Таблица 2
Элементы социообразовательной среды ПОО Челябинской области
Социообразовательный элемент ПОО,%
Музей истории образовательного 79,6
учреждения
Музей/комната боевой и трудовой Славы 64
Клубы,объединения, движения 80
патриотической направленности
Студенческие волонтерские организации 93
(количество вовлеченных
студентов до 56%)
Газета 64
Радио 14
Телевидение 9
2 (работают с местным ТРК)
Страница образовательной организации в
социальных сетях: 100
ВКонтакте 95
Facebook 9
Одноклассники 27
^адгат 36
YouTube 7
телевидение в ПОО, сетевые сообщества служат площадками для реализации воспитательных проектов (табл. 2).
Библиографический список
Успешность включения студентов в реализацию воспитательных проектов обеспечивает и качественную работу по профилактике асоциальных явлений в студенческой среде, таких как наркомания и наркопреступления, алкоголизм, вовлечение студентов в экстремистские и террористические организации и прочее.
В этой связи необходимо отметить, что педагогические коллективы ПОО активно участвуют в возобновленном в последние годы областном конкурсе на лучшую программу (свод мероприятий) в сфере профилактики наркомании и наркопреступности: 30 организаций в 2018 году и 24 - в 2019 году представляли свои программы на этот конкурс.
Большую работу ведут педагогические коллективы ПОО в направлении развития у студентов неприятия идеологии терроризма и привитие им традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Согласно данным мониторинга за 2019 год проведено 957 воспитательных и культурно-просветительских мероприятий подобной направленности. 95% ПОО привлекали к проведению данных мероприятий 367 представителей религиозных и общественных организаций, деятелей культуры и искусства.
Для придания системности в этом направлении профилактической работы в соответствии с федеральным и региональным Комплексными планами противодействия идеологии терроризма на 2019 - 2023 годы разработан и рекомендован к применению в ПОО «Типовой план противодействия идеологии терроризма в ПОО на 2019 - 2023 годы». В настоящее время ГБУ ДПО ЧИРПО осуществляет мониторинг его выполнения за 2019 год.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что воспитательный процесс в ПОО должен оперативно реагировать на постоянно возникающие социальные вызовы, быть гибким и эффективным, то есть обеспечивать индивидуальную воспитательную траекторию каждому студенту в соответствии с его личностными интересами. В этой связи мы приступили к формированию программы воспитания и социализации студентов ПОО так, чтобы каждый из них мог включиться в позитивную проектную деятельность во ФГОС-ориентированных направлениях воспитания, критериями успешности которой будет формирование общих компетенций студентов и соответствующих личностных качеств.
1. Национальный проект «Образование». Available at: https://edu.gov.ru/national-project
2. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Available at: http://static.government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN 4gB.pdf
3. О развитии систем воспитания в профессиональных образовательных организациях, находящихся на территории субъектов Российской Федерации. Available at: https://miccedu.rU/p/rabochie_kadry_dlya_peredovyh_tehnologij.html
4. Сташкевич И.Р ФГОС-ориентированный макет программы воспитания и социализации студентов ППО. 2019. Available at: https://yadi.sk/d/8TUVWtTMmf5OJA
5. Саблуков В.А. О реализации проекта «Формирование профессиональных компетенций студентов на основе практико-ориентированного (дуального) обучения по специальности 15.02.09 «Технология машиностроения» в условиях кластерного взаимодействия. Инновационное развитие профессионального образования. 2017; № 3: 54 - 63.
6. Аминева О.В., Камалова РР, Серкова Г.Г Воспитание «человека дела» в условиях профессиональной образовательной организации сельскохозяйственного профиля. Инновационное развитие профессионального образования. 2014; № 1: 102 - 105.
7. Усова А.А. Формирование предпринимательских компетенций студентов профессиональных образовательных организаций при использовании педагогической технологии «Учебная фирма». Инновационное развитие профессионального образования. 2018; № 1: 67 - 71.
8. Пундикова О.А., Лихонина О.В. Механизмы организации образовательной деятельности ПОО в системе региональной инновационной площадки. Инновационное развитие профессионального образования. 2019; № 2: 70 - 77.
References
1. Nacional'nyjproekt «Obrazovanie». Available at: https://edu.gov.ru/national-project
2. Strategiya razvitiya vospitaniya v RossijskojFederaciina period do 2025 goda. Available at: http://static.government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf
3. O razvitii sistem vospitaniya v professional'nyh obrazovatel'nyh organizaciyah, nahodyaschihsya na territorii sub'ektov Rossijskoj Federacii. Available at: https://miccedu.ru/p/ rabochie_kadry_dlya_peredovyh_tehnologij.html
4. Stashkevich I.R. FGOS-orientirovannyj maketprogrammy vospitaniya i socializacii studentov PPO. 2019. Available at: https://yadi.sk/d/8TUVWtTMmf5OJA
5. Sablukov V.A. O realizacii proekta «Formirovanie professional'nyh kompetencij studentov na osnove praktiko-orientirovannogo (dual'nogo) obucheniya po special'nosti 15.02.09 «Tehnologiya mashinostroeniya» v usloviyah klasternogo vzaimodejstviya. Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovaniya. 2017; № 3: 54 - 63.
6. Amineva O.V., Kamalova R.R., Serkova G.G. Vospitanie «cheloveka dela» v usloviyah professional'noj obrazovatel'noj organizacii sel'skohozyajstvennogo profilya. Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovaniya. 2014; № 1: 102 - 105.
7. Usova A.A. Formirovanie predprinimatel'skih kompetencij studentov professional'nyh obrazovatel'nyh organizacij pri ispol'zovanii pedagogicheskoj tehnologii «Uchebnaya firma». Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovaniya. 2018; № 1: 67 - 71.
8. Pundikova O.A., Lihonina O.V. Mehanizmy organizacii obrazovatel'noj deyatel'nosti POO v sisteme regional'noj innovacionnoj ploschadki. Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovaniya. 2019; № 2: 70 - 77.
Статья поступила в редакцию 19.02.20
УДК 37.035.6
Tomilina S.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Navigation, Admiral F.F. Ushakov State Maritime University (Novorossiysk, Russia),
E-mail: www.aumsu.ru
Vovk M.Yu., Cand. of Sciences (Pedagogy), Head of English Language Department, State Marine University n.a. F.F. Ushakov (Sevastopol, Russia),
E-mail: [email protected]
STRATEGY OF HEROIC AND PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENTS BASED ON THE FIGHTING TRADITIONS OF HERO-CITIES. The most important feature of this year is the 75th anniversary of the great Victory of the Soviet people in the great Patriotic War of 1941-1945. The people of Russia paid for this victory with their lives (more than 27 million) in order to let future generations of Russia and Europe have freedom, live independently, in peace and friendship. However, the political circles of the West are trying to rewrite history, steal the Great Victory from Russia and deprive the Russian people of the status of the victorious nation. It is possible to resist falsifiers and political liars only by exposing them, preaching the truth and activating the heroic and Patriotic education of citizens of the Russian
Federation and, first of all, students. Modern youth, who has acquired patriotic and life experience, is ready and able to continue the work of the older generations and do it to strengthen the economic and defensive power of the mother land, to take up arms in defense of Russia's borders, interests and independence. The article analyzes the basics of the term "traditions" and "combat traditions", their role in the education of students, and reveals the main provisions of the strategy of heroic and patriotic education of naval university cadets based on the combat traditions of the hero cities of Sevastopol and Novorossiysk. The purpose of the article is to substantiate and develop the main provisions of the strategy of heroic and patriotic education of students based on fighting traditions of hero-cities of the Russian Federation.
Key words: combat traditions, hero city, cadet, patriotism, patriotic education, traditions, students, formation.
C.H. Томилина, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова», г. Новороссийск,
E-mail: www.aumsu.ru
М.Ю. Вовк, канд. пед. наук, зав. каф. англ. языка, ФГБОУ ВО «Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова»,
г. Севастополь, E-mail: [email protected]
СТРАТЕГИЯ ГЕРОИКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ НА БОЕВЫХ ТРАДИЦИЯХ ГОРОДОВ-ГЕРОЕВ
Важнейшая особенность нынешнего года - это 75-я годовщина Великой Победы Советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг За эту победу наш народ заплатил жизнью более 27 млн человек для того, чтобы будущие поколения россиян и европейцев жили свободно, независимо, в мире и дружбе. Однако политические круги Запада пытаются переписать историю, украсть у нас Великую Победу и лишить наш народ статуса народа-победителя. Противостоять фальсификаторам и политическим лжецам можно только путем их изобличения, проповедованием правды и активизацией героико-патриотического воспитания граждан Российской Федерации и в первую очередь учащейся молодежи. Современная молодежь, овладевшая патриотическим и жизненным опытом, готова и способна принять эстафету от старших поколений и продолжить дело укрепления экономической и оборонной мощи Отечества, выступить с оружием в руках на защиту рубежей, интересов и независимости России. В статье на основе подходов отечественных ученых анализируется сущность термина «традиции» и «боевые традиции», их роль в воспитании учащейся молодежи, раскрываются основные положения стратегии героико-патриотического воспитания курсантов морского вуза на боевых традициях городов-героев Севастополя и Новороссийска. Цель статьи: обосновать и разработать основные положения стратегии героико-патриотического воспитания учащейся молодежи на боевых традициях городов-героев Российской Федерации.
Ключевые слова: боевые традиции, город-герой, курсант, патриотизм, патриотическое воспитание, традиции, учащаяся молодежь, формирование.
Забота о патриотическом воспитании учащейся молодежи всегда находилась в поле зрения руководства нашего государства, отечественных ученых, педагогического сообщества и российской семьи. Вырастить патриота - это всегда означало и означает, что сформирован еще один гражданин, не только любящий свою страну, свой край, свою землю, но и являющийся активным участником развития экономики государства, сторонником и радетелем суверенитета, свободы и политической независимости Отечества, на деле проявляющий себя как подлинный защитник Родины, готовый с оружием в руках выступить на защиту интересов и целостности Российской Федерации.
Реальным подтверждением этой заботы со стороны политического руководства страны стало создание нормативно-правовой базы патриотизма и патриотического воспитания, включающей Концепцию и пятилетние государственные программы патриотического воспитания граждан Российской Федерации, другие законодательные акты.
В частности, Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации определяет патриотическое воспитание как «составную часть общего воспитательного процесса», представляющего собой «систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины» [1]. Данное определение подтверждает тот факт, что нашему государству и российскому социуму нужны не только компетентные профессионалы, но и подлинные граждане-патриоты, способные защищать интересы Отечества в мирное и военное время.
Одним из направлений воспитательно-патриотической деятельности россиян и особенно учащейся молодежи является героико-патриотическое воспитание, понимаемое как систематическое и целенаправленное формирование любви и уважения к Российской Федерации и её доблестным Вооруженным Силам, гордости за легендарно-победоносное историческое прошлое
нашей страны и народа, геройские поступки защитников Отечества, самоотверженно оборонявших нашу Родину и сохранивших её для современных поколений. Именно героическое прошлое государства, народа, армии и флота, их боевые традиции являются основой героико-патриотического воспитания.
Сущность понятий «традиции» и «боевые традиции». Во все времена молодежь с особым трепетом, уважением и почтением относилась и относится к традициям, в том числе и к боевым традициям нашего народа и прославленным вооруженным силам, познавших радость побед в большинстве сражений и боях по защите родного Отечества.
Что же следует понимать под понятием «традиции»?
Одним из надежных путей уяснить сущность данного феномена является проведение контент-анализа научной литературы. Итоги такового сведены нами в табл. 1.
Выполненный анализ позволил установить, что само слово «традиция» происходит от латинского traditio, которое переводится как «предание», передача, обычай, повествование. Основными сущностными положениями понятия «традиции» являются следующие:
- имеют историческое происхождение, т.е. они складываются и совершенствуются на протяжении длительного времени;
- являются ценностью определенного народа, социальной группы людей;
- выступают в роли социального и культурного наследия народа, социальной группы;
- передаются от старшего поколения молодому, подрастающему поколению;
- содержат в себе нормы поведения, навыки и понятия;
- включают в себя некие модели мышления, поведения, чувствования, деятельности;
- предусматривают механизм накопления и способы трансляции новым поколениям;
Таблица 1
Итоги контент-анализа термина «традиции»
Источник Определение понятия «традиции»
Википедия - множество представлений, обрядов, привычек и навыков практической и общественной деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений [2];
Словарь Ефремовой - то, что сложилось исторически (обычаи, нормы поведения, вкусы, образ действий и т.п.) и передается из поколения в поколение [3];
Энциклопедия культурологии - социальное и культурное наследие, передающееся от поколения к поколению и воспроизводящееся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени [4];
Философская энциклопедия - механизм накопления, сохранения и трансляции научного опыта, специфических норм и ценностей науки, образцов постановки и решения проблем [5].
Таблица 2
Итоги контент-анализа термина «Боевые традиции»
Источник Определение понятия «боевые традиции»
Словарь военных терминов - соблюдение исторически сложившихся в армии и на флоте и передающихся из поколения в поколение правил, обычаев и норм поведения военнослужащих, связанных с образцовым выполнением боевых задач, несением воинской службы [6];
Краткий словарь оперативно-тактических и общевоенных терминов - сложившиеся правила и обычаи, побуждающие воинов самоотверженно и беззаветно выполнять свой священный воинский долг перед Родиной [7];
Военно-морской энциклопедический словарь - правила, обычаи и нормы поведения военнослужащих, исторически сложившиеся в армии и на флоте и передающиеся из поколения в поколение; связаны с образцовым выполнением боевых задач, несением военной службы [8, с. 834].
- выступают в роли одного из важнейших регуляторов социальных отношений.
Рассмотрим теперь сущность понятия «боевые традиции» (табл. 2).
Анализ табл. 2 позволяет заключить, что боевым традициям свойственны следующие специфические особенности [9]:
- относятся только к воинской деятельности, защите Отечества;
- имеют давнее историческое происхождение и сложились в ходе боевых действий по защите рубежей России и её интересов, городов-героев;
- служат основой правил, обычаев, нормы поведения и действий в воинской среде;
- передаются от старших поколений защитников Отечества новым поколениям;
- выступают в качестве эталона, нормой поведения личности в боевой обстановке;
- служат в качестве надежного ориентира в боевой учебе и военно-профессиональной деятельности воинов;
- тесно связаны с качественным выполнением боевых задач и несением воинской службы в мирное и военное время.
Боевые традиции - это неисчерпаемый кладезь, уникальный источник военно-профессионального и боевого опыта, накопленного в течение очень длительного времени, доставшийся молодым поколениям в наследство и служащий эталоном должного, образцом поведения и деятельности. Овладение ими позволяет быстрее обогатить личность необходимыми знаниями, мотивами поведения, разнообразить практику, а значит, добиваться большего, качественного и результативного в воспитании патриотов.
По мнению С.Н. Томилиной [9], М.Ю. Корниловой и А.Н. Томилина [10] и др., применение боевых традиций, в том числе и боевых традиций городов-героев Новороссийска и Севастополя, в воспитательно-патриотической деятельности позволяет повысить интерес учащейся молодежи к патриотической идее, вовлечь в активно-конструктивную патриотическую и волонтерскую деятельность, что положительно сказывается на формировании высокого уровня патриотизма у каждого юноши и девушки.
Основные положения Стратегии героико-патриотического воспитания учащейся молодежи на боевых традициях городов-героев. Анализ работ отечественных ученых позволяет заметить, что структура педагогической стратегии включает следующие компоненты: цель, конкретизированные задачи, принципы и направления деятельности, способы и формы работы, результат Приступим к их рассмотрению.
В публикациях Е.И. Кривощёковой [11], В.И. Лесняк [12] и др. сущность геро-ико-патриотического воспитания позиционируется как «укрепление чувства любви к Родине» у граждан России, видение себя единым целым со своей страной, осознание себя её активным и надежным защитником от военного посягательства любого агрессора. А.В. Нагорняк [13] включает в её состав «пропаганду героических профессий и знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание гордости за деяния предков, верности героическим традициям и чувства сопричастности к ним».
Œ. Осокин придерживается точки зрения, что героико-патриотическое воспитание следует рассматривать как интегративный фактор, придающий целенаправленность усилиям по формированию патриотического сознания граждан [14].
Такое понимание сущности героико-патриотического воспитания позволяет определить цель Стратегии - формирование у учащейся молодежи устойчивого патриотического сознания, ответственного и добросовестного отношения к готовности выполнения задач по защите интересов и рубежей Отечества.
Достижение данной цели будет возможным только при последовательном решении следующих задач:
- развитие внимания и заинтересованности учащейся молодежи к героическому прошлому и настоящему России, боевым подвигам и многочисленным фактам самоотверженности в бою российских воинов ради победы над ненавистным врагом;
- воспитание чувства гордости за славную историю Отечества и легендарный боевой путь Вооруженных Сил России, за героические деяния предков и современников, с честью выполнивших свой воинский долг в ходе контртерро-
ристической операции в Афганистане, Чеченской Республике, в Сирии и других горячих точках;
- укрепление в мировоззрении и патриотическом сознании учащейся молодежи позитивного образа настоящего и будущего Российской Федерации;
- формирование логического и критического мышления у учащейся молодежи, обеспечивающее взвешенный подход к историческому прошлому, достижениям нашей страны и нашего народа, исключающее нигилизм и необоснованное отрицание;
- мобилизация учащейся молодежи на решительную борьбу с радикальными идеологиями, фальсификаторами истории, призывающими к пересмотру ценностей нашей Победы в Великой Отечественной войне над немецким фашизмом;
- утверждение в сознании учащейся молодежи понимания истинных намерений идеологических противников относительно мировоззренческой дезориентации и духовной деградации юношей и девушек, что ослабит национальную безопасность государства;
- воспитание у учащейся молодежи уважения, чувства благодарности к старшим поколениям, особенно к поколению победителей, ветеранов войны и труда, которые своим ратным и трудовым подвигом обеспечили Великую Победу;
- исключение любых проявлений и попыток разжигания конфликта поколений;
- активно-творческое участие учащейся молодежи в процессе подготовки и празднования знаменательных героических и исторических дат отечественной истории, дней воинской славы (победных дней) России;
- вовлечение юношей и девушек в волонтерскую работу по благоустройству и приведению в порядок воинских мемориалов, братских могил, памятников воинам-освободителям;
- участие учащихся вузов в поисковой работе по местам боев за оборону и освобождение Кубани, Крыма, Новороссийска и Севастополя;
- формирование и развитие у учащейся молодежи чувства верности к боевым и героическим традициям городов-героев Новороссийска и Севастополя, желания и стремления сохранить их и приумножить.
Основные принципы героико-патриотического воспитания разработаны В.И. Лутовиновым [15, с. 27]. Воспринимаем их как руководящие положения для разрабатываемой Стратегии, организации и проведения воспитательно-патриотической деятельности с учащейся молодежью. Их краткая характеристика приведена в табл. 3.
Опора на вышеприведенную совокупность принципов обеспечит высокое качество, должную организацию, системность и целенаправленность героико-патриотического воспитания учащейся молодежи.
Важнейшими направлениями героико-патриотического воспитания являются:
- духовно-нравственное (содействует формированию у учащихся высших ценностей, идеалов и ориентиров, готовность им следовать в своей жизнедеятельности);
- историческое (предполагает глубинное изучение истории Отечества и формирование на этой основе любви и гордости за свое Отечество и российский народ, чувство высокой личной ответственности за настоящее и будущее России);
- правовое (способствует формированию осознанности своего конституционного долга за безопасность Отечества и личной причастности к его процветанию и защите);
- патриотическое (призывает к привитию учащимся отечественных ценностей, любви к Отечеству и своему народу, его культуре и традициям, формированию национального самосознания, российского образа жизни и их сохранению);
- профессионально-деятельностное (ориентирует на активное участие в укреплении экономической мощи государства, добросовестное и ответственное отношение к профессиональной деятельности и качественное выполнение функциональных обязанностей и служебных заданий);
- психологическое (требует формирования у учащейся молодежи высокого уровня морально-психологической устойчивости, иммунитета к западной пропаганде и деструктивной деятельности антипатриотических сил).
Таблица 3
Принципы Стратегии героико-патриотического воспитания
Принцип Краткая характеристика
Научность - требует, чтобы предлагаемый учебный материал отвечал современным достижениям науки;
Гуманизм - означает приоритет социального значения человека, создание условий для защиты его прав, полноценного развития и воспитания, оказания ему помощи в самоопределении и интеграции в общество;
Демократизм - требует предоставления участникам педагогического процесса определенных свобод для саморазвития, саморегуляции, самоопределения;
Приоритетность исторического, культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций. - призывает к верному осуществлению выбора при обращении к многообразию ценностей, содержащихся в информационном поле, и предпочтению отечественных ценностей и традиций;
Системность - означает использование системного подхода в разработке и реализации героико-патриотического воспитания;
Преемственность и непрерывность в развитии молодежи с учетом особенностей ее различных категорий - ориентирует на возможность обогащения, расширения содержания воспитательной работы от курса к курсу с учетом возрастных особенностей, изменения видов, характера деятельности, расширения социальных ролей студентов;
Многообразие форм, методов и средств, используемых в героико-патриотическом воспитании - требует комплексного и логически верного подбора и применения педагогических форм, методов и средств, обеспечивающих эффективность воспитания;
Направленность на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности на основе индивидуального подхода - предполагает высокую организацию педагогических воздействий с учетом особенностей и уровня воспитанности учащегося вуза, а также условий его жизнедеятельности;
Тесная и неразрывная связь с другими видами воспитания. - призывает к организации тесного взаимодействия с другими видами воспитания учащихся, что положительно скажется на формирование настоящего патриота Отечества.
Комплексное проведение мероприятий патриотической направленности в рамках вышеназванных направлений составляет содержание героико-патриоти-ческого воспитания учащейся молодежи.
Для качественной организации воспитательно-патриотической деятельности следует применить следующие методы: а) теоретические (мини-лекции; проблемные лекции; групповые беседы; собеседования; дискуссии; встречи с ветеранами, участниками боев за оборону городов-героев Новороссийска и Севастополя; экскурсии по местам боевой славы; экскурсии в музеи на тематические выставки героико-патриотической направленности; научно-теоретические сообщения; целевые презентации, диспуты и др.); б) практические (конкурсы на знание истории Отечества, героических событий военной летописи; выставки курсантского (студенческого) творчества героико-патриотической направленности; викторины, соревнования, показательные выступления и др.).
Свою положительную роль сыграет образование исторических клубов, клубов по интересам героико-патриотической направленности. Следует продолжить поисковую работу, перезахоронение останков павших героев и уход за воинскими захоронениями.
Библиографический список
Целесообразно применение современных способов проведения герои-ко-патриотических мероприятий с применением инновационных технологий: создание вузовских блогов (Интернет-журналов); мозговой штурм, квест-игры, кейс-стади, модерация, коуч-технологии и др. В героико-патриотической деятельности наравне с традиционными формами (беседы, патриотические акции, тематические вечера, уроки мужества, встречи с героями войны, помощи ветеранам войны и труда на дому, концерты, праздники, конкурс сочинений и др.), практиковать инновационные формыI работы: проектную деятельность, брифинги, дебаты, тренинги, телеигры, свободное рисование на темы героизма нашего народа, прогулки-экскурсии, студенческий театр, походы по местам боев, флэш-мобы, тематические рейды, благотворительные ярмарки и др.
Главный результат данной Стратегии - формирование каждого выпускника вуза как подлинного патриота Отечества, знающего российскую историю, гордящегося героическим прошлым, доблестным настоящим и славным будущим Российской Федерации, готового к защите интересов, безопасности и рубежей государства, всех российских ценностей и российского образа жизни.
1. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Аvailable at: https://docviewer.yandex.ru/
2. Википедия. Аvailable at: https://ru.wikipedia.org/wiki
3. Ефремова Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка: в 3 т. Москва: Издательство АСТ, 2006; Т. 3.
4. Энциклопедия культурологии. Аvailable at: https://dic.academic.ru /dic.nsf/
5. Философская энциклопедия. Аvailable at: https://dic.academic.ru /dic.nsf
6. Словарь военных терминов. Составитель А.М. Плехов. Москва: Воениздат, 1988.
7. Краткий словарь оперативно-тактических и общевоенных терминов. Москва: Воениздат, 1958.
8. Военно-морской энциклопедический словарь. Под редакцией В.И. Куроедова. Москва: Воениздат, 2003.
9. Томилина С.Н. Программно-диагностическое сопровождение процесса военно-патриотического воспитания флотской молодежи: монография. Новороссийск: РИО ГМУ имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, 2015.
10. Корнилова М.Ю., Томилин А.Н. Патриотическое воспитание учащихся морского вуза в условиях города-героя: монография. Новороссийск: РИО ГМУ имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, 2017.
11. Кривощёкова Е.И. Основы патриотического воспитания. Аvailable at: https://videouroki.net/razrabotki/
12. Лесняк В.И. Педагогическая система героико-патриотического воспитания личности в условиях становления гражданского общества. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Магнитогорск, 2006.
13. Нагорняк А.В. Содержательно-организационная характеристика патриотического воспитания молодежи в современных условиях. Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2016; № 6: 100 - 103.
14. Осокин ГЕ. Героико-патриотическое воспитание молодежи как фактор противодействия радикальным идеологиям. Казанский педагогический журнал. 2017; № 2: 179 - 184.
15. Лутовинов В.И. Патриотическое воспитание молодежи: концепция, программа, организационно-методические основы. Москва: АПК и ПРО, 2001.
References
1. Koncepciya patrioticheskogo vospitaniya grazhdan Rossijskoj Federacii. Available at: https://docviewer.yandex.ru/
2. Vikipediya. Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki
3. Efremova T.F. Sovremennyj tolkovyj slovar' russkogo yazyka: v 3 t. Moskva: Izdatel'stvoAST, 2006; T. 3.
4. 'Enciklopediya kul'turologii. Available at: https://dic.academic.ru /dic.nsf/
5. Filosofskaya 'enciklopediya. Available at: https://dic.academic.ru /dic.nsf
6. Slovar' voennyh terminov. Sostavitel' A.M. Plehov. Moskva: Voenizdat, 1988.
7. Kratkij slovar' operativno-takticheskih i obschevoennyh terminov. Moskva: Voenizdat, 1958.
8. Voenno-morskoj 'enciklopedicheskijslovar'. Pod redakciej V.I. Kuroedova. Moskva: Voenizdat, 2003.
9. Tomilina S.N. Programmno-diagnosticheskoe soprovozhdenie processa voenno-patrioticheskogo vospitaniya flotskoj molodezhi: monografiya. Novorossijsk: RIO GMU imeni admirala F.F. Ushakova, 2015.
10. Kornilova M.Yu., Tomilin A.N. Patrioticheskoe vospitanie uchaschihsya morskogo vuza v usloviyah goroda-geroya: monografiya. Novorossijsk: RIO GMU imeni admirala F.F. Ushakova, 2017.
11. Krivoschekova E.I. Osnovy patrioticheskogo vospitaniya. Available at: https://videouroki.net/razrabotki/
12. Lesnyak V.I. Pedagogicheskaya sistema geroiko-patrioticheskogo vospitaniya lichnosti v usloviyah stanovleniya grazhdanskogo obschestva. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Magnitogorsk, 2006.
13. Nagornyak A.V. Soderzhatel'no-organizacionnaya harakteristika patrioticheskogo vospitaniya molodezhi v sovremennyh usloviyah. Vestnik Shadrinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2016; № 6: 100 - 103.
14. Osokin G.E. Geroiko-patrioticheskoe vospitanie molodezhi kak faktor protivodejstviya radikal'nym ideologiyam. Kazanskijpedagogicheskijzhurnal. 2017; № 2: 179 - 184.
15. Lutovinov V.I. Patrioticheskoe vospitanie molodezhi: koncepciya, programma, organizacionno-metodicheskie osnovy. Moskva: APK i PRO, 2001.
Статья поступила в редакцию 25.02.20
УДК 37.035.7
Shidov A.Z, postgraduate, Department of Theory, History of Pedagogy and Educational Practice, Armavir State Pedagogical University (Armavir, Russia),
E-mail: [email protected]
IDENTIFICATION OF SIGNIFICANT MORAL AND SPIRITUAL QUALITIES OF CONTRACT SERVICEMEN. The article considers a problem of development in the system of moral and spiritual education of contract servicemen. The relevance of this problem is caused by the increase of the number of contract servicemen in the army. The task of this paper is to give a definition of the concept of spiritual and moral qualities of contract servicemen and to identify its structure and content. To archive the research goals, the author uses empirical research methods (questionnaires, surveys, group discussions) along with the general logical methods of analysis and generalizations. The research identifies the moral and spiritual qualities that have social significance, personal significance and professional significance for military personnel. Using experts' assessment, it is determined which of these moral and spiritual qualities are the most important for the personality of a contract serviceman. The research results are the targets for the creation of pedagogical programs for the development of the revealed spiritual and moral qualities of contract servicemen.
Key words: education, contract servicemen, moral and spiritual qualities, classification.
А.З. Шидое, аспирант, ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет», г. Армавир, E-mail: [email protected]
ВЫЯВЛЕНИЕ ЗНАЧИМЫХ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ-КОНТРАКТНИКОВ
В данной статье рассмотрена проблема развития системы духовно-нравственного воспитания военнослужащих-контрактников в армейской среде, актуальность которой вызвана ростом доли военнослужащих-контрактников в воинских коллективах. Целью работы является определение понятия духовно-нравственные качества военнослужащих-контрактников, выявление его структуры и содержания. Для достижения поставленной цели автор использует эмпирические методы исследования (анкетирование, опрос, групповые беседы) в совокупности с общелогическими методами анализа и обобщения полученных результатов. В работе выявляются общественно значимые, личностно значимые, военно-профессиональные и духовно-нравственные качества. На основе экспертной оценки определяются, какие из данных духовно-нравственных качеств являются наиболее значимыми для личности военнослужащего-контрактника. Полученные результаты являются целевыми ориентирами для разработки педагогических программ развития выявленных духовно-нравственных качеств военнослужащих-контрактников.
Ключевые слова: воспитание, военнослужащие-контрактники, духовно-нравственные качества, классификация.
В современных условиях выполнение задач, стоящих перед Вооруженными Силами России, требует от военнослужащих наличия не только военно-специальных знаний и навыков, но и высокого уровня развития гуманности, нравственности, общей культуры личности. Решение данной задачи предполагает исследование глубинных психологических процессов, происходящих в сознании военнослужащего, в том числе в духовно-нравственной сфере. Обращение к духовно-нравственной составляющей вызвано особенностями воинской деятельности и решающей, первостепенной ролью, которую играет нравственно-гуманистический аспект в военной профессии, что подтверждается многими отечественными учеными (Савинкин А.Е., Колесников А.А., Манерко И.В. и др.) [1].
Исследование исторического опыта показывает, что решающим фактором успеха многих полководцев и военных деятелей является наличие твердых идеологических убеждений и гуманистического мировоззрения. В связи с этим исследование проблем духовно-нравственного воспитания личности военнослужащего является важным звеном строительства современных вооруженных сил.
Необходимость исследования вопросов развития духовно-нравственной сферы военнослужащих также обусловлена наличием проблем в современном российском обществе, связанных с утратой духовно-нравственных ценностей и ориентиров. Многие ученые сегодня заявляют о наличии «кризиса духовности» [2], «деформации нравственных основ» личности [3], «утрате идеологических ценностей» [4], «периоде распада духовности» [5] и других проблемах духовно-нравственной сферы современного общества. Данные обстоятельства еще больше актуализируют проблему исследования вопросов духовно-нравственного воспитания военнослужащих.
Основой духовно-нравственного воспитания являются духовно-нравственные качества. Анализ современной научно-педагогической литературы показал большое внимание ученых-исследователей к вопросам духовно-нравственного воспитания различных категорий граждан и военнослужащих. По мнению ряда ученых (Соловьев В.С., Карсавин Л.П и др.), духовно-нравственные качества личности являются идентификационным признаком, который имеет решающее значение в саморегуляции поведения личности и жизнедеятельности индивида [6].
Буева Л.П. и Пусейнов А.А., рассматривая духовно-нравственные качества в рамках нравственно-этического подхода, представляют их в виде совокупности этических идеалов и моральных норм, определяющих ориентацию личности в процессе жизнедеятельности. Братусь Б.С., Шадриков В.В. придерживаются ценностно-гуманистического подхода, в котором подчеркивается гуманистическая
ориентация поведения как основа ценностного отношения к миру Представители религиозного подхода (Златоуст И., Задонский Т.) считают степень развития в иерархической системе духовно-нравственного восхождения верующего человека основной характеристикой личности [7]. Проведенный анализ психолого-педагогической литературы позволяет судить об отсутствии целенаправленных исследований духовно-нравственного воспитания такой категории военнослужащих, как военнослужащие, проходящие военную службу по контракту или военнослужащие-контрактники.
Основываясь на взглядах современных ученых (Буева Л.П., Гусейнов А.А., Шадриков В.В., Братусь Б.С., и др.), под духовно-нравственными качествами военнослужащих-контрактников в исследовании будут подразумеваться общественно значимые ценности и ориентации, определяющие поведение военнослужащего и позволяющие ему в полной мере реализовать свой внутренний потенциал.
Классификацию духовно-нравственных качеств военнослужащих в современных условиях, основанных на функциональном предназначении, провела в своем диссертационном исследовании Манерко И.В., разделив их на следующие группы [8]:
а) общесоциальные (по отношению к обществу и государству);
б) военно-профессиональные (по отношению к военной службе);
в) межличностные (по отношению к воинскому коллективу, семье, родным, товарищам, сослуживцам и подчиненным);
г) внутриличностные (по отношению к самому себе).
При этом для проведения педагогических исследований и экспериментов по воспитанию духовно-нравственных качеств этого явно недостаточно. Для разработки целевых педагогических программ духовно-нравственного воспитания военнослужащих-контрактников необходимо развитие концептуальных оснований духовно-нравственных качеств, а также их обобщение, градация и классификация.
Для решения данных задач необходимо сначала определить, какие именно духовно-нравственные качества из всего их многообразия представляют интерес с точки зрения воспитания военнослужащих-контрактников. При этом мало выявить перечень духовно-нравственных качеств, необходимо провести их классификацию и структурирование.
С этой целью была сформирована экспертная группа, состоящая из командиров (начальников) (2 человека), заместителей командиров части (8