih s obostreniem, samoorganizaciya, tempomirih / E.N. Knyazeva, S.P. Kurdyumov. -SPb., 2002.

7. Krivihkh, S.V. Pedagogicheskaya antropoehkologiya. Pedagogika zhiznedeyateljnosti / S.V. Krivihkh, A.A. Makarenya. - SPb., 2004.

8. Cherlenyak, I. Funkcionaljnostj, sinergizm i sinergetichnostj organizacionnihkh sistem // Vestnik NAGU. - 2005. - № 3.

9. Zorina, L.E. Otrazhenie ideyj samoorganizacii v soderzhanii obrazovaniya // Pedagogika. - 1996. - № 4.

10. Evtukh, M. Nauchno-organizacionnihe problemih stupenchatoyj professionaljnoyj podgotovki uchiteleyj // Vestnik Ljvovskogo un-ta. - 2005. -№ 1. - Vihp. 19. - T. 4. - Ser. Pedagogicheskaya.

11. Kushnir, V.A. Sistemnihyj analiz pedagogicheskogo processa: metodologicheskiyj aspekt: monografiya. - Kirovograd, 2001.

Статья поступила в редакцию 25.04.14

УДК 37.01

Gubin V.A., YegorovD.A. AN OFFICER'S PERSONAL EXAMPLE AS A PEDAGOGICAL CONDITION AND METHOD OF UPBRINGING OF CONTRACT MILITARY SERVICEMEN. The article deals with the influence of an officer's personal example on the upbringing of contract servicemen in the units of the Russian Interior Ministry Forces. The meaning of the terms "pedagogical condition", "method" and "example", as well as the psycho-pedagogical characteristics of an officer's personal example for the servicemen are also considered in the article.

Key words: an officer's personal example, pedagogical condition, method, contract servicemen, imitation, interiorization, identification.

В.А. Губин, д-р психол. наук, проф. каф. общей и прикладной психологии Ленинградского гос. университета им. А.С. Пушкина, проф. каф. психологии служебной деятельности Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России, заслуженный деятель науки РФ, полковник в отставке, г. Санкт-Петербург, E-mail: mrgoobin@yandex.ru;

Д.А. Егоров, адъюнкт Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России, подполковник, г. Санкт-Петербург, E-mail: egorovids@mail.ru

ЛИЧНЫЙ ПРИМЕР ОФИЦЕРА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ И МЕТОД ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Обосновывается влияние личного примера офицера на воспитание военнослужащих-контрактников частей внутренних войск МВД России, выступающего как педагогическое условие и метод воспитания. Рассматриваются понятия «педагогическое условие», «метод» и «пример». Выявлены психолого-педагогические характеристики офицера, определяющие его примерность для военнослужащих.

Ключевые слова: личный пример офицера, педагогическое условие, метод, военнослужащие-контрактники, имитация, подражание, интериоризация, идентификация.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме повышения эффективности образовательного процесса связан с выявлением, обоснованием и проверкой педагогических условий, обеспечивающих успешность осуществляемой деятельности.

В словаре русского языка С.И. Ожегова «условие» понимается как:

1) обстоятельство, от которого что-нибудь зависит;

2) правила, установленные в какой-нибудь области жизни, деятельности;

3) обстановка, в которой что-нибудь происходит [1].

Результаты проведенного анализа позволяют охарактеризовать сущность педагогического условия: условие есть совокупность причин, обстоятельств каких-либо объектов и т.д.; данная совокупность влияет на воспитание, обучение и развитие военнослужащего; влияние данного условия может ускорить или замедлить процессы воспитания, обучения и развития военнослужащего, а также воздействовать на их динамику и конечные результаты.

В данной работе мы рассматриваем педагогическое условие как компонент педагогической системы, отражающий возможности образовательной, материальной и пространственной среды, воздействующих на личностный и процессуальные аспекты данной системы, и обеспечивающий ее эффективное функционирование и развитие. Педагогические условия можно представить в виде организационно-педагогических, психолого-педагогических, дидактических условий:

- организационно-педагогические условия - это совокупность целенаправленно сконструированных возможностей содержания, форм, методов целостного педагогического процес-

са, которые лежат в основе управления и развития процессуального аспекта педагогической системы;

- психолого-педагогические условия - это совокупность целенаправленно сконструированных взаимосвязанных и взаимообусловленных возможностей образовательной и материально-пространственной среды, которые направлены на развитие личностного аспекта педагогической системы;

- дидактические условия - это результат целенаправленного отбора, конструирования и использования элементов содержания, методов, а также организационных форм обучения для достижения дидактических целей.

Каждый человек, в процессе общения с другими людьми, постоянно испытывает на себе их влияние. Большое воспитательное значение, наряду с этим, играют жизнь, подвиги исторических личностей, а также выдающихся людей современности и художественные образы, запечатленные в литературе и искусстве.

Склонность людей к подражанию, изучению и заимствованию опыта других выступает психологической основой примера. Подражание способствует накоплению социального и нравственного опыта - происходит социализация личности. Подражание может носить сознательный характер или приобретать форму слепого, механического копирования образца. Несомненно, большую педагогическую ценность имеет сознательное подражание положительному примеру.

Психологами выделены три этапа в процессе подражательности:

- непосредственное восприятие конкретного образа действия другого лица;

- формирование желания действовать по образцу;

Таблица 1

Иерархия психологических качеств, характеризующих представления о личном примере офицера

офицеры военнослужащие-контрактники

ранг качества Средний балл ранг качества Средний балл

1. ответственность 6,41 1. организованность 5,88

2. достоинство 6,19 2. ответственность 5,86

3. уверенность в себе 6,13 3. настойчивость 5,84

4. честность 6,12 4. достоинство 5,83

5. требовательность 6,12 5. работоспособность 5,82

6. доброжелательность 6,11 6. дисциплинированность 5,81

7. пунктуальность 6,07 7. исполнительность 5,79

8. уважение к людям 6,06 8. требовательность 5,79

9. умение слушать и выслушивать 6,00 9. целеустремленность 5,79

10. трудолюбие 5,99 10. строгость 5,78

11. бытовая самостоятельность 5,98 11. активность 5,76

12. работоспособность 5,98 12. уверенность в себе 5,74

13. принципиальность 5,97 13. коммуникабельность 5,72

14. логическое мышление 5,95 14. организаторские умения и навыки 5,72

15. организованность 5,94 15. умение руководить 5,71

16. справедливость 5,94 16. наблюдательность 5,69

17. дисциплинированность 5,93 17. принципиальность 5,64

18. чувство долга 5,90 18. эрудиция 5,64

19. дружелюбие 5,89 19. пунктуальность 5,62

20. умение руководить 5,89 20. чувство долга 5,60

- синтез самостоятельных и подражательных действий, проявляющийся в приспособлении поведения к поведению кумира [2].

Ведущую роль в процессе подражательности играют: опыт, интеллект, свойства личности, жизненные ситуации. Военнослужащий на начальном этапе службы, попав в незнакомую для него обстановку воинской части, учится новому поведению прежде всего на примере сержантов, старшин, офицеров. Их поведение является для него примером в учебе, в службе, в быту. Пример командира, в условиях служебно-боевой деятельности поднимает моральный дух военнослужащих, вселяет в них уверенность в себе, смелость, решительность, мужество, облегчает перенесение тягот и лишений воинской службы, зовет на подвиг. Поэтому офицеры, сержанты и старшины призваны во всем служить примером для подчиненных.

Следуя положительному примеру, подражая ему, военнослужащие-контрактники тем самым совершенствуют свои качества, приобретая уверенность в правильности своего поведения. Служебно-боевая деятельность офицера состоит из множества действий и поступков, которые в совокупности формируют личную примерность офицера. Термин «Пример» образовался от глагола примерить (примерять) и буквально означает мера. Личный пример в таком случае может толковаться как:

- мера, определяющая сознание офицера, его нравственный облик;

- мера служебной и боевой деятельности офицера, определяющая сознание офицера, в т.ч. его нравственный облик;

- мера деятельности офицера, отражающая его профессионально-нравственные качества в рамках его повседневной жизни (жизнедеятельности, служебно-боевая деятельности).

«Пример - ссылка на более конкретный, особо яркий случай, событие как на момент общего, более абстрактного предметного содержания с целью лучшего освещения и пояснения такового» [3]. «Пример - в морали это одна из форм инициативы, проявляющаяся в том, что действия одного человека (группы лиц, коллектива) становятся образцом для поведения других. Пример всегда играл большую роль в повседневных взаимоотношениях людей, в поддержании и развитии обычаев и нравов» [4]. Для уточнения определения личного примера офицера обращаемся к содержательному наполнению понятия пример. Понятие пример можно раскрыть через категорию деятельность.

Определение примера как деятельности делает возможным увидеть личный пример офицера более детально. Под деятельностью понимается активность субъекта, направленная на изменение мира, на производство или порождение определенного объективированного продукта материальной или духовной культуры. Деятельность человека выступает сначала как практическая, материальная деятельность. Затем из нее выделяется деятельность теоретическая. Всякая деятельность состоит

обычно из ряда актов - действий или поступков, основанных на тех или иных побуждениях или мотивах и направленных на определенную цель [5].

Деятельность - категория социальная. Действия могут быть направлены не только на предмет, но и на окружающих людей. Тогда они становятся, как было отмечено ранее, актом поведения: поступком, если они соответствуют установившимся в обществе нормам поведения, или проступком, если противоречат им [5]. Именно действия офицера, в том числе и осуществляемые в отношении своих подчиненных, отражают соответствие или противоречия установившимся в воинской среде правилам поведения. Деятельность офицера направлена на обучение и воспитание подчиненных. В процессе обучения у последних формируются и развиваются знания, умения и навыки. Воспитание подчиненных предполагает формирование у них качеств: гражданина-патриота, военного профессионала и высоконравственной личности.

Исследование, проведенное в частях внутренних войск МВД России, показало, что из 108 опрошенных военнослужащих-контрактников военным профессионалом в полной мере себя считает 36,6%, 55,36% опрошенных считают, что недостаток профессиональных знаний, навыков и опыта мешает им реализоваться как военным профессионалам.

На процесс формирования качеств военнослужащих существенное влияние оказывает личный пример офицера. Военнослужащие, оказавшись под воздействие личного примера офицера, сознательно или неосознанно стремятся к заимствованию тех качеств личности офицера, которые в нем наиболее ярко выражены и способствуют развитию военнослужащего как гражданина-патриота, военного профессионала и высоконравственной личности.

Результаты исследования показали, что всегда берут пример со своих командиров - 23,21 % опрошенных военнослужащих-контрактников, практически всегда - 33,04%, иногда - 39,29%, и никогда - 4,46%. Вместе с тем 24,11% опрошенных военнослужащих-контрактников обращают внимание на личный пример офицера с отрицательной стороны, вследствие чего 20,54% не считают своего командира образцом для подражания.

Анализ различных источников позволил выявить 44 наиболее часто встречающихся качеств личности офицера как образца для подражания. Проведенный опрос среди офицеров подразделений и военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях солдат и сержантов, дал основание определить 20 наиболее значимых из них (рис. 1, рис. 2), построить иерархию и провести сравнение психологических качеств, характеризующих представления о личном примере офицера (таблица 1) у самих офицеров и военнослужащих-контрактников.

Рис. 2. Иерархия психологических характеристик лично примерных офицеров (представление военнослужащих-контрактников)

Рис. 1. Иерархия психологических качеств офицеров, являющихся примером для подражания (оценка велась офицерами)

Данные качества в той или иной степени представляют для опрошенных военнослужащих определенную ценность, которая выражена в их оценке по 7-ми балльной шкале (рис. 3).

Пример является не только одним из условий формирования определенных качеств личности, но и одним из методов воспитания военнослужащих-контрактников. Проблема методов воспитания в отечественной педагогике уделяется традиционно пристальное внимание (И.А. Алехин, А.В. Барабанщиков, Н.И. Болдырев, Н.К. Гончаров, Т.А. Ильина, В.М. Коротков, А.С. Макаренко, Н.Ф. Феденко, Г.И. Щукина и др.).

Офицер как педагог при рассмотрении методов воспитания сталкивается с необходимостью найти целесообразное соотношение между управлением процессом воспитания и активностью самой личности военнослужащего, что обусловлено противоречием процесса воспитания: необходимостью в процессе воспитания активности самого воспитанника - военнослужащего контрактной службы, с одной стороны, и наличием компонента управления в данном процессе - с другой. Рассмотрение вопроса о методах воспитания военнослужащего как гражданина-патриота, военного профессионала, высоконравственной и гармонично развитой личности приводит к парадоксальной ситуации: с одной стороны качества гражданина-патриота, военного профессионала и высоконравственной личности являются тем регулятором поведения, который формирует сама личность военнослужащего; выбор того, что значимо для военнослужаще-

го, есть свободный выбор, а с другой стороны, организованная система воспитания обязывает офицера как педагога направлять выбор военнослужащих в определенное русло (русло качеств гражданина-патриота, военного профессионала и высоконравственной личности).

В контексте данной проблемы требуется определиться в методе, позволяющем малым резонансным воздействием подтолкнуть систему на один из собственных и благоприятных для военнослужащего путей развития, обеспечить самоуправляемое и самоподдерживаемое развитие.

В педагогике установлено, что для решения конкретной педагогической задачи необходимо обращение к особому методу, отражающему специфику стоящих перед офицером задач. Становление качеств гражданина-патриота, военного профессионала, высоконравственной личности военнослужащего основано на свободном выборе личностью из многочисленного ряда того, чем она дорожит, что ценит, считает для себя наиважнейшим.

Каждый человек в своем поведении стремится к достижению наилучшего результата в виде идеального образа. В жизни человека прошлое не предопределяет настоящее, его определяет будущее как аттрактор, то есть сила «притяжения» настоящего будущим, если и неведомым человеку реальным, то проектом будущего, мечтой о будущем, идеалом. Следовательно, образ будущего в виде модели является обязательной предпо-

Рис. 3. Структура психолого-педагогических качеств офицера, определяющих личную примерность в воспитании военнослужащих-контрактников

сылкой всякого акта превращения воспринятой ситуации в двигательную задачу и предвосхищает все практические действия личности в области воспитания.

Анализ толкования терминов «образец» и «пример» в словарях показывает, что они могут использоваться в различных значениях и как синонимы. Пример относится к тому, что есть в действительности, образец - к тому, что должно быть. А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум отмечают, что пример как метод воспитания заключен в убедительном образце для подражания, то есть это личность, образцу жизни, манере поведения и поступкам которой стремятся следовать другие. Пример связан с наглядным представлением и конкретизацией идеала человека. Он представляет собой дальнюю перспективу стремлений воспитанника быть похожим (положительный вариант) на идеальный образ или преодолевать в себе негативные особенности (отрицательный вариант) [6].

Напрашивается вывод о том, что необходимо обращаться к воспитательной работе к различным моделям поведения личности военнослужащего как гражданина-патриота, военного профессионала, высоконравственной личности. Наполняя процесс воспитания многообразными примерами (образцами), выстраивания возможных отношений с миром, которые могли бы служить строительным материалом для формирования субъектом индивидуальной модели будущего и соответственно метода примера в воспитании.

Обзор работ отечественных педагогов по обоснованию необходимости использования метода примера в воспитании позволяет резюмировать, что данный метод воспитания высоко ценился ими, предпринимались попытки разработать систему воспитания, основанную на использовании такого вида примера, как пример из жизни и деятельности выдающихся и героических личностей.

Исследование, проведенное в частях внутренних войск МВД России показало, что во всем многообразии такого вида примера как пример из жизни и деятельности выдающихся личностей (героя войны, труда, великого писателя, мыслителя, ученого, воина и т.д.), личный пример офицера занимает первое место (из 112 опрошенных офицеров: личный пример офицера - 61%; примеры из истории войн, боевых действий - 53,70%; примеры подвигов и героических поступков воинов - 40,74%; примеры из жизни выдающихся государственных и военных деятелей -39,81%; примеры передовых воинов - 25%). Почти 80% военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях солдат и сержантов, в частях внутренних войск МВД России, считают непосредственного командира примером (образцом для подражания), видя в нем военного профессионала с активной жизненной позицией.

Психологический механизм воздействия подражания заключается в том, что, воспринимая различные образцы поведения между достигнутым и необходимым уровнем развития, появляется потребность в совершенствовании своих личностных черт и качеств. Несмотря на то, что пример как метод воспитания основывается на подражательной деятельности военнослужащих-контрактников, его психолого-педагогическое значение не сводится только к приспособительной деятельности. Он оказывает сильнейшее влияние на развитие сознательности и моральных чувств военнослужащих-контрактников. Метод личного примера офицера выполняет своеобразную роль убеждения и служит важным средством повышения влияния различных форм разъяснительной работы, формирования у военнослужащих-контрактников духовных потребностей, мотивов поведения и моральных установок [7]. При выборе метода воспитания личный пример офицера привлекает своей доступностью для подчиненных (78,70%), результативностью (44,44%), простотой в применении (34,26%).

Таким образом, личный пример офицера как метод воспитания, представляет собой совокупность педагогических приемов и средств воздействия офицера на сознание, чувства и волю военнослужащих силой своего поведения и профессиональной деятельности как образца для подражания, стимула к самосовершенствованию и основы для формирования духовных потребностей, мотивов поведения и моральных установок военнослужащих. Сущность личного примера офицера как метода воспитания военнослужащих состоит в использовании лучших образцов поведения и деятельности офицеров для возбуждения у военнослужащих-контрактников стремления (потребности) к активной работе над собой, к развитию и совершенствованию своих личностных свойств и качеств и преодолению имеющихся недостатков.

Воспитательное значение личного примера офицера во многом зависит от его авторитета. Военнослужащие-контрактники подражают офицерам лишь в том случае, если те пользуются авторитетом. Чем выше авторитет офицеров, тем сильнее влияют они на сознание и поведение военнослужащих-контрактников. Поэтому завоевание авторитета офицером, командиром - одно из условий повышения воспитательной силы их личного примера. Авторы выявили, что за эффективность метода личного примера в воспитательной деятельности высказались 49,07% офицеров, 48,15% имеют некоторые сомнения, но в целом уверены. По мнению авторов, причиной этому является недостаточный профессионализм командиров подразделений (62,04% опрошенных офицеров считают себя военными профессионалами не в полной мере).

Заимствование и подражание во многом зависят от чувства уважения и симпатии к офицеру, который служит примером, на которого желают быть похожи контрактники. В ряде случаев следование личному примеру офицера проявляется в соревновании, в стремлении превзойти образец, которому подражают, в желании достигнуть больших результатов в выполнении служебной деятельности, в повседневном поведении. Важно в процессе воспитания использовать и другие способы усвоения при-

Библиографический список

меров поведения офицеров. Все это помогает обогатить личный опыт труда и поведения, создает лучшие условия для самовоспитания.

Проведенное исследование позволило охарактеризовать личность офицера как пример для подражания; представить личный пример офицера, с одной стороны, как педагогическое условие, оказывающее существенное влияние на воспитание военнослужащего, а с другой - как метод воспитания.

1. Ожегов, С.И. Словарь русского языка: ок. 53000 слов / С.И. Ожегов; под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова. - М., 2007.

2. Подласый, И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений. - М., 2004.

3. Начала современного естествознания: тезаурус / В.Н. Савченко, В.П. Смагин. - Ростов-на-Дону, 2006.

4. Словарь по этике / под ред. И. Кона. - М., 1981.

5. Деятельность [Э/р]. - Р/д: http://azps.ru/articles/cmmn/ indexde.html

6. Реан, А.А. Психология и педагопка / А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум. - СПб., 2000.

7. Военная педагопка: учебник для вузов / под редакцией О.Ю. Ефремова. - СПб., 2008.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Bibliography

1. Ozhegov, S.I. Slovarj russkogo yazihka: ok. 53000 slov / S.I. Ozhegov; pod obth. red. prof. L.I. Skvorcova. - M., 2007.

2. Podlasihyj, I.P. Pedagogika: 100 voprosov - 100 otvetov: ucheb. posob. dlya stud. vihssh. ucheb. zavedeniyj. - M., 2004.

3. Nachala sovremennogo estestvoznaniya: tezaurus / V.N. Savchenko, V.P. Smagin. - Rostov-na-Donu, 2006.

4. Slovarj po ehtike / pod red. I. Kona. - M., 1981.

5. Deyateljnostj [Eh/r]. - R/d: http://azps.ru/articles/cmmn/ indexde.html

6. Rean, A.A. Psikhologiya i pedagogika / A.A. Rean, N.V. Bordovskaya, S.I. Rozum. - SPb., 2000.

7. Voennaya pedagogika: uchebnik dlya vuzov / pod redakcieyj O.Yu. Efremova. - SPb., 2008.

Статья поступила в редакцию 25.04.14

УДК 378

Guseva N.N., Pominova O.L. THE UPBRINGING OF THE UNDERSTANDING OF VALUE OF A FAMILY AS A PEDAGOGICAL CONDITION OF SOCIALIZATION OF CADETS IN INSTITUTES OF THE RUSSIAN INTERIOR MINISTRY FORCES. The article deals with the problems of formation of an attitude to a family as to a very valuable body in cadets of military institutes of the Russian Interior Forces in the context of anthropological foundations and conditions of socialization of cadets.

Key words: understanding of values, socialization of cadets of military institutes.

Н.Н. Гу сева, адъюнкт очной формы обучения, Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Санкт-Петербург, E-mail: Romma098@mail.ru; О.Л. Поминова, д-р пед. наук, доц., проф. каф. теории и методики непрерывного профессионального образования, Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Санкт-Петербург, E-mail: Romma098@mail.ru

ВОСПИТАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СЕМЬЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ

В статье рассмотрены вопросы формирования ценностного отношения к семье у курсантов вузов внутренних войск МВД России в контексте антропологических основ и педагогических условий социализации личности курсанта.

Ключевые слова: ценностное отношение к семье, социализация личности курсанта военного вуза.

Сфера семейной жизни является важной проблемой психолого-педагогических исследований. Семейная сфера служит значительным фактором развития других сфер жизни общества и вместе с тем одним из важнейших индикаторов ситуации в обществе. Существенным аспектом развития данной сферы в настоящее время является формирование ценностного отношения к семье у нынешнего поколения российской молодёжи. Семья является социально-психологической общностью, группой, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью (А.Г. Харчев [1]). Современный брак трактуется как союз людей, духовно близких, с одинаковыми идеалами, ценностям и, ори ент ац ия м и, л юд ей пс ихологи чес ки с овм ес тимы х (Н.Н. Обозов [2]).

Отношения и взаимодействия семьи и армии играют важную роль в жизни общества, в процессе социализации личности, тем более, личности будущего офицера. Отношение к семье и сами семейные отношения имеют особое значение в социализации курсантов военных вузов как будущих офицеров, в профессиональном и личностном становлении и развитии офице-

ров и могут приводить к разнообразным, как конструктивным, так и негативным проявлениям в поведении, отражаясь на результатах военно-профессиональной деятельности, общении, психическом здоровье военнослужащих.

Среди ценностей, значимых для юношеского возраста, одно из первых мест занимает человек. Исследователи, изучающие юношеский возраст (Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейн, И.С. Кон, В.С. Мухина, А.В. Петровский, М.М. Рубинштейн и др.), подчёркивают значимость товарищества, приятельства, дружбы, любви и других личных отношений. Анализ психолого-педагогической литературы, посвящённой периоду юности, развитию личности в юношеском возрасте (Л.И. Божович, В.В. Давыдов, И.В. Дубровина, И.С. Кон, Я.Л. Коломинский, А.А. Кочин, А.В. Мудрик, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др.), показывает, что названными авторами получены данные, касающиеся личностных новообразований, темпов психического и физического развития, процесса социализации, решения проблем личностного и профессионального самоопределения, изменения внутреннего мира личности, способностей, межличностных отношений и др. Учеными установлено, что среди проблем юношеского

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.