УДК 378
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНОМУ ТРУДУ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
Татьяна М. Чурекова1' Екатерина Н. Штогрина2
1 Кемеровский государственный университет, Россия, 650000, г. Кемерово, ул. Красная, 6
2 Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, Россия, 650070, г. Кемерово, ул. Заузелкова, 3
@ churekova_t@mail. гы
Поступила в редакцию 14.03.2016 г. Принята к печати 28.09.2016 г.
Ключевые слова: воспитание нравственного отношения к общественно полезному труду, младшие школьники, социальные мотивы, педагогические условия.
Аннотация: В статье авторы, давая сущностную характеристику воспитания нравственного отношения к общественно полезному труду, акцентируют внимание на взаимодействии всех субъектов образовательного процесса и работников культурно-досуговых учреждений с целью формирования у младших школьников мотивов долга и ответственности, побуждающих их трудиться на пользу других людей и себя, проявляя волевые качества, эмоциональную отзывчивость, творческую активность в целенаправленной, осознанно-мотивированной, добровольной деятельности. Обосновывают и характеризуют педагогические условия, необходимые для реализации данного процесса в современной школе: разработка и апробация, во-первых, программы методической помощи педагогу по воспитанию нравственного отношения младших школьников к общественно полезному труду как общечеловеческой ценности; во-вторых, системы взаимодействия школы, семьи и культурно-досуговых учреждений по реализации данного процесса; а в-третьих, включение младших школьников в различные виды общественно полезного труда в урочной и внеурочной деятельности.
Для цитирования: Чурекова Т. М., Штогрина Е. Н. Педагогические условия воспитания нравственного отношения младших школьников к общественно полезному труду в современной школе // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2017. № 1. С. 47 - 50.
В современном социуме за последние годы существенно актуализируется проблема воспитания нравственного отношения подрастающего поколения к общественно полезному труду. Так, согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», приоритетным направлением является «создание условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд личности», перед современной российской школой поставлена задача воспитания у детей уважения к труду и людям труда, формирование у школьников умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности [1]. Кроме того, депутатами Государственного собрания Республики Алтай разработан законопроект № 837675-6 (выписка из протокола заседания совета Госдумы от 19.10.2015 № 260) о введении в действующий ФЗ «Об образовании» (2013 г.) понятий «трудовое воспитание», «общественно полезный труд», несправедливо изъятые, по мнению авторов законопроекта, в постсоветское время [2]. Так, И. В. Белова (депутат Законодательной Думы Хабаровского края) на очередном заседании комитета подчеркнула о решающей роли трудового воспитания в формировании «высоконравственной личности, ориентированной на российские традиционные ценности, способной реализовать свой потенциал в современных условиях» [3].
По мнению многих современных исследователей (Е. Л. Болотова [4], А. Б. Вифлеемский, С. В. Питенко и др.), обращение к проблеме приобщения молодежи к
общественно полезному труду востребовано в сегодняшнем обществе, поскольку переоценка россиянами ценности труда в постсоветское время существенно отразилась на воспитании молодых граждан, когда было сформировано поколение, недостаточно подготовленное к самостоятельной жизни, отдающее предпочтение легким заработкам, бездуховному времяпровождению, разгульному образу жизни.
Младший школьный возраст является сензитивным для целенаправленного процесса воспитания нравственного отношения к общественно полезному труду как общечеловеческой ценности, так как среди преимуществ этого возраста можно отметить повышенную восприимчивость к усвоению моральных норм и правил, осознанную потребность заботиться о других людях, эмоциональную отзывчивость на переживания другого человека, способность к эмпатии, наличие первоначального опыта участия в общественно полезной деятельности и др. (А. Н. Леонтьев, А. К. Маркова, Д. И. Фельдштейн, С. Н. Чистякова и др.).
В связи с вышесказанным под «воспитанием нравственного отношения к общественно полезному труду как общечеловеческой ценности» мы понимаем целенаправленное взаимодействие педагогов, школьников, их родителей и работников культурно-досуговых учреждений, способствующее формированию у младших школьников широких социальных мотивов долга и ответственности, побуждающих их трудиться на пользу других людей и себя, проявляя волевые качества, эмоциональную отзывчивость, творческую активность, способность к эмпатии,
адекватную оценку и самооценку своим поступкам в целенаправленной, осознанно-мотивированной, добровольной деятельности, имеющей общественно значимую цель и результат.
Эффективность воспитания нравственного отношения младших школьников к общественно полезному труду как общечеловеческой ценности актуализирует проблему разработки педагогических условий исследуемого процесса в современном социуме. Так, согласно толковому словарю русского языка С. И. Ожегова, условие трактуется как обстоятельство, от которого что-нибудь зависит; обстановка, в которой происходит, осуществляется что-нибудь [5]. С точки зрения Н. М. Борытко, педагогическое условие характеризуется как внешнее обстоятельство, влияющее на протекание педагогического процесса, специально созданного педагогом с целью достижения определенного результата [6]. В нашем исследовании педагогические условия воспитания нравственного отношения к общественно полезному труду как общечеловеческой ценности мы рассматриваем как совокупность необходимых, обязательных обстоятельств, оказывающих существенное влияние на повышение уровня сформированности нравственного отношения младших школьников к общественно полезному труду.
Первым педагогическим условием является разработка и реализация программы методической помощи педагогу по воспитанию нравственного отношения младших школьников к общественно полезному труду как общечеловеческой ценности. Выделяя данное педагогическое условие, мы руководствовались следующими теоретическими положениями:
- во-первых, в современном социуме возросла потребность в учителе, способном совершенствовать содержание своей деятельности посредством критического, творческого его осмысления и применения достижений науки и передового педагогического опыта [7];
- во-вторых, педагог должен уметь отбирать целесообразные методы и формы воспитательной работы, актуализирующие трудовую активность обучающихся, их желание заниматься общественно полезным трудом, принимать участие в его различных видах (Ю. А. Дмитриев, О. Ю. Елькина, С. В. Питенко и др.).
Однако современная практика свидетельствует, что реализация указанных положений затрудняется неумением педагога осмыслить теоретико-методологические основания процесса воспитания нравственного отношения младших школьников к общественно полезному труду, выявить причины низкого уровня сформированности нравственного отношения к общественно полезному труду у обучающихся начальных школ и определить возможные пути решения данной проблемы.
Результаты проведенного анкетирования среди учителей начальных классов позволяют утверждать, что большинство педагогов (84 %) отметили актуальность проблемы воспитания нравственного отношения младших школьников к общественно полезному труду в условиях современного воспитательно-образовательного процесса. Вместе с тем на вопрос: «Считаете ли Вы, что Вам удается способствовать воспитанию нравственного отношения младших школьников к общественно полезному труду?» - лишь 12 % педагогов ответили утвердительно. 72 % учителей затруднились назвать возрастные особенности младшего школьника, обусловливающие
процесс воспитания нравственного отношения обучающихся к общественно полезному труду. Кроме того, на вопрос: «Как Вы оцениваете уровень своей компетентности в области данной проблемы?» - лишь 13 % опрошенных учителей оценивают указанный уровень как высокий, 39 % - средний, 48 % - низкий. В качестве аргументов были получены следующие пояснения: «отсутствие знаний по указанной проблеме», «недостаточная теоретическая и практическая подготовка» и др.
Сказанное выше актуализирует потребность в разработке и реализации программы методической помощи педагогу, ожидаемыми результатами реализации которой являются:
- систематизация знаний учителей о теоретико-методологических основаниях процесса воспитания нравственного отношения младших школьников к общественно полезному труду как общечеловеческой ценности;
- актуализация знаний педагогов о возрастных особенностях младших школьников, влияющих на процесс нравственного отношения к общественно полезному труду как общечеловеческой ценности;
- умение педагогов отбирать целесообразные методы и формы воспитательной работы, актуализирующие трудовую активность обучающихся, их желание заниматься общественно полезным трудом, принимать участие в его различных видах;
- повышение профессионализма и методической компетентности педагогов, развитие у них навыков самообразовательной деятельности в контексте изучаемой проблемы.
Реализация второго педагогического условия включает разработку и апробацию системы взаимодействия школы, семьи и культурно-досуговых учреждений в процессе воспитания нравственного отношения обучающихся к общественно полезному труду. Согласно современным нормативно-правовым и методическим документам федерального уровня [1; 7; 8], целенаправленный процесс включения младших школьников в осознанно-мотивированную, добровольную деятельность, имеющую общественно значимую цель и результат, необходимо осуществлять на основе субъект-субъектных отношений между участниками образовательного процесса - педагогами, учащимися и их родителями. В связи с тем, что значительную часть времени младший школьник проводит в школе и дома, необходимо, чтобы взаимодействие педагогов и родителей имело не противоречивый характер, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо в том случае, если педагоги и родители станут сотрудниками и единомышленниками в процессе воспитания нравственного отношения младших школьников к общественно полезному труду как общечеловеческой ценности.
Анализ результатов проведенного анкетирования среди родителей младших школьников свидетельствует, что большинство из них (76 %) отметили важность совместных усилий школы и семьи в процессе воспитания нравственного отношения младших школьников к общественно полезному труду как общечеловеческой ценности. На вопрос: «Должна ли школа, с Вашей точки зрения, привлекать Вашего ребенка к общественно полезному труду?» - 89 % родителей ответили утвердительно, пояснив свой выбор следующими позициями: «без влияния педагогов воспитывать сложно», «в школе ребенок
проводит больше времени», «школа - это коллектив детей и учителей, а значит, в коллективе можно научить трудиться» и др. Однако ответы опрошенных учителей начальных классов позволяют сделать вывод о недостаточной поддержке школе со стороны родителей. По мнению 62 % педагогов, «родители не желают сотрудничать», «в семье дети не привлекаются к труду», «дети приходят в школу, не владея элементарными трудовыми навыками» и др. Приведенные суждения актуализируют необходимость взаимодействия школы и семьи как двух общественных институтов, в которых протекает процесс воспитания младших школьников.
Кроме этого, в современном социокультурном пространстве младший школьник активно вовлечен в обширную деятельность культурно-досуговых учреждений, в стенах которых продолжается формирование социально -значимых качеств (трудолюбия, ответственности, дисциплинированности и др.), творческой активности, воспитание чувства долга и ответственности перед другими людьми. Следовательно, целесообразно говорить о взаимодействии школы, семьи и культурно-досуговых учреждений в процессе воспитания нравственного отношения младших школьников к общественно полезному труду. Под взаимодействием мы понимаем совместные действия педагогов, родителей и работников культурно-досуговых учреждений с привлечением целесообразных методов и форм воспитательной работы, адекватных процессу воспитания нравственного отношения к общественно полезному труду как общечеловеческой ценности.
Процесс воспитания нравственного отношения младших школьников к общественно полезному труду как общечеловеческой ценности предусматривает привлечение обучающихся к общественно полезному труду и его видам: самообслуживание, труд в природе, волонтерская работа, разные трудовые операции [2; 3; 9; 10]. Однако лишь 13 % учителей начальных классов, как показало анкетирование, проводят целенаправленную работу, связанную с комплексным включением школьников
в различные виды общественно полезного труда. Большая часть опрошенных учителей привлекает обучающихся к общественно полезному труду избирательно, в основном это самообслуживание, включающее: дежурство в классе, по школе и в столовой и разные трудовые операции, ориентированные на изготовление игрушек и поделок, шитье и вышивание, работу с пластилином, глиной, картоном, природным материалом. Вместе с тем на вопрос: «В какой деятельности, на Ваш взгляд, оптимально воспитывать нравственное отношение младших школьников к общественно полезному труду?» - 83 % учителей определили, что лучше всего это будет «в урочной и внеурочной деятельности».
В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования повышается значение внеурочной деятельности, одним из направлений которой является «общественно полезная деятельность». В рамках данного направления появляются значительные возможности для воспитания нравственного отношения младших школьников к общественно полезному труду через различные формы: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д. Таким образом, в качестве третьего педагогического условия, мы выделяем включение младших школьников в различные виды общественно полезного труда в урочной и внеурочной деятельности.
Резюмируя изложенное, отметим, что выделенные нами педагогические условия воспитания нравственного отношения младших школьников к общественно полезному труду как общечеловеческой ценности необходимы для повышения эффективности исследуемого процесса и определения положительной динамики уровня сформи-рованности нравственного отношения к общественно полезному труду у обучающихся начальной школы.
Литература
1. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный Закон от 21.12.2012 № 273-ФЗ // Российская газета. 31.12.2012. № 303.
2. Алтайские депутаты предлагают вернуть в школьную программу уроки труда // Я^шт: информационное агентство. 01.06.2015. Режим доступа: http://regnum.ru/news/society/1929123.html (дата обращения: 15.02.2016).
3. Общественно полезный труд снова хотят вернуть в школы // Новости Хабаровска. 11.11.2015. Режим доступа: http://khabarovsk-news.net/politics/2015/11/11/53647.html (дата обращения: 01.03.2016).
4. Болотова Е. Л. Общественно полезный труд возвращается в школу? // Народное образование. 2012. № 2. С. 36 - 42.
5. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. М.: Темп, 2010. 944 с.
6. Борытко Н. М. В пространстве воспитательной деятельности: монография / науч. ред. Н. К. Сергеев. Волгоград: Перемена, 2001. 181 с.
7. Профессиональный стандарт педагога. Индивидуальный образовательный маршрут педагога как инструмент овладения новыми профессиональными компетенциями. Презентации / сост. Г. В. Цветкова, Г. А. Ястребова. Волгоград: Учитель, 2015. 175 с.
8. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2013. 24 с. (Стандарты второго поколения).
9. Волосовец Т. В. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (контекстный анализ) // Воспитание школьников. 2016. № 1. С. 3 - 15.
10. Чернышенко И. Д. Трудовое воспитание школьников. М.: Просвещение, 1981. 191 с.
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF ENCOURAGING MORAL ATTITUDE TO SOCIALLY USEFUL ACTIVITIES IN MODERN PRIMARY SCHOOL
Tatiana M. Churekova1' Ekaterina N. Shtogrina2
1 Kemerovo State University, 6, Krasnaya Street, Kemerovo, Russia, 650000
2Kuzbass Regional Institute of Workers of Education Training, 3, Zauzelkova street, Kemerovo, Russia, 650070 @ churekova_t@mail.ru
Received 14.03.2016. Abstract: The authors of the article give essential characteristic of the teaching
Аccepted 28.09.2016. of moral attitude of younger schoolchildren to socially useful work and focus
their attention on the interaction of all the agents of educational process and employees of cultural and entertainment establishments in their combined effort to Keywords: teaching of moral relations to develop in children a sense of duty and responsibility that would encourage socially useful work, younger students, them to work for the benefit of others and themselves, exercise endurance and social motives, pedagogical conditions. stamina, empathy and creativity in purposeful, consciously motivated, voluntary
activities.
The authors prove and describe pedagogical conditions necessary for the implementation of this process in contemporary school: a) the development and testing methodological assistance program for teachers concerning developing in younger schoolchildren a moral attitude to socially useful work, b) the system of family, school and cultural and leisure facilities cooperation for the implementation of this process, c) junior school incorporation into various types of socially useful work during appointed and extracurricular activities.
For citation: Churekova T. M., Shtogrina E. N. Pedagogicheskie usloviia vospitaniia nravstvennogo otnosheniia mladshikh shkol'nikov k obshchestvenno poleznomu trudu v sovremennoi shkole [Pedagogical Conditions of Encouraging Moral Attitude to Socially Useful Activities in Modern Primary School]. Bulletin of Kemerovo State University. Series: Humanities and Social Sciences, no. 1 (2017): 47 - 50.
References
1. Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii. Federal'nyi Zakon ot 21.12.2012 № 273-FZ [On education in the Russian Federation. Federal Law as of 21.12.2012 No. 273-FZ]. Rossiiskaiagazeta = Russian newspaper, no. 303 (31.12.2012).
2. Altaiskie deputaty predlagaiut vernut' v shkol'nuiu programmu uroki truda [Altaic deputies offer to return to the curriculum lessons]. Regnum, 01.06.2015. Available at: http://regnum.ru/news/society/1929123.html (accessed 15.02.2016).
3. Obshchestvenno poleznyi trud snova khotiat vernut' v shkoly [Socially useful work again want to return to school] // Novosti Khabarovska = News of Khabarovsk, 11.11.2015. Available at: http://khabarovsk-news.net/politics/2015/11/11/53647.html (accessed 01.03.2016).
4. Bolotova E. L. Obshchestvenno poleznyi trud vozvrashchaetsia v shkolu? [Socially useful work is back in school?]. Narodnoe obrazovanie = Popular education, no. 2 (2012): 36 - 42.
5. Ozhegov S. I., Shvedova N. Iu. Tolkovyi slovar' russkogo iazyka: 80000 slov i frazeologicheskikh vyrazhenii [Explanatory dictionary of the Russian language: 80000 words and phraseological expressions]. Moscow: Temp, 2010, 944.
6. Borytko N. M. Vprostranstve vospitatel'noi deiatel'nosti [In the space of educational activity]. Ed. Sergeev N. K. Volgograd: Peremena, 2001, 181.
7. Professional'nyi standart pedagoga. Individual'nyi obrazovatel'nyi marshrut pedagoga kak inst-rument ovladeniia no-vymi professional'nymi kompetentsiiami [Professional standard teacher. Individual educational route educator as a tool for mastering new professional competencies]. Comp. Tsvetkova G. V, Iastrebova G.A. Volgograd: Uchitel', 2015, 175.
8. Daniliuk A. Ia., Kondakov A. M., Tishkov V. A. Kontseptsiia dukhovno-nravstvennogo razvitiia i vospitaniia lichnosti grazhdanina Rossii [The concept of spiritual and moral development and education of the individual citizen of Russia]. Moscow: Prosveshchenie, 2013, 24.
9. Volosovets T. V. Strategiia razvitiia vospitaniia v Rossiiskoi Federatsii na period do 2025 goda (kontekstnyi analiz) [Strategy for the development of education in the Russian Federation for the period until the year 2025 (context analysis)]. Vospitanie shkol'nikov = Education of schoolchildren, no. 1 (2016): 3 - 15.
10.Chernyshenko I. D. Trudovoe vospitanie shkol'nikov [Work education of schoolchildren]. Moscow: Prosveshchenie, 1981, 191.