Научная статья на тему 'Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе духовно-нравственного воспитания в образовательных учреждениях военного профиля'

Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе духовно-нравственного воспитания в образовательных учреждениях военного профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
363
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION / ИНФОРМАЦИОННО КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / ВОЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / MILITARY EDUCATIONAL INSTITUTIONS / ИНФОРМИРОВАНИЕ / INFORMING / ЭЛЕКТРОННО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ELECTRONIC AND TECHNICAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Редькина Людмила Ивановна

Рассматривается проблема использования информационно-коммуникационных технологий в процессе духовно-нравственного воспитания военнослужащих. Для этого обозначены предмет, цель, методологическая основа и методы исследования, обоснована актуальность и проведен анализ степени разработанности вопроса в современной отечественной и зарубежной науке. На основе современных научных исследований в работе сформулированы некоторые задачи информационно-коммуникационных технологий в воспитательном процессе военнослужащих: создание единой базы ресурсов нематериального наследия, развитие социально-личностной и инструментальной компетентности военнослужащих, обеспечение мобильного информирования воинского сообщества и социума в целом. Реализация названных задач осложняется проблемой, которая сформулирована в статье как информационное манипулирование и дезинформация в информационном пространстве. Предложены такие пути решения названной проблемы, как формирование критического мышления у обучающихся в военных образовательных учреждениях; наполнение образовательной электронно-технической среды разнообразными формами мультимедийных программ, интерактивных электронных учебных ресурсов и авторских разработок, учитывающих специфику военного учебно-воспитательного процесса и возрастных характеристик обучающихся. В работе дана характеристика репродуктивному и продуктивному уровню использования информационных средств в воспитательном процессе создателями интерактивных учебных ресурсов. Сформулированы преимущества внедрения информационно-коммуникационных технологий в процесс духовно-нравственного воспитания военнослужащих, таких как обеспечение возможности для создания новых воспитательных ресурсов, методик и программ, успешное осуществление адаптации обучающихся в военных образовательных учреждениях к социальным изменениям и окружению, ускорение процесса передачи культурологических и личностнообразующих знаний и накопленного социального опыта от преподавателя к обучающемуся и от поколения к поколению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Редькина Людмила Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Use of information and communication technologies in the process of spiritual and moral education at military schools

The article deals with the problem of information and communication technologies in the process of spiritual and moral education of servicemen use. For that purpose, the subject, objective, methodological basis and methods of research are indicated, topicality of the issue is proved and the analysis of the degree of the problem study in modern domestic and foreign science is carried out. On the basis of modern scientific research, the article outlines some tasks that information and communication technologies perform in the educational process of military men: the creation of a unified database of intangible heritage resources, the development of socially-personal and instrumental competence of servicemen, and the provision of mobile information to the military community and the society as a whole. The implementation of these tasks is complicated by the problem that is formulated in the article as information manipulation and misinformation in the information space. The following ways of the problem solution are offered: formation of critical thinking at students in military educational institutions; filling the educational electronic and technical environment with various forms of multimedia programs, interactive electronic educational resources and author materials that take into account the specifics of the military educational process and the age characteristics of students. The paper describes the reproductive and productive levels of using information tools in the educational process by the creators of interactive learning resources. The advantages of introducing information and communication technologies in the process of spiritual and moral education of servicemen are formulated as providing the opportunity for: creating new educational resources, methods and programs; successful adaptation of students in military educational institutions to social change and environment; acceleration of the process of cultural and personal knowledge and accumulated social experience transfer from the teacher to the learner and from generation to generation.

Текст научной работы на тему «Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе духовно-нравственного воспитания в образовательных учреждениях военного профиля»

УДК 37.018

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕНОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ВОЕННОГО ПРОФИЛЯ

Л.И. Редькина1

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» 298635, г. Ялта, ул. Севастопольская, 2А E-mail: [email protected]

Рассматривается проблема использования информационно-коммуникационных технологий в процессе духовно-нравственного воспитания военнослужащих. Для этого обозначены предмет, цель, методологическая основа и методы исследования, обоснована актуальность и проведен анализ степени разработанности вопроса в современной отечественной и зарубежной науке. На основе современных научных исследований в работе сформулированы некоторые задачи информационно-коммуникационных технологий в воспитательном процессе военнослужащих: создание единой базы ресурсов нематериального наследия, развитие социально-личностной и инструментальной компетентности военнослужащих, обеспечение мобильного информирования воинского сообщества и социума в целом. Реализация названных задач осложняется проблемой, которая сформулирована в статье как информационное манипулирование и дезинформация в информационном пространстве. Предложены такие пути решения названной проблемы, как формирование критического мышления у обучающихся в военных образовательных учреждениях; наполнение образовательной электронно-технической среды разнообразными формами мультимедийных программ, интерактивных электронных учебных ресурсов и авторских разработок, учитывающих специфику военного учебно-воспитательного процесса и возрастных характеристик обучающихся. В работе дана характеристика репродуктивному и продуктивному уровню использования информационных средств в воспитательном процессе создателями интерактивных учебных ресурсов. Сформулированы преимущества внедрения информационно-коммуникационных технологий в процесс духовно-нравственного воспитания военнослужащих, таких как обеспечение возможности для создания новых воспитательных ресурсов, методик и программ, успешное осуществление адаптации обучающихся в военных образовательных учреждениях к социальным изменениям и окружению, ускорение процесса передачи культурологических и лич-

1 Людмила Ивановна Редькина, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и управления учебными заведениями.

121

ностнообразующих знаний и накопленного социального опыта от преподавателя к обучающемуся и от поколения к поколению.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, информационно-коммуникационные технологии, военные образовательные учреждения, информирование, электронно-техническая образовательная среда.

Предмет исследования - задачи и формы применения информационно-коммуникационных технологий в процессе духовно-нравственного воспитания курсантов военных образовательных учреждений.

Цель исследования - рассмотреть возможности интеграции информационно-коммуникационных технологий в процесс духовно-нравственного воспитания обучающихся в военных образовательных учреждениях как действенного способа повышения эффективности этого процесса.

Методологической основой исследования является системный подход к изучению педагогических явлений в их последовательности; аксиологический подход к рассмотрению образовательного процесса военнослужащих в контексте необходимости формирования ценностных ориентаций; цивили-зационный подход в смысле учета требований социума в процессе развития системы воспитания военнослужащих.

Для изучения педагогической, научно-методической литературы и диссертационных исследований использовался конкретно-поисковый метод, общенаучные методы синтеза, сравнения, интерпретации и обобщения изученных материалов и формулировки выводов.

С конца XX века российское общество испытывает духовно-нравственный кризис, что обусловлено разрушением исторического уклада жизни, отрывом от многовековых культурных традиций и духовных ценностей, отсутствием критериев различения добра и зла, нравственности и безнравственности, нивелированием представления о грехе, провозглашением условности морали и превратном пониманием процесса развития личности. Для современных жизненных реалий характерно присутствие праздности, безответственности, ориентации на материальные ценности. Военная служба дает возможность скорректировать морально-волевое состояние личности, мобилизовать дух и психологическую готовность к самосовершенствованию. В этой связи получение военного образования наращивает свой престиж в современном обществе и является желательным не только в понимании поступающих на обучение, но и родителей, которые неравнодушны к уровню духовно-нравственного развития их детей. Сегодня социум все больше приходит к осознанию того, что привить подрастающему поколению чувство патриотизма, чести, долга, эмпатии, научить уважать людей, живущих рядом,

их традиции, историю, любить родной край, город, народ, который в нем живет - значит укрепить основы государственности и обеспечить государственную безопасность [1, с. 3].

В современном обществе информационных технологий актуальным является поиск способов внедрения инновационных форм и методов духовно-нравственного воспитания в военной сфере с подключением средств массовой информации; создание электронно-технической образовательной среды. Эти усилия призваны обеспечить оперативное информирование военного сообщества по вопросам национальной безопасности, государственной политики в области обороны, строительства Вооруженных Сил и других событий, происходящих сегодня в обществе; развить творческий потенциал обучающихся; повысить их компетентность и модернизировать воспитательный процесс в целом [2, с. 105].

Концептуальные положения о роли информации и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в становлении и развитии общественного сознания представлены в работах таких зарубежных исследователей, как Э. Бернейс, Дж. Брайант, Р. Броуди, Р. Ислам, П. Лайнбарджер, Р. Харрис. Многие современные отечественные ученые-педагоги включали в поле своих исследований различные аспекты использования ИКТ в воспитательном процессе. Например, С.В. Федорова обосновывает возможность привития обучающимся эстетических ценностей посредством ИКТ [3]. Роль информационно-просветительных технологий в патриотическом воспитании молодежи анализирует Л.В. Фатхуллина [4]. И.П. Финский в своем исследовании [5] приходит к выводу, что использование ИКТ в процессе патриотического воспитания военнослужащих является одним из важнейших педагогических условий его эффективности. Педагог И.В. Тренин [6] пишет об аспектности применения электронных технологий в гуманитарной сфере военного образования, что обусловлено традиционной приоритетностью точных наук в вопросах внедрения электронного обеспечения в учебный процесс. Отдельные вопросы формирования нравственных чувств и качеств военнослужащих с применением ИКТ анализируют И.А. Алехин, В.Н. Бусловский [7], В.П. Журавель, С.Х. Канапьянов [2], А.Е. Михайлов, И.Н. Панарин, Е.В. Троицкая. При этом ретроспективный анализ научных трудов по обсуждаемой проблеме позволил констатировать фрагментарность ее изученности, отсутствие комплексного исследования вопроса использования ИКТ в процессе духовно-нравственного воспитания в образовательных учреждениях военного профиля, что и обусловило тему данной статьи.

В современной военно-образовательной среде в процессе духовно-нравственного воспитания военнослужащих ИКТ отводится ряд важнейших задач. Некоторыми из них являются:

- обеспечение организации многокомпонентной системы аккумулирования культурного потенциала, содержащегося в произведениях искусства, мудрых мыслеизречениях, музыкальных композициях, отражающих нравственность народа, воинские традиции. С помощью ИКТ предоставляется возможность создания единой базы ресурсов нематериального наследия, обеспечивающей доступ к значительному объему информации и наглядную форму представления материалов;

- развитие социально-личностной и инструментальной компетентности военнослужащих. Условием глубокого усвоения полученного материала является его аналитико-синтетическая обработка, заключающаяся в самостоятельном анализе новой информации, то есть выделении в ней основных понятий, установлении причинно-следственных связей и отношений между ними. Таким образом, посредством осмысления сущности информационных потоков, направления их вектора на такую категорию, как «добро», обучающиеся приучаются утверждать основные моральные ценности, самостоятельно мыслить и анализировать значимость тех или иных нравственных поступков;

- обеспечение мобильного информирования.

ИКТ как средство мобильного информирования получили широкое распространение. В первую очередь речь идет о потенциале сети Интернет как наиболее доступного источника информации. Правильно фильтрованный информационный поток способен не только развивать нравственную составляющую тех, кто уже поступил на военную службу, но и формировать положительный образа военной деятельности в социуме и в сознании молодых людей, планирующих или уже начинающих свой путь на поприще защиты Отечества. Необходимость информирования такого рода в современных социокультурных условиях приобретает чрезвычайно большое значение в смысле формирования:

- готовности молодого поколения к военной службе как к особому виду деятельности на благо государства, которая характеризуется специфической направленностью, глубоким пониманием гражданином своей роли и места в служении Отечеству, высокой личностной ответственностью за выполнение требований военной службы, глубоким пониманием необходимости укрепления обороноспособности страны;

- представления о военнослужащих как о специалистах с высокими профессиональными, духовно-нравственными и интеллектуальными качествами;

- знания о преимуществах военной службы и образования, связанных с одновременным приобретением военной и престижной гражданской профессии, элитарностью военной профессии, достойным материальным обеспечением военнослужащих, но при этом с повышенными требованиями со сто-

роны общества и государства к профессиональному подбору будущих военных специалистов, их нравственному облику [7, с. 86].

При обоснованной необходимости и неоспоримых преимуществах повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и формирования нравственного сознания военнослужащих посредством информирования с применением ИКТ существуют и негативные моменты, которые стоит учесть. К таким моментам относится наличие технологий сознательного информационного манипулирования и дезинформации в информационном пространстве. Ни для кого не является секретом существование организаций, специализирующихся на информационных «диверсиях», технологиях «трол-линга», осуществляющихся посредством создания «заказного» образа на ассоциативной основе, навешивания ярлыков, отвлечения внимания, ссылки на авторитет, отрыва от контекста, открыто «фейковых» сообщений. Часто в процессе преподнесения информации о текущих событиях апеллируют к таким эмоционально-чувственным элементам сознания, как любовь к Родине, национально-патриотические настроения, но при этом ощутим «налет сенсационности», нагнетания обстановки, что порождает у реципиентов беспокойство и страх, неуверенность в себе, пессимизм относительно возможности искоренения негативных явлений, что особенно нежелательно для военнослужащих. Для формирования умения избегать подобных ситуаций необходимо формировать у обучающихся в военных образовательных учреждениях критическое мышление как предпосылку к противостоянию негативному влиянию Интернета и других средств массовой информации [8]. Для решения обозначенной проблемы необходимо также учитывать формы внедрения ИКТ в военный учебно-воспитательный процесс - при их выборе не следует ограничиваться возможностями сети Интернет. Важно использовать компьютерные, мультимедийные, телекоммуникационные программы, гипертекстовые и интерактивные электронные учебные ресурсы и авторские разработки, учитывающие специфический контекст военного учебно-воспитательного процесса и возрастные характеристики обучающихся. Учет разнообразия средств, формирующих электронно-техническую среду, способен усовершенствовать образовательно-культурологическое пространство военного образовательного учреждения [9, с. 103].

Разработка и внедрение подобных учебных ресурсов требует от их создателей выхода на продуктивный уровень использования информационных средств в образовательном процессе. В этой связи отметим, что выделяют два уровня применения ИКТ в ходе духовно-нравственного воспитания: репродуктивный и продуктивный. Репродуктивный уровень предполагает привлечение к воспитательной работе уже существующих программ, повседневное

их использование в решении текущих профессиональных задач, при наборе материала и его передаче. Этот уровень является общепринятым, привычным, реализующимся по определенному алгоритму. Продуктивный уровень использования ИКТ в воспитании подразумевает отступление от шаблонных принципов, опору на инновации, эксперимент, творчество, заинтересованность; внесение авторских доработок в существующие программы с учетом духовно-нравственных ценностей, что предполагает изменения в содержании, организации и результате воспитательной деятельности, интеграцию в структуру академических курсов специального материала, воздействующего на мировоззрение и формирующего нравственные ценности; и, наконец, оптимизацию и улучшение воспитательной деятельности за счет разработки новых методик, программного обеспечения, комбинаций и подборок личност-ноформирующего материала [10, с. 47].

Таким образом, одним из преимуществ, которые получает процесс духовно-нравственного воспитания военнослужащих посредством внедрения ИКТ, является обеспечение возможности для создания новых воспитательных методик и программ, отвечающих требованиям современного общества и обеспечивающих процесс выхода традиционной воспитательной системы на качественно новый уровень. Среди других преимуществ можно назвать следующие:

- современные ИКТ, повышая качество нравственного образования и формируя нравственное мировоззрение и мышление, позволяют военнослужащим более успешно осуществлять адаптацию к социальным изменениям и окружению, оперативно получать необходимую информацию для личностного роста;

- ИКТ существенно ускоряют процесс передачи культурологических и личностнообразующих знаний и накопленного социального опыта русского воинства, народа и всего человечества не только от преподавателя к обучающемуся, но и от поколения к поколению [11].

Учитывая все вышесказанное, обобщим, что использование ИКТ в процессе духовно-нравственного воспитания в образовательных учреждениях военного профиля является актуальной и обсуждаемой проблемой современной науки. Электронно-техническая среда призвана решать ряд задач в учебно-воспитательном процессе: создание системы аккумулирования культурного потенциала посредством формирования базы ресурсов нематериального наследия русского воинства и народа в целом; развитие творческой, социально-личностной и инструментальной компетентности обучающихся; обеспечение мобильного информирования воинского сообщества и социума с целью формирования положительного имиджа военной службы.

Использование сети Интернет и других СМИ при реализации сформулированных задач обусловливает возможность информационного манипулирования сознанием военнослужащих. Избежать этого позволит формирование критического мышления у обучающихся и разнообразие форм ИКТ, использующихся в процессе воспитания, за счет использования интерактивных программ, учебных ресурсов и авторских разработок, учитывающих специфику военного образования. Создание подобных разработок требует продуктивного уровня владения ИКТ со стороны профессорско-преподавательского состава. В целом посредством интеграции ИКТ в процесс духовно-нравственного воспитания военнослужащих возможно способствовать созданию инновационных воспитательных ресурсов, методик и программ; успешной социальной адаптации обучающихся в военных образовательных учреждениях; оперативной передаче культурологических и личностнообразую-щих знаний и социального опыта в масштабе поколений. Результаты данного исследования способствуют реализации важнейших тенденций в условиях модернизации отечественного военного образования - его информатизации и мобильности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Пашков В.И. Традиции духовно-нравственного воспитания военнослужащих в русской армии конца XIX - начала XX в.: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Пашков Владимир Иванович. - М., 2013. - 22 с.

2. Канапьянов С.Х. Воспитание военнослужащих республики Казахстан посредством реализации педагогического потенциала средств массовой информации // Воспитание в современном культурно-образовательном пространстве: Сб. статей конференции 27 октября 2016. - 2016. - С. 104-109.

3. Федорова С.В. Формирование этических ценностей школьников средствами информационно-коммуникационных технологий в учреждении дополнительного образования: на материале английского языка: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Федорова Саргылана Васильевна. - Якутск, 2008. - 203 с. - Библиогр.: с. 160-180.

4. Фатхуллина Л.В. Информационно-просветительные технологии как средство патриотического воспитания молодежи в общественных объединениях: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.05 / Фатхуллина Любовь Васильевна. - Казань, 2008. - 149 с. - Библиогр.: с. 118-142.

5. Финский И.П. Педагогические условия эффективности патриотического воспитания в системе высшего военного образования: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Финский Игорь Петрович. - Томск, 2009. - 236 с. - Библиогр.: с. 179-195.

6. Тренин И.В. Интеграция информационных и дидактических ресурсов в образовательном процессе военного вуза: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Тренин Игорь Валерьевич. - М., 2017 . - 293 с. - Библиогр.: с. 253-278.

Бусловский В.Н. Информационно-коммуникативное обеспечение перехода Вооруженных Сил Российской Федерации на контрактный способ комплектования: дис. ... канд. полит. наук : 23.00.02 / Бусловский Виктор Николаевич. - М., 2006 . - 220 с. - Библиогр.: с. 155-166.

Сизьмин М.А. СМИ в обеспечении национальной безопасности России: задачи, методы, приемы: дис. ... канд. филологических наук: 10.01.10 / Сизьмин Михаил Алексеевич. - М., 2016. - 202 с. - Библиогр.: с. 179-194.

Алексеева Т.Е. Педагогические аспекты использования средств информационных и коммуникационных технологий в военно-техническом вузе: дис. ... канд. пед. наук 13.00.01 /Алексеева Татьяна Евгеньевна. - Рязань, 2006. - 203 с. - Библиогр.: с. 167-182.

Кобякова М.В. Развитие технологического мышления студентов в процессе обучения средствами информационно-коммуникационных технологий (на примере технического ссуза): дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Кобякова Марина Валерьевна. - Тюмень, 2012. - 155 с. - Библиогр.: с. 134-145.

Коврига С.В. Функции и возможности применения информационно-коммуникационных технологий в образовании [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://infourok.ru/statya-funkcii-i-vozmozhnosti-ikt-v-obrazovanii-

1709058.html

Поступила в редакцию 10.10.17 В окончательном варианте 17.11.17

UDC 37.018

USE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION AT MILITARY SCHOOLS

L.I. Redkina1

Humanitarian and Pedagogical Academy (branch) Vernadskiy Crimean Federal University

2a, Sevastopolskaya str., Yalta, 298635 E-mail: [email protected]

The article deals with the problem of information and communication technologies in the process of spiritual and moral education of servicemen use. For that purpose, the subject, objective, methodological basis and methods of research are indicated, topicality of the issue is proved and the analysis of the degree of the problem study in modern domestic and foreign science is carried out. On the basis of modern scientific research, the article outlines some tasks that information and communication technologies perform in the educational process of military men: the creation of a unified

1 Lyudmila Ivanovna Redkina, Doc. Ped. Sci., Professor, Head of Pedagogy and Educational Institutions Management Department.

8.

9.

10. 11.

database of intangible heritage resources, the development of socially-personal and instrumental competence of servicemen, and the provision of mobile information to the military community and the society as a whole. The implementation of these tasks is complicated by the problem that is formulated in the article as information manipulation and misinformation in the information space. The following ways of the problem solution are offered: formation of critical thinking at students in military educational institutions; filling the educational electronic and technical environment with various forms of multimedia programs, interactive electronic educational resources and author materials that take into account the specifics of the military educational process and the age characteristics of students. The paper describes the reproductive and productive levels of using information tools in the educational process by the creators of interactive learning resources. The advantages of introducing information and communication technologies in the process of spiritual and moral education of servicemen are formulated as providing the opportunity for: creating new educational resources, methods and programs; successful adaptation of students in military educational institutions to social change and environment; acceleration of the process of cultural and personal knowledge and accumulated social experience transfer from the teacher to the learner and from generation to generation.

Keywords: spiritual and moral education, information and communication technologies, military educational institutions, informing, electronic and technical educational environment.

REFERENCES

1. Pashkov V.I. Tradicii duhovno-nravstvennogo vospitanija voennosluzhashhih v russkoj armii konca XIX - nachala XX v. [Traditions of Spiritual and Moral Education of Servicemen in the Russian Army at the end of the XIX - beginning of the XX century.]: abstract of dis. ... of PhD in Pedagogy: 13.00.01 / Pashkov Vladimir Ivanovich. Moscow: 2013.22 p.

2. Kanap'janov S.H. Vospitanie voennosluzhashhih respubliki Kazahstan posredstvom real-izacii pedagogicheskogo potenciala sredstv massovoj informacii [Education of Servicemen of the Republic of Kazakhstan through the Realization of Mass Media Pedagogical Potential] / S. H. Kanap'janov // Vospitanie v sovremennom kul'turno-obrazovatel'nom pros-transtve: Sb. statej konferencii 27 oktjabrja 2016. 2016. P. 104-109.

3. Fedorova S.V. Formirovanie jeticheskih cennostej shkol'nikov sredstvami informacion-no-kommunikacionnyh tehnologij v uchrezhdenii dopolnitel'nogo obrazovanija: na ma-teriale anglijskogo jazyka [Schoolchildren Ethical Values Formation by Means of Information and Communication Technologies in the Establishments of Additional Education: on the Material of English Language] : dis. ... of PhD in Pedagogy: 13.00.01 / Fedorova Sargylana Vasil'evna. Jakutsk, 2008. 203 p. Bibliogr.: p. 160-180.

4. Fathullina L.V. Informacionno-prosvetitel'nye tehnologii kak sredstvo patrioticheskogo vospitanija molodezhi v obshhestvennyh ob#edinenijah [Information and Educational Technologies as a Means of Patriotic Education of Youth in Public Associations]: dis.

... of PhD in Pedagogy: 13.00.05 / Fathullina Ljubov' Vasil'evna. - Kazan', 2008. 149 p. Bibliogr.: p. 118-142.

5. Finskij I.P. Pedagogicheskie uslovija jeffektivnosti patrioticheskogo vospitanija v sisteme vysshego voennogo obrazovanija [Pedagogical Conditions for the Effectiveness of Patriotic Education in the System of Higher Military Education] : dis. ... of PhD in Pedagogy : 13.00.01 / Finskij Igor' Petrovich. Tomsk, 2009. 236 p. Bibliogr.: p. 179-195.

6. Trenin I.V. Integracija informacionnyh i didakticheskih resursov v obrazovatel'nom processe voennogo vuza [Integration of Information and Didactic Resources in the Educational Process of a Military Higher Educational Institution] : dis. ... of PhD in Pedagogy: 13.00.08 / Trenin Igor' Valer'evich. Moscow: 2017 . 293 p. Bibliogr.: p. 253-278.

7. Buslovskij V.N. Informacionno-kommunikativnoe obespechenie perehoda Vooruzhen-nyh Sil Rossijskoj Federacii na kontraktnyj sposob komplektovanija [Information and Communication Support for the Transition of the Russian Federation Armed Forces to the Contract Manning Method] : dis. ... of PhD in Political science : 23.00.02 / Buslovskij Viktor Nikolaevich. Moscow: 2006. 220 p. Bibliogr.: p. 155-166.

8. Siz'min M.A. SMI v obespechenii nacional'noj bezopasnosti Rossii: zadachi, metody, priemy [Mass Media in Ensuring National Security of Russia: Tasks, Methods, Techniques]: dis. ... of PhD in Philology: 10.01.10 / Siz'min Mihail Alekseevich. Moscow: 2016. 202 p. Bibliogr.: p. 179-194.

9. Alekseeva T.E. Pedagogicheskie aspekty ispol'zovanija sredstv informacionnyh i kom-munikacionnyh tehnologij v voenno-tehnicheskom vuze [Pedagogical Aspects of Information and Communication Technologies Use in a Military-Technical University]: dis. ... of PhD in Pedagogy 13.00.01 /Alekseeva, Tat'jana Evgen'evna. Rjazan', 2006. 203 p. Bibliogr.: p. 167-182.

10. Kobjakova M.V. Razvitie tehnologicheskogo myshlenija studentov v processe obuchenija sredstvami informacionno- kommunikacionnyh tehnologij (na primere tehnicheskogo ssuza) [Development of Students' Technological Thinking in the Process of Education by Means of Information and Communication Technologies (Using the Example of a Technical School)]: dis. ... of PhD in Pedagogy: 13.00.01 / Kobjakova Marina Valer'evna. Tjumen', 2012. 155 p. Bibliogr.: p. 134-145.

11. Kovriga S.V. Funkcii i vozmozhnosti primenenija informacionno-kommunikacionnyh tehnologij v obrazovanii [Functions and Possibilities of Information And Communication Technologies Application in Education]. Access: https://infourok.ru/statya-funkcii-i-vozmozhnosti-ikt-v-obrazovanii- 1709058.html

Original article submitted 10.10.17 Revision submitted 17.11.17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.