Научная статья на тему 'Необходимые педагогические условия решения задач воспитания военнослужащих внутренних войск, проходящих службу по контракту'

Необходимые педагогические условия решения задач воспитания военнослужащих внутренних войск, проходящих службу по контракту Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
303
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ / ПРОСВЕЩЕНИЕ / НРАВСТВЕННОСТЬ УЧАЩИХСЯ / ЛИЧНОСТЬ УЧИТЕЛЯ / ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ СФЕРУ / ОБРАЗОВАНИЕ / УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Якубовская Ольга Михайловна

В статье рассматриваются вопросы воспитания в процессе обучения в историческом аспекте развития педагогической мысли. Определяются основные принципы и структура воспитывающего обучения с учётом требований современности, но с опорой на основополагающие принципы, выработанные выдающимися педагогами предшествующих эпох. Проведенный историко-педагогический анализ научных и литературных источников по проблеме воспитывающего обучения позволяет сделать вывод о том, что военно-педагогическая мысль осветила многие стороны и возможности воспитывающего обучения. Воспитание в процессе обучения утвердилось в науке как педагогическая закономерность и как принцип, и созданы необходимые условия для нового этапа исследования – выявление и обоснование путей и необходимых педагогических условий решения задач воспитания военнослужащих проходящих службу по контракту на учебных занятиях по служебно-боевой и гуманитарной подготовке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Якубовская Ольга Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Necessary pedagogical conditions for the solution of the educational problems of the internal troops military personnel serving under the contract

This article discusses the education issues in frames of the learning process under the historical aspect of educational thought development. The basic principles and structure of bringing up, training, taking into account the requirements of the modernity are defined, relying on the basic principles developed by the outstanding teachers of the previous eras. The carried-out historical and pedagogical analysis of the scientific and references covering the problem of bringing-up training allows drawing the conclusion upon the fact that military and pedagogical thought shed light on many sides and possibilities of bringing-up training. Education in the course of training has been substantiated in science as pedagogical regularity, the principle, and the necessary conditions for the new investigation phase appearance – identification and justification of the ways and necessary pedagogical conditions for the solution of educational issues for the military personnel, serving under the contract, at studies to the office and fighting tasks, and humanitarian preparation.

Текст научной работы на тему «Необходимые педагогические условия решения задач воспитания военнослужащих внутренних войск, проходящих службу по контракту»

- № 4 (98). - С. 201-209.

REFERENCES

1. Akhmetov, I.I. and Popov, A.I. (2008), “Using molecular genetic methods for the prediction of aerobic and anaerobic athletes”, Human Physiology, Vol. 34, No. 3, pp.86-91.

2. Evseev, S.P. and Chaprova, L.V. (1998), “Support the concept of methodology of physical culture”, Theory and practice ofphysical culture, No. 1, pp. 8-18.

3. Yakovlev, A.N., Maslovsky, E.A., Lebed-Velikanova, E.E., Shakura, A.A. and Mi-lun, V.S. (2013), “Education of students' physical qualities controlled in a consistent manner in the conditions of the modernization of education”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 98, No. 4, pp. 201-209.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 26.09.2013.

УДК 37.G2; 371

НЕОБХОДИМЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК, ПРОХОДЯЩИХ

СЛУЖБУ ПО КОНТРАКТУ

Ольга Михайловна Якубовская, майор, старший инженер 10 отдела центра ситуационного моделирования,

Главный центр АСУ внутренних войск МВД России, Москва

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы воспитания в процессе обучения в историческом аспекте развития педагогической мысли. Определяются основные принципы и структура воспитывающего обучения с учётом требований современности, но с опорой на основополагающие принципы, выработанные выдающимися педагогами предшествующих эпох. Проведенный историкопедагогический анализ научных и литературных источников по проблеме воспитывающего обучения позволяет сделать вывод о том, что военно-педагогическая мысль осветила многие стороны и возможности воспитывающего обучения. Воспитание в процессе обучения утвердилось в науке как педагогическая закономерность и как принцип, и созданы необходимые условия для нового этапа исследования - выявление и обоснование путей и необходимых педагогических условий решения задач воспитания военнослужащих проходящих службу по контракту на учебных занятиях по служебно-боевой и гуманитарной подготовке.

Ключевые слова: воспитание, обучение, педагогическая мысль, просвещение, нравственность учащихся, личность учителя, воздействие на эмоциональную сферу, образование, учебновоспитательная работа, морально-психологическая подготовка.

DOI: 1G.593G/issn.1994-4683.2G13.G9.1G3.p2G4-21G

NECESSARY PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE SOLUTION OF THE

EDUCATIONAL PROBLEMS OF THE INTERNAL TROOPS MILITARY PERSONNEL SERVING UNDER THE CONTRACT

Olga Mikhaelovna Yakubovskaya, the major, senior engineer of the 10th department of the

center of situational modeling,

ACS Main Center of Internal Troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Moscow

Annotation

This article discusses the education issues in frames of the learning process under the historical aspect of educational thought development. The basic principles and structure of bringing up, training, taking into account the requirements of the modernity are defined, relying on the basic principles developed

by the outstanding teachers of the previous eras. The carried-out historical and pedagogical analysis of the scientific and references covering the problem of bringing-up training allows drawing the conclusion upon the fact that military and pedagogical thought shed light on many sides and possibilities of bringing-up training. Education in the course of training has been substantiated in science as pedagogical regularity, the principle, and the necessary conditions for the new investigation phase appearance - identification and justification of the ways and necessary pedagogical conditions for the solution of educational issues for the military personnel, serving under the contract, at studies to the office and fighting tasks, and humanitarian preparation.

Keywords: upbringing, training, pedagogical thought, enlightenment, morality of students, teacher's personality, impact on the emotional sphere, education, training and educational work, moral and psychological preparation.

ВВЕДЕНИЕ

Проблема воспитания в процессе обучения в педагогической теории разрабатывалась уже в Древней Греции и Риме. В трудах выдающихся мыслителей эпохи рабовладельческого общества большое место занимали вопросы разработки путей и средств политического и нравственного влияния на обучаемых.

В Средние века теоцентризм и догматика в средневековом университетском образовании сочетались с воспитанием юношества в духе феодальной идеологии, для чего использовался весь арсенал средств церковного и светского образования.

Более целенаправленная разработка проблемы воспитания в процессе обучения связана с эпохой буржуазных революций и установления капиталистического строя, когда была целиком признана истина, что, обучая, преподаватель одновременно и воспитывает своего ученика.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Прогрессивный подход к проблеме воспитания в процессе обучения четко определился и в России, еще задолго до ее капитализации. Уже М.В. Ломоносов подчеркивал, что обучение является важным фактором воспитания умственных способностей, нравственных и эстетических вкусов. Он писал: «Толь великую приносит учение пользу, толь светлыми лучами просвещает Человеческий разум, толь приятно есть красоты его наслаждение !»[7].

Данную линию в образовании проводили в теории и на практике замечательные педагоги прошлого века: Т.Н. Грановский, В.О. Ключевский, П.Г. Редкин, Д.И. Менделеев, М. А. Мензбир, К.А. Тимирязев и многие другие. Мужество названных ученых было велико, поскольку самодержавие считало и предписывало, что «самое надлежащее средство сохранить юношество от заразы вольнодумства есть: во-первых, отчетливое преподавание закона Божия, с ближайшим указанием на прямые обязанности верноподданных; во-вторых, в недопущении при преподавании прочих учебных предметов ничего такого, что могло бы в незрелом еще уме юношей поколебать веру или уменьшить убеждение в необходимости и пользе основных убеждений нашего правительства и, в-третьих, бдительном и строгом наблюдении за нравственностью учащихся».

Проблема разностороннего воспитания и развития в процессе обучения рассматривалась революционными демократами (В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский и др.) в неразрывной связи с нравственным воспитанием гражданственности и в ходе практического участия молодых людей в демократическом движении.

Например, Н. Г. Чернышевский подчеркивал, что «изучение каждой науки учащимися должно содействовать их воспитанию» [9]. Представитель либерально-буржуазного течения Н.И. Пирогов утверждал, что «... наука нужна не для одного только приобретения сведений, ... в ней кроется - иногда глубоко и поэтому для поверхностного наблюдателя незаметно - другой важный элемент - воспитательный. Кто не сумеет им воспользо-

ваться, тот еще не знает всех свойств науки и выпускает из рук своих такой рычаг, которым можно легко поднять большие тяжести» [2].

К. Д. Ушинский считал обучение «могущественным органом» разностороннего воспитания. Обучение, не решающее воспитательных задач, отмечал он, бесплодно, оно не оправдывает своего назначения. Образование, по его убеждению, «не может оказать ни доброго, ни дурного влияния на нравственность учащихся, если только учение не было связано с воспитанием» [8]. Он высказал важную педагогическую мысль: на учащихся влияет весь процесс обучения в целом, а не его отдельные звенья. Осуществлять воспитание в процессе обучения, значит, создавать условия, при которых наука, как обобщенный опыт человечества оказала бы влияние на развитие личности обучаемого.

Необходимо отметить, что Н.И. Пирогов и К. Д. Ушинский впервые связали воспитывающий характер обучения с его научным содержанием. Их ученики и последователи (Н.Ф. Бунаков, П.Ф. Каптерев, В.П. Вахтеров и др.) развили и систематизировали идеи своих предшественников, делали попытки определить конкретные факторы, придающие воспитывающий характер обучению. Например, Н.Ф. Бунаков разделил все пути и средства нравственного воспитания на три группы:

1. Воспитательное значение самих предметов обучения, их содержание и способы преподавания;

2. Личность учителя с ее нравственными качествами;

3. Общая обстановка, порядки, режим, при которых совершается обучение [5].

К принципам первой группы он относил посильность и закономерность учебной работы, неформальное изучение учебных предметов и выработка понятий «путем самостоятельного наблюдения и мышления». Вторая группа предполагает любовь обучаемых к преподавателю, которая мобилизует внимание и вызывает желание трудиться даже у нерадивых учеников. Эта любовь должна подкрепляться добрым примером учителя, его гуманностью, справедливостью и т.п. Принципы третьей группы - строгое соблюдение режима, сложившихся привычек, традиций, порядка на уроке, но «без мертвящего страха», при достаточно серьезной требовательности и интересной учебной работе.

Можно заключить, что классификация факторов воспитывающего обучения имела в те времена большое как теоретическое, так и практическое значение. В связи с этим представляется возможность сделать анализ того, как отмеченные идеи использовались и развивались прогрессивными военачальниками и воспитателями в системе служебнобоевой подготовки.

Опираясь на огромное литературное наследие, можно утверждать, что еще со времен Петра I, А.П. Румянцева и А. Д. Меньшикова одним из важнейших в регулярной армии был принцип учить войска тому, что необходимо на войне. Содержание этого принципа включало в себя не только профессиональную подготовку личного состава, но и воспитание у него высоких боевых качеств.

А.В. Суворов (вслед за А.П. Румянцевым) считал, что воинский труд является истинным наставником, воспитателем необходимых воину качеств. «Деятельность, - подчеркивал А.В. Суворов, - важнейшее из воинских достоинств». И далее: «... праздность корень всему злу, особливо военному человеку.». Суворовское стремление приблизить условия учений к обстановке реального боя (модель штурма Измаила и др.), выработать у каждого воина инициативу, смекалку, понимание своего маневра в бою, сформировать выносливость и уверенность в своих силах и т.д. [1].

Известно, что многие суворовские педагогические идеи, положения находили в той или иной степени отражение в учебно-воспитательном процессе многих строевых частей дореволюционной России. Например, данные взгляды притворил в практику М.И. Кутузов, лично читавший лекции по тактике, воспитывая своим предметом высокие морально-боевые качества.

Острые противоречия между идеалами прогрессивных военных деятелей, препо-

давателей и официальной действительностью разрешались болезненно. Однако объективная необходимость военных реформ после отмены крепостного права заставляла развивать педагогическую мысль. Остро стали вопросы о повышении эффективности процессов обучения и воспитания воинов в условиях резкого сокращения срока службы солдат и значительно возросшей технической оснащенности русской армии. Характерной в этом отношении была деятельность «Императорской академии России», которую возглавлял генерал М.И. Драгомиров (с апреля 1878 г.), и которая превратилась в главный центр развития военно-теоретической (в т.ч. педагогической) мысли [3].

Д. А. Милютин и М. И. Драгомиров, являясь сторонниками суворовской системы обучения, приблизили учебную и научно-исследовательскую работу академии к войскам, обогатили ее боевым опытом последних войн, установили практический, прикладной метод обучения, преподавания учебных предметов с учетом боевой практики. Данные нововведения в значительной мере повышали воспитательную нагрузку, всех учебных дисциплин. В одной из многих Инструкций того периода определялись правила военного разностороннего воспитания и устройства внутреннего порядка в военных училищах, в ней указывалось: «Преподаватели должны иметь в виду, что их дело - не только преподавать науки, но влиять на воспитание юнкеров, как требованиями точного соблюдения установленного для классового порядка, так еще более внушениям понятий и убеждений, способствующих укреплению в юнкерах основ воинского воспитания. Преподавание таких предметов, как: тактика, военная история, военная администрация и т.п., может представить много случаев для проявления воспитательного влияния в весьма высокой степени. Та тесная нравственная связь, которая естественно устанавливается между молодежью, но большей частью любознательной, отзывчивой на живое слово, и преподавателем, глубоко преданным своему делу, умеющим заинтересовать и даже увлечь своих учеников - способна создать особенную благоприятную обстановку, при которой воспитательная деятельность преподавателя может иметь весьма плодотворный успех» [3]. Вполне понятно, что ценные педагогические мысли о воспитывающем обучении передовых людей самодержавной России в значительной мере не могли быть реализованы.

Развитие педагогической мысли о воспитывающем обучении продолжалось и после революции 1917 года, когда было провозглашено создание социализма (коммунизма) с задачей превратить школу, вузы в проводников революционных идей, в обеспечение классового характера, коммунистической нравственности учебного процесса во всех звеньях советской образовательной системы.

Ленинские положения о единстве обучения и воспитания, о разностороннем развитии советского человека были конкретизированы применительно к различным звеньям советской школы А. С. Бубновым, А.В. Луначарским, Н.К. Крупской, М.И. Калининым, М.Н. Покровским, В.М. Ярославским. Данное положение полностью относилось и к области подготовки военных кадров и претворялось в жизнь М.В. Фрунзе, К.Е. Ворошиловым, С.И. Гусевым, А.С. Бубновым, Д.М. Карбышевым, Б.М. Шапошниковым, М.И. Тухачевским и другими [3].

О проведении линии партии в кадровой подготовке говорит и циркуляр управления военно-учебных заведений о задачах повышения качества учебно-воспитательной работы в военных школах и курсов усовершенствования командного состава, изданном в 1926 г., в котором подчеркивалось исключительно большое значение «воспитывающего обучения, при котором каждый командир и преподаватель, обучая, воспитывает своих учащихся».

В 30-е годы в статьях периодической армейской печати систематически подчеркивалось: «Успех боевой подготовки, - пишет С. Каменев, - всецело зависит от усилия сочетать элементы воспитания и обучения. Надо обучая - воспитывать и воспитывая - обучать. Без этого подготовить бойца нельзя». В работе А.Н. Суворова «Основы преподавания военных предметов», где ставится задача: «обучая воспитывать, - воспитывая -

учить». В статье И. Сычева «Общественно-политическая подготовка в военных школах и ее очередные задачи», подчеркивается, что «. в военной школе воспитывает не только обществоведение, но и в той или иной мере все другие предметы ...». Подобные утверждения звучали и в статьях других авторов тех предвоенных лет.

В условиях Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) воспитательная работа была подчинена задачам политического характера, формирования у воинов чувства советского патриотизма, ненависти к фашистским захватчикам, сильных волевых качеств (мужества, стойкости, инициативы).

Большинство воспитательных мероприятий проводилось в полевых условиях, в сложной, приближенной к боевой, обстановке. Каждый день для занятий давал яркий и содержательный материал с фронтов, свидетельствующий о мужестве, отваге и массовом героизме советских воинов, их безграничном патриотизме. Этот фактический материал тут же использовался на учебных занятиях для решения воспитательных задач.

Много интересного и поучительного в разработке теории и практики воспитывающего обучения выявлено в послевоенный период, особенно в 50-60-х г.г. Основные усилия военно-педагогической мысли были сосредоточены на психолого-педагогическом осмыслении опыта поведения и действий человека в условиях боя, ускоренной подготовки бойцов и командиров в военное время и др. Военные педагоги сосредоточили свои усилия на разработке таких проблем, как сущность, принципы, методы и формы обучения и разностороннего воспитания военнослужащих. Так, в работах Н.Г. Казанского,

A.Г. Макушкина, К.П. Бельского, а затем Г. Д. Лукова, А.Г. Базанова, А.В. Барабанщикова, В.П. Давыдова и других впервые в системе принципов военного обучения был выделен и принцип «воспитывающий характер обучения». А.В. Барабанщиков в своей монографии «Педагогические основы обучения советских воинов» сделал основополагающий вывод, что «воспитывающий характер обучения является одной из основных его закономерностей» [4].

В период 70-80-х гг. завершаются первые работы, непосредственно связанные с исследованием процесса воспитывающего обучения на уровне кандидатских и докторских диссертаций, каждая из которых анализирует разностороннее воспитание воинов. Отметим только некоторые из них.

Р.И. Красиков «Методологические основы единства обучения и воспитания воинов» (канд.дисс., М., 1970) ; В.Г. Вашаев «Пути и средства формирования коммунистического мировоззрения у слушателей высших военно-инженерных училищ в процессе обучения» (канд.дисс., М., 1973) ; П.Н. Городов «Педагогические основы оценки и учет результатов воспитания курсантов (канд.дисс., М., 1972). Докторские диссертации Я.Я. Юрченко «Воспитание дисциплинированности у советских воинов (1972 г.);

Н.С. Кравчун «Развитие теории и практики воспитания советских воинов» (1975 г.);

B.Я. Слепов «Морально-психологическая подготовка будущих офицеров ВМФ» (1973 г.) и др.

Среди многих современных авторов, освещающих проблему единства процесса обучения и воспитания, З.И. Васильева (1980 г.) обобщила результаты ряда исследований и выделила условия реализации данного процесса, такие как:

- цели обучения слагаются с целями воспитания;

- формирование отношений к познаваемому объекту и объективной реальности протекает в процессе усвоения знаний о нем и на основе результатов познания;

- методы обучения и методы воспитания согласованы;

- формы организации обучения варьируют на основе сочетания индивидуальных, групповых и коллективных форм сотрудничества воспитуемых;

- профессиональные умения учителя сочетаются с нравственно-политическими качествами его личности и определенным стилем руководства идеологическим процессом во всех его звеньях;

- результаты обучения и воспитания осознаются и оцениваются воспитуемыми и учителем как исходный момент развития педагогического процесса;

- оценка уровня обучения и воспитания согласуется с постановкой и планированием более сложных задач педагогического процесса [6].

Нам представляется, что не всё в этом перечне учтено из важных условий, определяющих успехи воспитывающего обучения и кое-что дискуссионно. Необходимо предусмотреть непременность воздействия на эмоциональную сферу воспитуемого с целью вызвать сопереживание, эмоциональный ответ, без которого не формируются убеждения,

а, значит, нет воспитания (перевоспитания), разностороннего развития личности. Достаточно важно, очевидно, и соблюдение чувства меры в учебно-воспитательных воздействиях в ходе, решения разносторонних воспитательных задач. Требуется не просто согласование целей обучения и воспитания, но и постановка специальных воспитательных задач, необходимых для формирования специфических качеств у военнослужащих проходящих службу по контракту.

В последние годы, в период реформирования Вооруженных Сил и внутренних войск МВД России, получены результаты исследований по проблемам воспитания в системе МВД РФ в современных условиях: работы Ю.В. Аманацкого, В.Г. Викторова, Л.Т. Бородавко, В.Я. Кикотя, А.А. Кочина, Ю.В. Лаптева, Я.Н. Мусина, А.К. Петранов-ского, Н.Н. Силкина, В.Г. Сысуева, В.В. Трубникова, и др.).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, проведенный историко-педагогический анализ научных и литературных источников по проблеме воспитывающего обучения позволяет сделать вывод о том, что военно-педагогическая мысль осветила многие стороны и возможности воспитывающего обучения. Воспитание в процессе обучения утвердилось в науке как педагогическая закономерность и как принцип, и созданы необходимые условия для нового этапа исследования - выявление и обоснование путей и необходимых педагогических условий решения задач воспитания военнослужащих проходящих службу по контракту на учебных занятиях по служебно-боевой и гуманитарной подготовке.

ЛИТЕРАТУРА

1. Антология педагогической мысли России XVIII в. / сост. И. А. Соловков. - М. : Педагогика, 1985. - 480 с.

2. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. (до реформ 60-х гг.) / сост. П. А. Лебедев. - М. : Педагогика, 1987. - 560 с.

3. Антология педагогической мысли России второй половины XIX - начала XX в. / сост. П. А. Лебедев. - Москва : Педагогика, 1990. - 603 с.

4. Барабанщиков, А.В. Педагогическая культура офицера / А.В. Барабанщиков,

С.С. Мыцынов. - М. : Воениздат, 1985. - 159 с.

5. Бунаков, Н.Ф. Избранные педагогические сочинения / Н.Ф. Бунаков. - М. : Изд-во АПН РСФСР, 1953. - 412 с.

6. Изучение личности школьника учителем / под ред. З.И. Васильевой [и др.]. -М. : Педагогика, 1991. - 136 с.

7. Ломоносов, М.В. О воспитании и образовании / М.В. Ломоносов. - М. : Педагогика, 1991. - 344 с.

8. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения : в 2 т. Т. 2 / К. Д. Ушинский. - М. : Педагогика, 1974. - 365 с.

9. Чернышевский, Н.Г. Избранные педагогические произведения / Н.Г. Чернышевский. - М. : Изд-во АПН РСФСР, 1953. - 772 с.

REFERENCES

1. Ed. Solovkov, I.A. (1985), Anthology ofpedagogical thought of Russia XVIII century, Pedagogics, Moscow.

2. Ed. Lebedev, P.A. (1987), Anthology of pedagogical thought of Russia of the first half of the XIX century (before reforms of the 60th), Pedagogics, Moscow.

3. Ed. Lebedev, P.A. (1990), Anthology ofpedagogical thought of Russia of the second half of XIX - the beginning of the XX century, Pedagogics, Moscow.

4. Barabanschikov, A.V. and Mytsynov, S.S. (1985), Pedagogical culture officer, publishing house “Voenizdat”, Moscow.

5. Bunakov, N F. (1953), The chosen pedagogical compositions, publishing house “APN RSRSR”, Moscow.

6. Ed. Vasilyeva, Z.I. (1991), Studying of the identity of the school student by the teacher, Pedagogics, Moscow.

7. Lomonosov, M.V. (1991), About education, Pedagogics, Moscow.

8. Ushinsky, K.D. (1974), The chosen pedagogical compositions, Vol. 2, Pedagogics, Moscow.

9. Chernyshevsky, N.G. (1953), The Chosen pedagogical works, publishing house “APN RSRSR”, Moscow.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 26.09.2013.

УДК 378

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СЛУЖЕБНО-БОЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК ФАКТОРУ УСПЕШНОСТИ

ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПРОХОДЯЩИХ СЛУЖБУ ПО

КОНТРАКТУ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ольга Михайловна Якубовская, майор, старший инженер 10 отдела центра ситуационного моделирования,

Главный центр АСУ внутренних войск МВД России, Москва

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы формирования мотивационно-ценностного отношения к служебно-боевой деятельности, как к фактору успешности и эффективности воспитания военнослужащих по контракту внутренних войск МВД России. Определяются основные принципы и структура мотивационно-ценностного отношения к служебно-боевой деятельности в современных условиях. Наш эксперимент подтверждает, что при воспитании военнослужащих проходящих службу по контракту и формирования их профессиональной мотивации и сознательного положительного отношения к воспитательному процессу необходима оперативность, своевременность активных педагогических воздействий и взаимодействий с контрактником.

Ключевые слова: воспитание, педагогическая теория, мотивационно-ценностное отношение, нравственность, мотивы, воздействие на эмоциональную сферу, проблемы адаптации, учебновоспитательная работа, индивидуальный подход, обратная связь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.