психолого-пЕдагогичЕскиЕ аспекты воспитательной, правовой и профилактической работы
УДК 37.01
ЛИЧНЫЙ ПРИМЕР ОФИЦЕРА КАК МЕТОД ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ-КОНТРАКТНИКОВ
В. А. Губин, Д. А. Егоров
Рассматриваются подходы к изучению личного примера офицера, даются определения понятий «личный пример офицера», «метод воспитания» и «личный пример офицера как метод воспитания военнослужащих». На основе психолого-педагогического исследования обосновывается влияние личного примера офицера на воспитание военнослужащих-контрактников частей ВВ МВД России, выступающего как метод воспитания.
Ключевые слова: пример, подражание, личный пример офицера, личный пример как метод воспитания.
Проблемам методов воспитания в отечественной педагогике уделяется традиционно пристальное внимание (И. А. Алехин, А. В. Барабанщиков, Н. И. Болдырев,
Н. К. Гончаров, Т. А. Ильина, В. М. Коротков, А. С. Макаренко, Н. Ф. Феденко, Г. И. Щукина и др.). Офицер как педагог при рассмотрении методов воспитания сталкивается с необходимостью найти целесообразное соотношение между управлением процессом воспитания и активностью самой личности военнослужащего, что обусловлено противоречием процесса воспитания: необходимостью в процессе воспитания активности самого воспитанника — военнослужащего контрактной службы, с одной стороны, и наличием компонента управления в данном процессе — с другой.
Рассмотрение вопроса о методах воспитания военнослужащего как гражданина-патриота, военного профессионала, высоконравственной и гармонично развитой личности приводит к парадоксальной ситуации: с одной стороны, качества гражданина-патриота, военного профессионала и высоконравственной личности являются тем регулятором поведения, который формирует сама личность военнослужащего, — выбор того, что значимо для военнослужащего, есть свободный выбор; с другой стороны, организованная система воспитания обязывает офицера как педагога направлять выбор военнослужащих в определенное русло (формирование качеств гражданина-патриота, военного профессионала и высоконравственной личности).
В контексте данной проблемы требуется определиться в методе, позволяющем малым резонансным воз-
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2014,
действием подтолкнуть систему на один из собственных и благоприятных для военнослужащего путей развития, обеспечить самоуправляемое и самоподдержи-ваемое развитие. В педагогике установлено, что для решения конкретной педагогической задачи необходимо обращение к особому методу, отражающему специфику стоящих перед офицером задач. Становление качеств гражданина-патриота, военного профессионала, высоконравственной личности военнослужащего основано на свободном выборе личностью из многочисленного ряда того, чем она дорожит, что ценит, считает для себя наиважнейшим.
Каждый человек в своем поведении стремится к достижению наилучшего результата в виде идеального образа. В жизни человека прошлое не предопределяет настоящее, его определяет будущее как аттрактор, т. е. сила «притяжения» настоящего будущим, если и неведомым человеку реальным, то проектом будущего, мечтой о будущем, идеалом. Следовательно, образ будущего в виде модели является обязательной предпосылкой всякого акта превращения воспринятой ситуации в двигательную задачу и предвосхищает все практические действия личности в области воспитания.
Анализ толкования терминов «образец» и «пример» в словарях показывает, что они могут использоваться и в различных значениях, и как синонимы. Пример относится к тому, что есть в действительности, образец — к тому, что должно быть. А. А. Реан, Н. В. Бор-довская, С. И. Розум отмечают, что «пример как метод воспитания заключен в убедительном образце для подражания, то есть это личность, образцу жизни, манере поведения и поступкам которой стремятся следовать другие.
Пример связан с наглядным представлением и конкретизацией идеала человека. Он представляет собой дальнюю перспективу стремлений воспитанника быть похожим (положительный вариант) на идеальный образ или преодолевать в себе негативные особенности (отрицательный вариант)» '.
Напрашивается вывод о том, что необходимо обращаться в воспитательной работе к различным моделям поведения личности военнослужащего как гражданина-патриота, военного профессионала, высоконравственной личности. Следует наполнять процесс воспитания многообразными примерами (образцами) выстраивания возможных отношений с миром, кото-
№ 4(59) 53
Губин В. А, Егоров Д. А. Личный пример офицера как метод воспитания военнослужащих-контрактников
рые могли бы служить строительным материалом для формирования субъектом индивидуальной модели будущего.
Так, обзор работ отечественных педагогов по обоснованию необходимости использования метода примера в воспитании позволяет резюмировать, что данный метод высоко ценился ими, предпринимались попытки разработать систему воспитания, основанную на использовании примеров из жизни и деятельности выдающихся и героических личностей.
Исключительно большое воспитательное значение для военнослужащих имеют положительные образцы и примеры поведения и деятельности офицеров. Мудрость гласит, что для духовного развития личности нужны три условия: большие цели, большие препятствия и большие примеры. Вот почему в процессе формирования военнослужащего широкое применение находит личный пример офицера как метод воспитания.
Многие мыслители и педагоги отмечали высокую педагогическую эффективность данного метода. Древнеримский философ Сенека утверждал, что «трудно привести к добру нравоучениями, легко — примером» 2. К. Д. Ушинский подчеркивал, что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности, что на воспитание личности можно воздействовать только личностью 3.
Исследование, проведенное в частях внутренних войск МВД России, показало, что во всем многообразии такого вида примера, как пример из жизни и деятельности выдающихся личностей (героя войны, труда, великого писателя, мыслителя, ученого, воина и т. д.), личный пример офицера занимает первое место (из 112 опрошенных офицеров: личный пример офицера — 61,0%; примеры из истории войн, боевых действий — 53,7; примеры подвигов и героических поступков воинов — 40,7; примеры из жизни выдающихся государственных и военных деятелей — 39,8; примеры передовых воинов — 25,0%).
Психологической основой влияния личного примера офицера на воспитание военнослужащих-контрак-тников является подражание. Подражание — вид научения, осознанное или неосознанное следование примеру, образцу действия, манере поведения, общения и т. д. На нем основано использование примера как способа обучения и воспитания 4. Научение — процесс и результат приобретения индивидуального опыта. Путем научения может приобретаться любой опыт (знания, умения, навыки), уяснение материала и его закрепление протекают неосознанно 5.
Почти 80% военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях солдат и сержантов в частях внутренних войск МВД России, считают непосредственного командира примером (образцом для подражания), видя в нем военного профессионала с активной жизненной позицией.
Психологический механизм воздействия подражания заключается в том, что восприятие различных образцов поведения, находящихся между достигнутым
и необходимым уровнем развития, вызывает потребность в совершенствовании своих личностных черт и качеств. Несмотря на то что пример как метод воспитания военнослужащих-контрактников основывается на подражательной деятельности, его психологопедагогическое значение не сводится только к приспособительной деятельности. Он оказывает сильнейшее влияние на развитие сознательности и моральных чувств военнослужащих-контрактников. Метод личного примера офицера выполняет своеобразную роль убеждения и служит важным средством повышения влияния различных форм разъяснительной работы, формирования у военнослужащих-контрактников духовных потребностей, мотивов поведения и моральных установок 6.
Особенно велико влияние на формирование сознания и поведения военнослужащих-контрактников личности офицера, его морального облика. Это влияние по своему значению несравнимо и незаменимо. Личный пример офицера влияет на военнослужащего независимо от его воли и желания. Никакие слова офицера не могут дать такого ясного представления о правилах поведения, как его поступки и действия. Военнослужащие-контрактники постоянно наблюдают, как офицер держит себя при выполнении повседневной служебной деятельности, как он одет, как обращается с окружающими. Их интересует, как он откликается на то или иное событие, как относится к своим обязанностям.
При выборе метода воспитания личный пример офицера привлекает своей доступностью для подчиненных (78,7%), результативностью (44,4%), простотой в применении (34,3%).
Особую ценность в офицере представляют цельность характера, требовательность к себе и другим, упорство, настойчивость в достижении поставленной цели. Эти качества значительно повышают силу воспитательного воздействия учителя. Еще К. Д. Ушинский утверждал, что учитель со слабым, неустановившимся характером, с переменчивым образом мысли и действий никогда не разовьет сильного характера. Чтобы воспитать у военнослужащего мужество, честь, отвагу, офицер сам должен обладать этими качествами. Одними объяснениями и требованиями, без живого, конкретного примера, трудно добиться положительных результатов в воспитании военнослужащих.
Таким образом, личный пример офицера как метод воспитания представляет собой совокупность педагогических приемов и средств воздействия офицера на сознание, чувства и волю военнослужащих силой своего поведения и профессиональной деятельности как образца для подражания, стимула к самосовершенствованию и основы для формирования духовных потребностей, мотивов поведения и моральных установок военнослужащих.
Сущность личного примера офицера как метода воспитания военнослужащих состоит в использовании лучших образцов поведения и деятельности офицеров для возбуждения у военнослужащих-контрактников
54
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2014, № 4(59)
Губин В. А, Егоров Д. А. Личный пример офицера как метод воспитания военнослужащих-контрактников
стремления (потребности) к активной работе над собой, к развитию и совершенствованию своих личностных свойств и качеств и преодолению недостатков.
На формирование и развитие военнослужащих-контрактников серьезное влияние оказывает личный пример офицера — командира подразделения. А. С. Макаренко говорил, что «воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего — люди» 7. В военной среде на первом месте находится командир, который постоянно влияет своим поведением, моральным обликом на своих подчиненных. При объяснении своих поступков контрактники обычно ссылаются на поведение офицеров.
Воспитательное значение личного примера офицера во многом зависит от его авторитета. Военнослужащие-контрактники подражают офицерам лишь в том случае, если те пользуются авторитетом. Чем выше авторитет офицеров, тем сильнее влияют они на сознание и поведение военнослужащих-контрактников. Поэтому завоевание авторитета офицером, командиром — одно из условий повышения воспитательной силы их личного примера.
При использовании личного примера в воспитании существенное значение имеет учет особенностей личностного развития военнослужащих-контрак-тников. С возрастом у них повышается критичность в оценке поведения своих товарищей и офицеров. В их глазах только тот хороший поступок заслуживает одобрения и подражания, который совершен авторитетным и уважаемым офицером. Это особенно относится к командирам подразделений. В одной из лекций А. С. Макаренко говорил, что «без авторитета невозможен воспитатель». Смысл авторитета заключается в том, что он принимается как несомненное достоинство офицера, как его сила и ценность. От офицера требуется определенный уровень подготовки, а также умение влиять на контрактников, заслуживать их уважение.
Важнейшее условие повышения воспитательной силы личного примера командира подразделения и вообще офицера — единство слова и дела. Если на словах он будет требовать честности, организованности, трудолюбия, а на деле своим поведением, конкретными делами не будет подкреплять эти требования, то эффективность его воздействия значительно снизится. Расхождение между словом и делом приносит огромный вред в воспитании. Повышению воспитательной силы личного примера офицера способствует уважение к военнослужащим. Уважением можно вызвать хорошие чувства, воспитать у них необходимые привычки и приучить к дисциплине и порядку,
к послушанию и уважению. Если офицер ведет себя как благородный, внимательный старший товарищ, его поведение побуждает контрактников к совершению положительных поступков. Важное значение в повышении воспитательной силы личного примера имеет также единство требований и воспитательных воздействий на военнослужащих со стороны командиров подразделений, офицеров.
Нами выявлено, что за эффективность метода личного примера в воспитательной деятельности высказались 49,1% офицеров, 48,2% их имеют некоторые сомнения, но в целом уверены. По нашему мнению, причиной тому является недостаточный профессионализм командиров подразделений (62,0% опрошенных офицеров не считают себя военными профессионалами в полной мере).
Пути использования личного примера в процессе воспитания подчиненных разнообразны. Это прежде всего подражание или воспроизведение образца поведения. Подражание может быть бессознательным или осознанным копированием поведения офицеров. Один из способов использования личного примера — заимствование. Оно предполагает сознательное и выборочное воспроизведение качеств личности, приемов и способов ее деятельности, поведения. Иногда заимствуются даже манеры, походка, одежда.
Заимствование и подражание во многом зависят от чувства уважения и симпатии к офицеру, который служит примером и на которого желают быть похожими контрактники. В ряде случаев следование личному примеру офицера проявляется в соревновании, в стремлении превзойти образец, поэтому ему подражают в желании достичь больших результатов в выполнении служебной деятельности, в повседневном поведении.
Важно в процессе воспитания использовать и другие способы усвоения примеров поведения офицеров. Все это помогает обогатить личный опыт труда и поведения, создает лучшие условия для самовоспитания. 1 2 3 4 5 6 7
1 Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика : учебник для вузов. СПб., 2000. С. 245.
2 URL: http://www.aphorismy.ru (дата обращения:
15.04.2014).
3 Ушинский К. Д. Три элемента школы // Собр. соч. : в 11 т. Москва-Ленинград, 1948. Т 2. С. 63-64.
4 Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь : для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М., 2001. С. 115.
5 Там же. С. 91.
6 Военная педагогика / под ред. О. Ю. Ефремова. СПб., 2008. С. 329.
7 Макаренко А. С. Книга для родителей. М., 1934. С. 4.
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2014, № 4(59)
55