Научная статья на тему 'Подготовка педагогов к воспитанию нравственного отношения младших школьников к общественно полезному труду'

Подготовка педагогов к воспитанию нравственного отношения младших школьников к общественно полезному труду Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
276
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ / МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ / ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНЫЙ ТРУД / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / MORAL EDUCATION RELATIONS / PRIMARY SCHOOL CHILDREN / TRAINING OF TEACHERS / METHODOLOGICAL SUPPORT / SOCIALLY USEFULL WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чурекова Татьяна Михайловна, Штогрина Екатерина Николаевна

Введение. В статье рассматривается проблема подготовки педагогов к воспитанию нравственного отношения младших школьников к общественно полезному труду. Авторы акцентируют внимание на содержательных основах реализации программ методической помощи педагогу, ориентированных на расширение и углубление их мотивационной, теоретической и практической готовности к изучаемому процессу. Цель статьи раскрыть сущностные аспекты работы по подготовке педагогов к воспитанию нравственного отношения младших школьников к общественно полезному труду. Готовность педагогов к изучаемому процессу рассматривается как сложная система, включающая три составляющие: мотивационную, теоретическую и практическую. Методология. Исследование проводится на основе теоретических и эмпирических методов. Реализация программы для педагогов предполагает их участие в семинарах теоретической и практической направленности, на которых учителями выполнялись различные практико-ориентированные задания, решались проблемные ситуации для целесообразного применения методов и форм воспитания нравственного отношения школьников к труду. Результаты исследования. Авторами приводятся результаты констатирующего и формирующего этапов педагогического эксперимента. Значимость проведенного исследования обусловлена повышением интереса в современном социуме, и педагогической общественности в том числе, к проблеме трудового воспитания подрастающего поколения. Это потребовало актуализации знаний педагогов о теоретических и научно-методических аспектах приобщения младших школьников к труду в условиях образовательного процесса и в семье, направленности педагогов использовать активные и интерактивные методы и формы работы с обучающимися в образовательном процессе. Заключение. Авторами делается вывод, что эффективность воспитания нравственного отношения обучающихся к общественно полезному труду зависит от подготовленности педагогов к осуществлению этого процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чурекова Татьяна Михайловна, Штогрина Екатерина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING OF TEACHERS TO THE EDUCATION OF THE MORAL RELATIONS OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN IN SOCIALLY USEFUL WORK

Introduction. The article observes the problem of training teachers for the education of the moral relations of the younger pupils for socially useful work. The authors focus on the meaningful foundations of program implementation of methodological assistance for the teacher, concerning the expansion and deepening of their motivation, theoretical and practical readiness to the learning process. The article aims to reveal some essential aspects of training teachers for the education of the moral relations of the younger pupils for socially useful work. The willingness of teachers to the learning process is considered as a complex system consisting of three components: motivational, theoretical and practical. Materials and Methods. The study is based on theoretical and empirical methods. Implementation of the program for teachers expected their participation in seminars theoretical and practical orientation on which teachers performed a variety of practice-oriented tasks, problem situations appropriate for the application of the methods and forms of education of moral attitude to school work were solved. Results. The authors provide the results of ascertaining and forming stages of the pedagogical experiment. The significance of the conducted researchis important due to the increasing interest in modern society and the teaching community in particular, to the problem of labor education of the younger generation. This required updating the knowledge of teachers about the theoretical and methodological aspects of introducing younger students to work in the conditions of educational process and the family orientation of teachers to use active and interactive methods and forms of work with students in the educational process. Conclusions. The authors concluded that the effectiveness of education of moral attitude of students to socially useful work depends on the readiness of teachers to implement this process.

Текст научной работы на тему «Подготовка педагогов к воспитанию нравственного отношения младших школьников к общественно полезному труду»

УДК/uDC 378

Т. М. Чурекова, Е. Н. Штогрина

T. Churekova, E. Shtogrina

ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ К ВОСПИТАНИЮ НРАВСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНОМУ ТРУДУ

TRAINING OF TEACHERS TO THE EDuCATION OF THE MORAL RELATIONS

of junior schoolchildren in socially useful work

Введение. В статье рассматривается проблема подготовки педагогов к воспитанию нравственного отношения младших школьников к общественно полезному труду. Авторы акцентируют внимание на содержательных основах реализации программ методической помощи педагогу, ориентированных на расширение и углубление их мотивационной, теоретической и практической готовности к изучаемому процессу. Цель статьи — раскрыть сущностные аспекты работы по подготовке педагогов к воспитанию нравственного отношения младших школьников к общественно полезному труду. Готовность педагогов к изучаемому процессу рассматривается как сложная система, включающая три составляющие: мотивационную, теоретическую и практическую.

Методология. Исследование проводится на основе теоретических и эмпирических методов. Реализация программы для педагогов предполагает их участие в семинарах теоретической и практической направленности, на которых учителями выполнялись различные практико-ориен-тированные задания, решались проблемные ситуации для целесообразного применения методов и форм воспитания нравственного отношения школьников к труду.

Результаты исследования. Авторами приводятся результаты констатирующего и формирующего этапов педагогического эксперимента. Значимость проведенного исследования обусловлена повышением интереса в современном социуме, и педагогической общественности в том числе, к проблеме трудового воспитания подрастающего поколения. Это потребовало актуализации знаний педагогов о теоретических и научно-методических аспектах приобщения младших школьников к труду в условиях образовательного процесса и в семье, направленности педагогов использовать активные и интерактивные методы и формы работы с обучающимися в образовательном процессе.

Заключение. Авторами делается вывод, что эффективность воспитания нравственного отношения обучающихся к общественно полезному труду зависит от подготовленности педагогов к осуществлению этого процесса.

Introduction. The article observes the problem of training teachers for the education of the moral relations of the younger pupils for socially useful work. The authors focus on the meaningful foundations of program implementation of methodological assistance for the teacher, concerning the expansion and deepening of their motivation, theoretical and practical readiness to the learning process. The article aims to reveal some essential aspects of training teachers for the education of the moral relations of the younger pupils for socially useful work. The willingness of teachers to the learning process is considered as a complex system consisting of three components: motivational, theoretical and practical.

Materials and Methods. The study is based on theoretical and empirical methods. Implementation of the program for teachers expected their participation in seminars theoretical and practical orientation on which teachers performed a variety of practice-oriented tasks, problem situations appropriate for the application of the methods and forms of education of moral attitude to school work were solved.

Results. The authors provide the results of ascertaining and forming stages of the pedagogical experiment. The significance of the conducted researchis important due to the increasing interest in modern society and the teaching community in particular, to the problem of labor education of the younger generation. This required updating the knowledge of teachers about the theoretical and methodological aspects of introducing younger students to work in the conditions of educational process and the family orientation of teachers to use active and interactive methods and forms of work with students in the educational process.

Conclusions. The authors concluded that the effectiveness of education of moral attitude of students to socially useful work depends on the readiness of teachers to implement this process.

Ключевые слова: подготовка педагогов, методическая помощь, воспитание нравственного отношения, общественно полезный труд, младшие школьники.

Keywords: moral education relations, socially usefull work; primary school children; training of teachers; methodological support.

Введение

В условиях современного образования в педагогической теории и практике актуализируются вопросы, связанные с воспитанием нравственного отношения школьников к общественно полезному труду. Приоритетное значение имеет формирование у обучающихся нравственных мотивов и потребностей, умений и навыков планировать и организовывать свою работу, а также воспитание свободной творческой личности, обладающей ответственностью, добросовестностью, терпением, настойчивостью, дисциплинированностью и готовой бескорыстно выполнять любую работу, полезную для близкого окружения и социума в целом [3; 7]. Реализацию этих целевых аспектов воспитательной работы с обучающимися целесообразно проводить как в семье, так и в рамках образовательной организации с учетом принципов системности, гуманизма, опоры на положительное в ребенке, доверительных отношений между детьми и взрослыми.

На наш взгляд, доминирующие в современном обществе негативные тенденции (потребительское отношение к труду, приоритет материальных ценностей над духовными, девальвация общечеловеческих нравственных ценностей и др.) обусловили в образовательной среде значимость воспитания именно нравственного отношения человека к труду (общественно полезному труду). Данная установка связана с интериоризацией личностью нравственных ценностей и ориентиров, эмоциональным их проживанием в процессе взаимодействия с другими людьми [1; 2; 6]. В этой связи младший школьный возраст является сензитивным для усвоения моральных норм, осознания личностно значимого смысла труда и творчества, формирования положительной мотивации к труду, потребности заботиться о других людях, нравственных чувств, ответственного отношения к делу, первоначального опыта участия в трудовой деятельности и др. [5; 8; 14].

Анализ современных концепций воспитания с учетом методологических подходов (аксиологического, гуманистического, системно-деятельностного и др.), определение на основе возрастных особенностей младших школьников общечеловеческих нравственных ценностей (забота, уважение к старшим, эмпатия и др.) позволили нам конкретизировать сущностную основу воспитания нравственного отношения обучающихся к общественно полезному труду как общечеловеческой ценности. Мы понимаем данный процесс как целенаправленное взаимодействие субъектов образовательного процесса (педагогов, школьников и родителей), способствующее формированию у обучающихся нравственных потребностей, широких социальных мотивов, моральных представлений о труде, волевых качеств, творческой активности, эмпатии, адекватной оценки своих поступков в добровольной, социально-преобразовательной деятельности [9-11; 13].

Вместе с тем формирование указанных сущностных характеристик нравственного отношения младших школьников к общественно полезному труду вызывает немало трудностей. Зачастую педагоги слабо готовы к реализации содержательно-целевых и организационно-процессуальных аспектов воспитания нравственного отношения обучающихся к общественно полезному труду в условиях современного образовательного процесса начальной школы. Поэтому важной задачей является обеспечение готовности педагогов и оказание им методической помощи по проблемам воспитания нравственного отношения младших школьников к общественно полезному труду.

Цель данной статьи — раскрыть некоторые сущностные аспекты работы по подготовке педагогов к воспитанию нравственного отношения младших школьников к общественно полезному труду.

Методология

Согласно требованиям профессионального стандарта «Педагог» в области трудовых действий, необходимых умений и необходимых знаний, учитель начальных классов должен уметь эффективно выстраивать работу с детско-взрослыми сообществами обучающихся и их родителей с учетом конструктивного взаимодействия с ними. Он должен использовать воспитательные возможности различных видов деятельности, в том числе и трудовой, знать основные положения современных образовательных технологий, способствовать развитию у школьников творческих способностей, самостоятельности, социальной активности, ответственного отношения к учебе и труду и др. [15]. С учетом этих содержательных позиций, актуализированных в профессиональном стан-

дарте и научной литературе, в рамках нашего исследования осуществлялась работа с учителями начальной школы по оказанию им методической помощи по проблемам воспитания нравственного отношения младших школьников к общественно полезному труду [4; 12; 15].

Важно отметить, что готовность педагогов к изучаемому процессу мы рассматриваем как сложную систему, включающую в себя три составляющие: мотивационную, теоретическую и практическую. В качестве основных показателей готовности педагогов нами были выделены следующие: активное участие педагогов в деятельности в рамках образовательного процесса по приобщению младших школьников к общественно полезному труду (мотивационная готовность); знание нормативно-правовых, теоретических и научно-методических аспектов по проблеме воспитания нравственного отношения обучающихся к различным видам общественно полезного труда (теоретическая готовность); умение конструктивно взаимодействовать с младшими школьниками и их родителями с опорой на активные и интерактивные методы и формы воспитательной работы (практическая готовность).

С учетом выявленных показателей в рамках констатирующего этапа эксперимента было проведено диагностическое обследование по изучению готовности педагогов начальных классов к организации процесса воспитания нравственного отношения младших школьников к общественно полезному труду, которое включало следующие методы:

— анкетирование учителей начальных классов с целью определения их мнения о сущностных аспектах воспитания у обучающихся нравственного отношения к труду в условиях семьи и образовательной организации;

— беседы с педагогами по проблемам приобщения детей младшего школьного возраста к труду в семье и школе;

— наблюдение членов экспертной комиссии за деятельностью учителей начальной школы, направленное на определение методов, форм, средств воспитания, используемых педагогами в работе по вовлечению младших школьников в различные виды общественно полезного труда.

Результаты

Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента свидетельствует о существующих проблемах в плане готовности учителей к работе по воспитанию нравственного отношения младших школьников к общественно полезному труду. Например, 56,7 % от числа опрошенных учителей имеют фрагментарное представление о теоретических и методологических аспектах воспитания нравственного отношения обучающихся к труду в условиях семьи и образовательной организации. На вопрос «Какие трудности Вы испытываете в работе по вовлечению младших школьников в различные виды общественно полезного труда?» 68,7 % учителей отметили, что не владеют достаточными теоретическими знаниями, 27,5 % — подчеркнули, что не имеют определенной практической подготовки. 56,3 % респондентов указали на слабую разработанность необходимых методических рекомендаций для осуществления данного процесса. Кроме того, большинство педагогов (67,3 %] испытывают трудности во взаимодействии с семьями обучающихся, поскольку среди родительской общественности доминирует тенденция негативного отношения к общественно полезному труду, нежелание создавать условия для трудового воспитания в семье, неумение целесообразно использовать методы, приемы и средства трудового воспитания и др.

Таким образом, выявленные в ходе контрольного диагностирования проблемы указывают на необходимость соответствующей подготовки педагогов к воспитанию нравственного отношения младших школьников к труду. С этой целью нами была разработана и реализована программа для педагогов по оказанию им методической поддержки, которая была направлена на решение ряда задач: актуализировать знания педагогов о правовых, теоретических и научно-методических аспектах приобщения школьников к труду в условиях образовательного процесса и в семье; формировать у педагогов умения, трудовые действия целенаправленного использования активных и интерактивных методов и форм работы с обучающимися в комплексе урочной и внеурочной деятельности; способствовать развитию рефлексивных умений учителей в рамках оценки своей профессиональной деятельности по решению проблем трудового воспитания школьников.

Для реализации этих задач нами были организованы занятия с педагогами начальных классов, которые проводились в форме круглых столов, проблемно-аналитических семинаров, семинаров-практикумов, тренингов, практических занятий, организационно-деятельностных игр и т. д. Например, с целью актуализации и систематизации знаний педагогов о сущности формирования у младших школьников нравственных мотивов, трудовых умений и навыков, волевых качеств, ответственно-

сти, добросовестности в труде проводились проблемно-аналитические семинары, на которых участники имели возможность в процессе коллективного обсуждения обмениваться различными точками зрения в аспекте решения той или иной проблемной ситуации. В качестве примера приведем некоторые вопросы, обсуждаемые с педагогами на семинаре в форме круглого стола по теме «Нормативно-правовые основы регулирования детского труда в современном социуме», и резюмированные ответы:

Вопрос: «Что явилось причиной «исчезновения» понятий «трудовое воспитание», «общественно полезный труд» в нормативных документах сферы образования начиная с 1992 года и по настоящее время?».

Ответ: «Правовая норма о свободе труда, указанная в статье 37 Конституции РФ 1993 года, а также введение ограничений в привлечении обучающихся к труду, не предусмотренному образовательной программой, утвержденных в федеральных нормативно-правовых актах (ст. 50 Закона РФ «Об Образовании» 1992 г. и ст. 34 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 2012 г.] выхолостили сферу трудового воспитания и обучения школьников».

Вопрос: «Какие существуют в современных федеральных научно-методических документах целевые ориентиры, направленные на решение задач трудового воспитания подрастающего поколения?»

Ответ: «Воспитание ценностного отношения школьников к трудовой и социально значимой деятельности, формирование представлений о труде как о нравственной ценности; развитие эмпа-тии, волевых качеств, творческой активности в учебном труде и др.».

Следует сказать, что в ходе дискуссий на круглых столах, в процессе групповой работы, выполнения коллективных творческих заданий по теме семинара педагоги учились анализировать проблемные ситуации, принимать аргументированную точку зрения собеседника, находить различные способы решения теоретических вопросов, что способствовало формированию методической грамотности учителей в контексте решения задач трудового воспитания. Например, на проблемных семинарах в коллективной творческой деятельности педагоги обосновали, почему в современном отечественном образовании актуализировалась проблема воспитания именно нравственного отношения молодежи к труду, а также привели аргументы по сензитивности младшего школьного возраста для формирования трудолюбия, ответственности, нравственных чувств, эмоциональной отзывчивости по отношению к другим людям.

Для формирования у педагогов умений применения знаний, трудовых действий по обозначенным проблемным вопросам проводились практико-ориентированные семинары, которые дополнялись самостоятельной работой педагогов. Структурно-содержательная основа подобных семинаров включает интеллектуальную разминку, определение проблемных ситуаций, коллективную дискуссию, обмен педагогическим опытом, деловые игры, коллективную творческую деятельность, рефлексию, подведение итогов, задание на самостоятельную работу. Педагоги активно участвовали в выполнении различных практических заданий и упражнений, решение которых предполагало несколько способов и было направлено на развитие творческой инициативы учителей, проявления их профессиональной компетентности. Приведем некоторые задания: «В чем заключается сущность основных положений коллективного творческого воспитания по И. П. Иванову?»; «Составьте алгоритм конструктивного взаимодействия педагогов с родителями по приобщению школьников к труду»; «Приведите примеры учебных заданий, которые способствуют воспитанию у младших школьников нравственных отношений» и др.

Результаты контрольного диагностирования (формирующего эксперимента] отражают эффективность проведенной нами работы по подготовке педагогов к воспитанию нравственного отношения младших школьников к общественно полезному труду. Так, число педагогов, имеющих фрагментарное представление о процессе воспитания нравственного отношения младших школьников к общественно полезному труду, сократилось на 42,5 % (с 56,7 до 14,2 %]. Также отметим, что на 36,7 % (с 35,8 до 72,5 %] увеличилось число учителей, считающих, что им удается осуществлять работу по воспитанию нравственного отношения обучающихся к труду на уроках и занятиях внеурочной деятельности. Кроме этого, 85,3 % педагогов указали, что участие в семинарах теоретической и практической направленности позволило им найти ответы для решения профессиональных задач в контексте трудового воспитания школьников.

Заключение

Эффективность работы по воспитанию нравственного отношения младших школьников к общественно полезному труду во многом зависит от подготовленности педагогов к осуществлению этого процесса.

Литература

1. Бондаревская Е. В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания //Педагогика. 1995. № 4. С. 29-36.

2. Вавилова И. Н. Нравственные отношения //Вестник Щадринского государственного педагогического института. 2013. № 1. С. 23-27.

3. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М. : Просвещение, 2013. 24 с.

4. Красношлыкова О. Г., Новикова С. В. Формирование ключевых компетенций обучающихся в процессе реализации профильного обучения. Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, 2014. 258 с.

5. Люблинская А. А. Система отношений - основа нравственной воспитанности личности // Вопросы психологии. 1983. № 2. С. 74-79.

6. Матюшин Г. Г. Нравственные отношения в советском и российском обществах. М. : РИЦ МГГУ им. М. А. Шолохова,

2012. 240 с.

7. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (контекстный анализ) / Т. В. Волосо-веци и др. //Воспитание школьников. 2016. № 1. С. 3-15.

8. Фельдштейн Д. И. Возрастная и педагогическая психология. Избранные психологические труды. М. : МПСИ, 2002. 432 с.

9. Чурекова Т. М. Воспитание нравственного отношения младших школьников к общественно полезному труду с учетом возрастных особенностей // Воспитание школьников. 2016. № 7. С. 34-39.

10. Чурекова Т. М. Критерии и уровни сформированности нравственного отношения младших школьников к общественно полезному труду как общечеловеческой ценности //Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. Т. 2, № 4 (64). С. 99-102.

11. Чурекова Т. М. Проблемы воспитания нравственного отношения к общественно полезному труду // Начальная школа. 2016. № 9. С. 8-13.

12. Чурекова Т. М. Формирование профессионально компетентной личности в условиях непрерывного образования // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития : материалы 10-й юбилейной междунар. конф. : в 2 ч. Ч. 1. СПб., 2012. Вып. 10. С. 291-293.

13. Штогрина Е. Н. Содержательные аспекты трудового воспитания в контексте требований ФГОС НОО //Модернизация образования в свете реализации муниципальной программы «Развитие системы образования города Новокузнецка на 2011-2015 годы». Новокузнецк : МАОУ ДПО ИПК, 2015. С. 117-119.

14. Эльконин Д. Б. Детская психология. М. : Академия, 2007. 384 с.

15. Ямбург Е. А. Что принесет учителю новый профессиональный стандарт педагога? М. : Просвещение, 2014. 175 с.

Reference

1. Bondarevskaya E. V. Valuable grounds of personal-oriented education. Pedagogy [Pedagogika]. 1995. № 4. P. 29-36.

2. Vavilova I. N. Moral relations. Bulletin of Shadrinsk State Pedagogical Institute [Vestnik Shhadrinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo institute]. 2013. № 1.P. 23-27.

3. Danilyuk A. I., Kondakov A. M., Tishkov V. A. The concept of spiritually-moral development and education of the person citizen of Russia [Koncepcija duhovno-nravstvennogo razvitija i vospitanija lichnosti grazhdanina Rossii]. Moscow: Prosveshhenie,

2013. 24 p.

4. Krasnoshlykova O. G., Novikov S. V. The Formation of key competencies of students in the process of implementation of profile education: monograph [Formirovanie kljuchevyh kompetencij obuchajushhihsja v processe realizacii profil'nogo obuchenija]. Kemerovo: Publishing house of KRIPKiPRO, 2014. 258 p.

5. Lyublinskaya A. A. The System of relations is the basis of moral education of the personality. Questions of psychology [Voprosy psihologii]. 1983. № 2. P. 74-79.

6. Matyushin G. G. Moral relations in the Soviet and Russian societies [Nravstvennye otnoshenija v sovetskom i rossijskom obshhestvah]. Moscow: RIC MGGU named after M. A. Sholokhov, 2012. 240 p.

7. Volosovets T. V., etc. The strategy of development of education in the Russian Federation for the period up to 2025 (context analysis). Education of schoolchildren [Vospitanie shkol'nikov]. 2016. № 1. P. 3-15.

8. Feldshtein D. I. Developmental and educational psychology. Selected psychological works [Vozrastnaja i pedagogicheskaja psihologija. Izbrannye psihologicheskie trudy]. Moscow: MPSi, 2002. 432 p

9. Churekova T. M. Formation of professionally competent personality in the context of lifelong education. Education through life: continuing education in the interests of sustainable development [Obrazovanie cherez vsju zhizn': nepreryvnoe obrazovanie v interesah ustojchivogo razv]: materials of the 10th jubilee international conference. In 2 parts. Part 1. Saint Petersburg, 2012. Vol. 10. P. 291-293.

10. Churekova T. M. Education of the moral relations of the younger pupils for socially useful work taking into account age peculiarities. Education of schoolchildren [Vospitanie shkol'nikov]. 2016. № 7. P. 34-39.

11. Churekova T. M. Criteria and levels of formation of moral relations of Junior schoolchildren in socially useful work as universal values. Bulletin of Kemerovo State University [Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universitet]. 2015. Vol. 2, № 4 (64). P. 99-102.

12. Churekova T. M. The problem of education of moral attitude to socially useful work. Primary School [Nachal'naja shkola]. 2016. № 9. P. 8-13.

13. Shtogrina E. N. Substantive aspects of labor education in the context of the requirements of the FGOS NOO. The modernization of education in the light of the implementation of the municipal program «Development of education of the city of Novokuznetsk in 2011-2015 years» [Modernizacija obrazovanija v svete realizacii municipal'noj programmy «Razvitie sistemy obrazovanija goroda Novokuznecka na 2011 - 2015 gody»]. Novokuznetsk: MAOU DPO IPK, 2015. P. 117-119.

14. Elkonin D. B. Child psychology [Detskaja psihologija]. Moscow: Academy, 2007. 384 p.

15. Yamburg E. A. What will bring the teacher new professional standard for teachers? [Chto prineset uchitelju novyj professional'nyj standart pedagoga?]. Moscow: Prosveshhenie, 2014. 175 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.