ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 373.1.02
Е. А. Клаус
ПОТЕНЦИАЛ ПРИМЕНЕНИЯ АКТУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ
Проведен аналитический обзор документов, регулирующих образовательные отношения. Обосновано применение образовательных технологий в образовательном процессе современной школы. Аргументирована необходимость духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников в условиях информатизации жизни общества. Показано использование ресурса актуальных образовательных технологий (информационно-коммуникационных, организации проектной и исследовательской деятельности младших школьников, развития критического мышления через чтение и письмо, обучения в сотрудничестве) в воспитательном процессе, направленном на формирование нравственного поведения обучающихся.
Ключевые слова: младший школьник, формирование нравственного поведения, информатизация, духовно-нравственное развитие личности, образовательные технологии, самостоятельность.
Модернизация российского образования повлекла за собой внесение изменений в требования, предъявляемые к выпускнику начальной школы, структуре и содержанию деятельности участников образовательных отношений. Так, закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ» основан на принципах, подразумевающих «гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, воспитания взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры» [1]. Таким образом, закон в области образования предъявляет требования к развитию нравственных и правовых основ личности.
В свою очередь социум встревожен возникшей вследствие крупных политических изменений в 90-е гг. прошлого столетия сменой ценностных ориентиров. Поэтому попыткой изменить ситуацию на уровне образования явилось создание «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» [2], которая ориентирована на воспитание высоконравственного, ответственного гражданина.
Обращаясь к Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (ФГОС НОО), мы видим, что он направлен не только на получение качественного образования, но и на «духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся...» [3, с. 7]. В основе ФГОС НОО лежит системно-деятельностный подход, который в первую очередь предполагает «воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества.» [3, с. 8], а также обеспечивает «разнообразие организационных форм. обеспечивающих. обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной среде» [3, с. 8]. Стандарт ориентирован на «духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей» [3, с. 10].
Е. А. Клаус. Потенциал применения актуальных образовательных технологий в процессе развития...
Таким образом, можно наблюдать предъявляемые требования государства в области образовательной политики к духовно-нравственному развитию и воспитанию личности младшего школьника через разнообразие организационных форм в условиях жизни в информационном обществе. В свою очередь Стандарт предъявляет требования к оптимизации учебного процесса, которая заключается в снижении репродуктивной деятельности обучающихся, формировании их академической мобильности, учете индивидуальных особенностей младших школьников, вариативности организации образовательного процесса. В этой связи широкое применение получили образовательные технологии, которые, на наш взгляд, можно применять и для решения проблемы развития нравственного поведения младших школьников в условиях информатизации жизни общества и образовательного процесса.
Таким образом, приходим к выводу о том, что современный образовательный процесс следует выстраивать с целью развития нравственных и духовных качеств личности младших школьников, опираясь на системно-деятельностный подход, учитывая условия жизни младших школьников в информационном обществе и внося изменения в организацию образовательного процесса, способствующие его оптимизации. При этом следует иметь в виду, что информатизация жизни общества повлекла за собой такие изменения, как информатизация образовательного процесса и, как следствие, появление информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), среди которых А. Ю. Кравцова, А. А. Кузнецов, С. В. Панюкова, И. В. Роберт выделяют следующие: мультимедиа [4, с. 50], телекоммуникации [4, с. 55], «Виртуальная реальность» [4, с. 74].
Рассмотрим, как для решения задачи духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников можно применять указанные технологии.
Например, Технологию мультимедиа можно использовать с целью воспитания самостоятельности, личной ответственности, ценностного отношения к нравственному и физическому здоровью, формированию коммуникативных навыков, знакомству с законами экранной эргономики, эстетичным представлением информации.
Технология телекоммуникации в образовании помогает овладеть навыками отправления смс и ммс, on-line общения и, как следствие, освоить нормы on-line этикета, культуру устной и письменной речи в процессе взаимодействия с удаленным пользователем.
Технология «Виртуальная реальность» в начальной школе может быть использована при организации виртуальных экскурсий, развивающих игр и досуга. Она способствует развитию наглядно-образного мышления, эстетическому воспитанию.
Применение ресурсов и коммуникационных возможностей Интернета, по мнению М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеевой, Е. С. Полат, можно использовать в процессе обучения в сотрудничестве, дискуссий, ролевых игр, ситуационного анализа (метод кейс-стади), метода проектов [5, с. 59-80].
Технология организации проектной и исследовательской деятельности школьников также может являться полноценным и эффективным средством воспитательной работы, направленной на развитие нравственного поведения младших школьников, так как в ее основе лежит также развитие умений самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве.
Технология организации проектной и исследовательской деятельности способствует поиску решения проблемы или ответа на интересующий вопрос. Поиск будет осуществляться в разных источниках, в том числе в сети Интернет. Это создает благоприятные условия для обучения учащихся отбору достоверной информации, ее анализу, систематизации, обобщению. В процессе такой работы уместным является знакомство школьников с законом РФ «Об авторском праве и смежных правах», понятием «плагиат», что является соблю-
дением требований закона 273-ФЗ «Об образовании в РФ» в части правового воспитания. Кроме того, в процессе заимствования информации и обучения оформлению ссылок на источники можно воспитывать в детях уважение к чужому труду, поясняя, что информационный продукт, размещенный в сети Интернет, является плодом усилий другого человека. Данная технология предполагает работу в команде, что может способствовать развитию коммуникативных навыков, освоению норм этикета. В процессе подготовки презентации информационных продуктов обучающиеся получают возможность познакомиться с нормами эстетики, законами экранной эргономики. В ходе выступления с целью представления полученного продукта - с нормами культуры речи. Такие привычки являются составной частью нравственного поведения личности в информационно-образовательной среде.
Также в процессе исследовательской деятельности, по мнению А. И. Савенкова, у учащихся формируются умения видеть проблемы, задавать вопросы, классифицировать наблюдения и навыки проведения экспериментов, делать выводы и умозаключения, структурировать материал, работать с текстом и другое [6, с. 69]. Эти умения помогут младшим школьникам научиться смотреть на сложную ситуацию с разных сторон, обрести способность изменять собственную точку зрения, осуществлять поиск компромиссных решений в процессе взаимодействия с членами информационного общества.
С целью выполнения требований государственной политики в области образования, на наш взгляд, можно использовать Технологию развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП). По мнению И. В. Муштавинской, данная технология способствует развитию способностей ребенка, помогающих ему самостоятельно учиться [7, с. 17]. Учитывая, что самостоятельность является «одним из ведущих качеств личности, выражающимся в умении ставить перед собой определенные цели и добиваться их достижения собственными силами» [8], формирование данного качества будет способствовать в дальнейшем принятию осознанных решений, ответственному отношению младших школьников к поступкам в процессе взаимодействия в информационно-образовательной среде.
Вместе с тем ТРКМЧП может способствовать развитию умения конструировать свое мнение на основе полученной и тщательно изученной информации, правильно его аргументировать. Кроме того, у обучающихся разовьется способность и стремление к самореализации и дальнейшему самообразованию. Несомненно, это важное качество личности в условиях жизни в информационном обществе.
Применение в процессе воспитания Технологии обучения в сотрудничестве, предполагающей обучение в малых группах, является целесообразным, так как исследования ученых (Д. Джонсона, Р. Джонсона, Р. Славина, Ш. Шарона), которые проводились в начальной школе, показали эффективность ее использования именно в тех случаях, когда ставится задача работы с информацией, ее обобщения, оценки, анализа [9, с. 118].
Существует несколько вариантов обучения в сотрудничестве. Первый - это «Работа в команде (student team learning, STL)», который в контексте рассматриваемой нами проблемы благоприятствует развитию личной ответственности, самостоятельности, умения подчинять собственные интересы общественным, а также формированию коммуникативных компетенций.
Такой вариант, как «Обучение в сотрудничестве чтению и творческому сочинению (CIRC»), в рамках изучаемой нами задачи будет содействовать освоению норм культуры письменной речи, что впоследствии поможет обучающимся в создании on-line сообщений, выстраивании конструктивного диалога с членами информационного общества.
Е. А. Клаус. Потенциал применения актуальных образовательных технологий в процессе развития...
Вариант «Подумай - обратись к партнеру (Think-pair-share) - обменяйтесь мнениями», предложенный американским педагогом С. Каганом, способствует формированию коммуникативных навыков, планированию своей деятельности.
«Метод пилы (Jigsam)», предложенный в модификациях Эл. Аронсона и Р. Славина, поможет развить умения: отбирать актуальную, достоверную информацию; задавать корректные вопросы; лаконично и аргументированно показывать свою позицию; обращаться к информационным ресурсам, электронной почте.
Итак, обобщим возможности описанных технологий для решения проблемы развития нравственного поведения младших школьников в условиях информатизации жизни общества и образовательного процесса. При заинтересованном подходе педагога рассмотренные в статье технологии могут способствовать формированию: самостоятельности учащихся; личной ответственности в процессе информационной деятельности; ценностного отношения к продуктам чужого труда при копировании источников из Интернета; ценностного отношения к здоровью в процессе взаимодействия с ИКТ; коммуникативных навыков с соблюдением норм этикета; норм культуры устной и письменной речи в процессе онлайн-пе-реписки; умения подчинять собственные интересы интересам группы людей, что, несомненно, является полезным в процессе взаимодействия в информационно-образовательной среде; умения прогнозировать результат информационной деятельности.
То есть можно предположить, что использование актуальных образовательных технологий в воспитательном процессе будет иметь положительный эффект.
Список литературы
1. Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ», 2015. URL: http://www.assessor.ru/zakon/273-fz-zakon-ob-obrazovanii-2013/3/ (дата обращения: 20.12.2015).
2. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2013. 23 с.
3. Начальное общее образование: федеральный государственный образовательный стандарт: сборник нормативно-правовых материалов. М.: Вентана-Граф, 2013. 160 с.
4. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учеб.-метод. пос-е / И. В. Роберт, С. Ю. Панюкова, А. А. Кузнецов, А. Ю. Кравцова; под ред. И. В. Роберт. М.: Дрофа, 2008. 312 с.
5. Моисеева М. В., Полат Е. С., Бухаркина М. Ю. Интернет в образовании: специализированный учебный курс. М.: Обучение-сервис, 2006. 248 с.
6. Савенков А. И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. М.: Сентябрь, 2003. 204 с.
7. Муштавинская И. В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: учеб.-метод. пос-е. 2-е изд. СПб.: КАРО, 2014. 144 с.
8. Бим-Бад Б. М. Педагогический терминологический словарь. URL: http://pedagogical_dictionary.academic.ru/2857 (дата обращения: 20.12.2015).
9. Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пос-е для студентов высш. учеб. завед. 3-е изд., стер. М.: Изд. центр «Академия», 2010. 368 с.
Клаус Е. А., учитель.
МБОУ «Гимназия № 1».
Красный пр., 48, Новосибирск, Россия, 630091.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 11.01.2016.
E. A. Klaus
THE POTENTIAL OF APPLICATION OF CURRENT EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF MORAL BEHAVIOUR DEVELOPMENT OF PRIMARY SCHOOLCHILDREN
The article provides an analytical review of documents regulating the educational relationship. The author substantiates the use of educational technology in the educational process of modern school. The paper argued the need for the spiritual and moral development and education of younger schoolchildren in the conditions of information society and education. The author reveals the peculiarities of actual resource use of educational technology. We describe and disclose meaningful information and communication technologies, organization of project and research activity of younger schoolchildren, development of critical thinking through reading and writing, education in cooperation. These technologies can be used in the educational process aimed at the formation of the moral behavior of students.
Key words: elementary school student; formation of moral behavior; computerization; spiritual and moral development of the individual; educational technology; independence.
References
1. Zakon ob obrazovanii v RF [Law 273-FZ «On Education in the Russian Federation»], 2015. URL: http://www.assessor.ru/ zakon/273-fz-zakon-ob-obrazovanii-2013/3/ (accessed 20 December 2015) (in Russian).
2. Danilyuk A. Y., Kondakov A. M., Tishkov V. A. Kontseptsiya dukhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii [Concept of spiritual and moral development and education of a citizen of Russia]. Moscow, Prosveshcheniye Publ, 2013. 23 p. (in Russian).
3. Nachal'noye obshcheye obrazovaniye: federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart: sbornik normativno-pravovykh materialov [The initial general education: federal state educational standard: a collection of regulatory materials]. Moscow, Ventana-Graf Publ., 2013. 160 p. (in Russian).
4. Robert I. V., Panyukov S. Y., Kuznetsov A. A., Kravtsov A. Y. InformatsionnyyeIkommunikatsionnyyetekhnologiivobrazovanii: uchebno-metodicheskoye posobiye [Information and communication technologies in education: teaching aid]. Moscow, Drofa Publ., 2008. 312 p. (in Russian).
5. Moiseyeva M. V., Polat E. S., Bukharkina M. Y. Internetvobrazovanii: specializirovannyyuchebnyykurs [Internet in Education: specialized training course]. Moscow, Obucheniye-servis Publ., 2006. 248 p. (in Russian).
6. Savenkov A. I. Soderzhaniye i organizatsiya issledovatel'skogo obucheniya shkol'nikov [The content and organization of research education of students]. Moscow, Sentyabr' Publ., 2003. 204 p. (in Russian).
7. Mushtavinskaya I. V. Tekhnologiya razvitiya kriticheskogo myshleniya na uroke i v sisteme podgotovki uchitelya: uchebno-metodicheskoye posobiye [Technology development of critical thinking in the classroom and in the training of teachers: teaching aid]. St. Petersburg, KARO Publ., 2014. 144 p. (in Russian).
8. Bim-Bad B. M. Pedagogicheskiy terminologicheskiy slovar' [Teaching terminological dictionary]. URL: http://pedagogical_ dictionary.academic.ru/2857 (accessed 20 December 2015) (in Russian).
9. Polat E. S. Sovremennyye pedagogicheskiye I informatsionnye tekhnologii v sisteme obrazovaniya: uchebnoye posobiye dlya studentov vysshikh uchebnykh zavedeniy [Modern pedagogic and information technologies in the education system: Textbook for students of higher educational establishments]. Moscow, Akademiya Publ., 2010. 368 p. (in Russian).
Klaus E. A.
The Municipal Budgetary Establishment of General Education in Novosibirsk City «Gimnasium № 1».
Krasnuy pr., 48, Novosibirsk, Russia, 630088. E-mail: [email protected]