Научная статья на тему 'К вопросу об активизации патриотического воспитания сотрудников пограничных органов на традициях казачества Кубани'

К вопросу об активизации патриотического воспитания сотрудников пограничных органов на традициях казачества Кубани Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
95
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ACTIVATION / YOUNG EMPLOYEES OF BORDER AUTHORITIES / MOTHERLAND / PATRIOTISM / PATRIOTIC EDUCATION / TRADITIONS OF COSSACKS / АКТИВИЗАЦИЯ / МОЛОДЫЕ СОТРУДНИКИ ПОГРАНИЧНЫХ ОРГАНОВ / ОТЕЧЕСТВО / ПАТРИОТИЗМ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ТРАДИЦИИ КАЗАЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федоров А.П.

Складывающаяся в нашей стране внутренняя и внешнеполитическая обстановка настоятельно требует активизации патриотического воспитания всех категорий граждан, и особенно военнослужащих силовых структур, патриотизм которых должен быть основой боевой готовности, решающим фактором способности армии, флота, пограничных органов к надежной защите и обеспечению безопасности Отечества и его священных рубежей. В статье раскрывается актуальность темы исследования, кратко показывается история участия казаков в охране государственной границы, раскрывается сущность термина «традиции», приводятся группы казачьих традиций, основные направления патриотического воспитания пограничников на основе традиций казачества, специфика использования воспитательного потенциала традиций казачества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF THE INTENSIFICATION OF PATRIOTIC EDUCATION OF BORDER GUARD OFFICIALS ON THE TRADITIONS OF THE COSSACKS OF KUBAN

The internal and foreign policy situation in our country urgently requires the activation of patriotic education of all categories of citizens, especially military forces, patriotism of which should be the basis of combat readiness, a decisive factor in the ability of the army, navy, border agencies to reliably protect and protect the security of the Motherland and its sacred borders. The article reveals the relevance of the topic of the research, briefly shows the history of participation of Cossacks in protection of the state border, reveals the basics of a term “traditions”, provides a group of Cossack traditions, the main directions of patriotic education of border guards on the basis of the traditions of the Cossacks, the specifics of the use of the educational potential of the traditions of the Cossacks.

Текст научной работы на тему «К вопросу об активизации патриотического воспитания сотрудников пограничных органов на традициях казачества Кубани»

мелочностью происходящего в нём высекается необходимая жанровая суть события. В названии же скрыт и зашифрован образ, в нём «таятся» мизансцены, смысловой, эмоциональный градус, темпо-ритм события и атмосфера. В нём скрыты суть и правила борьбы, нерв конфликта. Редакция названия транслирует и режиссёрское решение события, и способ существования актёра в нём, и его творческое исполнительское самочувствие в событии на сцене.

Библиографический список

Событие, как маленький спектакль, должно иметь завязку, кульминацию борьбы и разрешение конфликта. Событие, являясь капитальным структурным строительным сегментом драматического зрелища, отражает в себе сам театральный мир как вид искусства. «Как капля отражает океан». Событие - миниатюрная модель спектакля. Оно само уже спектакль. Событие -исходный элемент сценического произведения театрального искусства.

1. Станиславский К.С. Собрание сочинений: в 8 т.Т. 2. Москва: Искусство ,1954.

2. Чехов М.А. Литературное наследие. В 2 т. Москва: Искусство 1986.

3. Товстоногов Г.А. Зеркало сцены. В 2 т. Т. 2. Ленинград: Искусство1980.

4. Малочевская И.Б. Режиссёрская школа Товстоногова. Санкт-Петербург: С-ПБГАТИ, 2003.

5. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. Т.4. Москва: Русский язык, 1999.

References

1. Stanislavskij K.S. Sobranie sochinenij: v 8 t.T. 2. Moskva: Iskusstvo ,1954.

2. Chehov M.A. Literaturnoe nasledie. V 2 t. Moskva: Iskusstvo 1986.

3. Tovstonogov G.A. Zerkalo sceny. V 2 t. T. 2. Leningrad: Iskusstvo1980.

4. Malochevskaya I.B. Rezhisserskaya shkola Tovstonogova. Sankt-Peterburg: S-PBGATI, 2003.

5. Dal' V.I. Tolkovyj slovar'zhivogo velikorusskogo yazyka. V 4 t. T.4. Moskva: Russkij yazyk, 1999.

Статья поступила в редакцию 08.08.18

УДК 37.035.6

Fedorov А.Р., soldier (Tuapse, Russia), E-mail: angarsk7777@mail.ru

TO THE QUESTION OF THE INTENSIFICATION OF PATRIOTIC EDUCATION OF BORDER GUARD OFFICIALS ON THE TRADITIONS OF THE COSSACKS OF KUBAN. The internal and foreign policy situation in our country urgently requires the activation of patriotic education of all categories of citizens, especially military forces, patriotism of which should be the basis of combat readiness, a decisive factor in the ability of the army, navy, border agencies to reliably protect and protect the security of the Motherland and its sacred borders. The article reveals the relevance of the topic of the research, briefly shows the history of participation of Cossacks in protection of the state border, reveals the basics of a term "traditions", provides a group of Cossack traditions, the main directions of patriotic education of border guards on the basis of the traditions of the Cossacks, the specifics of the use of the educational potential of the traditions of the Cossacks.

Key words: activation, young employees of border authorities, motherland, patriotism, patriotic education, traditions of Cossacks.

А.П. Федоров, военнослужащий, г. Туапсе, E-mail: angarsk7777@mail.ru

К ВОПРОСУ ОБ АКТИВИЗАЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СОТРУДНИКОВ ПОГРАНИЧНЫХ ОРГАНОВ НА ТРАДИЦИЯХ КАЗАЧЕСТВА КУБАНИ

Складывающаяся в нашей стране внутренняя и внешнеполитическая обстановка настоятельно требует активизации патриотического воспитания всех категорий граждан, и особенно военнослужащих силовых структур, патриотизм которых должен быть основой боевой готовности, решающим фактором способности армии, флота, пограничных органов к надежной защите и обеспечению безопасности Отечества и его священных рубежей. В статье раскрывается актуальность темы исследования, кратко показывается история участия казаков в охране государственной границы, раскрывается сущность термина «традиции», приводятся группы казачьих традиций, основные направления патриотического воспитания пограничников на основе традиций казачества, специфика использования воспитательного потенциала традиций казачества.

Ключевые слова: активизация, молодые сотрудники пограничных органов, Отечество, патриотизм, патриотическое воспитание, традиции казачества.

Углубление реформирования всех сфер жизнедеятельности Российской Федерации, придание идеи патриотизма статусу общенациональной идеи, призывает к усилению патриотического воспитания всех категорий граждан страны, в том числе и молодых сотрудников пограничных органов ФСБ России.

Актуальность исследования обусловлена и негативными процессами, происходящими в молодёжной среде (децелерация, аполитичность, рост преступности, проституция, увлечение наркотиками, алкогольными напитками и т. д.). За последние годы увеличилась миграция российской молодёжи в возрасте 18 - 30 лет в западные страны. На фоне экономических трудностей, растущей инфляции, жёсткости пенсионной реформы, дороговизны продуктов питания и товаров первой необходимости, заметно падение патриотических настроений.

Принятая и действующая нормативно-правовая база воспитательно-патриотической деятельности включает: Концепцию патриотического воспитания граждан Российской Федерации (2003 г.), Государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», Фе-

деральный Закон «О безопасности» и др., требует активизации процесса формирования национального самосознания, широкого научного мировоззрения у молодого поколения, которому предстоит стать духовным стержнем и лидером возрождающейся России, эталоном патриотизма и любви к Отечеству, носителем лучших гражданских качеств.

В современных условиях бесспорна и востребованность патриотизма как базового профессионального качества молодых сотрудников пограничных органов, отвечающих за безопасность Отечества, его священных границ, что требует совершенствования их патриотических качеств, усиления военно-профессиональной подготовки, развития личностной сферы.

С.И. Ожегов определяет слово «активизироваться» как «стать (становиться) активнее, деятельнее, оживиться» [1, с. 21].

Следовательно, активизация предполагает принятие каких-то решительных, энергичных действий для достижения какой-то цели, определения и решения ряда задач.

В ходе проведенных индивидуальных и групповых бесед с молодыми сотрудниками пограничных органов удалось устано-

вить, что для них большой интерес представляет история Краснодарского края, боевая летопись Кубанского казачьего войска, традиции и заповеди казачества.

Из истории известно, что казаки всегда принимали деятельное участие в охране священных рубежей Руси. Казаки селились на окраинах Российской Империи, вдоль её рубежей, занимались своим крестьянским хозяйством и одновременно защищали государственную границу. Установлено, что казаки, начиная с XIV века, активно участвовали в охране русской границы от набегов кочевников и других врагов. В 1618 году казакам Дона было установлено ежегодное жалованье за несение пограничной службы. Пограничная казачья стража была образована 16 января 1811 года, введением в действие императором Александра I «Положения об устройстве пограничной казачьей стражи» [2].

Сегодня в пограничных органах ФСБ России нет регулярных казачьих воинских частей. Но казаков призывают служить в пограничные формирования в закрепленные за казачьими краями и областями части. Например, за Кубанским казачьим войском закреплены Новороссийский и Черкесский пограничные отряды.

С 2017 года казачьи формирования совместно с пограничной службой ФСБ России начали охранять государственную границу на Дальнем Востоке и в европейской части России [3]. Это оказалось хорошей и полезной практикой.

Кроме того, большой отряд казаков ежегодно приходит на службу в пограничные формирования на добровольной основе, где честно и достойно выполняют свои обязанности. С этой категорией сотрудников проводится целенаправленная работа по их адаптации, становлению и формированию как компетентных профессионалов, настоящих патриотов и надежных защитников рубежей Отечества.

Более углубленное изучение данной проблемы показало, что применение воспитательного потенциала традиций казачества может стать важным и перспективным направлением патриотической деятельности в воспитательной работе с сотрудниками пограничных органов, дислоцированных в Краснодарском крае. Для многих молодых сотрудников это родной край и у них имеются тесные связи с казачеством и его историей.

Отечественная педагогика обогащена рядом диссертационных работ, посвященных исследованию особенностей патриотического воспитания военнослужащих (А.В. Баранов, А.Ю. Во-йкин, В.В. Гладких, О.В. Гордина, В.Ю. Ерёмина, Г.С. Зайцев, Т.В. Збираник, М.Б. Кусмарцев, Л.Д. Панова, В.В. Пионтковский, Е.В. Пчельникова, С.Н. Томилина, Н.Г. Хвалевко и др.). Однако теме формирования патриотизма у молодых сотрудников пограничных органов на основе традиций казачества должного внимания не было уделено, и эта проблема ранее не исследовалась.

Для развития патриотизма и патриотических качеств у молодых сотрудников пограничных органов, существенным является использование патриотического потенциала героической истории, традиций казачества Кубани и казачьих заповедей.

Выполненный анализ воспитательно-патриотической деятельности с молодыми сотрудниками пограничных органов дал возможность выявить следующие противоречия:

- между уникальностью истории и традиций казачества, обладающих колоссальным воспитательно-патриотическим потенциалом и недостаточным уровнем научного осмысления данного патриотического феномена в содержании воспитательного процесса с молодыми сотрудниками пограничных органов ФСБ России;

- между уровнем развития патриотических качеств у сотрудников пограничных органов в процессе военно-профессиональной деятельности и отсутствием соответствующих методов воспитания, учитывающих воспитательные возможности традиций казачества Кубани;

- между необходимостью организации целостного воспитательно-патриотического процесса в пограничных структурах с молодыми сотрудниками, ориентированного на формирование личности подлинного военного профессионала и гражданина-патриота и не разработанностью его программного обеспечения, опирающегося на историю и традиции казачества Кубани.

Установленные противоречия и анализ существующих исследований позволили сформулировать научную задачу, выражающуюся в необходимости научно-педагогического осмысления использования воспитательного потенциала истории и героических традиций казачества Кубани для развития и совер-

шенствования патриотического воспитания молодых сотрудников пограничных органов ФСБ России.

Что же следует понимать под термином «традиции»?

В современной педагогике традиции изучаются с целью выявления и понимания истоков, природы изменений, происходящих в обществе; поиска путей совершенствования системы образования на основе общечеловеческих и национальных образовательных ценностей, которыми являются и педагогические традиции и идеи прошлого.

Педагогический словарь [4] поясняет, что традиции есть «исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение знания, формы деятельности и поведения, а также сопутствующие им обычаи, правила, ценности, представления». Как подчеркивает О.А. Косинова [5], в педагогике традиции учитывают накопленный опыт старших, предыдущих поколений и одновременно вырабатывают инновационные подходы к решению современных педагогических проблем, в том числе и патриотического воспитания. С.Н. Томилина [6] характеризует традиции как установившиеся определенные действия и отношения (действия и правила поведения), соблюдение которых стало общественной потребностью.

Следовательно, с точки зрения социальной педагогики традициям свойственны следующие особенности: они складываются в коллективном опыте на основе тех форм деятельности, которые неоднократно подтвердили свою общественную значимость и личностную пользу; исторически сложились, обладают устойчивостью, сохраняются длительное время и передаются из поколения в поколение; структурно включают: обычаи, ритуалы, взгляды, чувства людей; с изменением социальной ситуации развития той или иной общности они могут разрушаться, трансформироваться и замещаться новыми; служат важным фактором регуляции жизнедеятельности людей, составляют основу воспитания личности.

Таким образом, применение традиций казачества в воспитательно-патриотической деятельности с молодыми сотрудниками пограничных органов представляется правомерным и педагогически правильным действием.

Какие же традиции казачества Кубани следует применить в интересах патриотического воспитания молодых сотрудников пограничных органов?

Традиции казачества Кубани можно условно поделить на следующие группы:

- этносоциальные - определяют отношение казаков к семье, роду, казачеству, казачьему образу жизни, малой Родине (включают: любовь к семье и близким, казачеству, малой Родине; высокое чувство русского национального достоинства);

- нравственные - определяют отношение казаков к родной земле, своей Родине (содержат: патриотизм, беззаветную любовь к Родине; возвышенное чувство национального достоинства);

- воинские - определяют отношение к воинскому долгу, военному делу, к братьям по оружию и союзникам. Они охватывают: верность воинскому долгу, присяге; мужество и воинскую доблесть; боевое искусство; искусство рукопашного боя; боевое братство и содружество; высокую дисциплинированность и исполнительность).

Перечисленные группы традиций являются наиболее важными, так как они определяют характерные черты и основные типы поведения казаков, как в военное, так и в мирное время.

Основными направлениями патриотического воспитания пограничников являются:

- историческое (включает: обращение к прошлому, изучение легендарной истории и традиций казачества);

- гражданско-патриотическое воспитание (содержит: изучение сущности патриотизма и патриотического воспитания, овладение Конституционными нормами и нормами федеральных законов в сфере защиты Отечества, анализ характера взаимоотношений внутри казачьей общины, казачьего самоуправления, казачьего образа жизни и службы);

- военно-патриотическое воспитание (охватывает: воспитание на героических примерах и подвигах казаков при защите рубежей Отечества, встречи с казаками, военно-спортивные игры и соревнования).

Вышеприведенный анализ позволяет заключить, что воспитательный потенциал традиций казачества, может рассматриваться:

- как эффективная компонента технологии воспитания патриотизма у сотрудников пограничных органов;

- как способ передачи традиций казачества Кубани, их инте-риоризации в интересах социализации личности пограничников;

- как организационно-педагогическая форма патриотической работы.

С учетом взглядов А.Н. Томилина [7] и его рекомендаций по организации воспитания военных кадров для достижения намеченной цели применения традиций казачества необходимо:

а) изучить специфику и особенности традиций казачества Кубани как культурно-патриотической ценности;

б) произвести оценку соответствия традиционных казачьих форм и методов воспитания социальным параметрам личности сотрудника пограничных органов;

Библиографический список

в) разработать содержание целевой программы патриотического воспитания сотрудников пограничных органов.

Итогом применения педагогического потенциала традиций казачества Кубани в интересах патриотического воспитания сотрудников станут изменения в личностных смыслах и ценностях современных пограничников.

Уяснение феномена традиций казачества и патриотизма как национальной идеи, воспитательного потенциала казачества как новой организационно-педагогической формы воспитательной работы с сотрудниками пограничных органов позволит руководящему составу создать эффективную инновационную систему патриотического воспитания молодых пограничников.

1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. 4-е изд., дополненное. Москва: ООО «ИТИ Технологии», 2008.

2. Казаки на охране границы. Available at: http://rosgeroika.ru/podvigi-v-nasledstvo/2016/january/kazaki-na-oxrane-graniczyi

3. Казаки выйдут на охрану государственной границы. Available at: https://vpk-news.ru/news/33045

4. Косинова О.А. К вопросу о трактовке понятия «традиция» в отечественной педагогике. Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». 2009; 2. Педагогика. Психология. Available at: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2009/2/

5. Педагогический словарь. Available at: http://www.вокабула.рф

6. Томилина С.Н. Программно-диагностическое сопровождение процесса военно-патриотического воспитания военных моряков: монография. Новороссийск: ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова, 2015.

7. Томилин А.Н Военно-педагогическая теория и практика формирования и развития профессиональной направленности офицера-воспитателя: монография. Новороссийск: РИО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова», 2010.

References

1. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Tolkovyj slovar'russkogo yazyka: 80 000 slov i frazeologicheskih vyrazhenij. Rossijskaya akademiya nauk. Institut russkogo yazyka im. V.V. Vinogradova. 4-e izd., dopolnennoe. Moskva: OOO «ITI Tehnologii», 2008.

2. Kazakina ohrane granicy. Available at: http://rosgeroika.ru/podvigi-v-nasledstvo/2016/january/kazaki-na-oxrane-graniczyi

3. Kazaki vyjdut na ohranu gosudarstvennoj granicy. Available at: https://vpk-news.ru/news/33045

4. Kosinova O.A. K voprosu o traktovke ponyatiya «tradiciya» v otechestvennoj pedagogike. 'Elektronnyjzhurnal«Znanie. Ponimanie. Umenie». 2009; 2. Pedagogika. Psihologiya. Available at: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2009/2/

5. Pedagogicheskijslovar'. Available at: http://www.vokabula.rf

6. Tomilina S.N. Programmno-diagnosticheskoe soprovozhdenie processa voenno-patrioticheskogo vospitaniya voennyh moryakov monografiya. Novorossijsk: GMU im. adm. F.F. Ushakova, 2015.

7. Tomilin A.N Voenno-pedagogicheskaya teoriya i praktika formirovaniya i razvitiya professional'noj napravlennosti oficera-vospitatelya: monografiya. Novorossijsk: RIO «GMU im. adm. F.F. Ushakova», 2010.

Статья поступила в редакцию 17.08.18

УДК 376

Gumerov A.I., teacher of history and social science, Kamenskaya secondary school in Tyumen District, postgraduate, Tyumen Regional State Institute of Development of Regional Education (Tyumen, Russia), E-mail: gumerovgumerov2017@yandex.ru

Gumerova N.M., postgraduate, Tyumen Regional State Institute of Development of Regional Education (Tyumen, Russia), E-mail: gumerovgumerov2017@yandex.ru

PROBLEMS OF THE ORGANIZATION OF SOCIAL PRACTICAL WORK WITH CHILDREN WHO ARE UNDER CONTROL OF DIFFERENT INSTITUTIONS. The problems of the organization of social practical work with different categories of children are analyzed and characterized. The reasons and factors which have served as a prerequisite of emergence of the specified problems are studied. Besides, major factors which accompany development and deterioration in social work in general are defined. The work studies the best practice in work with the children who are under control at different institutions. The authors conclude that building sustainable awareness in children with different types of accounting, by incorporating them into public activities as well as voluntary activities, as one of the priority directions of youth policy of Russia, currently supports the basis of preventive work with minors for prevention and rehabilitation work.

Key words: social providing, children, social work, accounting of minors, problem, quality of social services, key competences, social teacher.

А.И. Гумеров, учитель истории и обществознания, МАОУ Каменской СОШ Тюменского района Тюменской области, аспирант, «Тюменский областной государственный институт развития регионального образования», г. Тюмень, E-mail: gumerovgumerov2017@yandex.ru

Н.М. Гумерова, аспирант, «Тюменский областной государственный институт развития регионального образования», г. Тюмень, E-mail: gumerovgumerov2017@yandex.ru

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРАКТИК В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, СОСТОЯЩИМИ НА РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ УЧЁТА

В данной статье рассмотрены проблемы организации социальных практик в работе с детьми, состоящими на различных видах учёта, дан их детальный анализ и характеристика. Изучены причины и факторы, послужившие предпосылкой появления указанных проблем. Кроме того, определены основные факторы, которые сопровождают развитие и ухудшение социальной работы в целом. Рассмотрены лучшие практики в работе с детьми, состоящими на различных видах учёта. Авторы делают вывод о том, что формирование устойчивого правосознания у детей, находящихся на различных видах учёта, посредством включения их в общественно значимые мероприятия, а также в добровольческую и волонтёрскую деятельность, являясь одним из приоритетных направлений молодёжной политики России в настоящее время, выступает основой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.