УДК 37.035.6 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10065
Vovk M.Yu., Cand. of Sciences (Pedagogy), Head of English Language Department, State Marine University n.a. F.F. Ushakov (Sevastopol, Russia),
E-mail: [email protected]
TO THE QUESTION OF THE MILITARY-PATRIOTIC ACCOMPLISHMENT STRATEGY OF MARITIME UNIVERSITY CADETS ON THE HEROdTY'S TRADITIONS. Professional training in marine educational organizations of future specialists for the marine industry involves not only graduated person procuring of knowledge, skills and abilities, necessary professional competencies formation, but also their breeding as real citizens of the state with developed spiritual and moral qualities, like patriots of the Fatherland, active Russian society members. An essential direction of Maritime University's cadets as citizens-patriots is military-patriotic accomplishment. The author uses Russian scientists' views and approaches to substantiate and reveal the meaning of military-patriotic breeding strategy of Maritime University cadets on the traditions of the hero city of Sevastopol. The task of the article is to substantiate and develop a strategy of military-patriotic breeding strategy of cadets on the traditions of the hero city of Sevastopol based on existing concepts and domestic scientists author's approaches to educational and patriotic activities.
Key words: military-patriotic accomplishment, hero city, cadet, direction, patriotism, strategy, traditions, formation.
М.Ю. Вовк, канд. пед. наук, зав. каф. английского языка, ФГБОУ ВО «Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова»,
г. Севастополь, E-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ О СТРАТЕГИИ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ МОРСКОГО ВУЗА НА ТРАДИЦИЯХ ГОРОДА-ГЕРОЯ
Профессиональная подготовка в морских образовательных организациях будущих специалистов для морской индустрии предполагает не только вооружение каждого выпускника совокупностью знаний, навыков и умений, формирования необходимых профессиональных компетенций, но и их воспитание как настоящих граждан государства с развитыми духовно-нравственными качествами, патриотов Отечества, активных членов российского социума. Существенным направлением становления курсантов морского вуза как граждан-патриотов является военно-патриотическое воспитание. В предлагаемой статье автор, базируясь на взглядах и подходах отечественных ученых, обосновывает и раскрывает сущность стратегии военно-патриотического воспитания курсантов морского вуза на традициях города-героя Севастополь. Цель статьи: обоснование и разработка стратегии военно-патриотического воспитания курсантов морского вуза на традициях города-героя Севастополя с опорой на существующие концепции и авторские подходы отечественных ученых к воспитательно-патриотической деятельности.
Ключевые слова: военно-патриотическое воспитание, город-герой, курсант, направление, патриотизм, стратегия, традиции, формирование.
Важнейшим фактором духовно-нравственного состояния населения государства является патриотизм граждан, в том числе и учащейся молодежи.
В педагогике под термином патриотизм принято понимать уникальное формируемое чувство и качество личности, включающее любовь к Отечеству, Родине, своему государству, народу, истории страны, культуре, языку, традициям, выражаемое в повседневном поседении и деятельности [1].
Отечественная педагогика стоит на позиции, что патриотизм - это формируемое качество личности. В его становлении и развитии у каждого гражданина основную роль выполняют семья, микросреда (родственники, друзья, коллеги), общеобразовательная школа, суз, вуз, трудовой коллектив. Очень значим в этом деле вклад государственных структур (администраций, силовых формирований и др.), различных общественных организаций (ветеранских, военно-патриотических, спортивных и др.) и религиозных конфессий. Опора на государственную нормативно-правовую базу позволяет придать всей воспитательно-патриотической деятельности целенаправленность, согласованность и системность.
Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации [2] определяет военно-патриотическое воспитание как составную часть патриотического воспитания, которое направлено «на формирование готовности к военной службе как особому виду государственной службы». Оно «характеризуется специфической направленностью, глубоким пониманием каждым гражданином своей роли и места в служении Отечеству, высокой личной ответственностью за выполнение требований военной службы, убежденностью в необходимости формирования необходимых качеств и навыков для выполнения воинского долга в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов». Структура военно-патриотического воспитания подтверждает, что такой вид воспитания есть процесс социальный, который реализовывает основные положения и требования Российской Конституции, доктрины, стратегии и федеральных законов, относящихся к сфере обороны и обеспечения безопасности Российской Федерации.
В воспитательной практике морских учебных заведений деятельность по военно-патриотическому воспитанию строится на текущий учебный год и охватывает такие направления, как работа, посвященная дням воинской славы, участие в военно-патриотических акциях, празднование Дня защитника Отечества и Дня Победы, оказание помощи ветеранам и волонтерская работа. Приурочивание воспитательно-патриотической деятельности к праздникам и юбилейным датам, ежегодное повторение, пусть даже в некотором обновленном виде, одних и тех же мероприятий не смогут зажечь сердца юношей и девушек. Они, скорее, будут навеивать грусть и равнодушие. Такая практика близка к формализму и работе «для галочки». Ныне в деле выращивания патриотов нужна серьезная перестройка. Необходимо найти новое направление, позволяющее заинтересовать учащуюся молодежь патриотической идеей.
Морские вузы, как правило, располагаются в городах-героях (Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе, Новороссийске, Мурманске), которым звание «Город-герой» было присвоено за выдающийся вклад граждан и воинов гарнизона, в том числе и военных моряков в их обороне и освобождении от немецко-фашистских полчищ.
Применение богатого воспитательно-патриотического потенциала городов-героев представляется наиболее важным, интересным и увлекательным в работе с современной учащейся молодежью, воспитании их как подлинным патриотов, готовых к защите Отечества в мирное и военное время.
Вместе с тем опыт работы морских образовательных организаций показывает, что патриотическая работа с молодежью более результативно проходит там, где ей придают плановый, долгосрочный характер. Это требует применения стратегиального подхода, умения предвидеть и организовать военно-патриотическое воспитание на все время нахождения каждого курсанта в морской образовательной организации.
Сущность термина «стратегия воспитания». Термин «стратегия» вошел в педагогический оборот относительно недавно из военного лексикона. Само слово стратегия имеет греческое происхождение - strategia - войско + ago - веду. В Военном энциклопедическом словаре стратегия трактуется как «составная часть военного искусства, его высшая область» [3, с. 607]. С.И. Ожегов говорит о стратегии как науке ведения войны, а также как искусстве «руководства общественной, политической борьбой» [4, с. 772]. Авторы «Русского толкового словаря» [5] поясняют понятие «стратегия» как общую руководящую линию, направленную на достижение конечных целей войны, какой-либо борьбы или деятельности. Здесь же приводятся виды стратегий: а) научного поиска, б) экономического развития; в) предвыборная. По мнению В.В. Игнатовой и Л.А. Барановской, такая классификация «свидетельствует о полинаучности исследуемого понятия» [6].
В начале 90-х годов ХХ века понятие «стратегия» стало использоваться в теории и практики гуманитарных наук (философии, психологии, педагогики).
Среди первых ученых, активно разрабатывающих теоретические основы научно-педагогического феномена «стратегия», можно назвать И.А. Зимнюю. Ею были разработаны дефиниции понятий «стратегия» и «стратегия воспитания», определен компонентный состав общей стратегии воспитания, выявлены основания для классификации стратегии и др.
Так, И.А. Зимняя [7] придерживается точки зрения, что стратегия воспитания есть комплексная проработка, проектирование долгосрочной деятельности, предусматривающей базирование на соответствующих концептуальных положениях, многосторонней программе, ресурсном обеспечении, применении организационных форм воспитания, позволяющих достигнуть намеченной на перспективу цели. По мнению А.К. Луковцевой [8], стратегия воспитания непременно базируется на общей концепции воспитательной работы, обусловливает общий замысел, намечает перспективы и план эффективного достижения целей воспитания. С.Н. Томилина [9] полагает, что сущность стратегии воспитания заключается в длительном, перспективном планировании воспитательной деятельности, обеспечивающей необходимую помощь учащейся молодежи в их формировании и развитии как гражданина, патриота и компетентного профессионала.
Следовательно, стратегия воспитания учащейся молодежи есть специфический инструмент педагогической деятельности, плановый документ, рассчитанный на длительную перспективу, включающий концептуальные основы, программу действий, ресурсное обеспечение, выбор технологии и форм воспитания,
умелое и эффективное применение которых обеспечивают достижение намеченных целей воспитания личности.
Основные положения стратегии военно-патриотического воспитания курсантов морского вуза на традициях города-героя. Согласно взглядам И.А. Зимней, В.В. Игнатова и Л.А. Барановской, С.Н. Томилиной и др., стратегия военно-патриотического воспитания включает следующие компоненты: временной интервал, цель, задачи, направления, содержание, механизм, средства, способы, результат.
Рассмотрим компоненты настоящей стратегии.
Стратегия военно-патриотического воспитания курсантов морского вуза на традициях города-героя (далее Стратегия) рассчитана на весь срок обучения учащихся в морской образовательной организации - на пять лет, с первого дня обучения до самого выпуска.
Цель - формирование на основе истории и традиций города-героя каждого выпускника как настоящего гражданина-патриота, по своим морально-психологическим, деловым и физическим качествам готового к службе в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, защите её рубежей от любого агрессора в мирное и военное время.
Достижение данной цели будет возможно при успешном решении следующих задач:
- осуществление на учащейся молодежи систематического и планового воспитательно-патриотического воздействия на основе традиций города-героя;
- изучение с учащейся молодежью истории и традиций города-героя как ориентира развития патриотизма и патриотических качества, основы добросовестной учебы и примерного поведения;
- формирование у юношей и девушек патриотического мировоззрения, включающего патриотические взгляды и убеждения, патриотическое сознание и патриотическую позицию;
- воспитание уважительного отношения к патриотическим ценностям, отечественной истории и военному прошлому Отечества, к воинским и боевым традициям, традициям города-героя, воинской службе в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации;
- формирование у юношей призывного возраста желания и готовности к воинской службе в армии и на флоте.
Направления военно-патриотического воспитания:
- военно-историческое (предусматривает изучение легендарной истории города-героя, его вклада в оборону и освобождение России от внешних агрессоров, изучение боевых традиций города-героя и Черноморского флота);
- героико-патриотическое (включает ознакомление с подвигами жителей города и воинов гарнизона при защите города и его освобождение);
- волонтерская деятельность (охватывает поисковые мероприятия, оказание помощи ветеранам на дому, мероприятия по благоустройству и приведению в порядок воинских захоронений, братских могил, памятников и обелисков и др.);
- военно-спортивное (содержит комплекс спортивных мероприятий военно-патриотической направленности: соревнования, олимпиады, состязания).
Содержание военно-патриотического воспитания предусматривает изучение целевой программы «Готов к службе Отечеству!». Программа структурно состоит из четырех модулей: «Исторического» (тематика связана с историей города-героя и Черноморского флота); «Героико-патриотического» (тематика посвящена раскрытию легендарных подвигов старших поколений при защите и освобождении города-героя, совершенных жителями города и воинами гарнизона и Черноморского флота); «Деятельностного» (содержит перечень волонтерских и патриотических мероприятий); «Военно-спортивного» (охватывает спортивную работу, предусматривающую подготовку к воинской службе, сдачу норм комплекса «Готов к труду и обороне», проведение спортивных состязаний.
Механизм военно-патриотического воспитания предусматривает улучшение системы воспитательно-патриотической деятельности учащейся молодежи; совершенствование координации и практики работы руководства, преподавательского состава, командиров рот и воспитателей по воспитанию патриотов; си-
Библиографический список
стематическое освещение в средствах массовой информации опыта военно-патриотического воспитания курсантов на традициях города-героя; усиление роли студенческих общественных организаций в патриотической работе и подготовке молодежи к защите Отечества.
Осуществление патриотического воспитания предполагает использование системы средств, которая включает три основных компонента: материально-технический (музей, патриотический клуб, стенды, плакаты, витрины, памятники и др.); образовательный (теоретические и научно-практические рекомендации, относящиеся к практике военно-патриотического воспитания, применение которых формируют необходимые знания, мировоззрение, убеждения патриотической направленности); организационно-деятельностный (совокупность воспитательных и культурно-досуговых мероприятий, которые организуются и проводятся в интересах формирования высокого уровня патриотизма у курсантов).
Все три компонента взаимосвязаны и дополняют друг друга. Их комплексное использование позволяет достичь главной цели военно-патриотического воспитания.
Современная практика военно-патриотического воспитания требует применения новых способов работы с учащейся молодежью. К таковым относятся:
- побуждение юношей и девушек к активной патриотической к деятельности;
- создание ситуаций, при которых молодежь смогла бы проявить свои лучшие качества (любовь к Отечеству и родному краю, гражданственность, честность, ответственность, доброта, милосердие, отзывчивость, готовность прийти на помощь и др.);
- вовлечение в волонтерскую деятельность;
- участие в поисковой работе по местам боев и воинских сражений;
- использование современных информационных технологий (создание Интернет-журнала «Традициям старших поколений - верны!», блог «Служим городу-герою и России» и др.;
- участие в военно-патриотических акциях (Георгиевская лента, Бессмертный полк и др.).
Применение совокупности предлагаемых способов должна позволить личности учащегося раскрыть свои способности, осмыслить и осознать сущность патриотизма, его значимость и необходимость.
Настоящая Стратегия ориентирована на достижение следующих результатов:
- формирование у учащейся молодежи уважения к легендарным боевым традициям города-героя и к подвигам старших поколений при обороне и освобождении родного города от иноземных захватчиков;
- воспитание на основе традиций города-героя готовности к защите Отечества и родного города желания служить в рядах Вооруженных Сил РФ.
Достоинствами Стратегии являются:
- качественное улучшение существующей системы патриотического воспитания путем её обогащения военно-патриотическим компонентом;
- базирование военно-патриотической деятельности на основательной теоретической базе, обеспечение её целенаправленности на весь период обучения курсанта в морском вузе;
- поиск и внедрение новых способов, форм и методов работы в практике военно-патриотической деятельности;
- активизация участия юношей и девушек в военно-прикладных видах спорта;
- придание нового творческого импульса военно-патриотическому воспитанию учащихся современного вуза.
Таким образом, разработанная Стратегия военно-патриотического воспитания курсантов морского вуза на традициях города-героя позволяет организовать и целенаправленно проводить процесс военно-патриотического воспитания учащейся молодежи на весь период обучения в вузе, предвидеть логику и последовательность воспитательно-патриотической деятельности, уверенно стремиться к достижению намеченного результата.
1. Педагогический энциклопедический словарь. Москва: Большая российская энциклопедия, 2009.
2. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Available at:/ https://docviewer.yandex.ru/
3. Военный энциклопедический словарь: в 2 т. Москва: Большая Российская энциклопедия, «РИПОЛ КЛАССИК», 2001; Т. 1.
4. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. Москва: ООО «ИТИ Технологии», 2008.
5. Лопатин В.В., Лопатина Л.Е. Русский толковый словарь. Около 35000 слов. 70000 словосочетаний. Москва: Русский язык, 1998.
6. Игнатова В.В., Барановская Л.А. Содействие как педагогическая стратегия. Сибирский педагогический журнал. 2008; № 14: 44 - 52.
7. Зимняя И.А. Стратегия воспитания: возможности и реальность. Знание. Понимание. Умение. 2006; № 1: 67 - 74.
8. Луковцева А.К. Психология и педагогика. Курс лекций: учебное пособие для студентов вузов. Москва: КДУ, 2008.
9. Томилина С.Н. Концепция и стратегия государственно-патриотического воспитания курсантов морского вуза: монография. Новороссийск: РИО ГМУ имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, 2018.
References
1. Pedagogicheskij 'enciklopedicheskij slovar'. Moskva: Bol'shaya rossijskaya 'enciklopediya, 2009.
2. Koncepciya patrioticheskogo vospitaniya grazhdan Rossijskoj Federacii. Available at:/ https://docviewer.yandex.ru/
3. Voennyj 'enciklopedicheskijslovar': v 2 t. Moskva: Bol'shaya Rossijskaya 'enciklopediya, «RIPOL KLASSIK», 2001; T. 1.
4. Ozhegov S.I. Tolkovyjslovar'russkogoyazyka: 80 000 slovi frazeologicheskih vyrazhenij. Rossijskaya akademiya nauk. Institut russkogo yazyka im. V.V. Vinogradova. Moskva: OOO «ITI Tehnologii», 2008.
5. Lopatin V.V., Lopatina L.E. Russkij tolkovyj slovar'. Okolo 35000 slov. 70000 slovosochetanij. Moskva: Russkij yazyk, 1998.
6. Ignatova V.V., Baranovskaya L.A. Sodejstvie kak pedagogicheskaya strategiya. Sibirskijpedagogicheskijzhurnal. 2008; № 14: 44 - 52.
7. Zimnyaya I.A. Strategiya vospitaniya: vozmozhnosti i real'nost'. Znanie. Ponimanie. Umenie. 2006; № 1: 67 - 74.
8. Lukovceva A.K. Psihologiya i pedagogika. Kurs lekcij: uchebnoe posobie dlya studentov vuzov. Moskva: KDU, 2008.
9. Tomilina S.N. Koncepciya i strategiya gosudarstvenno-patrioticheskogo vospitaniya kursantov morskogo vuza: monografiya. Novorossijsk: RIO GMU imeni admirala F.F. Ushakova, 2018.
Статья поступила в редакцию 20.11.19
УДК 372.881.1 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10066
Dubakov A.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Shadrinsk State Pedagogical University (Shadrinsk, Russia), E-mail: [email protected]
Lyalin D.V., student, Shadrinsk State Pedagogical University (Shadrinsk, Russia), E-mail: [email protected]
Shalabodova V.I., student, Shadrinsk State Pedagogical University (Shadrinsk, Russia), E-mail: [email protected]
THE ORGANIZATION OF INFORMAL FOREIGN LANGUAGE TEACHING. The article studies peculiarities and functions of informal foreign language teaching. Today, the implementation of innovative linguodidactic models is becoming increasingly important, due to the search for the effective tools of achieving the results of foreign language education. It is known that the starting point of learning a foreign language within the institutional system of education is a primary school. The effectiveness of teaching foreign languages in the future depends on the peculiarities of the organization of foreign language teaching at this stage. Informal learning of a foreign language has sufficient opportunities, including the initial stage and involves a departure from traditional patterns, the use of non-standard methods and aids. Informal teaching has the features that distinguish it from traditional learning. The article reveals the terminological and essential characteristics of informal foreign language teaching, identifies the positive and contradictory aspects of the approach. The authors describe the progress and results of the work on the purposeful organization of informal foreign language teaching at the initial stage, analyze the results, indicate the prospects of the research.
Key words: teaching foreign language, junior school age, informal foreign language teaching, edutainment, aids of informal language teaching.
A.В. Дубакое, канд. пед. наук, доц., Шадринский государственный педагогический университет, г. Шадринск, E-mail: [email protected]
Д.В. Лялин, студент, Шадринский государственный педагогический университет, г. Шадринск, E-mail: [email protected]
B.И. Шалабодоеа, студент, Шадринский государственный педагогический университет, г. Шадринск, E-mail: [email protected]
ОРГАНИЗАЦИЯ НЕФОРМАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Статья посвящена раскрытию особенностей и возможностей неформального обучения иностранному языку. Сегодня реализация инновационных лингводидактических моделей становится всё более актуальной, что обусловлено рядом трансформаций, непосредственно влияющих на поиск эффективных средств достижения результатов иноязычного образования. Известно, что отправной точкой изучения иностранного языка в условиях институциональной системы образования является начальная школа. От особенностей организации обучения иностранному языку на данной ступени зависят его результаты в дальнейшем. Неформальное обучение иностранному языку, хотя и является альтернативным, обладает достаточными возможностями, в том числе на начальном этапе, и предполагает уход от традиционных шаблонов, использование нестандартных методов и средств. Неформальному обучению присущи особенности, которые во многом отличают его от традиционного обучения. Неформальное обучение может выступать в качестве мотивационной развивающей среды, в рамках которой разрушаются коммуникативные барьеры, и формируется лингвопознавательный интерес. Смысловой основой неформального обучения иностранному языку является эдьютейнмент. Очевидно, что данный вид обучения может быть результативным при его рациональной организации. В статье раскрываются терминологические и сущностные характеристики неформального обучения иностранному языку, обозначаются положительные, а также противоречивые стороны направления. Авторы анализируют средства реализации неформального обучения, к которым относятся: нетрадиционные уроки иностранного языка, аутентичные игры, аудиовизуальные и информационно-коммуникационные технологии, внеклассные мероприятия, кружок иностранного языка. Описывается ход проведённой работы по целенаправленной организации неформального обучения иностранному языку на начальном этапе, анализируются полученные результаты, обозначаются перспективы исследования.
Ключевые слова: обучение иностранному языку, младший школьный возраст, неформальное обучение иностранному языку, эдьютейнмент, средства неформального обучения иностранному языку.
В условиях современной реальности важность владения хотя бы одним иностранным языком не подлежит сомнению. Границы профессионально-личностной сферы практического применения иностранных языков постоянно расширяются, определяя всё новые ориентиры. Тем не менее, несмотря на всю значимость изучения иностранных языков, реальный уровень сформированно-сти иноязычной коммуникативной компетенции выпускников общеобразовательной школы не всегда является достаточным. Как правило, учащиеся не умеют говорить на изучаемом языке, не могут осуществлять иноязычное общение, сталкиваясь с трудностями даже на элементарном языковом уровне. Обозначенные причины определяют необходимость совершенствования и обеспечения инновационности процесса обучения. В данном ключе в рамках современной лингводидактики осуществляется исследование и реализация различных моделей обучения иностранному языку, среди которых внимание следует обратить на неформальное обучение. В последнее время направление реализуется на практике как целостно, так и фрагментарно. Всё больше учителей говорят об эффективности средств неформального обучения иностранному языку, подчеркивают необходимость ухода от «рутины» традиционного урока. С другой стороны, некоторые специалисты критикуют неформальное обучение иностранному языку, заявляя об отсутствии какой-либо результативности. Противоречивость во взглядах и мнениях указывает на необходимость осмысления проблемы. В данной статье мы остановимся на комплексном анализе неформального обучения иностранному языку, обозначая его возможности, а также имеющиеся достоинства и недостатки.
В ходе исследования было выяснено, что неформальное обучение иностранному языку может быть реализовано на любом возрастном этапе - от дошкольного до обучения взрослых. Мы рассмотрели особенности неформального обучения в младшем школьном возрасте, в большей мере обозначая возможно-
сти направления именно на данном этапе. В исследовании было учтено положение, что неформальное обучение иностранному языку может осуществляться как целостно, так и фрагментарно. Систематическая организация неформального обучения иностранному (английскому) языку осуществлялась нами в рамках целенаправленно организованного кружка, фрагментарная реализация неформального обучения реализовывалась посредством отдельных методов и средств в рамках уроков и внеклассных мероприятий, проведенных в ходе педагогических стажировок и производственной практики в школах г. Шадринска Курганской области. В опытно-поисковой работе принимали участие 80 обучающихся 2 - 4 классов, 3 учителя английского языка и 2 студента Шадринского государственного педагогического университета. Для выяснения возможностей неформального обучения иностранному языку использовались следующие методы исследования: теоретический анализ литературы, включенное наблюдение, опрос, анализ продуктов деятельности обучающихся.
В ходе теоретического осмысления проблемы мы пришли к выводу, что неформальное обучение иностранному языку отражено в работах Т.Ф. Ермаковой [1], М.В. Кутьевой [2], ГВ. Сороковых, О.С. Кутеповой [3], О.А. Ивановой [4], О.В. Ройтбалт [5] и др. Отметим, что в современных исследованиях в основном рассматривается неформальное образование. На наш взгляд, данное понятие является более широким и полифункциональным, однако в большинстве работ не обозначены различия между неформальным образованием и обучением, они достаточно часто сопоставляются и взаимозаменяются. Неформальному образованию (обучению) присущ определённый терминологический плюрализм, который выражается посредством различных точек зрения.
Т.Ф. Ермакова указывает на тенденцию перманентного расширения границ современного образовательного процесса, появление инновационных комбинаций работы и обучения, усиленного применения свободного времени для