I ПЕДАГОГИКА УДК 378
ПРЕДПОСЫЛКИ ПРИОБЩЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ К ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНОМУ ТРУДУ
Т. М. Чурекова, Е. Н. Штогрина
PRE-CONDITIONS OF TEACHING SOCIALLY USEFUL WORK TO SECONDARY SCHOOL STUDENTS
T. M. Churekova, E. N. Shtogrina
В статье в контексте анализа современных законодательных и методических документов авторы раскрывают некоторые предпосылки приобщения школьников к общественно полезному труду, а именно: наличие целевого компонента общественно полезного труда в федеральных нормативно-правовых документах; расширение воспитательной системы школы дополнительными образовательными программами внеурочной деятельности; наполнение содержательного аспекта образовательных программ внеурочной деятельности различными видами общественно полезного труда.
The paper reveals some of the pre-conditions for teaching socially useful work in the context of the analysis of current legislative and methodical documents, namely: the presence of the target component of socially useful work in the Federal standard and legal documents; the expansion of school educational system with additional educational programmes and extracurricular activities; filling the content aspect of of extracurricular activities syllabi with various types of community work.
Ключевые слова: общественно полезный труд, потребность в труде, социально значимая деятельность, труд на общее благо, виды общественно полезного труда.
Keywords: socially useful work, need for work, socially significant activity, work for the public good, types of socially useful work.
Проблема приобщения школьников к общественно полезному труду, воспитания у них трудолюбия, ответственности, интереса к трудовой деятельности является одной из актуальных проблем современного образования. Анализ современных нормативно-правовых и методических документов федерального уровня [3; 6; 9] позволяет заключить, что в условиях современной общеобразовательной школы, значимыми в контексте трудового воспитания являются такие базовые национальные ценности, как забота и помощь, ответственность и чувство долга, целеустремленность и настойчивость, дисциплинированность, бережливость и уважение к труду на общее благо, творчество и созидание.
Важно отметить, что данные ценности красной нитью проходят в работах классиков отечественной педагогики П. П. Блонского, Н. Ф. Бунакова, Н. К. Крупской, П. Ф. Лесгафта, А. С. Макаренко, В. А. Сухом-линского, К. Д. Ушинского и др. В педагогическом учении К. Д. Ушинского общественно полезный труд выступает как основа, средство и цель человеческого существования, как источник нравственного, умственного и физического совершенствования человека, как обязанность служения Отечеству и ближним. Ведущей идеей в педагогической системе А. С. Макаренко является идея воспитания человека-труженика, человека-творца, умеющего творчески и с радостью трудиться на благо коллектива, проявляя такие личностные качества, как заботливость, ответственность, дисциплинированность и др. По мнению В. А. Сухом-линского, именно общественный труд, приносящий пользу другим людям, становиться великим воспитателем, «дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоления трудностей, открывает новую красоту в окружающем мире» [7].
Исходя из вышесказанного, следует подчеркнуть мысль педагогов-классиков о том, что испытать радость труда школьники смогут, ощутив его общест-
венную значимость. Поэтому именно общественно полезный труд должен стать в системе воспитательно-образовательного процесса школы приоритетным направлением и одним из главных его компонентов.
Изучение и анализ современной школьной документации (положение об общественно полезном труде, уставы школ, рабочие программы и др.) позволил обобщить понятие «общественно-полезный труд» и определить содержательные характеристики его целевого компонента. Под общественно полезным трудом понимают совместную преобразовательную, природоохранную деятельность детей и взрослых, связанную с социальной активностью личности и включающую коллективистические мотивы, чувство долга и ответственности, заботу об окружающей среде, положительное отношение к труду на пользу других людей. Кроме того, отмечаются особенности этого вида деятельности, который имеет постоянный характер, регулярность, периодичность, сплачивает коллектив, приносит реальную пользу классу, школе. Содержательными характеристиками целевого компонента общественно полезного труда, в современных общеобразовательных учреждениях являются:
- формирование сознательной потребности трудиться на благо коллектива, уважения к людям разных профессий, заботливого и бережного отношения к общественному достоянию, окружающей среде;
- привитие навыков самообслуживания в классных кабинетах, здании школы, пришкольной территории;
- формирование активной жизненной позиции, творческого отношения к различным видам общественно полезного труда;
- развитие творческой инициативы, познавательных, психологических и физических качеств личности;
- воспитание нравственного отношения учащихся к социально значимой общественной деятельности;
- воспитание трудолюбия, ответственности, взаимопомощи, коллективизма, дисциплинированности.
Кроме того, считаем важным отметить, что указанные содержательные аспекты целевого компонента общественно полезного труда нашли отражение в Концепции духовно-нравственного воспитания личности гражданина России, где одним из направлений социального становления личности является воспитание трудолюбия, творческого отношения к разным видам труда, включая общественно полезный труд [3].
Однако на практике дело обстоит сложнее. Проблема воспитания высоких моральных качеств (трудолюбия, ответственности, заботливости, взаимопомощи) в социально значимой общественной деятельности, нравственного отношения к труду остается открытой. В качестве примера приведем статистические данные социологического опроса, проведенного в образовательных учреждениях Нижегородской области. Респондентам было предложено ответить на несколько вопросов в содержательном блоке «технологическое образование». На вопрос «Нужно ли в начальной школе вводить общественно полезный, производительный труд?» 80 % опрошенных ответили отрицательно, аргументировав свой ответ тем, что нет необходимости загружать таким трудом школьников. Отвечая на вопрос «Выполняются ли реально программы по технологии в начальной школе?» лишь 10 % респондентов дали утвердительный ответ. И, наконец, на вопрос «Заменяются ли уроки технологии в начальной школе другими предметами?» были получены следующие данные: 70 % - да, 10 % - нет, 20 % - иногда [8].
Приведённые результаты опроса говорят, во-первых, о том, что в практике современной начальной школы общественно полезному труду не уделяется должного внимания со стороны педагогической общественности, которая слабо заинтересована в привлечении обучающихся к труду на общее благо; во-вторых, подготовка младших школьников к труду в сфере изучения образовательной области «Технология» осуществляется на низком уровне; в-третьих, общественно полезный труд в начальной школе отличается ситуативным характером, без ярко выраженных элементов системности, последовательности, мотивационной направленности. Принимая во внимание данные заключения, имеющие отношение к младшему школьному возрасту, можно сделать предположение о том, что на средней и старшей ступенях общего среднего образования проблема воспитания трудолюбия, трудовых умений и навыков также ожидает своего решения.
Анализ современной научно-методической и педагогической литературы за последние 6 лет (начиная с 2009 г.) дает основание утверждать, что обозначенная в данной статье проблема действительно актуальна: современные школьники не хотят и не любят трудиться, их интересы в области трудового обучения крайне скудны, а вопрос с выбором будущей профессии решается не в пользу профессии рабочего-труженика.
Как справедливо, на наш взгляд, отмечает Е. Л. Болотова, в современных реалиях проблема формирования у школьников уважительного отношения к труду, развития трудовых умений и навыков, мотивации к выполнению трудовых заданий требует к себе пристального внимания, как со стороны государственных структур, так и со стороны педагогических коллективов массовых школ. Мы соглашаемся с мнением ав-
тора, что практика современных общеобразовательных учреждений позволяет говорить о частых конфликтных ситуациях между родителями и школой, которые связаны с вопросами самообслуживания обучающихся, уборкой учениками классных помещений и школьной территории, летней трудовой практикой и т. д. И это происходит наряду с тем, что у школьников, начиная с начальных классов, желание заняться общественно полезной деятельностью в стенах школы возникает достаточно редко [1].
Исходя из вышесказанного, можно выделить объективно существующие противоречия между:
- признанием на федеральном уровне важности и возможности воспитания у школьников трудолюбия, творческого отношения к разным видам труда, включая общественно полезный труд, и существующим недостаточным уровнем разработки организационно-педагогических условий приобщения обучающихся к социально значимому труду на благо общества, коллектива;
- необходимостью включения младших школьников в общественно полезный труд в условиях реализации ФГОС НОО и отсутствием целенаправленной и системной организации данного процесса, связанной с развитием мотивационно-потребностной сферы учащихся начальных классов.
Выявленные противоречия создают необходимость дальнейшей детальной разработки проблемы привлечения школьников к общественно полезному труду, как в педагогической теории, так и в экспериментальном плане. С точки зрения многих исследователей (Е. Л. Болотова, П. В. Гулидов, В. Е. Павлова и др.), в современной образовательной среде наметились некоторые пути в решении указанной проблемы, среди которых авторы выделяют: воспитание у школьников трудолюбия (принцип государственной политики в области образования) как черты личности; включение трудовой деятельности (Письмо Минобр-науки РФ от 14.04.2011 № МД-463/06 «О рекомендациях по организации детского оздоровительного отдыха») в воспитательную систему, например оздоровительного лагеря (а значит и в систему дополнительного образования); расширение воспитательно-образовательных программ различными видами общественно полезного труда и др. [1; 2; 5].
В условиях реализации ФГОС НОО следует отметить еще одно направление, связанное с появлением во многих общеобразовательных учреждениях страны дополнительных образовательных программ внеурочной деятельности, которые ориентированы на подготовку учащихся младших классов к общественно полезному труду. К примеру, перечислим некоторые из них: «Общественно-полезный труд» (рабочая программа для 1 класса, автор Е. С. Аверьянова), «Дом, в котором я живу» (рабочая программа для 2 класса, автор С. Н. Ефремова), «Помогайка» (рабочая программа для 1 - 4 классов, автор М. В. Емельяненко), «Мастерская добрых дел» (рабочая программа для 2 класса, автор А. А. Колосовская) и др.
Анализ этих и других программ внеурочной деятельности показывает, что они разработаны с учетом основных положений государственной политики в области образования, которыми являются: гуманистический характер образования, приоритет общече-
ловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободное развитие личности; воспитание взаимоуважения, гражданственности, трудолюбия, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к общественному имуществу и окружающей среде (ст. 3, Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.). Кроме того, мотивационно-целевой компонент в структуре анализируемых программ включает в себя следующее наполнение:
- формирование мотивов достижения и разных способов учебного сотрудничества;
- раскрытие творческого потенциала ребенка;
- обучение навыкам общественной работы, умению работать индивидуально и в группе;
- развитие коммуникативной компетенции, доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе;
- развитие мелкой моторики рук в процессе освоения различных технологических приемов;
- воспитание ответственного отношения к поручению коллектива и др. Большинство образовательных программ рассчитаны на 1 час в неделю, начиная с 1 по 4 классы.
В качестве содержательного компонента авторы выделяют следующие виды общественно полезной деятельности, реализуемые в образовательной практике:
- самообслуживание, включающее: дежурство в классе, по школе и в столовой; влажную уборку и озеленение классных комнат; оказание помощи в поддержании чистоты пришкольной территории; изготовление и мелкий ремонт учебно-наглядных пособий, книг и учебных принадлежностей; организацию своего рабочего места (дома и в школе); помощь родителям в уборке и благоустройстве жилища; уход за домашними животными; личную гигиену, содержание в чистоте и порядке личных вещей; мелкий ремонт одежды;
- сельскохозяйственный труд на пришкольном участке, предполагающий подготовку семян к посеву; внесение в почву удобрений, выращивание цветочно-декоративных и овощных культурных растений; посадку саженцев для озеленения школьного двора, мелкую обрезку деревьев, кустарников, цветов; окапывание садовых деревьев; охрану зеленых насаждений, уход за ними;
- волонтерская работа, которая содержит: заботу о малышах, престарелых людях, оказание посильной помощи ветеранам ВОВ; шефство над детским садом, первоклассниками; помощь в заготовке корма для птиц и животных; заботу о птицах и домашних питомцах; заботу о близких людях; выполнение поручений различных общественных организаций (ГАИ, общества охраны природы и др.);
- разные трудовые операции, ориентированные на сбор лекарственных трав, плодов, семян, природного материала; сбор корма для птиц и подкормка их
зимой, изготовление кормушек; техническое моделирование; изготовление игрушек и поделок; шитье и вышивание; мелкий ремонт мебели; работа с пластилином, глиной, картоном, природным материалом.
Роль таких мероприятий в сфере трудового воспитания личности школьника трудно переоценить. Ведь даже элементарная помощь школе, такая как подклейка книг в библиотеке или работа на пришкольном участке могут иметь положительный воспитательный эффект, если дети будут выполнять эти поручения не ради вознаграждения, а из чувства морального долга [4, с. 313]. Такая работа будет полезна для ребёнка и, бесспорно, доставит ему радость.
В ряде программ внеурочной деятельности выделены требования к содержанию общественно полезного труда в начальной школе. Это, во-первых, наполнение труда содержанием познавательного и творческого характера, а также раскрытие общественной и практической пользы труда, его коллективной направленности, при которой возможно создание атмосферы сотрудничества между детьми и взрослыми. Во-вторых, важным является формирование ответственности не только за свою, но и за общую работу, воспитание ответственного отношение к поручению коллектива и бережного отношения к общественным материальным благам. В-третьих, значимо и систематическое использование таких трудовых операций, которые требуют творческой активности и дисциплины, применения на практике первоначальных навыков рациональной организации индивидуальной и коллективной работы, её планирования и реализации, самоконтроля своей работы.
Таким образом, резюмируя вышесказанное, считаем, что существенными предпосылками привлечения обучающихся к общественно полезному труду являются:
- наличие целевого компонента общественно полезного труда в федеральных нормативно-правовых документах (Концепция духовно-нравственного воспитания личности гражданина России, Федеральный государственный образовательный стандарте начального общего образования и др.), школьной документации (положение об общественно полезном труде, рабочие программы внеурочной деятельности, устав школы, планы воспитательной работы), включающего развитие трудовых умений и навыков, доброжелательности, воспитание положительного отношения к разным видам труда и т. д.;
- расширение воспитательной системы школы дополнительными образовательными программами внеурочной деятельности, ориентированными на подготовку учащихся начальной школы к общественно полезному труду;
- наполнение содержательного аспекта образовательных программ внеурочной деятельности различными видами общественно полезного труда.
Литература
1. Болотова Е. Л. Общественно полезный труд возвращается в школу? // Народное образование. 2012. № 2. С. 36 - 42.
2. Гулидов П. В. Правовые основы использования детского труда в школе // Справочник классного руководителя. 2009. № 10.
3. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2013. 24 с. (Стандарты второго поколения).
4. Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций: учеб. пособие. М.: Юрайт, 1999. 523 с.
5. Павлова В. Е. Проблемы трудового воспитания (Почему дети не любят трудиться?) // Алые паруса: проект для одаренных детей. 28.04.2014. Режим доступа: http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2014/04/28/problemy-trudovogo-vospitaniya-pochemu-deti-ne-lyubyat-trudyatsya
6. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Е. С. Савинов. 2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 2010. 204 с. (Стандарты второго поколения).
7. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. К.: Радянська школа, 1987. 200 с.
8. Тужилкин А. Ю. Совершенствование организационно-педагогического сопровождения профориентаци-онной работы с молодежью в образовательных учреждениях Нижегородской области. (Презентация) // Госбук. 12.11.2012. Режим доступа: http://rpp.nashaucheba.ru/docs/index-156935.html
9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. М.: Просвещение, 2010. 31 с.
Информация об авторах:
Чурекова Татьяна Михайловна - доктор педагогических наук, профессор межвузовской кафедры общей и вузовской педагогики ЦПО КемГУ, [email protected].
Tatiana M. Churekova - Doctor of Pedagogics, Professor at the Department of General and High School Pedagogy, Kemerovo State University.
Штогрина Екатерина Николаевна - аспирант КРИПКиПРО.
Ekaterina N. Shtogrina - post-graduate student at Kuzbass Regional Institute of Advanced Training and ReTraining of Teachers.
(Научный руководитель - Т. М. Чурекова).
Статья поступила в редколлегию 30.01.2015 г.