REFERENCES
1. Ed. Solovkov, I.A. (1985), Anthology ofpedagogical thought of Russia XVIII century, Pedagogics, Moscow.
2. Ed. Lebedev, P.A. (1987), Anthology of pedagogical thought of Russia of the first half of the XIX century (before reforms of the 60th), Pedagogics, Moscow.
3. Ed. Lebedev, P.A. (1990), Anthology ofpedagogical thought of Russia of the second half of XIX - the beginning of the XX century, Pedagogics, Moscow.
4. Barabanschikov, A.V. and Mytsynov, S.S. (1985), Pedagogical culture officer, publishing house “Voenizdat”, Moscow.
5. Bunakov, N F. (1953), The chosen pedagogical compositions, publishing house “APN RSRSR”, Moscow.
6. Ed. Vasilyeva, Z.I. (1991), Studying of the identity of the school student by the teacher, Pedagogics, Moscow.
7. Lomonosov, M.V. (1991), About education, Pedagogics, Moscow.
8. Ushinsky, K.D. (1974), The chosen pedagogical compositions, Vol. 2, Pedagogics, Moscow.
9. Chernyshevsky, N.G. (1953), The Chosen pedagogical works, publishing house “APN RSRSR”, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 26.09.2013.
УДК 378
ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СЛУЖЕБНО-БОЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК ФАКТОРУ УСПЕШНОСТИ
ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПРОХОДЯЩИХ СЛУЖБУ ПО
КОНТРАКТУ
Ольга Михайловна Якубовская, майор, старший инженер 10 отдела центра ситуационного моделирования,
Главный центр АСУ внутренних войск МВД России, Москва
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы формирования мотивационно-ценностного отношения к служебно-боевой деятельности, как к фактору успешности и эффективности воспитания военнослужащих по контракту внутренних войск МВД России. Определяются основные принципы и структура мотивационно-ценностного отношения к служебно-боевой деятельности в современных условиях. Наш эксперимент подтверждает, что при воспитании военнослужащих проходящих службу по контракту и формирования их профессиональной мотивации и сознательного положительного отношения к воспитательному процессу необходима оперативность, своевременность активных педагогических воздействий и взаимодействий с контрактником.
Ключевые слова: воспитание, педагогическая теория, мотивационно-ценностное отношение, нравственность, мотивы, воздействие на эмоциональную сферу, проблемы адаптации, учебновоспитательная работа, индивидуальный подход, обратная связь.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.09.103.p210-216
FORMATION OF THE MOTIVATIONAL AND VALUABLE RELATION TO THE OFFICE AND FIGHTING ACTIVITY, AS TO A FACTOR OF SUCCESS OF
EDUCATION OF THE MILITARY PERSONNEL SERVING UNDER THE
CONTRACT
Olga Mikhaelovna Yakubovskaya, the major, senior engineer of the 10th department of the
center of situational modeling,
ACS Main Center of Internal Troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Moscow
Annotation
In article, the questions of formation of the motivational and valuable relation to the office and fighting activity, as to the factor of success and efficiency of education of contract servicemen of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia have been considered. The basic principles and structure of the motivational and valuable relation to the office and fighting activity in modern conditions have been defined. Our experiment confirms that at education of the military personnel serving under the contract and formation of their professional motivation and the conscientious positive attitude to the educational process the efficiency, timeliness of active pedagogical influences and interactions with the contract employee are necessary.
Keywords: education, educational theory, motivational-value attitude, morals, motives, impact on the emotional sphere, problems of adaptation, teaching and educational work, individual attention, feedback.
ВВЕДЕНИЕ
Педагогическая теория и практика давно установили, что устойчивое мотивационно-ценностное отношение к воспитательным мероприятиям является одним из значительных факторов приобретения нужной профессии и воспитания таких высоких качеств личности военнослужащего, которые позволяют самореализоваться личности в различных должностях [1]. Мотивационно-ценностное отношение к воспитательному процессу определяется мотивационной готовностью контрактника, которая предполагает отношение к служебно-боевой деятельности и своей воспитанности, как к общественному и государственно значимому делу и активное стремление к приобретению системы знаний, навыков и умений, необходимых для выполнения своих функциональных обязанностей и своих высоконравственных действий и поступков военнослужащего внутренних войск МВД России.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
В ходе исследования мы убедились, что в управлении воспитательной деятельностью контрактников имеет значение обратная связь, обеспечивающая понимание командиром хода и результативности обучения в дидактическом плане. Значительно меньше в анализе хода обучения представлена информация о мотивах, интересах, установках, потребностях, общей гражданской и военной направленности, эмоционально-волевых усилий, как важнейших психолого-педагогических предпосылках повышения эффективности их образовательно-воспитательной деятельности.
Наши пролонгированные наблюдения за контрактниками, а также за процессом целеустремленной деятельности командиров и воспитателей показали чрезвычайно высокое значение моральных, духовно-нравственных, эстетических качеств, ценностных ориентаций, профессиональной мотивации военнослужащих проходящих службу по контракту, подготовки себя к профессиональной деятельности.
Данное положение подтверждает следующий педагогический факт. В ходе службы все неудачи, наблюдавшихся нами контрактников, имевших при поступлении на службу психологическом отборе положительный прогноз, оказались в 60% случаев связаны с
отсутствием устойчивой мотивации, невысокими морально-нравственными, эстетическими качествами, недисциплинированностью, безответственностью. Подчеркиваем, что это произошло при наличии высоких показателей в психофизиологических характеристиках.
Среди обследованных нами военнослужащих проходящих службу по контракту, которые были уволены по недисциплинированности, у 64% определена низкая мотивация к избранной профессии военнослужащего внутренних войск, разочарование в ней из-за неустойчивой направленности, низкого уровня воспитанности. И, напротив, факторный анализ результатов оценки служебной деятельности обследуемых контрактников, показал, что в первом факторе вместе с оценками успешной службы, сосредоточились и высокая устойчивая мотивация к избранной профессии, и чувство воинского и профессионального долга, и дисциплинированность, и честь, и совесть защитника Отечества.
Данные факты свидетельствуют о том, что в профессионально-психологическом отборе и психодиагностике в центре внимания должно стать изучение личностных качеств, которые основываются на высоком уровне социальной и воинской направленности, мотивации, интереса, ценностных ориентаций на перспективу своей воинской деятельности.
Большое значение сделанного заключения подтверждается и тем обстоятельством (по В. Л. Марищуку), что черты личности на уровне социальной и воинской направленности оказываются значительно более устойчивыми, менее корригируемыми, чем показатели психических и психомоторных процессов человека [3].
Анализ научно-педагогической литературы подтверждает, что возникновение мотивов, потребностей обеспечивается наличием в сознании человека внутренних противоречий, в разрешении которых и развивается данный человек. Основным противоречием в воспитательном процессе является противоречие между возникающим у военнослужащих проходящих службу по контракту потребностей, под влиянием командиров подразделений и воспитателей, в усвоении необходимых профессиональных и моральнонравственных, этических и эстетических знаний и способностями и возможностями по удовлетворению этих потребностей. На основе разрешения этого противоречия путем его осознания и активной учебной и служебной деятельности по преодолению указанных недостатков осуществляется профессиональное (в первую очередь нравственное) воспитание военнослужащих проходящих службу по контракту, накапливаются определенные знания и формируются высоконравственные черты характера. Кроме того, в этом процессе у контрактников развиваются определенные мотивы деятельности: интерес, чувство долга и ответственности, дисциплинированность, честь, порядочность, совесть и др. Взаимодействуя с эмоциональной сферой, потребности и мотивы выступают одними из основных стимулов разностороннего воспитания и подготовки к профессиональной деятельности.
В рассматриваемом процессе следует отметить большую роль положительных эмоций и высоких чувств в образовательно-воспитательной деятельности. Положительные эмоции человек испытывает не только при достижении желаемой конечной цели, но и в процессе получения успешных результатов по ее достижению. В нашей экспериментальной работе имели место случаи, когда отдельные контрактники ставили себе цель сформировать какую-либо положительную нравственную черту (честь, единство слова и дела), но проявляли при этом необязательность, недостаточно готовились к службе, давали обещания сослуживцам, воспитателям и командирам, но забывали о них, в результате чего теряли уважение и доверие своих товарищей, а вместе с тем, теряли надежду стать полноценными, воспитанными военнослужащими утрачивали активность в самовоспитании, в своем духовно-нравственном возвышении.
Отмеченное педагогическое явление свидетельствует о том, что необходимым условием функционирования в воспитательном процессе указанного противоречия и его
разрешения является выбор таких воспитательных целей и задач, содержания, форм и методов воспитания военнослужащих проходящих службу по контракту, при которых создавались бы реальные возможности для контрактников по формированию политических, экономических, правовых, духовно-нравственных, патриотических, эстетических, физических и других качеств, которые необходимы военнослужащему внутренних войск для выполнения своих специфических функциональных обязанностей. Причем реальные возможности - это не только их осознанность, активность и самостоятельность по формированию навыков и умений служебно-боевой деятельности, но и положительноэмоциональное отношение к командирской деятельности, это и высокая нравственная воспитанность, чувство гражданского и воинского долга, чести и ответственности в процессе своего самовоспитания к достойному выполнению своих функциональных и иных, общечеловеческих обязанностей.
Наш эксперимент подтверждает, что при воспитании военнослужащих проходящих службу по контракту и формирования их профессиональной мотивации и сознательного положительного отношения к воспитательному процессу необходима оперативность, своевременность активных педагогических воздействий и взаимодействий с контрактником. Ибо значительно легче своевременно, как говориться, с нуля, формировать новые ценностные ориентации у контрактника, чем его переучивать, перевоспитывать, переориентировать на новые и желаемые воспитателю нравственные и иные ценности. Известно, что первая образовательно-воспитательная информация всегда оказывается значительно более эффективной, чем последующая, более значимая или равноценная ей по содержанию.
В целях выявления мотивов, установок и представлений контрактников о содержании будущей службы, определяющих их отношение к воспитательному процессу, его содержанию, формам, методам, автором был проведен опрос в экспериментальных и контрольных группах по истечении шести месяцев после начала эксперимента, было задано два вопроса. Первый вопрос был направлен на определение системы мотивов воинской службы: «Чем привлекает Вас служба во внутренних войск МВД России?». Второй
- имел целью установить систему установок готовности к выполнению гражданского и воинского долга в служебной деятельности в войсках: «Как Вы считаете, от каких основных факторов (условий) зависит готовность к выполнению задач боевой службы?».
Анализ опроса показал, что структура мотивов, установок, определяющая общую направленность военнослужащих проходящих службу по контракту, в большинстве случаев неоднозначна и в 82% ответов содержится 3-5 компонентов, особенно сочетание таких мотивов, как романтика и интерес к профессии. Резко, как это не парадоксально звучит в наше время, возрастает значение материальной защищенности, результаты опроса позволили выделить 4-е основные группы мотивов, определяющих потребности контрактников в образовательно-воспитательном процессе: эмоциональные; содержательно-деловые; общественно-социальные; материально-бытовые. Данные исследования показывают, что большинство при поступлении на службу не имело ярко выраженной мотивации самого существенного и нравственного в воинской деятельности - это гражданского и воинского долга.
Необходимо отметить, что налицо обострение проблемы адаптации армии к возросшим требованиям современной, весьма кризисной во всех, сферах, жизни. Просматривается и тот психолого-педагогический факт, когда задачи «чистого» военного характера значительно подавили (стали ярко выраженными) задачи духовно-нравственного, политического, этического, экономического и экологического воспитания контрактника.
Нам хотелось бы проанализировать еще один педагогический факт и извлечь из него определенные уроки. После войсковой практики нами зафиксирован мотивационный кризис. Он выражался, с одной стороны, в повышении эмоционально-критического отношения к воспитательному процессу, обусловленного определенным несоответствием
реальной, практической служебно-боевой деятельности войск ранним представлениям, а с другой стороны, возрастают требования контрактников к содержанию и методике воспитывающего обучения и воспитательным мероприятиям, проводимым в части. Отмечается повышение заинтересованности военнослужащих проходящих службу по контракту, в своей разносторонней подготовке как насущное требование войсковой практики, межличностных отношений в частях и подразделениях внутренних войск. Данное состояние было учтено экспериментаторами. Нельзя не учитывать и взгляды классиков педагогики на данное явление. «Настоящее воспитание начинается там, - отмечал В. А. Сухомлин-ский, - где человек чувствует себя уже не только воспитанником, но и ответственным за судьбу других людей. Ответственность человека за человека в жизни коллектива - это все равно, что цементный раствор для строительства ...» [4].
Для укрепления развивающегося мотивационно-ценностного отношения к службе в качестве военнослужащего внутренних войск, каждый хотя бы едва заметный успех в служебной деятельности контрактника отмечался с похвалой, той или иной формой поощрения, всячески поддерживался с целью воссоздания и развития положительных эмоций и положительных отношений к службе. При появлении положительных тенденций в суждениях и действиях экспериментаторы стремились воздействовать на них не «в лоб», а формировать положительные конкурентные мотивы (интерес) в достижении желаемых конечных результатов. Формирование сознательного мотивационно-оценочного отношения к овладению лучшими образцами командирской деятельности сочетались с разъяснением сущности гражданского и воинского долга, политической зрелости, правовой и этической грамотности, морального и духовно-нравственного достоинства. В ходе занятий, когда это было уместно, раскрывалось главенствующее значение сознательной воинской дисциплины, на фактическом материале с количественными показателями иллюстрировалась вероятность тяжелых последствий (с потерей сослуживцев) ошибок из-за его недостаточной подготовленности как профессионала и воспитанности, неумению выдержанно и устойчиво управлять своими реакциями в различных условиях жизни, в т.ч. служебно-боевой деятельности в экстремальных ситуациях, где господствуют профессионализм, долг, честь, патриотизм, товарищество и взаимовыручка и т.п.
В ходе эксперимента особое внимание уделялось систематической высокой, но справедливой требовательности, контролю за выполнением каждым контрактником своих обязанностей, формированию у них логики продуктивного мышления, чувства уверенности в правильности принимаемых решений в своих действиях и поведении.
В решении проблемы совершенствования положительных эмоциональнооценочных отношений к учебно-воспитательному процессу, в котором немаловажное место и значение занимают младшие командиры, было выявлено в ЭГ, что причиной непопулярности и даже откровенной неприемлемости некоторых младших командиров бывают не только стеснительность, робость, замкнутость и т.п., но и такие негативные индивидуальные особенности характера, как эгоизм, элементарная невоспитанность, желание показать свое «превосходство» над сослуживцами и т.п., что никак не вяжется с «моделью» военнослужащего внутренних войск. Только индивидуальный подход к носителям подобных негативов, только дифференцированный выбор методов, форм и приемов педагогического воздействия помогали изжить данные негативы.
Индивидуальный подход, разностороннее изучение каждой личности позволило выявить несформированность у многих такого важного для служебно-боевой деятельности качества, как гуманное (доброе) отношение к товарищам по оружию, да и просто к людям. Стало очевидным, что формирование культуры профессиональной деятельности без целенаправленного воспитания гуманистической мотивации, нравственности, не позволяет придать командирской педагогической действительности творческий характер, постоянного чувства ответственности за судьбу других людей, за судьбу каждого своего подчиненного.
Анализ анкетных данных, независимых характеристик, индивидуальных бесед и наблюдений за контрактниками показал, что у некоторых из них совершенно неразвита потребность и ее понимание в добровольном бескорыстном доброжелательном отношении к сослуживцам, к другим людям и даже к себе другого доброго человека, в переживании значимости своей персоны, своей личности для других. Выявлены и такие военнослужащие проходящие службу по контракту, которые имели весьма искаженное представление об общечеловеческих ценностях в общении. Как правило, эти военнослужащие были грубы, не сдержаны, нетактичны, бесстыдны по отношению, как к сослуживцам, так и к старшим и младшим.
В связи с выявленными данными, мы избрали одним из условий в воспитании военнослужащих проходящих службу по контракту формирование у них культуры профессионального общения, используя данные исследования и рекомендации профессора В.Я. Кикотя. Раскрывая основное содержание данного педагогического условия, необходимо обратить внимание:
- во-первых, на необходимость активного воспитания у каждого военнослужащего умения эмоционально откликаться, отзываться (переживать и сопереживать) на психическое состояние другого человека, тем более подчиненного, проявляя при этом к нему гуманное и уважительное отношение;
- во-вторых, на обучение сдержанности и навыкам культуры речи, исключающую брань, унижающую человеческое достоинство;
- в-третьих, на обучение саморегуляции в действиях, поступках и формирование коммуникативных умений профессионального и межличностного общения [2].
Исследование убедило нас в том, что для того, чтобы сформировать высоконравственное гуманистическое отношение, как важнейший критерий воспитанности, нужно систематически поддерживать и поощрять у военнослужащих проходящих службу по контракту стремление и действия заботы (в различных моральных и материальных формах) друг о друге, о товарищах по службе, родных и близких, слабых и немощных, в т.ч. и пленных. Важнейшим условием здесь выступает общественно полезный войсковой труд, вовлечение каждого контрактника в активную общественно-государственную жизнь и т.д. Такие отношения способствуют разностороннему воспитанию военнослужащих проходящих службу по контракту, воспитанию у них таких качеств, как: профессионализм, коммуникативность, терпимость, чуткость, отзывчивость, доброта, бескорыстие, сдержанность, внимательность, общительность, эмпатия, эмоциональная устойчивость и др.
Об эмоциональной устойчивости следует сказать особо, т.к. она рассматривается автором как способность успешно выполнять профессиональную деятельность при воздействии весьма сильных боевых и психогенных факторов, связанных с риском для жизни.
Разносторонняя воспитанность способствует формированию эмоциональной устойчивости. Ее формирование осуществлялось в ходе ряда направлений, среди которых основными являются:
- воспитание высоких морально-политических и духовно-нравственных, правовых качеств, как наиболее значимой и эффективной мотивационной основы для любых видов служебно-боевой деятельности;
- укрепление и совершенствование волевой сферы, определяющей активные усилия личности по преодолению своей напряженности, скованности, страха, паники и т. п.;
- мероприятия по адаптации к факторам, стимулирующим развитие напряженности, как важное психолого-педагогическое условие предупреждения напряженности;
- формирование навыков, умений и специальных приемов самоконтроля и саморегуляции своего эмоционального и в целом психологического состояния.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе нашей экспериментальной работы военнослужащие, проходящие службу по контракту, на собственном опыте убеждались, что воспитанность способствует эмоциональной устойчивости и мотивации положительного отношения к служебно-боевой деятельности, это путь и непременное условие обеспечения надежности и успеха в выполнении своего патриотического и воинского долга.
Таким образом, произвольное преодоление внешних проявлений эмоций ведет к оптимизации вегетативных физиологических реакций, а вслед за тем определяется общее снижение эмоционально-волевого напряжения, что в свою очередь предопределяет повышение устойчивости психических и психомоторных процессов при выполнении военнослужащим проходящим службу по контракту своих функциональных обязанностей в сложных ситуациях и помогает поддерживать человеческие отношения при воздействии и взаимодействии с сослуживцами и всеми окружающими его людьми.
ЛИТЕРАТУРА
1. Барабанщиков, А.В. Педагогическая культура офицера / А.В. Барабанщиков, С.С. Мыцынов. - М. : Воениздат, 1985. - 159 с.
2. Кикоть, В.Я. Формирование культуры профессионального общения у курсантов училищ МВД РФ : автореф. ... дис. канд. пед. наук / Кикоть В.Я. - СПб., 1994. - 21 с.
3. Марищук, В.Л. Психологические основы формирования профессиональнозначимых качеств : автореф. ... дис. д-ра пед. наук / Марищук В. Л. - Л., 1982. - 51 с.
4. Сухомлинский, В.А. Избранные произведения : в 5 т. Т. 3 : Сердце отдаю детям ; Рождение гражданина ; Письма к сыну / В. А. Сухомлинский. - Киев : Радяньска школа, 1980. - 719 с.
REFERENCES
1. Barabanschikov, A.V. and Mytsynov, S.S. (1985), Pedagogical culture officer, publishing house “Voenizdat”, Moscow.
2. Kikot, V.Ya. (1994), Formation of culture ofprofessional communication at cadets of schools of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, dissertation, St. Petersburg.
3. Marischuk, V.L. (1982), Psychological bases offormation of professional and significant qualities, dissertation, Leningrad.
4. Sukxomlinsky, V.A. (1980), Birth of the citizen. Elected works, publishing house “Radyanska shkola”, Kiev, Ukraine.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 28.09.2013.