Научная статья на тему 'Технология интеграции двигательной и познавательной деятельности в образовательном процессе дошкольной организации'

Технология интеграции двигательной и познавательной деятельности в образовательном процессе дошкольной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
двигательная деятельность / когнитивные способности / ребенок дошкольного возраста / технология / physical activity / cognitive abilities / preschool child / technology.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — В. С. Захарова

В статье рассматривается проблема интеграции двигательной деятельности и развития познавательных процессов. Примером такой интеграции определяется технология двигательно-дидактической игры, которая рассматривается через совокупность последовательных действий педагога. Эти действия связаны с организацией двигательно-умственной активности ребенка, созданием образовательного пространства, пространства взаимодействия, опирающихся на исходные методологические позиции, ориентированных на повышение уровня физического и умственного развития детей дошкольного возраста, связанного с развитием памяти и внимания. Методологической основой разработанной модели является деятельностный подход. Предлагается описание последовательности этапов реализации данной технологии с определением цели и порядка деятельности воспитателя

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY OF INTEGRATION OF MOTOR AND COGNITIVE ACTIVITIES IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF PRESCHOOL ORGANIZATION

The article considers the problem of integration of motor activity and the development of cognitive processes. An example of such integration is the technology of the motor-didactic game, which is considered through a set of sequential actions of the teacher. These actions are associated with the organization of motor-mental activity of the child, the creation of educational space, the space of interaction. based on initial methodological positions, focused on increasing the level of physical and mental development of preschool children associated with the development of memory and attention. The methodological basis of the developed model is the activity approach. The work proposes description of the sequence of stages of the implementation of this technology with the definition of the purpose and sequence of the educator.

Текст научной работы на тему «Технология интеграции двигательной и познавательной деятельности в образовательном процессе дошкольной организации»

2. Манерко И.В. Духовно-нравственные качества военнослужащего в социокультурном пространстве современной России: особенности и детерминация. Пространство и Время. 2011; № 1: 88 - 92.

3. Акатов Л.И. Формирование духовно-нравственной сферы как основа личностного становления человека. Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015; № 1: 211 - 220.

4. Пономаренко А.А. Патриотизм как ценность духовно-нравственного воспитания военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов. 300 лет на страже закона и правопорядка: материалы Всероссийской научно-практической конференции, 19 - 20 апреля, Хабаровск: ТОГУ 2018: 213 - 217.

5. Скрынников Н.П. Военное духовенство и духовно-нравственное воспитание военнослужащих: современный аспект. Вестник современных исследований. 2019; № 2-6 (29): 104 - 110.

6. Манерко И.В. Духовно-нравственные качества личности военнослужащего российской армии: сущность и основное содержание. Армия и общество. 2009; № 3: 50 - 57.

7. Сопова Н.В. Формирование духовно-нравственных качеств личности старшеклассника на основе ценностной проблемной ситуации. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Воронеж, 2009.

8. Манерко И.В. Духовно-нравственные качества личности военнослужащего современной Российской армии: сущность, особенности и направления развития: со-циально-философскийанализ. Диссертация ... кандидата философских наук. Москва, 2011.

References

1. Imperativyrusskoj voennojmysli. Rossijskij voennyj sbornik. Pod redakciej A.E. Savinkina. Moskva: Voennyj universitet, Russkij put', 2002; Vypusk 19: 224 - 281.

2. Manerko I.V. Duhovno-nravstvennye kachestva voennosluzhaschego v sociokul'turnom prostranstve sovremennoj Rossii: osobennosti i determinaciya. Prostranstvo i Vremya. 2011; № 1: 88 - 92.

3. Akatov L.I. Formirovanie duhovno-nravstvennoj sfery kak osnova lichnostnogo stanovleniya cheloveka. Uchenyezapiski. 'Elektronnyj nauchnyj zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta. 2015; № 1: 211 - 220.

4. Ponomarenko A.A. Patriotizm kak cennost' duhovno-nravstvennogo vospitaniya voennosluzhaschih i sotrudnikov pravoohranitel'nyh organov. 300 let na strazhe zakona i pravoporyadka: materialy Vserossijskoj nauchno-prakiicheskoj konferencii, 19 - 20 aprelya, Habarovsk: TOGU, 2018: 213 - 217.

5. Skrynnikov N.P. Voennoe duhovenstvo i duhovno-nravstvennoe vospitanie voennosluzhaschih: sovremennyj aspekt. Vestnik sovremennyh issledovanij. 2019; № 2-6 (29): 104 - 110.

6. Manerko I.V. Duhovno-nravstvennye kachestva lichnosti voennosluzhaschego rossijskoj armii: suschnost' i osnovnoe soderzhanie. Armiya iobschestvo. 2009; № 3: 50 - 57.

7. Sopova N.V. Formirovanie duhovno-nravstvennyh kachestv lichnosti starsheklassnika na osnove cennostnoj problemnoj situacii. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Voronezh, 2009.

8. Manerko I.V. Duhovno-nravstvennye kachestva lichnosti voennosluzhaschego sovremennoj Rossijskoj armii: suschnost', osobennosti i napravleniya razvitiya: social'no-filosofskij analiz. Dissertaciya ... kandidata filosofskih nauk. Moskva, 2011.

Статья поступила в редакцию 16.02.20

УДК 373

Zakharova V.S., postgraduate, Department of Preschool and Elementary General Education, Ulyanovsk Pedagogical University n.a. I.N. Ulyanov

(Ulyanovsk, Russia), E-mail: vic2488z@gmail.com

TECHNOLOGY OF INTEGRATION OF MOTOR AND COGNITIVE ACTIVITIES IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF PRESCHOOL ORGANIZATION. The

article considers the problem of integration of motor activity and the development of cognitive processes. An example of such integration is the technology of the motor-didactic game, which is considered through a set of sequential actions of the teacher. These actions are associated with the organization of motor-mental activity of the child, the creation of educational space, the space of interaction. based on initial methodological positions, focused on increasing the level of physical and mental development of preschool children associated with the development of memory and attention. The methodological basis of the developed model is the activity approach. The work proposes description of the sequence of stages of the implementation of this technology with the definition of the purpose and sequence of the educator.

Key words: physical activity, cognitive abilities, preschool child, technology.

В.С. Захарова, аспирант, ФГБОУВО «УлГПУ имени И.Н. Ульянова», г. Ульяновск, E-mail: vic2488z@gmail.com

ТЕХНОЛОГИЯ ИНТЕГРАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В статье рассматривается проблема интеграции двигательной деятельности и развития познавательных процессов. Примером такой интеграции определяется технология двигательно-дидактической игры, которая рассматривается через совокупность последовательных действий педагога. Эти действия связаны с организацией двигательно-умственной активности ребенка, созданием образовательного пространства, пространства взаимодействия, опирающихся на исходные методологические позиции, ориентированных на повышение уровня физического и умственного развития детей дошкольного возраста, связанного с развитием памяти и внимания. Методологической основой разработанной модели является деятельностный подход. Предлагается описание последовательности этапов реализации данной технологии с определением цели и порядка деятельности воспитателя.

Ключевые слова: двигательная деятельность, когнитивные способности, ребенок дошкольного возраста, технология.

Актуальная задача современного дошкольного образования - создание условий для успешного личностного и социального развития формирующейся личности. Эти условия характеризуются и интеграцией основных направлений развития ребенка, которые выделены в Федеральном государственном образовательном стандарте.

Интеграция обеспечивается конструированием содержания деятельности, характером применяемых подходов, способами реализации образовательных задач. В исследовании нами обращено особое внимание на интеграцию двигательной деятельности и развития когнитивной сферы личности. Исследования, в которых изучалось влияние двигательной активности на познавательную сферу, связаны с работами в области медицины. В них отмечается положительное влияние физической нагрузки на психомоторное развитие и укрепление здоровья. Многие исследования содержат противоречивые оценки. В зарубежных исследованиях влияние физической активности на развитие когнитивных способностей рассматривают в связи с повышением уровня белка, кодируемого геном BDNR Нейротрофин стимулирует и поддерживает развитие нейронов. В головном мозге он активен в гиппокампе, коре и в переднем мозге - тех областях, которые отвечают за обучение и память [1 - 4]. Результаты научных исследований в нашей

стране в большей степени отражают влияние физических упражнений на развитие внимания, мышления [5, 6]. Развитие познавательных процессов происходит в процессе познания способов выполнения движений, возможностей своего тела, сенсорного развития при использовании спортивного оборудования. Двигательные действия опосредованно и непосредственно влияют на развитие познавательных процессов. Непосредственное влияние характеризуется развитием психических процессов, умственных действий (равнение, анализ, обобщение) при выполнении физических упражнений. Опосредованное влияние на развитие познавательных процессов характеризуется общим укреплением организма, физическим развитием, повышением функциональных возможностей центральной нервной системы, что влияет на умственную работоспособность и повышение качества познавательных психических процессов [7]. Ребенок дошкольного возраста решает задачу (умственную, двигательную), если присутствует игровой образ и игровой сюжет В связи с этим нами выделена двигательно-дидактическая игра в качестве интегрированного средства развития ребенка. Технология двига-тельно-дидактической игры - это совокупность последовательных действий педагога, связанных с организацией двигательно-умственной активности ребенка, созданием образовательного пространства, пространства взаимодействия; опи-

рающихся на исходные методологические позиции, ориентированных на повышение уровня физического и умственного развития детей дошкольного возраста, связанного с развитием памяти и внимания.

Методологические позиции разработанной технологии представлены лич-ностно-деятельностным подходом и принципами активности, интеграции, самостоятельности, вариативности, постепенности, принципом положительной мотивации, сотрудничества, сочетания индивидуальных и групповых форм.

Совокупность последовательных действий - диагностирование, планирование, организация последовательно применяемых ДДИ в соответствии с конкретным уровнем интеграции двигательной и умственной деятельности.

Личностно-деятельностный подход - это процесс деятельности человека, направленный на становление его сознания и личности в целом (А.Н. Леонтьев). Данный подход обеспечивает взгляд на единство личности и деятельности, которое проявляется в том, что деятельность в ее многообразных формах влияет на изменения в структуре личности. А личность, в свою очередь, выбирает адекватные виды и формы деятельности, соответствующие потребностям личностного развития.

Сущность деятельностного подхода в обучении можно представить следующими положениями: цель обучения - это формирование способа действий, который формируется только в процессе самой деятельности; механизмом обучения является не передача готовых знаний, а управление деятельностью [8].

Деятельностный подход связан с формированием у ребенка способа действий, в нашем исследовании действий, связанных с оптимизацией двигательных и мыслительных усилий, требующих активизации процессов памяти и внимания. Этот способ деятельности формируется в процессе включения ребенка в интегративный образовательный процесс на основе взаимодействия, сотрудничества и поддержки.

Деятельностный подход при реализации технологии ДДИ раскрывается через систему принципов.

- принцип активности связан с определением роли внутренней программы в актах жизнедеятельности организма. Он утверждает деятельность как активный, целенаправленный процесс. Активность сопряжена с психическими процессами личности, в первую очередь внимания, мышления, памяти, воли. Активность проявляется не столько в успешной адаптации личности к существующим реалиям, сколько в их преобразовании на основе субъектного опыта. Активность характеризуется не только выполнением действий по заданным образцам (способы выполнения движений, установленные правила, определенные условия действий), но и характером их применения, вариативностью использования в соответствии с меняющимися условиями. Активность связана со стремлением к самостоятельной организации игры, занятиям физической деятельностью.

Активность обеспечивается внутренним стремлением ребенка к достижению поставленной игровой задаче, направленностью на соблюдение выделенных условий реализации двигательной задачи, осознанностью выполнения движений;

- принцип интеграции предполагает взаимосвязь всех компонентов образовательного процесса, всех элементов системы, связь между системами. Интеграция как объединение в одно целое нескольких частей (Большой толковый словарь русского языка С.И. Кузнецова), как соединение, слияние, объединение (словарь русских синонимов), результатом которого является достижение единства и целостности, согласованности внутри системы (социологический словарь), определяет, с одной стороны, необходимость отбора содержания и средств на основе объединения направлений образовательной деятельности детей; с другой, нацеленность на интегративный результат педагогического процесса, выраженный в комплексных личностных характеристиках. В нашем иссле-

довании предусмотрено применение интегративных средств, обеспечивающих развитие двигательной и познавательной сфер формирующейся личности.

Принцип интеграции предполагает и тесное взаимодействие, интеграцию образовательно-развивающихся сред микросоциума и дошкольной образовательной организации. Микросоциум (города, сельской местности) характеризуется возможностью получения дополнительного образования в центрах развития, физкультурно-оздоровительных учреждениях, участием в общественных спортивно-физкультурных мероприятиях; физической активностью родителей и др.;

- принцип вариативности предполагает определенную позицию педагога, которая позволяет решать задачи, связанные с самореализацией каждого ребенка. Во многом это обеспечивается дидактическими материалами, предоставляющими возможность выбора, формами и видами усложняющихся заданий в соответствии с личностными предпочтениями, применяемыми технологиями. Степень вариативности определяется индивидуальным уровнем развития психических процессов, уровнем развития двигательных умений каждого ребенка, сформированностью двигательных качеств, планируемыми заданиями, спецификой проектирования двигательно-познавательного пространства. Вариативность применяемых двигательно-дидактических игр определяется степенью поддержания детского интереса к предлагаемым играм. При этом условия игры, умственные задания, способы выполнения движений, сами движения могут варьироваться;

- принцип постепенности и последовательности предполагает последовательное усложнение мыслительных задач и действий, повышение физической нагрузки в соответствии с возрастными особенностями и индивидуальными возможностями ребенка. Постепенность обосновывается особенностями запоминания, развития произвольности внимания. Постепенность обусловлена закреплением усвоенного материала, процессом поэтапного формирования умственных действий. Постепенность и последовательность запоминания обеспечивается внутренней эмоциональной включенностью ребенка в решение поставленной игровой задачи, что позволяет ребенку удерживать инструкцию до конца игры. Принцип постепенности связан с подбором игр в образовательном процессе. От простых заданий и несложных двигательных движений - к более сложным, требующим определенной мыслительной деятельности и предполагающим выполнение движений с определенной скоростью, точной координацией и т.д.

Принцип постепенности и последовательности раскрывается и через характер интеграции двигательно-умственной деятельности. Адаптивно-подготовительный уровень интеграции характеризуется подготовкой работы систем организма и предполагает выполнение физических упражнений с невысокой долей интенсивности и требующих незначительных умственных усилий. Последовательно-операционный уровень интеграции определяется использованием таких двигательно-дидактических игр, при которых наблюдается интенсивный характер выполнения действий в одной сфере, и малоактивный - в другой личностной сфере.

- принцип сотрудничества предполагает создание благоприятных условий для личностного развития, самореализации и самодвижения в развитии. Данный принцип связан с такой организацией жизнедеятельности детей, когда каждый ребенок уверен в поддержке со стороны взрослого, помощи со стороны других детей; организацией положительного эмоционального климата, атмосферы доверия, преобладания эмпатии в межличностных отношениях. Сотрудничество и поддержка необходимы для достижения поставленной цели, особенно в командных играх.

Реализация технологии двигательно-дидактической игры связана с организацией пространства взаимодействия, под которым мы понимаем условия для проведения игры; вид пространства, охватывающий человека и среду в процессе

Таблица 1

Последовательность деятельности воспитателя на этапах двигательно-дидактической игры

Этапы деятельности воспитателя Задачи Последовательность действий

Предварительный этап Выявление исходного уровня развития когнитивных процессов, общий уровень физического развития, выполнения физических упражнений/ знакомство с результатами вводной диагностики. Определение направления в развитии мыслительных и физических качеств. Диагностирование, наблюдение, планирование двигательно-ди-дактических игр, подбор физических упражнений, двигательных и умственных заданий к них. Определение этапов внедрения ДДИ.

Организационно-коммуникативный Создание пространства взаимодействия ДДИ. Организация проведения игры и ее контроля. Подбор или разработка дидактического материала, обеспечивающего проведение игры; объединение детей для ее проведения, объяснение правил игры, ее проведение. Наблюдение за деятельностью детей, внесение возможных корректировок по ходу выполнения действий (двигательных или мыслительных).

Рефлексивно-итоговый Подведение итогов игры с детьми. Анализ результатов игры. Обсуждение с детьми хода игры, определение трудностей, с которыми они столкнулись во время игры; внесение изменений в дидактические задачи как в сторону их усложнения, так и упрощения.

их взаимодействия, результатом которого выступает приращение индивидуальной культуры образующегося [9]. Педагогическое пространство рассматривается через такие понятия, как форма, система, среда. При этом можно выделить территориальный аспект, который можно рассматривать в качестве формы, характеризующийся размещением материальных объектов; аспект целостной сопряжённости элементов, под которым понимаются субъекты педагогического процесса, средовой аспект, раскрывающийся через взаимодействие микросред, обеспечивающих педагогическое взаимодействие [10]. Важно, чтобы у ребенка было и «пространство подвижности». Безусловно, размеры групповых комнат позволяют применять игры малой физической активности в помещении, но даже такие ограничения не являются препятствием для использования двигатель-но-дидактических игр, к примеру, на координацию действий. При этом важно контролировать безопасность поведения детей. Участок детского сада позволяет проводить утренние пробежки по периметру, организовывать туристские слеты, зарницы. Данные формы оздоровительно-патриотической работы вызывают детский интерес, стимулируют к выполнению заданий, развивая скоростные, силовые способности, точность выполнения, что, с одной стороны, определяется уровнем развития познавательных процессов и, с другой, влияет на их развитие. Пространство взаимодействия расширяется организацией секций, кружков.

Пространство взаимодействия двигательно-дидактической игры - это среда игрового взаимодействия ребенка с самим собой, с другими детьми, детей и воспитателя при решении мыслительной и двигательной задачи, достижения

Библиографический список

результата интегрированной деятельности в процессе диалога, принятия совместного решения, взаимопомощи. Пространство взаимодействия предполагает самостоятельную деятельность ребенка в выборе способа действия, в осмыслении поставленной задачи.

Технология двигательно-дидактической игры обеспечивается совокупностью последовательных действий воспитателя (табл. 1).

ДДИ успешно реализуется при соблюдении следующих педагогических условий:

- взаимодействие с детьми на принципах гуманизма;

- учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, специфики социокультурного окружения;

- учет уровня развития ребенка;

- готовность воспитателя (взрослого) к проведению развивающей игры;

- создание комфортной предметно-развивающей среды в дошкольной организации;

- создание ситуации успеха для каждого ребенка.

Реализация технологии строится на диагностической основе. Последовательность действий воспитателя обеспечивает развитие интереса детей к решению умственно-двигательных задач, поддерживает инициативу ребенка, его самостоятельность в принятии решения и выбора способа действия. Все это в целом помогает ребенку развиваться, совершенствовать физические и умственные способности.

1. Cotman C. & Berchtold N. Exercise: a behavioral intervention to enhance brain health and plasticity. Trends Neuroscience. 2002; № 25: 295 - 301.

2. Gomez-Pinilla F., Vaynman S. & Ying Z. Brain-derived neurotrophic factor functions as a metabotrophin to mediate the effects of exercise on cognition. European Journal of Neuroscience. 2008; № 28 11: 2278 - 2287.

3. Jeon Y. & Ha CThe effect of exercise intensity on brain derived neurotrophic factor and memory in adolescents. Environmental Health and Preventive Medicine. 2017; № 22 (1): 27.

4. Yamada K. & Nabeshima T. Brain-Derived Neurotrophic Factor/TrkB Signaling in Memory Processes. Journal of Pharmacological Sciences. 2003; № 91 (4): 267 - 270.

5. Бондаренко Е.В. Влияние двигательной активности на развитие психомоторных и познавательных способностей школьников. Автореферат ... кандидата психологических наук, Ставрополь, 2002.

6. Головкина А.А. Интеграция двигательной и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Автореферат ... кандидата педагогических наук. Шуя, 2002.

7. Щербакова Т. А. Целевое, содержательное и технологическое обеспечение интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста в процессе физического воспитания. Автореферат ... диссертации кандидата педагогических наук. Набережные челны, 2011.

8. Атанов Г.А. Деятельностный подход в обучении. Образовательные технологии и общество. 2001; № 4 (4): 48 - 55.

9. Пономарев РЕ. Образовательное пространство. Москва: МАКС Пресс, 2014.

10. Лескова И.А. Педагогическое пространство как пространство возможностей реализации субъектной активности студента в процессе обучения в вузе. Фундаментальные исследования. 2014; № 11 - 9: 2055 - 2060. Available at: http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=35895

References

1. Cotman C. & Berchtold N. Exercise: a behavioral intervention to enhance brain health and plasticity. Trends Neuroscience. 2002; № 25: 295 - 301.

2. Gomez-Pinilla F., Vaynman S. & Ying Z. Brain-derived neurotrophic factor functions as a metabotrophin to mediate the effects of exercise on cognition. European Journal of Neuroscience. 2008; № 28 11: 2278 - 2287.

3. Jeon Y. & Ha CThe effect of exercise intensity on brain derived neurotrophic factor and memory in adolescents. Environmental Health and Preventive Medicine. 2017; № 22 (1): 27.

4. Yamada K. & Nabeshima T. Brain-Derived Neurotrophic Factor/TrkB Signaling in Memory Processes. Journal of Pharmacological Sciences. 2003; № 91 (4): 267 - 270.

5. Bondarenko E.V. Vliyanie dvigatel'noj aktivnosti na razvitie psihomotornyh i poznavatel'nyh sposobnostej shkol'nikov. Avtoreferat ... kandidata psihologicheskih nauk, Stavropol', 2002.

6. Golovkina A.A. Integraciya dvigatel'nojipoznavatel'nojdeyatel'nostidetejstarshego doshkol'nogo vozrasta. Avtoreferat ... kandidata pedagogicheskih nauk. Shuya, 2002.

7. Scherbakova T.A. Celevoe, soderzhatel'noe i tehnologicheskoe obespechenie intellektual'nogo razvitiya detej starshego doshkol'nogo vozrasta v processe fizicheskogo vospitaniya. Avtoreferat ... dissertacii kandidata pedagogicheskih nauk. Naberezhnye chelny, 2011.

8. Atanov G.A. Deyatel'nostnyj podhod v obuchenii. Obrazovatel'nye tehnologii iobschestvo. 2001; № 4 (4): 48 - 55.

9. Ponomarev R.E. Obrazovatel'noe prostranstvo. Moskva: MAKS Press, 2014.

10. Leskova I.A. Pedagogicheskoe prostranstvo kak prostranstvo vozmozhnostej realizacii sub'ektnoj aktivnosti studenta v processe obucheniya v vuze. Fundamental'nye issledovaniya. 2014; № 11 - 9: 2055 - 2060. Available at: http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=35895

Статья поступила в редакцию 02.03.20

УДК 784.071.2:7.091.4

Novosyolov V.A., choirmaster, folk ensemble "Zolotye kupola" (The Golden domes), Medvezje Ozerskaya CKS (Shchelkovo, Russia),

E-mail: slava.novoselov2610@yandex.ru

SPECIFIC FEATURES OF TRAINING AND PARTICIPATION OF A FOLK SONG ENSEMBLE IN CONTEST EVENTS IN NOT NATIVE TOWNS. One of the

most important creative tasks for a folk song ensemble is a systematic participation in festivals and competitions on various levels. In order to conduct these activities director of such an ensemble should have certain competences. Therefore, taking part in the competition with other teams and ensembles requires a great amount of workload to be done. The ensemble director must commence the preparation with setting a goal, namely to participate in a festival or a contest, and studying an information letter about the event. After that, it is necessary to address the sponsors and organize a general meeting with all the participants. Besides the paperwork and application processing, it is necessary to organize and conduct the rehearsal work and the performance program. Implementation of stage includes the presentation of the program to the jury and other participants. The research paper is aimed to summarize the experience and to analyze our own observations of the creative processes in the adult folk song ensemble "Zolotye kupola", which works on the base of a cultural center of Medvezhje Ozera Village, Moscow Region. The author provides innovative methodological recommendations for young leaders and directors working with folk ensembles on supporting of a festival and contest activity of the group. These recommendations will help the unexperienced workers to avoid mistakes and minimize the risks of unsuccessful performances both in the local and side projects, making participation in such events for the ensemble members socially significant and memorable for many years.

Key words: complementary adult education, folk song, folk group, festival, contest.

В.А. Новоселов, хормейстер Народного коллектива, ансамбля народной песни «Золотые купола» МБУК ГОЩ «Медвежье-Озерская ЦКС»,

г.о. Щёлково, E-mail: slava.novoselov2610@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.