Научная статья на тему 'Критерии и показатели эффективности воспитания военнослужащих-женщин'

Критерии и показатели эффективности воспитания военнослужащих-женщин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
745
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / ПРАКТИКА / КРИТЕРИИ / ПОКАЗАТЕЛИ / ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ-ЖЕНЩИНЫ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / MOTIVATION / PRACTICE / CRITERIA / INDICATORS / FEMALE MILITARY PERSONNEL / PATRIOTIC CONSCIOUSNESS / PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пашута Валерий Лукич, Роговая Дарья Александровна

В данной статье рассматриваются отдельные проблемы, связанные с обоснованием критериев и показателей эффективности воспитания военнослужащих-женщин. Авторы отмечают, что профессиональное воспитание представляет собой интегральное внутреннее образование военнослужащих-женщин, отражающее степень выраженности в их профессиональном поведении и практической деятельности профессионально важных качеств, позволяющих успешно выполнять задачи военной службы в рамках принятых норм военно-профессиональной этики. В ходе проведенного исследования были установлены критерии и показатели эффективности воспитания военнослужащих-женщин. К ним авторы исследования относят: мотивационно-целевой критерий, учитывающий направленность потребностно-мотивационной сферы сознания женщин-военнослужащих на эффективную профессиональную деятельность в процессе службы в войсках; рефлексивно-личностный, отражающий содержание профессиональных ценностей женщин-военнослужащих и оцениваемый по показателям профессионального оптимизма, профессионального самосознания, выраженности профессиональной идентификации, степени удовлетворенности военной профессией; практически-результативный, проявляющийся через конкретные результаты профессиональной деятельности женщин-военнослужащих и стиль их профессионального поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пашута Валерий Лукич, Роговая Дарья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Criteria and indicators of efficiency of female military personnel education

This article analyzes the separate problems, connected with justification of criteria and indicators of efficiency of female military personnel education. Authors note that professional education represents in itself the integrated internal education of the female military personnel, reflecting degree of expressiveness in their professional behavior and practical activities of professionally important qualities, allowing successfully carrying out the task of military service within the accepted norms of military professional ethics. During the carried-out research, criteria and indicators of efficiency of education of the female military personnel have been established. Authors of research put into them: the motivational and target criterion, considering the orientation of the needs-motivational sphere of consciousness of the female military personnel on effective professional activity in the course of service in armies; reflective and personal, reflecting the content of professional values of the female military personnel and estimated by indicators of professional optimism, professional consciousness, expressiveness of professional identification, satisfaction degree in military profession; practical and productive, being shown through concrete results of professional activity of the female military personnel and style of their professional behavior.

Текст научной работы на тему «Критерии и показатели эффективности воспитания военнослужащих-женщин»

4. Наследов, А. Д. Математические методы психологического исследования I А. Д. Наследов. - СПб. ; Речь, 2008. - 392 c.

5. Посохова, С.Т. Психодиагностика і конспект лекций I С.Т. Посохова. - М. і Изд-во «АСТ», 2007. - 1б0 c.

6. Райгородский, Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты і учеб. пособие I Д.Я. Райгородский. - Самара і Летопись, 2010. - 458 с.

7. Психологические предикторы психосоматических расстройств у врачей-стоматологов I Н.В. Яковлева, А.А. Арефьев, Ю.В. Силина, Т.Ю. Куштан II Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 12 (82). - С. 215-221.

8. Агрессивность и алекситимия у врачей пожилого возраста с различными типами поведенческой активности I Н.В. Яковлева, Ю.В. Силина, А.А. Арефьев, Н.А. Те-лепнев, И.В. Жданова II Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - №

1 (83). - С. 1б7-172.

REFERENCES

1. Balahonov, A.V. (2009), "Emotional burning out at medical workers as the precondition of an astenizatsiya and psychosomatic pathology", Messenger of the St. Petersburg University, Vol. 3, pp. 57 - 71.

2. Belov, V.G. (2010), "Personal predictor of psychosomatic disorders at a syndrome of the angry intestine at the military personnel", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. бб No. 8, pp. 13-19.

3. Belov, V.G. (2010), "Pathogenetic determinants of psychosomatic disorders at arterial hypertension with a syndrome of professional burning out", Messenger of the Russian army medical Academy, Vol. 23, pp. 129 - 134.

4. Nasledov, A.D. (2008), Mathematical methods of psychological research, Rech, St.-Petersburg, Russian Federation.

5. Posohova, S.T. (2007), Psychodiagnosis: the abstract of lectures, Publishing house ACT, Moscow, Russian Federation.

6. Rajgorodskij, D.Ja. (2010), Practical psychodiagnostics, Techniques and tests: manual, Publishing house Апп^, Samara, Russian Federation.

7. Jakovleva, N.V. (2011), "Psychological predictor of psychosomatic frustration at dentists ", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 82 No. 12, pp. 215 - 221.

8. Jakovleva, N.V. (2012), "Aggression and alecsitimy at doctors of advanced age with various types of behavioural activity", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 83 No. 1, pp. 1б7-172.

Контактная информация: my-internety@yandex.ru

УДК 378

КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ-ЖЕНЩИН

Валерий Лукич Пашута, доктор педагогических наук, профессор,

Дарья Александровна Роговая, соискатель,

Военный институт физической культуры, филиал Военно-медицинской академии имени

С. M. Кирова, Санкт-Петербург

Аннотация

В данной статье рассматриваются отдельные проблемы, связанные с обоснованием критериев и показателей эффективности воспитания военнослужащих-женщин. Авторы отмечают, что профессиональное воспитание представляет собой интегральное внутреннее образование военно-служащих-женщин, отражающее степень выраженности в их профессиональном поведении и практической деятельности профессионально важных качеств, позволяющих успешно выполнять зада-

чи военной службы в рамках принятых норм военно-профессиональной этики. В ходе проведенного исследования были установлены критерии и показатели эффективности воспитания военнослу-жащих-женщин. К ним авторы исследования относят: мотивационно-целевой критерий, учитывающий направленность потребностно-мотивационной сферы сознания женщин-военнослужащих на эффективную профессиональную деятельность в процессе службы в войсках; рефлексивноличностный, отражающий содержание профессиональных ценностей женщин-военнослужащих и оцениваемый по показателям профессионального оптимизма, профессионального самосознания, выраженности профессиональной идентификации, степени удовлетворенности военной профессией; практически-результативный, проявляющийся через конкретные результаты профессиональной деятельности женщин-военнослужащих и стиль их профессионального поведения.

Ключевые слова: мотивация, практика, критерии, показатели, военнослужащие-женщины, патриотическое сознание, профессиональное воспитание.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.03.85.p145-149 CRITERIA AND INDICATORS OF EFFICIENCY OF FEMALE MILITARY PERSONNEL EDUCATION

Valery Lukich Pashuta, the doctor of pedagogical sciences, professor,

Darya Aleksandrovna Rogovaja, the competitor,

Military Institute of Physical Culture, branch of the Kirov Military Medical Academy,

St.-Petersburg

Annotation

This article analyzes the separate problems, connected with justification of criteria and indicators of efficiency of female military personnel education. Authors note that professional education represents in itself the integrated internal education of the female military personnel, reflecting degree of expressiveness in their professional behavior and practical activities of professionally important qualities, allowing successfully carrying out the task of military service within the accepted norms of military professional ethics. During the carried-out research, criteria and indicators of efficiency of education of the female military personnel have been established. Authors of research put into them: the motivational and target criterion, considering the orientation of the needs-motivational sphere of consciousness of the female military personnel on effective professional activity in the course of service in armies; reflective and personal, reflecting the content of professional values of the female military personnel and estimated by indicators of professional optimism, professional consciousness, expressiveness of professional identification, satisfaction degree in military profession; practical and productive, being shown through concrete results of professional activity of the female military personnel and style of their professional behavior.

Keywords: motivation, practice, criteria, indicators, female military personnel, patriotic consciousness, professional education.

Выбор критериев является важнейшим этапом в определении оптимальных моделей профессионального воспитания женщин-военнослужащих. Анализ психологопедагогической литературы и войсковой практики профессионального воспитания жен-щин-военнослужащих показал необходимость определения критериев их профессионального воспитания в рамках, прежде всего, развития профессионализма.

Профессионализм женщин-военнослужащих, как показывает военно-

педагогическая практика, предполагает наличие у них не только военно-специальных, но и морально-боевых, духовно-нравственных личностных качеств, обусловленных профессионально-этическими нормами поведения [1,2].

Для обоснования критериев и показателей эффективности профессионального воспитания женщин-военнослужащих использовался принцип единства критериев для оценки профессионально важных качеств [3]. В настоящее время можно выделить четыре ведущие группы профессионально важных качеств по основанию их функциональнопрофессионального предназначения.

Первая группа. Общие качества военного профессионала: патриотизм, профессио-

нальный кругозор, дисциплинированность, исполнительность, организованность, целеустремленность, упорство, самообладание и др.

Вторая группа. Морально-боевые качества, необходимые для выполнения служебно-боевых задач: духовность, нравственность, порядочность, активность, коллективизм, выдержанность, стойкость, выносливость, стрессоустойчивость, самоконтроль, уверенность в себе, в своих силах, находчивость, решительность.

Третья группа. Качества воинской специализации: компетентность, сосредоточенность, внимательность, усидчивость, терпение, уравновешенность, хладнокровие, наблюдательность, точность, работоспособность, устойчивая память, профессиональное творчество, соблюдение норм корпоративной этики, оперативная память, профессиональный оптимизм, преданность профессии.

Четвертая группа. Служебно-должностные качества: справедливость, трудолюбие, чувство долга, самостоятельность, распорядительность, эрудиция, исполнительность, способность брать на себя профессиональную ответственность, коммуникабельность, деловитость, аккуратность, эмпатия, стремление к освоению должности, способность принимать решения самостоятельно, гибкость мышления, развитое прагматическое мышление.

Приведенное структурирование профессиональных качеств женщин-

военнослужащих, определение их значимости в ходе профессиональной деятельности, позволяет предметно подойти к вопросу о критериях их профессионального воспитания.

Важная роль в разработке критериев и показателей уровня профессионального воспитания женщин-военнослужащих принадлежит педагогической экспертизе, которая представляет собой процесс экспертного анализа и оценочных суждений командиров (начальников) об уровне сформированности у женщин профессионально важных качеств и направленности мотивации профессионального самосовершенствования, рефлексии собственной профессиональной деятельности и стиля профессионального общения. В ходе анализа практической деятельности 107 женщин-военнослужащих различных специальностей использовались разные виды профессионально-педагогической экспертизы. Изучение опыта профессионального воспитания женщин-военнослужащих в ходе военно-педагогической практики, а также результаты констатирующего и формирующего экспериментов позволили определить, что уровень профессионального воспитания жен-щин-военнослужащих включает в себя следующие основные компоненты::

- мотивационно-целевой, учитывающий направленность потребностно-мотивационной сферы сознания женщин-военнослужащих на эффективную профессиональную деятельность (38% опрашиваемых);

- рефлексивно-личностный, отражающий содержание профессиональных ценностей женщин-военнослужащих и оцениваемый по показателям профессионального оптимизма, профессионального самосознания, выраженности профессиональной идентификации, степени удовлетворенности военной профессией (22% опрашиваемых);

- практически-результативный, включающий конкретные результаты профессиональной деятельности женщин-военнослужащих и стиль их профессионального поведения (15% опрашиваемых).

Важнейшей характеристикой и показателем направленности ценностно-потребностной сферы профессионального сознания женщин-военнослужащих являются мотивы выбора профессии (49% опрашиваемых). Показателем, отражающим отношение женщин-военнослужащих к выбранной профессии, относящимся к группе рефлексивноличностных критериев, является степень удовлетворенности выбранной профессией (65% опрошенных военнослужащих-женщин). Воинская деятельность воспринимается женщинами-военнослужащими как личностно значимые элементы жизненной стратегии, если: имеет в профессиональной деятельности выраженный профессиональный интерес (15%); принимает нравственно-этическую направленность профессиональной деятельно-

сти (19%); ощущает потребность профессиональной самореализации (26%); условия деятельности не вызывают устойчивых конфликтов, стрессов и депрессий (22%); специалист согласен со своим профессиональным статусом как элементом личностной самореализации в рамках жизненной стратегии (18%).

Важнейшим показателем эффективности профессионального воспитания женщин-военнослужащих по рефлексивно-личностному критерию является направленность их профессионального мышления (отметили 46% опрошенных командиров, непосредственных начальников женщин-военнослужащих). Профессиональное мышление женщин-военнослужащих отличается от обыденного по признакам освоения ими военнопрофессиональной терминологии, логико-целевой структурой решения профессиональных задач (профессиональное «видение» объектов деятельности), моделями освоения военно-профессионального пространства, способами профессиональной деятельности. Оно проявляется в умении увидеть в ситуации профессионального выбора профессиональную задачу, реализующую цели военно-профессиональной деятельности, преобразовать условия выявленной ситуации и приблизиться к цели деятельности [4].

Как показал проведенный анализ исследуемой проблемы, отношение к военной профессии является показателем обратной зависимости мотивационно-целевого критерия, диалектически взаимосвязанным с уровнем профессиональной культуры субъектов военно-социальной среды. На отношение к профессии влияют многие факторы: условия воинской деятельности (32% женщин-военнослужащих), уровень культуры гендерных взаимоотношений в конкретном воинском коллективе (41% женщин-военнослужащих), финансовые, социальные и материальные факторы самореализации женщин (27% жен-щин-военнослужащих). Если диагностика отношения к профессии является психологической задачей, то формирование отношения к избранной специальности - задача педагогическая, лежащая в рамках процесса профессионального воспитания женщин-военнослужащих. Проведенные индивидуальные и групповые беседы с различными категориями женщин-военнослужащих, а также анализ результатов практической деятельности показали, что отношение к военной профессии имеет определенную динамику в процессе воинской службы женщин-военнослужащих. Если в начале службы выраженное позитивное отношение диагностировано у подавляющего количества респондентов (86% замужних и 95% незамужних женщин), то затем, в ходе выявления определенных трудностей на 2-5 годах военной службы, положительное отношение сохраняется у 73% замужних и 81% незамужних женщин. В дальнейшем с увеличением сроков службы выявленная корреляция приобретает еще более устойчивый характер среди одиноких матерей и разведенных женщин. Однако при сниженной мотивации перспектив своей военнопрофессиональной карьеры две трети женщин указанных категорий намерены продлевать контракты в связи со сложностью самореализации своего профессионального мастерства (67% женщин-военнослужащих).

Исходя из того, что профессионально-личностные образования являются интегрированными показателями личностной профессиональной культуры специалиста, то к данным профессионально-личностным образованиям мы отнесем: профессиональную самостоятельность (48% командиров и начальников), профессиональную мобильность (27% командиров и начальников), профессиональную корпоративность (25% командиров и начальников).

Проведенный научно-теоретический анализ и целенаправленное изучение практической деятельности различных групп женщин-военнослужащих позволили определить следующие уровни их профессионального воспитания:

- высокий (3 балла) - развитое профессиональное сознание и безупречное профессиональное поведение, комфортный стиль общения с сослуживцами и начальниками, следование нормам воинской этики в моделях личностной самореализации в военнопрофессиональной среде;

- средний (2 балла) - эпизодические проявления отхода от корпоративных ценностей в служебной деятельности под влиянием жизненных внешних обстоятельств;

- низкий (1 балл) - систематическое нарушение воинской дисциплины, прямое игнорирование принципов и норм воинской этики, правил профессионального общения, противопоставление себя коллективу и личных целей служебным задачам.

Исходя из изложенного, общая оценка уровня профессионального воспитания женщины-военнослужащей определяется как среднее арифметическое экспертных оценок всех профессионально значимых качеств.

Анализ результатов практической деятельности женщин-военнослужащих показал, что мерилом эффективности их профессионального воспитания является результативность их служебной деятельности.

Таким образом, разработанные на основе результатов опытно-экспериментальной работы мотивационно-целевой, рефлексивно-личностный и практически-результативный критерии профессионального воспитания женщин-военнослужащих, позволяют оптимизировать воспитательный процесс. Это, в свою очередь, позволяет провести комплексный анализ результатов опытно-экспериментального исследования и на этой основе определить пути совершенствования процесса профессионального воспитания женщин-военнослужащих, с учетом их гендерных особенностей в современных условиях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Миронов, В.В. Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры : учебное пособие / В.В. Миронов, В.Л. Пашута ; Воен. ин-т физ. культуры. - СПб. : [б.и.], 2010. - 296 с.

2. Пашута, В.Л. Психолого-педагогические основы подготовки офицерских кадров в высшей военной школе на этапах реформирования Вооруженных Сил России : монография / В.Л. Пашута ; Воен. ин-т физ. культуры. - СПб. : [б.и.], 2004. - 262 с.

3. Пашута, В.Л. Особенности службы военнослужащими женщинами и их взаимоотношение с военнослужащими мужского пола / В.Л. Пашута, Р.Е. Иголкин // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2010. - №

2 (6). - С. 174-179.

4. Понуждаев, Э.А. Феминизация общества и армии : сущность, содержание, социальный механизм / Э.А. Понуждаев ; Военно-воздушная академия им. Ю.А. Гагарина.

- Монино : Изд-во ВВА им. Ю.А. Гагарина, 1999. - 131 с.

REFERENCES

1. Mironov, V.V. and Pashuta, V L. (2010), Theory and technique of physical training, sports training, improving and adaptive physical culture: Manual, publishing house VIFK, St.-Petersburg, Russian Federation.

2. Pashuta, V.L. (2004), Psychological and pedagogical bases ofpreparation of officer shots at the higher military school at stages of reforming of Armed forces of Russia: monograph, publishing house VIFK, St.-Petersburg, Russian Federation.

3. Pashuta, V.L. and Igolkin R.E. (2010), "Features of service the military personnel women and their relationship with the male military personnel", Actual problems of physical and special preparation of power structures, Vol. 6 No. 2, pp. 174-179.

4. Ponuzhdayev, E.A. (1999), Society and army feminization: essence, contents, social mechanism, publishing house VVA of Yu.A.Gagarin, Monino, Russian Federation.

Контактная информация: sdd-bae.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.