психологические оспекты воспитательной, правовой и профилактической роботы
УДК 37.01
ЛИЧНЫЙ ПРИМЕР ОФИЦЕРА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ-КОНТРАКТНИКОВ ЧАСТЕЙ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ
В. А. Губин, Д. А. Егоров
Обосновывается влияние личного примера офицера на воспитание военнослужащих-контрактников частей ВВ МВД России, выступающего как педагогическое условие. Рассматриваются понятия «педагогическое условие» и «пример». Выявлены психолого-педагогические характеристики офицера, определяющие его в качестве примера для подражания.
Ключевые слова: личный пример офицера, педагогическое условие, военнослужащие-контрактники, имитация, подражание, интериоризация, идентификация.
Повышение эффективности образовательного процесса связано с выявлением, обоснованием и проверкой педагогических условий, обеспечивающих успешность осуществляемой деятельности.
В Словаре русского языка С. И. Ожегова «условие» понимается как:
1) обстоятельство, от которого что-нибудь зависит;
2) правила, установленные в какой-нибудь области жизни, деятельности;
3) обстановка, в которой что-нибудь происходит
Результаты проведенного нами анализа позволяют охарактеризовать сущность педагогического условия: условие есть совокупность причин, обстоятельств, каких-либо объектов и т. д. Эта совокупность влияет на воспитание, обучение и развитие военнослужащего. Данное условие может ускорить или замедлить процессы воспитания, обучения и развития военнослужащего, а также воздействовать на их динамику и конечные результаты.
В данной работе мы рассматриваем педагогическое условие как компонент педагогической системы, отражающий возможности образовательной, материальной и пространственной среды, которые воздействуют на личностный и процессуальный аспекты данной системы и обеспечивают ее эффективное функционирование и развитие.
Педагогические условия можно представить в виде организационно-педагогических, психолого-педагогических, дидактических условий:
— организационно-педагогические условия — это совокупность целенаправленно сконструированных
возможностей содержания, форм, методов целостного педагогического процесса, которые лежат в основе управления и развития процессуального аспекта педагогической системы;
— психолого-педагогические условия — это совокупность целенаправленно сконструированных взаимосвязанных и взаимообусловленных возможностей образовательной и материально-пространственной среды, которые направлены на развитие личностного аспекта педагогической системы;
— дидактические условия — это результат целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов (приемов), а также организационных форм обучения для достижения дидактических целей.
Пример является не только одним из условий формирования определенных качеств личности, но и одним из методов воспитания военнослужащих-контрактников. Действительно, каждый человек в процессе общения с другими людьми постоянно испытывает на себе их влияние. Большое воспитательное значение наряду с этим играют жизнь, подвиги исторических личностей, а также выдающихся людей современности и художественные образы, запечатленные в литературе и искусстве.
Склонность людей к подражанию, изучению и заимствованию опыта других выступает психологической основой примера. Это способствует накоплению социального и нравственного опыта, т. е. происходит социализация личности. Подражание может носить сознательный характер или приобретать форму слепого, механического копирования образца. Несомненно, большую педагогическую ценность имеет сознательное подражание положительному примеру.
Психологами выделены три этапа в процессе подражания:
— непосредственное восприятие конкретного образа действия другого лица;
— формирование желания действовать по образцу;
— синтез самостоятельных и подражательных действий, проявляющихся в приспособлении поведения к поведению кумира 2.
Ведущую роль в процессе подражания играют опыт, интеллект, свойства личности, жизненные ситуации.
Особенно большое воспитательное значение имеет личный пример непосредственных и прямых начальников. Личный пример старшего, как правило, является по-
Губин В. А., Егоров Д. А. Личный пример офицера как педагогическое условие воспитания.
учительным. Военнослужащий на начальном этапе службы, попав в незнакомую для него обстановку воинской части, учится прежде всего на примере сержантов, старшин, офицеров, их поведение является для него примером в учебе, в службе, в быту. Пример командира, особенно в трудной обстановке, поднимает моральный дух военнослужащих, вселяет в них смелость, решительность, мужество, облегчает перенесение тягот и лишений, зовет на подвиги. Поэтому офицеры, сержанты и старшины призваны во всем служить примером для подчиненных.
Воспитательная работа — одна из самых трудных, так как она связана с личным поведением воспитателя. Следуя положительному примеру, подражая ему, военнослужащие-контрактники тем самым совершенствуют свои качества, приобретая уверенность в правильности своего поведения.
Во-первых, личный пример командира выступает тем условием, которое дает ему моральное право на воспитание подчиненных. Слову начальника они верят в том случае, если оно не расходится с делом, подкреплено практикой, высокой инициативностью и самостоятельностью, способностью офицера вместе с военнослужащими преодолевать трудности воинского труда.
Во-вторых, личный пример любого начальника является основой его авторитета. О достоинствах и недостатках командира подчиненные судят по его делам и поступкам. Исходя из поведения начальника военнослужащие составляют о нем свое мнение и определяют отношение к нему.
В-третьих, личный пример имеет для подчиненного большую наглядность в несении службы, в дисциплине, в учебе и быту.
Командир обязан показывать пример буквально во всем. Чтобы действительно воспитывать, необходимо не только хорошо знать военную специальность, но и иметь высокие морально-боевые качества.
В-четвертых, личный пример — важное средство вдохновения личного состава в трудной, напряженной обстановке, когда требуется поднять дух воинов, вселить в них мужество, уверенность в победе, способность перенести любые испытания.
Рассматриваемый метод воспитания включает систему воздействий на сознание, чувства и волю воина личным примером воспитателя, а также другими положительными примерами, которые служат образцом для подражания. Таковы основные требования к использованию примера в целях воспитательного воздействия на военнослужащих 3.
Служебно-боевая деятельность офицера состоит из множества действий и поступков, которые в совокупности представляют личный пример офицера. Понятие «пример» от глагола «примерить (примерять)» буквально означает меру. Личный пример в этом случае может толковаться как мера, определяющая сознание офицера, его нравственный облик; мера служебной и боевой деятельности офицера, определяющая сознание офицера, в том числе его нравственный облик; мера деятельности офицера, отражающая его профессионально-нравственные качества в рамках его повседневной жизни (жизнедеятельность, служебно-боевая деятельности).
«Пример — ссылка на более конкретный, особо яркий случай, событие как на момент общего, более абстрактного предметного содержания с целью лучшего освещения и пояснения такового» 4.
«Пример — в морали это одна из форм инициативы, проявляющаяся в том, что действия одного человека (группы лиц, коллектива) становятся образцом для поведения других. По сравнению с почином пример обладает той особенностью, что здесь инициатор не только побуждает других последовать за собой, но и предлагает им готовую форму деятельности, которая затем распространяется на других людей, становится нормой поведения многих. В этом отношении пример является одним из способов осуществления общественной дисциплины, проявления активности членов коллектива, их взаимного нравственного воспитания. В морали, в сущности, каждый отдельный поступок является для окружающих примером, положительным или отрицательным. Однако следование примеру других людей здесь не является простым подражанием, оно всегда предполагает ту или иную оценку совершенных действий. Без такой оценки и уяснения себе морального значения образца для подражания следование чужому примеру еще не есть акт свободного выбора и сознательной нравственной деятельности. Пример всегда играл большую роль в повседневных взаимоотношениях людей, в поддержании и развитии обычаев и нравов» 5.
Для уточнения определения личного примера офицера обратимся к содержательному наполнению понятия «пример», его можно раскрыть через категорию «деятельность». Определение «примера» как деятельности делает возможным увидеть личный пример офицера более детально. «Под деятельностью понимается активность субъекта, направленная на изменение мира, на производство или порождение определенного объективированного продукта материальной или духовной культуры. Деятельность человека выступает сначала как практическая, материальная деятельность. Затем из нее выделяется деятельность теоретическая. Всякая деятельность состоит обычно из ряда актов — действий или поступков, основанных на тех или иных побуждениях или мотивах и направленных на определенную цель» 6.
Деятельность — категория социальная. Действия могут быть направлены не только на предмет, но и на окружающих людей. Тогда они становятся, как было отмечено ранее, актом поведения: поступком, если они соответствуют установившимся в обществе нормам поведения, или проступком, если противоречат им 7. Именно действия офицера, в том числе и осуществляемые в отношении своих подчиненных, отражают соответствие или противоречия установившимся в воинской среде правилам поведения.
Деятельность офицера направлена на обучение и воспитание подчиненных. В процессе обучения у последних формируются и развиваются знания, умения и навыки. Воспитание подчиненных предполагает формирование у них качеств гражданина-патриота, военного профессионала и высоконравственной личности 8.
Исследование, проведенное в частях внутренних войск МВД России, показало, что из 108 опрошенных
Губин В. А., Егоров Д. А. Личный пример офицера как педагогическое условие воспитания..
Таблица. Иерархия психологических качеств, характеризующих представления о личном примере офицера
Офицеры Военнослужащие-контрактники
Ранг Качества Средний балл Ранг Качества Средний балл
1 Ответственность 6,41 1 Организованность 5,88
2 Достоинство 6,19 2 Ответственность 5,86
3 Уверенность в себе 6,13 3 Настойчивость 5,84
4 Честность 6,12 4 Достоинство 5,83
5 Требовательность 6,12 5 Работоспособность 5,82
6 Доброжелательность 6,11 6 Дисциплинированность 5,81
7 Пунктуальность 6,07 7 Исполнительность 5,79
8 Уважение к людям 6,06 8 Требовательность 5,79
9 Умение слушать и выслушивать 6,00 9 Целеустремленность 5,79
10 Трудолюбие 5,99 10 Строгость 5,78
11 Бытовая самостоятельность 5,98 11 Активность 5,76
12 Работоспособность 5,98 12 Уверенность в себе 5,74
13 Принципиальность 5,97 13 Коммуникабельность 5,72
14 Логическое мышление 5,95 14 Организаторские умения и навыки 5,72
15 Организованность 5,94 15 Умение руководить 5,71
16 Справедливость 5,94 16 Наблюдательность 5,69
17 Дисциплинированность 5,93 17 Принципиальность 5,64
18 Чувство долга 5,90 18 Эрудиция 5,64
19 Дружелюбие 5,89 19 Пунктуальность 5,62
20 Умение руководить 5,89 20 Чувство долга 5,60
военнослужащих-контрактников военным профессионалом в полной мере считают себя 36,6% их, 55,36% опрошенных указали, что недостаток профессиональных знаний, навыков и опыта мешает им реализоваться как военным профессионалам.
На процесс формирования качеств военнослужащих существенное влияние оказывает личный пример офицера. Военнослужащие, оказавшись под воздействием личного примера офицера, сознательно или неосознанно стремятся к заимствованию тех качеств личности офицера, которые в нем наиболее ярко выражены и способствуют развитию военнослужащего как гражданина-патриота, военного профессионала и высоконравственной личности.
Результаты исследования показали, что всегда берут пример со своих командиров 23,21% опрошенных военнослужащих-контрактников, практически всегда — 33,04, иногда — 39,29 и никогда — 4,46% от их числа. Вместе с тем 24,11% опрошенных военнослужащих-контрактников обращают внимание на личный пример офицера с отрицательной стороны, вследствие чего 20,54% не считают своего командира образцом для подражания.
Анализ различных источников позволил выявить 44 наиболее часто встречающиеся качества личности офицера как образца для подражания. Проведенный опрос среди офицеров подразделений и военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях солдат и сержантов, дал основание определить 20 наиболее значимых из них (рис.1, 2), построить иерар-
хию и провести сравнение психологических качеств, характеризующих представления о личном примере офицера (табл.) у самих офицеров и военнослужащих-контрактников.
Данные качества в той или иной степени представляют для опрошенных военнослужащих определенную ценность, которая выражена в их оценке по 7-балльной шкале (рис. 3).
Таким образом, проведенное исследование позволило охарактеризовать личность офицера как пример для подражания; представить личный пример офицера как педагогическое условие, оказывающее существенное влияние на воспитание военнослужащего.
Рис. 1. Иерархия психологических качеств офицеров, являющихся примером для подражания (оценка дана офицерами)
А. А. Шадрин Межличностные взаимоотношения как фактор субъективного благополучия курсантов.
Рис. 2. Иерархия психологических качеств офицеров, являющихся примером для подражания (оценка дана военнослужащими-контрактниками)
1 Ожегов С. И. Словарь русского языка / под общ. ред. проф. Л. И. Скворцова. 24-е изд., испр. М., 2007. С. 588.
2 Подласый И. П. Педагогика: 100 вопросов —100 ответов: учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений. М., 2004. С. 285.
3 Теория и практика воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации: учебное пособие / под общ. ред. И. А. Алехина. М., 2003. С. 119-121.
4 Начала современного естествознания: тезаурус / В. Н. Савченко, В. П. Смагин. Ростов н/Д, 2006. 336 с.
УДК 316.6
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ КАК ФАКТОР СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ КУРСАНТОВ В ПРОЦЕССЕ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ
А. А. Шадрин
Рассмотрены межличностные взаимоотношения курсантов в высшем военном учебном заведении как один из факторов субъективного благополучия, исследована их взаимосвязь с эмоциональным благополучием и социальной фрустрированностью, определены наиболее значимые отношения, влияющие на благополучие в процессе обучения.
Ключевые слова: субъективное благополучие, эмоциональное благополучие, социальная фрустрированность, социализация, военная служба.
Подготовка высококлассных специалистов, глубоко мотивированных в избранной ими профессии, в настоящее время является одной из приоритетных задач высших учебных заведений. Вместе с тем учебный процесс в современных вузах характеризуется высокой эмоциональной напряженностью, наличием большого числа стрес-согенных факторов, повышенной ответственностью, высоким динамизмом и рядом других обстоятельств (достаточно полно раскрытых В. Л. Цветковым и А. М. Тано-вым 1), при отсутствии психологической поддержки влекущих за собой негативные функциональные состояния, эмоциональный стресс, дезадаптацию и ряд других негативных последствий. В этих условиях одним из важнейших характеристик профессиональной социализации личности выступает субъективное благополучие. Оно опреде-
Рис. 3. Структура психолого-педагогических качеств офицера, определяющих личную примерность в воспитании военнослужащих-контрактников
5 Словарь по этике / под ред. И. Кона, М., 1981. 186 с.
6 Деятельность [Электронный ресурс]. URL: http://azps. ru/articles/cmmn/indexde.html (дата обращения: 9.03.2014).
7 Там же.
8 Човдырова Г. С. Психодиагностика профессионально важных качеств оперативных сотрудников полиции для общения с гражданами // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2013. № 1 (52). С 38-43.
ляется Р. М. Шамионовым как понятие, выражающее собственное отношение индивида к своей личности, жизни и процессам, имеющим важное значение с точки зрения усвоенных нормативных представлений о «благополучной» внешней и внутренней среде и характеризующееся переживанием удовлетворенности 2. Высокий уровень благополучия обеспечивает полное и всестороннее развитие личности, успешную адаптацию и профессиональную социализацию. Неблагополучие же создает предпосылки для возникновения психических расстройств, нарушений эмоционально-волевой сферы личности, девиантного поведения, депрессивных состояний 3.
Являясь регулятором жизнедеятельности, субъективное благополучие имеет множество детерминант, среди которых существенную роль играет система межличностных отношений. При этом взаимоотношения в военном вузе, по отношению к другим учебным заведениям, имеют ряд отличий, обусловленных прежде всего совмещением обучения и прохождения военной службы. Изучению влияния межличностных отношений на субъективное благополучие посвящены работы М. Аргайла, Л. В. Куликова, Р. М. Шамионова и других известных авторов 4. Вместе с тем детерминация благополучия сферой взаимоотношений в военных организациях по настоящее время остается малоизученной. Воинские коллективы в данном проблемном поле могут представлять особенный интерес, поскольку в основе их деятельности лежат определенные функциональные факторы, жестко закрепленные особой регламентной базой, не зависящей от индивидуальных особенностей военнослужащих. Кроме того, в воинских коллективах к каждому военнослужащему предъявляется строго определенный «стандарт» не только про-