Научная статья на тему 'Социальные сети как образовательный ресурс'

Социальные сети как образовательный ресурс Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
3411
367
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / СЕТЕВОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / SOCIAL NETWORKS / EDUCATIONAL NETWORKS SPACE / ONLINE COMMUNITY / E-LEARNING SYSTEM / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / COMPUTER-BASED LEARNING

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Дьячкова Маргарита Анатольевна, Томюк Ольга Николаевна

В статье рассматривается проблема применения социальных сетей как образовательного ресурса вкачестве вспомогательного средства для обучения и воспитания. Интерес к данной проблеме вызван высокой степенью вовлеченности в информационное пространство посредством социальных сетей именно детей и молодежи. Цель данной статьи заключается в рассмотрении проблемы непосредственного применения популярных социальных сетей в образовательном процессе.Предметом исследования являются социальные сети, их возможности как образовательного ресурса.В статье на основе анализа результатов исследования выявлен образовательный ресурс социальных сетей, состоящий в том, что посредством социальных сетей внедряются просветительские (в том числе интерактивные) программы и проекты, проектируются индивидуальные траектории развития обучающихся на основе индивидуальных образовательных программ. Включение социальных сетей в образовательный процесс обеспечивает широкую популяризацию культурных и национальных традиций, вовлечение обучающихся в творческую деятельность, создание условий для их самообразования, профориентационной и профилактической работы, развития карьеры. Авторы статьи исследуют возможности применения современных образовательных технологий дебатов, социального проектирования, форума, новых информационных технологий при включении социальных сетей в образовательный процесс. При этом важно понимать, что для вовлечения детей и молодежи в виртуальную образовательную среду необходим координатор педагог, обладающий необходимыми компетенциями, владеющий эффективными методиками для осуществления данного вида деятельности. Авторы статьи обосновывают необходимость непосредственного применения социальных ресурсов сети Интернетв образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Дьячкова Маргарита Анатольевна, Томюк Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL NETWORKS AS AN EDUCATIONAL RESOURCE

The paper introduces the problem of the direct application of social networks as an educational resource (i.e. as a supplementary educational tool). The interest in the problem is caused by the high degree of involvement of children and young people in the information space through social networks. The purpose of the paper is to consider the problem of direct application of popular social networks in the educational process.The subject of investigation is social networks and their potential as an educational resource. The analysis of the research results allows identifying the educational resource of social networks, which lies in the fact that social networks can be used toimplement educational (including the interactive ones) programs and projects, to design students' individual development trajectories on the basis of individual educational programs. Integration of social networks into educational process provides a broad popularization of cultural and national traditions, involvement of students in creative activities, creation of conditions for self-education, career guidance and preventive work, and career development. The authors investigate the possible use of contemporary educational technologies debates, social project, forums and new information technologies in integration of social networks into the educational process. When introducing social networks into the educational process, it is important to understand that there must be a coordinator to involve children and young people in a virtual educational environment i.e. a teacher with the necessary competences and equipped with effective methods for the implementation of such type of activity. The authors justify the need for direct application of social resources of the Internet in education.

Текст научной работы на тему «Социальные сети как образовательный ресурс»

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

УДК 37.013:004

ББК Ч402.684.3 ГСНТИ 14.07.07 Код ВАК 13.00.01

Дьячкова Маргарита Анатольевна,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра теории и методики воспитания культуры творчества, Институт педагогики и психологии детства, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, д. 26, к. 160; e-mail: dyachkova.margarita@yandex.ru

Томюк Ольга Николаевна,

старший преподаватель, кафедра онтологии и теории познания, Департамент философии, Уральский гуманитарный институт, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина; 620083, г. Екатеринбург, пр-т Ленина, д. 51, к. 332; e-mail: helgago@yandex.ru

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: социальные сети; сетевое образовательное пространство; сетевое сообщество; электронное обучение; информационно-коммуникационные технологии; информатизация образования.

АННОТАЦИЯ. В статье рассматривается проблема применения социальных сетей как образовательного ресурса - в качестве вспомогательного средства для обучения и воспитания. Интерес к данной проблеме вызван высокой степенью вовлеченности в информационное пространство посредством социальных сетей именно детей и молодежи. Цель данной статьи заключается в рассмотрении проблемы непосредственного применения популярных социальных сетей в образовательном процессе. Предметом исследования являются социальные сети, их возможности как образовательного ресурса. В статье на основе анализа результатов исследования выявлен образовательный ресурс социальных сетей, состоящий в том, что посредством социальных сетей внедряются просветительские (в том числе интерактивные) программы и проекты, проектируются индивидуальные траектории развития обучающихся на основе индивидуальных образовательных программ. Включение социальных сетей в образовательный процесс обеспечивает широкую популяризацию культурных и национальных традиций, вовлечение обучающихся в творческую деятельность, создание условий для их самообразования, профориентационной и профилактической работы, развития карьеры. Авторы статьи исследуют возможности применения современных образовательных технологий - дебатов, социального проектирования, форума, новых информационных технологий - при включении социальных сетей в образовательный процесс. При этом важно понимать, что для вовлечения детей и молодежи в виртуальную образовательную среду необходим координатор -педагог, обладающий необходимыми компетенциями, владеющий эффективными методиками для осуществления данного вида деятельности. Авторы статьи обосновывают необходимость непосредственного применения социальных ресурсов сети Интернет в образовании.

Dyachkova Margarita Anatolievna,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Department of Theory and Methodology of Fostering a Creativity Culture, Institute of Pedagogy and Child Psychology, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

Tomyuk Olga Nikolaevna,

Senior Lecturer, Department of Ontology and Theory of Knowledge, Department of Philosophy, Ural Humanitarian Institute, Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin, Ekaterinburg, Russia.

SOCIAL NETWORKS AS AN EDUCATIONAL RESOURCE

KEYWORDS: social networks; educational networks space; online community; e-learning system; information and communication technologies; computer-based learning.

ABSTRACT. The paper introduces the problem of the direct application of social networks as an educational resource (i.e. as a supplementary educational tool). The interest in the problem is caused by the high degree of involvement of children and young people in the information space through social networks. The purpose of the paper is to consider the problem of direct application of popular social networks in the educational process. The subject of investigation is social networks and their potential as an educational resource. The analysis of the research results allows identifying the educational resource of social networks, which lies in the fact that social networks can be used to implement educational (including the interactive ones) programs and projects, to design students' individual development trajectories on the basis of individual educational programs. Integration of social networks into educational process provides a broad popularization of cultural and national traditions, involvement of students in creative activities, creation of conditions for self-education, career guidance and preventive work, and career development. The authors investigate the possible use of contemporary educational technologies - debates, social project, forums and new information technologies - in integration of social networks into the educational process. When introducing social networks into the educational process, it is important to understand that there must be a co-

ordinator to involve children and young people in a virtual educational environment - i.e. a teacher with the necessary competences and equipped with effective methods for the implementation of such type of activity. The authors justify the need for direct application of social resources of the Internet in education.

В«

• «Основах государственной молодежной политики РФ на период до 2025 г.» указано, что необходимо более эффективно использовать информационные ресурсы для того, чтобы обеспечить более успешную интеграцию подрастающего поколения и молодежи в общество [11].

Актуальным является активное включение в образовательный процесс современных коммуникационных каналов, а именно социальных сетей, предназначенных для установления связей, взаимоотношений между людьми, расширения их круга общения.

Сети, считает М. Кастельс, есть достаточно старые и давно известные формы организации человеческой деятельности, сущность которых состоит в организации множества взаимосвязанных цепочек, пересекающихся в определенных узлах-точках информационных потоков и акторов информационного взаимодействия [8]. Комплекс взаимосвязанных узлов и представляет собой сетевое сообщество [8]. С разработкой и внедрением современных сетевых сервисов связано развитие интернет-пространства и, как следствие, рост интернет-аудитории, включенной в сетевое взаимодействие. Создание компьютерной техники и возникновение интернета дало возможность развития глобальной коммуникационной сети. Интернет, задуманный первоначально для связи компьютеров, стал устанавливать взаимодействия в системе «человек - человек» посредством технических средств.

Социальная сеть (англ. social networks) представляет собой интернет-площадку, посетители которой имеют возможность создать информационный ресурс (о себе, своих интересах, достижениях и прочее) с целью установить связи с людьми, разделяющими их интересы. Пользователи социальных сетей сами могут создавать контент UGC (англ. user-generated content - пользовательский контент). При этом не требуется никаких дополнительных средств, например, таких, как месседжеры или электронная почта.

Социальные сети как новый вид коммуникации современного человека находятся в исследовательском поле разных наук - психологии, педагогики, социологии, информатики и др. В числе исследователей социальных сетей следует назвать Ю. Хабермаса [15], Э. Гидденса [4], М. Кастельса [8], С. А. Аза-ренко [1], Т. Г. Грушевицкую [5], В. М. Гостева [9], Л. А. Браславца [2], А. В. Брянцеву [3], М. В. Брянцеву [3], А. Д. Иоселиани [6],

М. М. Назарова [10] и других.

Однако в работах, касающихся исследования социальных сетей, акцент делается в основном на изучении зависимости современного человека от социальных сетей, рисков виртуального взаимодействия.

Сегодня появляются исследования, в которых обращается внимание на выявление обучающих, воспитательных возможностей социальных сетей, поиск способов включения социальных сетей в решение образовательных задач в целом. Исследователи В. Ю. Михайлов, В. М. Гостев считают, что включение социальных сетей в образовательный процесс будет способствовать повышению качества образования, усилению мотивационного компонента в учении [9].

Цель данной статьи заключается в выявлении возможностей социальных сетей в плане использования их как образовательного ресурса.

Предметом исследования в данной статье являются возможности социальных сетей как образовательного ресурса, их интеграция в образование.

Процесс коммуникации проходит через различные каналы, в нем задействованы вербальные и невербальные коммуникативные средства. Коммуникация преследует конкретные цели: обмен и передача информации, обмен инновационными приемами, средствами, технологиями, ценностями и прочее. Массовые коммуникации, по определению М. М. Назарова, представляют собой сложную систему взаимодействия по добыванию и передаче смыслов, осуществление которой становится возможной благодаря тому, что постоянно обновляются и усложняются технологии [10].

Обеспечение коммуникации глобального масштаба стало возможным благодаря развитию информационных технологий и созданию на их основе социальных сетей. Л. А. Браславец дает следующее определение социальных сетей: социальные сети есть сервис в сети Интернет, благодаря которому пользователи получили возможность устанавливать связи с другими пользователями, создавать личную стандартизированную виртуальную страницу [2]. Социальные сети обладают характерными чертами сетевого сообщества, ICQ, форума, что позволяет пользователю создавать персональную личную сеть взаимоотношений с разными людьми для обсуждения, решения волнующих их проблем.

Следует отметить, что социальные сети

© Дьячкова М. А., Томюк А. Н., 2017

выполняют важнейшие для современного человека функции. Е. И. Скрипак, Р. С. Се-лезенев выделяют следующие функции:

- коммуникационная (общение с целью обмена информацией, поддержания, укрепления связей);

- самореализационная (удовлетворение потребности человека в реализации внутреннего потенциала);

- социализирующая (усвоение и принятие культурных норм и социального опыта, необходимых для функционирования в обществе);

- идентификационная (Я-позициони-рование в социальном виртуальном сообществе);

- информационная (получение / распространение информации);

- образовательная (получение / распространение / использование информации в образовательных целях);

- развлекательная, досуговая [13].

Социальные сети в силу имеющихся у

них особенностей привлекательны для широкого круга пользователей. А. Д. Иоселиани выделяет ряд характерных особенностей социальных сетей и коммуникации в социальных сетях: бестелесность (коммуникация виртуальных образов, лишенных телесности), анонимность (виртуальный образ реального человека), отсутствие пространственной привязанности, общение людей, находящихся в значительной территориальной отдаленности друг от друга, временная асинхронность коммуникации, ограниченность форм самовыражения (использование символов, смайлов), общение без субординационных барьеров, оценка партнеров в коммуникационном взаимодействии по содержанию интеракции [6].

Таким образом, общение посредством социальных сетей представляет собой новый вид коммуникации, возникший благодаря переходу глобальной сети на вторую стадию развития - Web 2.0, когда, как считает Т. О'Рейлли, пользователи не просто являются пассивными потребителями информации, а сами создают и распространяют контент [12].

Современные социальные сети делают возможным распространение информации на массовую аудиторию посредством телекоммуникационных средств. Л. П. Шестеркина подчеркивает, что сообщества и страницы в социальных сетях как социальные медиа являют собой совокупность сетевых технологий, позволяющих пользователям свободно обмениваться информацией и осуществлять социальную коммуникацию [16].

Следует отметить, что социальные медиа как онлайн-коммуникации (интернет-сообщества, блоги, совместные проекты, гео-

социальные сервисы и другое) становятся социальными только тогда, когда в них происходит коммуникация, в противном случае это традиционные медийные средства.

Как показывает практика, социальные сети активно используются как способ продвижения бизнеса. Площадки социальных сетей Instagram.com, Twitter.com, Басе-book.com, Vk.ru предоставляют уникальную возможность создания корпоративных сообществ, взаимодействия с целью решения широкого спектра проблем.

По оценке экспертов, Facebook.com -самая многочисленная социальная сеть в мире, так как число пользователей этой сети превышает 1 млрд человек. Facebook.com обладает необходимыми ресурсами для организации сообщества из числа обучающихся класса, студенческой группы для постоянной связи по поводу информационного обмена.

По результатам исследований, проводимых Фондом «Общественное мнение» (далее - ФОМ), российские граждане являются активными пользователями социальных сетей. По данным ФОМ, популярными социальными сетями являются [14]):

- Facebook.com - зарубежная социальная сеть с широким диапазоном тем (есть интерфейс на русском языке); аудитория -21 млн чел.;

- Vk.ru - отечественная общетематическая сеть; аудитория - 46 млн чел.;

- Ok.ru - отечественная сеть с разнообразной тематикой, аудитория - 31 млн чел.;

- Instagram.com - зарубежная сеть, аудитория составляет 12 млн чел.;

- Twitter.com - зарубежная сеть, имеющая ресурсы для быстрого обмена сообщениями; аудитория - 6 млн чел.;

- My.mail.ru - отечественная сеть, в ней можно обмениваться информацией, создавать контент, общаться; аудитория - 16 млн чел.

Интересны исследования М. Р. Капус-никовой, Е. А. Каменевой, Т. А. Борщевой. Ими получены следующие данные: «Молодежь в среднем тратит 2,7 часов каждый день на общение в социальных сетях. Это более, чем вдвое, превышает время, затрачиваемое на еду, и занимает 1/3 времени, проводимого во сне» [7, с. 74].

Нормой поведения современного человека становится повседневное использование интернет-ресурсов в быту, учебной и профессиональной деятельности. Как следствие, развитие виртуальной сети и расширение аудитории пользователей повлекло за собой появление новых социальных ролей -член интернет-сообщества, пользователь, участник сетевого сообщества и др.

Учитывая активную вовлеченность молодежи в сетевую коммуникацию, необхо-

димо рассмотреть социальные сети в качестве возможного образовательного ресурса, посредством которого можно решать вопросы не только просвещения и информирования, но и обучения и воспитания.

По нашему мнению, образовательный ресурс социальных сетей заключается в возможности их использования для популяризации достижений культуры и науки, реализации просветительских проектов, проведения профориентационной работы с обучающимися всех уровней образования.

Поскольку молодежь является активным пользователем таких социальных сетей, как Vk.ru, Facebook.com, Ok.ru, ter.com, то именно их ресурсы и надо активно задействовать в образовании.

Организация образовательного процесса посредством социальных сетей дает возможность применения современных образовательных технологий. К числу их относятся такие технологии:

- дебаты, которые как технология убеждения направлены на развитие уверенности, убежденности в своей позиции, способности влиять на мнение участников социального сообщества;

- технология социально-педагогического проектирования, овладение которой необходимо для достижения социально одобряемой и личностно значимой цели;

- технология «гражданский форум», нацеленная на привлечение обучающихся к обсуждению общественно значимых проблем, анализу подходов к решению какой-либо общественно значимой проблемы, когда необходимы их совместные действия;

- игровые технологии, направленные на формирование стиля и языка коммуникации.

Важным направлением работы с обучающимися школ, колледжей, университетов посредством социальных сетей является развитие способности определять и выстраивать перспективные жизненные линии, возможные приложения собственных сил. В этом контексте имеет смысл технология организации волонтерского движения.

Следует назвать и новые информационные технологии, например, «Активный гражданин», «Электронная приемная», которые также можно использовать в работе с обучающимися посредством социальных сетей. Педагогическим потенциалом обладает, по нашему мнению, технология «оготёзоиготд», суть которой состоит в привлечении к решению актуальных вопросов, чаще инновационного характера, как можно большего числа пользователей с творческим потенциалом.

Используя технологию оготё/ипётд в социальных сетях, можно объединить раз-

ных людей с целью оказания поддержки, помощи нуждающимся людям, тем, кто оказался в трудной жизненной ситуации.

Вышеназванные технологии как педагогические инструменты дают возможность отслеживать актуальные социально значимые проекты и вовлекать для их развития обучающихся. Качественный мониторинг оценки значимости социальных проектов возможен благодаря социальным сетям, обладающим широким набором инструментов для выявления рейтинга, формирования сообществ, заинтересованных групп пользователей, оценивания.

ОатьАоайоп (геймификация) - это еще одна инновация виртуального пространства, предполагающая использование игрового мышления с обязательной обратной связью с целью активизации аудитории на решение задач. Известно, что любая работа может быть облечена в игровую форму, благодаря чему обеспечивается повышенный интерес, быстрое погружение в проблему и достижение оптимального результата. Мотивация поддерживается за счет изменения правил игры, введения новых игровых элементов.

На наш взгляд, технология датгДоаНоп имеет ряд конкурентных преимуществ по сравнению с другими инновационными технологиями. К числу преимуществ можно отнести такие, как динамичность, возможность использования разных сценариев, широкий спектр поощрительных элементов (награды, статусы, очки, смайлы и пр.), эстетический компонент, игровое впечатление, эмоциональная вовлеченность, социальное взаимодействие с применением широкого спектра техник, характерных для игр.

Рассмотрим возможности блога как сетевого журнала, где можно постоянно обновлять все компоненты информации (мультимедиа, изображения и пр.) посредством мобильных устройств. Если блоги использовать в образовательном процессе, то это позволит не только обмениваться информацией, но и совместно с группой обучающихся выполнять задания, обмениваться идеями, комментировать сообщения и многое другое. Для педагога учебный блог -это ресурс, позволяющий проектировать образовательные коммуникации, осуществлять руководство самостоятельной работой, делиться мнением со своим учениками по поводу какого-нибудь образовательного события.

Учитывая нацеленность образования на индивидуализацию, социальные сети приобретают особую актуальность, так как благодаря им появляется еще одна возможность разработки и сопровождения индивидуальной образовательной программы, выстраи-

вания индивидуальной образовательной траектории. В индивидуализации образования исключительную значимость приобретают такие ресурсы, как интернет-библиотеки, обучающие сайты, специальные обучающие компьютерные программы, игры, вебинары, видеолекции. Все названные ресурсы являются необходимым условием дистанционного образования, расширяющего возможности профильного обучения, предпрофессиональной подготовки, получения профессионального образования, развития карьеры. Проектирование и реализация образовательного процесса посредством социальных сетей способствуют не только выстраиванию индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, но и формированию широкого спектра компетенций, являются эффективным мотивационным компонентом познавательной деятельности.

В социальных сетях можно работать в офлайн-программах, молодежных кластерах (образовательный туризм, профессии), организовывать и проводить семинары, дискуссии, образовательные события, что делает сети эффективным инструментом обучения. Специализированные социальные сети для студентов, школьников -vmesti.ru, scribbler.ru, организованные Learning Management System (LMS), наделены ресурсами управления обучением, делают процесс обучения более доступным для широкого круга пользователей. Доступность и индивидуализацию образования обеспечивает и единая образовательная сеть - www.dnevnik.ru.

Нами был проведен опрос педагогов и студентов на предмет выявления степени их включенности в социальные сети именно в целях обучения. Анализ полученных данных показал, что 96 % опрошенных студентов университета видят в социальных сетях Vk.ru, Facebook.com, Окга, Twitter.com большие возможности для обучения: общение в сообществе друзей, сокурсников, безопасное пространство, возможность совместной работы (форумы, вебинары, чаты), ведения электронных тетрадей, обмена информацией. Более 40 % педагогов указали, что используют ресурсы социальных сетей для работы со студентами в своей предметной области. Работа в социальных сетях, по мнению педагогов, имеет такие преимущества, как оперативность распространения необходимой информации, открытость и доступность образовательного контента, возможность создания групп «студент -студент», «педагог - студенты». В качестве примеров были названы vk.com/english, vk.com/podslushanodebatyschool.

Сегодня активно используются в практике работы всех российских школ адаптированные к возрасту обучающихся и без-

опасные для общения социальные сети dnevnik.ru, classnet.ru, дающие возможность педагогам и школьникам получить максимум необходимой информации (расписание занятий, домашние задания, новости школьной жизни, информацию о конкурсах, олимпиадах и др.).

Социальные сети вписываются и в проведение научных конференций с привлечением в качестве участников специалистов, проживающих отдаленно от места проведения мероприятия, проектную деятельность, сетевую работу. И это еще один значимый образовательный ресурс социальных сетей.

Приведем некоторые суждения студентов о возможностях социальных сетей как образовательного ресурса (по материалам проведенного опроса студенческой молодежи «Образование и социальные сети», УрГ-ПУ, май - июнь 2017 г.). По мнению студентов, умение работать в социальных сетях необходимо в профессиональной педагогической деятельности, социальные сети необходимо как можно шире использовать в практике университетского образования, в организации интерактивного взаимодействия. Студенты отмечают, что обучение с помощью социальных сетей интересно и увлекательно, можно получить образование, выстроив индивидуальную траекторию обучения. Таким образом, опрос студентов подтвердил, что социальные сети необходимо включить в процесс обучения.

В результате проведенного нами исследования были выявлены и некоторые проблемы, связанные с использованием социальных сетей в качестве образовательного ресурса. Назовем наиболее значимые из них, требующие решения: недостаточный уровень владения педагогами ИКТ-ком-петенциями, ограниченный доступ на территории учебного заведения к социальным сетям, часто - отсутствие Шьй, слабо развитый сетевой этикет и, что немаловажно, значительные временные затраты педагогов на обеспечение образовательного процесса посредством социальных сетей.

Социальные сети, на наш взгляд, надо рассматривать как инструмент проектирования и реализации образовательного процесса, необходимый образовательный ресурс на разных уровнях образования, при этом создание информационно-образовательной среды благодаря социальным сетям становится реальностью.

Поскольку к социальным сетям в большей степени подключаются для удовлетворения потребностей в развлечении, постольку для вовлечения детей и молодежи в образовательную среду необходим координатор - педагог, владеющий эффек-

тивными методиками включения социаль- ных ресурсов интернета в образовании.

ЛИТЕРАТУРА

1. Азаренко С. А. Топологии сообщества. - Казань : Познание, 20l4. - 227 с.

2. Браславец Л. А. Интернет-сервисы социальных сетей в современной системе средств массовой информации : автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Воронеж, 20l0. - l69 с.

3. Брянцева А. В., Брянцева M. В. Современная молодежь и социальные сети // Теоретические и прикладные проблемы современной науки и образования : ма-лы Mеждунар. науч.-практ. конф. - Курск, (27-28 марта 20l5 г.). - Ч. II. - Курск, 20l5. - С. 38-42.

4. Гидденс Э. Ускользающий мир. Как глобализация меняет нашу жизнь. - M. : Весь мир, 2004. -290 с.

5. Грушевицкая Т. Г., Попков В. Д., Садохин А. П. Основы межкультурной коммуникации / под ред. А. П. Садохина. - M. : ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 23l с.

6. Иоселиани А. Д. Антропология глобального мира: человек в современной коммуникативно-информационной сфере / / Век глобализации. - 2013. - N° 2. - С. 152-153.

7. Капусникова M. Р., Каменева Е. А., Борщева Т. А. Негативные аспекты влияния социальных сетей на российскую молодежь // Психическое и психологическое здоровье человека в XXI в.: правовые, политические, социально-экономические и гуманитарные аспекты : мат-лы междунар. науч.-практ. конф. (г. Новороссийск, 24-25 нояб. 20l6 г.) / под общ. ред. В. В. Пономарева, M. А. Писаревской. - Ставрополь : Логос, 20l6. - С. 73-7б.

8. Кастельс M. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. - M. : ГУ ВШЭ, 2000. - 608 с.

9. Mихайлов В. Ю., Гостев В. M. Информационно-коммуникационные технологии в реализации современных педагогических методик : учеб.-метод. пособие по направлению «Электронные образовательные ресурсы». - Казань : КГУ, 2008. - 34 с.

10. Назаров M. M. Mассовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследования. - M. : Аванти плюс, 2003. - 428 с.

11. Основы государственной молодежной политики РФ на период до 2025 г : распоряжение Правительства РФ от 29.ll.20l4 г. Ш 2403-р [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.rgub.ru/files/state_policy-l02l-2 (дата обращения: l3.04.20l7).

12. Рогалева О. С., Шкайдерова Т. В. Новые медиа: эволюция понятия (аналитический обзор) // Вестник ОмГУ. - 2015. - да 1 (75). - С. 222-225.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Селезенев Р. С., Скрипак Е. И. Социальные сети как феномен информационного общества и специфика социальных связей в их среде // Вестник КемГУ. - 20l3. - Ж 2 (54). - С. l25-l32.

14. ФOM. Онлайн-практики россиян: социальные сети [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fom.ru/SMI-i-internet/12495 (дата обращения: 02.07.20l7).

15. Хабермас Ю. Mоральное сознание и коммуникативное действие. - СПб. : Наука, 2000. - 342 с.

16. Шестеркина Л. П. Основные характеристики новых социальных медиа // Ученые записки ЗабГУ. Серия: Филология, история, востоковедение. - 20l4. - Ж 2. - С. l07-lll.

REFERENCES

1. Azarenko S. A. Topologii soobshchestva. - Kazan' : Poznanie, 2014. - 227 s.

2. Braslavets L. A. Internet-servisy sotsial'nykh setey v sovremennoy sisteme sredstv massovoy informatsii : avtoref. dis. ... kand. filol. nauk. - Voronezh, 2010. - 1б9 s.

3. Bryantseva A. V., Bryantseva M. V. Sovremennaya molodezh' i sotsial'nye seti // Teoreticheskie i priklad-nye problemy sovremennoy nauki i obrazovaniya : ma-ly Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. - Kursk, (27-28 marta

2015 g.). - Ch. II. - Kursk, 2015. - S. 38-42.

4. Giddens E. Uskol'zayushchiy mir. Kak globalizatsiya menyaet nashu zhizn'. - M. : Ves' mir, 2004. - 290 s.

5. Grushevitskaya T. G., Popkov V. D., Sadokhin A. P. Osnovy mezhkul'turnoy kommunikatsii / pod red. A. P. Sadokhina. - M. : YuNITI-DANA, 2002. - 231 s.

6. Ioseliani A. D. Antropologiya global'nogo mira: chelovek v sovremennoy kommunikativno-informatsionnoy sfere // Vek globalizatsii. - 2013. - Ж 2. - S. 152-153.

7. Kapusnikova M. R., Kameneva E. A., Borshcheva T. A. Negativnye aspekty vliyaniya sotsial'nykh setey na ros-siyskuyu molodezh' / / Psikhicheskoe i psikhologicheskoe zdorov'e cheloveka v XXI v.: pravovye, politicheskie, sotsi-al'no-ekonomicheskie i gumanitarnye aspekty : mat-ly mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (g. Novorossiysk, 24-25 noyab.

2016 g.) / pod obshch. red. V. V. Ponomareva, M. A. Pisarevskoy. - Stavropol' : Logos, 201б. - S. 73-7б.

8. Kastel's M. Informatsionnaya epokha: ekonomika, obshchestvo i kul'tura. - M. : GU VShE, 2000. - б08 s.

9. Mikhaylov V. Yu., Gostev V. M. Informatsionno-kommunikatsionnye tekhnologii v realizatsii so-vremennykh pedagogicheskikh metodik : ucheb.-metod. posobie po napravleniyu «Elektronnye obrazovatel'nye resursy». - Kazan' : KGU, 2008. - 34 s.

10. Nazarov M. M. Massovaya kommunikatsiya i obshchestvo. Vvedenie v teoriyu i issledovaniya. - M. : Avanti plyus, 2003. - 428 s.

11. Osnovy gosudarstvennoy molodezhnoy politiki RF na period do 2025 g : rasporyazhenie Pravi-tel'stva RF ot 29.ll.20l4 g. Ж 2403-r [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.rgub.ru/files/state_policy-l02l-2 (data obrashcheniya: 13.04.2017).

12. Rogaleva O. S., Shkayderova T. V. Novye media: evolyutsiya ponyatiya (analiticheskiy obzor) // Vestnik OmGU. - 2015. - да l (75). - S. 222-225.

13. Selezenev R. S., Skripak E. I. Sotsial'nye seti kak fenomen informatsionnogo obshchestva i spetsifika sotsial'nykh svyazey v ikh srede // Vestnik KemGU. - 2013. - Ж 2 (54). - S. 125-132.

14. FOM. Onlayn-praktiki rossiyan: sotsial'nye seti [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://fom.ru/SMI-i-internet/12495 (data obrashcheniya: 02.07.2017).

15. Khabermas Yu. Moral'noe soznanie i kommunikativnoe deystvie. - SPb. : Nauka, 2000. - 342 s.

16. Shesterkina L. P. Osnovnye kharakteristiki novykh sotsial'nykh media // Uchenye zapiski ZabGU. Seriya: Filologiya, istoriya, vostokovedenie. - 2014. - Ж 2. - S. 107-111.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.