6. Хрущев, С.В. Спортивное сердце // Физкультура в профилактике, лечении и реабилитации. - 2008. - № 2 (25). - С. 55-64.
REFERENCES
1. Solodkov, A.S., Talibov, A.H. (2007), “Morphological and functional features of cardiac remodeling in athletes”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 32, No.
10, pp. 80-86.
2. Talibov A.H. (2009), “The peculiarities of blood circulation under the different physical loads depending on the level of fitness of athletes”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 57, No. 11, pp. 96-100.
3. Talibov, A.H. (2011), "Dynamics echocardiographic indicators depending on age of the surveyed sportsmen", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 78, No. 8, pp. 179-183.
4. Talibov, A.H. (2011), "Some physiological indicators of intracardial haemodynam-ics of sports veterans according to the echocardiography depending on motor activity", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 80, No. 10, pp. 178-181.
5. Talibov, A.H. (2012), “Features of the echocardiographic indicators depending on athletes' qualification”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 88, No. 6, pp. 119-123.
6. Khruschev, S.V. (2008), “Sports heart”, Physical culture in prevention, treatment and rehabilitation, Vol. 25, No. 2, pp. 55-64.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 06.05.2013.
УДК 378
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЛЕКСНОЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПРОХОДЯЩИХ СЛУЖБУ ПО КОНТРАКТУ
Ольга Михайловна Якубовская, майор, старший инженер 10 отдела центра ситуационного моделирования,
Главный центр АСУ внутренних войск МВД России, Санкт-Петербург
Аннотация
В статье рассматриваются основные положения и технология комплексно-целевой программы повышения эффективности воспитания военнослужащих проходящих службу по контракту. Определяются основные принципы и структура комплексной целевой программы с учётом требований современности, и в соответствии с особенностями служебно-боевой деятельности военнослужащих внутренних войск МВД России.
В исследовании выявлено, что мастерство командиров (участников эксперимента) раскрывалось не только в том, насколько успешно контрактники под их руководством овладевают знаниями в военной области, но и в том, насколько они способствуют воспитанию, целенаправленному развитию профессиональных интересов и общечеловеческих ценностей через свой предмет, тем самым формируя устойчивые основы командирской и воспитательной подготовленности, побуждают и поддерживают стремление военнослужащих проходящих службу по контракту, к самосовершенствованию, духовно-нравственному возвышению.
Ключевые слова: воспитание, обучение, организация учебно-воспитательного процесса, комплексно-целевая программа, педагогические технологии, воздействие на эмоциональную сферу, этапы воспитания, учебно-воспитательная работа.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.08.102.p179-185
BASIC PROVISIONS AND TECHNOLOGY OF IMPLEMENTATION OF THE COMPLEX AND TARGET PROGRAM FOR INCREASE OF EFFICIENCY OF THE
EDUCATION OF THE MILITARY PERSONNEL SERVING UNDER THE
CONTRACT
Olga Mikhaelovna Yakubovskaya, the major, senior engineer of the 10th department of the
center of situational modeling,
ACS Main Center of Internal Troops of the Ministry ofInternal Affairs ofRussia, St. Petersburg
Annotation
The article discusses the fundamentals and technology complex target program to improve the effectiveness of education in military personnel serving under contract. Defines the basic principles and structure of the complex target program to meet the requirements of our time, and in accordance with the peculiarities of service and military servicemen of the Interior Troops of the Russian Interior Ministry.
In research it is revealed that the skill of commanders (participants of experiment) revealed not only in that, how successfully contract employees under their management seize knowledge in military area, but also in as far as they promote education, to purposeful development of professional interests and universal values through the subject, thereby forming steady bases of commander and educational readiness, induce and support aspiration of the military personnel serving under the contract, to self-improvement, spiritual moral an eminence.
Keywords: education, training, organization of educational process, complex program, educational technology, the impact on the emotional sphere, the stages of education, training and educational activities.
Исходя из социального заказа нашего общества и его силовой структуры МВД, целью воспитательной работы как педагогической системы является подготовка военнослужащих проходящих службу по контракту, способных по своим морально-боевым качествам профессионально исследовать тактическую обстановку (ситуацию) с конституционных, государственных позиций, формулировать и решать служебно-боевые задачи, брать на себя ответственность за правильность своих действий и поступков. Педагогическая трансформация этой генеральной цели приводит к следующим положениям.
Достигнуть запрограммированного результата без научения основам профессионального мастерства невозможно, так как оно обеспечивает умение профессионально исследовать оперативно-тактическую ситуацию, формулировать и решать служебнобоевые задачи. Научить же военнослужащего всему необходимому командир не сможет, если сам не будет знать тех основных рабочих ситуаций, которые характерны для служебно-боевой деятельности внутренних войск МВД. Поэтому важнейшей задачей является, изучение структуры профессиональной деятельности, тех элементов, из которых она состоит. Это фундаментальное положение педагогики вытекает из принципа единства воспитания и обучения, сознания и деятельности.
Другое положение заключается в том, что одно лишь формирование знаний, навыков и умений еще не делает разносторонне воспитанным и полноценным военнослужащим. Это объясняется, прежде всего, тем, что не дает исследовать рабочую ситуацию с государственных и нравственных, правовых и этических позиций. Кроме того, само по себе такое формирование без целенаправленного психолого-педагогического руководства не способствует нравственному воспитанию волевых, эмоциональных и деловых качеств личности и положительного отношения к будущей службе в войсках. А без этого (в совокупности со знаниями, навыками и умениями) нет профессионала с разносторонним положительным и продуктивным уровнем служебной и внеслужебной деятельности [1]. Поэтому, есть основание утверждать, что главной целью командования, воспитателей всех категорий является такая организация учебно-воспитательного процесса, которая бы наиболее эффективно обеспечивала формирование личности военнослужащего проходя-
щего службу по контракту, в том числе и его деятельности в качестве воспитателя подчиненных как граждан и как воинов высокой чести и долга своего Отечества [2].
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Для исследования процесса воспитания военнослужащих проходящих службу по контракту автором была создана комплексно-целевая программа (дальше сокращенно КЦП). Она, прежде всего, представляет собой взаимосвязь структурных и функциональных элементов, подчиненных целям воспитания военнослужащих проходящих службу по контракту, их готовности и способности к самостоятельному, ответственному и продуктивному решению служебно-боевых задач с учетом своего опыта и ситуации (см. схему № 1).
Схема 1.
Комплексно-целевая программа
Как показано на схеме 1, структурными элементами КЦП являются: цели; задачи; способы педагогического воздействия и взаимодействия; учебно-воспитательная деятельность командиров по переводу знаний в убеждения; самоподготовка, самосовершенствование военнослужащих проходящих службу по контракту; контроль и самоконтроль в процессе разностороннего развития и формирования у себя необходимых качеств гражданина военнослужащего внутренних войск; оценка результатов обучения и воспитания; коррекция КЦП. Автор считает, что предложенная комплексно-целевая программа позволяет наиболее полно исследовать психолого-педагогические технологии, обеспечивающие разностороннюю подготовку военнослужащих проходящих службу по контракту.
Предложенная КЦП делает возможным наиболее широко исследовать динамику процесса воспитания военнослужащих проходящих службу по контракту, технологию взаимодействия субъектов педагогического коллектива по созданию и коррекции педагогических технологий наиболее эффективной подготовки военнослужащих как средствами воспитывающего обучения, так и всем комплексом учебной и служебно-бытовой деятельности. Положительным в КПЦ является то, что она предусматривает вариант организации учебно-воспитательного процесса по проблеме на системной основе.
Сущность использованного в эксперименте варианта состояла в том, что в системе педагогической деятельности определены ролевые функции, выполняемые участниками нашего эксперимента, командирами подразделений, руководителями различных отделов и служб.
При реализации КЦП пришлось столкнуться с некоторыми трудностями, о которых полезно знать экспериментаторам. Вот некоторые из них: члены ролевых коллективов не всегда являлись активными звеньями системы управления, особенно в области принятия управленческих решений и действий в процессе формирования у военнослужащих нравственно-этических качеств. Были выявлены такие субъективные факторы, как нежелание и неумение в целом понять замысел и весь комплекс структурных элементов КЦП; определены внешние факторы, когда волевыми решениями некоторых командиров подразделений срывались или переносились на отдаленное время проводимые экспериментальные мероприятия, требовавшие дополнительных временных, физических и духовных усилий воспитателей и командиров, но без каких-либо положительных (поощрительных) стимулов, проводились вяло, малоэффективно. Конечно, следует отметить, что весь эксперимент, от начала и до конца, проводился на одном энтузиазме приглашенных и добровольных помощников экспериментатора - автора данной диссертации. Здесь уместно заметить, что педагогическая обусловленность и руководящий состав (генералитет) всех видов и родов войск должны знать о том, что (тенденция) в перспективе военным исследователем будет все труднее ставить необходимые эксперименты без дополнительных материально-финансовых затрат определенных Управлений, МВД и МО России.
К чести большинства командиров подразделений, в которых проходил эксперимент, реализация комплексно-целевой программы являла собой пример высокой бескорыстной педагогической культуры и оказала большое влияние на воспитание военнослужащих проходящих службу по контракту. Характерным было то, что абсолютное большинство офицеров не только охотно реализовывало КЦП, но нередко и сами вносили (предлагали) много инициативного и весьма целесообразного в достижении поставленной экспериментатором цели исследования, подтверждения гипотезы, выработки практических рекомендаций.
В нашей комплексно-целевой программе (КЦП) представлены технологии, отличающиеся содержанием и направленностью педагогического воздействия на военнослужащих проходящих службу по контракту в процессе их воспитания и подготовки к выполнению функциональных обязанностей. [5]
I. Технология комплексного методического обеспечения процесса реализации КЦП, которая включает в себя: создание и развитие (совершенствование) учебноматериальной базы, обеспечивающей, прежде всего, повышение эффективности воспитывающего обучения и иных мер воспитания; разработку учебно-программной документации по учебным предметам, предусматривающей возможность формирования и реализацию командирских, в т.ч. политических, нравственных, правовых эстетических и других духовных качеств через учебные предметы и воспитательную работу; организацию в подразделении определенной системы внеучебной работы по закреплению знаний, навыков и умений и перевод их в убеждение и привычку высоконравственного поведения, стремление к самосовершенствованию.
II. Технология целенаправленного повышения уровня профессиональнопедагогического мастерства и культуры командиров в реализации КЦП в решении проблем воспитания военнослужащих проходящих службу по контракту через: самообразование и самовоспитание; систему повышения квалификации в различных образовательных учреждениях; постоянно действующие научно-методические семинары; практические семинары; показные (открытые) занятия; спецкурсы лекций; зачеты с оценкой; анкетирование и др. формы.
III. Технология организационно-педагогического воздействия на военнослужащих проходящих службу по контракту с учетом возраста и учебного предмета, психологопедагогических, этических, правовых и специальных знаний, навыков и умений при организации учебно-воспитательного процесса с решением основных направлений воспи-
тания, включая: общий процесс воспитывающего обучения профессионала внутренних войск; формирование самосознания военнослужащих проходящих службу по контракту в необходимости самоорганизации, самообразования, самовоспитания и самоконтроля в достижении поставленной цели; систематическая диагностика выявления профессиональной направленности военнослужащих проходящих службу по контракту в качестве самообразующего фактора организации учебно-воспитательного процесса, позволяющие субъекту и объекту знать мотивы (интерес, потребности) познавательной деятельности, самосовершенствования и подготовки себя к служебно-боевой деятельности в войсках; научение военнослужащего учиться самостоятельно и постоянно пополнять свои знания, перевод их в убеждения и постоянного стремления к духовно-нравственному возвышению; закрепление ценностного отношения к профессии военнослужащего внутренних войск МВД России и потребности инициативно ее совершенствовать.
IV. Технология использования обратной связи в процессе педагогического воздействия и взаимодействия на военнослужащих проходящих службу по контракту при систематическом контроле и самоконтроле, на основании которых осуществляется коррекция КЦП. Данное слагаемое технологий дает возможность весьма оперативно получить необходимую информацию о результатах воспитания военнослужащих проходящих службу по контракту и своевременной корректировки форм, методов и способов данного воздействия и взаимодействия. Данный процесс включает в себя: систематический анализ степени нравственного, правового, этического и эстетического проявления контрактниками себя в учебной и практической жизнедеятельности; анализ содержания «Индивидуальных карт», заведенных на каждого военнослужащего проходящего службу по контракту, как отражение динамики его продвижения в разностороннем воспитании и развитии; использование полученных данных в аттестационных характеристиках на контрактников.
Экспериментальная работа по перечисленным технологиям в свете содержания КЦП существенно повысила результативность деятельности педагогического коллектива (особенно командиров) по воспитанию военнослужащих проходящих службу по контракту. Следует заметить, что разносторонняя подготовка военнослужащих проходящих службу по контракту проходила поэтапно по комплексно-целевой программе в условиях нейтрального учебного и воспитательного процесса, несения службы, хозработ и самообслуживания в воинском быту. Автор выделил прямые и косвенные показатели, поэтапно (см. таблицу 1). Отметим, что в интересах реализации названных технологий командирам - участникам эксперимента был прочитан курс лекций по проблемам познавательных, проектировочных, конструктивных и коммуникативных изменений в интересах повышения эффективности проводимого эксперимента по воспитанию военнослужащих проходящих службу по контракту. Командирам - экспериментаторам удалось пополнить свои педагогические знания и укрепиться в понимании того факта, что он является одним из главных координаторов общения с военнослужащими проходящими службу по контракту, постоянно организующим непосредственное и опосредованное общение с ними, а также координирующих их личностное самовыражение [4].
В результате работы автора с командирами - экспериментаторами (лекции, беседы, инструктирования и т.п.), они уже в ходе первого экспериментального полугодия неплохо разбирались в характеристиках таких педагогических умений (по Кузьминой Н. В.) [3], как: гностические, проектировочные, конструктивные, организаторские, коммуникативные. Они глубоко усвоили, что гностические умения связаны с познанием и результативности собственной учебно-воспитательной деятельности.
Проектировочные умения связаны с целеполаганием в вопросах воспитания, перспективным планированием и координации его определенных частей. Конструктивные умения с ежедневным планированием, с композицией каждого конкретного учебного занятия и с учетом роли и места в нем воспитательных средств, форм и приемов. Органи-
заторские умения связаны с организацией учебного материала, организации деятельности на данном занятии. Коммуникативные умение, как самые сложные для исполнения, связаны с установлением определенных (чаще всего желаемых) отношений между различными группами военнослужащих и получения видимого воспитывающего эффекта, как подобает по всем уставно-нормативным положениям и общепринятой морали.
Таблица 1
Этапы воспитания военнослужащих проходящих службу по контракту
I ЭТАП ПОСТЕПЕННОЕ ВВЕДЕНИЕ В ПРОЦЕСС ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ 1. Определяется исходный уровень воспитанности в отношении к общечеловеческим ценностям. 2. Уточняется уровень морально-психологических качеств в период лагерного сбора. 3. Формирование первоначальных представлений о требованиях службы во внутренних войсках. 4. Приобретение первичных знаний основных требований общевоинских уставов и закона « О внутренних войсках МВД РФ», навыков их выполнение. 5. Принятие воинской Присяги, психологическая подготовленность к восприятию информации и к действиям на II этапе и др.
II ЭТАП (основной) ВОСПРИЯТИЕ, ОСМЫСЛЕНИЕ, ЗАПОМИНАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ ПО ОСНОВНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ ВОСПИТАНИЯ 1. Научение военнослужащего теории и практики военного дела. 2. Овладение основами военных и общественных наук. 3. Активное участие каждого во всех воспитательных мероприятиях и общественной жизни, формировать политические, нравственные, правовые и др. качества. 4. Научение нести службу, устраивать воинский быт, организовывать культурный досуг и заниматься самосовершенствованием, внося во все элементы красоты и изящества. 5. Закрепление знаний и высоконравственных действий и поведения на войсковой практике.
III ЭТАП ИСПЫТАНИЕ ПРИОБРЕТЕННЫХ ДУХОВНОНРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ. ГЛАВНЫЙ ЭКЗАМЕНАТОР -САМА ЖИЗНЬ, СЛУЖБА 1. Контрольные зачеты и экзамены. 2. Развитие своих лучших качеств на войсковой практике. 3. Объективное аттестование военнослужащих проходящих службу по контракту. 4. Участие в различных выборных компаниях, в организации и участии в обеспечении общественного порядка.
IV ЭТАП АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОВЕДЕНИЯ ВЫПУСКНИКОВ. КОРРЕКЦИЯ КЦП. 1. Сбор и обработка информации о деятельности и поведении военнослужащих проходящих службу по контракту в условиях мирных, нормальных. 2. Сбор и обработка информации о деятельности и поведении военнослужащих проходящих службу по контракту в усложненной, боевой обстановке, «горячих точках» и зонах риска. 3. Внесение в комплексно-целевую программу воспитания военнослужащих проходящих службу по контракту соответствующих изменений (коррекция КЦП).
Владение данными педагогическими умениями позволили командирам - экспериментаторам объективнее анализировать действия и поступки военнослужащих, глубже видеть за ними мотивы, интересы, потребности, которые руководят ими, обстоятельнее определять их духовный и нравственный потенциал, эстетические вкусы, анализировать их поведение в той или иной учебной ситуации и т.п., и соответственно реагировать, для достижения воспитательных целей. Данное обстоятельство позволило автору эффективно использовать изложенные выше технологии и реализации комплексно-целевой про-
граммы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наше исследование показало, что ведущим педагогическим фактором реализации КЦП воспитания военнослужащих проходящих службу по контракту, как воспитывающим обучением, так и многими иными формами является профессионализм и уровень педагогического мастерства командиров подразделений. В исследовании было выявлено, что мастерство командиров (участников эксперимента) раскрывалось не только в том, насколько успешно контрактники под их руководством овладевают знаниями в военной области, но и в том, насколько они способствуют воспитанию, целенаправленному развитию профессиональных интересов и общечеловеческих ценностей через свой предмет, тем самым формируя устойчивые основы командирской и воспитательной подготовленности, побуждают и поддерживают стремление военнослужащих проходящих службу по контракту, к самосовершенствованию, духовно-нравственному возвышению.
ЛИТЕРАТУРА
1. Барабанщиков, А.В. Педагогическая культура офицера / А.В. Барабанщиков, С.С. Мыцынов. - М. : Воениздат, 1985. - 159 с.
2. Волотовский, А.А. Роль прогрессивных традиций офицеров российской армии в воспитании современных военных кадров : автореф. дисс. ... канд. пед. наук / А.А. Волотовский. - М., 1993. - 18 с.
3. Кузьмина, Н.В. Профессионализм педагогической деятельности / Н.В. Кузьмина, А.А. Реан. - СПб. : Изд-во СПб. гос. ун-та, 1993. - 78 с.
4. Латышев, О.М. Самовоспитание обучаемых и основы педагогического руководства ими / О.М. Латышев, В.Я. Слепов. - СПб. : Изд-во Высш. воен. команд. училища Внутренних ВВ МВД РФ., 1995 - 41 с.
5. Янушкевич, Ф. Технология обучения в системе высшего образования / Ф. Янушкевич. - М. : Высшая школа, 1986. - 215 с.
REFERENCES
1. Barabanschikov, A.V. and Mytsynov, S.S. (1985), Pedagogical culture officer, publishing house “Voenizdat”, Moscow.
2. Volotovcky, A.A. (1993), Role of progressive traditions of officers of the Russian army in education of modern military shots, dissertation, Moscow.
3. Kuzmina, N.V. and Rean, A.A. (1993), Professionalism of pedagogical activity, publishing house “St. Petersburg State University”, St.-Petersburg.
4. Latyshev, O.M. and Slepov, V.Ya. (1995), Self-education of trainees and basis of the pedagogical management of them, publishing house “VVKU MVD RF”, St. Petersburg.
5. Yanushevich, F. (1986), Technology of training in system of the higher education, publishing house “Vyshaya shkola”, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 31.08.2013.