Научная статья на тему 'Технология формирования общих и профессионально-ориентированных компетенций в процессе интеграции урочной и внеурочной деятельности'

Технология формирования общих и профессионально-ориентированных компетенций в процессе интеграции урочной и внеурочной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
165
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННО-МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНЦИИ / ИНТЕГРАТИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / MILITARY MUSIC PROFESSIONAL EDUCATION / COMPETENCE APPROACH / COMPETENCE / INTEGRATIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Герасимов Александр Петрович

В статье представлен опыт организации процесса формирования общих и профессионально-ориентированных компетенций в условиях интегративной среды военно-музыкального образовательного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Герасимов Александр Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technology of forming of general and professionally-oriented competences in the process of integrating curricular and extracurricular activities

The article presents the experience of the process of formation of general and professionally-oriented competences in the conditions of integrative environment in military music educational institutions.

Текст научной работы на тему «Технология формирования общих и профессионально-ориентированных компетенций в процессе интеграции урочной и внеурочной деятельности»

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Александр Петрович ГЕРАСИМОВ,

кандидат педагогических наук, начальник Московского военно-музыкального училища Министерства обороны Российской Федерации, заслуженный артист Российской Федерации, г. Москва e-mail: [email protected]

В статье представлен опыт организации процесса формирования общих и профессионально-ориентированных компетенций в условиях интегративной среды военно-музыкального образовательного учреждения.

Ключевые слова: военно-музыкальное профессиональное образование, компе-тентностный подход, компетенции, интегративная образовательная среда.

TECHNOLOGY OF FORMING OF GENERAL AND PROFESSIONALLY-ORIENTED COMPETENCES IN THE PROCESS OF INTEGRATING CURRICULAR AND EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

A. P. Gerasimov, Ph.D. (Pedagogical Sciences), Head Moscow military music school of the Ministry of Defence of the Russian Federation, Honored artist of the Russian Federation

e-mail: [email protected]

The article presents the experience of the process of formation of general and professionally-oriented competences in the conditions of integrative environment in military music educational institutions.

Key words: military music professional education, competence approach, competence, integrative educational environment.

Система профессионального военно-музыкального образования в России представляет собой уникальное явление, не имеющее аналогов в мировой практике. Процесс подготовки военных музыкантов неразрывно связан с Московским

военно-музыкальным училищем - единственным в Вооружённых силах Российской Федерации образовательным учреждением среднего профессионального (музыкального) образования, которое справедливо считают «корневой» системой военно-оркестровой службы России. Главной особенностью образовательного процесса в училище является его военно-профессиональная музыкальная направленность, так как обучение проходит с учётом специфических военных требований, что сближает его с образовательными учреждениями, реализующими кадетский компонент.

В настоящее время эффективность среднего профессионального образования определяется тем, насколько оно ориентировано на формирование личностных и профессионально важных качеств будущего специалиста.

В Федеральном законе от 29.12.2012 года ^73-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [5], Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [3], Федеральных государственных образовательных стандартах среднего профессионального образования [6] подчёркивается, что основная цель совершенствования среднего профессионального образования заключается в подготовке компетентных, ответственных, социально активных и творческих специалистов, конкурентоспособных на рынке труда, свободно владеющих профессией, стремящихся к постоянному профессиональному росту и самосовершенствованию в конкурентной среде.

Достижение поставленных целей на уровне конкретного учреждения возможно через сближение, взаимодействие и интеграцию урочной и внеурочной деятельности, что сегодня весьма актуально и является отражением потребностей педагогической практики. Проблема интеграции в образовании рассматривается в современных педагогических исследованиях как одна из наиболее важных.

Вопросы практической интеграции в педагогическом процессе нашли своё отражение во многих научных работах (С. М. Арефьева, С. Ю. Бурилова, В. В. Гузе-ев, В. А. Кленикова, В. М. Панфилова, В. Б. Синников, С. Ю. Страшнюк, П. А. Хро-менкова и другие).

Как показывает анализ работ в данном направлении, теоретической базой проектирования интегрированного образовательного процесса выступают:

• интегрированный подход в обучении, представленный в исследованиях методов и подходов к обучению на основе межпредметной интеграции (М. Н. Бе-рулава, А. И. Гурьев, В. С. Елагина, Д. П. Ерыгин, И. Д. Зверев, Н. Е. Кузнецова, С. Леднёв, В. Н. Максимова, М. А. Шаталов, А. В. Усова и другие);

• социокультурный подход в обучении (С. И. Гессен, Д. И. Фельдштейн, М. А. Мамардашвили, В. Т. Кудрявцев и другие);

• компетентностный подход в обучении, представленный в исследованиях В. И. Байденко,П. П. Борисова,А. В. Баранникова,Н. С. Веселовской,А. Н. Да-хина, И. А. Зимней, Н. А. Переломовой, Т. Б. Табардановой, И. Д. Фрумина, Г. А. Цукерман и других, и, в частности, проблема формирования ключевых компетенций (Л. Ф. Иванова, А. Г. Каспаржак, А. В. Хуторской и другие).

В практике работы Московского военно-музыкального училища формирование у обучающихся различных компетенций предполагает комплексное развитие личности, осуществляющееся в процессе системного и целенаправленного практико-ориентированного обучения одновременно через:

• учебный процесс (аудиторную и внеаудиторную учебную деятельность), где поставленные цели и задачи решаются на интегративной основе (методологической, содержательной, технологической и других) в рамках реализации Основной образовательной программы среднего профессионального образования по специальности 53.02.03 «Инструментальное исполнительство» (по виду «Оркестровые духовые и ударные инструменты») посредством изучения дисциплин общеобразовательного, общего гуманитарного и социально-экономического цикла, профессионального цикла, организации и проведения различного вида практик, промежуточной и итоговой аттестации;

• внеурочную социально-культурную деятельность в пространстве училища и социума (дополнительное образование, событийно-творческая деятельность);

• досуговое пространство, которое является соединяющей платформой и включает в себя самодеятельность, самообразование, самовоспитание и сотворчество.

Режим работы училища регламентируется единым расписанием учебных занятий, дополнительного образования и внеурочной социально-культурной деятельности, что находит своё отражение в индивидуальных планах занятости каждого суворовца. Обучающиеся находятся под контролем воспитателей учебных курсов, которые становятся координаторами их учебной и общей нагрузки в течение всей учебной недели.

В основе проектирования интегрированного образовательного пространства училища лежат следующие принципы: комплексность, междисциплинарность; научность, системность и последовательность; доступность и преемственность; дифференциация и индивидуализация обучения, вариативность форм, методов, технологий [2].

Инновационной площадкой для отработки образовательных моделей и технологий выступает дополнительное образование, которое существует в училище уже пятый год. За это время в целом оформилась её организационная структура, становление которой проходило с учётом:

• существующих нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность образовательных организаций в сфере дополнительного образования;

• современных задач и целей воспитания;

• специфики нашего образовательного учреждения;

• организационных форм и способов учебной деятельности, характерных для системы музыкального профессионального образования;

• потребностей, интересов, желаний обучающихся;

• возможностей социокультурной среды и училища для организации дополнительного образования;

• наличия материально-технического обеспечения.

Спектр дополнительных образовательных программ, реализуемых в настоящее время в училище, разнообразен. Это программы художественной, социально-педагогической и физкультурно-спортивной направленности.

Выбор оптимального количества программ был непрост. Главная проблема -ограниченный ресурс времени: освоение специальности музыканта-исполнителя требует ежедневных самостоятельных занятий на инструменте, также много времени уходит на подготовку к параду, концертную практику, участие в международных

культурных проектах, культурно-просветительскую деятельность в образовательных учреждениях Москвы и регионах страны.

В приоритете оказались программы художественной направленности, что обусловлено спецификой и традициями училища, однако их изучение не предусмотрено основной образовательной программой по данной специальности. Дополнительное образование предоставляет суворовцам возможность их освоения, что способствует подготовке более эрудированного, универсального профессионала-музыканта, уверенно чувствующего себя в любом оркестре, на любой концертной площадке.

Программы художественной направленности предусматривают различные виды деятельности: вокально-хоровое искусство, инструментальное исполнительство, хореография. Их отличительной особенностью является то, что они обращены к контингенту обучающихся, уже имеющих начальный уровень музыкального образования в объёме музыкальной школы, и, соответственно, в этих программах поставлены другие дидактические цели по сравнению с курсами аналогичного направления в системе общего дополнительного образования.

В современной музыкальной культуре, особенно в сфере оркестрово-ансамбле-вого исполнительства, наблюдается заметное усиление роли джазовых и эстрадных направлений музыки, что определило необходимость создания в училище таких направлений дополнительного образования, как биг-бэнд и эстрадное пение.

В выступлениях оркестров обязательны элементы зрелищности, театрализо-ванности. В музыкальные монтажи плац-концертов стали включаться песенно-танцевальные эпизоды, что потребовало и новых творческих находок в движениях музыкантов-исполнителей. Этим было обусловлено появление творческого объединения «Хореография».

Целям приобщения будущих музыкантов-исполнителей к традициям русской национальной музыкальной культуры служит реализуемая дополнительная образовательная программа «Русская волынка».

Желание суворовцев постигать мастерство клиросного пения, изучать духовную культуру и наследие своего народа определило появление творческого проекта Патриаршего хора храма Христа Спасителя и православного хора училища, который позволил поставить изучение церковного обихода и приобщение суворовцев к великому пласту православной культуры на профессиональную основу.

Подготовка специалистов «нового формата» предполагает системно-личностный подход к построению современной образовательной парадигмы в целом и профессиональной подготовке музыкантов-исполнителей в частности [7]. Специфика профессиональной подготовки музыканта (так же как и, во многом, профессионалов в других видах искусства) состоит в том, что она носит персонифицированный характер и включает в себя систематические творческие занятия не только в коллективных, но и в индивидуальных музыкальных классах с целью приобретения практических умений и навыков. На первый курс училища поступают ребята разной степени музыкальной одарённости и подготовленности, поэтому в процессе обучения возникает необходимость в активном использовании современных технологий дифференцированного и индивидуализированного обучения, направленных на эффективность образовательного процесса. С этой целью разрабатываются индивидуальные программы для каждого обучающегося

по профильным образовательным дисциплинам, включающие в себя конкретный учебно-исполнительский репертуар. Выбор произведений варьируется в зависимости от профессиональных данных и уровня творческих способностей каждого обучающегося. Таким образом, фактически для каждого будущего профессионального музыканта прописывается индивидуальный образовательный маршрут.

Возможность индивидуализации образовательных траекторий предоставляют также реализуемые в рамках дополнительного образования программы по классу эстрадного вокала, гитары, бас-гитары, ударной установки, что позволяет нам на хорошей методической основе расширить возможности профильного музыкального обучения.

Согласно действующему законодательству, образовательные учреждения самостоятельно «разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учётом соответствующих примерных основных образовательных программ» [5].

Предоставленное законодателем право в практике работы Московского военно-музыкального училища реализуется через включение в содержание основных и дополнительных образовательных программ по различным учебным дисциплинам тематики военно-профессиональной направленности, через разработку программ профильных военных учебных дисциплин. Примером может служить введение дополнительных тем и разделов в содержание рабочих программ учебных дисциплин, таких как «История мировой художественной культуры» и «Музыкальная литература», где история русской военной музыки рассматривается в контексте с основными этапами развития зарубежной и отечественной музыкальной культуры.

В процессе обучения суворовцы осваивают строевую подготовку, которая является одной из ведущих общевойсковых дисциплин. Она развивает умение слаженно действовать в составе подразделения в развёрнутых и походных строях. Результаты сплочённых действий особенно тщательно отрабатываются при подготовке к параду, в ходе которой каждый из воспитанников остро ощущает личную ответственность за степень успешности коллективных действий. Данное обстоятельство предопределило необходимость разработки специального дисциплинарного курса «Подготовка и участие в параде войск» и дополнительной образовательной программы «Ансамбль барабанщиков» [4].

С опорой на военно-музыкальные традиции разработан практический и теоретический материал междисциплинарного курса «Служебно-творческая деятельность» профессионального модуля «Исполнительская деятельность». Так, целью курса учебной дисциплины «Музыкальное оформление воинских ритуалов и общественных мероприятий» является подготовка суворовцев к выполнению профессиональных обязанностей музыканта оркестра при проведении воинских ритуалов и церемониалов, предусмотренных общевойсковыми уставами Вооружённых сил Российской Федерации, марш-парадов и плац-концертов, а также различных массовых, государственных и общественных мероприятий.

Полномасштабному раскрытию потенциала личности обучающегося способствует использование в образовательном процессе технологий проектного обучения, в частности - при подготовке концертных программ, плац-концертов, где сами суворовцы активно участвуют в разработке сценария, строевых и хореографических движений, нередко предлагают свои аранжировки и обработки музыкальных

номеров. Тесное общение со сверстниками и педагогами, увлечёнными общим интересным делом, содействует развитию взаимопонимания, сотрудничества, взаимодействия и формированию так называемой коммуникативной компетенции.

Выпускник училища должен быть не только хорошим исполнителем-музыкантом, но и педагогом, владеющим новыми методиками обучения и готовым к работе с детьми разного возраста и установочного комплекса музыкальности, а также менеджером в сфере культуры и искусства, реально оценивающим качество и потенциал услуг в сфере музыкальной индустрии. В таких условиях формирование ценностно-смыслового отношения к будущей профессиональной деятельности становится, на наш взгляд, приоритетной задачей обучения и воспитания в образовательном процессе среднего специального учебного заведения в сфере культуры и искусства.

В связи с этим при моделировании образовательного процесса важно сформировать позитивную самооценку выпускника, развить первоначальные специальные навыки, создать положительный эмоциональный фон творческого успеха, связанный с профессиональной деятельностью.

Одной из важнейших сфер жизнедеятельности наших воспитанников является концертная практика. В рамках реализации основной образовательной программы предусмотрена практика игры в составе духового оркестра. Созданный для участия в международных проектах сводный оркестр суворовцев стал экспериментальной площадкой для молодых исполнителей, которые выступают в лучших концертных залах с известными солистами из России и зарубежья. Этот творческий опыт способствует формированию у обучающихся потребности в публичных выступлениях как ценности в приобретаемой профессии.

К сценической атмосфере, сдаче технических или академических зачётов, выступлению на концертах соло или в составе творческого коллектива (ансамбля или оркестра), участию в исполнительских конкурсах наши обучающиеся привлекаются с первого курса. Исполнительская практика продолжается весь период обучения, однако критерии оценки исполнительских навыков переходят в конкретную профессиональную плоскость. Оценивается не только способность донести текст, написанный композитором, в стиле культурной эпохи и характерном музыкальном жанре, но и зрелое исполнение, выражающееся в индивидуальной интерпретации этого произведения. Такой подход требует от обучающихся профессиональных компетенций, основанных на знаниях исторического, культурологического, музыковедческого порядка, на аналитических способностях и готовности к эмоциональному переживанию во время выступления перед публикой.

Практика концертных выступлений формирует отношение обучающихся к музыке как культурологической ценности, представляющей в данном случае для них личностную ценность. Одновременно публичное признание результатов исполнительской деятельности, её положительная оценка являются мощным стимулом к дальнейшему профессиональному росту.

В профессиональном становлении музыканта важную роль играет хоровое творчество, поэтому в состав смешанного хора училища, нашего уникального певческого коллектива, привлекаются суворовцы всех курсов. Познавая хоровую литературу и способы управления таким уникальным инструментом, как голос, они не только получают дополнительные навыки, но и приобретают опыт творческой

самореализации в этом виде деятельности. Выступления хора на различных сценических площадках, по отзывам суворовцев, также способствуют осмыслению профессии как жизненной ценности.

Опыт применения информационно-коммуникационных технологий как средства развития общих и профессиональных компетенций позволяет утверждать, что они могут быть с успехом использованы на самых различных по содержанию и организации учебных занятиях как основного, так и дополнительного образования [1]. Основной образовательной программой предусмотрено изучение учебной дисциплины «Музыкальная информатика». Навыки набора нотных знаков и музыкальных терминов, приобретённые при изучении программ нотных редакторов «Сибелиус» и «Финал», оказывают неоценимое практическое значение, помогая лучше усваивать умения, необходимые для профессионального овладения многими музыкальными дисциплинами.

Сочетание классического профессионального музыкального образования и новейших технологий позволяет воспитанникам осваивать музыкальные программы; создавать музыкально-компьютерные композиции, аранжировки, переложения; мультимедийные проекты; осваивать технологические этапы процесса студийной звукозаписи. Всё это вызывает у них огромный интерес. Это можно проиллюстрировать на примере проекта Музыкалка-онлайн.рф, созданного одним из суворовцев училища. Данный ресурс в сети Интернет содержит интерактивные упражнения, электронные практические пособия, а также информацию о разнообразных музыкальных инструментах.

Сегодня процесс «перестройки» отечественной системы музыкального образования ставит перед нами большое количество вопросов, главный из которых - как оптимизировать методику преподавания. Наш практический опыт показывает, что их следует решать путём переориентации учебного процесса на более эффективные компетентностно-ориентированные технологии обучения, основанные на деятельностном подходе, на интегрированном взаимодействии предметных областей основного и дополнительного образования, образовательно-культурного досуга и социокультурной деятельности.

Использование личностно-ориентированных, проектных, информационно-коммуникационных, проблемных технологий обучения способствует развитию профессиональной идентичности обучающихся, позволяет им обрести опыт практической деятельности в процессе освоения основной профессиональной образовательной программы, овладеть способами непрерывного профессионального и личностного роста, а после окончания училища транспонировать полученные в процессе обучения знания, умения и сформированные навыки в тональность времени.

Литература

1. Герасимова И. А. Влияние поликультурного пространства на ценностно-смысловую идентификацию молодёжи // Русский мир: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Русский мир и социокультурное единение народов России» (июнь 2013 года, г. Пермь) / С. В. Неганов, ответственный редактор, Г. Н. Чагин, научный редактор, Е. М. Березина, И. В. Па-щак, И. П. Оборина.- Пермь, 2013.- С. 60-64.

2. Герасимов А. П. Патриотическое воспитание суворовцев на основе военно-музыкальных традиций : дис. на соискание учёной степени кандидата педагогических наук : 13.00.05 - теория, методика и организация социально-культурной деятельности / Герасимов Александров Петрович ; [Место защиты: Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина].- Москва, 2015.- 262 с.: ил.

3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс: [веб-сайт].- Электрон. дан.- Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_82134/

4. МельникМ. А. Формирование профессиональной компетентности суворовцев военно-музыкального училища в условиях фестивального проекта: технологический подход // Культура и личность в современном мире: проблемы поиска решения в исследованиях молодых учёных : сборник материалов межвузовской научно-практической конференции молодых учёных, аспирантов и магистрантов (г. Орел, 16-19 февраля 2015 г.) / науч. ред. Н. А. Паршиков.- Орёл : Орловский государственный институт искусств и культуры, 2015.

5. Федеральный закон от 29.12.2012 N273^3 «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс: [веб-сайт].- Электрон. дан.- Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174/

6. Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования [Электронный ресурс] / Министерство образования и науки Российской Федерации: [веб-сайт].- Электрон. дан.- 1 марта 2012 года.- Режим доступа: http://минобрнауки.рф/documents/923

7. Ярошенко Н. Н. Ценностное содержание образования в сфере культуры и искусства: контекст межкультурного взаимодействия // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств.- 2011.- № 5 (43).- С. 27-34.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.