Научная статья на тему 'Военно-музыкальные традиции как средство формирования гражданско-патриотических компетенций суворовцев'

Военно-музыкальные традиции как средство формирования гражданско-патриотических компетенций суворовцев Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
546
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ВОЕННО-МУЗЫКАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ / ГРАЖДАНСКО-ПАТ-РИОТИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / PATRIOTIC UPBRINGING / MILITARY AND MUSICAL TRADITIONS / CIVIL AND PATRIOTIC COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Герасимов Александр Петрович

Широкое использование воинских атрибутов и символов, военно-исторических, в т. ч. военно-музыкальных традиций, рассматривается как эффективный способ формирования гражданско-пат-риотических компетенций, воспитания духовности и нравственных качеств личности суворовцев. Воcпитательная система образовательного учреждения среднего профессионального образования «Московское военно-музыкальное училище МО РФ» с опорой на военно-музыкальные традиции неразрывно связана с содержательным ценностно-смысловым наполнением патриотического воспитания. Представленный программно-методический инструментарий может выступать в качестве теоретической основы для проектирования и разработки образовательных программ, элективных курсов, адаптированных к условиям конкретного учебного заведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Герасимов Александр Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MILITARY AND MUSICAL TRADITIONS AS MEANS OF FORMATION OF SUVOROV MILITARY COLLEGE CADETS’ CIVIL AND PATRIOTIC COMPETENCES

Widespread use of military attributes and symbols of military history, including military musical traditions, is considered to be an effective way of patriotic civil competence, civicupbringing, spirituality and moral qualities of the cadets’ personality. Militarized component is based on the military-music traditions. It is an organizational aspect of life of specialized military educational institution of secondary professional education “Moscow Military Music College of the Ministry of Defense of the Russian Federation” and is closely associated with informative value-semantic content pillars of education, what is the meaning pedagogical and educative potential of the cadets’ lifestyle. Introduced software and methodological tools can serve as a theoretical basis for the design and development of educational programs, elective courses, adapted to the conditions of a particular school.

Текст научной работы на тему «Военно-музыкальные традиции как средство формирования гражданско-патриотических компетенций суворовцев»

УДК 377.3

ВОЕННО-МУЗЫКАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СУВОРОВЦЕВ

© Александр Петрович ГЕРАСИМОВ

Московское военно-музыкальное училище МО РФ, г. Москва, Российская Федерация, начальник, заслуженный артист РФ; Московский государственный университет культуры и искусств, г. Москва, Российская Федерация, аспирант, e-mail: muskadet@mail.ru

Широкое использование воинских атрибутов и символов, военно-исторических, в т. ч. военно-музыкальных традиций, рассматривается как эффективный способ формирования гражданско-пат-риотических компетенций, воспитания духовности и нравственных качеств личности суворовцев.

Вошитательная система образовательного учреждения среднего профессионального образования «Московское военно-музыкальное училище МО РФ» с опорой на военно-музыкальные традиции неразрывно связана с содержательным ценностно-смысловым наполнением патриотического воспитания.

Представленный программно-методический инструментарий может выступать в качестве теоретической основы для проектирования и разработки образовательных программ, элективных курсов, адаптированных к условиям конкретного учебного заведения.

Ключевые слова: патриотическое воспитание; военно-музыкальные традиции; гражданско-пат-риотические компетенции.

Современные задачи патриотического воспитания определяются потребностями современного российского общества и государства, стремящихся обеспечить педагогическое воздействие на все социальные группы, в т. ч. учащихся военных учебных заведений. Вступивший в силу с 1 сентября 2013 г. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», закрепляющий тенденции диверсификации отечественной системы образования, предусматривает смену парадигмы образования, предполагающей переход от передачи знаний к овладению базовыми общекультурными и профессиональными компетенциями.

В этой связи особое внимание должно быть уделено формированию патриотических компетенций у суворовцев. Важное место здесь могут занять военно-музыкальные традиции, освоение которых должно опираться на специальный программно-методический инструментарий для проектирования и организации работы в данном направлении.

Военно-музыкальные традиции - это действенное средство формирования граж-данско-патриотических компетенций суворовцев, использование которого позволяет сочетать ценностно-смысловой и технологический аспекты воспитательного процесса.

Как специально организованная деятельность, воспитание является, с одной стороны, условием, а с другой - средством обновления и совершенствования качества подготовки будущего специалиста, предусматриваемого требованиями современного общества.

Ценностно-смысловой аспект учитывает особенности патриотического и нравственно-эстетического развития личности. Осмыслению данного аспекта посвящены работы русских философов: Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, Н.О. Лосского, B.C. Соловьева, П.А. Флоренского, а также классиков отечественной педагогики В.И. Водовозова, П.Ф. Каптерева, В.П. Лесгафта, А.С. Макаренко, В.П. Острогорского, С.А. Рачинского, В.Н. Сорока-Росинского И.А. Сикорского, В.Я. Стоюни-на, В.А. Сухомлинского, JI.H. Толстого, К.Д. Ушинского и др.

Технологический аспект, осмысляющий конкретные воспитательные подходы и методики опирается на идеи отечественных педагогов теоретиков о духовно-нравственном развитии молодого поколения (Н.Д. Никанд-ров, Е.И. Исаев, В.А. Слободчиков и др.), путях эффективного профессионального становления (Е.В. Бондаревская, В.А. Сласте-нин и др.) и развития ценностных ориентации (Л.И. Божович и др.), профессиональном самоопределении (Н.С. Пряжников и др.),

музыкальном образовании (Б.Д. Асафьев, А.Б. Абдуллин, Б.Д. Критский, Г.М. Цыпин, Л.В. Школяр и др.).

Инновационный механизм развития воспитания от «системы воспитательной работы» к «системе воспитания компетентной личности» заложен в Федеральном Государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования (ФГОС СПО) нового поколения. Организация воспитательного процесса строится на реализации компетентностного подхода в воспитании -использование «активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр), разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся»; создании педагогических условий для развития и социализации обучающихся, т. е. необходимо «сформировать социокультурную среду [1], создавать условия для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе творческих коллективов, общественных организаций, спортивных и творческих клубов»; обеспечении образовательных прав личности, обучающихся «в целях воспитания и развития личности, достижения результатов при освоении основной профессиональной образовательной программы в части развития общих компетенций; обучающиеся могут участвовать в развитии самоуправления, работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов» [2].

Согласно требованиям выпускник среднего профессионального образовательного учреждения должен обладать общими компетенциями, которые связаны с формированием активной гражданской позиции, с воспитанием патриота, будущего защитника Отечества. Одной из важнейших ключевых компетенций является «готовность исполнять воинскую обязанность, в т. ч. с применением полученных профессиональных знаний».

Московское военно-музыкальное училище на сегодняшний день остается единственным в Вооруженных силах Российской Федерации средним профессиональным спе-

циальным музыкальным учебным заведением и представляет собой уникальное образовательное учреждение, не имеющее аналогов в мировой практике. Образовательный и воспитательный процесс, а также процесс организации жизнедеятельности в училище существенно отличается от гражданских музыкальных училищ наличием военно-профессиональной составляющей и имеет специфический характер. Воинская культура, образцы воинского этикета составляют основу воспитания, а сама военно-профессиональная деятельность, обладающая системой внутреннего нормативного и ненормативного регулирования, представляет собой своеобразный каркас учебной и воспитательной деятельности.

В обстановке закрытого военного учебного заведения, функционирующего в четко заданных условиях, обусловленных спецификой (профессионализацией), традициями и нормами военно-профессионального музыкального образования, формируется особая атмосфера, традиции, интересы, которые придают определенную прочность его жизнедеятельности. Вся воспитательная деятельность организуется целенаправленно в максимальном объеме, чему способствует ранняя военно-музыкальная профессионализация воспитанников, с опорой на военно-музыкальных традиции. Осознание ценностного содержания военных традиций обеспечивается через интеграцию учебно-познавательной, военно-служебной, культурно-досу-говой деятельности [3].

На становление гражданско-патриоти-ческих компетенций направлены дисциплины общеобразовательного и социально-гуманитарного циклов, изучение которых способствует овладению новыми понятиями, идеями, способами умственной деятельности, духовной, культурной, социально-политической, нравственно-психологической, военно-специальной ориентировке формирующегося человека. Вместе с тем, они тесно взаимосвязаны с другими предметами: с вне-учебной деятельностью суворовцев и развитием уклада жизни училища.

Важное место в формировании патриотических качеств занимает комплекс специальных профессиональных музыкальных дисциплин, составляющий систему подготовки будущих музыкантов-исполнителей.

Посредством изучения творческого наследия отечественных композиторов и ис-

полнителей, национального фольклора формируются патриотические качества обучающегося: уважение к многонациональной культуре, традициям и обычаям своей страны, гордость за отечественную школу композиторского и исполнительского мастерства.

Особое место в подготовке суворовцев к выполнению гражданского долга, конституционных обязанностей по защите интересов общества и государства занимают военно-профессиональные дисциплины, общепрофессиональные дисциплины и профессиональные модули, изучение которых способствует освоению основ военной службы, ключевых понятий воинской культуры («воинской чести», «воинского долга», воинской присяги, воинских уставов), формированию высоконравственных, профессионально-этических норм поведения (храбрости, самоотверженности, мужества, взаимовыручки), гордости за свою принадлежность к Вооруженным силам, уважительного отношения к военной истории своего Отечества, сохранению лучших воинских традиций Вооруженных Сил Российской Федерации, Военно-оркестровой службы Российской Федерации, «Московского военно-музыкального училища».

Согласно действующему законодательству, образовательные учреждения самостоятельно «разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ» [4].

Предоставленное законодательством право в Московском военно-музыкальном училище реализуется через включение в содержание основных и дополнительных образовательных программ тематики военно-профессиональной направленности, разработку программ профильных военно-учебных дисциплин.

Примером может служить введение дополнительных тем и разделов в содержание рабочих программ учебных дисциплин: «История мировой художественной культуры» и «Музыкальная литература».

Военно-музыкальное образование, являясь частью образовательной системы, выступает важным элементом развития военно-музыкальной культуры государства в целом, представляет собой основу духовно-нравст-

венного и патриотического воспитания будущих военных музыкантов. Военно-музыкальное образование - это процесс приобщения новых поколений военных музыкантов к традициям военно-музыкальной культуры, способствующий сохранению историко-культурной преемственности, совершенствованию военных музыкально-творческих коллективов в их деятельности по музыкально-эстетическому и героико-патриотическому воспитанию членов общества [3].

Практический опыт процесса формирования гражданско-патриотических компетенций у суворовцев более эффективен в условиях осуществления межпредметных и метапредметных связей, изучения интегрированных курсов, в основе которых лежат незыблемые ценности, связанные с историей, традициями, религией, культурой. Поэтому в программу «История мировой художественной культуры» мы посчитали необходимым ввести раздел, изучающий историю русской военной музыки в контексте истории мировой художественной культуры.

Воспитание человека культуры, гражданина и патриота России продолжается через постижение базовых ценностей отечественной и зарубежной музыкальной культуры, как неотъемлемой части духовной культуры. В процессе изучения музыкальной литературы суворовцы осмысливают исторические факты русской и зарубежной истории сквозь призму общечеловеческих духовных ценностей [6]. Эмоционально-чувственные переживания, в ходе восприятия выдающихся произведений музыкального искусства, трансформируются из абстрактных идей в глубокие внутренние нравственные убеждения, способствующие формированию у суворовцев гражданского самосознания и патриотических идеалов.

В дополнение к традиционно изучаемым темам в курс музыкальной литературы включены произведения, тесно связанные с военно-патриотической тематикой: М. Глинка -«Гимн Москве» (Патриотическая песнь), М. Мусоргский - «Победный марш преобра-женцев» из оперы «Хованщина», А. Глазунов - «Памяти героя», Л. Бетховен - Симфония «Победа Веллингтона, или Битва при Виттории», Ф. Шуберт - Героические и военные марши, Г. Бирлиоз - «Траурно-триумфальная симфония» ор. 15, Ф. Лист - симфо-

ническая поэма «Плач о героях», Д. Верди -Гимн «Звучит труба», Ж. Бизе - драматическая увертюра «Родина», К. Дебюсси - «Героическая колыбельная», Р. Штраус - Симфоническая поэма «Жизнь героя», Д. Мийо -третья симфония (с хором) «В честь окончания войны», «Ода погибшим на войне» и др., при знакомстве с которыми такие ценностные понятия как патриотизм, воинская честь осваиваются суворовцами не только на когнитивном, но и на эмоциональном уровне.

С опорой на военно-музыкальные традиции разработан практический и теоретический материал междисциплинарного курса «Служебно-творческая деятельность» профессионального модуля «Исполнительская деятельность».

Так, целью курса учебной дисциплины «Музыкальное оформление воинских ритуалов и общественных мероприятий» является подготовка суворовцев к выполнению профессиональных обязанностей музыканта оркестра при проведении воинских ритуалов и церемониалов, предусмотренных общевойсковыми уставами Вооруженных сил Российской Федерации, марш-парадов и плац-концертов, а также различных массовых государственных и общественных мероприятий. Курс разделен на два блока: «Служба оркестра в строю. Воинские ритуалы» и «Подготовка военного оркестра к обеспечению общественных мероприятий. Плац-концерт».

В процессе обучения суворовцы осваивают дисциплину «Строевая подготовка», развивающую умение слаженно действовать в составе подразделения в развернутых и походных строях, в ходе которой каждый из воспитанников ощущает личную ответственность за степень успешности коллективных действий.

Данное обстоятельство предопределило необходимость разработки специального дисциплинарного курса «Подготовка и участие в параде войск». Тематический план состоит из 4 крупных тем: «Строевые приемы и движения с музыкальными инструментами», «Движение строевым шагом с музыкальными инструментами», «Разучивание и исполнение строевого марша на инструментах», «Выход парадного расчета роты барабанщиков на исходную для прохождения торжественным маршем».

Знания, полученные суворовцами на теоретических занятиях, подкрепляются

практикой, которая является одной из важнейших сфер жизнедеятельности наших воспитанников: выступления на концертных площадках в России и за рубежом, участие в мероприятиях федерального уровня, информационная культурно-просветительская деятель. Духовые оркестры, хор, ансамбли ударных инструментов, группы фанфаристов и барабанщиков, сольное исполнительство -вот далеко не полный перечень жанров, в которых выступают ребята за годы обучения в училище.

Полномасштабному раскрытию потенциала личности каждого суворовца способствует использование в учебно-воспитательном процессе методик проектного обучения, в частности при подготовке концертных программ, плац-концертов, когда сами суворовцы активно участвуют в разработке сценария, строевых и хореографических движений, нередко предлагают свои аранжировки и обработки музыкальных номеров. И это демократичное содружество молодого задора суворовцев и опыта педагогов создает неповторимую творческую атмосферу, позволяющую эффективно решать сложные творческие задачи.

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что широкое использование военно-музыкальных традиций в разработке програмно-методического инструментария и организации процесса воспитания суворовцев предоставляет новые возможности в совершенствовании процесса формирования их гражданско-патриотических компетенций.

1. Мацукевич О.Ю. Социально-культурная ре-социализация личности. М., 2012.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 073101 Инструментальное исполнительство. URL: Шр://минобрнауки.рф/документы/ 1533 (дата обращения: 15.04.2014).

3. Ярошенко Н.Н. [и др.]. Ценностно-смысловое содержание социально-культурной деятельности в условиях современной России / под науч. ред. Н.Н. Ярошенко. М., 2012.

4. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ № 273-ФЗ. URL: Шр://минобрнауки.рф/ документы/2974 (дата обращения: 27.04.2014).

5. Немирский А.М. Профессиональное военно-музыкальное образование: историко-педаго-гический аспект // Педагогика искусства. 2010. № 1.

6. Асриев А.Ю. История кадетского образования в России: обзор системных исследований // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. Челябинск, 2012. № 8. С. 7-10.

1. Matsukevich O.Yu. Sotsial'no-kul'turnaya resot-sializatsiya lichnosti. M., 2012.

2. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart srednego professional'nogo obrazova-niya po spetsial'nosti 073101 Instrumental'noe ispolnitel'stvo. URL: http://minobrnauki.rf/dokumenty/ 1533 (data obrashcheniya: 15.04.2014).

3. Yaroshenko N.N. [i dr.]. Tsennostno-smyslovoe soderzhanie sotsial'no-kul'turnoy deyatel'nosti v

usloviyakh sovremennoy Rossii / pod nauch. red. N.N. Yaroshenko. M., 2012.

4. Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii: federal'nyy zakon ot 29.12.2012 g. № 273-FZ № 273-FZ. URL: http://minobrnauki.rf/doku menty/2974 (data obrashcheniya: 27.04.2014).

5. Nemirskiy A.M.Professional'noe voenno-muzykal'noe obrazovanie: istoriko-pedagogicheskiy aspekt // Pedagogika iskusstva. 2010. № 1.

6. Asriev A.Yu. Istoriya kadetskogo obrazovaniya v Rossii: obzor sistemnykh issledovaniy // Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Chelyabinsk, 2012. № 8. S. 7-10.

Поступила в редакцию 10.05.2014 г.

UDC 377.5

MILITARY AND MUSICAL TRADITIONS AS MEANS OF FORMATION OF SUVOROV MILITARY COLLEGE CADETS' CIVIL AND PATRIOTIC COMPETENCES

Aleksander Petrovich GERASIMOV, Moscow Military Music College of Ministry of Defense of Russian Federation, Moscow, Russian Federation, Director, Honored Artist of RF; Moscow State University of Culture and Arts, Moscow, Russian Federation, Post-graduate Student, e-mail: muskadet@mail.ru

Widespread use of military attributes and symbols of military history, including military musical traditions, is considered to be an effective way of patriotic civil competence, civicupbringing, spirituality and moral qualities of the cadets' personality.

Militarized component is based on the military-music traditions. It is an organizational aspect of life of specialized military educational institution of secondary professional education "Moscow Military Music College of the Ministry of Defense of the Russian Federation" and is closely associated with informative value-semantic content pillars of education, what is the meaning pedagogical and educative potential of the cadets' lifestyle.

Introduced software and methodological tools can serve as a theoretical basis for the design and development of educational programs, elective courses, adapted to the conditions of a particular school.

Key words: patriotic upbringing; military and musical traditions; civil and patriotic competence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.