Научная статья на тему 'Критерии и уровни сформированности нравственного отношения младших школьников к общественно полезному труду как общечеловеческой ценности'

Критерии и уровни сформированности нравственного отношения младших школьников к общественно полезному труду как общечеловеческой ценности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1453
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОЕ ОТНОШЕНИЕ К ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНОМУ ТРУДУ КАК ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЦЕННОСТИ / КРИТЕРИИ / ПОКАЗАТЕЛИ / УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / MORAL ATTITUDE FORMATION TO COMMUNITY WORK AS A COMMON HUMAN VALUE / CRITERIA / INDICATORS / LEVELS OF FORMATION / JUNIOR SCHOOLCHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чурекова Татьяна Михайловна, Штогрина Екатерина Николаевна

В статье авторами определены критерии сформированности нравственного отношения младших школьников к общественно полезному труду как общечеловеческой ценности (социально-потребностный, познавательно-технологический, эмоционально-поведенческий, рефлексивно-регулятивный), обоснованы соответствующие им показатели. Представлена содержательная характеристика уровней сформированности данного феномена эгоцентрический, группоцентрический, просоциальный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чурекова Татьяна Михайловна, Штогрина Екатерина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRITERIA AND LEVELS OF FORMATION OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN’S MORAL ATTITUDE TO COMMUNITY WORK AS A COMMON HUMAN VALUE

The authors define the criteria and levels of formation of junior schoolchildren’s moral attitude to community work as a common human value (socio-need, informative-technological, emotional-behavioral and reflective-regulatory criteria), their indicators are substantiated. The paper presents the content description of the level of formation of this phenomenon: egocentric, groupcentric, and pro-social.

Текст научной работы на тему «Критерии и уровни сформированности нравственного отношения младших школьников к общественно полезному труду как общечеловеческой ценности»

УДК 378

КРИТЕРИИ И УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ НРАВСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНОМУ ТРУДУ КАК ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЦЕННОСТИ

Т. М. Чурекова, Е. Н. Штогрина

CRITERIA AND LEVELS OF FORMATION OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN'S MORAL ATTITUDE TO COMMUNITY WORK AS A COMMON HUMAN VALUE T. M. Churekova, E. N. Shtogrina

В статье авторами определены критерии сформированности нравственного отношения младших школьников к общественно полезному труду как общечеловеческой ценности (социально-потребностный, познавательно-технологический, эмоционально-поведенческий, рефлексивно-регулятивный), обоснованы соответствующие им показатели. Представлена содержательная характеристика уровней сформированности данного феномена -эгоцентрический, группоцентрический, просоциальный.

The authors define the criteria and levels of formation of junior schoolchildren's moral attitude to community work as a common human value (socio-need, informative-technological, emotional-behavioral and reflective-regulatory criteria), their indicators are substantiated. The paper presents the content description of the level of formation of this phenomenon: egocentric, group- centric, and pro-social.

Ключевые слова: нравственное отношение к общественно полезному труду как общечеловеческой ценности, критерии, показатели, уровни сформированности, младшие школьники.

Keywords: moral attitude formation to community work as a common human value, criteria, indicators, levels of formation, junior schoolchildren.

В условиях модернизации и реформирования современного образования XXI века приоритетное значение имеет воспитание ответственной, самостоятельной, инициативной личности, имеющей потребность в трудовой и социально-значимой деятельности и готовой воспринимать труд на благо общества как одну из высших ценностей жизни. В связи с этим реализация Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) требует от выпускника начальной школы сформированности в первую очередь личностных результатов, содержательные характеристики которых обусловливают ориентированность обучающегося на понимание значимости общественно полезной деятельности для себя и других, переживания в ней чувства долга, ответственности, проявления творческой активности, альтруистических эмоций, эмпатии, честности, самостоятельности, дисциплинированности, умений и навыков трудового творческого сотрудничества, адекватной самооценки своих действий и поступков. Сказанное актуализирует проблему воспитания нравственного отношения младших школьников к общественно полезному труду как общечеловеческой ценности.

Теоретическое изучение научной литературы по вопросу содержательного наполнения понятия «нравственное отношение к общественно полезному труду как общечеловеческой ценности» позволило установить, что на сегодняшний день отсутствует единое общепринятое определение этого феномена. Учитывая этот аспект, на основе системного, аксиологического, личностно-деятельностного подходов мы эксплицировали исследуемое понятие через сущностную характеристику категорий: «общественно полезный труд», «отношение», «нравственность», «нравственное отношение», «общечеловеческая ценность», выявление комплекса базовых национальных ценностей (забота и помощь; ответственность и чувство долга;

целеустремленность и настойчивость и др.), нашедших отражение в современных нормативно-правовых и методических документах федерального уровня [2; 3; 4].

Интеграция сущностных сторон вышеназванных концептов позволила конкретизировать понятие «нравственное отношение к общественно полезному труду как общечеловеческой ценности», представляющее собой сложное комплексное личностное образование, включающее представления о социальной и личной значимости общественно полезного труда, связанные с широкими социальными мотивами долга и ответственности, побуждающие личность трудиться на пользу других людей без выгоды для себя, проявляя волевые качества, альтруистические эмоции, творческую активность, заботу о других, адекватную оценку и самооценку своим поступкам в целенаправленной, осознанно-мотивированной, добровольной деятельности, имеющей общественно значимую цель и результат.

В структуре анализируемого феномена нами были выделены мотивационно-целевой, когнитивно-дея-тельностный, личностно-волевой и рефлексивно-оценочный компоненты, каждый из которых имеет содержательную характеристику и выполняет определенную функциональную роль. Мотивационно-целе-вой компонент побуждает личность к проявлению определенной степени активности в общественно полезной деятельности. Когнитивно -деятельностный компонент направлен на создание основы знаний и умений, необходимых в общественно полезном труде. Личностно-волевой компонент регулирует поведение личности на основе развития волевых качеств, альтруистических эмоций, творческой активности, готовности к преодолению трудностей. Рефлексивно-оценочный компонент способствует оценке правильности выполнения действий, адекватной самооценке и

коррекции достигнутых в процессе общественно полезного труда результатов.

Объективная оценка сформированное™ нравственного отношения младших школьников к общественно полезному труду как общечеловеческой ценности связана с необходимостью определения критериев, показателей и уровней проявления рассматриваемого явления.

При разработке критериально-оценочного аппарата нравственного отношения школьников к общественно полезному труду за основу были взяты личностные характеристики выпускника начальной школы, а также личностные и метапредметные результаты освоения основной программы начального общего образования [2; 4], которые были соотнесены с компонентами нравственного отношения к общественно полезному труду как общечеловеческой ценности:

- по мотивационно-целевому компоненту: сфор-мированность мотивов, реализующих потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности;

- по когнитивно-деятельностному компоненту: знание основных моральных норм (взаимопомощь, честность, ответственность и др.); знакомство с профессиями взрослых, их содержанием и социальной значимостью; сформированность трудовых умений и навыков; опыт участия в различных видах общественно полезной деятельности;

- по личностно-волевому компоненту: целеустремлённость и настойчивость в достижении целей; развитие эмпатии и эмоционально-нравственной отзывчивости; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в трудовой деятельности; развитие этических чувств как регуляторов морального поведения; готовность к сотрудничеству, оказанию помощи;

- по оценочно-коррекционному компоненту: рефлексия своих действий; умение адекватно воспринимать оценки и отметки; умение контролировать процесс и результаты своей деятельности.

Перечисленные содержательные характеристики, предъявляемые к выпускнику начальной школы, являются основанием для определения критериев сформи-рованности нравственного отношения к общественно полезному труду как общечеловеческой ценности.

Таким образом, исходя из анализа научно-методической литературы [1; 2; 3; 4], личностных характеристик выпускника начальной школы, содержания структурных компонентов понятия «нравственное отношение к общественно полезному труду как общечеловеческой ценности», нами определены критерии сформированности нравственного отношения младших школьников к общественно полезному труду как общечеловеческой ценности: социально-потребностный, познавательно-технологический, эмоционально-поведенческий, рефлексивно-регулятивный. Каждый критерий включает группу показателей, которые отражают его сущностные стороны, качественные и количественные характеристики.

Необходимо отметить, что при выборе критериев был сделан акцент на принцип адекватности, сущностный аспект которого раскрывается через понятия «тождественность», «соответственность», учитывающий совпадение каких-либо параметров с точки зре-

ния определенных целей [5]. С опорой на данный принцип для каждого компонента нравственного отношения младших школьников к общественно полезному труду как общечеловеческой ценности были определены критерии и соответствующие им показатели.

Для мотивационно-целевого компонента нравственного отношения к общественно полезному труду как общечеловеческой ценности мы определили наиболее значимым социально-потребностный критерий, который характеризует стремление личности участвовать в общественно полезном труде. В качестве показателей данного критерия выступают: сфор-мированность широких социальных мотивов деятельности; желание трудиться на пользу других людей без выгоды для себя; интерес к общественно полезному труду и его видам; проявление активности в общественно полезной деятельности; понимание социально-значимой цели общественно полезного труда.

Под сформированностью широких социальных мотивов деятельности мы понимаем уровень сфор-мированности понимания учащимися социальной и личной значимости понятия «общественно полезный труд», а также проявление мотивов долга и ответственности перед родителями, коллективом, социумом в общественно полезном труде. В этом контексте имеет значение желание трудиться на пользу других людей без выгоды для себя, связанное со стремлением личности трудиться в интересах коллектива и общественного блага. Не менее важным показателем соци-ально-потребностного критерия является интерес к общественно полезному труду и его видам, выделяя который мы имеем в виду внутреннюю потребность школьников к общественно полезной деятельности, основанную на понимании её социально значимой цели и результата. Успешность присвоения нового социального опыта во многом зависит от степени проявления активности в общественно полезной деятельности. Содержательный аспект данного показателя включает целенаправленное, осознанно-мотивированное, добровольное участие в деятельности, имеющей общественно значимую цель и результат. Выбор следующего показателя обусловлен тем фактором, что понимание учащимися социально-значимой цели общественно полезного труда определяет результативность этого вида деятельности, так как категории «цель» и «результат» взаимосвязаны.

Для определения уровня когнитивно-деятель-ностного компонента нравственного отношения к общественно полезному труду как общечеловеческой ценности нами был выделен познавательно-технологический критерий, характеризующий овладение учащимися морально-нравственными представлениями и понятиями, практическими навыками и умениями в общественно полезном труде и его видах. Показателями данного критерия являются: наличие знаний о нравственных категориях; сформированность представлений о созидательном и нравственном значении общественно полезного труда; первоначальный опыт участия в общественно полезной деятельности; сформированность умений и навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в соответствии с нравственными нормами; бережное отношение к продуктам общественно полезного труда.

Наличие у младших школьников знаний о таких нравственных категориях, как трудолюбие, заботливость, настойчивость, ответственность, честность, творчество необходимо для понимания ими нравственного смысла общественно полезного труда, что позволяет судить о сформированности у учащихся представлений о созидательном и нравственном значении общественно полезного труда. Сущностная характеристика этого показателя согласуется с такими понятиями, как «общественное и личное благо», «значение общественно полезного труда», связанных с пониманием школьниками социально-значимой цели общественно полезного труда и его результата; «социально значимые качества, проявляемые в труде», «трудовые обязанности в школе и дома». Первоначальный опыт участия в общественно полезной деятельности как показатель познавательно-технологического критерия включает в себя сформированность умений и навыков в домашнем и школьном самообслуживании, в сельскохозяйственном труде, в сфере волонтерской деятельности, при выполнении разных трудовых операций, что, на наш взгляд, важно для понимания нравственного смысла общественно полезного труда через его деятельностную составляющую, т. е. через конкретные трудовые действия. В этой связи представляется значимым уровень сфор-мированности умений и навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в соответствии с нравственными нормами. К выбору этого показателя послужили следующие, принципиальные, на наш взгляд, позиции: установление дружеских отношений в коллективе, основанных на взаимной помощи и поддержке; уважение позиции других людей; способность проявлять дружелюбное отношение друг к другу. Бережное отношение к продуктам общественно полезного труда характеризуется проявлением таких качеств, как заботливость, аккуратность, внимательность не только к процессу, но и к результатам общественно полезной деятельности.

Личностно-волевой компонент нравственного отношения к общественно полезному труду как общечеловеческой ценности раскрывается через изучение эмоционально-поведенческого критерия, который характеризует уровень сформированности волевых качеств, творческой активности, альтруистических эмоций и переживаний в общественно полезном труде. Показателями данного критерия выступают: сформи-рованность волевых качеств личности (настойчивость, ответственность, дисциплинированность и др.) которые проявляются в поведении человека; способность к эмпатии в общественно полезном труде; переживание за выполнение/невыполнение в срок своих обязанностей; проявление альтруистических эмоций, возникающих на основе потребностей в содействии, помощи другим людям; сформированность творческой активности.

Говоря о сформированности волевых качеств личности в общественно полезном труде, мы имеем в виду уровень сформированности у учащихся дисциплинированности, настойчивости, ответственности, самостоятельности, готовности к преодолению трудностей при выполнении общественно значимых дел и различных трудовых заданий. В связи с этим немаловажную роль имеют переживания за выполне-

ние/невыполнение в срок своих обязанностей, через внутренние сигналы которых осознается социальный и личностный смысл общественно полезного труда, производится осознанный выбор мотивов деятельности и регуляция поведения. Способность к эмпатии в общественно полезном труде необходима для того, чтобы понять эмоциональное состояние другого человека, сопереживать ему, видеть ситуацию с точки зрения интересов группы, коллектива, адекватно принимать другие точки зрения. С этим показателем в контексте данного критерия имеет взаимосвязь следующий, отражающий сущность проявления альтруистических эмоций - переживаний, возникающих на основе потребностей в оказании помощи другим людям. Содержательно-креативную окраску эмоционально-поведенческому критерию придает сформирован-ность творческой активности, под которой понимается способность личности вносить оригинальные способы выполнения трудовых операций в различных видах общественно полезного труда.

Для изучения оценочно-коррекционного компонента нравственного отношения к общественно полезному труду как общечеловеческой ценности мы выделили рефлексивно-регулятивный критерий, сущностная характеристика которого проявляется в способности к оценке, самооценке и коррекции достигнутых в процессе общественно полезного труда результатов. Показателями данного критерия являются: сформированность самооценки; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника; способность к самоанализу и коррекции результатов деятельности.

Сформированность самооценки представляет уровень адекватной оценки личностью самой себя, своих действий, желаний, поступков, совместных действий в общественно полезном труде. В отношении регуляции поведения и деятельности учащихся имеет смысл умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника, которое напрямую связано со способностью к самоанализу и коррекции результатов деятельности. Данный показатель характеризует способность оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям определенной цели деятельности.

Определённые нами критерии и показатели способствовали выделению уровней сформированности нравственного отношения младших школьников к общественно полезному труду как общечеловеческой ценности: эгоцентрический, группоцентрический, просоциальный. Данные уровни позволили дифференцировать младших школьников по степени проявления ими нравственного отношения к общественно полезному труду.

Первый уровень - эгоцентрический. Характеризуется тем, что младший школьник в деятельности чаще всего руководствуется мотивами личного благополучия; не проявляет интерес к общественно полезному труду и его видам; не понимает социально-значимую цель общественно полезного труда; показывает бессистемные, односторонние, несодержательные знания о нравственных категориях; слабо понимает смысл трудовых обязанностей дома и в школе; затрудняется назвать социально значимые ка-

чества, проявляемые в труде на благо других людей; имеет не сформированные или слабо сформированные волевые качества личности, умения и навыки в домашнем и школьном самообслуживании, в сельскохозяйственном труде, в сфере волонтерской деятельности, при выполнении разных трудовых операций; не умеет адекватно оценить свои способности в деятельности.

Второй уровень - группоцентрический. Отличается тем, что обучающийся: имеет сформированные мотивы долга, ответственности перед близким окружением; в некоторых случаях проявляет интерес к труду на пользу других людей, чтобы получить похвалу учителя, родителей, других взрослых людей или в целях самоутверждения в коллективе друзей, сверстников; участвует в общественно полезной деятельности по настроению, в ожидании одобрения; социально значимую цель общественно полезного труда понимает на уровне интересов близкого окружения; показывает частично сформированные знания о нравственных категориях; понимает смысл отдельных трудовых обязанностей дома и в школе, называет некоторые социально значимые качества, проявляемые в труде на благо других людей; имеет не достаточно сформированные волевые качества личности, умения и навыки в домашнем и школьном самообслуживании, в сельскохозяйственном труде, в сфере волонтерской деятельности, при выполнении разных трудовых операций; способен, в зависимости от настроения или оценки других людей (учителя, родителей, сверстников), адекватно оценить свои способности в деятельности.

Третий уровень - просоциальный. Характеризуется тем, что младший школьник: имеет сформированные мотивы долга, ответственности не только перед близким окружением, но и перед другими людьми; проявляет интерес и желание трудиться на пользу

других людей, так как понимает общественно значимую цель и результат труда; показывает содержательные и системные знания о нравственных категориях; понимает и может объяснить смысл трудовых обязанностей дома и в школе; называет социально значимые качества, проявляемые в труде на благо других людей; имеет достаточно сформированные волевые качества личности, умения и навыки в домашнем и школьном самообслуживании, в сельскохозяйственном труде, в сфере волонтерской деятельности, при выполнении разных трудовых операций; умеет адекватно оценить свои способности в деятельности.

Представленные уровневые характеристики позволяют дифференцированно подходить к диагностическому исследованию процесса воспитания нравственного отношения младших школьников к общественно полезному труду как общечеловеческой ценности, а также наблюдать динамику изменений в каждом компоненте изучаемого феномена.

Полученные результаты констатирующего этапа эксперимента свидетельствуют о преобладании в целом эгоцентрического (1 класс - 72,1 %, 2 класс -60,85 %, 3 класс - 44,65 %, 4 класс - 36,25 %) и груп-поцентрического (1 класс - 22,5 %, 2 класс - 25,85 %, 3 класс - 36,35 %, 4 класс - 42,88 %) уровней нравственного отношения младших школьников к общественно полезному труду как общечеловеческой ценности. Просоциальный уровень рассматриваемого явления сформирован не достаточно (1 класс - 4,95 %, 2 класс - 13,3 %, 3 класс - 19 %, 4 класс - 20,87 %).

Таким образом, анализ количественных данных, полученных в ходе изучения учащихся начальной школы, подтверждает актуальность, теоретическую и практическую необходимость организации воспитания нравственного отношения младших школьников к общественно полезному труду как общечеловеческой ценности.

Литература

1. Вагнер И. В. Воспитательный компонент федеральных государственных образовательных стандартов: подходы к развитию и реализации // Социальная педагогика. 2012. № 2. С. 5 - 12.

2. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2013. 24 с. (Стандарты второго поколения).

3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Е. С. Савинов. 2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 2010. 204 с. (Стандарты второго поколения).

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // М-во образования и науки Рос. Федерации. М.: Просвещение, 2010. 31 с.

5. Философский энциклопедический словарь / ред.-сост. Е. Ф. Губский, Г. В. Кораблева, В. А. Лутченко. М.: ИНФРА-М, 2011. 576 с.

Информация об авторах:

Чурекова Татьяна Михайловна - доктор педагогических наук, профессор межвузовской кафедры общей и вузовской педагогики ЦПО КемГУ, churekova_t@mail.ru.

Tatiana M. Churekova - Doctor of Pedagogics, Professor at the Inter-University Department of General and Higher School Pedagogy, Kemerovo State University.

Штогрина Екатерина Николаевна - аспирант КРИПКиПРО.

Ekaterina N. Shtogrina - post-graduate student at Kuzbass Regional Institute of Advanced Training and ReTraining of Teachers.

(Научный руководитель - Т. М. Чурекова). (Academic advisor - T. M. Churekova).

Статья поступила в редколлегию 21.09.2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.