Педагогические основы формирования патриотических качеств суворовцев средствами военно-музыкальных традиций в условиях образовательной среды училища
УДК 377.1
А. П. Герасимов
Московский государственный университет культуры и искусств
В статье раскрываются особенности формирования патриотических качеств обучающихся средствами военно-музыкальных традиций в условиях образовательной среды среднего профессионального военного образовательного учреждения.
Военно-музыкальные традиции России — уникальное явление в отечественной музыкальной культуре, где нашли яркое отражение героическая история нашего народа и высокие достижения в области музыкального искусства.
Обращение к военно-историческим, военно-музыкальным и православным традициям, использование символов, ритуалов, атрибутов российского воинства оказывают существенное влияние на воспитание патриотических чувств обучающихся, их желание в будущем служить Отечеству.
Системообразующим компонентом воспитательной системы в условиях образовательной среды военного учебного заведения, оптимизирующим процесс формирования патриотических качеств обучающихся, может выступать социокультурная деятельность, обладающая огромным потенциалом для решения задач патриотического воспитания.
Специфика социокультурной деятельности в училище основывается на активной творческой деятельности самих суворовцев, главной функцией которой является трансляция традиций военно-музыкальной культуры, которые, являясь самобытным явлением духовно-практической жизни общества, активно способствуют формированию высоких нравственных, морально-психологических и патриотических качеств личности.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, педагогическая модель, военно-музыкальные традиции, культурно-образовательная среда, социокультурная деятельность.
ГЕРАСИМОВ АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ — аспирант кафедры социально-культурной деятельности Московского государственного университета культуры и искусств, заслуженный артист Российской Федерации, начальник ФГКОУ СПО «Московского военно-музыкального училища МО РФ» г. Москва
GERASIMOV ALEKSANDR PETROVICH - doctoral student of Department of socio-cultural activity, Moscow State University of Culture and Arts, Honored artist of Russia, Head of Moscow Military Music School of the Ministry of Defense of the Russian Federation
e-mail: [email protected] © Герасимов А. П., 2014
A. P. Gerasimov
Moscow State University of Culture and Arts, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, Khimki city, Moscow region, Russian Federation, 141406
PEDAGOGICAL BASES OF FORMATION OF SUVOROV MILITARY SCHOOL STUDENTS' PATRIOTIC QUALITIES BY MEANS OF MILITARY AND MUSICAL TRADITIONS IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE COLLEGE
The article describes the features of forming of student patriotism through military musical traditions in the educational environment of a professional military educational institution.
Military Russian musical tradition is a unique phenomenon in the national musical culture reflecting the heroic history of our people and the great achievements in art and culture; they are important teaching tools of patriotic upbringing.
Appealing to military history, military music and Orthodox traditions, using of symbols, rituals, attributes of the Russian army play an important role in the upbringing of student's patriotism and affect cadets' desire to serve the Motherland in the future.
Sociocultural activity may be the main component of the educational system in the military institution. It optimizes the process of formation of the student patriotic qualities and has enormous potential for the tasks in the field of patriotic education.
Cadets' active and creative activities are the basis of the sociocultural activities in college. This is an important feature of the college. The main function of this activity is the transfer of military traditions of musical culture that actively contributes to high moral, psychological and patriotic qualities of the person.
Keywords: patriotic upbringing, pedagogical model, military and musical traditions, cultural and educational field, sociocultural activity.
Одной из перспективных институциональных образовательных структур, способных в настоящее время дать инновационный импульс модернизации системы патриотического воспитания подрастающего поколения, является система, действующая в довузовских образовательных учреждениях, подведомственных Министерству обороны Российской Федерации, в число которых входит Московское военно-музыкальное училище.
В целом, организация образовательного пространства в Московском военно-музыкальном училище аналогична суворовским, нахимовским училищам, кадетским училищам и корпусам, где обучение проходит с учётом военных традиций, норм и требований. Вместе с тем имеется ряд отличительно
ных особенностей, главными из которых являются наличие профессиональной составляющей содержания образования, а также её военно-музыкальная направленность. Профессиональное военно-музыкальное образование является частью образовательной системы и важнейшей составляющей военно-музыкальной культуры государства. Это положение стало базовым при разработке педагогической модели патриотического воспитания суворовцев училища.
По нашему мнению, создать особую среду для воспитания и развития личности обучающегося позволяет использование в образовательном процессе военно-музыкальных традиций в контексте культурных традиций России. Обращение к военно-историческим, военно-музыкальным и православным тра-
дициям, использование в процессе воспитания символов, ритуалов, атрибутов российского воинства — все это может оказать существенное воздействие на оптимизацию воспитательного процесса в целом и наилучшим образом способствовать формированию патриотических качеств обучающихся в частности.
Их роль с точки зрения эстетического, нравственного воспитания раскрыта в работах С. П. Арутюняна, Г. А. Ашева, JI. A. Бублика, Р. В. Бобкова, А. Д. Глоточкина, Ю. И. Зверева, H.A. Костикова, H.H. Козьмина, В. И. Коновалова, Л. В. Рощина, И. В. Серебрякова.
Исторические и гносеологические аспекты прослеживаются в работах В. О. Дубинина, С. В. Келемана, В. Л. Минера, И. Б. Мо-щанского, В. Ю. Ростовского, Д. Ф. Сивово-лова, Ю. Л. Попова и др.
Отметим также работы С. И. Волгина, Л. Г. Набиулина, Г. А. Прасловой, Л. А. Великородной, связанные с изучением таких вопросов, как воинские ритуалы, взаимодействие военных и музыкальных традиций; морально-боевые качества военнослужащих: В.Д. Каравдашова, O.A. Родинова.
В перечисленных исследованиях подчёркивается, что в основе воспитания молодого поколения в России всегда лежала идеология безусловного выполнения воинского долга перед Отечеством. Так, по мнению В. Ю. Микрюкова, патриотизм, неразрывно связанный в России с преданностью престолу и вере предков, был краеугольным камнем психологии военнослужащих. Триединая формула «За Веру, Царя и Отечество» определяла всё воспитание будущих воинов. Их поведение и отношение к окружающей действительности неизбежно обусловливалось тем, что всякое явление или идея рассматривались сквозь призму национальных интересов и задач страны [3, с. 33].
В рамках нашего исследования, нам представляется наиболее полным положение А. А. Аронова о том, что система патриотического воспитания должна представлять
единство и совокупность целей и задач, содержания, принципов, методов и средств, обеспечивающих целостное, организованное, постепенное, непрерывное, активное воздействие в рамках учебно-воспитательного процесса на сознание, чувства и поведение молодого поколения с целью всестороннего раскрытия их способностей, успешной подготовки к выполнению своего гражданского долга перед Родиной [1, с. 22—23].
Эффективность гражданско-патриоти-ческого воспитания на основе военно-музыкальных традиций обусловлено следующими педагогическими условиями: актуализацией ценностного содержания военно-музыкальных традиций;формированием целостного взгляда на отечественную историю через историю и традиции военной музыки; воспитанием ответственности за судьбу своей страны, уважением к историческому и духовному наследию России, к её культурным, в том числе военно-музыкальным традициям.
Осознание ценностного содержания военных традиций осуществляется на протяжении всего периода обучения и обеспечивается через интеграцию учебно-познавательной, военно-служебной, культурно-досуговой деятельности. В свою очередь актуализация реализуется как через специально организованное педагогическое воздействие, так и через повседневное влияние воспитательной среды училища.
Современная педагогическая наука рассматривает пять моделей патриотического воспитания, реализуемых в образовательных учреждениях различного типа [5]:
• предметно-тематическая, базирующаяся на изучении основ научных знаний в сферах обществознания, истории и культуры;
• межпредметная, включающая совокупность воспитательных приёмов и методов, объединённых общей ценностной направленностью;
• институциональная, основывающаяся на доминировании общественного самоуправления, придающего ему статус центра
общественных и культурных связей;
• проектная,связанная с разработкой и реализацией различных социокультурных проектов патриотической направленности;
• диссеминационная, внедряющая готовые разработки, сценарии, творческие наработки, обеспечивающие результативность развития патриотической грамотности.
Разработанные нами организационно-педагогические подходы воспитания суворовцев носят интегративный характер, выступают как совокупность взаимосвязанных компонентов и реализуются через:
• учебный процесс (аудиторная и внеаудиторная учебная деятельность), при реализации основной профессиональной образовательной программы ФГОС СПО по специальности 073101 «Инструментальное исполнительство» (по видам инструментов), посредством изучения общеобразовательных, социально-гуманитарных, профессиональных и учебных модулей;
• внеурочную социально-культурную деятельность (дополнительное образование, событийно-творческая деятельность патриотического характера).
В результате осмысления принципов патриотического воспитания, предложенных различными исследователями, нами были выделены следующие основополагающие принципы: научность, целостность, непрерывность, уникальность, гуманизм, приоритет и преемственность исторических и культурных традиций.
Основными подходами модели патриотического воспитания являются: аксиологический, социокультурный, личностно-дея-тельностный, тендерный, средовый.
Аксиологический подход развивает способности к рефлексии и осмыслению контекста ценностей, свойственных отечественной культуре, собственной системы ценностных отношений к миру.
Социокультурный подход основан на развитии духовно-нравственного мира обучающегося, вовлечении обучающихся в соци-
ально-культурную деятельность.
Личностно-деятельностный подход включает обучающегося в проектирование собственного содержания образования, основанного на его личном опыте и с учётом его профессиональных предпочтений, что способствует обретению активной позиции участника — субъекта этой деятельности.
Тендерный подход направлен на создание условий для формирования мужественности, проигрывание социальных ролей с учётом полоролевой идентификации.
Средовый подход позволяет выйти за рамки учебно-воспитательного процесса на уровень объединения различных сред в целостное воспитательное пространство.
Основными методами практической работы являются: убеждение, упражнение, поощрение, пример.
Педагогическая оценка качества патриотического воспитания осуществляется через диагностику на основе выделенных нами критериев и показателей. Ими являются: когнитивный — овладение знаниями и оперирование понятиями историко-культурной, гражданско-правовой направленности; мотивационный (проявление интереса к историко-культурным традициям государства, стратегическим концепциям развития общества); эмоционально-ценностный (умение систематизировать и анализировать факты, явления, культурно-исторические ценности, влияющие на развитие страны, умение проявлять личностное отношение); поведенческо-волевой (потребность в проявлении патриотических чувств, в определении соответствия личных взглядов с идеями государства и общества) [4].
Показателями когнитивного критерия являются понимание сущности патриотизма, наличие знаний о культурном наследии и военно-музыкальных традициях; показателями мотивационного — личностное отношение к будущей профессии (профессиональные мотивы), ценностное отношение к служению в интересах Родины; по-
казателями эмоционально-ценностиого — эмоциональная отзывчивость, сопричастность к истории, религии, традициям, культуре; показателями поведенческо-во-левого — социальная активность, сотворчество, инициативность, саморазвитие (творческая социально значимая деятельность).
Сформированность патриотизма определяется высоким (оптимальным), средним (допустимым), низким (минимальным, критическим) уровнем.
Системообразующим элементом представленной педагогической модели является социокультурная деятельность. Содержание социокультурной деятельности в училище строится на основе реалий и проблем сегодняшнего дня, тенденций развития кадетского, суворовских движений, ценностях педагогического наследия [2] кадетских корпусов дореволюционной России, передового педагогического опыта суворовских военных училищ предшествующих периодов и осуществляется по следующим направлениям: общественно-церемониальное, художественно-творческое, православное, концертно-просветитель-ское и культурно-досуговое. Основными компонентами содержания социокультурной деятельности являются:
• сохранение воинских традиций и ритуалов (участие в парадах, торжественные построения, митинги и церемонии);
• реализация совместных с творческими коллективами, общественными организациями, деятелями культуры, музыки и искусства и т.п. творческих и социокультурных проектов общественно-политической и патриотической направленности;
• взаимодействие с Русской православной церковью по проблемам развития патриотической грамотности, формированию граж-данско-патриотической позиции;
• музыкальное оформление государственных, общественно-политических и культурно-массовых мероприятий и праздников;
• концертно-филармоническая практика;
• зарубежная концертная деятельность в рамках военного и культурного сотрудничества.
Реализация содержания социокультурной деятельности [6] осуществляется в традиционных (аудиторные и внеаудиторные учебные занятия, консультации, тематические лектории, диспуты, вечера, встречи, беседы, экскурсии и т.п.) и обусловленных профессиональной военно-музыкальной спецификой формах (репетиции; академические концерты, творческие конкурсы, фестивали, воинские ритуалы, военные парады, плац-концерты, дефиле оркестров и барабанщиков).
Формами концертно-просветительской деятельности являются профориентацион-ные концерты, музыкально-тематические вечера и лекции-концерты в учебных заведениях города и области. Выступления перед аудиторией формируют настоящих артистов — носителей высокого искусства, убеждают в значимости выбранной профессии.
Училище не только чтит военно-музыкальные традиции прошлого, но и развивает свои собственные. Начиная с 1940 года, все военные парады на Красной площади открывает рота барабанщиков училища. Участие в парадах вызывает у суворовцев чувство гордости, способствует физическому развитию и психоэмоциональной устойчивости.
Стало традицией проведение церемонии посвящения в суворовцы в храме Храма Христа Спасителя с благодарственным молебном на успешное обучение наших воспитанников. Спустя четыре года выпускники прощаются со знаменем училища на Соборной площади Московского Кремля.
Истинный патриотизм неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. Весьма значимым событием на протяжении последних лет стало участие оркестра суворовцев в Международном военно-музыкальном фестивале «Спасская башня», проходящем на главной площади страны.
С 1999 года традиционные ежегодные по-
ездки суворовцев в Швейцарию вызывают в сердцах юных музыкантов чувство гордости за своё Отечество и осознание сопричастности к истории страны.
Оркестр суворовцев, барабанщики и фанфаристы училища неизменно принимают участие в подготовке и проведении международных, федеральных и региональных мероприятий, посвящённых государственным торжествам. Ежегодно оркестр суворовцев училища представляет на суд слушателей большую программу филармонического отчётного концерта. Концерты проходят в Московском международном доме музыки, в Большом зале консерватории им. П. И. Чайковского.
Православный хор училища имени
св. блгв. кн. Александра Невского Московского и хор Кафедрального собора Храма Христа Спасителя реализуют совместный творческий проект, способствующий сохранению, возрождению, укреплению и развитию великих национальных традиций православного клиросного пения.
В бурно меняющемся современном мире разрушающихся стереотипов и новых ценностных ориентаций патриотическое воспитание суворовцев на основе военно-музыкальных традиций должно формировать ответственность за судьбу своей страны, уважение к историческому и духовному наследию России, к её культурным традициям, осознанному выбору служения Отечеству.
Примечания
1. Аронов А. А. Система патриотического воспитания учащейся молодёжи // Патриотическое воспитание в учебных заведениях отрасли культуры. Москва : МГУКИ, 2003.
2. Герасимова И. А. Влияние современных культурных площадок на формирование ценностных ориентаций молодёжи в условиях социально-культурной трансформации досуга // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 4. С. 92—98.
3. Микрюков В. Ю. Теория и практика военно-патриотического воспитания учащихся в современной России : автореферат дис. на соиск. уч. ст. доктора педагогических наук / Микрюков В. Ю. Москва, 2009.
4. Михейкина Т. А. Педагогические условия формирования гражданской позиции старшеклассников в учреждениях интернатного типа // Интеграция образования. 2007. № 3—4. С. 174
5. Форум Кузбасского регионального ИПКиПРО: Конференции «Гражданское и патриотическое воспитание в системе непрерывного образования: достижения и перспективы», 23—24 марта 2010 года [Электронный ресурс]. URL: http://ipk.kem-edu.ru/forum/index.php?PHPSESSID=0784bc57e710c9c030be7 a9472dfeb50&board=5.0
6. Ярошенко Н. Н. История и методология теории социально-культурной деятельности : учебник. Москва : МГУКИ, 2007. 360 с.
References
1. Aronov A. A. Sistema patrioticheskogo vospitaniya uchashcheysya molodezhi [System of Patriotic education of students]. Patrioticheskoe vospitanie v uchebnykh zavedeniyakh otrasli kuVtury [Patriotic education in educational institutions of the cultural sector]. Moscow, MSUCA Publ., 2003.
2. Gerasimova I. A. Vliyanie sovremennykh kul'turnykh ploshchadok na formirovanie tsennostnykh orientatsiy molodezhi v usloviyakh sotsial'no-kul'turnoy transformatsii dosuga [The Influence of modern cultural sites on the formation of value orientations of youth in the socio-cultural transformation leisure]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kuVtury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts], 2013, № 4, pp. 92—98.
3. Mikrukov V. Y. Teoriya i praktika voenno-patrioticheskogo vospitaniya uchashchikhsya v sovremennoy Rossii. Avtoreferat diss. dokt. ped. nauk [Theory and practice of military-Patriotic education of students in modern Russia. Synopsis doct. ped. sci. diss.]. Moscow, 2009.
4. Mikheykina T. A. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya grazhdanskoy pozitsii starsheklassnikov v uchrezhdeniyakh internatnogo tipa [Pedagogical conditions of formation of a civic stand of seniors in residential
care]. Integratsiya obrazovaniya [Education Integration Release]. 2007. № 3—4.
5. Forum Kuzbass regional IPCandPRO: Conferences «Civil and patriotic education in system of continuous education: achievements and prospects», on March 23—24, 2010. Available at: http://ipk.kem-edu.ru/forum/ index.php? PHPSESSID=0784bc57e710c9c030be7a9472dfeb50&board=5.0
6. Yaroshenko N. N. Istoriya i metodologiya teorii sotsiaVno-kuVturnoy deyateVnosti [History and methodology of the theory of socio-cultural activity]. Moscow, MSUCA Publ., 2007. 360 p.
Самореализация воспитанников
а. с. макаренко как подтверждение успешности социально-педагогического эксперимента
УДК 371
О. А. Ку знецов а
Московский государственный университет культуры и искусств
В статье раскрывается роль Макаренко в становлении и самореализации личностей воспитанников, определяются их общие характерные черты. Отмечается использование воспитанниками принципов работы колонии им. Горького и коммуны им. Дзержинского по воспитанию в различных областях практической деятельности как особая типичная черта учеников А. С. Макаренко. Развивая личностные качества через коллектив в процессе трудовой, учебной и досуговой деятельности, А. С. Макаренко готовил воспитанников к сознательному выбору дела жизни. Особое внимание уделено судьбам воспитанников А. С. Макаренко, ставших продолжателями его дела. Успешные результаты деятельности его воспитанников и последователей являются подтверждением значимости, ценности и успешности социально-педагогического эксперимента.
Ключевые слова: А. С. Макаренко, воспитанники, социально-педагогический эксперимент.
O. A. Kuznetsova
Moscow State University of Culture and Arts, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, Khimki city, Moscow region, Russian Federation, 141406
THE SELF-REALIZATION OF A. S. MAKARENKO'S PUPILS AS A CONFIRMS OF THE SUCCESS OF SOCIAL-EDUCATIONAL EXPERIMENT
In the article the author considers content of A. S. Makarenko's pedagogy, reviews principal objectives of pedagogy, the role of Makarenko in self-realization of pupils. It was shown that Makarenko's pupils used principles of education in the Gorky colony and commune of Dzerzhinsky in various activities. A. S. Makarenko developed the personality in collective labor activity, studies and recreation, prepared of pupils to the conscious choice of profession. The life of pupils — continuator are especially studied. This confirms the success and value of social — educational experiment.
Keywords: A. S. Makarenko, pupils, social-educational experiment.
КУЗНЕЦОВА ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА — аспирантка кафедры истории, истории культуры и музееведения Московского государственного университета культуры и искусств 185
KUZNETSOVA OL'GA ALEKSANDROVNA — doctoral student of Department of history, cultural history and museology, Moscow State University of Culture and Arts
e-mail: [email protected] © Кузнецова О. А., 2014