Научная статья на тему 'Опыт трудового воспитания школьников Брянской области в 1944-1950 годах'

Опыт трудового воспитания школьников Брянской области в 1944-1950 годах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
180
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БРЯНСКАЯ ОБЛАСТЬ / BRYANSK REGION / ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНЫЙ ТРУД / SOCIALLY USEFUL LABOR / ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / LABOR EDUCATION / ШКОЛА / SCHOOL / УЧЕБНО-ОПЫТНЫЕ УЧАСТКИ / TRAINING-EXPERIMENTAL SITES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Епифаненков Михаил Сергеевич

В статье рассматривается опыт трудового воспитания школьников Брянской области в 1944-1950 годах. В условиях послевоенной разрухи школьники привлекались к общественно полезному труду в деле восстановления разрушенного Великой Отечественной войной хозяйства. Трудовое воспитание осуществлялось путем участия школьников в ремонте школьной мебели, труде по самообслуживанию, работе в колхозах и на учебно-опытных участках. Опыт приобщения школьников к труду в первые послевоенные годы может быть использован в трудовом воспитании современного подрастающего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт трудового воспитания школьников Брянской области в 1944-1950 годах»

ОПЫТ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ В 1944-1950 ГОДАХ Епифаненков М.С. Email: Epifanenkov646@scientifictext.ru

Епифаненков Михаил Сергеевич - аспирант, кафедра педагогики, Брянский государственный университет им. ак. И.Г. Петровского, г. Брянск

Аннотация: в статье рассматривается опыт трудового воспитания школьников Брянской области в 1944-1950 годах. В условиях послевоенной разрухи школьники привлекались к общественно полезному труду в деле восстановления разрушенного Великой Отечественной войной хозяйства. Трудовое воспитание осуществлялось путем участия школьников в ремонте школьной мебели, труде по самообслуживанию, работе в колхозах и на учебно-опытных участках. Опыт приобщения школьников к труду в первые послевоенные годы может быть использован в трудовом воспитании современного подрастающего поколения. Ключевые слова: Брянская область, общественно полезный труд, трудовое воспитание, школа, учебно-опытные участки.

EXPERIENCE OF LABOR EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN OF THE BRYANSK REGION IN 1944-1950 Epifanenkov M.S.

Epifanenkov Mikhail Sergeevich - Postgraduate Student, DEPARTMENT OF EDUCATION, BRYANSK STATE UNIVERSITY AC. I.G. PETROVSKY, BRYANSK

Abstract: the article considers the experience of labor education of schoolchildren of Bryansk region in 1944-1950. In the conditions of postwar disruption, schoolchildren were involved in socially useful work in the restoration of the economy destroyed by the Great Patriotic War. Labor education was carried out through the participation of schoolchildren in the repair of school furniture, self-service work, work on collective farms and on training sites. The experience of introducing students to work in the first postwar years can be used in the labor education of the modern younger generation.

Keywords: Bryansk region, socially useful labor, labor education, school, training-experimental sites.

УДК 37.017.7

Трудовое воспитание является неотъемлемой частью формирования всесторонне развитой личности. В современных условиях подготовка школьников к труду имеет очень важное значение. Сейчас наблюдается нехватка квалифицированных рабочих кадров. У школьников наблюдается снижение уровня трудовой воспитанности, пассивность, погруженность в так называемый «виртуальный» мир. В связи с этим нужно обращаться к опыту трудового воспитания советской школы. Ярким примером может послужить трудовой подвиг советского народа, в том числе и школьников, в деле восстановления разрушенного войной хозяйства.

Целью данной статьи является изучение и анализ опыта трудового воспитания школьников Брянской области в первые послевоенные годы. Брянская область была образована Указом Президиума Верховного Совета СССР 5 июля 1944 года. Великая Отечественная война нанесла огромный ущерб системе образования Брянщины. После освобождения территории области от немецко-фашистских захватчиков нужно было восстанавливать разрушенное войной хозяйство. Одной из первоочередных задач являлась задача восстановления школ в освобожденных районах. В связи с

большой разрухой и нехваткой рабочих рук, к делу восстановления народного хозяйства привлекались учащиеся школ. Данное явление можно рассматривать как средство трудового воспитания молодежи тогдашнего периода. Именно благодаря школьникам и учителям в первые послевоенные годы удалось привести в более или менее надлежащий вид школьные здания, улучшить материальную базу школ.

До Великой Отечественной войны на территории Брянской области работало 1789 школ, в которых обучалось 389 161 человек. Начальных школ было 1158, семилетних - 481, средних - 145. За два года немецкой оккупации на территории Брянской области было уничтожено 1311 школа со всем учебным оборудованием. Материальный ущерб выражался в сумме 282 млн 500 тыс. руб. [2, д. 5а, л. 1].

После освобождения области от немецких захватчиков в 1943/44 учебном году было восстановлено и работало 1378 школ, в которых обучалось 156392 человека. В первый после оккупации учебный год учреждения образования области столкнулись с разрухой материальной базы, а именно: отсутствием классной мебели, разбитыми окнами в уцелевших зданиях. Так в подавляющем большинстве школ на зиму были остеклены только первые рамы и световая площадь сокращена за недостатком стекла в отдельных школах до 30% (Жуковский, Клинцовский и другие районы) [2, д. 5а, л. 2]. Школьники принимали участие в изготовлении школьных рам, их остеклении и установке.

С 1944 по 1948 год наблюдалась нехватка топлива для школ. Так годовая потребность в топливе для школ области на 1944/45 учебный год составляла 87241 м3. На конец первого полугодия было заготовлено 63578 м3 дров [2, д. 5а, л. 3]. В заготовке топлива большое участие принимали учителя и учащиеся. Школьники под руководством учителей отправлялись в лес на заготовку дров, собирали хворост, пилили бревна, затем привозили их на санях в школы. Затем их нужно было поколоть и сложить.

Громадную работу провели школы по обеспечению классов мебелью. Во всех районах области в первые послевоенные годы были созданы ученические бригады по ремонту мебели. К этому же делу школы привлекали родителей, население (Городищенская и Чайковичская семилетние школы Брянского района; Дятьковская средняя школа; Пролетарская школа Стародубского района и др.). К началу 1944/45 учебного года в школах области насчитывалось 36642 парты; 2626 классных досок. Но имеющаяся классная мебель была нестандартная.

Брянский облисполком издал приказ, по которому предписывалось восстановить в течение 1944/1945 учебного года всю довоенную сеть внешкольных учреждений, дома пионеров, детские технические станции, детские клубы и др. и при всех средних и неполных средних школах организовать мастерские для обеспечения трудового политического обучения [2, д. 2, л. 23].

В течение 1944-1945 года были организованы при всех средних школах мастерские по ремонту обуви и одежды учеников и учителей. Исключительно важное воспитательное и образовательное значение приобрел труд комсомольцев на полях колхозов и совхозов. При хорошей его организации ученики приносили большую пользу сельскому хозяйству и расширяли свой общеобразовательный кругозор. Так в 1948-1949 учебном году комсомольцы большинства школ явились авангардом учащихся школы, вели работу по укреплению сознательной дисциплины, повышению успеваемости, явились инициаторами общественных мероприятий [1, с. 67]. Комсомольцами школы № 9 г. Брянска была оказана помощь колхозу в уборке огородных культур, произведена закладка школьного сада, оборудована спортивная площадка. По инициативе Севской средней школы организовывались воскресники по благоустройству города и школьной усадьбы, оказание помощи колхозам. В Злынковской и Спиридоно -Будской средних школах Злынковского района комсомольцы приняли активное участие в заготовке топлива, в подготовке школы к началу занятий. В Локотской средней школе Брасовского района под руководством комсомольской организации посажено:

смородины 532 куста, малины - 721, крыжовника - 32, вишни - 74. Комсомольцы Лесокомбинатской школы Брасовского района посадили 100 декоративных и плодовых деревьев. Комсомольцы активно участвовали в проведении дня птиц и «Недели сада» [4, д. 8, л. 47]. Всё это свидетельствует о том, что трудовое воспитание стало носить более организованный характер.

Особый характер в деле трудового воспитания в первые послевоенные годы носила работа на пришкольных учебно-опытных участках. Если в первые три года после освобождения области многие школы не имели приусадебных участков, так как сами располагались в арендованных помещениях, а до 1947 года существовали школы-землянки, то уже в последующие годы работа на пришкольных участках стала приобретать организованный характер. В 1948-1949 уч. году большую работу на пришкольных участках вели Вишневская, Куржановичская, Фоевичская семилетняя Чуровичская средние школы Чуровичского района. На участках заложены питомники фруктовых и декоративных деревьев, выращиваются культуры гаолян, копатник, голозерный овес, многоколосная пшеница. При Вишневской семилетней школе фруктовый питомник насчитывал 200 яблонь и груш. В Куржановичской - 1000. Весь участок Чуровичской средней школы площадью более 2 га был обсажен выращенным в собственном питомнике американским кленом. Классные комнаты Каменско-Хуторской средней школы Чуровичского района украшены большим количеством цветов, в коридорах и учительской возвышались громадные олеандры, китайские розы, перед школой - красивый цветник [4, д. 8, л. 43].

Всего в 1948-1949 учебном году в области насчитывалось 332 семилетних и средних школ из 518 организовавших учебно-опытную работу на пришкольных участках.

Школьники высаживали так называемые лесозащитные полосы. Учащиеся Бело-Бережской средней школы, Шаровичской средней школы Рогнединского района посадили лесозащитную полосу из березы и тополя. В лесничестве имени Ленина школьники Брянского района посадили 25 тысяч саженцев. В школах области заложено 64 питомника, 56235 сеянцев, осенью 1948 года и весной 1949-го на пришкольных участках посажено 51336 плодовых деревьев. Появились молодые сады. Например в Бело-Бережской средней школе Брянского района заложили сад площадью 0,250 га, Чернооковской семилетней школе Климовского района - сад 0,5 га. Для ухода за каждым деревом закреплены члены кружков юннатов. Отдельными школами проведена громадная работа: весной 1948 года школьниками посажено декоративных деревьев 49281 и кустарников - 30982. Рогнединская средняя школа посадила их на площади 2,5 га. Более тридцати шести тысяч ягодных кустарников осенью 1948 было собрано и передано конторам «Сортсемовощ», 36722 кг различных древесных семян, в том числе 33500 кг семян хвойных деревьев. В отдельных школах городов Бежица, Клинцы, Новозыбков, Бело-Бережской средней школе Брянского района, Трубчевской средней имелись аквариумы, террариумы [4, д. 8, л. 44].

В средних школах Почепа, Клинцов, Зиновьевской средней школе Комаричского района, Бело-Бережской, Сельцовской Брянского района учащиеся с помощью учителей изготовили для кабинетов биологии наглядные пособия, коллекции семян, насекомых, гербариев [4, д. 8, л. 45].

Подобная работа продолжалась и в 1950-1951 учебном году. Так опытническую работу организовали наряду с семилетними и средними школами даже начальные школы: Денисковичская Злынковского района, заведующий тов. Сычев [6, д. 19, л. 34]. Работа на пришкольном участке Цементовской средней школы Дятьковского района была организована так, что в ней участвовали все учащиеся. Ими проведены опыты по получению двух урожаев картофеля за лето. Также учащиеся продолжали высаживать декоративные и плодово-ягодные деревья [6, д. 19, л. 72]. Школьники Гордеевской средней школы на пришкольном участке выращивали пшеницу ветвистую, арбузы, дыни, кок-сагыз, сою, просо, гречиху, томаты, свеклу и капусту. В

Погарской семилетней школе учащиеся выводили новые сорта сирени [6, л. 73-74]. Данные мероприятия способствовали, на наш взгляд, приобщению учащихся к сельскохозяйственному труду, а также формированию теоретических представлений о посадке и уходе за растениями. В отдельных школах выращивали кроликов.

Важное место в трудовом воспитании послевоенного периода занимали экскурсии на различные предприятия области, где учащиеся знакомились непосредственно с производством. Это способствовало их профориентации. Так учащиеся Клинцовской средней школы посетили кожевенный завод, новозыбковский инкубатор. Учащиеся ознакомились с производством, практическим использованием кожи животных и преимуществом искусственного выведения птиц. Также была экскурсия в новозыбковскую опытную станцию [4, д. 8, л. 45].

29 сентября 1949 года на основании постановления Брянского исполкома областного совета депутатов трудящихся и бюро обкома партии о проведении осенних лесопосадочных работ в колхозах и совхозах области, в котором говорилось, что план весенних лесопосадок по области не выполнен, было принято решение заведующим Брянским областным отделом народного образования тов. А. Николаевым, по которому предписывалось заведующим рай-гороно, директорам школ и детских домов обеспечить участие учащихся школ и педучилищ, работников учреждений народного образования в проводимом месячнике по лесонасаждению. В период месячника обеспечить озеленение школьных усадеб, усадеб детских домов и детских садов. Установить надлежащий уход за посадками, приняв необходимые меры по их сохранению, озеленить улицы, принять участие в посадке полезащитных и почвозащитных насаждений, организовать сбор желудей и семян и сдачу их потребкооперации [5, д. 12, л. 19-20]. Впоследствии при школах стали создаваться свои школьные лесничества.

Таким образом, опыт приобщения школьников Брянской области к общественно полезному труду показал, что в первые послевоенные годы система школьного образования испытывала огромные трудности, но в этих условиях школы показали высокую трудовую мобилизацию учащихся, осуществляли трудовое воспитание учащихся. Школьники участвовали в ремонте школьных зданий, изготовлении классной мебели, пошиве одежды и обуви. В период сбора урожая школьники привлекались в колхозы. Создание учебно-опытных участков при школах положительно сказалось на трудовом воспитании подрастающего поколения. Работа на пришкольном участке формировала у учащихся представление о выращивании культурных растений, формировала ответственность, уважение к результатам труда. Эти навыки, несомненно, пригодились подросткам в их дальнейшей жизни. Многие из них стали грамотными агрономами, достойными работниками промышленности и сельского хозяйства. Многие стали преподавателями, работавшими на благо просвещения советской молодежи. Опыт прошлых лет нам показывает, что важным моментом в деле трудового воспитания является формирование ответственного отношения к труду, самостоятельности, дисциплинированности. Думается, что опыт прошлых лет сможет помочь современным педагогам вести целенаправленную работу по формированию уважительного отношения школьников к своему труду и труду окружающих, воспитанию добросовестности, ответственности и осознанному выбору будущей профессии.

Список литературы /References

1. Выкочко Л.М. Как это было. Новозыбков, 2001.

2. Государственный архив Брянской области ( ГАБО). - Ф. 2130, оп. 1, д. 2.

3. ГАБО. Ф. 2130., оп. 2, д. 5а.

4. ГАБО. Ф. 2130, оп. 2, д. 8.

5. ГАБО. Ф. 2130, оп. 2, д. 12.

6. ГАБО. Ф. 2130, оп. 2, д. 19.

7. Хитарян М.Г. Трудовое воспитание и политехническое обучение в советской школе накануне перехода ко всеобщему среднему образованию (1937-1956 гг.): Ист.-пед. очерки / Череповец. гос. пед. ин-т. Вологда: Сев.-Зап. кн. изд-во. Вологод. отделение, 1974. 219 с.

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ (ПРЕДМЕТНОЙ) И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ВУЗЕ Кондратенко З.К. Email: Kondratenko646@scientifictext.ru

Кондратенко Зарина Камилевна - магистрант, кафедра теории и методики профессионального образования, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола

Аннотация: в статье анализируются методы и приёмы повышения теоретической и психолого-педагогической подготовки преподавателя высшей школы. Указанное исследование необходимо с целью внедрения в учебный процесс инновационной составляющей. Автором отмечается, что в процессе управления научно-методической деятельностью в высшем образовательном учреждении должны быть решены следующие вопросы: научно-методическое обеспечение внедрения инновации; повышение научной и профессиональной квалификации руководителей учебных подразделений и педагогов, обеспечивающее возможность творческого поиска в широком диапазоне психолого-педагогических проблем. Ключевые слова: инновация, педагог-новатор, преподаватель, вуз.

INCREASING LEVEL OF THEORETICAL (SUBJECT) AND PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL TRAINING OF THE TEACHER IN THE UNIVERSITY Kondratenko Z.K.

Kondratenko Zarina Kamilevna - Master, DEPARTMENT OF THEORY AND METHODS OF PROFESSIONAL EDUCATION, MARI STATE UNIVERSITY, YOSHKAR-OLA

Abstract: in the article methods and methods of increasing the theoretical and psychological-pedagogical preparation of a teacher of higher education are analyzed. This research is necessary to introduce an innovative component in the educational process. The author notes that in the process of management of scientific and methodological activities in the higher educational institution the following issues should be resolved: scientific and methodological support for the introduction of innovation; increase the scientific and professional qualifications of heads of educational departments and teachers, providing the possibility of creative search in a wide range of psychological and pedagogical problems. Keywords: innovation, teacher-innovator, teacher, university.

УДК 378.1

Актуальность темы повышения теоретической и психолого-педагогической подготовки преподавателя высшей школы связана в первую очередь с необходимостью внедрения в учебный процесс инновационной составляющей. Новация предполагает увеличение объемов работы, а также интенсификацию

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.